35 мм фокусное расстояние угол обзора

35 мм фокусное расстояние угол обзора

Поздравляю ветеранов с 9 мая! Спасибо за победу! —> Поздравляю всех фотолюбителей с Новым 2019 годом!

Поздравляю всех фотолюбителей со Старым Новым годом!

Фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте (ЭФР)

© Турицын Андрей

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это расстояние от оптического центра объектива до точки фокусировки (в мм), т.е. до плёнки (матрицы), где образуется резкое изображение объекта. Например, фокусное расстояние 50, или 120 мм. А в чём, собственно, разница? Разница заключается в выборе границ кадра. Посмотрим, какие снимки можно сделать из одной и той же точки съёмки: фотограф не перемещается, а меняет фокусное расстояние объектива (или меняет на фотокамере сами объективы).

фокусное расстояние 24 мм, 30 мм, 50 мм, 120 мм, 180 мм, 300 мм

съёмка велась с расстояния 15-17 метров (из окна 4 этажа обычной пятиэтажки), использовались 2 объектива: широкоугольный зум от Pentax, и длиннофокусный советский объектив Гранит-11м


фокусное расстояние 24 мм

фокусное расстояние 30 мм

фокусное расстояние 50 мм

фокусное расстояние 120 мм

фокусное расстояние 180 мм

фокусное расстояние 300 мм

В общем, всё не сложно: чем больше мы увеличиваем фокусное расстояние, тем больше мы приближаем объект фотосъёмки (или, наоборот, уменьшаем). Ещё проще: то, что более 50 мм, мы увеличиваем, всё что менее 50 — уменьшаем. И, совсем просто: фокусное расстояние 100 мм — это 2-х кратное увеличение, 180 мм — увеличение в 3.6 раза. Проще некуда. Но почему точкой отсчёта выбрано именно 50 мм? Принято считать — такое фокусное расстояние соответствует углу зрения человеческого глаза (на самом деле периферийное зрение глаз охватывает гораздо больший угол). А ещё считают, что стандартный объектив имеет фокусное расстояние 50 мм, поскольку это близко к диагонали плёночного кадра (43 мм). Не ищите в этом сложностей. Иногда их создают только для того, чтобы затем успешно преодолевать 🙂

Как узнать фокусное расстояние объектива

Это уже рассматривалось в статье «объективы», повторим для тех, кто зашёл сюда с других страничек. Как узнать фокусное расстояние? Очень просто. Фокусное расстояние указывается на оправе объектива, рядом указывается его светосила. На фотографии слева мы видим старый советский Гелиос 44к-4, который имеет фокусное расстояние 58 мм, а светосилу f2 (обозначена 1:2). Фокусное расстояние я указал на фотографии жёлтой стрелочкой.

Что ещё можно рассказать про объектив, глядя на его обозначения? Немного.

Эта модель Гелиоса имеет байонетное крепление «К» (пойдёт под зеркалку Pentax без всяких адаптеров), многослойное просветление, постоянное фокусное расстояние 58 мм, светосилу f2, посадочную резьбу для светофильтров — М52×0,75, сам объектив выпускался для фотоаппаратов Зенит с байонетом «К» на Красногорском механическом заводе, о последнем говорит значок призмы с преломлённым лучом. Можно, конечно, рассказать про данную оптику значительно больше, чем говорят её обозначения — но это выходит за рамки статьи про фокусное расстояние.

Что такое зум

Я уже упоминал в статье «Как выбрать фотокамеру» о том, что в магазинах нередко упоминают эту характеристику. Собственно, что такое зум? Зум — это объектив с переменным фокусным расстоянием, он же «трансфокатор», он же «вариообъектив» — названий много, а смысл один. А если точнее, полное отсутствие такового:) Например, имеем типичное фокусное расстояние объектива 28-55 мм. Делим 55 на 28 и получаем примерно цифру 2. Это значит 2х-кратный зум:) Цифра эта не несёт абсолютно никакой пользы, поскольку, например, объектив с переменным фокусным 100-200 мм тоже имеет 2х-кратный зум, но это совершенно разные объективы, с разным углом зрения и для совершенно разных задач. В этом плане полезной характеристикой является только фокусное расстояние, посему вернёмся к изучению оного, а маркетинговое слово зум забудем, или станем использовать его не для бессмысленных расчётов, а только для обозначения объектива-трансфокатора. Поэтому:

Зум — это объектив, имеющий переменное фокусное расстояние. И не более того!

Не зум является фикс объективом, он же фикс-фокал, он же дискретник. я ничего не упустил? Да! Он же объектив с постоянным фокусным расстоянием:) Фикс вы уже видели на картинке Гелиоса выше. Когда-то все объективы были фиксами, первые зумы появились в 60-х годах прошлого века, например, объектив Рубин 1ц, фокусное расстояние 37-80, светосила 2.8, являлся штатным объективом для фотоаппарата «Зенит-6».

Зумы того времени имели интересную характерную особенность — они не теряли фокусировку при изменении фокусного расстояния! Современные объективы лишены этого: увы, наводиться на резкость нужно каждый раз после зуммирования. А сделана эта гадость во имя удешевления продукции. Автофокус, конечно, помогает, но если необходима ручная фокусировка (а она бывает необходима!), то можно лишь позавидовать чудесам старинной механики (а главное — отношению к делу).

Фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте (ЭФР)

Различают два фокусных расстояния — реальное, и эквивалентное камерам 35 мм формата. Реальное указывается на объективе, эквивалентное в природе не существует, оно рассчитывается. Зачем такие сложности и для чего это нужно? Дело в том, что у плёночных камер (35 мм формата) размер кадра одинаков: 24 х 36 мм, и потому сравнивать их объективы было легко. Если у одной камеры фокусное расстояние объектива было 50 мм (стандартный полтинник), то объектив, скажем, в 28 мм называли широкоугольником, 70-100 мм — портретником, а свыше 100-150 мм — телефото (или длиннофокусный объектив). Деление это было условным, но оно было понятно и всех устраивало — у одних был более широкий угол зрения, у других более узкий. Собственно, и речь у нас идёт именно об угле зрения объектива, просто «нехорошие» фотографы путают новичка жуткими терминами: «фокусное расстояние», «эквивалентное фокусное расстояние», «ЭФР», «Кроп-фактор матрицы», просто «кроп», и прочей белибердой, имеющей лишь побочное отношение к углу зрения фотосъёмки, а значит и компоновке кадра 🙂 В общем, в эпоху 35 миллиметровой фотоплёнки было проще сравнивать объективы и заниматься фотографией, а не ерундой:)

Фотографы вообще несколько странные люди. Если спросить у них — в каких единицах измеряется светосила, то вместо однозначного ответа можно услышать довольно пространную речь об отношении фокусного расстояния к диаметру действующего отверстия объектива. Углы они измеряют не в градусах, а в миллиметрах, сам угол именуют фокусным расстоянием, а фотоплёнку называют 35-ти миллиметровой (и даже 135 мм) хотя размер кадра у неё. 36х24. Откуда взялись, чёрт возьми, эти 35 мм? Всё просто, не будем выдумывать новые стандарты, а лучше попытаемся понять старые.

Что такое 35 мм формат? 35 мм это ширина плёнки вместе с перфорированной частью.

Иногда 35 мм фотоплёнку обозначают как тип 135. Индекс 1 перед числом 35 в 1934 году ввела фирма Кодак, чтобы обозначить перфорацию (до этого плёнка была неперфорированной). Потом предлагались и другие форматы, но они не прижились: 35 мм фотоплёнка вытеснила всех. И лишь отдельную нишу занимают фотоаппараты среднего и большого форматов.

Однако, с приходом цифровых камер ситуация изменилась. Если бы у цифровиков размер матрицы был бы такой же — 24 х 36 мм, то сложностей в сравнении объективов не возникало. Но такой размер из цифровых фотоаппаратов имеют только очень дорогие зеркалки профессионального класса. Любительские зеркалки имеют размер матрицы меньше в 1.5-2 раза «полноразмерных», а цифрокомпакты — ещё меньше чем любительские. Подобные фотокамеры считаются не 35 мм формата и в зависимости от размера сенсора имеют обозначения APS-C, 4/3 и другие. Естественно, чем меньше матрица, тем меньше угол зрения объектива. Поэтому одно и то же фокусное расстояние стало невозможно сравнивать, если камеры имеют разный размер матриц. Во избежание путаницы решили ввести термин «эквивалентное фокусное расстояние» (ЭФР), т.е. фокусное расстояние для фотокамер 35 мм формата — чтобы сравнить с фотоплёнкой, имеющей ширину 35 мм и размер кадра 36х24 мм. На объективе, как правило, указывают реальное фокусное расстояние, а в руководстве пользователя можно узнать какому ЭФР он соответствует. Иногда это можно узнать в кратком описании камер в магазине.

. Фокусное расстояние одного и того же объектива не меняется при установке на камеру с меньшей матрицей — меняется угол зрения. Но, если хотите, изменилось фокусное расстояние всей системы (матрица + объектив).

ЭФР используют только для сравнения объективов фотокамер с разным кроп-фактором — сравнения по углу зрения. Терминология здесь такая: если объектив с фокусным расстоянием 50 мм установить на матрицу в 1,5 раза меньшую чем полнокадровая, то говорят, что ЭФР стало 75 мм — угол зрения стал таким же, как если бы фокусное расстояние было бы 75 мм. Получается вот что. Да, фокусное расстояние всей системы изменилось (у самих линз – нет!), но не изменились искажения в рамках данного объектива, поскольку они были «заточены» под 50мм, а не 75.

На меньшей матрице — при одном и том же фокусном расстоянии — кадр будет обрезан, а угол зрения меньше

Если известен размер матрицы, то эквивалент несложно рассчитать. Во сколько раз матрица фотокамеры меньше плёночного кадра, то на столько надо умножать реальное фокусное расстояние, чтобы узнать эквивалентное. Эту разницу (а точнее множитель), как правило, называют кроп-фактором матрицы. Например, зеркалки Nikon имеют размер матрицы 23.7 х 15.6. Если широкую сторону плёночного кадра (т.е. 36 мм) поделить на 23.7, то кроп-фактор (здесь под кропом имею ввиду соотношение сторон) будет примерно 1.5. Можно поделить и другую сторону: 24 на 15.6, будет тот же кроп. Это значит, что реальное фокусное расстояние, которое указано на объективе, нужно умножить на 1.5, чтобы получить эквивалентное. Например, китовый объектив (от английского KIT — комплект) для Nikon имеет реальное фокусное расстояние 18-55 мм. Умножаем 18 на полтора, и 55 на полтора, в итоге получаем 27-82 в 35 мм эквиваленте. И что это значит? Радуйтесь, это объектив-универсал — есть широкий угол для пейзажей, а на длинном можно худо-бедно даже портреты снимать! Жаль только, что у кит-а светосила слабая, но это уже совсем другой разговор.

. Эквивалентное фокусное расстояние используют для сравнения объективов фотокамер с разным кроп-фактором.

Т.е. когда матрица таких фотоаппаратов имеет неодинаковый размер.

Таблица кроп-факторов разных форматов фотокамер

Русское слово «множитель» давно заменили выражением «Кроп-фактор», видимо для придания своей речи диковинных заморских оттенков, типа, не подумайте, что я из рашен, я типа из штатов 🙂 Посмотрим множитель (или кроп) для типичных размеров светочувствительных элементов фотокамер:

КомпанияОбозначениеРазмер ммКроп
ФЭДплёнка 35 мм36 мм x 24 мм1
Nikon«APS-C»23.7 x 15.61.5
Pentax«APS-C»23.5 x 15.71.5
Sony«APS-C»23.6 x 15.81.5
Canon«APS-C»22.3 x 14.91.6
Olympus4/318.3 x 13.02
компакт1/1.87.2 x 5.34.8
компакт1/2.55.8 x 4.36.2
компакт1/3.24.5 x 3.48

Что касается компактов, то они имеют матрицы в 4-8 раз меньше, чем размер плёночного кадра! Например, типовая матрица 1/2.5» имеет размер по широкой стороне 5.8 мм, т.е. в 6.2 раза меньше 36 мм стороны плёнки. Объектив такой камеры с фокусным расстоянием, например, 5.6 — 17.7 мм, будет соответствовать 35 — 110 мм ЭФР. Возьмём зеркальную фотокамеру с кропом 1.5 и объективом, на котором промаркировано фокусное расстояние 16 — 45 мм. После умножения на 1.5 получаем эквивалентное фокусное расстояние — оно будет 24 — 67 мм. Теперь можно сравнить объективы этих фотокамер — у данного компакта более длиннофокусный объектив, а у зеркалки с более широким углом. Как ни крути, а все размеры долго ещё будут сравниваться с 35 мм фотоплёнкой!

Фокусное расстояние и типы объективов

А если точнее, эквивалентное фокусное расстояние, виды фотосъёмки и угол зрения объективов для 35 мм фотокамер. Вот здесь мы чётко видим, насколько бессмысленно слово зум, а точнее кратность зума:) Фокусное расстояние рулит!

фокусное
расстояние
объективцели фотосъёмкиугол зрения
4 — 16 ммрыбий глазпейзаж, арт, специ-
фические ландшафты
180° и более
10 — 24 ммсверх-
широкоугольник
интерьер, пейзаж, намере-
нное искажение пропорций
84 — 109°
24 — 35 ммширокоугольникпейзаж, архитектура,
стрит-фотография
62 — 84°
50 мм (35 — 65)стандартныйпейзаж, портрет, макро*
и всё что угодно!
46° (32 — 62)
65 — 300 ммтелеобъективпортрет, спорт
природа, макро*
8 — 32°
300 — 600
и более мм
супер-
телеобъектив
животные и спорт
издалека
4 — 8°

* макросъёмка больше зависит от спецсвойств объектива, чем от фокусного расстояния.

Например, широкоугольником хорошо снимать пейзаж: у такой оптики глубина резкости выше, а на широком угле съёмки больше влезет). Широкий угол важен в пейзаже, в квартире, архитектуре, городе, в любом ограниченном и неограниченном пространстве, и везде где требуется подчеркнуть экспрессивность или динамику сюжета. А телеобъективом удобно увеличивать, т.е. приближать труднодоступный объект съёмки. Например, морду льва на воле и во весь кадр:) Широкоугольник имеет фокусное расстояние менее 35 мм, стандартный 35-65 мм, телеобъектив — от 65 до 300 мм и даже выше.

А универсал может иметь их все в одном флаконе, например, 24-200, 35-105, 28-116 мм и т.д., что и является его главным достоинством. Недостаток всех универсалов — они уступают специализированному (например, телеобъективу) как правило, по светосиле, либо по максимальному фокусному расстоянию, либо по цене (при одинаковой светосиле цена будет выше), либо по качеству.

Простая (проще некуда!) картинка слева поможет усвоить всё вышесказанное об угле зрения различных объективов. Мы наглядно видим, как фокусное расстояние изменяет угол охвата кадра, т.е. снимаемой сцены, или сюжета. Деление это, конечно, весьма условно. Длиннофокусным телевиком снимают и пейзажи, а широкоугольником — всё, вплоть даже до портретов.

Понятно, что выбор объектива всегда зависит от задач, творческих пристрастий и даже настроения фотографа. Начинающие могут взять большой зум с охватом 28-200 мм (или 24-1000 мм, есть даже и такой!), и получить в итоге огромный выбор фокусных расстояний, тут тебе и широкоугольник + стандартный + телевик + очень большой телевик, и всё счастье в одном флаконе.

Действительно, зачем заморачиваться подборкой килограммов дополнительной оптики! Однако минусом такого выбора является маленькая светосила (особенно на максимальном фокусном расстоянии), и оптические искажения (аберрации), увы, подобные минусы есть у всех больших зумов.

Фокусное расстояние и аберрации

Чем больше разница между широким углом и длинным, тем сильнее оптические искажения всех родов, называемые аберрациями. Инженеры сводят их к минимуму путём добавления в оптическую схему низкодисперсионных и асферических линз, но тогда и вес и цена объектива будут гораздо выше. Причём до конца аберрации так и не устраняются, их просто делают менее заметными, настолько, насколько это возможно. Поэтому универсальный объектив, решая одни задачи, порождает новые:)

Лучшим в этом плане будет фикс — объектив, имеющий фиксированное фокусное расстояние (оно у него одно единственное). Искажения в таком убрать проще, чем в зуме. Кроме того, фиксы отличаются большей светосилой, меньшими габаритами, и самым достойным соотношением цена/светосила. И, тем не менее, охват сразу нескольких фокусных расстояний (что и делает универсал), притягивает многих…

Имеется три основные группы аберраций: дисторсия (геометрические искажения), хроматические аберрации (цветовые искажения) и, наконец, дифракция (потеря резкости на сильно зажатых диафрагмах). Самым типичным примером для широкоугольного объектива является дисторсия. Чем шире угол и размах зума, тем больше т.н. бочкообразная дисторсия (если не исправлять её дополнительными линзами). Чтобы яснее представлять эту штуковину, смотрим картинку.

Очень кривая по краям фотография присуща, конечно, недорогим объективам, либо оптике типа «рыбий глаз», но не кривым рукам. Хотя… как сказать, случаи бывают разные. Например, кривые руки не в состоянии исправить дисторсию ни в Фотошопе, ни в любом ином графическом редакторе!

Ниже пример геометрических искажений (бочкообразная дисторсия) весьма дорогого фикс-объектива Pentax DA 15mm f/4 AL Limited по сравнению с широкоугольным зум-объективом Pentax DA 16-45 мм f/4 ED AL. Пара тестовых снимков была сделана метров с двух, с одинаковыми настройками, и на самом широком угле. Разница заключалась лишь в фокусном расстоянии: у фикса оно единственное — 15 мм, а у данного зума самое широкое — 16 мм, что равно, соответственно, 23 и 24 мм в ЭФР. Снимки лучше увеличить и смотреть дисторсию по краям.

фокусное расстояние 15 мм (ЭФР 23 мм), Pentax 15mm f/4 Limited

фокусное расстояние 16 мм (ЭФР 24 мм), Pentax 16-45 mm f/4

Чем шире угол, тем больше дисторсия. Поскольку у Limited фокусное шире, то ожидалось, что искажений будет несколько больше, или, во всяком случае, разгорится борьба. Но её не получилось: фикс победил безоговорочно! Геометрические искажения у него минимальны, а у Pentax 16-45 налицо, что для любого зума вполне ожидаемо (а для зума этого класса вполне приемлемо).

При прочих равных, по цене самыми дорогими являются объективы с широким углом, и, конечно, длиннофокусные (телеобъективы). Но особенно дорогими из них будут светосильные, и, разумеется, пылевлагозащищённые профессиональные объективы с ультразвуковыми моторчиками и уменьшенными оптическими искажениями. Как правило, такие объективы большие и тяжёлые, поскольку для устранения аберраций имеют больше линз в оптической схеме.

Меньшие искажения дают объективы с фокусным расстоянием небольшого диапазона «вокруг» 50 мм, их ещё называют «стандартные», или «нормальные». В стандартные, кроме зумов, входят ещё и некоторые фиксы, например, «полтинники» (фокусное расстояние = 50 мм). Искажения у таких фиксов самые минимальные, а недостаток один (и весьма существенный!) — нет зума. 🙂

Одна из типовых схем фикс — объектива. Линзы разнообразной формы
предназначены для устранения искажений.

Нелишне упомянуть, что кроме фокусного расстояния объективы могут подразделяться на макрообъективы и портретники. Искажения первых убраны в минимальной дистанции фокусировки, а вторых в «портретной» зоне (в районе 1.5-2-х метров).

Нужно помнить, что на кропнутой зеркалке (формат APS-C) нормальным (или стандартным) будет фокусное расстояние не 50, а 30-35 мм. Кто не понял, читаем ещё раз про эквивалентное фокусное расстояние 🙂 Если и после этого будет непонятно, тогда советую выбрать полнокадровый фотоаппарат, там реальное фокусное равно эквивалентному, и вам не придётся пересчитывать одно в другое 🙂

Самые широкоугольные компактные фотокамеры.

Какое же минимальное фокусное расстояние бывает у цифровых фотокамер с несменным объективом (т.е. у компактов)? В ЭФР широкий угол большинства моделей начинается с 35-38 мм, т.е. не такой уж он и широкий. Есть и с большим углом обзора, например, Nikon Coolpix 5400 — минимальное фокусное расстояние 28 мм, некоторые модели Панасоников имеют ещё меньшее фокусное расстояние, например, Panasonic Lumix DMC-FX37 — 25 мм. Но таким широким углом уже никого не удивишь.

Но есть компакты с действительно широкоугольной оптикой: фокусное расстояние 24 мм (и даже ещё меньше!). Начиная с 2010 года я провёл опрос, который выглядел так:

«Если кто знает компактную камеру с более широким углом (с меньшим фокусным расстоянием в ЭФР) — присылайте название модели, я укажу её на сайте.»

Вот фамилии приславших (как и обещал):

Юрій Дзюбина с Украины, Сергей Баум из Москвы, Афонасенков Евгений из Волгограда (указал 2 камеры), автор этого сайта (ну как же себя не упомянуть?), Ельцов Роман из Ярославля, не пожелавший назваться «shifted» и Андронов Андрей из Волгоградской области.

Но с тех пор появилось множество компактов, имеющих фокусное расстояние 24 мм., поэтому я не буду перечислять все модели, названия которых сообщили для сайта его читатели. Но пару запомнившихся камер всё же укажу.

Samsung EX1, фокусное расстояние 24 мм, матрица 1/1.7″, 10 Мп, светосила f1.8 — f2.4, ручные настройки, вес 160 г. Фотокамера с очень приличной светосилой и немаленькой для компакта матрицей! А стоит фотоаппарат примерно 100 рублей за каждый грамм:)

KODAK EASYSHARE V570 с двумя встроенными в корпус объективами(!). Широкоугольный фикс — фокусное расстояние 23 мм, светосила f2.8. Второй объектив — зум, имеющий фокусное расстояние 39-117 мм, и гораздо более слабую светосилу: f3,9-f4,4. Этот двуглавый цифровик имеет ещё и 2 матрицы, а вот таких настроек как выдержка и диафрагма, похоже, нет. Но решение оригинальное. Вес 125 г. Мог быть ещё легче и дешевле, если оставить 1 широкоугольный фикс, а зум убрать — получился бы отличный пейзажник с идеальным соотношением цена/качество!

Но есть ещё более короткое фокусное расстояние.
Найден угол ещё шире: 21 мм!

26.02.2011 г. Фотокамера Casio TRYX. Фокусное расстояние 21 мм ЭФР, размер матрицы 1/2.3″, 12 Mп, светосила — f2.8. Указал некто shifted.

31.07.2011 г. Найден ещё 1 компакт с таким же углом! Фотоаппарат Samsung WB210. Фокусное расстояние объектива 24-288 мм, но в спецрежиме выдаёт 21 мм ЭФР. Размер матрицы 1/2.3″, 14 Mп, светосила — f2.9-f5.9 (и f3.4 в режиме 21 мм). Указал камеру Андронов Андрей, Волгоградская область.

28.08.2013 г. Найден компакт с ещё более широким углом! Фотоаппарат LUMIX DMC-FZ72. Фокусное расстояние объектива 20-1200(!) мм, видимо, самый большой в мире суперзум (60х). Размер матрицы 1/2.3″, 16.1 Mп, светосила — f2.8-f5.9, ручные настройки, вес: 606 г. Указал камеру Виктор, Кемерово.

На 2013 год самое широкоугольное фокусное расстояние из компактов
имеет LUMIX DMC-FZ72 — 20 мм в ЭФР!

Вот так все вместе мы ищем и найдём самый широкий угол!

Прошло 5 лет, а более широкий угол чем 20 мм так и не найден (возможно, это предел для компактных камер). Однако, пришло письмо о ещё одном фотоаппарате c ЭФР 20 mm.

04.04.2018 г. Фокусное расстояние объектива 20 мм с углом обзора 94°. Фотоаппарат FC330 в составе квадрокоптера DJI Phantom 4. Размер матрицы 1/2.3″, 12.4 Mп, светосила — f2.8. Указал камеру некто, пожелавший остаться инкогнито.

На 2018 год самое широкоугольное фокусное расстояние 20 мм в ЭФР из компактов
имеют всего лишь 2 камеры упомянутые выше.

Послать письмо автору можно на странице
отправить письмо

Вы находитесь на страничке «фокусное расстояние». Я понимаю, как бывает тяжело вспоминать страничку с которой сюда зашли, и заново перечитывать её сначала до того самого места, с которого сюда попали:) Подсказки ниже:

Назад в раздел Объективы — в то место, где читали
Назад в раздел Учебник фотографии — откуда сюда попали
Назад в раздел Как снимать пейзаж — в то место, где были
Назад в раздел Как выбрать фотокамеру — туда, откуда кликнули

Фокусное расстояние в 35 мм формате. ЭФР. Эквивалент 35 мм
© Турицын Андрей

Главные причины, чтобы купить универсальный 35 мм объектив

История появления роскошного 35-миллиметрового объектива уходит корнями во времена становления фотографии. Это один из лучших среди, когда-либо созданных, объективов с блестящим фокусным расстоянием, которое применимо для любой фотографии. Будь то на полнокадровой или «кропнутой» камере этот объектив имеет собственное дополнительное значение.

35 мм оптика доминирует не только в мире фотографии, но и в кино. Во времена пленочных фотокамер «35-ти миллиметрам» соответствовала ширина используемой пленки. Позднее этот формат был адаптирован для фотосъемки и с тех пор не терял популярности.

Во времена Первой мировой войны 35 мм широко использовался в камерах Leica, на которых в основном делались выдающиеся военные кадры.

А теперь, давайте рассмотрим различные факторы, которые говорят в пользу этого объектива.

Чем полезен 35-мм объектив?

В этой статье мы перечислим основные причины, по которым вам стоит обзавестись 35-мм объективом, если его у вас пока нет:

· Это идеальный вариант для съемки во время прогулки, если вы хотите фотографировать все, что видите.

· Он гораздо более универсален, чем любой другой вариант оптики. Также превосходит 50 мм линзу, так как с ним вы получаете более широкую и разнообразную перспективу.

· Такой тип оптики дает достаточно широкоугольный охват на полном кадре, а также на камере с «кропнутой» матрицей.

· При диафрагме f/1.4 этот объектив самый светосильный в своей категории, и при широко открытом отверстии пропускает большое количество света. Поэтому он хорош при съемке в сложных условиях с недостаточным освещением.

· Фокусное расстояние в 35 мм так и притягивает вас к объекту съемки. Поэтому он подойдет, как для уличной фотографии, так и для портретной съемки, когда предмет становится особенно важным.

· Этого объектива вам может быть достаточно и для съемки пейзажей.

· С этим объективом вы можете близко подобраться к объекту фотосъемки, поскольку минимальное расстояние фокусировки здесь составляет гораздо меньшее значение, чем на других объективах с диапазоном фокусных расстояний выше 35 мм.

· Это миниатюрная линза с небольшим весом, то есть она вас не особо обременит, и вы практически всегда сможете взять ее с собой.

· Такой объектив, как правило, наиболее часто-используемый и быстро-самоокупающийся.

· При диафрагме f/1.4 он позволяет создавать превосходные портреты с чудным боке.

· Имеет большую максимальную диафрагму, продается по недорогой цене и имеет многоцелевое применение.

Примеры удивительных изображений, снятых 35 мм объективом:

Фото: Emmanuel Smague

Фото: Peter Levi

Фото: Dimitris Makrygiannakis

Фото: Dido Mihajlov

Фото: Nicolas Bouvier

Фото: Peter Levi

Фото: Tommy Oshima

Фото: Jan Scholz

Фото: Frank Scallo

Фото: Nicholas Lau

Фото: Erik Witsoe

Интересное видео о 35 мм объективах :



БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

Соответствие фокусных расстояний объектива углам обзора

Привожу полезную таблицу соответствий фокусных расстояний объектива углам обзора для 35мм камеры.

С помощью этой таблицы можно высчитывать кратность необходимой широкоугольной насадки, например.

Пример расчёта

Про кратность фильтров.
Угол зрения можно посчитать.

Например, у вас 50мм объектив (можете посчитать для того объектива, который у вас реально стоит) на вашем Panasonic G2 (кроп-фактор 2.0). Угол обзора 50мм объектива на полнокадровой камере равен 45 град.

Получается у вашей камеры за счёт кроп-фактора угол обзора как у 100мм объектива (24,5-25 град).

За счёт конвертера 0.5х вы можете получить угол обзора как у 50мм объектива (100мм*0.5х), т.е. 45 град.

Отсюда же вы можете посчитать какой вам нужен конвертер, чтобы получить фишай на вашей камере. Кратность конвертера = 25/180 = 0,13х

45 град — угол обзора 50мм объектива на 35мм камере
у вас кроп 2.0, значит угол обзора в 2 раза меньше, как у 100мм объектива = 25 град
А мы хотим получить 180град, чтобы был фишай. Значит ищем коэффициент насадки = соотношение между тем углом обзора, который сейчас и который хотелось бы получить = 25/180 = 0,13

Таблица соответствий фокусное / угол обзора

Универсальный фикс для всего: 35мм

Многие фотографы хотят иметь в своем арсенале техники один удобный объектив для всего-всего, чтобы иногда ходить налегке, без тяжелого рюкзака, или вовсе отказаться от всех линз в пользу какой-то одной. Первым на ум приходит мысль о каком-то универсальном зуме, например Nikkor 24-120 f/4 или Canon 24-105 f/4 L, объективы содержат весь удобный диапазон, от широкоугольного до теле, но они большие, тяжелые, и что самое главное, не светосильные. Есть, конечно же, традиционные репортажные зумы 24-70 с диафрагмой f/2.8, но они зачастую еще тяжелее, и что самое главное, дороже. Но что если посмотреть в сторону фиксов?


Универсальные зум-объективы выглядят массивно в любой системе

Объективы без зума легче, светосильнее, резче и дешевле. Но зато мы теряем некую универсальность. Но а так ли она важна? Ведь, если мы не имеем возможность менять фокусное расстояние на ходу, мы начинаем отходить дальше, подходить ближе, ищем интересные ракурсы, и больше думаем над композицией кадра. В итоге фотографии часто получаются интереснее. Добавим сюда еще и меньшую глубину резкости из-за большей светосилы. Но какое фокусное самое удобное? Тут мы придем к тому, что написано в заголовке этой статьи — 35мм.

Немножко истории. Фокусное в 35-миллиметров уходит корнями во времена становления фотографии. Это один из лучших среди, когда-либо созданных, объективов с блестящим фокусным расстоянием, которое применимо для любой фотографии. Но откуда вообще взялась цифра 35мм?

Эра этих объективов началась тогда, когда в обиход вошли фотоаппараты с традиционной пленкой типа 135 — шириной 35 мм. Первопроходцем стала знаменитая Leica в конце 1930-х годов. Именно при такой ширине пленки, объектив с фокусным в 3,5 сантиметра давал угол зрения в 63 градуса. Это было шире, чем имеющиеся тогда «нормальные» объективы с фокусным 50-мм и углом обзора примерно в 45 градусов. С тех пор широкоугольники с фокусным 35 мм и стали всемирно признанными. И действительно, они подходят для любого жанра фотографии. Например, вся Вторая Мировая война фронтовыми фотокорреспондентами была зафиксирована как раз на узкую 35-мм пленку 35 мм объективами.

Так в чем же причина такой большой популярности «тридцатьпятки» в те времена? В том, с чего началась эта статья — с удобства, а также ряда особенных свойств. Начнем по порядку.

Оптическая конструкция линзы с таким углом обзора может быть очень компактной и простой, а значит и дешевой. Например, объектив Canon EF 35mm f/2 весит всего 155 грамм при длине чуть меньше шести сантиметров. С таким легким объективом камера будет занимать очень мало места, и с ней будет удобно гулять. А камера Sony A7 со 120-граммовым объективом Zeiss Sonnar 35mm f/2.8 вообще уместится в любой карман.


Современный 35-мм объектив от Canon со встроенной стабилизацией изображения


Светосильный объектив от Carl Zeiss для камер Sony A-серии


Бывают и компактные камеры со встроенными 35-мм объективами, например, этот Fujifilm x100s

В отличие от традиционного «полтинника», на 35мм можно снимать не только портреты, ширины угла уже хватит и для ландшафтной съемки, объектив более удобен в уличной съемке, именно поэтому таким фокусным пользовался один из основоположников стрит-съемки — знаменитый фотограф Картье-Брессон. Грубо говоря, объектив находится в золотой середине между традиционными портретными 50мм и широкоугольными объективами с уже довольно-таки большими перспективными искажениями.

Автор этой статьи тоже влюблен в это фокусное, и в своей последней поездке по Канаде не расставался со своим объективом Zeiss Distagon 35mm f/1.4, снимая улицы городов Торонто, Квебек и Ванкувер:

Еще одна особенность оптической схемы «тридцатьпятки»: все объективы имеют очень маленькую минимальную дистанцию фокусировки — гораздо меньше, чем на тех же «полтинниках». А в сочетании с высокой светосилой можно размывать фон практически в «молоко», как на длиннофокусных линзах, но имея более привычную для глаз перспективу:

Но одно из самых приятных особенностей — это очень приятная, глубокая перспектива при съемки портретов. Именно антураж позволяет показать в кадре атмосферу событий происходящих вокруг снимаемого человека. Кадр, снятый на такой объектив, создает историю, которую зрителю намного интереснее смотреть целиком в одном кадре, нежели просто видеть портрет, ограниченный рамками кадра.

Если съемка ведется на открытых диафрагмах, то создается даже кинематографический антураж, отделяя модель от фона и в тоже время оставляя детали этого фона читаемыми.

Конечно, для классической портретной съемки этот объектив не подходит, слишком сильно выраженные дисторсии и искажения, особенно при съемки лиц крупным планом. Но это достоинство можно использовать и во благо, например в репортаже и любом жанре, где кроме героя вам важна атмосфера вокруг.

Сейчас на рынке 35-мм объективы представлены абсолютно в каждой системе и в нескольких вариантах — и компактные модели для путешествий, и массивные светосильные линзы с диафрагмой f/1.4 и даже f/1.2! И макро-объективы, и со стабилизацией для съемки видео. Настолько широкую нижу занимает этот фикс.

В заключении хочется попросить обязательно попробовать поснимать на такое фокусное, если вы еще не пробовали этого. Кому-то возможно он и не придется по душе (можно подумать, что 35мм — «ни рыба, ни мясо», и как ширикоугольный, не достаточно широк, и для портретного объектива слишком много искажений), ну а кто-то влюбится, и больше не будет снимать линзу с камеры.


источники:

http://cameralabs.org/3636-glavnye-prichiny-chtoby-kupit-universalnyj-35-mm-ob-ektiv

http://evtifeev.com/sootvetstvie-fokusnyih-rasstoyaniy-obektiva-uglam-obzora

http://www.fotosklad.ru/expert/photo/article/universalnyy-fiks-dlya-vsego-35mm.html