App in the air обзор

Советы основателя. Байрам Аннаков, создатель App In The Air

На «Мегамозге» еще одни «Советы основателя».
Нам удалось пообщаться с Байрамом Аннаковым – создателем App In The Air. Уже несколько лет Байрам занимается развитием приложения, которое продолжает улучшать жизнь путешественников по всему миру.

Мы занимаемся разработкой мобильных продуктов для глобального рынка. Наш главный продукт – App In The Air. Сегодня это более миллиона пользователей и место на баннере в разделе «Путешествия» AppStore. AppInTheAir – это менеджер полетов, помогающий узнавать не только изменения в расписании полетов, но и ориентироваться в крупнейших аэропортах мира (от кафе до бесплатных Wi-Fi сетей). В апреле нами выпущена в том числе и навигация по 7 крупнейшим аэропортам США, таким как, например, Нью-Йоркский.

Самое важное – это чтобы каждый в команде понимал свой собственный вклад в общий проект и направление движения всей компании в целом

Очень часто бывает такое, что люди не до конца понимают цели, стоящие перед организацией в целом, из-за чего компания больше напоминает конструкцию типа «Лебедь, Рак и Щука», а не локомотив, который движется в одном направлении.

Когда человек не понимает того, что он делает и не видит собственный вклад в общее дело, мотивация теряется. Нужно не просто найти людей, которые мотивированы к чему-то, но и постоянно подталкивать людей к большей осознанности и внутренней мотивации к хорошей работе, через обратную связь и прозрачность действий. Обратная связь также позволяет быстро понять, кто ничего не вкладывает в компанию и «вытеснить» такого человека командно. Так, чтобы человек не влиял негативно на общее развитие и общий результат.

Не так давно мы специально просили сотрудников написать по одному предложению касательно того, с какими коллегами они не могут работать. Делалось это специально для поиска одного-единственного человека. Можно самостоятельно оценить то, как люди оценивают рабочие качества и полезные в работе черты характера.

Мы уделяем много времени анализу поведения пользователя внутри приложения. Это позволяет не только определять дальнейшие фичи, но и выстраивать развитие продукта в целом. Что делают пользователи, почему они это делают, какие проблемы мешают пользоваться и увлекаться продуктом, и, естественно, почему пользователь платит или не платит деньги.

Мы уделяем много внимания этим моментам и они помогают нам в работе.
Конечно, у нас самих хватает идей относительно того, что делать с самим продуктом, что улучшать или изменять. Все эти гипотезы мы проверяем в основном с помощью хакатонов – этот формат оказался очень полезным для нас. За последние 2 года наша команда выиграла 4 или 5 хакатонов по всему миру, с призами от $10 000 до $100 000.

Хакатоны позволяют и помогают гипер-сфокусированно поработать в команде и протестировать идею, которая будет реализована в нашем продукте. Это очень полезно и мы рекомендуем всем командам разработчиков принимать участие в подобных мероприятиях. К тому же это весело и интересно – в короткое время сделать что-то такое, на что обычно требуется и согласование, и усилия.

Например, мы проводим внутреннее обучение по React Native и нами были написаны два компонента, сейчас представленные на основном портале данной технологии.

Новые технологии помогают нам реализовывать и новые функции в приложении. К примеру, с помощью iBeacon нами была создана система ориентации и навигации в аэропортах.

Это не только веcело и интересно, но также сильно мотивирует

В свое время под моим началом была команда из 40 человек, поддерживающая старую систему. Одним из ключевых моментов в объяснении работы был ответ на вопрос: «Зачем мы это делаем?», например, человеку который верстает на XSLT формы, без которых платформа не работает, так как в требованиях стоит поддержка браузера Netscape…

В моей команде мы постоянно пробуем новое для того, чтобы на деле почувствовать движение вперед. А не используем старые и «убитые» технологии, попросту размывающие в человеке желание программировать. И это было одним из моих главных требований к собственной компании.

Лучше прототипа ничего не может дать ощущения, связанные с новой технологией, поэтому мы делаем прототипы и после пытаемся оценивать их применимость в существующих работающих и нагруженных системах и приложениях.

Основная задача нашего продукта – это вовлеченные пользователи, но даже несмотря на отсутствие попыток его (пользователя) зажать в какие-то рамки, мы успешно зарабатываем средства, которых нам хватает на жизнь.

Гиперответственность важна

Менеджер ни в коем случае не должен никого пинать для того, чтобы сотрудник работал. И мне не нравится подобный посыл во многих книгах, связанных с менеджментом и предпосылкой того, что «менеджер мотивирует сотрудников». Это не масштабируемо и самоорганизующиеся команды так не работают.

Каждого отдельного члена команды должны мотивировать его собственные достижения и результаты работы. Гиперответственность также связана с желанием брать больше сложных задач и нести за них ответственность, а не перекладывать её на коллег которые «не сделали» или «не передали».

Умение засучить рукава самостоятельно не менее важно

Став «менеджером» у вас не получится сесть или лечь, говоря всем остальным, что они должны делать. Для меня такое неприемлемо, так как связь с реальностью важна – когда она нарушается, возникают проблемы.

Урок, через который я прошел сам, впервые был озвучен Стивом Джобсом в разговоре с Ларри Пейджем: «Не старайся быть всепрощающим». Порой, возможно, под впечатлением тех же книг по менеджменту, люди пытаются быть супер-демократичными. Добрыми, отзывчивыми и прощающими. Я не говорю, что это плохо, но это человеческие качества, важные в межличностном общении. В работе же необходима способность принимать быстрые и ответственные решения: увольнять людей, экономить время, тратить эффективно силы и средства.

Если менеджер стесняется сказать сотруднику о том, что тот плохо выполняет свою работу или ждет 3 месяца прежде чем уволить человека, то такие истории как правило плохо кончаются для компаний, в которых работают такие сотрудники.

Нельзя стесняться, если ваша правда на стороне компании и продукта

Мы должны победить и результат важен.

Как российское приложение для авиагиков попало в акселератор от Google

Сооснователь сервиса для путешественников App in the Air Байрам Аннаков — об истории проекта и проблемах, которые мешали его запуску.

Приложение App in the Air — персональный ассистент полетов, который предоставляет пользователю информацию о состоянии рейса, собирает статистику путешествий и помогает ориентироваться в аэропортах.

С помощью сервиса пользователь может зарегистрироваться на рейс, получить информацию об изменении в расписании или настроить автоматическую отправку SMS-сообщения близким о прилете.

В 2018 году App in the Air попал в бесплатную программу акселератора Google Launchpad, которая включает в себя обучение в Сан-Франциско, а также консультации с экспертами Google, специалистами ИТ-компаний и зарубежных венчурных фондов.

Сооснователь и руководитель проекта App in the Air Байрам Аннаков рассказал vc.ru о том, как получается договариваться с авиакомпаниями, почему целевая аудитория сервиса — это авиагики, и что тормозило запуск приложения.

В 2011 году Аннаков преподавал в МГУ и предоставлял консалтинговые услуги вместе со своими студентами. Также у команды была своя компания Empatika, которая занималась разработкой приложений.

Доходы от консалтинга позволили создать и запустить сервис Squeek, с помощью которого пользователи могли общаться и знакомиться с теми, кто находится поблизости. «Что еще могли придумать пять гиков-айтишников, чтобы знакомиться с девушками, не подходя к ним», — иронизирует Аннаков.

Примером для подражания Empatika служила команда Instagram — 13 человек смогли создать и запустить продукт, у которого теперь более 50 млн пользователей, рассказывает основатель компании.

Приложение Squeek, рассчитанное на публичные места, пользовалось спросом у студентов МГУ и ГУ ВШЭ, а также у пассажиров в аэропортах. Команда проекта поняла, что не хочет развивать сервис в университетах, так как студенческую нишу легко мог покрыть «ВКонтакте», и решила сконцентрироваться на аэропортах.

К 2012 году команда проекта перестала развивать чат и взялась за разработку сервиса для авиапассажиров.

Аннаков и еще четверо сотрудников занялись разработкой ассистента для пользователей, которые совершают в среднем 30 полетов в год. Проект получил название App in the Air, которое стало отсылкой к фильму «Мне бы в небо» (Up in the Air) с Джорджем Клуни в главной роли.

Проект решил привлечь средства от стороннего инвестора. Им в мае 2012 года стал фонд IMI.

Аннаков не раскрывает долю инвестора, а также сумму, потраченную на запуск App in the Air, но говорит, что за всё время сотрудничества фонд вложил около $2 млн.

Еще одним отличием от Squeek стал ключевой рынок — разработчики решили продвигать продукт для пассажиров на Западе. Первыми странами стали США и Великобритания.

Аннаков поясняет, что такое решение связано с распространённостью смартфонов и высокой частотой перелётов граждан этих стран. В России проникновение мобильных устройств и количество полетов на 1000 жителей в разы меньше, чем в США, Великобритании, Германии, Индии и Китае, добавляет сооснователь App in the Air.

Сейчас 34% пользователей сервиса проживают в США, 25% аудитории находятся в странах Евросоюза, 12% — в Великобритании, 10% — в России. Оставшиеся 19% — это жители Индии, Бразилии, Индонезии и других стран. Компания не ведет активных действий в Китае, который, по мнению Аннакова, представляет собой сложный специфический рынок.

Кроме того, изначально App in the Air выпускалось только под iOS, так как среди часто летающих клиентов в Европе доля устройств Apple выше, чем под управлением Android. В дальнейшем стартап выяснил, что более 60% азиатских пользователей, совершающих частые перелеты, владеют Android-смартфонами.

На разработку ушло девять месяцев. Аннаков считает, что это слишком большой срок — можно было уложиться в четыре месяца и оперативнее выпустить продукт, чтобы собрать обратную связь от пользователей.

Страх — это единственное, что оттягивало запуск продукта. Есть глубинная проблема — страх облажаться — и есть то, как команда его закрывает. Например, пытается впихнуть в приложение все функции, которые можно придумать, до невозможности полирует качество и находит новые ошибки.

Мы проводили интервью с потенциальными пользователями и бета-тестирование, но все методологии — это попытка скрыть страх, что ты выпустишь продукт, который провалится.

По мнению Аннакова, реальная жизнь стартапа начинается с выпуска продукта и сбора первой обратной связи. На этом этапе команду App in the Air покинули трое из пяти человек: Аннаков остался вместе с техническим директором сервиса — Сергеем Прониным.

«В 2012 году казалось, что можно создать любое приложение, и оно обязательно взлетит — надо только загрузить в App Store или Google Play. Эти завышенные ожидания, конечно же, разбились о реальность», — говорит сооснователь App in the Air.

Аннаков занимался службой поддержки и развитием продукта, а Пронин — серверами компании и разработкой приложения на iOS. Спустя некоторое время к App in the Air присоединились сотрудники, которые помогали поддерживать сервис, вели аналитику и сбор данных.

«После релиза мы сидели в квартире, в которой располагался офис, изучали поведение пользователей, читали отзывы и правили ошибку за ошибкой. Затем выпускали обновленную версию сервиса и видели, как количество багов уменьшается», — рассказывает Аннаков.

Первые пользователи узнали о App in the Air из упоминаний в ряде изданий и на площадках вроде Flyertalk, Reddit и PhoneArena. На первые рекламные платные публикации команда проекта потратила около $20 тысяч. Благодаря этому, по словам Аннакова, удалось «подбросить» продукт и получить интерес со стороны пользователей и других изданий.

Один из первых пользователей App in the Air — канадский предприниматель — проводит в самолетах 500 часов в год. Для сравнения: бортпроводники в среднем в год тратят 500-700 часов на полеты.

Клиент посоветовал команде проекта сконцентрироваться на так называемых авиагиках, а не на всех подряд. Также он посоветовал им включить особые функции, которые не понятны большинству обычных пользователей, но представляют интерес для любителей путешествовать самолетом.

По словам Аннакова, в США 81% скачиваний App in the Air совершают пользователи, которые летают не более трех-четырех раз в год. Они не представляют интерес для сервиса.

Оставшиеся 19% — пассажиры, которые совершают более 10 перелетов в год. В США эта категория клиентов дает авиакомпаниям 35% дохода. Эти же пассажиры совершают 60% всех перелетов. Именно на них ориентируется App in the Air и старается их удержать, рассказывает предприниматель.

В ход идут такие опции, как статистика перелетов, доска соревнований с другими пользователями, награды за то или иное достижение, возможность создать видео с перемещениями за год и другие.

Пользователи App in the Air любят соревноваться между собой и сравнивать количество наград, говорит Аннаков.

Приложение награждает клиентов бейджами за такие успехи, как полет на пяти разных моделях самолета одного производителя, посещение новой страны, 100 часов в воздухе, полет red eye (вылет и прилет в ночь) и так далее.

Однажды мне написал один известный российский предприниматель, который сказал, что ему пришлось поменять рейс, чтобы получить ачивку за использование разных моделей Boeing. Вот такие пользователи нам и нужны.

Клиенты App in the Air также пользуются редкой информацией, которую отображает приложение про тот или иной полет. Например, один из пользователей обращает внимание на tail number самолета — код, который прикреплен к самолету и не меняется в зависимости от смены авиалиний.

Он знает, на каких бортах с определенным номером есть специальные крючки для вешалок — ему это важно, так как летает с чехлами для костюмов и не хочет помять одежду, убирая её в багажный отсек над головой.

«Сколько вы знаете людей, которым важно знать tail number? Одного, видимо», — говорит Аннаков.

Создатель App in the Air рассказывает, что продукт стало не стыдно показывать целевой аудитории только в 2013 году. Компания сделала службу поддержки и сбор обратной связи одним из важных направлений развития бизнеса.

Сейчас члены команды, которая за 2017 год выросла до 21 человека, периодически работают в поддержке, чтобы понять нужды пользователей. «Именно поддержка вытащила наш продукт», — говорит Аннаков.

Мы не только получали отзывы через приложение, но и проводили время в аэропортах, записывая поведенческие особенности пользователей.

Например, пожилой пассажир с плохим зрением не мог считать информацию с табло аэропорта и попросил кого-то другого посмотреть его вылет. Безусловно, имея смартфон, можно легко решить эту проблему.

Одной из функций, которую предлагали пользователи, стала синхронизация с календарем владельца смартфона. Аннаков поясняет, что когда пассажиры летают часто, например, три раза в неделю, то могут забыть или перепутать время рейса. Наличие информации не только в приложении, но и в календаре позволяет вовремя напомнить о готовящейся поездке.

Также благодаря отзывам клиентов появились уведомления о ключевых событиях — открытии и закрытии регистрации и времени начала и конца посадки на борт. Приложение присылает пользователю push-уведомления.

Еще одну просьбу пользователей — добавить информацию из программ лояльности — удалось исполнить только в 2016 году. Сейчас App in the Air отображает количество баллов и срок их истечения во всех крупных авиакомпаниях кроме трех американских — United, Delta и American Airlines.

Сложность проекта заключалась в юридических вопросах. Аннаков объясняет, что авиакомпании считают данные программ лояльности своей собственностью, а не пассажиров.

Доступ к этой информации App in the Air получил, заключив соглашение с компанией Points.com, которая разрабатывает софт для систем накопления летных миль. С некоторыми авиакомпаниями удалось договориться напрямую. Сейчас App in the Air ведет переговоры с United, Delta и American Airlines.

«Если не поможет выгодный обмен, то попрошу наших пользователей создать петицию на Change.org, для которой мы быстро наберем более 100 тысяч подписей», — шутит Аннаков.

Под выгодным обменом сооснователь сервиса подразумевает доступ компаний к отзывам о полетах, которые собирает App in the Air. Стартап запустил эту функцию в конце 2017 года. За два месяца сервис собрал 20 тысяч отзывов.

В приложении можно ответить на вопросы по четырем критериям и по желанию оставить текстовый комментарий. По словам Аннакова, треть пользователей пишет, что им понравилось или не понравилось.

Чаще всего клиенты жалуются на опоздание самолета и при этом указывают причину (например, службы аэропорта долго не подавали трап). На втором месте рейтинга жалоб — возраст самолета. Сооснователь App in the Air отмечает, что стартап выявил зависимость оценки полета от срока эксплуатации борта.

Кроме того, пользователи высказывают недовольство из-за размера шага между креслами и отсутствия (или плохой работы) Wi-Fi.

С помощью отзывов компании смогут понимать, что им улучшать и стоит ли вообще предпринимать усилия в зависимости от того, как часто клиент пользуется услугами авиаперезвочика.

Авиакомпании тратят миллиарды долларов на улучшения, но онлайн-сервисы отображают полеты вместе с другими перезвочиками, а в доступных пользователю параметрах остаются только цена и продолжительность рейса.

Это всё равно, что показать рядом два смартфона и дать информацию только об их цене и весе.

Авиалинии хотят дифференцировать продукты и показать пользователю, что инвестируют в свои сервисы и услуги. Компаниям нужно понимать, оправдываются ли их вложения.

Каждую неделю аналитик App in the Air показывает интересные отзывы за неделю. Один из клиентов жаловался, что был готов заплатить за еду на борту British Airways, но бортпроводник не дошел до него с терминалом, так как устройство было всего одно на весь борт.

«Сколько авиалиний знают о том, что вот так упускают выгоду? Эти данные очень интересны и повышают ценность нашей компании», — отмечает Аннаков.

Сейчас 50-55% трафика сервису приносят магазины приложений App Store и Google Play. Площадки периодически включают App in the Air в разные подборки.

Остальная часть аудитории приходит через разные рекламные каналы, которые стартап тестирует. App in the Air, по словам Аннакова, готовится к активной рекламной кампании и проверяет стоимость привлечения клиентов в том или ином сервисе.

Пока что преимущество у продуктов Apple и Google. Механизмы продвижения Facebook Аннаков назвал дорогими, а Twitter — странными. При этом сервис микроблогов позволяет настроить таргетинг на пользователей конкурирующих сервисов и пассажиров авиакомпаний.

Часть трафика App in the Air приходит через агрегаторы для покупки билетов Aviasales и Wego, с которыми стартап заключил партнерства. При этом западные сервисы отказываются работать с ассистентом, так как видят в нем конкурента своим приложениям. Хотя App in the Air не продает билеты, указывает Аннаков.

Сооснователь App in the Air не раскрывает количество пользователей, но говорит, что клиент сервиса есть на каждом рейсе Lufthansa, хотя доля проекта на рынке пассажиропотока — 0,5%. До конца 2018 года стартап собирается увеличить её до 3-5%.

Также Аннаков держит в тайне выручку приложения, добавляя, что этого хватает на разработку продукта и содержание трех офисов — в Москве, Барселоне и Лос-Анджелесе.

90% выручки составляет подписка на сервис, которая в среднем обходится клиенту в $35 в год. При этом пользователи могут купить бессрочную подписку за $70. Аннаков отмечает, что эта опция не для дополнительного привлечения пользователей, а для создания лояльной долгоживущей аудитории.

10% от дохода App in the Air составляет продажа дополнительных сервисов. Например, вход в бизнес-зал за $25-35. Услугу удалось реализовать благодаря партнерству с сервисом LoungeBuddy, который предоставляет доступ в бизнес-залы аэропортов. Себе App in the Air оставляет комиссию, а основная часть средств идет партнеру.

Кроме того, App in the Air совместно со швейцарской страховой компанией реализовала для клиентов в Великобритании сервис, который позволяет получить денежное вознаграждение при задержке рейса.

Стоимость услуги — около £5 в зависимости от рейса. В случае задержки самолета на полчаса пользователю на счет PayPal сразу же приходит £100 в качестве компенсации. Услуга не требует дополнительных документов — всё происходит автоматически.

По мнению Аннакова, благодаря сервису пассажиры начинают «играть» с авиалиниями, пытаясь угадать — задержится самолет или нет.

Глобальная цель App in the Air — предоставить клиенту доступ ко всем услугам, которые связаны с перелетами. По словам Аннакова, до конца 2018 года ассистент получит некоторые новые возможности, подробности которых он не раскрывает.

App in the air обзор

Google и AppTractor представляют вам лучшие российские проекты международной программы поддержки стартапов Launchpad. В ее рамках Google предоставляет технологии, экспертов и ресурсы для успешного запуска и масштабирования ваших приложений.

App in the Air

Компания Empatika начиналась как консалтинговая компания и на протяжении многих лет помогала российскому бизнесу выигрывать у своих конкурентов. Потом ее основатели решили заняться своим бизнесом. Бизнесом со смыслом; бизнесом, который помогает людям стать счастливее.

  • В крупных американских аэропортах в каждый момент времени присутствует 60-80 человек, пользующихся App in the Air
  • 45% пользователей App in the Air из США
  • Россия — на втором месте по доходам
  • «15 полетов за 15 долларов плюс 5 в подарок» лучше, чем «20 полетов за 15 долларов»
  • Компания раз в месяц проводит внутренние хакатоны
  • На внешних хакатонах команды Empatika выиграли $120,000 за год

Подкаст

App in the Air

Сегодня у нас с Наталией Ефимцевой из Google в гостях Байрам Аннаков, наш российский гуру разработки, Growth Hacking- а, лидер студии Empatika и приложения App in the Air. Добрый день, Байрам!

Леонид: Байрам, расскажите, с чего начинался App in the Air, как к вам пришла идея этого приложения, в чем оно заключается?

Байрам: Давным-давно мы решили сделать геолокационный чат. Это был, по-моему, 2011 год. Мы его разработали, выпустили на рынок. Идея была очень простая: люди могут общаться с другими людьми поблизости. Два самых распространенных сценария, где это срабатывало: первое – в аэропортах, то есть люди сидят в «накопителях», им нечего делать, они хотят социализироваться, с удовольствием обсуждают и знакомятся, причем это еще подтвердилось, когда я летел трансатлантическим рейсом – по-моему, это была Lufthansa. Люди собираются в специально отведенном месте, знакомятся друг с другом, по бизнесу развивают контакты, потому что, скажем так, очень правильная потенциальная аудитория, с которой можно найти какие-то бизнес-возможности.

Тогда мы увидели, что основной кейс у нас работает в аэропортах, а второй кейс – в университетах, но тогда распространение смартфонов в России было не очень высоким. То есть плотность смартфонов на условно квадратный километр была очень низкая. И мы решили, чтобы он чаще работал, надо добавить какой-то функционал, который бы помогал таким людям и задерживал бы их в приложении не только ради этого функционала. А потом, когда у нас будет достаточно высокая плотность пользователей нашего приложения в заданном аэропорте, мы уже активнее включим социальные функции. Так, собственно, мы решили, какой продукт и что должно быть, то есть, отслеживание статуса полета, задержки, советы, лайфхаки в аэропортах – например, если вы сядете во франкфуртском аэропорте рядом с Delta-лаунж, то вы сможете бесплатно ловить их Wi-Fi, вам не надо платить за него. Такие лайфхаки от путешественников – это то, что интересовало людей в чате, и то, что легло в основу функционала App in the Air.

Сейчас App in the Air – это помощник, менеджер полетов, который не только извещает о статусе полета, о задержках, переносах гейтов, но и помогает советами и даже навигацией внутри аэропорта: где лучше поесть, ну и т. д. и т. п. Сейчас я могу, например, сказать, что уже плотность наших пользователей в аэропортах США достаточно высока… то есть там в ряде аэропортов в заданный промежуток времени наших пользователей 60-80 человек. И у нас скоро выходит новая версия, где мы начнем наконец-то им давать возможность социализироваться друг с другом, шерить Uber или такси, помогать друг другу с Интернетом. То есть такая взаимопомощь. Или даже, например, очень часто вход в бизнес-лаунж дают на двух человек, а человек летает один в командировку, и он может кого-нибудь другого пригласить – это тот юзкейс, который уже сейчас часто срабатывает. Вот примерно это то, о чем App in the Air.

Леонид: Все началось с социализации, все вернется к социализации.

Байрам: Совершенно верно. Есть такая хорошая статья у Криса Диксона, по-моему, где он говорит, что очень многие social tools на самом деле в начале были просто удобными инструментом для чего-то одного, например, Medium. А потом, когда набирается достаточная аудитория, он превращается в social tool. И вот, мне кажется, что App in the Air – это еще одно подтверждение тому высказыванию, что сначала мы все-таки должны были стать полезным как инструмент и тем самым привлечь пользователей, а потом, когда мы видим, что уже плотность достаточно высокая, открывать социальные функции и тем самым еще больше повысить заинтересованность людей в продукте.

Байрам Аннаков

UGC и монетизация

Леонид: У вас есть данные о рейсах, данные об аэропортах. Как у вас дополняется контент для вашего приложения? Потому, что аэропортов тысячи, рейсов – десятки тысяч. Откуда все берется?

Байрам: Есть два типа данных. Первый – это официальные данные о расписании и статусе полетов. Есть агрегаторы данных, их буквально 2-3. Основной – это FlightStats, им пользуется, например, Google для Google Now для отображения статуса полетов. И, соответственно, мы берем информацию о них – это один тип данных. Второй, более ценный и не такой доступный – это user-generated content. То есть то, что наши пользователи пишут в качестве лайфхаков или же сообщают нам о том, что, например, в аэропорту Лос-Анджелес проверка безопасности занимает 20 или 25 минут в заданный промежуток времени. И это позволяет людям планировать свою поездку в аэропорт и знать, когда надо приехать, чтобы успеть пройти security check, потому что реально в топовых аэропортах в часы пик он может занимать до часа. И конечно же это становится очень ценной информацией, которую наши пользователи как раз помогают нам агрегировать.

Леонид: Как вы поощряете ваших пользователей оставлять контент, ведь это всегда очень сложная задача. Пользуются сотни, а оставляет информацию один. Как вы работаете с этим процессом?

Байрам: За последние полгода мы набрали 200 тыс. отзывов об аэропортах, авиаполетах или, например, как раз время ожидания проверки безопасности. Как это ни странно будет звучать, но особенно мы не мотивируем оставлять отзывы. Я имею в виду, с точки зрения материальной составляющей. Потому что в этом плане я очень поддерживаю позицию сервиса Yelp, который изначально не мотивировал на оставление отзывов — тогда их будут оставлять не те люди, кто действительно заинтересован это делать, как бы странно это ни звучало. То есть качество и адекватность информации будет гораздо ниже. И основная мотивация, которая есть у наших пользователей, – это ощущение, что они вносят свой вклад в развитие сообщества, что они помогают другим (и себе, в том числе) в будущем планировать свое время и свой полет. И вот это является основной мотивацией.

Понятно, что там есть благодарности от других пользователей за то, что они оставили тот или иной совет, но вот в целом наша позиция такова, что мы не будем материально мотивировать, а будем использовать такие нематериальные чувства вклада и то, что вы помогаете сделать лучше этот полет и для себя, и для других – это чтобы была основная мотивационная составляющая. И, конечно же, у нас получается, что условно 20% процентов пользователей оставляет 80% отзывов и юзер-репортов.

Леонид: Вот у вас есть платный контент в приложении. Как продавать контент? Какой вы продаете контент? И продаете ли вы тот контент, который генерируют пользователи? Как с этой точки зрения продавать то, что люди сами пишут или оставляют другим людям?

Байрам: Контент, который пишут пользователи, мы не продаем. Это было бы некорректно с точки зрения пользователей, что они контрибьютят бесплатно контент, а мы его перепродаем кому-то. Мы продаем контент, который заключается в том, что, если вы хотите real-time оповещения об изменениях по рейсу по СМС (что очень полезно, например, когда у вас нет доступа к Интернету), или вы хотите подписать своих родных и близких на всю информацию о вашем рейсе, вот этот набор функций платный. И вот модель, как мы это делаем и пробуем, вернее, даем первый полет бесплатно – попробовать эту функцию, понять для себя, насколько качество и своевременность доставки информации адекватны. Потому что, безусловно, если, например, сравнить США и Россию по доступности информации, то по США у нас 99,9% покрытия в аэропортах и своевременность и актуальность информации, а в России эта цифра гораздо ниже. Я думаю вы понимаете по каким причинам. То есть в глобальных системах расписания некоторые небольшие аэропорты не включены, и, соответственно, эта информация не доходит. Хотя мы активно стараемся повышать покрытие. Итак, мы даем эту функцию попробовать бесплатно, назовем это trial, и потом ряд людей принимает решение, что они хотят эту функцию купить. При этом у нас есть даже lifetime подписка – возможность купить на всю жизнь, грубо говоря, эту функцию стоимостью 100 долларов, и ряд пользователей готовы и отдают эти деньги потому, что им нравится продукт, и то, что мы им предлагаем.

Леонид: Раз уж заговорили про Россию, то у вас виден рост именно российской аудитории? Это один вопрос. А второй: какие устройства, платформы у вас больше используются именно в России?

Байрам: Во-первых, надо сказать, что, когда мы ввели эту lifetime-подписку за 100 долларов, мы понимали по общему соотношению пользователей, кто будет первый по покупкам. Это США, потому, что у нас там 45% пользователей – самое большое их количество. И они, конечно, были первыми по таким покупкам. Но, что интересно, вторая страна была Россия, что нас очень удивило, потому что 5.5 тыс. рублей отдать за приложение не каждый готов. И, конечно же, в этом плане Россия у нас по заработку в последние 1.5 месяца крепко держит второе место. С точки зрения платформ исторически мы вышли сначала на iOS-платформу, и поэтому там на текущий момент больше 90% активной аудитории и количества закачек, но в последние месяца три мы активно растем на Android-платформе, и в том числе существенную часть этого роста как раз составляет Россия. И если даже поискать в Google Play по ключевым словам «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково» приложения, то мы будем одними из первых в результатах поиска. За счет этого мы получаем существенный трафик из России.

Наталия: Слышала я давно такую историю, что легче продать один элемент за 100 долларов, чем ста пользователям продать услугу по 1 доллару. Учитывая, что подписка стоит недешево, как прокомментируешь это?

Байрам: Во-первых, у нас есть принципиально две категории пользователей, которые летают. Это так называемые фриквент-флаеры (frequent flyer), кто летает примерно 5-6 раз в месяц и лейжа-тревелеры (leisure traveler), кто летает в среднем раз в полгода. Соответственно, пакет lifetime-подписки или годовой подписки, то есть lifetime за 100 долларов, а годовая – за 10, обычно приобретают фриквент-флаеры. Если же это лейжа-тревелер, то он предпочитает пакет на 5 полетов, потому что, по сути, ему этого хватит на год. Понятно, что пакет на 5 полетов стоит 5 долларов. Соответственно, мы стараемся учитывать, что не каждый человек будет готов купить дорогой продукт, поэтому ввели пакет на 5 полетов, и его продажи составляют около 55% от всех продаж в количественном измерении, не с точки зрения суммы итоговой.

Изначально тот продукт, который мы сделали, больше всего ориентирован на премиум-аудиторию – это аудитория, которая часто летает. Хороший пример: у нас недавно была в Google Play покупка из Индии (тогда приложение стоило 75 долларов за lifetime-подписку, мы просто ее повысили). Чтобы вы понимали, средний месячный доход в Индии равен 75 долларам. К чему я это? Нам удается премиум-аудиторию находить на каждой платформе, и именно она наибольший вклад оказывает в итоговый финансовый результат. А для нас очень важно выбрать именно премиум-аудиторию и создавать именно для нее продукт, потому что вся стратегия наша как компании – это занять нишу часто летающих пассажиров, для которых мы станем персональным тревел-ассистентом и сможем закрывать все потребности.

Например, в Москве мы продаем билеты на московский аэроэкспресс. У нас покупают их потому, что это гораздо удобнее сделать в нашем приложении, чем где-то в другом месте, и мы становимся такой точкой входа. Если для летающей премиум-аудитории мы будем точкой входа в их путешествие, то, вы сами понимаете, какие возможности у нас открываются, чтобы монетизировать эту аудиторию. Это, прежде всего, решает для них ключевую проблему, чтобы они не волновались о своем путешествии и максимально спокойно и информировано проходили его.

App in the Air

Монетизация и цены

Леонид: Какие вы можете дать три главных совета по монетизации мобильных приложений? Как достучаться до той премиальной аудитории или просто до покупателей, как не испортить свою монетизацию, что делать разработчикам?

Байрам: Наверное, первый инсайд, который у нас был… Например, как раз на Medium я писал про него. Я быстренько историю расскажу. У нас можно было получить бесплатно нотификации по рейсу – вот этот премиум-функционал на один полет – если вы оставите свой электронный адрес. Вы нажимаете на кнопку apply for promo code, оставляете e-mail, и мы вам даем эту активацию. Что мы заметили, что те люди, которые просили этот промо-код, они в итоге конвертировались в платящую аудиторию примерно в 4 или 5 раз лучше, чем все остальные. Мы долго думали, как использовать этот инсайд и, конечно же, пришли к очевидному решению, что надо сделать так, чтобы все могли попробовать один раз получить премиум-функционал, и тогда итоговая конверсия будет выше. Вот в данном случае мы в 3 раза увеличили конверсию в платящую аудиторию у всей аудитории благодаря тому, что дали попробовать премиум-функционал. И первый мой совет был бы – дайте попробовать премиум-функционал.

Вторая – больше, наверное, психологическая штука. Когда человек покупает какую-то функцию — некоторые люди покупают утилитарно функцию, то есть ему действительно нужны real-time нотификации по рейсу, плюс он хочет свою супругу или супруга подписать, чтоб тот не беспокоился и знал, что с ним происходит. Есть люди, которые покупают утилитарно, а есть люди, которые покупают какой-то продукт, потому что хотят быть частью и чувствовать себя принадлежащим к «касте». И интересно, что заплатить 100 долларов за приложение – это скорее из разряда эмоционального быть частью «касты», нежели из разряда утилитарной вещи. Мы даже пакеты эти называем условно «Платинум» и даем бэйджик, по платинуму даем доступ в чат, в который могут зайти только те, кто купил такой пакет. И ряд людей решает сделать покупку из-за этого. К чему я это все? Что мне кажется, второй большой совет – это то, что в ценообразовании я бы плясал не только от рационального подхода, но и сильно бы учитывал психологический иррациональный подход. Мне кажется, что Дэн Ариэли и Роберт Чалдини лучше всего описывают принципы, которые влияют с психологической точки зрения на то, как продавать. Это была бы моя вторая рекомендация.

Третья рекомендация – это не заставлять людей думать. Простой пример. У нас был пакет на 5 полетов, он стоил 5 долларов, и на 20 полетов, он стоил 15 долларов. Понятно, что выгоднее купить пакет на 20 долларов, потому, что в пересчете это будет дешевле. Вроде бы логика очень правильная. Но мы поменяли формулировку «20 полетов за 15 долларов» на «15 полетов за 15 долларов плюс 5 в подарок». И это сильно сместило средний чек в сторону 20 полетов, потому что люди любят получать подарки и ощущать, что они что-то выиграли, что-то им досталось просто так. Когда они что-то получают, они чувствуют себя лучше. К чему я все это говорю. Что не всегда все решает рациональный подход к ценообразованию, которому нас в университетах учили: посчитать себестоимость, прибавить норму прибыли и получить цену. Нет, иногда нужен чисто иррациональный подход: сколько человек готовы заплатить за этот продукт, и почему пользователь принимает решение его купить – это то, что надо учитывать.

Леонид: Отличный кейс: не заставлять людей думать.

Наталия: Кстати, это действительно так, на самом деле. Я вот как раз не помню, чью статью читала недавно на русском о том, что есть два типа мышления. То, что мы изучаем в первый раз, и нам это дается очень и очень трудно – мозг иногда посылает сигналы: «Все, не хочу, дайте мне отдохнуть». И тратится много-много калорий. И второе – то, что переходит в каждодневную привычку. Это может быть связано с работой, не с работой и т.д., вот каждодневная привычка дается очень легко, калорий тратится мало. И вот, когда ты видишь предложение и мозг: «Не хочу считать, я уже устал». Поэтому да, лучше не заставлять думать.

Байрам: Ну и сократить количество шагов до покупки. Потому, что это было у нас, и я боюсь, что это есть и у других разработчиков. Сначала, когда ты выпускаешь продукт, ты думаешь, что как-то стесняешься попросить за него деньги. Потому что в твоем восприятии это же, в целом, несложно было сделать. Ты боишься получить негативную обратную связь. Например, вот нам пишут, что у нас очень дорогое приложение, и еще что-то. Но когда ты начинаешь уважать свой собственный продукт, и тебе условно за него не стыдно, ты начинаешь предлагать цену, которую ты готов и которую ты хотел бы, чтобы платили за твой продукт. А когда за твой продукт платят адекватную цену, у тебя появляется совсем другого порядка мотивация. То есть когда мы только ввели lifetime-подписку и в первый же день продали 7 или 8 таких подписок, у нас было ощущение гордости, что за наш продукт люди готовы выкладывать 100 долларов. К чему я пытаюсь подвести, что надо не стесняться продавать свой продукт, но прежде дать попробовать его, как уже говорили.

Наталия: Да, по поводу количества шагов. На самом деле, Байрам более сложную историю рассказал и правильную. Ну вот, например, Google Play убрали подтверждение разрешения – это фактически тоже некий шаг к сокращению, к уменьшению пути инстала приложения, чтобы меньшее убывало количество пользователей, хотя это небольшой процент отказа сводился к минимуму.

Дэн Ариели

Маркетинг и удержание пользователей

Леонид: Байрам, а как вы привлекаете пользователей? Какие каналы для вас наиболее эффективны, для App in the Air?

Байрам: Для нас самый эффективный канал – это App Store Optimization. То есть сделать так, чтобы наше приложение легко находилось. И в этом плане, допустим, если мы говорим про Россию, то я уже говорил, что на iOS, что на Android, что на Windows Phone по топовым аэропортам России и авиалиниям нас очень легко найти, потому что это был долгий процесс, когда мы оптимизировали, пробовали разные ключевые слова. В случае, например, с Google Play было интересно, что я написал статью про то, как в iOS оптимизировать, и бывший глава Google Play прочитал статью, а там я в статье просил, чтобы бросали советы по поводу того, как в Google Play это работает. Потому что тогда мы очень мало знали про оптимизацию в Google Play. И бывший глава Google Play Search нам сбросил ссылку на видео с Google I/O 13-го или 14-го года, где он очень подробно объясняет, как это работает. Понятно, что не открывает всех секретов работы алгоритма, но объясняет, на что нужно обращать внимание.

И вот, например, один из важных моментов, которые мы поняли относительно Google Play для себя, что в алгоритме результаты поиска и рекомендации приложений очень существенную роль играет соотношение install и uninstall. То есть, если у вас низкое соотношение uninstall к install – то есть люди после того, как поставили приложение, оставляют его, а не сносят совсем (а эта цифра есть в Google Play в консоли разработчика), – то тогда улучшаются позиции и видимость в сторе. Это напрямую связано с тем, насколько адекватный трафик и адекватное описание вы получаете.

Я поясню, что я имею ввиду. Допустим, вы, конечно, можете добавить какие-нибудь ключевые слова или в описании их использовать, – те, которые очень популярны. Ну, допустим, Facebook или Google. Ну, я условно все сейчас говорю. И будете получать много трафика, но вы будете получать нецелевой трафик от пользователей, которые, поставив ваше приложение, снесут его, тем самым вы будете снижать итоговую видимость в Google Play своего приложения. И в итоге сделаете хуже себе. Вроде вы сразу получили больше инсталов, но вы увеличили анинстал и соотношение анинстал к инсталам, и тем самым снизили дальнейшие свои выгоды. Вот это, например, был один из инсайдов. Поэтому App Store Optimization – это основной поставщик трафика для нас. И мне кажется, что он самый устойчивый. То есть в долгосрочной перспективе, мы знаем это по вебу, что хорошие места в результатах поиска значат очень много. И, собственно, это и является основным источником трафика.

Второй – это виральный трафик. То есть когда люди, например, своим друзьям рассказывают о приложении или шерят картинку, как они прилетели в Лос-Анжелес, или шерят карту полетов за год, где они побывали, сколько километров налетали на разных бортах. Вот это приводит нам трафик, это второй поставщик трафика для нас сейчас.

Леонид: О монетизации мы рассказали, а вот фишки удержания и роста аудитории? Какой-нибудь онбоардинг крутой, шеры какие-нибудь занятные?

Байрам: Мне кажется, что всех секретов не стоит рассказывать… но давайте несколько вещей, которые сильно улучшили наши показатели возврата аудитории. Первое – это хороший онбоардинг, то есть чтобы человек, который поставил приложение, попробовал основную ценность приложения, ощутил ее на себе. Там целая статья была совместно с авторами отличной книги Lean Analytics – есть такая очень хорошая книга про аналитику, как работать с продуктом, анализировать продукт. Вот мы вместе написали статью, где мы привели семь типичных ошибок, которые делают при онбординге разработчики, и вот, кстати, это особенно важно для Google Play в связи с тем, что сейчас в Android M разрешения будут спрашиваться внутри приложения, а значит, например, если неправильно объяснить, почему вы берете ту или иную пермиссию, или это будет нелогично в данный момент, то вы можете ее не получить. Из-за этого, допустим, вы не сможете прислать нотификацию определенного формата в определенный момент времени для пользователей. Поэтому онбоардинг – это номер один.

О номере два я не хочу рассказывать – он очень эффективный, но просто сейчас это скорее из разряда продуктовых тайн и особенностей, нежели то, что можно брать и применять для других.

Ну и хорошая вещь, как это ни странно звучит, – частота апдейтов приложения. Она сильно влияет на удержание позиций. Люди любят ощущать, что этот продукт не сделали и забыли, а он постоянно развивается, постоянно добавляются новые фичи, разработчики слышат мнения пользователей. Например, в примечаниях к релизу очень часто, если, например, о какой-то ошибке нам написал какой-то пользователь, мы упоминаем его инициалы и говорим «спасибо» за то, что они нам это сообщили, что, конечно же, формирует привязанность к нашему продукту.

Как это влияет на retention? Человек мог поставить приложение, забыть про него, но, когда узнал про апдейт тем или иным способом, он вспомнил про приложение и посмотрел, какие новые функции добавились. И, например, у нас была ситуация, когда после апдейта, в котором была какая-нибудь долгожданная функция, люди, которые покинули приложение, то есть год не появлялись в приложении, вернулись, потому что им это понравилось.

Lean Analytics

Go Native

Леонид: Давайте немного поговорим о разработке. Как у вас построен сам процесс? Сколько всего у вас разработчиков, как они поделены между платформами? Кто руководит разработкой? Как вы слушаете пользователей?

Байрам: Нас 8 человек, и базовая наша философия – это go native. То есть мы стараемся на каждой из трех платформ, на которых присутствуем, разрабатывать native-продукт. То есть не использовать какие-то фреймворки, которые обещают кроссплатформенность и т. д. и т. п., а делать максимально native-пользовательский опыт и учитывать особенности и ключевые фишки этой платформы. Допустим, тренд последних нескольких месяцев в том, что касается дискавери-приложений на платформах – Google первыми ввели на Android так называемый App Indexing, когда вы можете сделать так, чтобы контент внутри приложения индексировался и тем самым, например, если человек делает поиск в Google онлайн, поиск чего-то, что есть в приложении, – допустим, он ищет там рейс Домодедово-Хитроу. И если вы проиндексировали скрины своего приложения, и пользователь был на этих скринах до этого, то оно проиндексируется, и вы будете выше при прочих равных в результатах поиска, что, конечно же, повышает возврат в приложение.

Я слышал, что в будущем, даже если приложение не установлено у пользователя, все равно Google порекомендует поставить приложение. Потому что внутри есть контент, который отвечает вашему запросу. То же самое Apple объявил на прошедшей WWDC конференции, и не удивлюсь, если Microsoft в следующий год объявит то же самое, потому что все понимают, что существенная доля трафика идет из мобильных приложений, а мобильные приложения – это закрытые инфраструктуры, в отличие от веба. И тот, кто сможет проиндексировать контент внутри приложений, тот, конечно, имеет больше шансов стать единой точкой входа в приложение. Вот поэтому то, что мы идем native, это не значит только то, что мы условно используем гайдлайны и учитываем гайдлайны в платформе, это значит, что мы внимательно изучаем каждую из платформ, ее новые функции и стараемся понять философию этой платформы и учитывать ее, когда разрабатываем новые версии нашего приложения. И, конечно же, стараемся посетить каждую из конференций Google I/O, WWDC. Потому что, только побывав там, пообщавшись с сотрудниками, спросив совета, можно действительно понять, куда движется платформа и учесть это при разработке продукта.

Леонид: Google сейчас на мероприятии I/O представил много новых инструментов, потому что я был там, много интересных… Вы их используете? Есть App Indexing, есть А/Б-тестирование, есть аналитика Google. Вы какими пользуетесь?

Байрам: Всеми. То есть мы используем App Indexing, также запустили А/Б-тестирование на описании продукта в Google Play, экспериментируем. Google Analytics вообще пользуемся с самого начала разработки продукта. Вообще за последние полгода очень много правильных вещей делается в Google Analytics с точки зрения мобильных приложений. Просто раньше больше было веб-ориентированных функций, но вот сейчас, последний год, я прямо чувствую, что там очень хорошо понимают, что нам надо, и какую аналитику мы хотим получать. Конечно же, мы это используем все – все, что только возможно. Вот это подтверждает тот пункт про go native.

App Indexing

Хакатоны и развитие компании

Леонид: Вы побеждали на множестве хакатонов, и я общался весной с представителем PayPal, у нас был BattleHack очередной. Они вспоминали вас с теплотой и добротой. Вы можете рассказать, как побеждать на хакатонах, как вообще придумывать идеи новые? Чуть-чуть о творческой стороне мобильной разработки.

Байрам: Как побеждать на хакатонах… У меня только, наверное, один совет – это участвовать во многих мероприятиях, набираться опыта и не пытаться за 24 часа написать операционную систему. То есть очень четко фокусировать конечный результат и убедиться, что вот этот конечный результат будет сделан в отведенное время. Просто в нашем случае нам, наверное, повезло в том плане, что мы раз в месяц проводим хакатоны внутри компании, где разрабатываем или идеи, или функции новые, которые мы еще не пробовали, но они нужны в основном продукте, или же мы делаем полностью какой-нибудь новый продукт, выпускаем его на рынок и просто смотрим, как люди реагируют на него.

Зачем мы это делаем? Есть две такие цели. Первая – это, конечно же, разнообразить работу. Потому, что только работать над одним продуктом иногда становится скучным. Второе – это пробовать новые фреймворки. Допустим, только благодаря хакатонам, будучи изначально Java-разработчиком, я научился программировать на Python, на Node.js, на Swift, потому что хакатоны – это как раз отличный формат, чтобы попробовать что-то новое. И, конечно же, опыт внутренних хакатонов помогает нам, мы знаем, что можно реально успеть за отведенное время, мы сработанные в команде и выходим очень подготовленными. За последние полтора года, даже за два, начиная с Facebook хакатона, мы выиграли шесть или семь хакатонов, а это приятно и с денежной стороны. Общая сумма – наверное, тысяч 120 долларов. То есть очень прилично. Призовая составляющая тоже очень приличная получается, и конечно же это дополнительный мотиватор. Поэтому пробовать чаще делать, не пытаться сделать суперпродукт, фокусироваться и, конечно же, использовать это для того, чтобы пробовать новое и изучать, как что работает и почему.

Леонид: Хакатоны внутри компании – это очень клевые и классные, конечно, вещи. А какие еще мотивационные фишки в развитии именно вот вашей команды как команды, как тех людей, которые работают совместно и по отдельности с продуктом, вы используете внутри.

Байрам: В хакатонах мы обычно перемешиваем команды. То есть условно роль product-менеджера может выполнять разработчик, и для меня, конечно, как руководителя это способ посмотреть на человека со стороны и посмотреть, насколько он готов выполнять функции другого порядка. Мобильный разработчик может попробовать быть серверным разработчиком и тем самым делать базовые задачи. Или, например, разработчик Windows Phone может попробовать создать что-то на Objective-C, и тем самым мы ускоряем темпы основной разработки, потому что, например, нет этого, что «Ой, серверный разработчик мне должен сделать IP, тогда я смогу добить этот экран». Человек просто садится и делает серверную часть сам – и ему интереснее, и быстрее решается задача, и т. д. и т. п.

То есть мотивационная составляющая, мне кажется, еще в том, чтобы попробовать себя в другой роли и посмотреть, каково это. Ну и, конечно же, конференции, они дают огромный такой толчок, пинок под зад с точки зрения желания сделать что-то новое и изучить новую функцию. Вот, допустим, после Google I/O у нас это будет на следующей неделе в компании – мы все видео, которые выложены на сайте конференции, разобрали между сотрудниками, и у нас будет такая внутренняя сессия, где каждый сотрудник по тем темам, которые его лично интересуют – причем он может и не быть Android-разработчиком – он расскажет, что он увидел в видео, и посоветует как это можно применить у нас в продуктах, или же мы устроим такой мини-brainstorm, где накидаем идеи продуктов, которые можно попробовать на хакатонах.

Леонид: Прямо компания мечты у вас какая-то.

Байрам: Ну, не знаю. Это я просто рассказываю только положительные стороны.

Battle Hack

Подключенные машины

Леонид: А разработку под новые устройства ведете? В частности, например, умные часы есть на Android Wear. Вот ваше приложение, по-моему, самое укладывающееся в эту парадигму.

Байрам: Именно так. Конечно, да, мы долго ждем и уже видим результаты от Wear-платформы, от платформы Apple Watch. Да, у нас очень хорошо в эту парадигму ложится и retention, и склонность покупать, то есть конверсия в покупку у нас существенно выше у пользователей, которые используют смарт-часы. Если мы говорим про Google Play, ну Android – это сейчас, по-моему, 2% или 3% от наших пользователей используют Android Wear вместе с часами. По Apple Watch там меньше, потому что объемы другие, но глобально (что нам нравится) качество аудитории и показатели у этого сегмента пользователей очень хороши. Вот, кстати, когда Google Analytics добавил когортный анализ как один из отчетов, это позволило вот такие сегменты строить и находить, что нам очень помогает для того, чтобы: А) найти людей с самым высоким retention; Б) понять, что у них общего и стараться, чтобы таких людей у нас приходило больше, потому что тогда показатели будут расти. Поэтому мы внимательно смотрим за Wear-платформами и, конечно же, внимательно смотрим в сторону car-платформ, то есть Auto и CarPlay. Но пока мы ничего не делали под них, но это то, за чем мы наблюдаем.

Леонид: Вы прямо сняли мой следующий вопрос с языка. Есть автомобильные системы, есть умные дома, вот вся эта инфраструктура интернета вещей. Было бы интересно, если бы система дома будила меня за нужное время до прибытия самолета. Вы будете работать в этой области?

Байрам: Вот про Smart TV сразу скажу: мы думали, но пока мы суперюзкейса не придумали, если мы говорим про App in the Air. Хотя мы придумали много других идей за пределами App in the Air. Ну, например, есть такой конструктор Electric Imp, и с помощью него мы сделали штуку, чтобы с мобильного телефона мы могли открывать двери в офис, когда кто-то приходит в гости, и не хочется вставать и идти открывать – просто нажимаете на кнопку приложения. Это чистый смарт-офис, смарт-home в очень простой реализации. А вот с точки зрения авто – да, там есть очень хорошие юзкейсы, связанные с тем, где вам припарковать машину, когда вы едете в аэропорт на своем транспорте, или узнать актуальную ситуацию с полетом, не отвлекаясь на смартфон – это, конечно, то, куда мы смотрим, и мы точно видим, что юзкейс встраивается в это. Ведь тут же надо быть честным перед самими собой в том плане, что каждая платформа очень много дает новых функций, но не все из этих функций в конкретном продукте хорошо ложатся, хорошо можно их использовать. И поэтому какие-то новые фреймворки и вещи мы, например, не можем применять в App in the Air. Но это нас не останавливает в том, чтобы их попробовать на других продуктах.

Android Wear

Программа LaunchPad

Леонид: Неоднократно вы говорили про конференцию Google I/O, WWDC. Насколько я понимаю, ваша поездка на конференцию Google была одной частью программы LaunchPad. Вы можете, как один из лидеров нашей российской разработки и участия в LaunchPad, рассказать об этой программе, что в ней и как все происходит?

Байрам: Давайте начнем с того, что билет на конференцию был нам подарен Google в рамках программы. Это было очень приятно. Когда Наталия рассказала про эту программу, мы, не задумываясь, сразу подали заявку, потому что мы используем Google Cloud очень активно, и не только базовые функции, но Cloud SQL и т.д. и т.п. Поэтому мы сразу подали заявку, и, конечно, когда нас приняли, первое, что мы получили, – это 100 тыс. долларов на cloud-сервера, а мы как бы уже прилично тратим в месяц на cloud-инфраструктуру, несмотря на то, что Google каждые Х месяцев на 30% делает дешевле цены. Получить 100 тыс. долларов – это, мне кажется, был один из самых популярных постов в моем Facebook потому что, когда я публиковал, это было очень приятно нам всем.

Наталия: Вы даже не представляете, Байрам, сколько людей ко мне в Facebook постучалось для знакомства после этого.

Байрам: Конечно, это не только приятно, но это нужный подарок. Есть подарки приятные, а есть – нужные. А это вот совмещение и приятного, и нужного. Второе гиперважное для нас – это UX-review. То есть UX-эксперты из Google провели очень подробное ревью нашего приложения и прислали такой приличный список комментариев по поводу продукта, и на самом деле то, что мы были не очень в гайдлайнах платформы в плане внешнего вида, сильно сдерживало, сильно влияло на retention, и на то, насколько удобным и полезным для себя видели продукт наши пользователи. Получив комментарии, мы получили очень хороший трезвый взгляд на то, насколько мы удовлетворяем гайдлайнам. Грубо говоря, наши ответы были в формате: «А вот скрин, как мы уже это передизайнили», и мы получали апрув: «Да, вот это правильно, вот это молодцы». Ну, а многие вещи, о которых мы не думали совсем, и мы их реализовали сейчас. Буквально на днях, я думаю, через 2-3 дня выйдет наша новая версия, которая существенно отличается с точки зрения следования гайдлайнам Android-платформы, на порядок отличается от текущей версии, и в этом плане, конечно, участие в LaunchPad было очень полезно.

И третье – нас отобрали одним из 14 проектов, который в рамках Google I/O проходил в формате экспо, то есть когда вам дают стол, где вы можете всем посетителям конференции и сотрудникам Google на деле показывать свой продукт, как он работает, и получать комментарии, советы, фидбек. Мы получили такую возможность, и это, конечно, было очень здорово. Также нас пригласили на мероприятие перед Google I/O – Flip The Pitch – где мы могли рассказать про свой продукт. Вот это все в совокупности. Если по шагам, то 100 тыс. долларов на Cloud, Google I/O билет плюс экспо и возможность показывать. И третье для меня лично из всего этого – это UX-review. Я считаю, только из-за этого надо подавать заявку на участие в программу.

У нас до сих пор продолжаются советы и консультации с некоторыми сотрудниками Google, например, по тому, как лучше выйти на Китай с точки зрения того, что у нас cloud-платформа на Google, а там великая firewall-стена Китая, которая усложняет работу. О каких-то функциях сотрудники Google просят фидбэк разработчиков, которые глубоко с ними работают — зачем это может быть нужно нам, разработчикам, и какой value мы ожидаем от этого. В этом плане, конечно, мы очень взволнованы и видим большую полезность, и я настоятельно рекомендую каждому, кто серьезен по поводу разработки на платформе понятия native, конечно, аплаиться в программу и стараться получить доступ.

Леонид: То есть не только эксперты Google дают ревью вам, но и вы – экспертам Google?

Байрам: Наверное, фидбек скорее, мнение. Давайте возьмем простое: в Google Developer Console есть, в отличие от многих других консолей, количество активных установок. Не количество установок, а количество активных установок. И оно по умолчанию включено – это та метрика, которая показывается. И это формирует очень правильные внимание и фокус – вы фокусируетесь на том, чтобы вас не чаще скачивали, а чтобы вас большее количество пользователей оставляло на своем телефоне и пользовалось. Вот такие штуки, конечно же, – это очень правильная информация, которая нам нужна, но и, понятно, что сотрудники Google думают, какие еще вещи нужны разработчикам, и помогли бы им сделать продукты более качественные и более подходящие для пользователей Android.

Наталия: Я бы еще хотела добавить, что на самом деле Байрам и App in the Air максимально используют программу. И во многом это также и ваша заслуга, и заслуга вашей команды. Вы всегда не стесняетесь использовать те возможности, которые есть, задать вопрос.

Байрам: Да, спасибо.

Леонид: ОК, тогда у нас все. Байрам Аннаков, App in the Air, Empatika и Наталья Ефимцева, Google. Все, всем пока!

5 полезных приложений для путешествий по России

Планировать поездку — дело ответственное. Надо не только выбрать хороший отель, но и составить правильный маршрут — чтобы и с главными достопримечательностями познакомиться, и на неформальную сторону города посмотреть, и совершить новые гастрономические открытия. Собрали для вас приложения, которые обязательно пригодятся в путешествиях по России (и миру, когда откроют границы).

App in the Air

Это приложение — персональный ассистент полётов: оно ведёт статистику ваших путешествий и визуализирует её. Подойдёт для тех, кто предпочитает самолёты.

App in the Air синхронизируется с календарём на смартфоне и напоминает о дате и времени вылета. Также фиксирует любые изменения и уведомляет, если рейс задерживается. С его помощью вы точно не потеряетесь в аэропорту: приложение подскажет, где находится стойка регистрации, где туалет, а где блоки для зарядки телефона. Оно же посоветует лучшие места, чтобы перекусить и выпить кофе, а также подскажет, как подключиться к Wi-Fi.

Ещё одна удобная функция — SMS-уведомления близким о статусе вашего рейса.

А недавно разработчики добавили раздел, с помощью которого можно пожертвовать деньги фонду за компенсацию углеродного следа, оставленного самолётами, на которых вы летали.

Приложение бесплатное, но есть премиум-подписка с более широкими функциями.

Ограничения бесплатной версии: не отправляет уведомления близким о ваших перемещениях, не присылает SMS-оповещения об изменениях рейса (очень удобно, если нет интернета), не регистрирует на рейс автоматически.

Стоимость премиум-аккаунта: 1990 рублей в год

Sygic Travel Maps

Syg­ic trav­el Maps — спасение для тех, кто любит планировать поездки заранее до мельчайших деталей. С помощью приложения можно найти подходящий отель, узнать о главных достопримечательностях города, выбрать лучшие заведения для завтраков и ужинов, а главное, составить подробный маршрут «куда обязательно нужно заглянуть».

В приложении есть информация о времени работы музеев и галерей, а также о стоимости входных билетов. Здесь же можно скачать карту города, узнать погоду на ближайшие дни и выбрать, на каком транспорте лучше передвигаться. А ещё оно позволяет поделиться своими планами с друзьями.

В базе приложения есть и мировые туристические центры — Париж, Нью-Йорк и Рим, и российские города: от Санкт-Петербурга до Магнитогорска.

Приложение бесплатное, но некоторые функции доступны только по подписке.

Ограничения бесплатной версии: не работает в автономном режиме — только с интернетом, нет подробностей о местах и достопримечательностях (время работы, стоимость билетов) и нельзя скрыть рекламу.

Стоимость премиум-аккаунта: 1790 рублей в год, 329 рублей — в месяц

Izi.travel

Главное приложение для самостоятельного изучения города: оно пригодится как в путешествии, так и для прогулок по знакомым местам в своём городе. Izi.travel — это большая библиотека аудиоэкскурсий по памятникам, музеям, соборам, арт-объектам. В нём собрано 15 000 аудиогидов по многим городам мира. В том числе по Москве, Санкт-Петербургу, Сочи, Краснодару, Перми, Таганрогу и городам «Золотого кольца».

С помощью приложения можно найти маршрут по Смоленску, если вы планируете остановиться здесь всего на день, познакомиться с мультикультурным Владивостоком, увидеть кусочек Болгарии в Самаре или попасть на экскурсию в музей Пушкина в Москве. В Izi.travel есть возможность скачать аудиогиды на телефон, чтобы cэкономить трафик в роуминге.

Также у приложения есть развлекательная функция — короткие викторины для проверки знаний. А ещё, если вы сами давно мечтали попробовать себя в роли экскурсовода, можно записать собственную экскурсию с пометкой «любитель» или «специалист».

Приложение полностью бесплатное.

Tripster

А этот вариант больше подойдёт для тех, кто любит бродить по городу с гидом. В приложении собраны классные авторские экскурсии от местных жителей, которые можно отфильтровать по ценовой категории или количеству человек. А ещё заранее связаться с экскурсоводом и рассказать ему о своих пожеланиях.

Приложение предлагает не просто экскурсии по главным достопримечательностям с сухим пересказом исторических фактов. Местные жители, влюблённые в свой город, действительно стараются придумать что-то оригинальное. Например, в Перми можно пройтись по следам Ермака или по самым мистическим местам. В Калининграде узнать местные сказки. А на Саратов посмотреть глазами Остапа Бендера.

За качество экскурсий переживать не стоит. Команда проекта Trip­ster лично беседует с каждым гидом и помогает ему в создании маршрута.

К сожалению, версия приложения существует только для IOS. Но экскурсию можно забронировать на сайте.

Приложение полностью бесплатное.

Tripadvisor

Очень популярный помощник для планирования поездки, но мы не могли его не упомянуть. С его помощью можно выбрать отели, рестораны и достопримечательности, основываясь на отзывах других путешественников. Приложение составляет рейтинг мест, исходя из оценок туристов, а вы можете почитать, кому что понравилось, сравнить цены и выбрать подходящий вариант.

Также пользователи составляют собственные списки: какие достопримечательности точно стоит посетить, какие экскурсии выбрать, в каких кафе готовят лучший кофе, а в каких — отличная итальянская кухня. Ещё с помощью Tri­pad­vi­sor можно покупать билеты на автобусы или поезда, в музеи, театры и на концерты. Также бронировать номера в отелях или столики в ресторанах.

И, конечно, вы сами можете оставить отзыв о понравившемся или, наоборот, разочаровавшем вас месте.

Приложение полностью бесплатное.

⛰Что ещё полезно знать о путешествиях


источники:

http://vc.ru/story/35188-app-in-the-air

http://apptractor.ru/StartupLaunch/appintheair.html

http://burninghut.ru/prilozheniya-dlya-puteshestvij/

Оцените статью