Alan wake обзор на пк

Alan Wake

В конце 2003 года вышла Великая Компьютерная Игра Max Payne 2 (расчувствовавшаяся «Игромания» поставила ей в свое время такие высокие оценки, что аж самим до сих пор страшно), после которой всем, кто хоть чуть-чуть интересуется игровой индустрией, вдруг стало понятно: Remedy Entertainment — это не просто «какая-то финская компания», а, без дураков, самый что ни на есть настоящий «великий разработчик компьютерных игр». Улыбчивый человек по имени Сами Ярви, у которого из соображений космополитизма на визитке и в подписи к электронным письмам написано «Сэм Лейк», в одночасье стал культовым персонажем, а его новый, анонсированный через год проект Alan Wake — одной из самых ожидаемых игр следующей пятилетки.

В последующие годы Alan Wake обрастал фактами и подробностями, в середине первого десятилетия появились первые скриншоты с изумительными панорамами американского северо-запада, а в 2006-м на выставке Х06 Сэм Лейк показывал автору этих строк несколько душещипательных сцен, в которых мужчина в толстовке метался с фонариком по ночному сосновому лесу и убегал от торнадо, поднимающего в воздух сараи, автомобили и зонтики летних кафе… На соседних мониторах в это время показывали еще не вышедший Gears of War, а где-то рядом ходил Питер Молинье, у которого при себе не было даже скриншотов из анонсированного на днях Fable 2 — одни только рассказы и два карандашных рисунка.

Прошло еще почти пять лет, в прошлом номере «Игромания» анонсировала Gears of War 3, Молинье на выставке Х10 показывал вполне рабочую версию Fable 3, а компания Remedy, после долгого молчания, в конце мая все-таки закончила игру про мужчину в толстовке с фонариком. Все, финита: после смерти полумифического Duke Nukem Forever и выхода Alan Wake в современной игроиндустрии не стало больше понятия «культовый долгострой».

Луч света в темном

Барри, литературный агент Уэйка, настолько стереотипичный «комический персонаж второго плана», что в какой-то момент вы уже начинаете угадывать его следующую шутку.

Если за прошедшие годы вы вдруг успели забыть, о чем речь, то напоминаем, что Alan Wake — это финский эксперимент Сэма Лейка в жанре «триллер под Стивена Кинга». Главный герой — некогда успешный писатель по имени Алан Уэйк — вот уже два года не может написать ни строчки. После долгих уговоров жены он все-таки соглашается сменить обстановку и, чтобы выйти из творческого кризиса, приезжает в маленький туристический городок Брайт-Фоллс, где селится в уютном деревянном домике на озере, среди сосновых лесов и горных пейзажей умопомрачительной красоты. В первый же вечер, повздорив с женой и выйдя наружу подышать, Алан вдруг слышит странный шум и крики супруги, успевает заметить, как она падает в воду, и без раздумий прыгает за ней в темную глубину озера. В следующий раз он приходит в себя в лесу, сидя за рулем разбитого автомобиля с рваной раной на лбу и севшим мобильным телефоном в кармане. Через некоторое время выясняется, что с того вечера, как Уэйк поселился с женой в домике на берегу озера, прошла неделя, о которой он совершенно ничего не помнит…

Вооруженных серпами и молотами рабочих и колхозников Брайт-Фоллс удивительным образом объединила ненависть к буржуазному писателю.

Что особенно приятно — Alan Wake, в отличие от большинства современных игр, не пытается строить сложное лицо и не доказывает почтенной публике свою удивительную уникальность. Приключения ушибленного на голову литератора Уэйка — это по сути такое незамысловатое попурри по мотивам всех стереотипов и клише творчества Стивена Кинга и телесериала «Твин-Пикс». Remedy не только не скрывают источники вдохновения, но и даже старательно выпячивают их: главный герой поминает Кинга в первом же монологе, название одного из ачивментов — цитата из любимого выражения агента Купера, персонаж второго плана, отбиваясь от стаи зловещих ворон, что-то кричит про Хичкока, а сцену, в которой Зловещий Человек стучит топором в дверь, Уэйк тут же комментирует цитатой из фильма «Сияние».

Для воссоздания атмосферы реальной «провинциальной Америки» Сэм Лейк лично объехал десяток придорожных закусочных штата Вашингтон.

Впрочем, несложная история, вся суть которой сводится к фразе «в горном озере поселилось очень древнее и страшное зло!», увлекает не удивительными сюжетными твистами, а точными, практически дословными цитатами из всех хоррор-фильмов, хоррор-книг и хоррор-игр, которые вы в своей жизни смотрели, читали или играли, но чьи названия можете сразу и не вспомнить. Даже концовка, которая разочаровала часть интернет-публики, потому что «все равно ничего не понятно», в этом контексте вышла вполне себе в духе жанра: ну и что, что «непонятно», зато страшно, загадочно и зловеще. У Стивена Кинга такие финалы в каждом втором рассказе, и ничего.

Тени исчезают

Местные братья-рокеры в какой-то момент настолько увлеклись своей группой, игравшей скандинавский языческий металл, что сменили имена на Одина и Тора и закончили карьеру в клинике для душевнобольных.

Сюжет Alan Wake подается — как это недавно стало модным в играх — частями, а все повествование поделено на шесть эпизодов, продолжительностью примерно по два часа каждый. Дополнительные сюжетные детали подаются крайне интересным способом: бегая по лесам в окрестностях Брайт-Фоллс, Уэйк то и дело находит страницы из рукописи собственного романа. который он никогда не писал. Что самое страшное, содержание этих страниц — самые настоящие «флэшфорварды», то есть детальное описание событий, которые произойдут в самом ближайшем будущем. На практике эффект получается непередаваемый: совсем недавно спокойный голос Уэйка ровным тоном зачитывал текст о том, как «я увидел зловещую тень и услышал этот звук — сомнений не было, это ревела бензопила», а уже через пять минут вы судорожно бегаете кругами по просеке, пытаясь увернутся от дикого лесоруба, чье сознание поглотила тьма.

Кстати, о тьме и лесорубах. Если попытаться проанализировать геймплей Alan Wake, то в результате получится довольно старомодный экшен, действие которого на десять процентов состоит из дневных сцен с редкими диалогами и посещением всяких достопримечательных мест Брайт-Фоллс, а на 90% — из линейного экшена, в котором главный герой носится по лесу с фонариком и револьвером, и отстреливается от местных жителей, попавших под влияние того самого древнего зла из горного озера. В редкие моменты Уэйку дают покататься на машине, иногда — расслабиться за решением очень простых головоломок, но практически вся игра — как рельсовый дом ужасов в луна-парке. Писатель с фонариком бежит вперед, сквозь чащу, в которой не предусмотрено поворотов, в строго заданные моменты ему на голову валятся скелеты, а за спиной из поганых болот чьи-то тени встают.

Тени обожают подкрадываться со спины: в Alan Wake вам придется оглядываться в среднем в пять раз чаще, чем в любой другой игре.

Впрочем, надо отдать Remedy должное: избавившись от обязанностей делать открытый мир, интерактивное окружение и прочие необходимые всем современным играм благоглупости, они довели до совершенства все, что осталось. Несмотря на то что всех врагов можно условно разделить на три типа — «тени», «тени покрепче» и «тени, которые очень быстро бегают», — сражаться с ними крайне интересно. Перед тем как стрелять по гадам, их нужно «поймать» в темноте лучом фонарика. В последнем постоянно заканчиваются батарейки, патроны для револьвера или дробовика встречаются далеко не на каждом шагу (последний можно в некоторых случаях сменить на охотничье ружье, но амуниция для него — еще больший дефицит в Брайт-Фоллс), поэтому нужно внимательно целиться, не стрелять без дела, постоянно кружиться на месте, оглядываться назад и фигурно уворачиваться от особенно прытких дровосеков.

Уличные осветительные столбы, словно маяки, разбросаны по окрестностям Брайт-Фоллс и показывают единственное верное направление, в котором нужно идти.

«Борьба света и тени» обыграна в Alan Wake в буквальном смысле слова: враги вооружены топорами, серпами и прочим колхозным инвентарем, поэтому представляют опасность только на ближней дистанции. Уэйк, кроме фонарика, носит с собой запас сигнальных ракет, химических огней и световых гранат, которые могут особенно пригодиться, когда на сцену выходят местные боссы. В исключительных случаях тьма из озера вселяется в неодушевленные предметы и прикидывается барабашкой. Но если летающие скамейки или мусорные корзины — это еще куда ни шло, то, когда на вас из темноты вдруг вылетает рычащий трактор или на глазах удивленной публики рядом вдруг оживает строительный экскаватор и начинает со страшным скрежетом бить землю гигантским ковшом, становится по-настоящему жутко.

Наконец, последними в списке врагов Уэйка числятся вороны, которые по всем заветам хоррор-жанра налетают внезапно и стаями. Ущерб от них, правда, больше психологический — пара хороших взмахов фонариком моментально разгоняет птиц.

В тумане светит

В мире Alan Wake сигнальная ракетница — универсальное оружие: и бьет больно, и освещает все вокруг.

Естественно, Remedy не были бы собой, если бы сделали игру без флэшбеков. Правда, в отличие от дилогии про Макса Пейна, в Alan Wake воспоминания прошлого (их действие происходит в нью-йоркской квартире Уэйка) включаются только дважды за всю игру и большой смысловой нагрузки не несут.

А вот что финны сделали действительно чуть ли не круче, чем в Max Payne, так это всевозможные «сопроводительные развлечения» вроде местной телепередачи Night Springs, которую можно посмотреть, периодически включая телевизоры в различных локациях. Снятое в духе «Баек из склепа» или «Невероятных историй», это хоррор-шоу является пародией на все подобные телепередачи, вместе взятые, причем за две-три минуты у вас на глазах разворачивается настоящая маленькая драма. Наконец, кроме телевизоров, во время беготни по взгорьям Брайт-Фоллс Уэйку периодически будут попадаться радиоприемники, настроенные на одну и ту же волну локального ток-шоу. Ведущий приглашает в студию гостей, рассказывает о местной жизни и даже пытается на расстоянии подбодрить скитающегося по лесам Уэйка, на которого в какой-то момент начинается натуральная охота.

Под определенным углом Алан неуловимо напоминает утонченную версию Рассела Кроу, хотя рисовали его, вообще-то, с финского киноактера.

А теперь уголок грустной правды. Несмотря на то что все, о чем мы написали выше, сделано безусловно очень сильно и качественно, в 2010 году Alan Wake выглядит как гордая, но все равно морально устаревшая игра. Если вы играли в первую и вторую часть Max Payne (а тем более если вдруг искренне, как и мы, любите эти игры), то первое, что нужно сделать при начальном знакомстве с Alan Wake, — не строить иллюзий и не ждать каких-то невероятных чудес и откровений. Завышенные ожидания не приведут ни к чему хорошему: почти шесть лет, делая перерывы только на водку, сауну и праздник Юханнус, трудолюбивые финны ваяли игру своей мечты, и, если бы Alan Wake появился на полках хотя бы на год раньше, наша финальная оценка была бы на балл выше. Беда в том, что он вышел только сейчас, когда все вокруг ждут от игр открытого мира, интерактивной драмы, нелинейного сюжета, кооперативного прохождения и тому подобных подвигов.

Ну а что самое обидное, большинство геймплейных находок Alan Wake еще два года назад были замечены в Alone in the Dark, уникальной попытке перезапуска хоррор-сериала девяностых, игре удивительной, но совершенно не понятой публикой и с треском провалившейся в рознице. Сюжет, разбитый на эпизоды, «черные тени», фонарик как основное оружие, источники света — островки спасения, «древнее зло» как причина всех бед. Ничего не напоминает? Кроме того, в Alone in the Dark были большие эпизоды с открытым миром, возможность собирать оружие из подручных предметов и инновационная физика (взять в руки табуретку, поджечь ее в камине и метнуть в толпу зомби до сих пор нельзя ни в одной другой игре).

Очевидно, чтобы оправдать засилье мужчин с сельхозинвентарем, разработчики то и дело загоняют Алана то на лесоповал, то в какой-нибудь шахтерский городок, то просто в чащу.

Судя по тому, как быстро разряжается фонарик Алана (в считанные секунды), он пользуется «обычными солевыми батарейками».

Впрочем, критиковать Alan Wake можно долго и смачно, но делать этого, поверьте, абсолютно не хочется. Это действительно очень хорошая и качественная игра, никакой, естественно, не «прорыв», но очень большой успех в своем жанре. Здесь есть все, что нужно для счастья: непередаваемая «кинговская» атмосфера, занимательный сюжет, сбалансированный и до мелочей продуманный геймплей, который надоедает ровно за пятнадцать минут до начала финальных титров, а также гигантское число культурологических цитат и отсылок, находить и распознавать которые — отдельное удовольствие.

Для того чтобы стать игрой всех времен и подтвердить культовый статус компании Remedy, этого, конечно, уже маловато, но как еще один повод наконец-то купить себе Xbox — вполне достаточно.

ПЕРЕВОД: Люди, локализовавшие Alan Wake для российского рынка, решили ограничиться только переводом субтитров, и, честно говоря, слава богу: в оригинале главных героев играют прекрасно подобранные актеры, а их речь и стереотипные для «стивен-кинговских» триллеров реплики и интонации прекрасно дополняют неповторимую атмосферу игры. За все время мы нашли лишь пару неточностей перевода, когда Уэйк вдруг сбивался с «ты» на «вы», а однажды внезапно обратился к собственной жене в мужском роде, но в целом русские субтитры вполне адекватны и не испортят впечатления от игры тем, кто в свое время недоучил английский.

Формула игры: 50% стереотипов из творчества Стивена Кинга + 30% Alone in the Dark + 20% Max Payne

Обзор Alan Wake Remastered. Средний ремастер, но шикарный намёк на вторую часть

Недавно вышла Alan Wake Remastered, улучшенная версия знаменитого хоррора 2010 года. Не устарел ли за 11 лет геймплей? Понравится ли игра новичкам, которые ничего не знают о несчастном писателе? Стоит ли оценить ремастер фанатам Алана Вейка? Я прошёл Alan Wake Remastered — и готов ответить на эти вопросы!

Что нового в ремастере: графика, Сэм Лейк и катсцены

Alan Wake из тех проектов, в которые геймеры продолжают рубиться несмотря на почтенный возраст игры. Даже спустя 11 лет можно запустить оригинал и получить удовольствие. Быть может, геймплей в какой-то момент способен утомить, но в плане визуала, атмосферы и истории детище Remedy задаст жару большинству современных ААА.

Во время разработки авторы отлично поработали над картинкой и дизайном локаций. Мрачный лес, который таит немыслимые опасности. Густой туман, где прячутся жуткие твари. Заброшенные домики, в которых не так давно кипела жизнь. Скалы с подсказками, где лежат бесценные припасы. Переполненное воронами небо. Всем этим легко залюбоваться.

А ведь на оригинальную игру можно накатить пару модов, которые подтянут графику ещё сильнее. Так что вряд ли кто-то жаловался на визуал Alan Wake. Впрочем, это не помешало Remedy напомнить геймерам об Алане.

Разработкой ремастера занималась британская студия d3t. Некоторые их решения получились спорными, но, в целом, ребят можно похвалить. Взять хотя бы чёткие текстуры, которые наконец появились в игре, — мыла в оригинальной Alan Wake было многовато. Теперь же лица персонажей, задники, предметы интерьера смотрятся куда приятнее.

Плюс возросла дальность прорисовки. Теперь легче разглядеть маршруты, по которым предстоит пройти Алану, и восхититься видами Брайт Фоллс.

Также стоит отметить катсцены, которые выглядят лучше. Любоваться ими приятно — вот только почему они до сих пор работают в 30 FPS? Это невыгодно контрастирует с остальным геймплеем: после прохождения уровня ролики кажутся дёргаными.

Добавим к этому традиционные улучшения вроде поддержки 4К и HDR, прокаченного освещения, возросшего количества зелени и замены некоторых ассетов растительности. Вроде бы мелочи, но из них складывается неплохая картина.

В сети полно сравнений оригинальной версии и ремастера, и по ним видно, что d3t не сидела без дела. Впрочем, не смотря на изменения, Alan Wake Remastered всё ещё не выглядит, как игра, вышедшая в 2021-м. Проект можно описать такими словами, как «атмосферный» или «симпатичный», но эпитет «технологичный» точно не подходит.

Изменения со знаком минус тоже есть. Взять хотя бы оптимизацию: FPS временами проседает как на консолях нового поколения, так и на PC с мощным железом.

Чтобы запустить игру, нужны видеокарта GTX 960, процессор i5-3340 и 8 Гб оперативки. Однако даже если вы соберёте PC с рекомендуемыми GTX 1060, i7-3770 и 16 Гб оперативной памяти, просадки будут настигать и вас.

В целом, к внешности нет вопросов. Но что случилось с мимикой Вейка? Даже на фоне второстепенных персонажей он выглядит чересчур картонным. В плане лицевой анимации, которой в ремастере никто похвастаться не может, герой уступает Роуз, Барри, Элис и другим товарищам.

Других изменений мало. Разработчики удалили рекламные интеграции с Energizer и сотовым оператором Verizon. Шрифт в рукописях Вейка выглядит лучше. Управлять машиной стало удобнее — камера больше не ведёт себя, как ненормальная.

Из любопытных нововведений стоит отметить разбросанные по городу QR-коды, которые ради занятных видео отправляют на YouTube, и комментарии Сэма Лэйка (Sam Lake). Если включить специальную настройку, фотка сотрудника Remedy будет появляться в кадре и рассказывать, как создавался тот или иной уровень.

Слушать Сэма любопытно, но его речи мешают атмосфере произведения. На меня откуда-то орёт захваченный тёмной сущностью мистер Стаки, а Лейк на фоне вещает, как создавался лес, — неподходящее время и место. Если хотите получить от Alan Wake Remastered удовольствие, лучше обойтись без комментариев.

В остальном перед геймерами та же игра. d3t так трепетно пыталась не сломать культовый проект, что перенесла в ремастер даже знаменитый баг из оригинала.

Раньше при включении Alan Wake с рабочего стола исчезала языковая панель — пока не перезагрузитесь, включить английскую раскладку не выходило. В обновлённой версии то же самое: даже решение не изменилось — в параметрах запуска нужно прописать «-nativekeys».

Изменения в ремастере в основном касаются графики. Но не устарела ли сама игра?

Вы проходили оригинальную Alan Wake?

Сюжет Alan Wake Remastered

Если вы пропустили Alan Wake, пройти ремастер стоит хотя бы ради сюжета. Впрочем, даже если вы знаете обо всех неожиданных поворотах, следить за историей будет интересно — она всё равно захватывает.

Алан Вейк — знаменитый писатель, которого знают в каждом уголке Америки. Увы, у него творческий кризис: последнюю книгу он написал два года назад и с тех пор не может выдавить из себя ни строчки.

Чтобы развеяться, герой с супругой отправляется в отпуск. Вдруг смена обстановки поможет Алану обрести вдохновение — как-никак дом у озера настолько прекрасен, что пальцы сами должны забегать по клавишам печатной машинки.

Вот только к писателю уже присматривается могущественное зло, которое вот-вот испортит отпуск. В первый же вечер нечто пугающее затягивает супругу в озеро, и Алан самоотверженно прыгает за ней.

Спасти любимую не удаётся: Вейк приходит в себя в разбитой машине далеко от озера. Судя по календарю, прошла неделя, которая напрочь вычеркнута из памяти. К тому же герой изранен, по лесу бродят монстры, а местные ему не верят — оказывается, дом у озера ушёл под воду ещё 40 лет назад. Так где же отдыхал мистер Вейк?

Мистики добавляют раскиданные по местности рукописи самого Алана, которые он вроде бы не писал. Всё, о чём в них рассказано, непременно сбывается — если им верить, впереди героя не ждёт ничего хорошего.

Сюжет захватывает и интригует даже 11 лет спустя. Авторы отлично поработали, чтобы написать крутую историю. Загадки и мистика заставляют ломать голову. Отсылки к Кингу (Stephen King) и Кубрику (Stanley Kubrick) всё ещё радуют. Эпизодический формат добавляет сериального драйва. В Alan Wake Remastered всё ещё есть несостыковки и оставленные без ответа вопросы, но, в целом, сценарий очень хорош.

Геймплей Alan Wake Remastered

А вот с геймплеем не всё гладко: он мог утомить 11 лет назад, а за прошедшие годы стал ещё более архаичным. Алан исследует локации, ищет спрятанные коллекционки и подбирает припасы — в остальное время ему предстоит драться.

Враги в Alan Wake необычные: они окутаны тьмой. Прежде чем палить по ним из пистолета, нужно как следует посветить фонарём — тогда тьма уйдёт, позволив приступить к стрельбе. Проблема в том, что механика не слишком интересная, а разработчики эксплуатируют её на протяжении всей игры. А ведь схваток очень много.

Алан будет находить новое оружие вроде дробовика, сигнальной ракетницы и фальшфейера. На арену выйдут новые враги, которые требуют больше света и патронов — среди оппонентов окажется даже бульдозер. Вот только всё это ни капли не меняет формулы. Светите — уворачивайтесь от ударов — стреляйте.

Порой драки будут напряжёнными. Врагов много, патронов не хватает, спасительный фонарный столб где-то далеко — в такие моменты приходится умело распоряжаться арсеналом, грамотно выбирать цели и в подходящий момент уклоняться от атак. Такие сражения переполнены драйвом.

Увы, во второй половине игры, когда вы уже выкарабкались из чуть ли не сотни таких переделок, драки перестают увлекать. Геймплей становится чересчур репетативным: редкие босс-файты, мирные прогулки и заезды на тачке сквозь толпу врагов не особо помогают.

Впрочем, бросить игру всё равно не хочется. История слишком хороша, чтобы выключить Alan Wake и покинуть Брайт Фоллс. Именно сюжет выступает главным мотиватором двигаться дальше. К тому же игра не слишком длинная. Неторопливое прохождения займёт порядка 12 часов.

Саундтрек Alan Wake Remastered

Всё, что касается звука, реализовано на высшем уровне. Актёры отлично отыгрывают роли: они грустят, сердятся, боятся — эмоциям в их голосах веришь.

Шикарно звучат даже локации. Где-то вдалеке каркают вороны, которые, судя по рукописям, скоро нападут. Лес напряжённо шумит. Одержимые толкают жуткие речи. Всё это отменно работает на атмосферу.

Мелодии тоже крутые. Они умело предвещают беду во время исследования локаций и натягивают нерв до предела, когда атакуют враги. А уж треки, которые звучат после завершения эпизодов, и вовсе можно считать произведением искусства.

Alan Wake Remastered — неплохой ремастер, который подтянул графику и сохранил дух оригинала. Стоило ещё освежить боевую систему, но тогда речь шла бы уже про ремейк.

Главное достоинство ремастера в том, что сам факт его выхода явно намекает на грядущее продолжение. После того, как Алан Вейк заглянул в Control, Remedy решила напомнить геймерам его историю. Теперь же, когда современные геймеры знают о несчастьях писателя, самое время анонсировать продолжение. Мы ждём, Remedy!

А что вы думаете о Alan Wake 2? Анонс уже скоро или же сиквел так и останется несбыточной мечтой? Пишите в комментариях!

Впечатления от Alan Wake и как он держится 9 лет спустя

Совсем недавно вышел, схожий по содержанию, редакционный материал, но в своей статье я попытался подойти к игре с несколько иной стороны. Кроме несомненных достоинств игра обладает и рядом недостатков. И о них хотелось бы поговорить более детально.

У Remedy за плечами только один безусловной шедевр – Max Payne. Вторая часть была встречена хоть и положительно, но уже с некоторыми оговорками. Свежий Control и так на слуху, а предыдущий их проект – Quantum Break собрал не менее смешанные отзывы. Alan Wake, не смотря на 83 бала на Метакритике, для меня стал самым спорным проектом студии.

Разработка началась в 2003, анонсировали игру в 2005, выйти должна была ещё в 2007 году, но после срыва всех сроков авторы на год ушли в режим радиомолчания, а потом пришло время разворачивать рекламную компанию. Alan Wake, выйдя в 2010 году эксклюзивно на Xbox 360, должен был продавать и саму консоль. Игра была разбита на 6 эпизодов и представляла собой мини-сериал. Сами авторы в интервью оперировали понятиями сезон, а не часть.

Добавление психологической составляющей позволило нам «поиграть» с такими понятиями как объективная и субъективная реальность. То есть, действительно ли это происходит на самом деле, или все это только в голове главного героя.

Алан Вэйк – успешный писатель, но последние годы находится в творческом кризисе и решает отправиться с женой отдохнуть подальше от городской суеты в американский захолустный городок. Прибыв в Брайт Фоллс, Алан с женой останавливаются в доме на озере Колдрон, но в первую же ночь они ругаются .

Алан решает пройтись и привести мысли в порядок. Услышав шум и крики о помощи, он бросается на помощь, но видит только следы борьбы, ведущие в озеро. Не думая ни секунды, он бросается в холодную тьму озера и едва уловив как нечто утягивает его жену на дно, приходит в себя в машине чудом удерживающейся на краю обрыва далеко за городом. Не помня что случилось на озере и как он сюда попал, Алан оглядевшись решает направится к виднеющейся вдалеке заправке. Но путь его пролегает через ночной лес.

Нечто подобное мы уже видели в прологе, но тогда это оказался лишь дурной сон. Но здесь авторы делают ход конём и вводят фигуру рассказчика, которым оказывается сам главный герой, а все происходящие события словно являются плодом его необузданной писательской фантазии.

Мы привыкли, что в играх нам доступна только одна перспектива – перспектива главного героя, но многочисленные страницы романа, встречающиеся на пути, описывают не только то, с чем игрок столкнётся через несколько минут, но и раскрывают взаимоотношения героев, остающихся за кадром. Но что касается дальнейших событий, Алан здесь крайне пассивен, и всё больше следует чужим указаниям. Мы по принципу Марио пытаемся вернуть свою жену, но что-то вечно идёт не так и нужно выполнить дополнительные условия.

Alan Wake – это триллер, или как говорили авторы, психологический экшн-триллер. На практике это очень близко к тому как выглядят хорроры, но не совсем. «Когда мы говорим об играх жанра survival horror. мне кажется, они всегда ассоциируются с литрами крови, уродливыми монстрами или огромными пауками. Это несколько отличается от того, что мы делаем», – говорит один из сценаристов Оскари Хаккинен. Кровавые сцены здесь можно пересчитать по пальцам. Даже там где они напрашиваются их избежали. И топор, вроде разрубивший голову, не оставляет ни единого следа.

Основа всего геймплея – это необходимость каждому противнику сбивать защиту светом фонарика, прежде чем он станет восприимчивым к обычному оружию. И вот эта механика радикально сузила пространство для манёвра при организации боёв. Путешествуя по лесам, шахтам и заброшенным фермам мы раз за разом отбиваемся от всё больших и больших групп местных жителей, одержимых загадочной тьмой.

Замена привычного перекрестья лучом фонарика смотрится очень стильно и органично, но это приводит к серьёзным упрощениям в учёте урона. И так как свет врагов ещё и тормозит, то промахнуться практически невозможно. Противников тут не много: всего 3 вида, если не считать ворон и ожившую сельскохозяйственную технику вроде тракторов и комбайнов, которые выступают в качестве боссов. Враги насылаются в количестве около 5 штук за раз, которых нужно отстреливать всех и сразу; обычно без этого дальше не пройти.

Практически сразу становится понятно какой враг сколько патронов потребует и едва-ли что-то сможет нарушить эти расчёты. Ведь припасов на чекпоинтах всегда дают даже с небольшим запасом. А если отвлекаться на нехитро спрятанные тайники, то всю игру можно проходить чуть ли не с максимальным боезапасом. Очень сложно бояться врага, который гарантированно ложится с трёх пуль из пистолета. Авторы просто лишили игрока права на ошибку.

Кошмары не подчиняются логике, не стоит попытаться их объяснить, это уничтожает поэзию страха.

Именно эти слова выведены в эпиграф. Но если тьма полностью познаётся в первой же схватке, то уже бессмысленно нагнетать страх. Происходящее подаётся как общая для всех реальность, и ничего особенно сверхъестественного мы не видим. Непознаваемость тьмы – это принципиальный момент для восприятия истории, а происходящее больше напоминает Resident Evil, чем что-то другое.

Сам Алан начинает замечать что-то неладное, обнаруживая в себе сначала удивительные навыки обращения с оружием, а следом и боеприпасы там, где им явно не место. Это такой тонкий намёк на толстые обстоятельства. И я, уже забыв, что там было в 2012 году, начал строить теории. Может это не настоящий Алан Вэйк или может это параллельная вселенная как в Silent Hill?

Тут сразу вспоминается сюжетный поворот из пролога Dead Space: Extraction, где герой сошёл с ума и перебил своих коллег. Или Silent Hill 2, где после убийства монстра можно вернуться на это место и всё будет опечатано как место преступления. Вместо этого совершенно прямолинейный ход с амнезией. Оказывается, что он просто сидел и неделю писал свой роман под надзором тьмы. Что, исключая обстоятельства побега, было и так понятно. И ради этого меня несколько часов водили по лесам, фермам и шахтам? Какой вообще смысл нагнетать атмосферу непостижимого зла?

Alan Wake предлагает очень мало вариантов развития событий. Здесь нельзя начать схватку, израсходовать слишком много патронов, а потом хитростью вырвать преимущество обратно. Игра вообще не поощряет действия отличные от прямолинейного отстрела врагов, кроме тех где дизайнеры предусмотрительно расставили красные бочки.

Каждый раз одержимые просто набрасываются со всех сторон. Здесь нельзя навязать свои условия боя или уклониться от него. А раз за разом светить в лицо одним и тем же монстрам быстро надоедает. Авторы тоже это понимают и постоянно наращивают масштаб. И чем дальше по сюжету, тем чаще играет бодрый рок, а от попыток нагнетать напряжение авторы и вовсе отказываются. Тут бы успеть оружие перезаряжать.

Всё это задаёт слишком высокий темп и игра просто не даёт времени чтобы пугаться мистического тумана и шелеста кустов. Нет возможности оценить обстановку, спланировать дальнейшие действия. Просто выходишь на подготовленную арену и со всех сторон набрасываются фермеры с топорами, с которых после убийства даже взять нечего.

Своеобразной кульминацией этого стал эпичный бой на импровизированном рок-концерте под аккомпанемент Poets of the Fall, которые написали и исполнили несколько песен для вымышленной группы Old Gods of Asgard. Чем дальше, тем меньше авторы стесняются бросать орды врагов в самых разных комбинациях, но ярче эпизода уже не было. А саундтрек дополнения American Nightmare почти полностью состоит из рока разных направлений.

Алан постоянно ведёт внутренний монолог, который должен, по идее, раскрывать героя, как это было в Max Payne, но он здесь выступает исключительно в роли капитана очевидности. Например, добравшись в самом начале до заправки и зайдя в разгромленный гараж он скажет: «В гараже невесть что творилось. Похоже было, что его нарочно разгромили или здесь произошла серьёзная драка». Он вообще любит просто пересказывать увиденное или пояснять каждый свой шаг, даже если это вовсе не требуется.

Не сильно помогают в нагнетании напряжения и встречающиеся на пути Алана страницы романа, в котором описываются, среди прочего, ближайшие события. Все эти жуткие предупреждение о том, что за углом притаился жуткий монстр, который сейчас размажет наши кишки по асфальту совершенно не пугают. Все бои элементарно просчитываются. Ты знаешь, что противник не представляет какой-то серьезной угрозы, ведь гарантированно игра подкинет припасов чтобы ему противостоять.

Вот и получается, что самые зрелищные и масштабные сцены – они же и лучшие. Для боевика это отлично, а вот если в напряжённом триллере лучше моменты – это те, где взрывают вертолёт, то что-то пошло не так. Хотя первые эпизоды были медленные, напряжённые и явно добивались другого эффекта. Вышедший в 2012 году аддон American Nightmare показывает, что в Remedy точно также оценили свои сильные стороны. Там с самого начала бросали орды врагов в разных комбинациях, вооружив Алана уже автоматическим оружием.

Нельзя сказать, что играется Alan Wake плохо. Вот чего не отнять, так это того, что все свои немногочисленные механики Remedy вылезали до блеска. И в итоге получается довольно зрелищный мистический боевик, который на высоком уровне сложности вынуждает постоянно использовать весь доступный арсенал включая красные бочки с их функциональными аналогами. Но основной упор авторы сделали на сюжет.

Не смотря на оригинальный метод повествования, который, в отличии от банальных записок и писем, полностью оправдан сюжетом, героям едва ли удаётся увлечь своей глубиной. Это именно герои функции с набором самых базовых характеристик, действующих в декорациях Твин Пикса и произведений Стивена Книга, чья единственная функция – иногда подталкивать сюжет. Стивен Кинг тоже постоянно использует одни и те же образы, но его герои ощущаются живыми людьми.

Взять хотя бы агента ФБР, который помимо того, что не уважает местные власти и не прочь выпить на службе (никогда такого не видел), так ещё и вознамерился убить Алана. Но это не превращает его из сюжетной функции в живого персонажа. Или шериф, которая как любой хороший участковый знает по именам всех алкоголиков на вверенной территории. Но разве этого достаточно для комплексного героя? И если герои не способны увлечь игрока на экране, то какой смысл следить за их судьбой на страницах рукописи.

Кстати, изначально планировалась возможность играть за разных персонажей. В одном из таких эпизодов должна была раскрываться мотивация агента ФБР Найтингейла, на глазах которого тьма захватывает напарника, и он оказывается вынужден его убить. А попавшие к нему страницы рукописи убеждают, что за всем этим стоит некий Алан Вэйк.

Подводит авторов и эпизодическая система. Если первый эпизод в полной мере соответствует трёхактной структуре, то чем дальше тем больше происходящее напоминает один большой второй акт, а каких-то серьёзных подвижек в истории не наблюдается.

Мы хотим предложить геймерам нечто более интеллектуальное и взрослое, и для этого мы придумали довольно умную историю.

Обзор Alan Wake Remastered. Красивое переиздание, которое готовит игроков к выходу Alan Wake 2

Пока вы читаете эти строчки, какое-то издательство напряженно думает, что же еще такого ему отремастерить из завалявшихся в архиве релизов. А сотни разработчиков корпят еще над одним ремейком, который обязательно вернет вам молодость. Больше переизданий богу переизданий! Из относительно старого, кажется, переиздали уже все — дело дошло и до наследия новой игровой истории. Во время анонса ремастера Alan Wake многие задавались вопросом: а зачем он нужен этой игре? Оригинал, мол, и сейчас неплохо выглядит. Мы прошли обновленную версию и постараемся ответить на этот вопрос.

Вышедшая в 2010 году эксклюзивно для консоли Xbox 360 игра была не совсем той Alan Wake, которую ждали игроки. Во время разработки куда-то делся открытый мир с динамической сменой времени суток, а из песочницы проект превратился в совершенно линейное приключение. Но все равно Alan Wake быстро завоевала себе статус культа. Не стала проблемой даже слабоватая геймплейная формула со светилками и рудиментарной стрельбой. Проект целиком выехал на «атмосфере» — интригующем нарративе с очень необычной подачей и визуальном стиле.

При всем этом оригинальная Alan Wake до сих пор играется вполне себе современно: графика и анимации сейчас выглядят более или менее пристойно. Казалось бы, действительно, зачем нужен ремастер? Ответить на этот вопрос очень легко: прямо сейчас Remedy разрабатывает вторую часть, на что указывают очевидные слухи и тизер сиквела в Control. Оригиналу исполнилось десять лет — и за это время первоклассники успели окончить школу. Сменилось целое поколение геймеров, и далеко не все они знакомы с приключениями писателя, застрявшего в собственном хоррор-романе. К тому же, до текущего момента Alan Wake еще не выходила на консолях PlayStation. До релиза сиквела надо освежить память максимальному количеству будущих потенциальных покупателей или даже дать кому-то из них максимально удобный вариант для первого ознакомления. Ну и, конечно, попутно немножко заработать на юбилее главного игрового Стивена Кинга, куда ж без этого.

Alan Wake Remastered — это однозначно лучший способ познакомиться с игрой сегодня, если в свое время вы ее пропустили. Изначально она вышла на позапрошлом поколении консолей, где выглядела не слишком здорово. В последующие годы графику освежили парочкой переизданий, но наследие оригинального железа все равно осталось торчать то тут, то там. До ремастера наилучшим внешним видом отличалась ПК-версия от 2012 года: в ней разработчики увеличили дальность прорисовки, повысили разрешение картинки и визуальных эффектов, благодаря чему это издание в легкую обходит версию для Xbox One.

Однако полноценной перетяжки текстур и моделей игра не получила — лишь местечковую их «полировку». В итоге даже ПК-версия была далеко не идеальной: низкое разрешение рендера на Xbox отчасти даже шло игре на руку, так как скрывало под слоем мыла низкое качество текстур и объектов. ПК-версия же своей сверхчеткой картинкой выставила их напоказ — об отдельные присутствующие на экране элементы можно было здорово поцарапать глаза. Вот вам, к примеру, несколько скриншотов, с которых я хохотал еще в 2012 году — это выглядело плохо даже тогда.

Alan Wake Remastered — это уже полноценный, а не гибридный переезд с седьмого на восьмое поколение консолей, то есть в эпоху PS4 и Xbox One. Многие игроки до сих пор путаются в понятиях «ремастер» и «ремейк», хотя даже ремастеры друг другу рознь: например, кто-то отделывается лишь внедрением повышенных разрешений экрана и подтяжкой текстурок. Здесь же видно, что Remedy главным образом хотела не заработать на переиздании, а действительно прокачать визуал до современных стандартов. И с любовью подошла к делу.

Таким образом разработчики не только намазали на объекты текстурок высокого качества, а вручную переработали множество недотягивающих до современного уровня ассетов — даже некоторые модели камней. Но главным образом, конечно, поменялись персонажи: теперь они гораздо более детализированные и насчитывают куда больше полигончиков — не только головы и лица, но и вообще вся модель вместе с одеждой и ее мельчайшими деталями. Ну а угловатые рожи низких разрешений превратились в кругленькие моськи высоких разрешений. Сильнее всего поменялся сам Алан Вейк: теперь игровая модель практически идентично воспроизводит черты реального актера, которого нам показывают по телевизору. Ну, вы помните — иногда в игре включаются телевизоры, которые показывают игроку какого-то другого Алана Вейка из какой-то другой реальности. Немного поехавшего такого. Раньше его лицо несколько диссонировало с игровой версией, а сейчас они почти одинаковые.

Лица действительно очень похожи. Раньше были не очень

Кроме того, переработке подверглись и визуальные эффекты — объемный свет не только стал лучше, но и обзавелся совершенно новыми эффектами рассеянного свечения, которые были невозможны в 2010 году. Разрешение лучей «годрейс» повысилось, а сам свет стал гораздо мягче. В оригинале края у лучей были несколько острее, они не так здорово взаимодействовали с моделькой персонажа. А новый свет создает такое чувство, будто его можно потрогать руками.

Впервые встав в освещенный участок, я несколько секунд завороженно вращал камеру, буквально утопая в этом эффекте и наслаждаясь сменой углов съемки. А для сравнения затем запустил оригинал — и действительно, там свет был гораздо более плоским. Очень приятная доработка — особенно в контексте важной игровой механики, где свет представляет собой островок безопасности, растворяющий в своем сиянии врагов позади. Нечто подобное было и в оригинале, но теперь этот момент выгоднее подчеркнут переизданием.

Запомни, брат: когда свет светит — светло

Да, Alan Wake Remastered действительно стала выглядеть краше и современнее, но не сказать чтобы намного — особенно если сравнивать с ПК-версией. Есть вопрос важнее: как это будет работать на ПК разных конфигураций. Выкрутив графику на полную мощность в разрешении 1440p, я сталкивался с периодической просадкой кадровой частоты. Иногда она падает в зону 40 fps — и это на RTX 3070 Ti! В рекомендованных системных требованиях указана GTX 1060. И сейчас действительно сложно предположить, как будет себя показывать игра на этом оборудовании, если установить все настроечки графики на максимум. А если не на максимум, тогда зачем вообще был нужен этот ремастер? В общем, если у вас нет мощного ПК, я бы советовал перед покупкой оценить производительность на схожем оборудовании — наверняка множество видео появятся на YouTube уже в день выхода. Есть сомнения, что производительность будет идеальной.

И под конец давайте попробуем получить ответ на главный вопрос: кому нужен ремастер и стоит ли бежать за ним в магазин прямо сейчас? Пожалуй, целевая аудитория — это все-таки владельцы консолей. На PS4/PS5 это вообще единственный способ поиграть в бывший эксклюзив Microsoft; на Xbox One/Series последняя актуальная до ремастера версия несколько не отвечает современным стандартам графики.

Сравнение оригинальной Alan Wake и Alan Wake Remastered. Источник: Cycu1

С другой стороны, ПК-версия оригинальной Alan Wake максимально приближена по визуалу к тому, что можно увидеть в ремастере. Поэтому именно «пекарям» стоит подумать над покупкой чуть больше прочих. До сих пор не играли и знакомы с Alan Wake только по народной молве? Тогда ремастер — это ваш выбор. Да и в случае, если просто хочется освежить память, то это хороший вариант: так можно не натыкаться порой глазами на что-то устаревшее и некрасивое. Словом, все будет так, как и осталось в памяти.

Alan Wake Remastered — это очень удобный релиз, учитывая, что где-то на горизонте маячит долгожданная Alan Wake 2. Сейчас это наилучшая из имеющихся возможность перепройти или наверстать культовую игру от Remedy, где Сэм Лэйк попытался соединить в цельную структуру игровое, сериальное и литературное повествование. Интерактивный игровой нарратив сплетается в любопытной синергии с телевизионным, где каждый уровень — это новый эпизод мистического сериала с обязательным «Previously on Alan Wake». А также в главных ролях — еще и литературные вставки, где всего парой стильных росчерков автор может интригующе описать важные или не очень события, оставшиеся за кадром основного шоу. Однако вопрос о целесообразности покупки мы оставим на суд читателя — хотя и отметим адекватный региональный ценник.