Alan wake remastered ps4 обзор

Обзор Alan Wake Remastered. Средний ремастер, но шикарный намёк на вторую часть

Недавно вышла Alan Wake Remastered, улучшенная версия знаменитого хоррора 2010 года. Не устарел ли за 11 лет геймплей? Понравится ли игра новичкам, которые ничего не знают о несчастном писателе? Стоит ли оценить ремастер фанатам Алана Вейка? Я прошёл Alan Wake Remastered — и готов ответить на эти вопросы!

Что нового в ремастере: графика, Сэм Лейк и катсцены

Alan Wake из тех проектов, в которые геймеры продолжают рубиться несмотря на почтенный возраст игры. Даже спустя 11 лет можно запустить оригинал и получить удовольствие. Быть может, геймплей в какой-то момент способен утомить, но в плане визуала, атмосферы и истории детище Remedy задаст жару большинству современных ААА.

Во время разработки авторы отлично поработали над картинкой и дизайном локаций. Мрачный лес, который таит немыслимые опасности. Густой туман, где прячутся жуткие твари. Заброшенные домики, в которых не так давно кипела жизнь. Скалы с подсказками, где лежат бесценные припасы. Переполненное воронами небо. Всем этим легко залюбоваться.

А ведь на оригинальную игру можно накатить пару модов, которые подтянут графику ещё сильнее. Так что вряд ли кто-то жаловался на визуал Alan Wake. Впрочем, это не помешало Remedy напомнить геймерам об Алане.

Разработкой ремастера занималась британская студия d3t. Некоторые их решения получились спорными, но, в целом, ребят можно похвалить. Взять хотя бы чёткие текстуры, которые наконец появились в игре, — мыла в оригинальной Alan Wake было многовато. Теперь же лица персонажей, задники, предметы интерьера смотрятся куда приятнее.

Плюс возросла дальность прорисовки. Теперь легче разглядеть маршруты, по которым предстоит пройти Алану, и восхититься видами Брайт Фоллс.

Также стоит отметить катсцены, которые выглядят лучше. Любоваться ими приятно — вот только почему они до сих пор работают в 30 FPS? Это невыгодно контрастирует с остальным геймплеем: после прохождения уровня ролики кажутся дёргаными.

Добавим к этому традиционные улучшения вроде поддержки 4К и HDR, прокаченного освещения, возросшего количества зелени и замены некоторых ассетов растительности. Вроде бы мелочи, но из них складывается неплохая картина.

В сети полно сравнений оригинальной версии и ремастера, и по ним видно, что d3t не сидела без дела. Впрочем, не смотря на изменения, Alan Wake Remastered всё ещё не выглядит, как игра, вышедшая в 2021-м. Проект можно описать такими словами, как «атмосферный» или «симпатичный», но эпитет «технологичный» точно не подходит.

Изменения со знаком минус тоже есть. Взять хотя бы оптимизацию: FPS временами проседает как на консолях нового поколения, так и на PC с мощным железом.

Чтобы запустить игру, нужны видеокарта GTX 960, процессор i5-3340 и 8 Гб оперативки. Однако даже если вы соберёте PC с рекомендуемыми GTX 1060, i7-3770 и 16 Гб оперативной памяти, просадки будут настигать и вас.

В целом, к внешности нет вопросов. Но что случилось с мимикой Вейка? Даже на фоне второстепенных персонажей он выглядит чересчур картонным. В плане лицевой анимации, которой в ремастере никто похвастаться не может, герой уступает Роуз, Барри, Элис и другим товарищам.

Других изменений мало. Разработчики удалили рекламные интеграции с Energizer и сотовым оператором Verizon. Шрифт в рукописях Вейка выглядит лучше. Управлять машиной стало удобнее — камера больше не ведёт себя, как ненормальная.

Из любопытных нововведений стоит отметить разбросанные по городу QR-коды, которые ради занятных видео отправляют на YouTube, и комментарии Сэма Лэйка (Sam Lake). Если включить специальную настройку, фотка сотрудника Remedy будет появляться в кадре и рассказывать, как создавался тот или иной уровень.

Слушать Сэма любопытно, но его речи мешают атмосфере произведения. На меня откуда-то орёт захваченный тёмной сущностью мистер Стаки, а Лейк на фоне вещает, как создавался лес, — неподходящее время и место. Если хотите получить от Alan Wake Remastered удовольствие, лучше обойтись без комментариев.

В остальном перед геймерами та же игра. d3t так трепетно пыталась не сломать культовый проект, что перенесла в ремастер даже знаменитый баг из оригинала.

Раньше при включении Alan Wake с рабочего стола исчезала языковая панель — пока не перезагрузитесь, включить английскую раскладку не выходило. В обновлённой версии то же самое: даже решение не изменилось — в параметрах запуска нужно прописать «-nativekeys».

Изменения в ремастере в основном касаются графики. Но не устарела ли сама игра?

Вы проходили оригинальную Alan Wake?

Сюжет Alan Wake Remastered

Если вы пропустили Alan Wake, пройти ремастер стоит хотя бы ради сюжета. Впрочем, даже если вы знаете обо всех неожиданных поворотах, следить за историей будет интересно — она всё равно захватывает.

Алан Вейк — знаменитый писатель, которого знают в каждом уголке Америки. Увы, у него творческий кризис: последнюю книгу он написал два года назад и с тех пор не может выдавить из себя ни строчки.

Чтобы развеяться, герой с супругой отправляется в отпуск. Вдруг смена обстановки поможет Алану обрести вдохновение — как-никак дом у озера настолько прекрасен, что пальцы сами должны забегать по клавишам печатной машинки.

Вот только к писателю уже присматривается могущественное зло, которое вот-вот испортит отпуск. В первый же вечер нечто пугающее затягивает супругу в озеро, и Алан самоотверженно прыгает за ней.

Спасти любимую не удаётся: Вейк приходит в себя в разбитой машине далеко от озера. Судя по календарю, прошла неделя, которая напрочь вычеркнута из памяти. К тому же герой изранен, по лесу бродят монстры, а местные ему не верят — оказывается, дом у озера ушёл под воду ещё 40 лет назад. Так где же отдыхал мистер Вейк?

Мистики добавляют раскиданные по местности рукописи самого Алана, которые он вроде бы не писал. Всё, о чём в них рассказано, непременно сбывается — если им верить, впереди героя не ждёт ничего хорошего.

Сюжет захватывает и интригует даже 11 лет спустя. Авторы отлично поработали, чтобы написать крутую историю. Загадки и мистика заставляют ломать голову. Отсылки к Кингу (Stephen King) и Кубрику (Stanley Kubrick) всё ещё радуют. Эпизодический формат добавляет сериального драйва. В Alan Wake Remastered всё ещё есть несостыковки и оставленные без ответа вопросы, но, в целом, сценарий очень хорош.

Геймплей Alan Wake Remastered

А вот с геймплеем не всё гладко: он мог утомить 11 лет назад, а за прошедшие годы стал ещё более архаичным. Алан исследует локации, ищет спрятанные коллекционки и подбирает припасы — в остальное время ему предстоит драться.

Враги в Alan Wake необычные: они окутаны тьмой. Прежде чем палить по ним из пистолета, нужно как следует посветить фонарём — тогда тьма уйдёт, позволив приступить к стрельбе. Проблема в том, что механика не слишком интересная, а разработчики эксплуатируют её на протяжении всей игры. А ведь схваток очень много.

Алан будет находить новое оружие вроде дробовика, сигнальной ракетницы и фальшфейера. На арену выйдут новые враги, которые требуют больше света и патронов — среди оппонентов окажется даже бульдозер. Вот только всё это ни капли не меняет формулы. Светите — уворачивайтесь от ударов — стреляйте.

Порой драки будут напряжёнными. Врагов много, патронов не хватает, спасительный фонарный столб где-то далеко — в такие моменты приходится умело распоряжаться арсеналом, грамотно выбирать цели и в подходящий момент уклоняться от атак. Такие сражения переполнены драйвом.

Увы, во второй половине игры, когда вы уже выкарабкались из чуть ли не сотни таких переделок, драки перестают увлекать. Геймплей становится чересчур репетативным: редкие босс-файты, мирные прогулки и заезды на тачке сквозь толпу врагов не особо помогают.

Впрочем, бросить игру всё равно не хочется. История слишком хороша, чтобы выключить Alan Wake и покинуть Брайт Фоллс. Именно сюжет выступает главным мотиватором двигаться дальше. К тому же игра не слишком длинная. Неторопливое прохождения займёт порядка 12 часов.

Саундтрек Alan Wake Remastered

Всё, что касается звука, реализовано на высшем уровне. Актёры отлично отыгрывают роли: они грустят, сердятся, боятся — эмоциям в их голосах веришь.

Шикарно звучат даже локации. Где-то вдалеке каркают вороны, которые, судя по рукописям, скоро нападут. Лес напряжённо шумит. Одержимые толкают жуткие речи. Всё это отменно работает на атмосферу.

Мелодии тоже крутые. Они умело предвещают беду во время исследования локаций и натягивают нерв до предела, когда атакуют враги. А уж треки, которые звучат после завершения эпизодов, и вовсе можно считать произведением искусства.

Alan Wake Remastered — неплохой ремастер, который подтянул графику и сохранил дух оригинала. Стоило ещё освежить боевую систему, но тогда речь шла бы уже про ремейк.

Главное достоинство ремастера в том, что сам факт его выхода явно намекает на грядущее продолжение. После того, как Алан Вейк заглянул в Control, Remedy решила напомнить геймерам его историю. Теперь же, когда современные геймеры знают о несчастьях писателя, самое время анонсировать продолжение. Мы ждём, Remedy!

А что вы думаете о Alan Wake 2? Анонс уже скоро или же сиквел так и останется несбыточной мечтой? Пишите в комментариях!

Обзор Alan Wake Remastered. Красивое переиздание, которое готовит игроков к выходу Alan Wake 2

Пока вы читаете эти строчки, какое-то издательство напряженно думает, что же еще такого ему отремастерить из завалявшихся в архиве релизов. А сотни разработчиков корпят еще над одним ремейком, который обязательно вернет вам молодость. Больше переизданий богу переизданий! Из относительно старого, кажется, переиздали уже все — дело дошло и до наследия новой игровой истории. Во время анонса ремастера Alan Wake многие задавались вопросом: а зачем он нужен этой игре? Оригинал, мол, и сейчас неплохо выглядит. Мы прошли обновленную версию и постараемся ответить на этот вопрос.

Вышедшая в 2010 году эксклюзивно для консоли Xbox 360 игра была не совсем той Alan Wake, которую ждали игроки. Во время разработки куда-то делся открытый мир с динамической сменой времени суток, а из песочницы проект превратился в совершенно линейное приключение. Но все равно Alan Wake быстро завоевала себе статус культа. Не стала проблемой даже слабоватая геймплейная формула со светилками и рудиментарной стрельбой. Проект целиком выехал на «атмосфере» — интригующем нарративе с очень необычной подачей и визуальном стиле.

При всем этом оригинальная Alan Wake до сих пор играется вполне себе современно: графика и анимации сейчас выглядят более или менее пристойно. Казалось бы, действительно, зачем нужен ремастер? Ответить на этот вопрос очень легко: прямо сейчас Remedy разрабатывает вторую часть, на что указывают очевидные слухи и тизер сиквела в Control. Оригиналу исполнилось десять лет — и за это время первоклассники успели окончить школу. Сменилось целое поколение геймеров, и далеко не все они знакомы с приключениями писателя, застрявшего в собственном хоррор-романе. К тому же, до текущего момента Alan Wake еще не выходила на консолях PlayStation. До релиза сиквела надо освежить память максимальному количеству будущих потенциальных покупателей или даже дать кому-то из них максимально удобный вариант для первого ознакомления. Ну и, конечно, попутно немножко заработать на юбилее главного игрового Стивена Кинга, куда ж без этого.

Alan Wake Remastered — это однозначно лучший способ познакомиться с игрой сегодня, если в свое время вы ее пропустили. Изначально она вышла на позапрошлом поколении консолей, где выглядела не слишком здорово. В последующие годы графику освежили парочкой переизданий, но наследие оригинального железа все равно осталось торчать то тут, то там. До ремастера наилучшим внешним видом отличалась ПК-версия от 2012 года: в ней разработчики увеличили дальность прорисовки, повысили разрешение картинки и визуальных эффектов, благодаря чему это издание в легкую обходит версию для Xbox One.

Однако полноценной перетяжки текстур и моделей игра не получила — лишь местечковую их «полировку». В итоге даже ПК-версия была далеко не идеальной: низкое разрешение рендера на Xbox отчасти даже шло игре на руку, так как скрывало под слоем мыла низкое качество текстур и объектов. ПК-версия же своей сверхчеткой картинкой выставила их напоказ — об отдельные присутствующие на экране элементы можно было здорово поцарапать глаза. Вот вам, к примеру, несколько скриншотов, с которых я хохотал еще в 2012 году — это выглядело плохо даже тогда.

Alan Wake Remastered — это уже полноценный, а не гибридный переезд с седьмого на восьмое поколение консолей, то есть в эпоху PS4 и Xbox One. Многие игроки до сих пор путаются в понятиях «ремастер» и «ремейк», хотя даже ремастеры друг другу рознь: например, кто-то отделывается лишь внедрением повышенных разрешений экрана и подтяжкой текстурок. Здесь же видно, что Remedy главным образом хотела не заработать на переиздании, а действительно прокачать визуал до современных стандартов. И с любовью подошла к делу.

Таким образом разработчики не только намазали на объекты текстурок высокого качества, а вручную переработали множество недотягивающих до современного уровня ассетов — даже некоторые модели камней. Но главным образом, конечно, поменялись персонажи: теперь они гораздо более детализированные и насчитывают куда больше полигончиков — не только головы и лица, но и вообще вся модель вместе с одеждой и ее мельчайшими деталями. Ну а угловатые рожи низких разрешений превратились в кругленькие моськи высоких разрешений. Сильнее всего поменялся сам Алан Вейк: теперь игровая модель практически идентично воспроизводит черты реального актера, которого нам показывают по телевизору. Ну, вы помните — иногда в игре включаются телевизоры, которые показывают игроку какого-то другого Алана Вейка из какой-то другой реальности. Немного поехавшего такого. Раньше его лицо несколько диссонировало с игровой версией, а сейчас они почти одинаковые.

Лица действительно очень похожи. Раньше были не очень

Кроме того, переработке подверглись и визуальные эффекты — объемный свет не только стал лучше, но и обзавелся совершенно новыми эффектами рассеянного свечения, которые были невозможны в 2010 году. Разрешение лучей «годрейс» повысилось, а сам свет стал гораздо мягче. В оригинале края у лучей были несколько острее, они не так здорово взаимодействовали с моделькой персонажа. А новый свет создает такое чувство, будто его можно потрогать руками.

Впервые встав в освещенный участок, я несколько секунд завороженно вращал камеру, буквально утопая в этом эффекте и наслаждаясь сменой углов съемки. А для сравнения затем запустил оригинал — и действительно, там свет был гораздо более плоским. Очень приятная доработка — особенно в контексте важной игровой механики, где свет представляет собой островок безопасности, растворяющий в своем сиянии врагов позади. Нечто подобное было и в оригинале, но теперь этот момент выгоднее подчеркнут переизданием.

Запомни, брат: когда свет светит — светло

Да, Alan Wake Remastered действительно стала выглядеть краше и современнее, но не сказать чтобы намного — особенно если сравнивать с ПК-версией. Есть вопрос важнее: как это будет работать на ПК разных конфигураций. Выкрутив графику на полную мощность в разрешении 1440p, я сталкивался с периодической просадкой кадровой частоты. Иногда она падает в зону 40 fps — и это на RTX 3070 Ti! В рекомендованных системных требованиях указана GTX 1060. И сейчас действительно сложно предположить, как будет себя показывать игра на этом оборудовании, если установить все настроечки графики на максимум. А если не на максимум, тогда зачем вообще был нужен этот ремастер? В общем, если у вас нет мощного ПК, я бы советовал перед покупкой оценить производительность на схожем оборудовании — наверняка множество видео появятся на YouTube уже в день выхода. Есть сомнения, что производительность будет идеальной.

И под конец давайте попробуем получить ответ на главный вопрос: кому нужен ремастер и стоит ли бежать за ним в магазин прямо сейчас? Пожалуй, целевая аудитория — это все-таки владельцы консолей. На PS4/PS5 это вообще единственный способ поиграть в бывший эксклюзив Microsoft; на Xbox One/Series последняя актуальная до ремастера версия несколько не отвечает современным стандартам графики.

Сравнение оригинальной Alan Wake и Alan Wake Remastered. Источник: Cycu1

С другой стороны, ПК-версия оригинальной Alan Wake максимально приближена по визуалу к тому, что можно увидеть в ремастере. Поэтому именно «пекарям» стоит подумать над покупкой чуть больше прочих. До сих пор не играли и знакомы с Alan Wake только по народной молве? Тогда ремастер — это ваш выбор. Да и в случае, если просто хочется освежить память, то это хороший вариант: так можно не натыкаться порой глазами на что-то устаревшее и некрасивое. Словом, все будет так, как и осталось в памяти.

Alan Wake Remastered — это очень удобный релиз, учитывая, что где-то на горизонте маячит долгожданная Alan Wake 2. Сейчас это наилучшая из имеющихся возможность перепройти или наверстать культовую игру от Remedy, где Сэм Лэйк попытался соединить в цельную структуру игровое, сериальное и литературное повествование. Интерактивный игровой нарратив сплетается в любопытной синергии с телевизионным, где каждый уровень — это новый эпизод мистического сериала с обязательным «Previously on Alan Wake». А также в главных ролях — еще и литературные вставки, где всего парой стильных росчерков автор может интригующе описать важные или не очень события, оставшиеся за кадром основного шоу. Однако вопрос о целесообразности покупки мы оставим на суд читателя — хотя и отметим адекватный региональный ценник.

Alan wake remastered ps4 обзор

Для владельцев PlayStation Алан Уэйк всегда был тем самым пропавшим писателем из игры от Remedy Entertainment. Не купив консоль от Microsoft и не пересев за PC (в 2012 году вышла версия игры для Windows), у фанатов Sony не было возможности прикоснуться к одному из крепких эксклюзивов Xbox 360. Но всё меняется – пускай для этого должен был пройти десяток с лишним лет. Alan Wake Remastered стала доступна на консолях нового поколения и на PC, и теперь у всех есть возможность отправиться в тихий, затерянный в лесах городок Брайт-Фоллс, пропитанный духом «Твин Пикс» и творчества Стивена Кинга.

Британская студия d3t, под чутким руководством Remedy, проделала над игрой неплохую работу, и теперь приключения Алана органично смотрятся на «некстгене» – с 60 fps, 4K и поддержкой функций контроллера DualSense в версии для PS5. Геймплей ожидаемо остался неизменным, и здесь к мистеру Уэйку можно предъявить парочку претензий, но с точки зрения сюжета и атмосферы детище студии Сэма Лейка до сих пор способно заинтересовать игрока.

Alan Wake – история про писателя, поехавшего с женой в отпуск и, если повезёт, на поиски несколько лет не подающего признаки жизни вдохновения. Но, по иронии судьбы, местом для поездки выбран Брайт-Фоллс – городок, где с наступлением ночи тьма становится осязаемой и подчиняет своей воли всё, чего коснётся. Как будто этого мало, хижина на живописном озере, в которой поселились герои, куда-то пропадает… Вместе с жилищем исчезает и жена Алана, за ним самим объявляет охоту агент ФБР, и всюду протагонист находит страницы рукописи за своим авторством, описывающие уже произошедшие и будущие события. В общем, с запутанными историями с выверенным градусом психоделики у сценаристов Remedy, похоже, порядок. То же касается и ярких персонажей. К тому же спустя годы интересно подмечать параллели у Alan Wake с вышедшими позднее Silent Hill: Downpour и, скажем, даже Evil Within. В конце концов, искать вдохновение у коллег по индустрии – обычная практика.

Игра разбита на главы, напоминающие эпизоды сериала, – с титрами в конце и вступительной заставкой «в предыдущей серии». Особой атмосферы добавляют и находимые повсюду телевизоры с телешоу Night Springs (местный аналог «Сумеречной зоны») и радиоприёмники, позволяющие прослушать программу местной радиостанции. Подобные коллекционные предметы уже давно стали визитной карточкой Remedy и в том или ином виде присутствуют в большинстве игр студии (включая Control).

При свете дня Алан вместе с игроком исследует пока ещё спокойные улочки Брайт-Фоллс, общается с другими персонажами и понемногу двигает сюжет – до тех пор пока не наступит ночь и свойственные ей ужасы. Тут-то писателю и приходится вооружиться верным фонарём, сигнальной ракетницей с фальшфейерами и арсеналом более традиционного оружия – револьвером, дробовиком и так далее. Потому как одержимые тьмой (они же Taken) – люди и даже строительная техника с неодушевлёнными предметами вроде мебели и холодильников (снова ноги Control!) – изначально абсолютно неуязвимы к повреждениям, но любой мощный источник света лишает их защиты.

Убегать от представителей закона – считайте, обязательный пункт для героев игр от Remedy

Впоследствии можно будет найти более мощный фонарик, заменить двустволку на многозарядный помповый дробовик или охотничью винтовку – причём придётся выбрать в пользу чего отказаться от предыдущего ствола. Вдобавок Одержимых можно давить на автомобиле с яркими фарами, во время пары сегментов игры.

Разумеется, всё это было и в 2010 году, и за прошедшие годы геймплей приключенческих экшенов от третьего лица шагнул далеко вперёд. Alan Wake умеет нагнетать атмосферу нехваткой патронов и выступающими из густой тьмы толпами Одержимых, от которых иногда лучше убежать, размахивая последним фальшфейером. Но игроку следует приготовиться к небольшому разнообразию приставучих противников, длительным пробежкам по лесам и в целом небогатой на механики борьбе с противниками. Подсветили противника – сбили тьму – нашпиговали свинцом (или сразу закидали светошумовыми гранатами/сожгли из ракетницы) – ведите следующего.

Однако если геймплей сегодня и кажется слегка устаревшим и местами однообразным, благодаря похорошевшей графике ночные стычки с Одержимыми и дневные прогулки по Брайт-Фоллс неизменно радуют красивыми кадрами. Ремастер мастерски работает со светом и тенью, картинка хвастается возросшей резкостью и отсутствием «мыла», а текстуры многих объектов серьёзно переработаны. Особенно тщательно в d3t покорпели над моделями персонажей и самим Аланом – его образ подвергся самой глубокой реновации и вроде как теперь больше соответствует внешности финского актёра Илкки Вилли, на основе которого создан протагонист. Хочется также похвалить разработчиков за труды, проделанные с пререндеренными заставками – картинка в них на удивление чистая и не зернистая (насколько это вообще возможно). Ну и слегка бессовестную рекламу батареек «Энерджайзер» и компании Verizon из Alan Wake Remastered тоже вытравили.

Alan Wake Remastered не получила нового контента кроме комментариев Сэма Лейка, которыми можно сопроводить прохождение. Если это ваше первое знакомство, вы вряд ли захотите отвлекаться, но фанаты оригинала и интересующиеся творческим путём Remedy наверняка узнают что-то любопытное. Ещё в нескольких местах игры можно найти QR-коды, ведущие к свежим намёкам на потенциальную Alan Wake 2. Кроме того, ремастер имеет на борту два DLC – The Signal и The Writer. А вот спин-оффу Alan Wake’s American Nightmare, к сожалению, места в переиздании не нашлось.

Конечно, каждому придут на ум ещё несколько напрашивавшихся улучшений, но, увы, многие ремастеры ограничиваются даже меньшим, чем обновлённый «Алан Уэйк». К примеру, анимации персонажей не подверглись изменениям и нередко удивляют странноватыми движениями, мимикой и жестами. Движения камеры виртуального оператора в заставках порой кажутся не плавными, но слегка дёргаными, а прыжки Алана всё так же комичны. Ну и такая мелочь, как шкала выносливости при беге, к сожалению, не пришла на ум d3t.

Как было сказано вначале, версия для PS5 получила сопротивление курков DualSense при стрельбе из оружия и имитацию сцепления автомобилей с дорогой. Ничего особенного, но всё же лучше, чем ничего. Вдобавок игра демонстрирует быстрые загрузки и стабильную работу.

Русская текстовая локализация радует достаточно качественным литературным переводом – что в игре про писателя, с обилием фирменных внутренних диалогов протагониста и необычного нарратива от Remedy, является данностью.

Впечатления от Alan Wake и как он держится 9 лет спустя

Совсем недавно вышел, схожий по содержанию, редакционный материал, но в своей статье я попытался подойти к игре с несколько иной стороны. Кроме несомненных достоинств игра обладает и рядом недостатков. И о них хотелось бы поговорить более детально.

У Remedy за плечами только один безусловной шедевр – Max Payne. Вторая часть была встречена хоть и положительно, но уже с некоторыми оговорками. Свежий Control и так на слуху, а предыдущий их проект – Quantum Break собрал не менее смешанные отзывы. Alan Wake, не смотря на 83 бала на Метакритике, для меня стал самым спорным проектом студии.

Разработка началась в 2003, анонсировали игру в 2005, выйти должна была ещё в 2007 году, но после срыва всех сроков авторы на год ушли в режим радиомолчания, а потом пришло время разворачивать рекламную компанию. Alan Wake, выйдя в 2010 году эксклюзивно на Xbox 360, должен был продавать и саму консоль. Игра была разбита на 6 эпизодов и представляла собой мини-сериал. Сами авторы в интервью оперировали понятиями сезон, а не часть.

Добавление психологической составляющей позволило нам «поиграть» с такими понятиями как объективная и субъективная реальность. То есть, действительно ли это происходит на самом деле, или все это только в голове главного героя.

Алан Вэйк – успешный писатель, но последние годы находится в творческом кризисе и решает отправиться с женой отдохнуть подальше от городской суеты в американский захолустный городок. Прибыв в Брайт Фоллс, Алан с женой останавливаются в доме на озере Колдрон, но в первую же ночь они ругаются .

Алан решает пройтись и привести мысли в порядок. Услышав шум и крики о помощи, он бросается на помощь, но видит только следы борьбы, ведущие в озеро. Не думая ни секунды, он бросается в холодную тьму озера и едва уловив как нечто утягивает его жену на дно, приходит в себя в машине чудом удерживающейся на краю обрыва далеко за городом. Не помня что случилось на озере и как он сюда попал, Алан оглядевшись решает направится к виднеющейся вдалеке заправке. Но путь его пролегает через ночной лес.

Нечто подобное мы уже видели в прологе, но тогда это оказался лишь дурной сон. Но здесь авторы делают ход конём и вводят фигуру рассказчика, которым оказывается сам главный герой, а все происходящие события словно являются плодом его необузданной писательской фантазии.

Мы привыкли, что в играх нам доступна только одна перспектива – перспектива главного героя, но многочисленные страницы романа, встречающиеся на пути, описывают не только то, с чем игрок столкнётся через несколько минут, но и раскрывают взаимоотношения героев, остающихся за кадром. Но что касается дальнейших событий, Алан здесь крайне пассивен, и всё больше следует чужим указаниям. Мы по принципу Марио пытаемся вернуть свою жену, но что-то вечно идёт не так и нужно выполнить дополнительные условия.

Alan Wake – это триллер, или как говорили авторы, психологический экшн-триллер. На практике это очень близко к тому как выглядят хорроры, но не совсем. «Когда мы говорим об играх жанра survival horror. мне кажется, они всегда ассоциируются с литрами крови, уродливыми монстрами или огромными пауками. Это несколько отличается от того, что мы делаем», – говорит один из сценаристов Оскари Хаккинен. Кровавые сцены здесь можно пересчитать по пальцам. Даже там где они напрашиваются их избежали. И топор, вроде разрубивший голову, не оставляет ни единого следа.

Основа всего геймплея – это необходимость каждому противнику сбивать защиту светом фонарика, прежде чем он станет восприимчивым к обычному оружию. И вот эта механика радикально сузила пространство для манёвра при организации боёв. Путешествуя по лесам, шахтам и заброшенным фермам мы раз за разом отбиваемся от всё больших и больших групп местных жителей, одержимых загадочной тьмой.

Замена привычного перекрестья лучом фонарика смотрится очень стильно и органично, но это приводит к серьёзным упрощениям в учёте урона. И так как свет врагов ещё и тормозит, то промахнуться практически невозможно. Противников тут не много: всего 3 вида, если не считать ворон и ожившую сельскохозяйственную технику вроде тракторов и комбайнов, которые выступают в качестве боссов. Враги насылаются в количестве около 5 штук за раз, которых нужно отстреливать всех и сразу; обычно без этого дальше не пройти.

Практически сразу становится понятно какой враг сколько патронов потребует и едва-ли что-то сможет нарушить эти расчёты. Ведь припасов на чекпоинтах всегда дают даже с небольшим запасом. А если отвлекаться на нехитро спрятанные тайники, то всю игру можно проходить чуть ли не с максимальным боезапасом. Очень сложно бояться врага, который гарантированно ложится с трёх пуль из пистолета. Авторы просто лишили игрока права на ошибку.

Кошмары не подчиняются логике, не стоит попытаться их объяснить, это уничтожает поэзию страха.

Именно эти слова выведены в эпиграф. Но если тьма полностью познаётся в первой же схватке, то уже бессмысленно нагнетать страх. Происходящее подаётся как общая для всех реальность, и ничего особенно сверхъестественного мы не видим. Непознаваемость тьмы – это принципиальный момент для восприятия истории, а происходящее больше напоминает Resident Evil, чем что-то другое.

Сам Алан начинает замечать что-то неладное, обнаруживая в себе сначала удивительные навыки обращения с оружием, а следом и боеприпасы там, где им явно не место. Это такой тонкий намёк на толстые обстоятельства. И я, уже забыв, что там было в 2012 году, начал строить теории. Может это не настоящий Алан Вэйк или может это параллельная вселенная как в Silent Hill?

Тут сразу вспоминается сюжетный поворот из пролога Dead Space: Extraction, где герой сошёл с ума и перебил своих коллег. Или Silent Hill 2, где после убийства монстра можно вернуться на это место и всё будет опечатано как место преступления. Вместо этого совершенно прямолинейный ход с амнезией. Оказывается, что он просто сидел и неделю писал свой роман под надзором тьмы. Что, исключая обстоятельства побега, было и так понятно. И ради этого меня несколько часов водили по лесам, фермам и шахтам? Какой вообще смысл нагнетать атмосферу непостижимого зла?

Alan Wake предлагает очень мало вариантов развития событий. Здесь нельзя начать схватку, израсходовать слишком много патронов, а потом хитростью вырвать преимущество обратно. Игра вообще не поощряет действия отличные от прямолинейного отстрела врагов, кроме тех где дизайнеры предусмотрительно расставили красные бочки.

Каждый раз одержимые просто набрасываются со всех сторон. Здесь нельзя навязать свои условия боя или уклониться от него. А раз за разом светить в лицо одним и тем же монстрам быстро надоедает. Авторы тоже это понимают и постоянно наращивают масштаб. И чем дальше по сюжету, тем чаще играет бодрый рок, а от попыток нагнетать напряжение авторы и вовсе отказываются. Тут бы успеть оружие перезаряжать.

Всё это задаёт слишком высокий темп и игра просто не даёт времени чтобы пугаться мистического тумана и шелеста кустов. Нет возможности оценить обстановку, спланировать дальнейшие действия. Просто выходишь на подготовленную арену и со всех сторон набрасываются фермеры с топорами, с которых после убийства даже взять нечего.

Своеобразной кульминацией этого стал эпичный бой на импровизированном рок-концерте под аккомпанемент Poets of the Fall, которые написали и исполнили несколько песен для вымышленной группы Old Gods of Asgard. Чем дальше, тем меньше авторы стесняются бросать орды врагов в самых разных комбинациях, но ярче эпизода уже не было. А саундтрек дополнения American Nightmare почти полностью состоит из рока разных направлений.

Алан постоянно ведёт внутренний монолог, который должен, по идее, раскрывать героя, как это было в Max Payne, но он здесь выступает исключительно в роли капитана очевидности. Например, добравшись в самом начале до заправки и зайдя в разгромленный гараж он скажет: «В гараже невесть что творилось. Похоже было, что его нарочно разгромили или здесь произошла серьёзная драка». Он вообще любит просто пересказывать увиденное или пояснять каждый свой шаг, даже если это вовсе не требуется.

Не сильно помогают в нагнетании напряжения и встречающиеся на пути Алана страницы романа, в котором описываются, среди прочего, ближайшие события. Все эти жуткие предупреждение о том, что за углом притаился жуткий монстр, который сейчас размажет наши кишки по асфальту совершенно не пугают. Все бои элементарно просчитываются. Ты знаешь, что противник не представляет какой-то серьезной угрозы, ведь гарантированно игра подкинет припасов чтобы ему противостоять.

Вот и получается, что самые зрелищные и масштабные сцены – они же и лучшие. Для боевика это отлично, а вот если в напряжённом триллере лучше моменты – это те, где взрывают вертолёт, то что-то пошло не так. Хотя первые эпизоды были медленные, напряжённые и явно добивались другого эффекта. Вышедший в 2012 году аддон American Nightmare показывает, что в Remedy точно также оценили свои сильные стороны. Там с самого начала бросали орды врагов в разных комбинациях, вооружив Алана уже автоматическим оружием.

Нельзя сказать, что играется Alan Wake плохо. Вот чего не отнять, так это того, что все свои немногочисленные механики Remedy вылезали до блеска. И в итоге получается довольно зрелищный мистический боевик, который на высоком уровне сложности вынуждает постоянно использовать весь доступный арсенал включая красные бочки с их функциональными аналогами. Но основной упор авторы сделали на сюжет.

Не смотря на оригинальный метод повествования, который, в отличии от банальных записок и писем, полностью оправдан сюжетом, героям едва ли удаётся увлечь своей глубиной. Это именно герои функции с набором самых базовых характеристик, действующих в декорациях Твин Пикса и произведений Стивена Книга, чья единственная функция – иногда подталкивать сюжет. Стивен Кинг тоже постоянно использует одни и те же образы, но его герои ощущаются живыми людьми.

Взять хотя бы агента ФБР, который помимо того, что не уважает местные власти и не прочь выпить на службе (никогда такого не видел), так ещё и вознамерился убить Алана. Но это не превращает его из сюжетной функции в живого персонажа. Или шериф, которая как любой хороший участковый знает по именам всех алкоголиков на вверенной территории. Но разве этого достаточно для комплексного героя? И если герои не способны увлечь игрока на экране, то какой смысл следить за их судьбой на страницах рукописи.

Кстати, изначально планировалась возможность играть за разных персонажей. В одном из таких эпизодов должна была раскрываться мотивация агента ФБР Найтингейла, на глазах которого тьма захватывает напарника, и он оказывается вынужден его убить. А попавшие к нему страницы рукописи убеждают, что за всем этим стоит некий Алан Вэйк.

Подводит авторов и эпизодическая система. Если первый эпизод в полной мере соответствует трёхактной структуре, то чем дальше тем больше происходящее напоминает один большой второй акт, а каких-то серьёзных подвижек в истории не наблюдается.

Мы хотим предложить геймерам нечто более интеллектуальное и взрослое, и для этого мы придумали довольно умную историю.