Arma 2 операция стрела обзор

ArmA 2: Operation Arrowhead

ArmA 2: Operation Arrowhead находится на спорной территории между сиквелом и аддоном — игра стоит 40 долларов, использует свежие сеттинг и сюжет, но при этом идентична оригинальному ArmA 2 (пропатченному до версии 1.5) во всем, что касается графики, игровой механики и управления.

Афганский калейдоскоп

Центральное отличие Operation Arrowhead от оригинала — это новый сингл. Во-первых, место действия изменилось с «абстрактной восточноевропейской республики» на «абстрактную исламскую республику». Во-вторых, разработчики отказались от открытой карты ArmA 2 в пользу традиционной цепочки миссий. На самом деле в новой игре не все так линейно, как кажется (предусмотрены сюжетные развилки в зависимости от исхода миссий), за одну кампанию вам предстоит выполнить ровно шесть заданий.

Большую часть оригинального ArmA 2 мы управляли четверкой американских морских пехотинцев — в новой кампании мы играем за подразделения Армии и ВВС США разнообразной численности. Подобие сквозного сюжета в Operation Arrowhead все-таки есть (если, конечно, можно назвать сюжетом три миссии за одно и то же подразделение спецназа), но в одном из заданий мы играем за командира танкового подразделения, а в другом — за пилота вертолета, которые занимаются будничными танково-вертолетными делами.

Пока спецгруппа капрала Говарда Дрэйка все ближе подбирается к свирепому полковнику Азису и в конце концов ловит его на собственной вилле в окрестностях Заргабада, лейтенант Бен Херрера из танкового подразделения «Бобер» чистит перевалы, а капитан Гарри Пирс из вертолетного звена «Ренегад» уничтожает вражеские зенитки.

В воздух самому без крайней надобности лучше не подниматься. Благо личный беспилотник в Такистане есть у каждого рядового.

Таким образом, вместо карты-песочницы нам предлагают экспресс-нарезку лучших моментов кампании по оккупации пустынно-горного мусульманского государства Такистан. Тут и два мини-симулятора (это когда целая миссия посвящена управлению определенным видом боевой техники), и изощренная спецназовская миссия со спасением заложников из заминированного рудника, и последняя битва в местном мегаполисе, где первобытные глиняные одноэтажные домики соседствуют с дворцами и подъемными кранами.

В целом однопользовательская кампания получилась более собранной и внятной, и это правильный подход. Все-таки огромный сложный военный симулятор, в котором в любой момент может дать сбой какой-то из элементов AI или сюжетный триггер, категорически не подходит для свободного геймплея. А отдельная миссия — это вроде как замкнутая экосистема (вот карта, вот зоны, которые нужно очистить от врагов, вот ваши бойцы — выполняйте), поэтому и проблем с ней теоретически должно быть меньше.

Но все это не значит, что в Operation Arrowhead более легко или приятно играть, чем в оригинальную ArmA 2. Сценарий миссии может быть взят прямиком из Call of Duty: Modern Warfare 2, но победа (или хотя бы удовлетворительный результат) все еще требует больших усилий и массы свободного времени. Даже на уровне сложности Rectruit на одно задание в Operation Arrowhead может уйти больше суток, не говоря уж о режиме Expert с его правом на единственное сохранение.

Никто и никогда

Такинстанская пустыня как нельзя лучше приспособлена для масштабных танковых битв. Но в сингле редко удается выбраться на открытое пространство.

Частично сложность ArmA 2: Operation Arrowhead объясняется тем, что авторов игры интересует как можно более точное воссоздание картины современной войны. Здесь даже найти себя на карте не так-то просто (особенно если вы привыкли, что в военных шутерах игрок всегда находится в центре внимания), не говоря уж о том, чтобы обнаружить врага и разработать план наступления с привлечением всех тактических ресурсов. К этому мы привыкли, эту мысль разработчики из Bohemia Interactive развивают со времен Operation Flashpoint — с 2001 года. Но в Operation Flashpoint и ArmA 2 военные операции развивались в странах с относительно спокойным рельефом: леса, поля, европейские деревушки и городки с логичной планировкой.

В Operation Arrowhead действие происходит в стране, аккуратно срисованной с Афганистана. Афганистан, как известно, никто и никогда не смог завоевать — и уже на второй миссии (иронически озаглавленной Pathfinder) станет понятно почему.

Танковые миссии на узких горных развязках приводят к ДТП с обстрелом из гранатометов.

Наш бронированный конвой мчится не по равнинам Черноруси, а по безумно петляющей в горах узкой дороге, где за каждым поворотом можно наткнуться на засаду. В ArmA 2 во время скучных перегонов мы включали четырехкратное ускорение времени и терпеливо ждали, когда начнется стрельба. В Operation Arrowhead ускорение времени включать не рекомендуется. Если вы играете за водителя, то в «ускоренном» режиме вы просто не успеете вписаться в поворот, если за стрелка — то не сможете среагировать на внезапно появившийся на дороге танк или человека с гранатометом, ну а играть за командира машины в ArmA 2 в любом случае невозможно.

Это другая давняя черта серий ArmA и Operation Flashpoint. Искусственному интеллекту в игре ни в коем случае нельзя доверять технику. Здесь даже обычных пехотинцев страшно оставлять без присмотра — бедняги заблудятся в лабиринтах кишлаков с их узкими арочками, лестницами, заборчиками, отстанут, и в финале миссии придется бежать вызволять застрявшего на другом конце карты бойца. Если же AI рулит бронетранспортером или вертолетом, то в 99 случаях из 100 он умудрится перевернуть машину на безобидном с виду отрезке дороги, упасть под откос или разбить вертолет о ближайшую гору. Надо сказать, что полеты над утыканными зенитками горными кручами Такистана на «Апаче» — рискованное занятие даже тогда, когда вы лично управляете аппаратом. А представьте себе, каковы ваши шансы довести конвой из одного танка и двух бронетранспортеров из точки А в точку Б с таким AI и такими условиями местности.

Дикая архитектура глиняных деревушек Такистана словно специально создана для того, чтобы в ней застревали напарники.

Два решения разработчиков спасают Operation Arrowhead от полной неиграбельности. Во-первых, миссии необязательно проходить до конца. Достаточно выполнить ряд минимальных условий — даже если ваш вертолет разобьется или заминированный рудник сдетонирует раньше времени, это предусмотрено правилами кампании. Если вертолет капитана Пирса уничтожат, но сам он при этом сумеет уцелеть, то в следующей миссии нас ждет ночная операция по освобождению пленного пилота. А если у него получится успешно завершить вертолетный вылет, то следующим заданием станет танковое наступление на аэропорт. Вся хитрость, конечно, в том, что вы никогда не знаете, какие условия являются достаточными для победы.

Во-вторых, на стороне Армии США высокие технологии. В Operation Arrowhead крайне активно используются беспилотники. Необязательно лететь сбивать зенитки лично — можно посадить «Апач» в тихом месте и пустить вместо себя маленький радиоуправляемый вертолет, оснащенный ракетами. Каждый такой аппарат — это дополнительная жизнь. Даже обычный снайпер таскает в рюкзаке пульт управления крылатым разведывательным дроном. Как справедливо заявляет один из персонажей игры: «Да, в 2001-м нам с такими игрушками было бы значительно легче!»

Bohemia Interactive — последний в мире разработчик военных шутеров, не ставящий себе задачей продемонстрировать игроку максимум спецэффектов в единицу времени. Достаточно взглянуть на Operation Flashpoint: Dragon Rising, чтобы понять, что станет с ArmA 2, стоит девелоперам дрогнуть и отказаться от своих идеалов. По структуре и характеру миссий ArmA 2: Operation Arrowhead стала чуть ближе к традиционному консольному шутеру, но по сложности, богатству армейского оборудования и нелинейности это все тот же настоящий военный симулятор. Осталось еще много проблемных моментов, и через год после выхода оригинала игра, конечно, стала стабильнее, но все еще бесконечно далекой от идеала. Однако мы знаем, что на свете есть множество людей, которые готовы терпеть все это ради самого достоверного военного опыта, который можно получить на домашнем компьютере. А уж Bohemia Interactive понимают это, как никто другой.

Классный сюжетнет

Оправданность ожиданий: 80%

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 6

Дождались? Operation Arrowhead — это сложный и бескомпромиссный аддон в афганском сеттинге для сложного и бескомпромиссного военного симулятора. Большинство недостатков оригинала на месте, но теперь в ArmA 2 хотя бы есть внятная однопользовательская кампания.

Поход никуда

Показательным истреблением боевиков солдаты занимаются на просторах трех огромных уровней — в пустыне с редкими хибарками и деревьями, в горах и в урбанистических пейзажах. И вновь размеры полигона отлично подходят для небольшой войны, вот только военная драма очень скоро превращается в бестолковую комедию — сражения на открытых «полянках» редко длятся дольше минуты-двух, а в городках и деревнях и того меньше.

Черт с ними, с бестолковыми противниками, к ним мы давно привыкли. Хотя нет, с какой такой стати мы должны умалчивать об этих бездельниках, непонятно за что принятых в такистанскую армию и в ряды повстанцев? Враги не дремлют — они нагло храпят на постах, готовы сдаться после первых же выстрелов, плевать хотели на укрытия и перегруппировку. Единственное, что они действительно хорошо умеют, так это стрелять. Как только пересечете невидимую линию, рискуете моментально схлопотать пулю или две, а ведь это не Modern Warfare, тут это смертельно. Не хочется начинать уровень заново или возвращаться к сохранению? Тогда бдите и побольше передвигайтесь на корточках в особо горячих точках.

Но будьте готовы, что это может не спасти, — в пацифизм впадают не только матерые террористы, но и напарники. То они не обращают внимания на шквальный огонь, который вот-вот лишит Такистан последней надежды на «кока-колу», то готовы рваться на амбразуру, лишь бы разделаться с ненавистным врагом. И плевать, что солдат вооружен пулеметом, а неприятель сидит за рулем танка.

Выкидывают подчиненные и другие фокусы. Например, могут выскочить из бронетранспортера после первого же попадания по нему. «Все в порядке, ничего не повреждено, но главное — перестраховка», — именно так думают товарищи и тут же попадают под гусеницы вражеских танков.

Иной раз на эту шайку камикадзе снисходит озарение, и тогда они начинают подчиняться приказам и действовать как единое целое. В эти редкие мгновения миссию можно пройти за пятнадцать-двадцать минут, ни о чем не беспокоясь. Да что там, даже тактические таланты получается проявить. До определенного момента.

Представьте ситуацию: едете вы во главе колонны по узкой горной дороге. За поворотом, судя по всему, расположен блокпост боевиков, а лезть под пули — не вариант. Вполне логично отправить вперед сослуживцев, а самому пристроиться сзади. Но не тут-то было! Никто из подчиненных не посмеет обогнать вас — в силу жесткого соблюдения этикета или по религиозным причинам. И не только в данной конкретной ситуации, но и вообще напарники в транспорте никогда не сунутся вперед. Так что готовьтесь к методу проб и ошибок, прежде чем сумеете с пятой попытки перебить вражескую технику и остаться в живых.

И не надейтесь на тактику. Хоть в графе «жанр» у ArmA 2 и значится «тактический боевик», связь с тщательным планированием операций давно утеряна. Приказы не выполняются, мозгов братьям по оружию катастрофически не хватает, и все приходится делать самому, желательно с камерой от третьего лица — угол обзора гораздо больше, чем при виде из глаз. Вот и сводится вся реалистичность войны к гибели с чуть ли не первого попадания да возне с техникой.

Машин смерти в Такистане хватает, все они детально воспроизведены и прорисованы до мельчайших деталей. Не хотите сидеть за штурвалом? Можете перебраться на место стрелка или просто смотреть в бойницу и указывать, куда и как ехать. А если уж совсем лень участвовать в этой возне, то присядьте на скамейку и ждите прибытия в пункт назначения.

С вертолетами такое не пройдет, хотя помощник всегда рядом, да и автопилот под рукой. Максимум, что вам светит, кроме пилотирования, — нацеливание пушек, чтобы впоследствии расстрелять несчастных такистанцев и разбомбить их дома и склады под покровом ночи. Разумеется, использование приборов ночного видения и фонарей приветствуется.

Жаль, возможностей побродить по ночному Такистану не так много: расставлять ловушки и играться с лазерным прицелом в кромешной темноте действительно здорово. Но еще веселее наблюдать, как на военные базы периодически забредают козы или кролики, — вояки относятся к этому совершенно спокойно и даже не пытаются отпугнуть живность. Днем этого не увидеть, но вот ночью.

Подводя итог

Кампания не блещет не только отсутствием ночных вылазок, но и недостатком запоминающихся моментов в общем. Миссии проносятся одна за другой, не оставляя после себя никаких эмоций и ощущений: ни красивыми пейзажами полюбоваться, ни удовлетворить свои полководческие таланты.

Зато среди дополнительных сценариев спряталось множество интересных заданий. Тут и пробежка в тыл врага в целях саботажа, и работа сумеречным снайпером, и полет на военном вертолете с попутным отстрелом всего движущегося, и прыжки с парашютом, и езда на практически всех видах техники (а ее действительно много). Ярко, увлекательно, отлично. Даже почти всегда.

«Почти» — потому что ошибки в коде никуда не делись. Более того, их стало куда больше. Текстуры в любой момент могут исчезнуть, головные уборы — испариться, а кусты и деревья — появиться в неожиданном месте. Персонаж с грацией слона застревает в кустарнике, под стать ему ведет себя и танк, для которого небольшой камешек иногда может стать непреодолимым препятствием. Управление может в любой момент сбиться, и нажатие кнопки «вперед» уложит героя в траву. Сюжетные объекты и персонажи вольны исчезать и появляться с десятого захода, а города пустынны и отдают какой-то обреченностью. Зато можно побродить по ним в облике козла — вот это достижение!

Но лучше бы Bohemia Interactive Studios все-таки сделала работу над ошибками, а не прикручивала скачки на парнокопытных и экскурсии по местам славы на мотоциклах и своих двоих. И если оригиналу мы простили многое в надежде на будущее, то теперь давать награду не станем. «Операция «Стрела» этого не заслуживает.

ArmA2: Операция «Стрела»: Обзор

Удивительно,
сколь разнообразен жанр шутеров, а ведь, кажется, что простой рецепт
«стреляй-убивай» не предполагает особой вариативности. Тем не менее,
способ приготовления тушки врага является определяющим при выборе философского
направления. Ну, например, коридорные шутеры: главгерой несется напролом,
выплескивая килотонны свинца на головы несчастных, оказавшихся в одном с ним
проходе. Или survival: герой в ужасе мечется по коридору, изредка постреливая в
чудовищные головы (патронов-то мало), и мучается от понимания того, насколько
он несчастен. А вот тактические шутеры — своя особая, закрытая каста: нет
коридоров, нет чудовищ, нет метаний героев, есть только меню раздачи команд из
50 пунктов, позволяющее требовать от компьютерных напарников чего угодно.

Хоть в Операции «Стрела» сюжет —
далеко не главное (здесь даже нет ни одного харизматичного героя), кое-какая
вводная информация у нас есть. Нынче неспокойно в вымышленной стране Такистан,
которая находится где-то в Средней Азии. Как вы догадались, вдохновением
послужили печально известные кампании в Афганистане и Иране. Так что Такистан
встретит нас пустыней, утыканной редкими деревьями, скалистыми участками да
путанными восточными городами — не самый приятный прогноз.

Нововведений
в игре очень много. Практически все мы уже рассмотрели в нашем превью. Сложно в
это поверить, но знаете, что является самым главным нововведением игры? Нет.
совсем не новенький Такистан. Больше всего на геймплей повлияла система FLIR. Прежде
по ночам приходилось полагаться на прибор ночного видения (о, этот зеленый
ужас!), а теперь, благодаря тепловизору (для тех, кто не в теме, поясним:
тепловизор видит излучаемое тепло объектов, например, человеческое тепло,
стрельбу, работу двигателя, следы машины, показывая их белым) перемещаться
ночью и вести боевые действия становится так же легко, как отнимать конфетку у
младенца. К чести местных младенцев-такистанцев, стоит сказать, что и у них
тоже есть аналогичная система — TSW. Вот только если США тепловизорами
оборудовали почти все, в том числе Абрамс и БПЛА, то у такистанцев с массовым
внедрением перспективных технологий большие проблемы, тепловизор встречается
только на некотором станковом оружии и у некоторых солдат. Так что по ночам
преимущество сами знаете за кем. Правда, стоит упомянуть, что тепловизор
работает как-то странно: не учитывает тепло от лампочек и многих других
объектов — чехи немного схалтурили.

Вторым
самым заметным нововведением стал рюкзак, в который можно накидать всяких
полезностей, например, дополнительных патронов или даже запихнуть БПЛА. Разве
заплечный ранец может сильно изменить геймплей? Друзья, это — тактический
шутер. Считаете, что танковая колонна неуничтожима? Значит, вы не видели, как
ее разбирает FGM-148 Javelin с расстояния пары километров. А рюкзаки на
напарниках решают главную проблему этого оружия — нехватку снарядов.

На самом
деле, вот и все. Тем, кто хочет узнать про узкоспецифичные изменения работы
прицелов и прочей военной снеди, стоит заглянуть в список изменений на
официальном сайте игры — перепечатывать их все просто не хватит места.

В сингловой части предстоит выполнить 9 миссий за США. Естественно, каждая
миссия сопровождается подробнейшим брифингом, в том числе и пачкой досье о том,
кто, зачем и почему. Жаль, конечно, что никакого сопереживания по ходу игры не
возникает: ты чувствуешь себя винтиком в системе, который просто занимается
тем, что карает компьютерных болванчиков. Но это особенности жанра.

Куцый сингл
не портит впечатления от игры, во-первых, дополнительные сценарии никто не
отменял, а во-вторых, ArmA 2 стала известна лишь благодаря своему
мультиплейеру. По всему миру хватает различных кланов, которые заводят
собственные сервера и устраивают частные бури в стаканах. Ведь в компании с
живым противником не придется мучиться с огромным меню приказов, а достаточно
попросить в микрофон товарища по команде, и он сразу же прибежит на помощь.

К сожалению, не обошлось и без больного места студии Bohemia Interactive: их
игры отличаются обилием багов еще со времен Operation Flashpoint. Так что не
удивительно, что в Операции «Стрела» их тоже хватает. Разработчики обещали
поправить искусственный интеллект при езде конвоями, но что мы периодически
видим? Объехать застрявшую на дороге цель конвой не способен, он будет
горемычно тыкаться в препятствие, боясь и на сантиметр съехать с дороги, а ведь
вокруг на километры раскинулась пустыня. Или как, например, вам понравится
фонарик, просвечивающий сквозь стены? Надо ли приводить примеры неадекватного
поведения ботов? Некоторые ошибки тянутся аж из оригинальной ArmA. Например,
проблемы с прокладкой маршрутов так и не были исправлены. Так что нет ничего
удивительного, что уже до релиза игры разработчики выложили патч. Правда,
все-таки стоит отметить, что над оптимизацией игры чехи поработали, так что
теперь хотя бы на мощных конфигурациях можно наслаждаться максимальными
настройками графики и при этом не мучиться от слайдшоу. Но все так же тем, у
кого слабое железо, играть в ArmA категорически противопоказано: ничего кроме мучений
их не ждет.

Над
графикой Bohemia Interactive тоже поработали: в основном, конечно, постарались
привести в порядок движок, что им, к счастью, удалось. Однако с внешностью у
ArmA все не очень в порядке: на средних настройках игра выглядит просто ужасно.
На максимальных настройках ситуация сразу же нормализуется (напоминаем, что
максимальные настройки потянет далеко не любая конфигурация), но при этом игра
выглядит не сказать что уж очень современно.

Поставить
оценку такой игре — практически неразрешимая задача. Ведь ее возможности не
ограничены: это огромный конструктор, из которого можно собрать все что угодно.
Надо ли говорить про то, какие удивительные аддоны создают модостроители? А
какие интересные миссии сочиняет коммьюнити фанатов? Легендарное внимание чехов
к деталям сносит крышу. Например, можно разбирать/собирать станковое оружие,
притом для его переноски требуются два и более человек. Подобных мелочей сотни,
они приводят в восторг профессиональных вояк, а любители лишь гневно потрясают
мышками, с недоумением глядя на все эти сложности.

[Рецензия] ArmA 2: Operation Arrowhead («ArmA 2: Операция „Стрела“») (PC)

Bohemia Interactive — компания, как это принято нынче говорить, с довольно непростой судьбой. За всё время своего существования ей удалось создать лишь один признанный хит, после которого разработчики даже не пытались создать что-то новое, раз за разом делая не слишком удачные попытки повторить успех своего первенца.

Выпустив в июне 2001-го гениальный Operation Flashpoint, чехи показали всему миру, что в тактическом симуляторе могут спокойно сосуществовать не только графика и тотальный реализм, но также и достойное управление, увлекательный геймплей, и, что самое удивительное, интересный сюжет. Тысячи игроков, включая автора этих строк, с упоением носились по предоставленным в их полное распоряжение островам, защищая мирных жителей от Зловещего Генерала Губы. Для закрепления успеха Bohemia отправляет в свободное плавание два крепких аддона, после чего надолго пропадает с радаров, чтобы в декабре 2007-го года явиться с новым подарком для поклонников в лице «истинного наследника» серии, Armed Assault, вышедшего в нашей стране почти на три месяца раньше, чем во всём мире.

Через полтора года выходит продолжение, ArmA 2, а ещё через год — дополнение под названием Operation Arrowhead, о котором сегодня и пойдёт речь.

Нет, это не Рио-де-Жанейро

Первое впечатление, которое произвела «Стрела» на вашего (не)покорного слугу, можно точно описать одной фразой: «Разработчики переиграли в CoD». Все эти голографические прицелы, «диверсионные» поездки на машинах и прочие эффектные высадки на вертолётах гарантированно вызывают стойкое «дежа вю». Правда, бюджет у чехов оказался не в пример скромнее, что не могло сказаться на качестве реализации заимствованных идей. Например, невразумительный начальный ролик просто повергает в изумление — дескать, что это было? Вроде бы к чему-то вели грандиозному, а в итоге, простите, «чих-пых, пиф-паф, всё пропало, мы в ж. извольте в бой».

А завязка, вкратце, следующая: в очередной выдуманной восточной стране под названием Такистан, очередной не в меру умный злодей решил построить очередную империю зла с претензией на очередной захват мирового господства. Ну а где творится такое непотр[censored]тво, всенепременно «заводится» американская армия с непреодолимым инстинктом к насаждению демократии.

Словом, ничего необычного — ещё один банальный и скучный технотриллер про «плохих» арабов (некоторые из которых, кстати, отчего-то похожи на русских военных не только и не столько обмундированием, но даже нарочито «славянскими» чертами лица) и патриотично-светлых американских военных. На этот раз, правда, авторы попытались вернуться к светлому опыту OFP, в которой взглянуть на происходящее предлагалось со стороны нескольких героев, являющихся представителями различных видов войск. Только вот они забыли наделить героев хотя бы зачатками личности: из-за отсутствия в сюжете какой бы то ни было драмы и интриги, без наличия сильной атмосферы и ощущения масштабности происходящего, без проработки каждого характера в отдельности, в конце концов, само это. «нововведение» не сыграло практически никакой роли и не стало панацеей от богатырской зевоты, сводящей челюсти игроков от местной, так сказать, истории. Стыдно, господа. Вроде бы у нас не в первый раз, а про такие очевидные вещи забыли. Или вы спешили куда-то? (лёгкая ирония)

Ну да ладно. В игровой индустрии довольно частой была ситуация, при которой слабый сюжет с лихвой окупался затягивающим геймплеем. И вот по поводу последнего сказать что-то определённое довольно сложно, поскольку он довольно неоднозначен. Давайте разбираться.

С одной стороны, у нас имеется привычная для игр Bohemia свобода действий — поскольку подавляющее число сражений проходит под открытым небом, у вас почти всегда есть выбор, как поступить в той или иной ситуации. Сесть на танк и попробовать прорваться «в лоб»? Пожалуйста. Внимательно изучить карту, выявить возможные слабые места в обороне, а затем всем взводом одновременно по ним ударить? Нет проблем. А может просто накрыть поставленные перед вами цели ударом артиллерии и авиации? Да никто и не возражает. Если же ещё учесть при этом наличие в игре десятков видов всевозможного вооружения, гаджетов и техники.

Правда, за ними вам как раз лучше следовать в отдельные миссии, поскольку именно там раскрывается большая часть потенциала дополнения (не считая по прежнему мощного редактора, конечно). Разведка, диверсии, миссии на уничтожение — каждый найдёт себе занятие по душе. если сможет продраться сквозь управление и баги.

И вот тут-то мы и подходим вплотную к другой стороне медали.

Конечно, любому нормальному человеку понятна мысль, что всё однажды созданное должно со временем совершенствоваться. Наступив на грабли в ArmA и ArmA 2, на сей раз разработчики поспешили применить весь свой горький опыт для устранения шероховатостей. И отчасти у них это получилось, ведь теперь управление, например, больше не вызывает у игрока приступов ярости с ненавистью. Зато раздражением оно одарит вас сполна. Особенно если вы решитесь на управление танком или вертолётом — вы потратите уйму времени на разбирательства и запоминания, что там к чему. Это тем более удивительно, ведь в том же Flashpoint подобных проблем вообще не возникало. Казалось бы, знай себе шлифуй что есть, да в ус не дуй. Но нет, отчего-то в голову авторам пришла мысль полностью перелопатить то, что этого не требовало, и в итоге местному управлению позавидуют иные лётные симуляторы. Реализм, говорите? Знаете, есть такое мудрое выражение, что реализм хорош лишь там, где он нужен, да и то — в меру. Первый Flashpoint этому соответствовал целиком и полностью, ну а здесь. Как говорится, имеем, что имеем.

И раз уж вспомнили о реализме. Все мы понимаем, что реальный бой довольно далёк от того, что нам показывают в книгах, фильмах и в том же Modern Warfare. Но, простите, возможность раз за разом высаживаться посреди взлётной полосы, пробегать в панике по округе, пока твои соратники отстреливает невидимых врагов, и в итоге получать пулю неизвестно откуда, понравится далеко не всем. Ровно, как и обратная ситуация, когда вы можете выйти из всех боёв в миссии, не подстрелив ни одного противника просто потому, что не смогли их отыскать. А ведь миссию могут прервать из-за того лишь факта, что большую часть разбежавшегося отряда перестреляли, поэтому командование за вас боится и отправляет домой. «Спасти рядового Райана», не иначе. В минусы это записать довольно трудно, поскольку данный подход всё-таки честно старается дать нам возможность поучаствовать в настоящем сражении, но на заметку взять рекомендую.

Ещё одной спорной составляющей является графика. В принципе, выполнено всё довольно аккуратно, треугольников в моделях и окружении достаточно, а на отдельных кадрах «Стрела» выглядит очень даже здорово. Картину портят лишь абсолютно спрайтовая растительность, не слишком выразительные эффекты, устаревшая «деревянная» анимация, переехавшая сюда вместе с таким же устаревшим движком, а также неслабые системные требования.

Вот за что «минусовать» следует точно, так это за обилие «жесткокрылых» разного калибра, которых авторы так и не соизволили отловить за девять лет существования движка. Перечислять их всех не имеет смысла, поэтому сохраняйтесь почаще, да и просто имейте ввиду, что они есть, их много, они все разные и жутко хотят с вами подружиться. Ну и бесплатный совет: при малейшей возможности садитесь за руль сами и ни в коем случае не давайте этого делать ИИ, поскольку он отчего-то очень боится местных дорог и никак не хочет ехать по ним со скоростью выше 20 км/ч. Эх, таких бы водителей да нам на родину.

Звук по большей части так же не радует, но если к невразумительным раскатам выстрелов и взрывов мы давно привыкли, то вот плачевное состояние озвучки вызывает искреннее удивление. Почему девять лет назад технологии позволяли создавать множество бесшовных динамических фраз, а теперь вдруг перестали? Мистика.

И всё-таки. И всё-таки, прогресс налицо. Чехи медленно, но верно приближаются к своей заветной цели, к созданию безупречного военного симулятора. Да, пока сыро, да пока невнятно, но уже сейчас видно, насколько велик потенциал, заложенный в игре. Искренне надеемся, что к следующему разу его удастся реализовать хотя бы наполовину, и потому всячески желаем авторам успехов.

Суммируя всё вышесказанное, довольно просто сделать следующие выводы: всем, кому понравилась вторая часть ArmA — брать без раздумий, фанатам первой OFP — подумать, обычным игрокам — скачать демо-версию, любителем аркадных шутеров — бежать как от огня.


источники:

http://www.lki.ru/text.php?id=5850

http://gameguru.ru/publication/arma2_operatsija_quotstrelaquot_obzor/

http://www.zoneofgames.ru/articles/21132-recenziya-arma-2-operation-arrowhead—arma-2-operaciya-%E2%80%9Estrela%E2%80%9C—pc.html

Оцените статью