Age of empires iv обзор

Обзор Age of Empires 4 — После стольких лет?

16 лет. Именно столько разделяет третью и четвертую части серии Age of Empires. Можно сказать, что прошло целое поколение. Те, кто в юном возрасте играл в Age of Empires 3 и поражался технологичностью картинки, сейчас, скорее всего, имеют своих собственных детей, которые растут по совсем другим стандартам. Раньше не играл в стратегии только слабак, а сейчас многие даже не знают, что такое настоящая стратегия в реальном времени. За это время даже сменился акцент с основной геймерской платформы в виде ПК в сторону мобильных решений в виде планшетов и смартфонов.

В общем, сейчас мы постараемся понять, нужна ли нам 4-я часть легендарнейшей серии, покорившей сердца большинства геймеров 2000-х, в 2020-х, когда игровые стандарты совсем другие.

Ну, во-первых, нужно выяснить, что такое серия Age of Empires и за что ее любили. Первоначально акцент был сделан на развитии первых цивилизаций от каменного века к железному веку, а затем к многочисленным аспектам войны Средневековья, вплоть до европейской колонизации Америки. И все это было подано достаточно простым для обычного геймера путем: стройте базу и уничтожайте всех. Игрока, особенно в третьей части, не особо загружали экономическими аспектами. Акцент в серии делается на ламповую атмосферу, крутой баланс между сложностью и наслаждением и переходами от темных веков до эпохи Возрождения.

Задача у четвертой части серии была просто неблагодарная — удержать старую аудиторию и найти новую. Это было самое сложное при разработке игры, о чем нашему сайту поведали в эксклюзивном интервью разработчики. В новой части нам дана возможность возглавить одну из 8 детально воссозданных средневековых цивилизаций со всего света — от Англии до Китая и Делийского султаната.

Новое — хорошо забытое старое?

Age of Empires 4 пытается, с одной стороны, оставаться прочно привязанной к традиции RTS, а с другой — предлагает небольшие вариации, которые модернизируют игровой процесс, чтобы сделать его более привлекательным для новичков.

Да, хочется сразу сказать, что музыка в четвертой части играет теми же нотами и задевает правильные струнки души, за что нельзя не сказать спасибо, ведь фирменный саундтрек — это тоже неотъемлемая часть визитной карточки серии. В общем, в плане звука ребята ничего не испортили и, к счастью, не стали выдумывать чего-то нового.

В игре изменился интерфейс — он стал более понятным, структурированным и продуманным. В игре также появились ежедневные задания, очки опыта, прокачка уровня профиля в главном меню, что подталкивает игрока изучать все стороны игры.

Самое значительное нововведение — это документальные фильмы, которые мы смотрим на протяжении прохождения миссий различных кампаний (более 30 миссий), которых всего 4 — можно примкнуть к Жанне д’Арк, чтобы победить англичан, можно покорить Азию, возглавив монгольские орды Чингисхана. Также есть “Восход Москвы”, посвященная становлению Великого княжества Московского. Ролики снабжены очень интересными деталями, которые порадуют всех, кто увлекается историей. Все это происходит на протяжении примерно пяти веков истории, сохраняя при этом довольно классическую формулу для жанра.

В атаку!

Игровой процесс Age of Empires 4 не сильно отличается от обычных стратегий в реальном времени и от непосредственно серии Age of Empires — нужно добывать ресурсы (пища, древесина, камень, золото), возводить за счет них различные сооружения (защитные, экономические, наступательные, продовольственные), после этого обучать людей и идти уничтожать врага. Начинаем мы развитие с нескольких крестьян и постепенно прокачиваемся до Имперской эпохи с лучшими видами войск и зданий. Кстати, чтобы перейти в новую эпоху, теперь нужно построить одну из двух достопримечательностей на выбор — замки, монастыри, аббатства. Помимо этого, каждое здание дает определенный бонус для цивилизации.

В игре присутствует 8 цивилизаций, каждая из которых обладает своей особенностью и значительно отличается друг от друга — во второй части серии цивилизаций было больше, однако это говорит только о том, что в Age of Empires 4 разработчики сконцентрировались на том, чтобы сделать максимально уникально каждую цивилизацию. Например, Монголы могут перемещать все постройки, включая Городской центр (здание, с которого начинается игровой процесс), но у них нет возможности возводить стены или укрепления. Благодаря этому геймплей этой части и, например, второй, все-таки различаются.

Кстати, в игре присутствует крутой режим “Искусство Войны” — здесь игроков обучают азам с помощью различных испытаний и наград. В это очень интересно играть, а, что самое главное, полезно, ведь вас обучат всему, что нужно делать на поле боя.

В любом случае, главная заруба начинается в матчах против реальных соперников — игра поддерживает сетевые игры до 8 участников (ИИ или реальные игроки). Здесь происходит настоящая проверка баланса игры — вас могут сразу начать пушить, могут отбирать месторождения ресурсов. Вы должны четко понимать преимущества своей цивилизации, чтобы побеждать в мультиплеере. Сразу скажем, чтобы побеждать в схватках против игрока, нужно очень быстро все делать и параллелить процессы.

Темная эпоха

Риск заскучать после завершения четырех кампаний остается, и его следует максимально снизить, а обещанная поддержка модов на 2022 год может стать отличным способом избежать этого.

Однако пока что поддержки модов нет, но есть кусачая цена — стоит игра 2 499 рублей. Это достаточно много для игры, за основу которой взята старенькая Age of Empires 2. Помимо этого, нету и русской озвучки, хотя субтитров достаточно. Стоит также сказать, что юниты Руси разговаривают на древнерусском и со временем их речь меняется на более современную, что очень круто.

На первый взгляд может показаться, что в игре мало новых решений, однако это скорее финальная точка в развитии серии и подготовка игроков к чему-то кардинально новому. Эта часть является удобным способом для новичков ознакомиться с серией Age of Empires, а также грамотной попыткой пересадить всех олдовых фанатов со старых частей на четко проработанную Age of Empires 4. Скорее всего, скоро мы увидим новую франшизу, очень похожую на серию Age of Empires, но уже для действительно новой аудитории с современным подходом и экспериментами.

Плюсы:

  • Кампании, похожие на качественные документальные фильмы
  • Интересно различающиеся между собой цивилизации
  • Правильное музыкальное сопровождение
  • Классический геймплей с некоторыми усовершенствованиями
  • Улучшенный интерфейс
  • Режим “Искусство Войны”

Минусы:

  • Проблемы с оптимизацией
  • Графика и анимация выглядят устаревшими

Вывод: если отбросить некоторые недочеты, это отличное финальное видение классической серии Age of Empires.

Обзор Age of Empires 4. Пляска на костях или глоток свежего воздуха?

Age of Empires увидела свет в 1997 году. Первая часть серии стала одним из прародителей всех исторических стратегий и по праву является одной из лучших игр своего времени. Между выходом третьей и четвертой игры прошло шестнадцать лет, за которые вполне можно было предположить о безвременной кончине франшизы. Однако Age of Empires 4 придает твердой уверенности в том, что «Эпоха Империй» жива, здравствует и будет здравствовать. Как минимум, еще какое-то время.

Для того чтобы сыграть в Age of Empires 4, не нужно наверстывать предыдущие. Сюжетно они никак не связаны, а механический пласт можно освоить прямо на месте. В разных частях представлены разные эпохи, и четвертая больше всего походит на вторую — в них показан период ранне-среднего средневековья. Ну, знаете, те старые добрые времена, когда Русь раздирали междоусобицы, велись Крестовые походы и все такое. Отличное было время, и одно из самых интересных для освещения в любом медиапродукте.

Age of Empires 4 не даст заплутать. Она за ручку проведет новичка по всем игровым аспектам, и даже во время игры в зависимости от опыта игрока будет давать ему подсказки

Начнем с основ. Это историческая стратегия в реальном времени. Как и предыдущие выпуски серии, четвертая «Эпоха Империй» погружает игрока в определенную эру, давая возможность сперва пройти несколько исторических кампаний за разные государства, а затем отправляет воевать в мультиплеерные баталии. Все предыдущие одиночные продукты под брендом AoE, включая экспериментальную Age of Mythology, придерживались этого незамысловатого костяка, и четвертая часть исключением не стала.

Как и положено любой более или менее комплексной игре, в которой для победы необходима не только реакция, но и немного прокачанный интеллект, игрока с порога отправляют обучаться премудростям местного геймплея. Во всех номерных частях серии принципы развития были идентичными друг другу, и в «четверке» все осталось по-прежнему. На фоне истории о превращении небольшой деревушки в укрепленный город и выдворении с его территорий врагов-оккупантов будут раскрыты основы постройки и развития поселения, укрепления фортификаций, найма и улучшения боевых единиц, а также ведения боя.

Первые шаги в освоении игры

По умолчанию у игрока есть лишь стартовое главное здание — ратуша или городской совет — и несколько готовых трудиться во славу родины крестьян. Рабочие эти весьма универсальны: они и деревья нарубят, и камня с золотом наколют, и оленя поймают, и зерновые поля обработают; построят и дряхлую хижину, и королевский замок. Даже отпор врагу могут дать, если по какой-то причине не осталось защитников покрепче. Грамотно управляя крестьянами, игрок должен отстраивать жилища, производственно-экономические, защитные и военные сооружения.

Жилые дома увеличивают лимит нанимаемых единиц живой силы. Производственные — помогают лучше и быстрее собирать ресурсы. Защитные — угадайте, что они делают — это стены и башни. Военные — тоже вполне очевидные: казармы, стрельбища, конюшни и иже с ними. При правильной балансировке игрок должен одновременно и не оставаться на нулях в плане ресурсов (пища, дерево, золото, камень), но и не допускать их застоя, ведь нереализованные вовремя средства — это огромная фора для противника. Стараясь не заигрываться в исключительно экономический симулятор, необходимо как можно скорее приступать к найму войск разной степени вооруженности, и желательно делать это, исходя из данных разведки, потому что бои здесь проходят по принципу камень-ножницы-бумага. То есть, копейщики легко унижают конницу, конница наказывает плохо защищенные дальнобойные отряды, а стрелки, в свою очередь, расстреливают пехоту еще до того, как та к ним приблизится. Но это очень упрощенно, есть много нюансов, о которых — позже.

Стандартные юниты из разряда «камень-ножницы-бумага». Конница против лучников, лучники против копейщиков, копейщики против конницы

Итак, игрок развивает поселение и в один момент упирается в предел эры. Чем круче эра, в которую вступило государство, тем больше плюшек оно может использовать, включая новые улучшения, новые виды зданий и воинов. Изначальная эпоха тут обзывается темной, но, выполнив определенные условия и построив специальное здание, можно отправляться на следующую ступень развития цивилизации — в феодализм. Выполняем аналогичные действия еще раз — переходим в замковую эпоху. Еще разок — и вот уже мы в «Эпохе Империй», которая и дала название всей серии игр.

Кстати, раньше было немного иначе. Вместо постройки специального здания, которые тут предлагаются на выбор игрока и дают разные бонусы, для перехода в следующую эру требовалось только выполнить нужные требования и за некоторое количество ресурсов «купить» переход дальше. Разница невелика, но для тех, кто уже давно играет в AoE, это заметно освежит геймплей.

Такой выбор дается для перехода в новую эру. Кстати, Спасских башен в AoE 4 может быть много, в процессе прохождения кампании за Русь ее можно возвести даже в Смоленске или в Казани

Развиваясь, параллельно необходимо исследовать карту, находить новые ресурсы и точки интереса, попутно стараясь насолить врагам. С наскока одолеть противника вряд ли получится, хотя наверняка существуют раш-тактики, дающие результат лишь при нерасторопном оппоненте, если речь идет о сражении с реальными игроками. А вот подтачивать экономику вражеского государства (или государств) при помощи регулярных раздражающих набегов — это отличная заявка на успех. К тому же, если речь идет о сражении одновременно с несколькими игроками, то некоторых можно обложить данью, взамен обещав не наносить во время такого «союза» урон.

Но рано или поздно приходит пора расправляться с супостатами, используя всю мощь армии, и на этом пункте стоит остановиться подробнее, так как баталии в Age of Empires 4 — одна из важнейших частей игрового процесса.

Враги на ранней стадии игры решили пресечь мне добычу золота. Но там не зря стоит оборонительная вышка с пятью лучниками внутри — золото останется моим

Ранее уже упоминался принцип камень-ножницы-бумага. Да, в целом — так все и обстоит, однако, с некоторыми оговорками. Стандартный копейщик весьма эффективен против всадников, но получит много урона от лучников. Если же его прокачать до элитного гвардейца (развитие войск нелинейно, и в определенных эпохах дается выбор), то юнит станет медленным «танком» в тяжелой броне со щитом наперевес, и залпы стрел ему будут уже далеко не так страшны. Однако он перестанет настолько эффективно бороться с конницей, так как длинная пика сменится на короткое одноручное копье.

Стандартный лучник по умолчанию здорово обстреливает пехоту, но явно проигрывает коннице и тяжеловооруженным целям. В процессе развития можно модернизировать его до воина с самострелом: это еще сильнее облегчит его защиту, но увеличит мощь против тяжелой брони. А если пойти дальше — можно получить мушкетера (стрельца — если по-московитски), который совсем уж слабо защищен, ходит медленно, но стреляет из мушкета ого-го, да и в ближнем бою может дать отпор.

Русские ранние латники, доступные во второй эре (для всех остальных — в третьей). Сомнительно, что они использовали такого рода кавалерийские турнирные копья, но не будем на этом заострять внимание. К тому же, копья эти ломаются после «врезания» в противника, и дальше в ход идет обычный меч

То есть баланс камня, ножниц и бумаги все время смещается туда-сюда. Не стоит забывать, что типов юнитов здесь значительно больше, чем стандартные «воин», «всадник» и «лучник». Что тут есть кроме них? Да чего только нет! Конные стрельцы, деление всадников на тяжелых и легких, осадные орудия (тараны, катапульты, требушеты, пушки), уникальные юниты для каждой нации, боевые корабли разной степени пригодности для водных поединков между собой и поддержки наземных бойцов.

В целом и общем, геймплей за все нации зеркален, однако же есть некоторые различия, и это касается не только войск, но и процесса развития поселения. И если с юнитами все довольно просто — у монголов крутые конные лучники, а у Руси — мощные латники на более ранней стадии игры, то на втором пункте стоит остановиться и разобраться поподробнее, потому что раньше такого в играх серии Age of Empires не было. А если и было, то не настолько глубокое.

На данный момент в игре представлено очень мало наций на выбор — всего восемь. Для сравнения, во второй части на старте было тринадцать государств, а в последующих шести дополнениях в общей сложности появилось еще двадцать четыре цивилизации. Даже такие малозначительные на мировой арене, как болгары или вьетнамцы. Что же есть в Age of Empires 4 сейчас? Англия, Китай, Франция, Священную Римская Империя (которая, как известно, ни разу не священная, вообще не римская и даже ни капельки не империя), Русь, Монголия, Делийский султанат (Индия) и Династия Аббасидов (арабы). Скорее всего, новые государства будут добавляться с выходом DLC, и хочется надеяться, что издатель не станет доить и без того хорошо потратившихся на игру и дополнения игроков, вводя «элитные» нации за донат.

По поводу разницы между цивилизациями. Если не вдаваться в подробности, то об основных различиях можно узнать прямо на экране подготовки к матчу. Выглядит это следующим образом:

Если хочется более развернутого объяснения, кто, что, чего, куда и зачем, то необходимо проследовать в раздел «обучение» —> «дерево технологий»

Тут можно досконально изучить плюсы и минусы выбранной нации. И это действительно стоит сделать заранее, потому что различия порой очень и очень существенные. К примеру, монголы, как кочевой народ, могут в любой момент свернуть свои здания, чтобы расположить их на другом месте. Это особенно полезно, когда необходимо передвинуть поселение поближе к линии фронта или локации, богатой ресурсами.

Те же степняки получают в свое распоряжение всадников еще в самую первую темную эпоху, пока остальные цивилизации, грубо говоря, едва слезли с деревьев и только взяли в руки первые палки. Они могут хорошо потрепать нервы на ранней стадии игры всем, кроме англичан, ведь у тех в арсенале — тяжеловооруженная пехота, доступная в темную эру только им.

Обзор игры Age of Empires IV. Почти идеальная стратегия

В последние годы жанр RTS (прим. стратегий в реальном времени) стал переживать не самые лучшие времена.

Зачастую подобными играми занимались инди-разработчики. При этом крупнобюджетные проекты были, скорее, редкостью. К последним можно отнести, разве что, относительно свежие Crusader Kings III и Total War Saga: Troy.

В основном, в прошлые годы выходили сплошные ремастеры популярных франшиз.

И вот тут на арену вышла Microsoft, которая решила сделать полноценное продолжение Age of Empires спустя 16 лет после релиза прошлой части. После анонса геймеры отнеслись к новинке со скептицизмом, потому что игра рассказывает про эпоху Средневековья, которая уже была во второй части серии.

Казалось бы, нас ждёт некий ремастер или даже ремейк. Однако на деле всё оказалось гораздо лучше.

Рассказываем, что так хороша Age of Empires IV.

Игра напоминает Age of Empires 2, но по факту это другая игра

За создание новинки ответственна студия Relic Entertainment, в которую вошли авторы Warhammer 40,000: Dawn of War и Company of Heroes. Microsoft не прогадала и выбрала опытную команду, у которой за плечами не одна качественная RTS.

Авторы новинки решили не экспериментировать и взяли за основу вторую часть серии, самую успешную из всех. Многие механики перекочевали из AoE 2 в AoE 4, но здесь добавилась куча нюансов, которые смогли освежить общую концепцию.

У игрока есть четыре ресурса: еда, дерево, камень и золото. С их помощью он строит здания, изучает технологии, собирает армию, улучшает оружие, переходит между эпохами и многое другое.

Эпох тоже четыре: Темные века, Феодальная, Замковая и Империальная. Для каждой игрок может выбрать одно мощное улучшение для своих войск или поселенцев. Например, можно построить собор, где появятся монахи, восстанавливающие здоровье пехоте.

В игре представлено 8 цивилизаций: Англия, Священная Римская империя, Франция, Делийский султанат, Династия Абассидов, Китай, Монголия и Русь. У каждой есть свои особенности, что может сыграть важную роль в PvP-режиме.

И если раньше отличия заключались, по сути, в боевых юнитах, то сейчас все стало немного глубже. Нации стали больше привязаны к ресурсам. От изученных ими технологий зависит то, какие ресурсы потребуются в целом во время прохождения кампании или при игре в мультиплеер.

В целом, играть за Русь оказалось, на мой взгляд, интереснее всего. У этой фракции и карты необычнее, и противник сложнее: мы играем против татаро-монголов. И всё-таки Age of Empires — это про историю, так что геймеров ждут исключительно исторические битвы, никаких выдумок.

Возвращаясь к особенностям наций, у Руси нет технологии обработки камня, то есть они не могут возводить каменные стены. Следовательно, от камня малозависимы. Но зато русичи могут создавать усиленные деревянные строения, которые способны долгое время выдерживать натиск врага.

Из других «плюшек» цивилизаций можно выделить и несколько других. Так, у Римской империи сильные религиозные бонусы и мощная тяжёлая пехота, китайцы могут быстро возводить сооружения, а монголы получают дерево и золото за уничтожение зданий и различных сооружений.

Всего сюжетных кампаний четыре:

▪️ Норманская Англия (обучение)
▪️ Столетняя война глазами Франции
▪️ Восхождение Монголов
▪️ Возрождение Руси

Так что я бы не советовал брать игру чисто ради сюжета. Его здесь не так много. Да и в целом серия Age of Empires не про это.

В Age of Empires все идут за мультиплеером

Сражения в онлайне — самая сильная часть серии. Это то, что любят все фанаты.

Бои построены по стандартной и уже проверенной схеме: лучники хорошо справляются с копейщиками, конница с лучниками и мечниками, а копейщики бьют конницу.

У каждого типа юнитов есть свои дополнительные особенности. Например, лучники не просто наносят повышенный урон наездникам, но и могут построить частоколы, чтобы их дополнительно замедлить. А, допустим, монгольские конные лучники могут стрелять на ходу.

При этом появились и новые механики, вроде перевода юнитов на стены или густых лесов для засад, а пешие войска могут сооружать тараны. Все это сильно влияет на геймплей, но при этом не рушит баланс, а наоборот стабилизирует его и углубляет игровую часть, добавляя новые методы ведения войны.

Оптимизированы сражения тоже достаточно хорошо. Единственное, меня постоянно напрягало то, что некоторые войска могли просто так взять и перестать идти в заданном направлении. Допустим, у меня вовсю идёт битва, а я хочу направить своим войсками подкрепления, а они просто берут и останавливаются на полпути.

Наверное, это единственный серьёзный баг, который я встретил за почти 20 часов игры. Другого либо не замечал, либо не придавал значения.

Для новичков в AoE 4 предусмотрен режим «Искусство войны», направленный на серьёзное обучение местным механикам.

В нем рассказывается и наглядно показывается менеджмент ресурсов, тактика и особенности ведения боя, работа производственных цепочек и так далее. Подаётся это достаточно примитивно, но при этом максимально доступно и понятно, чтобы в мультиплеерных сражения можно было быстро по собственному опыту сообразить, какие и как быстро принимать решения в той или иной ситуации.

Графика не передовая, но зато какие (. ) катсцены

Я бы не сказал, что Age of Empires IV выглядит суперсовременной игрой в плане графической составляющей. Однако у такого решения есть некий смысл.

Нет, картинка не мыльная. Она приятна глазу, но использует в себе вполне стандартное освещение и текстуры. Нет чего-то, чтобы прямо выделялось на общем фоне. Однако, справедливости ради, в игре есть режим ультранизких настроек, чтобы новинку мог потянуть даже самый старый ПК.

И по части оптимизации у проекта проблем нет. Баги — редкость, FPS не проседает даже при достаточно масштабных баталиях.

Зато очень сильно порадовали катсцены между фрагментами прохождения кампании. Они выполнены в уникальном стиле: CGI-элементы из игры накладываются на реальную съёмку живого мира.

Выглядит стильно и необычно. Причём смонтировано качественно, и такие ролики понравятся даже противникам истории. Они цепляют глаз и заставляют смотреть их до конца.

Отличное продолжение великой серии

Да, у игры есть слабые места, вроде короткой и слишком резкой сюжетной кампании, а также средней графики. Но это все затмевают мультиплеерные сражения, которые проработали, кажется, до мелочей.

В Age of Empires IV приятно находиться, все битвы отличаются друг от друга и отлично сбалансированы. Сюда хочется возвращаться снова и снова, чтобы получить новую порцию эмоций.

Порог вхождения у игры низкий, так что даже новички жанра RTS будут здесь ощущать себя, как дома.

Стоит Age of Empires IV 2499 руб. на ПК в Steam и Microsoft Store (также входит в Game Pass). Доступна только на Windows.

Обзор Age of Empires 4. Эффект завышенных ожиданий

Стратегический жанр переживает не лучшие времена, об этом не высказался только ленивый. Дорогостоящие проекты выходят совсем нечасто, многие франшизы позабылись и растеряли фанатов, а лысый Джо Кукан-Кейн уже не приезжает в Москву на игровые ивенты. На этом фоне анонс четвертой части Age of Empires прозвучал особенно громко.
Новую RTS ожидали многие поклонники жанра. Тем досаднее понимать, что к Age of Empires 4 возникает на сегодняшний день большое количество неудобных вопросов.

Императорская франшиза

Серия Age of Empires стартовала в далеком 1997 году, и в то время яркая коробочка с первой частью легко обнаруживалась в каждом первом ларьке с дисками. На этой франшизе выросло уже не одно поколение геймеров, и для многих именно Age of Empires стала первой игрой, удерживающей возле монитора всю ночь до рассвета.

С той поры вышло три номерные части и серия уверенно развивалась, меняя антураж и графику. Спин-офф Age of Mythology стал вообще чуть ли не лучшей игрой на тему мифологии народов мира.
После тщательного изучения Age of Empires 4 приходит невеселое понимание: развитие остановилось. Порой новая Age of Empires выглядит и играется слабее предшественников. Попробуем разобраться, кто виноват и что делать?
Все новое — это хорошо забытое старое?

Мы клепаем работяг в административном центре городка, собираем все те же бревна, ягоды и камни, улучшаем кольчуги в кузнице и выделяем всех копьеносцев двойным щелчком на отдельном бойце. А ведь знатоки жанра помнят, как в третьей игре серии не только появился трехмерный движок, но и были опробованы новые механики, вроде метрополии, откуда приходили разные бонусы для игрока.

Преданья старины седой

Нет, не стоит думать, что игра плоха. Просто мы ожидали мощный жанровый проект, возможно даже прорыв, а получили неплохую стратегию в реальном времени, которая могла бы называться по-другому, без привязки к именитому бренду.

С одиночными кампаниями в Age of Empires 4 дело обстоит неплохо. Сценаристы вспомнили, что в Средние века страсти кипели не только в Западной Европе. Есть отдельная кампания про непоседливых монголов и про судьбу древней, деревянной Москвы. За это разработчикам отдельный респект, уж очень часто в видеоиграх Средневековье представлено только приключениями английских рыцарей или французских шевалье.

И если опять вспомнить о более ранних играх серии, то сравнение не в пользу Age of Empires 4. В третьей части была неплохая история об освоении Нового света и фонтане вечной молодости, сценарий Age of Mythology с дополнением Titans вообще можно назвать образцом нарратива, вплетенного в дизайн миссий. В Age of Empires 4 нет ни фантастики, ни фэнтези: рассказ идет о реальных событиях вроде борьбы норманнов за британский трон. Но сюжетные заставки пропускать нет желания, ролики симпатичны и грамотно соединяют живые съемки с графикой на движке.

Что вы знаете о Средневековье?

Да и с разнообразием заданий все в порядке. Нам не придется раз за разом ломать стены на вражеской базе. Нужно, к примеру, принять участие в рыцарском турнире Франция-Англия, и для этого сначала придется обшарить окрестности, набирая команду. А московская кампания начинается с тушения пожаров и охоты в дремучих лесах.

Игровые механики, с которых не сдули пыль

Как и в прежних играх серии, нации различаются минимально, здесь вам не Total War: Warhammer. Да, москвичи способны добывать золото, охотясь на зверя, что очень полезно в начале партии, а монголы выпускают сигнальные стрелы, дающие преимущества для всей армии. Но наборы построек и юнитов похожи: казармы, стрельбища и вереницы копейщиков есть у каждого народа.

Вырос масштаб действия, а ограничение на количество юнитов не сковывает игрока так, как в ранних играх серии. Почти всегда есть возможность быстро создать сотню батраков и полсотни кавалеристов. Источники ресурсов разбросаны по карте довольно щедро, и разведчики не будут битый час бродить в поисках золотой шахты, как это бывало в Age of Empires 2. Более массовыми стали и сражения.

Однако к сражениям возникают серьезные претензии. Непонятно зачем, но разработчики убрали из игры активную паузу, исправно работавшую во всех частях Age of Empires, начиная со второй. Когда две сотни разноцветных солдат смешиваются в галдящую кучу, остается надеяться лишь на численное превосходство. Без активной паузы очень сложно отводить раненых в тыл, задавать определенные цели для лучников и планировать сложные маневры конницей.

К тому же каждый юнит занимает свое место на поле боя, солдаты не проходят сквозь друг друга, что вполне объяснимо и логично. Но в итоге конные бойцы могут попросту застрять в шеренге пехотинцев, пока вражеские стрелки медленно и печально расстреливают их с пригорка. Требуется четкий юнит-контроль, но добиться его довольно сложно.

Также непонятно, почему из интерфейса бойцов исчезли приказы о патруле и сопровождении союзников, тактика стала более поверхностной. У некоторых солдат есть активные умения, вроде постановки частокола у английских лучников. Но большинство вояк обучены только бежать и бить противника по башке. Сражения в прежних сериях Age of Empires давали больше возможностей и были банально интереснее.

Графика кризисного периода

Симпатичная трехмерная картинка хороша и цветаста, но в 2021 выглядит откровенно устаревшей. Age of Empires 4 своим внешним видом никак не тянет на дорогой стратегический блокбастер. Неплохие пейзажи с речушками и пролесками, аккуратные модели крестьян и рыцарей. Но Age of Empires 3, особенно в версии Definitive Edition, выглядит эффектнее. А ведь оригинальная третья часть вышла, на минуточку, в 2005 году!

В мирное время Age of Empires 4 также выглядит неброско. Во время строительства здания по частям вырастают из воздуха, вы не увидите красивых анимаций в духе Anno или последних частей The Settlers. Вглядываться в детали также не рекомендуется: в сельских дворах вы увидите пару куриц, намертво приклеенных к земле. Идет дым из трубы кузни — уже хорошо.

Возможности игровой камеры тоже не впечатляют. Зумирование дает возможность лишь слегка приблизить или отдалить точку обзора.

С музыкой в Age of Empires 4 все хорошо, атмосферное сопровождение напоминает о прежних играх серии. Неплохо звучат и звуковые эффекты, особенно когда ваш отряд несется в атаку и орет в сотню голосов.

Но вот с записью голосов опять не дотянули до высокого уровня. Так, часть москвичей (коренных москвичей!) говорит на чистом русском, а другая часть выдает корявые перлы в духе голливудских боевиков о суровых русских мужиках. Не смогли отыскать русскоязычных актеров для озвучки? Видимо, не смогли.

Досадные мелочи, которых мы не ожидали увидеть

При изучении Age of Empires 4 на подобные неприятные детали, вроде исковерканного русского языка, натыкаешься нередко. Порой создается впечатление, что перед нами не четвертая часть классической серии, а инди-проект с явной нехваткой бюджета.

Так, совершенно непонятно, почему небольшая карта с парой деревенек и дюжиной сонных смердов грузится несколько минут на мощном ПК? Искусственный интеллект иногда пытается осмысленно действовать, отряд захватчиков, получив отпор, может попытаться сбежать. Но в опробованном билде Age of Empires 4 нередки ситуации, когда армия всадников замирает под обстрелом со стен. Падают убитые рыцари, но отряд зашевелится лишь тогда, когда рядом пройдут наши разведчики или охотники.

Как и в первых двух частях франшизы, исправно работает тактика постройки укрепленных башен прямо под носом у вражеской армии, неприятель попросту не обращает внимания на ваших холопов, которые сооружают что-то совсем рядом.

Вы будете играть в четветрую Age of Empires?

Игра все же обладает главным достоинством своих предков: она затягивает сбалансированным миксом из хозяйственной и военной механик. Часы летят незаметно, в нашем поселении уже высится белокаменное аббатство, а враги сломлены и изгнаны. За окном новое утро. Но ждали большего.

  • Опубликованы почти 40 минут геймплея Age of Empires 4
  • Age of Empires 3 в 4K и с новыми цивилизациями: вышел трейлер Definitive Edition с датой релиза
  • Обзор Age of Empires II: Definitive Edition — переиздание одной из лучших RTS в истории


источники:

http://gameguru.ru/publication/obzor-age-empires-4-plyaska-na-kostyah-ili-glotok-svezhego-vozduha/

http://www.iphones.ru/iNotes/obzor-igry-age-of-empires-iv-11-01-2021

http://vgtimes.ru/articles/82057-obzor-age-of-empires-4.-effekt-zavyshennyh-ozhidaniy.html?from=main&uid=24441