Assassin’s Creed: Revelations
Этот год оказался богат на грандиозные игровые финалы. Gears of War 3, Killzone 3, Resistance 3 — в каждой из этих больших серий под конец 2011-го была поставлена жирная точка, в титрах звучала пафосная музыка, а мировая пресса почти единогласно поставила им высокие оценки. В этом плане Assassin’s Creed: Revelations встает в ряд «финальных эпиков» как влитой — пусть это точно не последняя игра про многовековое противостояние тамплиеров и ассасинов, но после нее мы уже, скорее всего, не увидим ни Эцио Аудиторе, ни его средневекового предка Альтаира.
Наверное, именно поэтому от Revelations невольно ждешь чего-то взрывного, а главное — титульных откровений. Совершенно свинский (в лучшем смысле этого слова) клиффхэнгер в конце Assassin’s Creed: Brotherhood не оставлял сомнений, что следующая глава похождений Дезмонда по волнам генетической памяти будет чем-то из ряда вон, что потихоньку протухающую игровую механику ждут долгожданные кардинальные изменения.
Вот только в Ubisoft не слышали поговорки «назвался груздем — полезай в кузов». В этом даже есть какая-то ирония: в игре со звучным подзаголовком Revelations все «откровения» ограничиваются очередным набором новых гаджетов, мини-игр и бесконечных миссий «догони и убей».
Всех их вместе соберем
После неосторожного обращения с инопланетными технологиями Дезмонд Майлс, в прошлом бармен, а ныне профессиональный убийца, впадает в кому. Его поврежденное сознание перемещается в «Анимус», где ему предстоит по крупицам собрать собственные воспоминания, а заодно раз и навсегда разграничить генетическую память, оставшуюся от легендарных предков — Альтаира и Эцио. Реабилитация проводится посредством давно знакомых процедур.
Главной из сюжетных линий вновь становится история Эцио Аудиторе да Фиренце. Постаревший аристократ-убийца отправляется в Константинополь, чтобы разыскать утерянное наследие Альтаира, способное переломить ход войны с тамплиерами. В геймплейных терминах это означает, что нам снова нужно собрать энное количество артефактов, чтобы победить мировое зло. Если помните, рыскать по подземельям в поисках редких сокровищ приходилось и в Assassin’s Creed 2, и в Brotherhood. Но там эта прикладная спелеология была на правах необязательного квеста: в награду игрок получал комплект отличной брони, которая чуть облегчала прохождение, но не влияла на основной квест. В Revelations же кладоискательство вдруг становится главной задачей бородатого героя.
На крючке
Надо отметить, что переезд Эцио в новый город — едва ли не самое лучшее нововведение в игре. Красочные закатные виды Константинополя впечатляют гораздо больше, нежели окрестности Рима и Флоренции, вместе взятые. Дизайнерам удалось воссоздать уникальную атмосферу города-перекрестка, где сосуществуют черты европейского Возрождения и византийской культуры.
Но самое приятное в Константинополе — то, что по нему гораздо легче и приятнее передвигаться даже такому престарелому паркурщику, как Эцио. Между городскими крышами протянуты специальные тросы, с помощью которых можно перемещаться между кварталами Константинополя намного быстрее. В этом сильно помогает новая «игрушка» в арсенале Эцио — гибрид знакомого скрытого клинка и крюка. Также это приспособление позволяет ассасину вдвое быстрее подниматься по стенам зданий и лихо перемахивать через лезущих под ноги прохожих и стражников.
Еще одно расширение арсенала почти превращает Эцио в профессионального террориста. В Revelations добавлена новая система изготовления бомб на все случаи ассасинской жизни. Из подручных ингредиентов, разбросанных по миру игры, можно собрать множество видов взрывчатки. Например, гранату, разбрасывающую по округе множество фальшивых монет, за которые начинают драться прохожие, — отличный способ спровоцировать кучу-малу и отвлечь стражу. В горячке боя пригодится бомба, забрызгивающая окружающих овечьей кровью, — деморализованные противники становятся легкой добычей. Фактически большинство игровых задач в Revelations можно решить подходящей бомбой — убить, оглушить, замедлить, отвлечь и так далее. Жаль, жесткие ограничения на количество и виды гранат, которые единовременно носит с собой Эцио, не дают устроить в Константинополе маленький джихад.
Так как Константинополь — зона интересов как тамплиеров, так и ассасинов, вам придется участвовать в войне за город. К знакомой по Brotherhood процедуре свержения местной тамплиерской власти — показательному сожжению башни, контролирующей определенный район, — добавилась необходимость защищаться от ответных атак. Во время этих оборонительных эпизодов Revelations ненадолго превращается в простенькую Tower Defense: мы размещаем на крышах стрелков, ставим баррикады на улицах и пытаемся истребить волны туповатых тамплиеров, пока те не добрались до входа в наше логово.
Воз и маленькая тележка
Вот только ото всех этих замечательных нововведений Assassin’s Creed с диким треском разошлась по швам. Как это ни парадоксально, но совершенно искреннее желание Ubisoft обогатить игровую механику лишний раз продемонстрировало, в какой тупик попала серия. Revelations — это безбожно перегруженная игра.
Мешок геймплейных возможностей пух в геометрической прогрессии начиная со второй части: постепенно добавилось огромное количество хитрых гаджетов, незамысловатый экономический менеджер, опциональная охота за сокровищами, возможность рассылать братьев-ассасинов с заданиями по всему свету и так далее. В Revelations всего этого стало больше, вот только обилие игровых возможностей повисло на ACR мертвым грузом.
Проблема в том, что в нынешнем виде Assassin’s Creed напоминает скорее безлюдный луна-парк: аттракционов множество, но одному садиться в ржавое колесо обозрения как-то не хочется. Вспомните, например, Half-Life 2, где ни одна геймплейная возможность не пропадала даром, где каждый винтик служил для создания целостного и разнообразного игрового опыта. Revelations же можно пройти, махнув рукой почти на все, о чем так громко кричали пресс-релизы. Бонусы от новой брони, прокачанных ассасинов, стабильного денежного дохода, крафта гранат и контроля территории — откровенно говоря, пустяковые, а низкая сложность позволяет дойти до финиша с одним лишь неизменным скрытым клинком в руке. Да и все эти притянутые за уши мини-игры до ужаса просты, примитивны и неинтересны.
Самое обидное, что остро не хватает изменений в основных заданиях . Почему-то в который раз большая часть сюжетных миссий состоит из занятий, от которых за годы уже начало подташнивать: акробатические номера, выслеживание и убийство жертвы, побег/погоня/пробежка по крышам города и тому подобное. Обескураживает, что Ubisoft наивно полагают, будто после всех трех предыдущих частей ровно такие же эпизоды в Revelations еще кому-то интересны. Светлые моменты, правда, встречаются — взять хотя бы миссию, в которой Эцио переодевается в одного из уличных бардов, которые так докучали ему в Риме и Флоренции. Но, увы, на одно яркое задание здесь приходится десяток откровенно посредственных.
Назад в будущее
Но, наверное, самое подлое, что есть в Revelations, — это сюжет. Потому что, при всех недостатках Revelations, она абсолютно обязательна к ознакомлению для всех, кто интересуется вселенной Assassin’s Creed. На очевидные дыры в геймплее можно и нужно закрыть глаза хотя бы ради того, чтобы добавить к своему представлению о мире игры множество новых интересных деталей.
Строго говоря, линия Эцио Аудиторе выдвинута на первый план совершенно незаслуженно — его приключения в Константинополе по интересности и накалу уступают эпизодам с участием Альтаира и Дезмонда. Миссии первого представляют собой флэшбеки к ранее неизвестным эпизодам самой первой части. Это эдакий запоздалый эпилог к Assassin’s Creed, в котором мы узнаем о дальнейшей судьбе Альтаира, его семьи и злосчастного Яблока Эдема. Что не может не радовать: личность убийцы в белой хламиде давно нуждалась в более тщательной проработке.
Линия Дезмонда радует ничуть не меньше. Здесь мы наконец-то лицом к лицу встретимся с Объектом 16, который давно помогал нам подсказками и чье сознание замуровано в «Анимусе» вместе с Дезмондом. Здесь же нам наконец-то расскажут о прошлом самого Дезмонда и более подробно раскроют характер героя. Признаться, давно пора, а то банальное амплуа болванчика-избранного уже успело надоесть.
Сам процесс восстановления памяти получился очень неплохим. Во время сеансов «терапии» Revelations превращается в занятный пазл-платформер от первого лица, в котором нам нужно провести Дезмонда по виртуальному пространству «Анимуса», минуя ловушки защитной системы и буквально выстилая под ногами героя дорогу из чистых информационных блоков. Жаль, что для того, чтобы получить доступ к очередному эпизоду памяти Дезмонда, нужно собирать за Эцио хитро спрятанные бонусы по всему Константинополю.
Если помните, Ubisoft официально заявили, что планируют выпускать по одной части Assassin’s Creed в год. И пока они успешно держат слово — но какой ценой? Revelations почти целиком состоит из самоповторов и заметно хромает в смысле геймплея; не лучше ли сбавить производственные обороты и порадовать игроков чем-то свежим и интересным? Жаль, что история Эцио Аудиторе да Фиренце заканчивается с оценкой в семь с половиной баллов, но Revelations сделала свое дело — она показала, что франчайзу срочно нужны настоящие откровения, а не эксперименты с удлинением бороды героя.
Вспомнить все
Все, что вы хотели знать о генетической памяти человека
Как известно, краеугольным камнем вселенной Assassin’s Creed является «Анимус» — чудо-аппарат, открывающий доступ к воспоминаниям далеких предков. Согласно выдвигаемой в игре теории, вместе с генами каждый человек наследует и память предшествующих поколений, только в сильно сжатом, «заархивированном» виде. Погружение в воспоминания предков позволяют не только открыть занятные факты из их жизни, но и развить в себе их навыки и умения. Собственно, именно благодаря этому «Анимус» считается мощнейшим оружием, с помощью которого можно в кратчайшие сроки подготовить армию квалифицированных бойцов — как тамплиеров, так и ассасинов.
Между прочим, феномен генетической памяти вовсе не выдумка разработчиков, а тайна, которая давно будоражит умы ученых. Под генетической памятью понимают способность «помнить» то, чего конкретный человек помнить никак не может, чего не было в непосредственном жизненном опыте индивида. Часто с этим явлением связывают дежавю — «ложную память», моменты в жизни, когда человеку кажется, будто он уже находился в точно такой же ситуации когда-то давно в прошлом. Впрочем, феномен дежавю исследован ничуть не лучше генетической памяти, так что делать какие-либо конкретные выводы о природе этих явлений современная наука пока не отваживается.
Первым феномен генетической памяти начал изучать психолог Карл Юнг. Именно он ввел в психологию понятие коллективного бессознательного — некий набор глубинных психологических предустановок в мозгу каждого человека, независимый от личного опыта. Эдакий «джентльменский набор», который позволяет человеку быстрее осваиваться в обществе. Коллективное бессознательное хранит множество первичных, изначальных образов, которые он назвал архетипами. Они являются не столько воспоминаниями, сколько предрасположенностями и потенциальными возможностями. По словам Юнга: «Архетипов столько, сколько типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашем психическом складе, не в форме образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и действия». Причем архетипы не передаются посредством культуры, заявлял Юнг, а наследуются, то есть передаются генетически. Таким образом, Юнг считал, что опыт отдельной личности не утрачивается, а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь в дальних закоулках мозга, что образы и впечатления от предков передаются к человеку через подсознание.
Любопытно также, что эта информация, находящаяся глубоко в подсознании, строго охраняется нашим сознанием. Мозг человека каким-то образом четко разграничивает личный опыт индивида и гипотетически существующие воспоминания предков. Чем сильнее в человеке сознательное, тем глубже уходит бессознательное. Например, известно, что новорожденные дети могут держаться на воде, а уже через месяц эта способность теряется — то есть с ростом сознательного все бессознательное уходит на второй план, и до него становится труднее достучаться.
Считается, что воззвать к своему подсознанию, чтобы его информацию могло использовать сознание, можно при помощи медитации и некоторых психоактивных препаратов. Но особо эффективна и куда более распространена другая практика — гипноз. Так, «возвращение к прошлым жизням» — вполне обыденная процедура у восточных жрецов, представляющая собой особую форму гипноза. Современная наука знает множество случаев, когда во время гипнотерапии людям удавалось достучаться до «чужой» памяти. Пациента вводили в состояние гипнотического транса и постепенно уменьшали его возраст, позволяя в подробностях оживить воспоминания вплоть до младенчества. Когда же возраст переходил в отрицательные значения, люди переставали быть собой и начинали вспоминать то, чего в их личном опыте не было и быть не могло. Что это — настоящая генетическая память или же шутки погруженного в транс мозга, — наука пока объяснить не может.
Об Assassin’s Creed: Revelations и важности отсечения лишнего
Парад ассасинских переводов продолжается, и сегодня у нас на повестке дня разбор полетов от Станислава Костюка в отношении Assassin’s Creed: Revelations. Почему вдруг я решила выкатить пост сразу про третью часть приключений Эцио, пропустив первые две? Да потому что в Рунете, а точнее в ВКонтакте, уже есть вполне сносные переводы статей Станислава, посвященные и Assassin’s Creed II , и Assassin’s Creed: Братство Крови . Советую ознакомиться хотя бы со второй из них, так как анализируя «Откровения», автор не раз сравнивает их с Brotherhood.
старший геймдизайнер Ubisoft
Об Assassin’s Creed: Revelations и важности отсекания лишнего
Когда говорят о разработке игры, чаще всего этот процесс сравнивают с постройкой здания. Составляется план, сооружается фундамент, затем – каркас, который, в свою очередь, аккуратно заполняется всем необходимым. Используемая терминология тоже смахивает на строительную. В данном контексте вырезание элементов или механик воспринимается как нечто нежелательное. Только представьте себе, мы возводим современный шикарный небоскреб, но по той или иной причине вынуждены строить его без надлежащей системы кондиционирования воздуха. И если [в ходе разработки] какая-то фича становится предметом коллективного обсуждения, речь обычно идет о ее добавлении.
Нет ничего ошибочного в том, чтобы рассматривать разработку игры как аналог строительства, но мне кажется, было бы весьма неплохо рассмотреть ее и как нечто, напоминающее высекание скульптуры. Работа скульптора – это не возведение чего-либо снизу вверх, а отсекание частей от изначально у вас имеющегося с целью создания законченного произведения. В случае же с игрой – это вырезание (существенное изменение или упрощение) той или иной механики ради улучшения всего продукта в целом. Однако вырезать надо с умом, как это делает скульптор. Другими словами, я имею в виду отсекание в целях улучшения, а не удаление абы какого элемента игры.
К качестве примера, подтверждающего важность данной операции, я хочу привести Assassin’s Creed: Revelations. В прошлый раз мы обсуждали «Братство Крови» и то, как эта игра способствует формированию целостного опыта. «Откровения» заимствуют практически все механики у своей предшественницы (и добавляют несколько новых), но того же результата не достигают, поскольку разработчики не удалили из них или не модифицировали элементы, создававшиеся для другого проекта. И хотя с технической точки зрения все там функционирует и взаимодействует нормально, сами Revelations, однако, не производят впечатления чего-то целостного.
Экономика. На мой взгляд, до выхода «Черного флага» в серии Аssаssin’s Crееd не было игры с действительно хорошо проработанной экономической системой. В Assassin’s Creed II экономика без особых усилий обеспечивала такой огромный приток денег, что вам вообще не о чем было волноваться. Однако это все равно было здорово, поскольку игра давала целостный опыт управления собственным городком. До чего же классно было наблюдать, как он изменяется и развивается!
Аналогичные проблемы имелись и в Assassin’s Creed: Братство Крови, но там они были не столь заметны по причине значительно большего масштаба – не маленький городок, а целый Рим. Саму по себе механику усиления вашего экономического влияния, сводившуюся к приобретению зданий по всему городу, сложно назвать интересной. Привлекательной ее делали общий контекст происходящего и согласованность с главной целью игры – возрождение Рима по мере его освобождения из-под власти Борджиа.
Напротив, в «Откровениях» сколько-нибудь значимая причина скупать все торговые лавки в городе отсутствует. Константинополь и так процветает, упадка в нем не наблюдается. По сюжету, позиции ассасинов в османской столице довольно крепки, а в роли проигрывающей стороны, пытающейся вернуть себе утраченное могущество, оказываются тамплиеры. Это, в свою очередь, противоречит принципам организации открытого мира, позаимствованным из «Братства Крови», где тамплиеры изначально контролировали большую часть города, а вы вынуждены были освобождать район за районом и вновь открывать закрытые магазинчики. А еще вам в самом деле не захочется покупать какие-либо здания [в Revelations], потому что это приведет к повышению уровня вашей известности. Как только он достигнет критического значения, тамплиеры попытаются захватить одно из ваших убежищ.
От механики с приобретением торговых лавок следовало бы отказаться. Достаточно было бы того, чтобы они просто стояли закрытыми до тех пор, пока район не перейдет под контроль ассасинов. Собственно говоря, они и так не работают в незахваченных районах, даже будучи купленными. Наверное, экономику стоило бы связать с убежищами Братства и тем самым превратить ее в еще один дополнительный элемент сложной системы контроля над территорией.
Кстати, о контроле над территорией. Неплохо было бы пересмотреть соотношение участков карты, изначально находящихся в ведении ассасинов и тамплиеров. И, возможно, даже имело бы смысл «позволить» тамплиерам захватить некоторые области в самом начале игры, дабы показать, что еще недавно они проигрывали, но теперь всячески стараются наверстать упущенное.
Впрочем, и это вряд ли бы помогло связать данную механику с нарративом, потому как борьба фракций – ассасинов и тамплиеров – за контроль над городом уж точно не является частью основной сюжетной линии, посвященной прежде всего путешествию самого Эцио, ну да ладно. Очевидно, наш герой поступил бы именно так: занимаясь решением своих собственных проблем, одновременно помог бы константинопольским собратьям-ассасинам. Поэтому не связанная с основным сюжетом цепочка заданий по установлению контроля над территорией не выглядит неуместной. Вовсе не обязательно выстраивать столь тесную связь между открытым миром и главной сюжетной линией, как это было в «Братстве Крови», достаточно лишь, чтобы те или иные наши действия имели смысл.
Итак, у нас есть механики из «Братства Крови». В предыдущей игре они были органично вплетены в общий контекст . В Assassin’s Creed: Brotherhood вполне понятно, почему Эцио, будучи одним из немногих ассасинов в городе, занимается вербовкой новичков, тренирует их, формирует из них команду. Эта механика, в свою очередь, связана с захватом районов. Уничтожив очередную башню Борджиа и освободив район, мы могли рекрутировать еще одного ученика.
В Revelations все это выглядит крайне сомнительно, поскольку действие происходит в городе с уже сформировавшейся ассасинской инфраструктурой. В одной из первых миссий мы принимаем участие в тренировке вместе с нашими братьями и сестрами. Ассасинов здесь много. И тем не менее мы все равно получаем линейку заданий по созданию команды с нуля. Более того, взявшись ее проходить, мы, как и в случае с экономикой, сталкиваемся с неприятным моментом. Есть особые задания по рекрутированию, для обозначения которых на карте используется тот же значок, что и для всех прочих активностей, связанных с вербовкой новичков, и если у нас нет свободного места в команде для еще одного ученика, это задание будет для нас недоступно. В итоге заниматься вербовкой учеников оказывается нежелательным, поскольку из-за этого возникает риск не получить доступ ко всему имеющемуся контенту.
Также в Revelations присутствуют задания по обороне убежищ (по сути, это tower defense), которые мне до определенной степени нравятся. Им недостает проработанности, однако они вполне уместны, поскольку Эцио, будучи Наставником Братства, прежде всего отвечает за решение стратегических вопросов. Кстати, возможно, это прозвучит дико, но, на мой взгляд, лучше было бы убрать из «Откровений» механики «Братства Крови» и уделить больше внимания полировке обороны убежищ и связанных с ней элементов. Метаигру по отправке ассасинов на разного рода задания можно было бы оставить, но при этом связать ее преимущественно с обороной и/или захватом убежищ. Если бы данный режим был детально проработан и грамотно интегрирован, его бы восприняли положительно.
Попробую аргументировать свою позицию. Первый довод связан с нарративом. Эцио прибывает в Константинополь как гость, движимый своими собственными целями. Конечно же, он будет помогать местным ассасинам, это очевидно, но, по сути, данная задача является вторичной. В «Братстве Крови» освобождение было главной целью всей игры, и поэтому там возможность призвать ассасинов в любой миссии выглядела оправданной. В «Откровениях» же складывается иная ситуация. Согласитесь, крайне странно, отправляясь за цветами для дамы сердца, брать с собой ассасинов, чтобы призвать их в любой момент. Даже с поправкой на особенности Анимуса все это выглядит как-то ненормально.
Второй довод может показаться несерьезным, ибо он подкрепляется не таким уж большим количеством высказываний. И все-таки, если вы почитаете различные форумы и обсуждения, то обнаружите, что люди сильнее привязываются к рекрутам-ассасинам из «Братства Крови», чем к ученикам из «Откровений». Действительно, на этот раз у нас нет веских причин заботиться о них. Тем не менее мне действительно нравятся задания мастера-ассасина, в ходе которых вы со своими подопечными охотитесь на тамплиеров.
Теперь поговорим об очень серьезном недостатке. Самой неудачной механикой «Откровений» из числа унаследованных [от предыдущей части] и при этом крайне негативно влияющей на целостность игрового опыта, являются, на мой взгляд, гильдии союзников – воров, наемников и цыганок (рескин куртизанок). От них следовало бы избавиться. И здесь мне могут возразить: «Ох, Стас, ты предлагаешь вырезать Братство и союзников и считаешь это хорошей идеей?» Ну, применительно к «Откровениям» – да.
В Revelations гильдии союзников никак не связаны ни с рассказываемой историей, ни с основной идеей игры. Здесь нет ключевых для сюжета персонажей, являющих одновременно представителями этих гильдий. Нет связанного с ними контента вне рамок одной единственной миссии, посвященной каждой из них. Уберите, например, из игры цыганок, и ее мир не станет от этого беднее или менее детализированным. И, что самое важное, союзники мешают в полной мере раскрыться одной из наиболее интересных и новых (точнее, усовершенствованных) механик «Откровений». Я имею в виду бомбы.
В Assassin’s Creed II и «Братстве Крови» были только дымовые шашки. В «Откровениях» данную систему существенным образом развили, введя крафт бомб, что дало возможность создавать разнообразные бомбы, предназначенные для решения широкого круга тактических задач. Это очень гибкая и занимательная механика, позволяющая по-разному воздействовать на окружающий мир. Впрочем, оценить ее по достоинству вы сможете, только если будете целенаправленно уделять ей внимание, потому что гильдии союзников делают систему бомб по большому счету бесполезной.
Какой смысл заморачиваться с изучением местности, поиском возможностей, выяснением того, где и какой вид бомб можно применить, использованием шанса натравить одну фракцию стражников на другую, чтобы проникнуть на запретную территорию незамеченным, если вы можете просто заплатить 150 монет стоящим поблизости цыганкам/наемникам/ворам, и они уберут любую помеху с вашего пути?
Наконец мы добрались до самого главного. В «Откровениях» не так уж много побочного контента, если говорить о миссиях. И это здорово. Учитывая, что на разработку отводилось менее года и за это время предстояло создать абсолютно новый город с кучей новых ассетов, увеличение числа дополнительных заданий стало бы непосильной задачей. А вот что в Revelations действительно есть, так это потенциальная возможность получить увлекательный игровой опыт посредством комбинирования всех имеющихся в наличии систем и механик. Взять хотя бы миссии по захвату баз тамплиеров. Если вы запретите себе обращаться за помощью к рекрутам-ассасинам или союзникам и будете рассчитывать только на себя, толпу прохожих и боевые инструменты (большинство из которых – разнообразные бомбы), у вас появится просто масса способов выполнить их. Ну а коли вы не побоитесь поэкспериментировать, то будет еще лучше.
У «Откровений» есть все, чтобы их игровой контент воспринимался как целостная система. Цепочка заданий по установлению контроля над территорией, захват баз, оборона убежищ, бомбы. Однако механики, унаследованные от Assassin’s Creed: Братство Крови, не позволяют данным элементам как следует раскрыться. Причем происходит это не только потому, что указанные механики там присутствуют и усиливают противоречивость нашего игрового опыта, но еще и потому, что на них, хоть они и были позаимствованы, разработчики тратили время, которое могли бы потратить на создание чего-то уникального.
Как бы там ни было, Assassin’s Creed: Revelations все равно является замечательной игрой, в которой присутствуют органично вписывающиеся в нее механики. И в то же время, когда дело доходит до объединения всех их в единое целое, проявляются свойственные ей противоречия.
Целостность опыта зависит не только от того, что вы включите или не включите в игру. Она также зависит и от того, что вы уберете из нее. Удаление определенных элементов может принести не меньше пользы, чем добавление новых. И даже если вы не согласны с моим мнением относительно того, от чего стоило бы отказаться при создании «Откровений», я надеюсь, что привел достаточно аргументов и сумел продемонстрировать наличие противоречий, с которыми имело бы смысл разобраться.
В общем, я думаю, разработчикам полезно время от времени спрашивать себя: действительно ли нам нужна эта механика/фича/штука? Дает ли она нечто положительное в плане игрового опыта? Или, наоборот, оказывает на него негативное влияние? Почему? И на основании полученных ответов принимать решение: надлежит ли что-то сохранить, изменить, адаптировать; а может, это лучше вырезать или заменить чем-то еще.
Подробный обзор Assassin`s Creed: Откровения (Revelations)
Когда в прошлом году стало ясно, что Assassin’s Creed станет «ежегодной» игрой, фанаты отреагировали двояко – с равным воодушевлением и тревожностью. Игры Assassin’s Creed представляют собой историю открытого мира, историю о заговорах и конспирации аристократических убийц. Неужели можно успеть сотворить всю эту справедливость за один год? Кажется, Ubisoft думает именно так, и не менее шести ее студий по всему миру работают над тем, чтобы Assassin’s Creed: Откровения опровергла скептические взгляды пессимистов. Но сможет ли игра это сделать? Что ж, и да и нет. Все зависит от того, что вы от нее ждете.
Если вас интересует только знаменитый «крышепрыгающий» геймплей серии, то вы будете рады узнать, что Revelations продолжает тот подход, что был применен к созданию Assassin’s Creed Brotherhood, — ничего не менять, но добавить пару новых элементов. Основной геймплей практически такой же, как раньше; играя ассасином Эцио Аудиторе из 16-го века (который теперь стал седеющим лидером ордена ассасинов средних лет), вы будете много прыгать по стенам, носиться по крышам, перепрыгивать с одного здания на другое и уничтожать стражников с еще более смертоносным ассортиментом клинков, дубинок, пистолетов и других видов оружия той эпохи.
Тактика стелс может пригодиться, хотя и не так часто; на этот раз перед вами открыт новый город, который вы сможете исследовать. На этот раз это оживленный, в основном, мусульманский мегаполис Константинополь (современный Стамбул), в который Эцио приезжает за ключами, которые могут открыть тайную библиотеку, созданную его предком Альтаиром. И, как и в Риме, в Константинополе полно разных интересных мест и пустых магазинчиков, которые можно купить (которые потом будут приносить вам деньги), а также нераскрытые секреты и тайные испытания для повышения уровня.
Однако, в отличие от Рима в Assassin`s Creed: Братство Крови (Brotherhood), практически весь Константинополь можно исследовать более или менее, начиная с того момента, как Эцио прибывает туда. Так что если предыдущие части игры вас бесили тем, что в них нельзя было пройти в определенные районы, пока вы не разблокируете следующую локацию, игра Assassin`s Creed: Откровения вам определенно понравится.
Также, в отличие от Рима, в Константинополе совершенно нет лошадей. Слава Богу, город создан компактным, со множеством узких улочек, на которых лошадям не развернуться, а возможно вы даже не заметите их отсутствие. И все же их отсутствие заметно, по крайней мере, для того, чтобы о нем упомянуть. Да, кстати, есть и еще кое-что: попрошайки вернулись, и теперь они ходят по трое.
Помимо нового сюжета и нового города, в Откровениях будет еще несколько дополнений к геймплею, самое большое из которых – лезвие-крюк. Это не просто новый способ спускаться по натянутым канатам и веревкам, это оружие даст вам больше контроля над действиями Эцио, что сделает путешествие по крышам и башням Константинополя еще интереснее и веселее. С этим лезвием-крюком Эцио может хвататься за выступы, подтягиваться к труднодоступным местам зданий и перепрыгивать черед пропасти, зацепившись крюком за похожие на фонари штуковины.
Эцио также может использовать его, чтобы проложить себе дорогу мимо стражников или, нажав на кнопку в нужный момент, вы можете повалить их на землю (или столкнуть с крыши, что куда забавнее). Крюк также отлично подходит для заваливания строительных лесов на преследующих вас врагов и, что и следовало ожидать, с этим лезвием-крюком ваши удары станут куда более кровожадными и эффектными.
Еще одно интересное дополнение: бомбы. Используя ингредиенты, которые можно найти повсюду (в основном, в сундуках, разбросанных по городу), Эцио может смастерить довольно большое разнообразие взрывчатых веществ, сочетая различные раковины, порох и грузила. Каждой бомбе отведена своя цель, будь то просто убить кучку врагов разом, прогнать их с места, которое они охраняют, или вызвать панику взрывом крови животного.
Будете ли вы использовать все эти бомбы – другой вопрос. Большинство стражников в Assassin`s Creed: Откровения так же легко убить, как в любой другой части игры. Как и раньше, они окружат вас и будут нападать по одному, и вы можете нападать на одного, пока он не пропустит удар и не умрет, или убить их контрударом.
Как и в предыдущих играх, драки могут быть очень веселыми, однако их простота говорит о том, что:
1. пользы в покупке нового оружия практически нет, так как практически любого врага можно убить одним ударом
2. у вас почти нет мотивации использовать бомбу вместо гранаты или дымовой бомбы, если только того не требует миссия.
Для всего остального нужен лишь определенный уровень терпения. Вам нужно захотеть столкнуться с целой кучей врагов и заставить себя воспользоваться бомбой, хотя вы и так можете раскидать их по углам в два счета.
Однако это не относится к тем моментам, когда вы встречаете янычар. Эти солдаты-рабы османской империи намного быстрее, хитрее и жестче всех других врагов. Чтобы убить одного, нужно сделать хотя бы три карательных удара, а еще у них есть раздражающая манера выходить из поля досягаемости вашего меча и стрелять из пистолета. В бою они настоящие сволочи (хотя вам станет легче их убивать, как только вы поймете их манеру поведения), но приятно осознавать, что в Assassin’s Creed появился достойный противник.
Соберите силы
Как и в Братстве Крови, в Откровениях короткая сюжетная линия щедро приправлена дополнительными миссиями, хотя теперь их меньше, и они теснее связаны с сюжетной линией, чем раньше. На этот раз главным в этой истории является ваше братство ассасинов, которым также можно бросить сигнал о помощи во время битвы или отправить в «командировки» (которые принесут вам деньги, очки опыта и откроют новые города для покорения).
Пока вы медленно, но верно покоряете Константинополь, уничтожая логова противников (аналог башен Борджии в Братстве Крови), вы будете получать право нанимать до 12 ассасинов-помощников, которые будут решать короткие квесты. Если в Brotherhood вам нужно было просто спасти их от рук стражников, в этой части вам придется победить его в гонке, поймать за кражей на улице или спасти его дочь или жену от какого-нибудь сумасшедшего тамплиера.
Затем, как только ваши подопечные достигнут 10-го уровня, вы сможете нанимать их постоянно, что откроет вам новый квест, в котором им понадобится ваша помощь, чтобы выследить местного головореза. Конечно, они провалят миссию, но эта попытка поднимет их уровень до 15; после этого они смогут завершить вторую половину своего квеста и станут вашими официальными помощниками. Они будут защищать ваше убежище от нападений.
Кстати, об убежищах. Тамплиеры могут нападать на них. Видите ли, на этот раз ваша шкала «плохих дел», которая заполняется, когда вы что-то крадете, кого-то убиваете или ввязываетесь в драку со стражей, на этот раз она что-то значит. Ее заменила «шкала тревоги тамплиеров», и если она заполняется, у вас будет очень мало времени, чтобы снизить ее, подкупив глашатых или убив свидетелей. После этого тамплиеры попытаются захватить одно из ваших незащищенных убежищ.
Если это произойдет, вы окажетесь в мини-игре, которая хоть и является сущим кошмаром с технической стороны, все же украшает эту игру. В ней вы должны расставить своих ассасинов с арбалетами и пистолетами на крышах, чтобы они охраняли Логово от врагов и их осадных машин. Чтобы ряды тамплиеров быстро поредели, можно использовать пушки и тайный пистолет Эцио, и, в конце концов, вы сможете разблокировать защитные средства, включая гренадеров, рукопашных бойцов и баррикады.
В других дополнительных миссиях вам нужно будет просто сканировать территорию на предмет нахождения древних книг (менее интересный аналог картин из предыдущей игры) и решать квесты группы, которых всего два – один для наемников и один для воров (куртизанок из предыдущей игры заменили танцующие танец живота цыганки). Квесты интересные, но после такого количество побочных миссий в Assassin`s Creed: Братство Крови, то, что предложено в Assassin`s Creed: Откровения кажется разочарованием.
Вы, наверное, заметили, что мы еще ничего не сказали о сюжете игры. А ведь сюжет в играх Assassin’s Creed является центральным элементом, и хотя прыгать по стенам и крышам довольно весело, настоящие поклонники игры в корне погрязли во всей этой истории о коварных тамплиерах, таинственной Первой Цивилизации и развитии персонажей Эцио и Десмонда.
И опять же, остается нераскрытым вопрос – что же, черт возьми, произошло в конце Assassin`s Creed: Братство Крови, ведь это была одна из самых странных и непонятных концовок с момента выхода Halo 2. Хорошие новости – по крайней мере, один из вопросов Братства Крови раскрыт в самом начале игры.
Плохие новости – если вы ждете эпическую историю, в которой Эцио и Десмонд растут и развиваются как персонажи, вы будете разочарованы. Во-первых, поговорим об Эцио: если в прошлых играх он раскрывал заговоры ярких исторических персонажей, то на этот раз он должен найти ключи от библиотеки до того, как это сделают тамплиеры (у которых все равно нет никаких шансов). «Настоящие» злодеи раскрываются только в самом конце игры, но и тогда уже поздно что-либо изменить, и им приходится только кусать локти. В итоге они кажутся не такими уж и плохими, что делает их убийство менее удовлетворительным.
Кроме того, никто из ваших бывших союзников не вернется в новой части игры. Учитывая, что это, возможно, последнее приключение Эцио, было бы неплохо увидеть хотя бы кого-то из них. Вместо этого у Эцио появились новые помощники, которые либо полностью лишены каких-либо качеств, либо очаровательны, но им уделяют слишком мало времени, чтобы мы их заметили. Единственное, что достойно внимания, — это роман Эцио с владелицей книжного магазина Софией Сартор, который хоть и кажется немного натянутым и неловким, все же дает Эцио возможность отбросить в сторону свою сухую самоуверенность и дать волю романтическим чувствам.
В некоторых моментах история Эцио уступает место второй истории – истории Альтаира, главного героя первой игры Assassin’s Creed, который заключил свои воспоминания в тех самых ключах, которые пытается отыскать Эцио. Эти шесть воспоминаний, действие в которых происходят за многие годы до, затем сразу после и через много лет после первой игры, являются интересным поворотом событий. В игре есть и другие запоминающиеся моменты, особенно для верных поклонников серии, но они были бы еще более запоминающимися, если бы не были такими короткими.
А еще есть Десмонд. В Откровениях он все свободное время проводит… в коме, точнее, в Анимусе – сказочном, но скучном месте, куда к нему иногда приходит его таинственный наставник Объект 16. Там он слушает голоса своих друзей-ассасинов, спорящих о его состоянии. Здесь, собрав достаточно фрагментов данных Анимуса (которые заменили перья и флаги из предыдущих игр), вы сможете решать головоломки от первого лица, которые раскрывают ключевые моменты прошлого Десмонда, заполняя пустые провалы, которые верные поклонники уже давно заполнили сами.
Уровни похожи на игру Portal – Десмонд создает платформы и работает в пустынной футуристической среде, и это довольно приятное отступление от основного геймплея. Однако эти головоломки на самом деле не добавляют ничего нового и интересного к персонажу Десмонда. Они просто освещают немного его прошлое, и все. Если честно, все три сюжетные линии, ведут к великому финалу. Но до этого момента сюжет как будто плавает, что делает его каким-то недоделанным и намного ниже привыкших стандартов игры.
Но есть одно, в чем Assassin`s Creed: Откровения не разочарует ни капельки – это мультиплеер. Этот, основанный на тактике стелса экшен, в стиле «убей или будь убитым» вернулся и на этот раз принес с собой новые улучшения, режимы, карты и опции кастомизации. Многопользовательский режим игры Assassin`s Creed: Откровения также принес с собой кучу социальных «фишек», включая изменяемые профили и лестницы испытаний для друзей, а также магазин, в котором можно купить новые перки, способности и изменения аватаров.
Но по сути это тот же геймплей в стиле «убей или будь убитым», который покорил нас в Братстве Крови, так как вы и кучка других игроков – сами по себе или в команде – бегают в небольших деревушках, городках и местностях с одной целью — перебить друг друга. Успех во многом зависит от правильного использования тайников, своей способности смешиваться с толпой и правильно распределять средства, которыми вы будете уничтожать противников, не привлекая внимания тех, кто хочет вас убить.
Мультиплеер Откровениях буквально усыпан новыми улучшениями, но самые большие из них – это новые режимы, включая Deathmatch (который очень похож на режим Manhunt), Corruption (зомби-режим, в котором одна команда пытается убить и обратить другую) и Escort (в котором одна команда должна защитить ВИП-персону, а вторая – убить ее).
Есть также режим Artifact Assault, который превращает классический режим «захвати флаг» в игру в кошки-мышки. Здесь вам нужно украсть флаг вражеской команды, прежде чем противники настигнут вас, обездвижат ловушками или просто убьют. Пробираясь по вражеской территории (в которой вы не можете атаковать) с парой-тройкой врагов на хвосте, вы наверняка испытаете адреналин, а добраться до своей базы с вражеским флагом в руках (да еще живым) – это что-то с чем-то.
Но самое интересное, что повышение уровня вашего игрока позволит вам открыть параллельную сюжетную линию, доступную только для мультиплеера, которая расскажет вам кое-что об истории тамплиеров. Поднимаясь по лестнице почета, вы будете смотреть новые видео и (чаще) текстовые или графический файлы, которые раскроют вам вселенную Assassin’s Creed с точки зрения плохих парней. Именно здесь любители заговоров и конспираций могут оттянуться, хотя для того, чтобы добраться до 50-го уровня и посмотреть все, понадобится куда больше времени, чем просто пройти мультиплеер.
Вам понравится:
— Прыгать по крышам теперь еще веселее;
— Миссии Мастера Ассасинов стали новым отличным дополнением;
— Мультиплеер все такой же удивительный.
Вам не понравится:
— Недоразвитый, разочаровывающий сюжет;
— Здесь скучнее, чем в Brotherhood;
— Мало что раскрывается из сюжета всей серии игр.
Обзор Assassin’s Creed: Revelations
Это, пожалуй, самая грустная и меланхоличная часть сериала. Своеобразное прощание с полюбившимися героями, игра-эпитафия, впрочем, с традиционно открытым эпилогом. Круг замыкается, Эцио отправляется в Масиаф, чтобы найти следы библиотеки Альтаира. Альтаир пытается рассказать о некоторых эпизодах своей жизни потомкам. Дезмонд вспоминает свое детство, и те события, которые привели его в лабораторию Абстерго.
Assassin’s Creed: Revelations
Жанр action/adventure
Разработчик Ubisoft
Издатель Ubisoft
Оценка
Завершение истории Эцио Аудиторе да Фиренце; Константинополь; воспоминания Дезмонда; многопользовательская часть
Самоповторы; заниженная сложность; некоторые сюжетные нестыковки; мини‒игра «Оборона базы»; бомбы
Окончание историй Эцио и Альтаира, к сожалению, не дает ответов на все вопросы
Его некогда смоляные кудри уже давно покрыл пепел, а когда-то белоснежная одежда впитала в себя пыль дорог и стала серой. Большую часть жизни его вела жажда мести и справедливости, но на этом пути оказалось слишком много горечи и утрат. Ему 52 года, а единственный близкий человек, сестра, находится за тысячи километров, и вечерами он пишет ей пространные письма. На улицах в спину ему кричат «Старик» и «Постыдился бы, в твоем то возрасте» ‒ это горькая правда, он действительно уже почти старик. Но пока он еще не готов бросить поиски, к тому же, он, кажется, очень близок к главному ответу все свой жизни ‒ тому, за который действительно стоит сражаться.
За 300 лет до этого его предок тоже мечется по миру в поисках ответов, раз за разом возвращаясь в Масиаф. И в его долгой жизни было немало потерь и далеко не всегда кредо было его спасением и опорой. Он хочет рассказать своему потомку о настоящей Истине и предостеречь его от повторения чужих ошибок.
А в XXI веке их потомок, морально сломленный трагедией, причиной которой он стал, попался в ловушку собственного подсознания где-то в глубинах Анимуса. Только разобравшись в воспоминаниях своего детства и юности и восстановив память предков он сможет вырваться из виртуальной реальности.
Масиаф в роли Эцио Аудиторе да Фиренце вы посетите только в самом начале и конце игры, а вот в качестве Альтаира ибн Ла-Ахада будете возвращаться в него несколько раз. Сразу после убийства Аль-Муалима, через 40 лет, после добровольного изгнания/путешествия на Восток и почти в самом конце жизни великого ассасина. Впрочем, миссии за Альтаира нельзя назвать игровыми, это скорей интерактивное кино, в котором вы можете лишь незначительно влиять на происходящие. А вот Эцио по-прежнему с легкостью мальчишки прыгает по крышам, ввязывается во все возможные стычки и авантюры, хотя одышка порой выдает его истинный возраст.
Истамбул XVI века еще хранит флер Византийской империи, наследницы великого Рима. Здесь мирно уживаются мусульмане, христиане и иудеи. Процветает торговля и ремесла. Куется будущие могущество Оттоманской Империи. Константинополь прекрасен, он похож одновременно на Венецию из Assassin’s Creed II и Рим из Assassin’s Creed: Brotherhood, но по восточному колоритный и оживленный. Злые языки говорят, что в городе можно найти модели и текстуры, использованные в предыдущих частях серии, но даже если так, Константинополь действительно нес на себе печать Рима и как Венеция расположен у моря, было бы странно если бы в их архитектуре не нашлось схожих мотивов. Конечно, город двух континентов уступает папской столице размерами, здесь все немного камерное и от дворца султана до трущоб бедняков буквально рукой подать.
Как и в Brotherhood, город поделен на сферы влияния, за которые вы должны бороться, уничтожая капитанов тамплиеров и назначая своих учеников командовать базами. К сожалению, в Ubisoft решили добавить в эту часть игры еще и тактический элемент. После каждого вашего действия, будь это открытое убийство, выполнение какого-то задания или просто приобретение новой лавки (да экономическая часть на месте) уровень напряжения в городе будет возрастать, а в определенный момент какая-то из баз окажется под осадой. В этом случае вы, пробравшись мимо противников внутрь, должны будете лично руководить обороной, расставляя стрелков на крышах, перегораживая улицы баррикадами, направляя удары артиллерии или расстреливая штурмующих лично. А в самом конце боя на штурм скорей всего пойдет какой-то средневековый танк. В итоге получился этакий Assassin’s Creed: Tower Defense. В первый раз это забавно, уже на третий просто выводит из себя. Самый простой способ избежать этой мини-игры ‒ дать противникам захватить базу и быстро отбить ее обратно, инфраструктура не пострадает. Другие варианты решения ‒ прокачка ассасинов-учеников до уровня мастера (завершающие миссии на это звание против тамплиеров, персонажей многопользовательской части) и закрепление его за конкретной базой или своевременно понижение уровня тревоги подкупом глашатаев или убийством соглядатаев.
Assassin’s Creed: Revelations наверно самая легкая из игр серии. В арсенале ассасина появилось еще несколько смертоносных игрушек, облегчающих ему жизнь. Первым вы получаете взамен традиционно сломанного спрятанного клинка новый клинок-крюк, на порядок упрощающий лазанье по башням и минаретам и позволяющий быстро перемещаться по городу по тросам, натянутым между крышами. Его же можно использовать для двойных убийств или подсечек. Упрощает прохождение stealth-миссий улучшенное орлиное зрение ‒ Eagle sense, позволяющие видеть маршруты передвижения стражников. Ну и конечно, бомбы ‒ недостойное ассасина оружие массового поражения. Хотя в арсенале имеются и не отвлекающие или замедляющие противника взрывные устройства (общее число комбинаций около 300), все-равно их использование ‒ явный чит. Даже без этих нововведений, с одними только призываемыми на помощь ассасинами-учениками играть было слишком просто, теперь же это вообще какая-то воскресная прогулка.
Да и главные противники не дотягивают по харизматичности до семейки Борджиа или Аль-Муалима. Ну не тянет ни эпикурианец Мануил Палеолог, на злодея, скорей на клоуна, да и принц Ахмет тоже не очень подходит на эту роль. Интересно было бы потягаться с Сулейманом Великолепным, но во описанные времена он всего-лишь 17-летний юноша, да к тому же выступает на стороне ассасинов. Несмотря на то, что авторы опять хорошо поработали с историческим материалом, и выбрали интересные локации затмить Рим они не смогли. Честно говоря особо сложных и запоминающихся миссий в Assassin’s Creed: Revelations не так уж и много хотя вау-моментов в стиле современных шутеров в них достаточно. А вот привычных акробатических этюдов в пещерах и канализациях маловато. Вообще, игра во всем компактней предыдущих частей, сюжет вообще можно пробежать за несколько вечеров.
Геймплей в пяти миссиях за Дезмонда иной. Мало того, за эту часть отвечает отдельный движок, так что не пугайтесь внезапному выпаданию игры на Рабочий стол, после запуска этих воспоминаний. Майлс вспоминает свое детство и юность, и построенная из бетона и света виртуальная реальность необычными средствами стилизует места и события, которые переживал молодой человек. Вы же наблюдая за происходящим от первого, а не от третьего лица, должны в буквальном смысле слове проложить себе дорого к выходу через помещения с различными физическими законами. Это скорей пространственная головоломка в стиле Portal, впрочем она намного проще и вызывает спорные мнения.
Некоторым доработкам подверглась и многопользовательская часть. Во-первых, в него добавили кастомизацию персонажей и их гербов, а также задания в стиле Modern Warfare. Игроки зарабатывают опыт, повышают ранг, покупают новые способности, оружие и элементы одежды и получают доступ к новым данным о компании Абстерго, включая ролики и текстовые материалы. Полноценным сюжетом это, конечно, не назвать, но определенный интерес вызывает. Игра в кошки мышки, традиционная для многопользовательской части Assassin’s Creed понравится далеко не всем, но если вы перестанете носиться по уровню как угорелый, а запасетесь выдержкой и терпением, геймплей преобразится. Естественно, эта тактика работает далеко не во всех режимах.
Музыку к Assassin’s Creed: Revelations традиционно писал Йеспер Кюд , в этот раз в содружестве с Лорном Бэлфом. Трехдисковый саундтрек великолепен сам по себе, обязательно прослушайте его отдельно от игры. Ну а трейлер Revelations на композицию Woodkid ‒ Iron вообще лучший клип этого года.
В разработке Assassin’s Creed: Revelations принимала участие интернациональная команда. В титрах значатся канадская, шведская, французская, сингапурская, румынская и украинская студии Ubisoft. Ubisoft Kiev принимала участие в портировании игры на ПК.
По количеству претензий может показаться что финальная часть саги про Эцио мне не понравилась. Это не так, я благодарен авторам за красивое окончание истории. Они отпустили Эцио (обязательно посмотрите короткометражный анимационный фильм Assassin’s Creed: Embers), отпустили Альтаира, может быть стоило закончить и линию Дезмонда. Но, увы, здесь опять больше вопросов, чем ответов.
Чего я не могу простить авторам Revelations, так это сюжетных нестыковок. Как это Эцио не потомок Альтаира? А как тогда работает хваленная генетическая память? Почему Яблоки Эдема вдруг стали плодиться? Зачем нужно было так нелепо и бессмысленно убивать Люси? Что это дало для развития сюжета? И т.д.
Может быть перед выходом следующей части Ubisoft стоит взять перерыв, спокойно вздохнуть и подумать, куда двинуться дальше. Китай, на который намекает Assassin’s Creed: Embers? Викторианская Англия? Россия времен революции, как в Assassin’s Creed: The Fall? Война за независимость США? Я голосую за первый вариант. И, увы, перерыва не будет, выход продолжения уже запланирован на конец 2012 г.