Тест универсального источника Arcam HDA CDS50 и усилителя Arcam HDA SA20: компонентный подход
Разработчики Arcam в серии HDA решили отойти от аудиофильского принципа «одно устройство — одна функция». Да и дизайн, в отличие от, скажем, линейки FMJ, которую трудно представить где-либо вне стойки с Hi-Fi-компонентами, предполагает более мягкое вхождение в жизненное пространство. Любой из аппаратов HDA не будет выглядеть чужеродным элементом и на комоде, и на прикроватной тумбе. На данный момент в серии два усилителя: SA10 (тест) и SA20, оснащенных ЦАПами и ММ-фонокорректорами, а также универсальный проигрыватель CDS50. Для теста мне была предложена связка из проигрывателя и старшего усилителя.
То, что каждый из аппаратов в некотором смысле представляет собой систему все-в-одном, не помешало их создателям применить в CDS50 и SA20 самые современные технологии, потенциально способные вывести звучание на достаточно высокий уровень.
Начну с самого необычного решения.
Редкий вид
В отличие от своего младшего собрата, работающего в классе А/В, SA20 выполнен в нечасто встречающемся сегодня классе G. Этот класс сочетает лучшие свойства классов А и А/В благодаря «следящему» питанию.
Всем входам присвоены названия согласно предполагаемому их использованию. При этом, например, Blu-ray-плееру достался коаксиальный цифровой вход, а CD-проигрывателю – аналоговый
Известно, что класс А свободен от искажений в точке перехода сигнала через ноль. Отсутствие искажений на низких уровнях важно для передачи пространства, обертонов, фокусировки инструментов и других параметров, определяющих субъективное качество звучания. Но высокое энергопотребление и, соответственно, рассеиваемая мощность не позволяют выполнить компактное и недорогое устройство, построенное по этому принципу.
Все аппараты серии полностью поддерживают управление по IP-протоколу; это означает, что они легко интегрируются в системы «умного дома» на основе решений Control4, AMX и других
В классе G выходной каскад работает в классе А постоянно, но на небольшой мощности. Когда сигнал превышает определенный порог, специальный микропроцессор переключает питание этого каскада на другой, более мощный источник питания. Переходные искажения при этом незаметны благодаря высокой частоте (1 ГГц) переключений, а гармонические искажения маскируются, поскольку сигнал в данный момент громче.
Благодаря высокой эффективности класса G радиаторы выходных транзисторов удалось упрятать внутрь корпуса
Технология не нова, появилась в середине 70-х годов прошлого столетия, но в силу сложности реализации известны лишь единичные случаи ее применения в серийных продуктах. Arcam — одна из немногих компаний, использующая этот класс в своих аппаратах. SA20 — не первый усилитель такого типа. Например, довольно дорогая модель FMJ A49 тоже построена по этому принципу. Arcam продолжает дорабатывать эту технологию. У SA20 переключение происходит после 20-ваттного рубежа.
Домашний и профессиональный
Наличие фонокорректора (пусть и базового — ММ) и цифровых входов делают усилитель SA20 в значительной мере самодостаточным устройством. Тем не менее предусмотрены варианты интеграции практически в любую систему — от домашнего кинотеатра до «умного дома».
Удаленное управление аппаратом осуществляется по IP и через RS-232. Один из линейных входов через меню настроек можно превратить в нерегулируемый (с фиксированным усилением). Это позволит встроить SA20 в систему ДК, где фронтальная пара будет использоваться и в стереорежиме. Данная функция пригодится и для двухусилительной схемы подключения (биампинга), причем у ведомого усилителя не придется заклеивать ИК-приемник дистанционного управления, чтобы он не реагировал на сигналы, предназначенные основному аппарату — достаточно поменять ему ИК-код с помощью того же меню настроек.
Управляющее приложение дублирует кнопки пульта; каких-либо подтверждений выполнения команд не предусмотрено
Кроме пульта ДУ, предлагается управляющее ПО для устройств Android и Apple. Оно состоит из двух частей: Arcam Control, по сути, дублирующее работу пульта, и Music Life, предназначенное для управления фонотекой и потоковым воспроизведением (в данном случае с универсального плеера CDS50). Этот источник оснащен 32-битным ЦАПом Sabre ESS9038K2M и играет все форматы музыкальных дисков, а также большинство распространенных файлов — по сети и с подключенных USB-носителей.
Поддержка сервисов на данный момент включает Deezer, Tidal, Napster, Qobuz, HighResAudio и интернет-радио. В ходе испытаний (помимо официально поддерживаемых) обнаружилось понимание формата APE.
Вообще, идея совмещения в одном устройстве сетевых возможностей и дисковода скорее рассчитана не на их одновременное использование (что, конечно, тоже возможно), а на постепенный переход владельца коллекции физических носителей к современным способам поиска и потребления музыкального контента. Переслушав все свои диски, он вдруг обнаружит безграничный выбор интернет-радиостанций, затем подключится к Tidal и другим сетевым поставщикам аудио в высоком разрешении. Со временем у него вновь проснется тяга к накопительству и он, например, начнет собирать файлы на жестком диске (здесь в помощь будет USB-вход CDS50), а позднее обзаведется и полноценным домашним сервером, DLNA-клиентом для которого также станет данный проигрыватель.
Сыграем вместе
Помимо плеера и усилителя, в тестировании участвовали колонки Monitor Audio Silver 500, подключенные к SA20 кабелем Nordost Tyr2 и High-Res-рекордер Sony PCM-D100 в качестве альтернативного источника.
В целом система играет очень увлекательно и достигает этого без какого-либо упрощения. Наоборот, все тихие звуки и детали на грани слышимости воспроизводятся с подчеркнутой тщательностью. Подчеркнутой — не в смысле выделения, а именно так, чтобы слушать было комфортно без напряжения. Акцентов в каких-либо областях спектра обнаружить не удалось. Разве что приятно удивила работа вблизи нижней границы звукового диапазона — даже самые глубокие басы не терялись, оставаясь тонально различимыми и подвижными.
При отсутствии проводного соединения Ethernet можно воспользоваться Wi-Fi. Антенна поставляется в комплекте. Поддерживаются протоколы 802.11 b/g/n
Отчасти в этом заслуга акустики Monitor Audio, но и усилитель здесь играет не последнюю роль. Да и цифровые источники, особенно сетевые, порой выдают невыразительную кашу в НЧ. Но не в случае с CDS50. Он извлекает необходимую информацию практически из всех потоков и форматов, включая USB. С другой стороны, разница записей в различном разрешении на нем не так уж заметна, чтобы она как-то повлияла на выбор. Вы просто слушаете музыку. Можно сказать, что этот тандем «подгоняет» звучание материала, с которым сталкивается, к своему стандарту. Этот собственный почерк довольно узнаваем, но и в то же время практически нейтрален.
Плеер CDS50 снабжен достаточно точным генератором, обеспечивающим величину джиттера не более 20 пс
Комплект Arcam формирует устойчивую и точную стереосцену, которая не зависит от громкости — если сделать потише, картинка остается той же, а не «примерно той же», как порой бывает с усилителями класса А/В. На сборнике Жака Лусье «The Best Of Play Bach» система продемонстрировала точное и ровное исполнение от самых нижних нот контрабаса до щеток ударных. Но главное — ощущение свободы, с которой льется музыка.
В исполнении Arcam компакт-диски не кажутся вымирающим форматом, даже на фоне файлов в высоком разрешении
В эмоциональном плане Arcam интересен тем, что заставляет слушать хорошо знакомые вещи, предвкушая кульминацию. Так было с треком «Lightning» Филипа Гласса с диска «Songs From Liquid Days» — он весь состоял из ожидания финальной фразы. С точки зрения динамики песня не самая показательная, но у SA20 не возникает затруднений с любыми перепадами громкости, что подтвердилось при прослушивании классических произведений.
Наличие на передней панели двух гнезд диаметром 3,5 мм — для наушников и плеера — намекает на то, что серия HDA адресована более широкой аудитории, чем предыдущие линейки Arcam
«Скрипичный концерт Соль мажор» Иоганна Ванхала из серии «Naxos Classics» в исполнении Такако Нишизаки слушать было очень увлекательно, но передачу тембрального богатства струнных инструментов роскошной не назову. То же можно сказать и о совсем другом акустическом коллективе Panta Rhei: Альбом «European Music Today» прозвучал полновесно, но количество обертонов было достаточным, не более. Впрочем, к такой подаче быстро привыкаешь, а далее вступает в силу умение аппаратов заставить слушателя сопереживать. Сказанное справедливо и для потокового воспроизведения (Naxos), и для CD (Panta Rhei).
Дверь в другой мир
Еще одна привлекательная черта компонентов Arcam — образность. CD-рип с USB-диска Bozzio Levin Stevens «Black Light Syndrome» прозвучал мощно, с глубоким басом и отличным разрешением, а главное — позволил позабыть о реальной шкале времени, заменив ее музыкальной, образованной ритмами на этом альбоме.
Если удерживать кнопку Mute в течение трех секунд, откроется меню выбора фильтра для АЦП. Предлагается выбор из семи вариантов
Попытка разделить CDS50 и SA20 не выявила принципиальных различий в характерах компонентов. Они во многом похожи, но при этом не суммируются. Wav-файл O Yuki Conjugate «Equator», поданный с рекордера Sony на усилитель через линейный вход, был исполнен многопланово, масштабно, легко заманив меня в фантастический мир этого музыканта. А на High-Res-рипе с винила «Yellow Magic Orchestra» акустические ударные играли абсолютно синхронно с электронными инструментами, не смешиваясь с ними тембрально, добавив очков в копилку ритмических талантов SA20.
Два разных источника питания для одного выходного каскада начинаются с разных обмоток одного трансформатора
Управлять системой можно практически полностью с помощью комплектного пульта ДУ. Мне удалось послушать все источники, включая стриминговые сервисы. Конечно, человеку, привыкшему к смартфонам и компьютерам, это будет сложновато — придется держать в голове всю структуру меню, ведь у CDS50 текстовый дисплей, состоящий всего из двух строчек. Зато он крупный и легко читается издалека. Разве что русские буквы отображаются на нем прочерками — в мире есть не только англоязычная музыка. Разумеется, с управляющим ПО все становится гораздо удобнее. Правда, как сказано выше, приложений два и порой это может создавать путаницу.
Раздельные наборы кнопок для плеера и усилителя, собранные на едином пульте ДУ, подразумевают, что эти два компонента будут работать совместно
Результат нажатия виртуальных кнопок в Arcam Control можно увидеть только на самом аппарате, а Music Life, например, может «не знать», что сейчас воспроизводится музыка с USB-носителя. После воспроизведения CD у меня долго не получалось подключиться к сервису Tidal, пока я не догадался выгрузить диск из проигрывателя. К счастью, программное обеспечение в отличие от «железа» можно и доработать.
Выводы
Аппараты хороши как вместе, так и по отдельности. Правда, логично было бы использовать балансный выход плеера, но у усилителя соответствующего входа нет. И все же он интересен хотя бы тем, что это самая доступная реализация класса G, и уже ради этого SA20 стоит послушать. А проигрыватель выгодно отличается от одноклассников ритмичностью и точностью в басу, особенно при работе с файлами. Причем под одноклассниками следует понимать устройства с одной функцией — CD-проигрыватели или стримеры. А тут сразу два плеера в одном корпусе! Комплект будет немного подталкивать владельца к энергичной музыке, но и с любыми другими жанрами скучно не будет.
Достоинства: детальное, увлекательное и сбалансированное звучание на любой громкости
Недостатки: программное обеспечение требует доработки
Цена: Arcam HDA CDS50 – 79 990 рублей, Arcam HDA SA20 – 114 990 рублей
Паспортные данные
Arcam HDA CDS50
Форматы файлов: FLAC, WAV, AIFF, OGG, МРЗ, ААС, WMA
Поддержка носителей: SACD, CD-A, CD-R, CD-RW
ЦАП: ESS9038 32-бит/192 кГц Delta-Sigma
Соотношение сигнал/шум (взвешенное по кривой А): 118 дБ (небалансный выход) 122 дБ (балансный выход)
Коэффициент гармоник (1кГц): 0,0008 %
Частотный диапазон: 10 Гц – 20 кГц (± 0,5 дБ)
Потоковые сервисы: Napster, Deezer, Qobuz, UPnP, HighResAudio, Tidal, Internet Radio
Входы: оптический (до 32 бит 96 кГц), коаксиальный RCA (до 32 бит 192 кГц), коаксиальный BNC, HDMI ARC; аналоговые RCA, 5-штырьковый DIN
Выходы: цифровые оптический и коаксиальный, аналоговый стерео симметричный (XLR) и несимметричный (RCA)
Интерфейсы: USB Тип А, Ethernet, Wi-Fi, RS232
Габариты: 87х433х283 мм
Arcam HDA SA20
Аналоговые входы: 3 х RCA, 1 х Aux (3,5 мм), MM-фонокорректора
Цифровые входы: 2 х S/PDIF (RCA), 1 х Toslink
Интерфейсы: USB Тип А, Ethernet, RS232
Выходы: на АС, на наушники (3,5 мм), с предусилителя (RCA)
Встроенный ЦАП: ESS9038K2M
Поддерживаемые частоты и разрядность: S/PDIF: PCM 24 бит / 192 кГц; Toslink: PCM 24 бит / 96 кГц
Частотный диапазон: аналоговые входы 20 Гц–20 кГц (± 0,2 дБ); цифровые входы 20 Гц–20 кГц (± 0,05 дБ)
Выходная мощность: 2 x 90 Вт/ 8 Ом
Соотношение сигнал/шум: (взвешенное по кривой А): 106 дБ
ARCAM HDA SA20
Конструкция линии HDA опирается на весь богатый опыт Arcam как одной из самых уважаемых компаний по производству аудио техники в Великобритании.
И этот опыт помог компании Arcam выпустить свою лучшую на данный момент серию аудио продукции – с использованием компонентов высочайшего качества и инженерных практик, линейка HDA спроектирована и построена чтобы дать Вам удовольствие от прослушивания музыки в течении долгих лет.
Существуют две частые проблемы с Hi-Fi усилителями. Класс А, традиционный выбор аудиофилов, использует единый источник питания, постоянно функционирующий на полную мощность, даже при отсутствии сигнала.
Отлично подходит для воспроизведения тонких деталей на низких уровнях громкости, но однако изо всех сил пытается обеспечить максимальную мощность, когда это необходимо.
Класс A/B, самый распространённый класс усилителей, переключается между двумя внутренними усилителями, по одному на каждую половину формы волны.
Гораздо эффективнее, но часто служит причиной кроссоверных искажений, поскольку низкоуровневые детали которые мы хотим услышать могут быть утеряны в любом несовпадении между двумя переключающимися усилителями.
Класс G фактически является гибридным усилителем, который использует Класс А специально для сигналов низкого уровня, но при необходимости переключается на дополнительный источник питания для обеспечения энергией больших секций сигнала.
Более подробно узнать о ультра технологии усилителей Класс G Вы можете тут Amplifier technology Class G.
Основные особенности
- Усиление Класса G для безупречного и эффективного звука
- 80 Ватт мощности на каждом канале
- 5 аналоговых входов, включая phono
- 3 цифровых входа
- 32-бит ЦАП, Sabre ESS9038K2M
- Полный контроль I/P
- Коэффициент гармонических искажений + шум = 0,003 %
Технические характеристики
Номинальная выходная мощность (20 Гц — 20 кГц при коэффициенте гармонических искажений 0,5 %), на канал: | |
Гармоническая искажения при 80% мощности, 8 Ом при 1 кГц: | 0.002% |
Аналоговые входы | |
Головка звукоснимателя (MM): | входная чувствительность при 1 кГц: 5 мВ |
Входное сопротивление: | 47 кОм + 100 пикофарад |
Частотная характеристика (см. характеристику RIAA): | 20 Гц — 20 кГц ± 1 дБ |
Отношение сигнал/шум (амплитудно-взвешенный) 50 Вт, при входном сигнале 5 мВ: | 80 дБ |
Допустимая перегрузка, 5 мВ при 1 кГц: | 21 дБ |
Линейные входы | |
Номинальная чувствительность: | 1 В |
Входное сопротивление: | 10 кОм |
Максимальная входная мощность: | 6 В RMS |
Частотная характеристика: | 20 Гц-20 кГц ± 0,2 дБ |
Отношение сигнал/шум (амплитудно-взвешенный) 50 Ватт, при входном сигнале 1 В: | 106 дБ |
Цифровые входы | |
ЦАП: | ESS9038K2M |
Частотная характеристика: | 20 Гц — 20 кГц ± 0,05 дБ |
Коэффициент гармонических искажений + шум: | 0,0007 % |
Отношение сигнал/шум (амплитудно-взвешенный): | 115 дБ |
Поддерживаемые частоты дискретизации : | |
Битовая глубина: | 16 бит — 24 бит |
Выход предусилителя | |
Номинальный уровень на выходе: | 630 мВ |
Выходной импеданс: | 230 Ом |
Выход для наушников | |
Максимальный выходной уровень до 600 Ом: | 5 В RMS |
Выходной импеданс: | 1 Ом |
Диапазон нагрузок: | 16 Ом — 2 кОм |
Общие | |
Сетевое напряжение: | |
Максимальное потребление энергии: | |
Габариты (Ширина x Высота x Глубина): |