Asus xonar essence stu обзор

ASUS Xonar Essence STU — ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Как говорится в фирменном пресс-релизе, новый USB ЦАП ASUS Xonar Essence STU построен по схемотехнике популярных внутренних звуковых карт Xonar Essence ST/ STX (различаются интерфейсами, у первой — PCI, у второй PCI-E). Можно подумать, что внутренняя аудиоплата выбралась из глубины компьютерного корпуса и превратилась во внешний аудиоинтерфейс с подключением по USB (отсюда и буква «и» в обозначении). Но мне всё же кажется, что перед нами не компьютерный девайс, а полноценный ЦАП. А значит, сбываются прогнозы о том, что ASUS всерьёз выходит на Hi-Fi-рынок.

В чём на самом деле главное отличие производителей компьютерной техники от Hi-Fi-брэндов? В настоящее время это почти исключительно модель дистрибуции: первые распространяют продукцию в основном через IT-каналы, вторые — через AV-салоны и магазины бытовой электроники. Однако в последнее время и эта граница постепенно размывается. Чем, к примеру, различаются ассортименты торговых сетей «Юлмарт» и «М.видео»? Только тем, что в первой чрезвычайно богат выбор компьютеров и комплектующих, а во второй приоритет отдан бытовой и AV-аппаратуре, хотя и там и там можно, к примеру, приобрести ноутбук или десктоп, компьютерную периферию, ЖК-телевизор, видеокамеру или мультиварку.

Как бы то ни было, но модель дистрибуции практически не связана с техническими особенностями товара. И если отвлечься от рыночной специализации брэндов, можно обнаружить, что ЦАП Musical Fidelity M1 SDAC по своей сути ближе к компьютерным аудиоинтерфейсам, поскольку в нём задействован модуль АЦП (хотя цифровой поток не передаётся для записи в компьютер, а выводится на цифровые выходы), а у ASUS Xonar Essence STU оцифровка аналога вообще не предусмотрена, а потому он ближе по функциональности к традиционным ЦАПам, которые, между прочим, приобрели USB-интерфейс относительно недавно. Впрочем, для нас, то есть людей, покупающих технику, совершенно не важно, как позиционирует себя производитель, нам интересно, как аппаратура работает. Вот это мы сейчас и выясним.

снаружи и внутри

Очень симпатичная и качественная упаковка — в этом деле ASUS знает толк. В комплекте: кабель USB (на первое время его хватит), переходник для наушников с джека 3,5 мм на разъём 6,3 мм, диск с драйверами, бумажная документация и внешний адаптер питания. На тыловой панели: USB, Toslink и коаксиальный входы, выход аналог стерео на солидных RCA-разъёмах, а также переключатель HP Gain (о нём — позже).

На лицевой панели, кроме регуляторов громкости, кнопка выбора входов и ряд индикаторов на белых светодиодах, включая Bit perfect и HP Gain. Очень симпатично. Блок питания — импульсный и совсем махонький, хотя на нём написано, что он способен отдавать в нагрузку 3 А — чудеса технологий!

Внешне Xonar Essence STU разительно отличается от вышедшего ранее ЦАПа Xonar Essence One: компактный, поверхности прямые со сглаженными углами.

Корпус выполнен из металла, но на фото выглядит как пластиковый, видимо, из-за скромной серой окраски — людям, которые не видели ЦАП «живьём», этот дизайн чаще всего не нравится. Но в реальности аппарат выглядит, на мой вкус, весьма привлекательным и прекрасно вписывается в музыкальную систему с традиционными Hi-Fi-компонентами. Чего не скажешь, кстати, о Xonar Essence One с его подчёркнуто эффектным оформлением, явно рассчитанным на компьютерную молодёжь.

Схожесть по конструкции с PCI-моделями подтверждается совпадениями по комплектующим: используются тот же чип цифро-аналогового конвертора Texas Instruments РСМ1792А, усилитель для наушников на микросхеме ТРА6120А2, электролиты Nichicon Fine Gold. Однако в перечне операционных усилителей (из которых четыре установлены в «кроватки» для лёгкой замены) нет бюджетных ОУ NJM2114, но зато есть вполне приличные ОРА2132. Плёночные конденсаторы — WIMA FKP2.

А вот наиболее существенное отличие от старшей модели — в том, что у One два 32-битных чипа РСМ1795 в дифференциальном включении, а у STU — один 24-битный РСМ1792А, как и у ST/STX. Именно это, очевидно, объясняет более высокий уровень шумов у STU, даже больший, чем у внутренних моделей ST/STX.

Управление громкостью — как у более дорогого One: уровень на линейных выходах и разъёме для головных телефонов корректируется отдельными регуляторами. Переключатель степени усиления для наушников HP Gain необходим, чтобы выровнять уровень громкости у низко- и высокоомных моделей. Контактной группы, отключающей линейный выход, нет, и это, на мой взгляд, хорошо: надёжные и не влияющие на звук контакты обходятся недёшево, поэтому в бюджетном аппарате от них лучше вообще отказаться. Вы же знаете: иногда, чтобы найти, надо что-то потерять.

по большому счёту

Начинаю с установки драйверов на музыкальный компьютер, который служит цифровым источником — в моей системе вывод осуществляется через PCI-карту Xonar Essence ST. Но её драйверы для тестируемого ЦАПа не подходят из-за разных интерфейсов связи с ПК, приходится ставить отдельные. Процесс проходит успешно, и в настройках вывода в проигрывателе Foobar2000 появляется интерфейс ASIO Xonar Essence STU. Переключение между ним и выводом звука на референсный источник осуществляется там же.

Регулятор громкости ЦАПа ставлю на максимум, чтобы свести к минимуму его влияние.

Играет на удивление комфортно и приятно. Хотя и возникает странное ощущение «зализанности». Но, может, это хорошо? Мельчайшие детали слышны, перкуссия «остренькая». Басы округлые и отчётливые. Звуковые образы чётко сфокусированы, и вместе с тем они плотные, телесные. Динамика слегка сглажена, но экспрессивность от этого не страдает. Главное — нет резкости при сохранении чёткости и детальности. Панорама достаточно глубокая, расположение инструментов на сцене близко к реальному.

Роскошно играет блюз. Без грязи и «гаражности», всё так же комфортно и приятно. У этого аппарата есть свой звуковой почерк, и это хорошо. Тем более что при переходе на коаксиальный вход ощущение заглаженности сходит на нет. А при воспроизведении записей в 192 кГц вообще очень трудно к чему-либо придраться.

Референсный ЦАП чуть более подробен, передаёт больше звуковой информации. Не создаёт ощущения приглаженности, напротив, он абсолютно беспристрастен и реалистичен. Лучше отображает динамические контрасты. И разница в подаче материала 44,1 кГц и 192 кГц у него минимальна. Хотя различия в звуке у двух конверторов отнюдь не столь велики, как соотношение их стоимости.

Как писал выше, при подключении наушников выход на колонки сам не отключается — надо убрать громкость левым регулятором и вывести правым. Играет усилитель достойно и, думаю, вполне способен избавить от необходимости покупать отдельный аппарат. Правда, на тяжёлом роке ему явно не хватает питания (речь идёт, скорее, о его способности быстро отдавать ток в нагрузку). У ЦАПа ASUS Xonar Essence One усилитель для наушников построен на той же микросхеме, но проблем с интенсивными жанрами не наблюдалось. Понятно, ведь у него блок питания встроенный и линейный. Так что любителям хэви подумать о дополнительном усилителе всё же придётся. Хотя есть и более доступный способ решения проблемы. Например, приобрести блок питания посильнее. Приличный импульсный адаптер 12 В/6,6 А можно найти по цене менее тысячи рублей. Идеальный вариант — линейный стабилизированный блок питания с ёмким банком конденсаторов — обойдётся подороже, но овчинка стоит выделки. С таким «тюнингом» встроенный усилитель для наушников должен работать лучше. Возможно, и сам ЦАП тоже.

STU обладает чрезвычайно привлекательным соотношением качество/ цена, а значит, его будущая популярность не вызывает у меня сомнений.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
2. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don’t Explain». FLAC 44,1 кГц/16 бит
3. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. FLAC 44,1 кГц/16 бит
4. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
5. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
6. Black Sabbath, «13». FLAC 44,1 кГц/16 бит

ПОРАДОВАЛО
Точный, подробный и комфортный звук. Встроенный усилитель для головных телефонов с отдельной регулировкой громкости. USB-драйвер с поддержкой ASIO.

ОГОРЧИЛО
Слабоват блок питания. Видимо, из-за этого усилитель в сочетании с 600-омными наушниками хорошо справляется только со спокойными музыкальными жанрами.

ASUS Xonar Essence STU
Производитель: ASUSTeK Computer Inc.
(Тайвань)
www.asus.com
Отношение сигнал/шум (А-взвешенное): на линейном выходе 120 дБ, на выходе для наушников 117 дБ
THD + шум (А-взвешенное): на линейном выходе -108 дБ, на выходе для наушников -101 дБ
Выходное напряжение (RMS): на линейном выходе 2,0 В, на выходе для наушников 7,0 В
Диапазон частот (-3 дБ, 24 бит/192 кГц): 10— 48000 Гц I
Потребление энергии (максимум): 12 Вт I
Выходы: аналог стерео (2 х RCA). на наушники (6,3 мм)
Входы: USB 2.0, коаксиальный (RCA), оптический (Toslink), аналог стерео (3,5 мм)
Габариты: 210 х 36 х 172 мм
Масса: 0,725 кг
Цена: 11200 руб.

Комплектующие:
Процессор USB-аудио: C-Media CMI6631A II S/PDIF-приёмник Tl РСМ9211 II ЦАП Tl РСМ1792А
Операционные усилители с возможностью замены пользователем: LME49720 х2, LM4562 xl, 0РА2132 х1 II ОУ на аналоговом выходе LM4562
Усилитель для наушников ТРА6120А2 I
Конденсаторы плёночные WIMA FKP2, электролитические Nichicon Fine Gold

Текст: Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
По материалам издания Салон Audio Video

Обзор внешнего ЦАП с усилителем для наушников ASUS Xonar Essence STU

Два года назад мы опубликовали обзор топового на тот момент внешнего ЦАП (цифро-аналогового преобразователя) ASUS — Xonar Essence One, который имел отличные характеристики и впервые позволил компании засветиться в качестве производителя «полноценного» Hi-Fi. Сегодня мы расскажем вам о более доступной, но от этого не менее интересной модели — Xonar Essence STU, в котором применяются сразу несколько интересных технических решений.

В отличие от Xonar Essence One, который отличался (прямо скажем) оригинальным дизайном и поэтому плохо смотрелся в составе стойки с блочной аудиоаппаратурой, Xonar Essence STU имеет более привычную внешность. По ширине он ровно вдвое меньше «хайфайного» стандарта 430 мм, в комплекте поставляется специальная подставка, позволяющая установить ЦАП вертикально. Питается устройство от небольшого внешнего импульсного блока питания — очень похожие поставлялись в комплекте с некоторыми нетбуками ASUS.

Органов управления у Xonar Essence STU немного: две кнопки (питание и выбор источника) и два регулятора громкости (один для линейного выхода, второй — для выхода на наушники). Есть ещё переключатель коэффициента усиления для наушников, расположенный сзади. Там же находятся линейный выход, цифровые входы (оптический, коаксиальный, USB) и аналоговый выход, наличие которого позволяет использовать Xonar Essence STU как аналоговый предусилитель/усилитель для наушников.

Внутри у устройства интересный набор компонентов: за приём сигнала S/PDIF отвечает цифровой ресивер TI PCM9211, за работу с интерфейсом USB — CM6631A. По шине USB ЦАП работает в асинхронном режиме, для реклока сигналов и борьбы с джиттером используется микросхема CS2000 и сразу три кварцевых резонатора. Непосредственно для цифро-аналогового преобразования применён один из топовых на данный момент чипов TI PCM1792A, поддерживающий частоту дискретизации вплоть до 192 кГц и разрядность до 24 бит. Также в звуковых цепях применены очень качественные «звуковые» операционные усилители National LME49600 и LM4562.

Линейный выход у ASUS Xonar Essence STU может работать в двух режимах — с регулируемым и нерегулируемым уровнем. Если вы планируете использовать ЦАП с внешним интегральным усилителем, лучше выбрать второй вариант (первый удобен при подключении к активной акустике с неудобно расположенным регулятором громкости — например, к студийным мониторам ближнего поля). Точно так же есть возможность включения и отключения режима DC Servo, который убирает постоянную составляющую на выходе устройства и предотвращает какие-либо «хлопки» при его включении/выключении. На практике большая часть усилителей имеет на входе фильтрующие конденсаторы, которые прекрасно справляются с постоянной составляющей. Посторонних звуков при включении/выключении я тоже не заметил, так что режим DC Servo смело можно оставлять выключенным. Кстати, по умолчанию устройство сконфигурировано именно описанным выше образом: с нерегулируемым линейным выходом и выключенным DC Servo. Переключаются эти режимы при помощи перемычек, расположенных внутри корпуса.

Качество звука, выдаваемого Xonar Essence STU, можно назвать отличным, этот ЦАП вполне способен потягаться с большей частью источников (CD-проигрыватели, сетевые музыкальные плееры) в своём и даже более высоком ценовом диапазоне. Усилитель для наушников также выдаёт отличный звук, хотя за счёт сравнительно высокого выходного сопротивления (около 10 Ом) при использовании наушников с небольшим импедансом, особенно вставных моделей, будет наблюдаться определённый недостаток низких частот. С высокоомными наушниками подобных проблем не наблюдается, что и было проверено при помощи 300-омных Sennheiser HD650.

Xonar Essence STU распознаётся как стандартное аудиоустройство всеми операционными системами, но воспроизвеедние звука с частотой дискретизации выше 48 кГц возможно только после установки драйверов, которые, разумеется, есть только для Windows. Так что пользователи других операционных систем не смогут использовать все возможности рассматриваемого ЦАП.

С точки зрения стоимости ближайшим конкурентом Xonar Essence STU является Teac UD-H01, который обладает более широким набором возможностей (включая балансный аудиовыход), при этом в нём используются комплектующие более высокого класса (32-битный ЦАП PCM1795, аудиофильские операционные усилители MUSES, встроенный линейный блок питания вместе внешнего импульсного). Если разница в 800 гривен для вас не является критичной, стоит отдать предпочтение продукту Teac, в противном случае ASUS Xonar Essence STU станет отличной покупкой.

3 причины купить ASUS Xonar Essence STU:

  • отличное качество звука;
  • большое количество входов, возможность использования в качестве полноценного предусилителя;
  • прекрасная работа с высокоомными наушниками.

2 причины не покупать ASUS Xonar Essence STU:

  • неидеальная совместимость с низкоимпедансными наушниками;
  • неполноценная работа с Mac OS X и Linux.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Asus Xonar Essence STU: внешний ЦАП с большими возможностями

Легкость прослушивания музыки на ПК сыграла с людьми злую шутку: если все и так играет, зачем дополнительное оборудование, поиск идеала, ломание копий вокруг маленьких нюансов? Вдоволь наслушавшись «сжатых форматов со встроенных аудиокарт через встроенные динамики», некоторые эстетствующие граждане задались вопросом почти по Чернышевскому: что делать?

Звук в компьютере

Ветераны IT помнят, что первоначально звук в ПК издавал малюсенький динамик, умевший лишь пищать и булькать. Это потом появились аудиокарты, устанавливающиеся в разъем материнской платы и в свою очередь подключаемые к усилителю/активным колонкам/наушникам. Менялись интерфейсы, микросхемы и драйверы, но принцип оставался.

Все было замечательно до тех пор, пока ноутбуки не проникли в дома рядовых граждан, постепенно вытесняя «тауэры» всех цветов и размеров. В ноутбук, как известно, плату расширения вставить проблематично, особенно в ноутбук современный.

В ответ на зарождающийся спрос и с целью этот спрос создать, появились внешние аудиокарты. Идея проста: из ПК получаем данные в цифровой форме (например, через интерфейс USB), в отдельном устройстве выполняем цифроаналоговое преобразование и уже аналоговый звуковой сигнал отдаем на усилитель/активные колонки/наушники.

Беда ранних изделий такого рода заключалась в «компьютерном» подходе к проектированию и изготовлению, в результате качество звука не сильно отличалось от «встроенных» компонентов.

Компания Asus давно известна своими встроенными аудиокартами, и ее выход в сегмент внешних устройств был как минимум прогнозируемым. А выпуск Xonar Essence STU наглядно продемонстрировал две полезные для покупателей истины. Первая: при разумном подходе к проектированию, производству и маркетингу можно сделать продукт «аудиофильского» качества за разумные деньги. Вторая: компьютерная компания может расширить круг своих покупателей, создавая «пограничные» устройства.

Xonar Essence STU: хватит ли двух каналов?

С появлением многоканального звука в фильмах и играх аудиокарты стали многоканальными. Таково было веяние времени. Но стерео не исчезло, мало того, это по-прежнему доминирующий стандарт в музыке. И наушники, невзирая на несколько попыток, также остались двухканальными.

Безусловно, любое стерео сегодня – продукт нишевый. Xonar Essence STU не умеет работать с многоканальным звуком, но это, скорее, его достоинство. Ведь сосредоточившись на одной задаче – воспроизведении музыки, Asus смогла сделать замечательный и по качеству и по соотношению цена/качество продукт. Пора познакомиться с ним поближе.

Комплектация

Asus Xonar Essence STU продается, как и подобает продукту премиального сегмента, в красивой картонной коробке с «суперобложкой». Припрессовка фольги, выборочная лакировка – такое не выбросишь сразу после распаковки.

В комплект поставки входит собственно устройство, внешний блок питания, подставка для вертикальной установки, переходник для наушников 6,3 на 3,5 мм и USB-кабель. В отдельном конверте – диск с драйверами и краткое руководство пользователя.

Дизайн

Тонкий корпус с парой кнопок, парой ручек и гнездом для наушников на передней панели напоминает скорее уменьшенный Hi-Fi-компонент, нежели еще одно устройство для компьютера.

Впрочем, почему уменьшенный? По ширине он идеально подходит, например, к линейке аппаратуры легендарной английской фирмы Cyrus.

Сам корпус металлический, окрашенный темно-серой краской. Передняя панель – серебристый металл с характерной отделкой. Кнопки и ручки также металлические.

При включении на передней панели светятся два (или три) холодно-белых светодиода. Днем они практически не заметны, однако вечером могут доставлять неудобство, особенно если Asus Xonar Essence STU стоит в стойке с аппаратурой и смотрит прямо на слушателя. Светодиоды показывают, какой источник работает и какова степень усиления для наушников.

В комплекте поставки есть подставка для вертикальной установки. Этот вариант подойдет тем, кто хочет сэкономить место на рабочем столе. В качестве бонуса получается подставка для наушников.

Функциональность

Asus Xonar Essence STU решает две задачи – преобразует аудиоданные из цифровой формы в аналоговую и усиливает звук до уровня, пригодного для воспроизведения через наушники.

Подключение к компьютеру – одна из возможных схем, наличие оптического (Toslink) и коаксиального (S/PDIF) цифровых входов позволяет обойтись и без него. ЦАП будет работать, например, с медиаплеером, что позволяет отказаться от CD-плеера и коллекции дисков в пользу сжатых без потери качества файлов, NAS и при этом сохранить гордое звание Hi-Fi-системы.

Три цифровых входа разместились на тыловой панели. Расстояние между ними внушительное, так что самые толстые кабели можно подключить без проблем.

Есть также аналоговый вход на 3,5-мм гнезде, но его реальная необходимость крайне сомнительна.

Входы переключаются перебором кнопки на передней панели. При этом в звуковом тракте ничего не щелкает, задержка есть, но она не критичная.

Кстати, устройство разрабатывалось для использования рядом с компьютером и местом прослушивания, поэтому пульт ДУ не предусмотрен. Если установить его в стойку с аппаратурой, получается настоящий Hi-Fi – технике нужно поклониться и переключать/вертеть вручную.

Как уже упоминалось, у Xonar Essence STU два регулятора громкости. «Левый» отвечает за линейный выход (и может быть исключен из тракта простой перестановкой перемычек внутри корпуса), правый – за наушники. Оба имеют точки минимума и максимума, но претензий «не хватает промежуточных положений» нет, громкость настраивается комфортно.

Гнездо для наушников 6,3-миллиметровое, с намеком на позолоту. Усилитель рассчитан на работу с нагрузкой сопротивлением до 600 Ом, но справляется и с низкоомными наушниками.

Рядом со входами на тыловой панели пара RCA-разъемов (на вид достойного качества, тоже с намеком на позолоту) линейного выхода и переключатель степени усиления для компенсации сопротивления наушников.

Кроме «обычного» соединения с компьютером можно использовать асинхронный. Для этого необходим соответствующий плеер, например, бесплатный Foobar2000 (модуль асинхронного выхода не входит в стандартный пакет загрузки, его надо скачать и установить вручную).

При работе в асинхронном режиме на передней панели загорается дополнительный индикатор Bit Perfect.

ЦАП построен на микросхеме TI РСМ1792А. Это Burr-Brown, сделанный Texas Instruments, 24-разрядный.

Электропитание

Блок питания импульсный, внешний и отдает Xonar Essence STU напряжение 12 вольт и ток 3 ампера (правда, неясно, как может такой маленький блок дать такой ток). Разъем обычный, значит, при желании можно запросто либо заменить блок на более внушительный, либо поиграться с питанием от постоянного тока, аккумуляторным, полностью развязав ЦАП с сетью переменного тока.

Если вилка блока питания вставлена в розетку, пропадание и последующее восстановление подачи электричества не приводит к самопроизвольному включению устройства, так что вынимать ее стоит только из соображений экономии.

Качество звучания

Для оценки качества звучания использовалась референсная система, состоящая из CD-плеера Cyrus CD 6, усилителя Cyrus 7, пары АС Chario Constellation Delphinus на модифицированных стойках Atacama, подключенная кабелями соответствующей ценовой категории, стабилизатор питания PS Audio.

Для сравнения качества ЦАП у Asus Xonar Essence STU и Cyrus CD 6 они подключались к разным входам усилителя Cyrus 7, 6 при этом Cyrus CD соединялся с Xonar Essence STU оптическим кабелем.

Тестовые диски – Patricia Barber Café Blue (издание на «золоте»); Tom Waits Swordfishtrombones; Rammstein Reise, Reise; W. A. Mozart Requiem d-mol (оркестр Берлинской филармонии, дирижер Herbert Von Karajan) и KEF ultimate resolution demonstration disc.

Прослушивание показало, что ЦАП Asus Xonar Essence STU как минимум не уступает Cyrus CD 6 – а в свое время это был настоятельно рекомендуемый журналом «What Hi-Fi? Звук и Видео» плеер в ценовой категории $1000.

С тестовых дисков были оцифрованы треки (в формат WAV, без сжатия), которые использовались для оценки качества звучания с ноутбука (через USB) и медиаплеера (через коаксиальный вход).

На роль источника был взят ноутбук Asus A52J. Записи воспроизводились плеером Foobar2000 в асинхронном режиме.

Если потребуется охарактеризовать звучание Asus Xonar Essence STU одним словом, то оно замечательное.

Запустим A Taste Of Honey, и Патрисия Барбер заворожит своим голосом. Ее ансамбль так самоотверженно играет, что композиция не оставит слушателя равнодушным. Глубина баса (насколько это физически возможно с полочной акустикой) удивляет, но вязкости нет.

Старая запись Swordfishtrombones не ремастированная и не аудиофильская изначально, но Soldier’s Things проникнута такой светлой грустью, что настроение невольно передается слушателю. Необычные инструменты звучат непривычно, но эта непривычность притягивает.

Адекватно передать напор Rammstein может далеко не каждая система. Жесть пост-индустриального рока в Mein Teil сопровождается взрывами ударных, но Xonar Essence STU умудряется извлечь множество деталей из этой «тяжелой» записи.

«Реквием» Моцарта – сложное и многогранное произведение, в котором сплетены оркестр, солист и хор. Струнные – скрипки и альты – звучат без намека на жесткость.

Органная музыка в целом и такое полное динамических переходов произведение И. С. Баха (оставим споры об авторстве музыковедам) как «Токката и фуга ре минор BWV 565» в частности не могут – по причинам физическим – быть точно воспроизведены дома, на бытовой аппаратуре. Но, к чести Xonar Essence STU, эта аудиофильская запись с демонстрационного диска KEF дает очень яркое представление о том, как орган должен звучать в хорошем органном зале.

Воспроизведение Asus Xonar Essence STU музыкальное, в меру аналитичное, детальное (но без излишеств) и динамичное. Сцена широкая, прорисовка и локализация образов точная.

Однако USB – не оптимальный вариант подключения Xonar Essence STU. И через коаксиальный, и через оптический входы результат получается лучше: музыка более полновесная, яркая и динамичная.

Примечательно, что этот эффект наблюдался не только при воспроизведении с дисков, но и при проигрывании копий использованных ранее файлов (в качестве источника был взят медиалеер Asus O!Play HD2, подключенный к оптическому входу).

Для оценки работы Asus Xonar Essence STU как усилителя для наушников к нему подключались мониторные Audio-technica ATH-M50RD (лимитированная серия).

Они низкоомные (38 Ом), но это не создало проблем для усилительного тракта. Даже на максимальной громкости в положении бóльшего усиления устройство справлялось, не захлебываясь от перегрузки.

Приближение источника звука к органу его восприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Пара Asus Xonar Essence STU-Audio-technica ATH-M50RD отыграла тестовый материал легко.

Сцена хорошо прорисована, хотя маленькая стереобаза все же заметна. Басы четкие и быстрые, верха чистые, без намека на жесть.

Возможности модификации

Asus позволяет модифицировать Xonar Essence STU для достижения требуемых характеристик звучания. Корпус можно вскрывать без потери гарантии, на плате распаяны четыре «кроватки» для безинструментальной замены операционных усилителей и два блока перемычек, один из которых, как уже упоминалось, выводит из аудиотракта регулятор громкости линейного выхода, а второй управляет функцией DC servo (в некоторых системах при включении в наушниках слышен шум, чтобы от него избавиться, и используется DC servo).

При вскрытии корпуса глаз радует аккуратность изготовления. Нет «лапши» и клея. Разбирающиеся в электронике отметят грамотную разводку, симметричность аналогового тракта и использование качественных «аудиофильских» комплектующих.

Замена операционных усилителей выполняется элементарно, но требует внимательности и аккуратности.

Следует отметить, что эксперимент по установке микросхем OPA 2132P показал заметное улучшение звука – сцена стала шире, выросла детальность, появилась некоторая «красивость».

Понравилось:
+ Отличный звук
+ Доступная цена
+ Возможности модификации без потери гарантии

Не понравилось:
— Блок питания не выглядит Hi-Fi-ным (лечится заменой на приглянувшийся)
— Светодиоды на передней панели (цвет и яркость, лечится закрашиванием маркером)

ASUS Essence STU USB DAC

ASUS Essence STU USB DAC ASUS постепенно делает расширение линеек продуктов из компьютерного аудио в Hi-Fi аудио, в ту область, где компьютер является не ядром системы, а лишь опциональным приложением.

С каждым годом количество пользователей ноутбуков растет, в то время как внешних звуковых карт с «серьезной начинкой» и низкой стоимостью на рынке практически нет. Для рынка Hi-Fi это нормальное явление, в то время как для компьютерного рынка это нонсенс, ведь уже несколько лет подряд есть высококачественные решения с умеренной стоимостью в $100-200: Creative Titanium HD/ZxR, Asus Essence ST/STX, E-MU 1212m, Audiotrak HD2. На внутренних рынках (японском, китайском и т.п.) есть решения от широкоизвестных компаний от Onkyo и Auzen.

Внешние звуковые карты многие производители автоматически причисляют к устройствам второго сорта по простой причине – внешние устройства обладают меньшим быстродействием (ограниченным потоком при передаче данных) и не годятся для серьезных задач. А серьезные задачи в PRO секторе были и остаются – сверхнизкая задержка с помощью ASIO, где аппаратным ограничением является стабильность и пропускная способность USB.

В геймерском секторе многое аналогично — низкая задержка при обмене данных аппаратными ресурсами карты. Ноутбуки по своей природе не предназначены для тяжелых задач, связанных с обработкой аудио и ресурсоемкими играми и вполне логично, что с ноутбуком пользователь решает лишь черновые задачи, простые операции с обработкой аудио или игрой, где нет нужды в мощных ресурсах. Соответственно и «серьезные внешние» карты не нужны. Однако за последние несколько лет ситуация в корне изменилась, ноутбуки стали существенно производительнее (стали справляться с многими задачами в PRO аудио, плюс в современных секвенсорах есть функции заморозки треков для уменьшения потребления ресурсов), а в игровом секторе исчезла поддержка аппаратной обработки звука. Соответственно если для PRO задач еще есть нарекания в сторону внешних звуковых карт с большим уровнем задержки в ASIO, то для обычных потребителей никакой разницы нет, внутренняя карта, или внешняя.

С позиции удобства, планшеты и ноутбуки здорово теснят стационарные компьютеры и отлично подходят для интернет серфинга, просмотров фильмов и прослушивания музыки. Вот только звуковых карт для ноутбуков на качественных комплектующих практически нет.

Внешняя карта всегда дороже внутренней за счет наличия корпуса, и пока доминирующее количество пользователей было со стационарными компьютерами, внешние карты были менее популярны из-за более высокой стоимости против аналогов внутренних карт. Но как только аппаратная поддержка ускорения звука стала не актуальной, а количество пользователей планшетов и ноутбуков стало много, то появился и большой спрос на качественные внешние звуковые карты. К такому повороту событий большинство производителей не были готовы. К сожалению, на рынке потребительских звуковых карт оказалось всего два гиганта – Creative и ASUS, а остальные производители — это PRO рынок, которые свернули производство потребительских карт и сосредоточились на выпуске мобильных карт «для черновой работы с ноутбуком». Известные Hi-Fi бренды пока не сильно спешат представить компактные ЦАП-ы с низкой стоимостью.

Creative, известный своими технологиями в играх и упором на игровой звук не посчитал нужным сделать упор на внешних картах. В планах вроде как что-то есть, но нет никакой ясности, когда, что и почем. Был выпуск звуковой карты Creative X-FI HD USB, но при этом решение было не столь совершенно, как Titanium HD (проще ЦАП, без сменных ОУ и т.п.).

ASUS же только начал пробовать силы в аудиофильском секторе и ограничился внутренними картами ST и STX, завоевавших высокую популярность.
Параллельно на внутренних рынках Кореи, Китая и Японии появилось немало интересных устройств, с использованием топовых ЦАП-ов и аудиофильских комплектующих: конденсаторов, ОУ и т.п.. Некоторые из них получились по принципу сборной солянки, когда все компоненты качественные, но при низком инженерном уровне разработки параметры на выходе устройств оставляли желать лучшего. А некоторые устройства приобрели высокую популярность, вроде Audiotrack Dr. Dac 2, где инженерный уровень оказался на достаточно высоком уровне.

Проблема большинства таких устройств оказалась в невозможности вывести продукты за пределы внутренних рынков из-за отсутствия адекватной маржи для дистрибьюторских сетей. В итоге сложилась ситуация, когда на Российском рынке внешние ЦАП-ы от именитых производителей стоят дорого, от $500 и выше (комбайны с усилителем для наушников от $700), а китайские продукты существенно дешевле, но только с возможностью заказа с ebay с соответствующими рисками и лишними телодвижениями. Те, кто освоил покупки из-за границы, не ощущают в этом глобального неудобства, но остальные готовы переплачивать значительные суммы за покупку «здесь и сейчас» и без проблем с языковым барьером.

Но вернемся к новинке от ASUS Essence STU. До ее появления на нашем рынке ближайшим конкурентом является Dr.Dac Prime, с отличным ЦАП и возможностью смены ОУ. Рекомендуемая розница на нашем рынке — $500. Остальные решения, вроде E-MU0404/0204, Creative X-Fi HD USB – укладываются от $100 до $300, используют один из старших ЦАП от AKM и не имеют возможности смены ОУ, что относит их к хорошим решениям, но «не аудиофильским». С такими картами всегда есть опасение, что чего-то да не хватает.

ASUS Essence STU повторяет свои внутренние аналоги ST и STX и практически полностью решает задачу по выбору источника с высоким качеством за умеренную стоимость. На данный момент продукт еще не поступил в продажу, а основные впечатления получены с предсерийных образцов (прототипов), но вероятность того, что серийные образы в чем-то в корне будут отличаться минимальна.

С позиции серьезного внешнего ЦАП это второе устройство от ASUS, первым был более дорогой ASUS Essence One.

Внешний вид ASUS Essence STU

После ASUS Essence One, STU выглядит очень строго и совсем не похож на старшую версию. С позиции дизайна автору более привлекательна концепция One с уникальным внешним видом и плавно-хищными изгибами корпуса. STU же представлена в «квадратном» корпусе и воспринимается менее серьезно. Некоторые участники форумов уже высказались на тему того, что новинка больше похожа на роутер, чем на ЦАП и в чем-то они правы. С другой стороны, с позиции эксплуатации STU около компьютера есть неоспоримые плюсы, на STU можно спокойно поставить другие устройства или вообще разместить между книг на полке. Ни One, ни Dr.Dac2 такой эргономикой не располагает. С позиции эксплуатации устройство получилось удачным – на корпусе нет вентиляционных отверстий, можно без опасений сверху даже чашку с кофе поставить. Большим плюсом можно отметить и практичный металлический корпус, который с функциональной точки зрения защищает от помех и при этом гладкая поверхность с краской не подвержена царапинам. У Dr.Dac Prime и большинства продуктов ESI используется алюминиевый корпус, который безусловно красив, пока устройство эксплуатируется первый день, но очень быстро покрывается царапинами в дальнейшем.

Устройство невысокое, но довольно широкое и большое в глубину, если сравнивать с Dr.Dac Prime и прочими внешними портативными звуковыми картами.

На передней панели расположены индикаторы, кнопка питания, кнопка переключения источника, независимые регуляторы громкости для линейного выхода и наушников и одно гнездо 6,3 мм для наушников. В сравнении с One индикаторы маленькие и не такие яркие, что не делает STU излишне ярким в темноте. Если же кому-то яркость покажется лишней, прикрыть отверстия от светодиодов достаточно просто, они не выступают над поверхностью.

На задней панели расположены цифровые входы, такие как USB, SPDIF и TOSLINK. Отдельно есть аналоговый вход, благодаря которому STU может работать как простой усилитель для наушников или предусилитель. Линейный выход выполнен парой RCA. Переключатель уровня усиления для наушников пружинный, с одним положением, т.е. при нажатии на него, подается команда о необходимости изменить уровень усиления, после чего рычаг возвращается в исходное положение.

ASUS Essence STU внутри

Внутри плата разделена на три зоны, слева питание, в середине цифровая часть и справа аналог. Расположение элементов просторное.

Полное подробное фото внутренностей карты будет приведено позже, когда появятся серийные образцы, т.к. в финальном варианте должны появиться дополнительные перемычки для установки разных режимов в секции усилителя (серво в обратной связи). Сейчас посмотрим на то, что скорее всего не будет изменено в финальной версии.

В качестве цифроаналогового преобразователя применен PCM1792a – это старшая микросхема в линейке у производителя и которая обладает одними из лучших характеристик на сегодняшний день (полноценную конкуренцию предоставляет только новый ЦАП от ESS ES9018). PCM1792a можно увидеть лишь в дорогостоящих устройствах высшего класса и пока что исключением из общего правила составляли только карты ST и STX. В One используются PCM1795, которые по своим характеристикам повторяют PCM1796 и формально являются улучшенной версией с поддержкой данных до 32 бит и возможностью использования внешнего DSP на участке цифрового фильтра. PCM1792a возможно не обновлен из-за существующего альтернативного варианта PCM1795a+внешний DSP.

По идее PCM1792a лучше PCM1795 и в One в какой-то степени было бы логично увидеть его, но тут вероятно вмешался маркетинг, требующий от продукта каких-то новых введений, которые можно было бы гордо объявить “первыми” и это было сделано в виде первого в мире ЦАП с восьмикратным оверсемплингом. На PCM1792a такое реализовать было бы невозможно, а в качестве компенсации от PCM1795 использована схема с двойным моно.

Преобразование ток-напряжение выполнено с помощью LME49720, а в качестве фильтра используется LM4562. По большому счету эти ОУ между собой одинаковы, а существующие различия с позиции производителя несущественны. Эти ОУ относятся к одним из лучших для аудио. Довольно часто в подобные продукты ставят NE5532, имеющие относительно невысокую стоимость и потому подлежащие немедленной замене на что-то более дорогое (и не обязательно лучше звучащее). В случае с STU делать эксперименты с заменой ОУ будет интересно только тем, кто изначально хочет играть в эти игры, а остальным достаточно знать, что шансы вывести звучание STU на принципиально новый уровень достаточно низки, и так уже все заложено по максимум для раскрытия потенциала. Остальной рост возможен будет лишь при использовании паяльника и продвинутых знаний в области «цапостроения».

Касаемо ультрадорогих ОУ – это будет три Muses 01. Была возможность попробовать поставить операционные усилители от Burson Audio, но к сожалению результат оказался не утешительным, ОУ адекватно работали лишь при пониженном уровне сигнала на -15 дБ, при более же высоком уровне возникал рост гармоник высоких порядков.

За SPDIF отвечает TI PCM9211. По умолчанию, это еще и ЦАП/АЦП, но эти функции в нем не задействованы (а жаль, запись бы в «черновом варианте» не была бы лишней). Рядом видно место с не распаянной микросхемой, в финальной версии там установлен Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На фото плата прототипа.

За связь с USB отвечает CM6631A Он же используется и в Asus Essence One. Благодаря ему устройство поддерживает передачу данных в форматах до 192 кГц и 24 бит.

Ранее по неподтвержденной информации считалось, что тут должен быть установлен Cirrus Logic CS2000, отвечающий за подавление джиттера. На деле он оказался впоследствии распаянным около PCM9211.

На деле не всегда известно, что будет распаяно, а что нет в финальной версии. Производство таких плат в единичных экземплярах дорогостоящее удовольствие, и часто проектируют плату сразу под несколько конфигураций, где после проводится сравнение различных микросхем и элементов, a после выбирается окончательный вариант. А плата какой была, такой и остается. К слову, у Audiolab M-Dac где-то одна треть места отводится под нераспаянные элементы…

Для получения низкого уровня джиттера можно видеть отдельные генераторы с частотами кратными 44,1 и 48 кГц.

Усилитель для наушников сделан на TPA 6120A2 аналогично ST/STX/Phoebus. Микросхема для усиления отличная, хотя на сегодняшний день кто-то предпочел бы решение на дискретных элементах как в Dr.Dac2. В текущей тестовой версии не было Servo блока на участке обратной связи, поэтому все результаты связанные с тестированием усилителя для наушников пока не окончательные.

Разъемы RCA можно спокойно поменять на другие, для этого не нужен паяльник. Устройство просто идеально подходит для различного моддинга.

В тракте линейного входа используется ОУ LM4562 без возможности замены. Если сравнивать с Dr.DAC2, то там использовался менее качественный JRC4580.

Устройство питается от внешнего блока питания с параметрами 12 В и 3А. Еще один элемент для возможного моддинга в сторону внешней батареи.

STU в работе

При подключении к компьютеру необходимо поставить отдельный драйвер, после чего устройство определяется в системе. STU поддерживает воспроизведение с частотой дискретизации 192 кГц, есть поддержка ASIO драйвера.

При воспроизведении через ASIO на панели STU загорается индикатор Bit Perfect, сигнализирующий, что звуковой поток передается в обход системного микшера Windows без деградации.

STU работает стабильно, каких-либо проблем замечено не было.

Порой существуют нарекания в сторону авторов обзоров, что у автора все работает стабильно, а у отдельно взятых пользователей все плохо – это нормальная ситуация, т.к. у автора никогда нет сотни разных компьютеров в различных конфигурациях, а глюки встречаются лишь в некоторых из них. Делать более обширные выводы можно лишь спустя пару лет после выхода продукта, когда на форумах скапливается определенное количество отзывов, а бета драйверы заменяются стабильными версиями. В случае с STU драйвер повторяет драйвер One, на который нареканий за уже продолжительное время не было, соответственно не должно быть проблем и у STU.

Переключение уровня усиления для наушников сделано довольно интересно. При подключенных наушниках уровень усиления изменить нельзя, сколько не нажимай на пружинный рычаг. Это своего рода железная защита от случайного перехода в более «громкий» режим. При подключении наушников-затычек это полезная защита как для слуха, так и механической защиты наушников, способных выйти из строя. В целом, вначале это непривычно и не стандартно, но потом воспринимается как очень продуманное решение. Чувствуется, что продукт не копировали с чего-то и не делали по известным стандартным подходам, а многие моменты разрабатывали с нуля и задавались вопросом об эргономике под обычного пользователя, из-за чего мы видим новые и свежие решения.

Если наушники не подключены, то выход для наушников неактивен, а при подключении активируется с небольшой паузой. Регулировка громкости линейным выходом и выходом для наушников раздельная, как в One.

Площадь свечения у индикаторов очень маленькая, поэтому в светлом и темном помещении светодиоды не слепят. Это своего рода работа над ошибками от One, где светодиоды были излишне яркими.

Звучание Asus Essence STU

Традиционно для сравнения устройств высокого класса использовалось двойное слепое тестирование, на акустических системах для оценки реализации потенциала ЦАП и прослушиванием выхода для наушников.

Тракт с акустическими системами представляет собой высококачественную Bi-Amp систему из:
• Активный кроссовер Behringer cx2310 — обеспечивает настраиваемые разделительные фильтры четвертого порядка.
• Усилитель низкочастоного динамика Eton 8/800 hex (такой же используется в Adam s2.5a): Technics SE-A5
• Усилитель высокочастотного динамика Vifa XT25 (аналогичный используется в bluesky): Technics se a7

Примерная стоимость такого тракта оценивается начиная от $5000 (информация для тех, кто меряет качество ценой).

Все источники были приведены к единому уровню громкости для исключения любых психоакустических факторов в соответствии с рекомендациями AES с точностью до 0,1 дБ. Переключение производилось мгновенно между источниками через коммутатор на галетном переключателе для минимального влияния на звук.

Выставление оценок производилось при слепом тестировании, где после фиксации оценок добавлялись данные о названии источника. Такой подход позволяет получить максимальную беспристрастность и устранить вероятность самовнушения слышимости разницы там, где ее нет.

Выход ЦАП

Для сравнения использовалась профессиональная звуковая карта 1616m, ASUS Essence STX, Dr.DAC 2 Muses, ASUS Essence One Muses и Audiolab M-DAC.

STU vs 1616m, STX и Dr.DAC2 Muses

Разница между 1616m, STX, Dr.DAC2 Muses невелика, эти устройства примерно одного уровня. STU превосходит по качеству звучания их всех более четким построением сцены и проработанностью ревербационных хвостовв. STU и STX визуально собраны из одинакового набора компонентов (без учета разницы для интерфейсов USB/PCIx), но тесты показывают, что STU свободна от джиттера в режиме 44.1 кГц и возможно было учтено что-то еще, что позволило получить более высокое качество и более полно раскрыть потенциал ЦАП.

STU vs M-DAC и One Muses

Audiolab M-DAC и One Muses относятся к более высокой ценовой категории, стоимостью в районе $1000 (на нашем рынке $1300 и $900 соответственно).
STU демонстрирует уровень качества очень близкий к M-DAC, звучание такое же детальное, свободное, хорошее позиционирование источников и хорошая передача панорамы в глубину. Сравнивая результаты, за M-DAC хочется отметить большую детальность и четкую атаку, а за STU более спокойную подачу звукового материала. One Muses звучанием отличается в большей степени. С позиции детальности – это уровень 1616m, STX и Dr.Dac2, но при этом с комфортной передачей звука, когда первично слитное звучание, а не детали по отдельности. Приоритет между слитным звучанием и детальностью обычно у каждого потребителя разный и часто череда смены ЦАП-ов — это постепенное улучшения звучания с переменным улучшением каждого из этих параметров.

Возможно, уровень детальности у One оказался ограничен PCM1795, против ES9018 в M-DAC и PCM1792a в STU, т.к. все устройства демонстрируют высокие технические параметры и разница в основном обусловлена самими ЦАП. Возможно долю «музыкальной слитности» One обеспечили старшие ОУ MUSES. Таким образом – One Muses можно охарактеризовать как музыкальный комфорт, а STU как высокую детальность.

При этом в звучании M-DAC и STU дело не только в микросхемах ЦАП, ведь STU превосходит STX/ST, а M-DAC превосходит iBasso DX100 (использующий также ES9018). Некоторые особенности звучания прослеживаются между продуктами, выполненными на одинаковых ЦАП, но обвязка при этом также играет не малую роль.

Сравнение источников высокого класса так же лишний раз преподносит и другую истину, для уверенной слышимости различий необходим высокого уровня последующий тракт, который в свою очередь настолько дорог, что экономия на источнике выглядит достаточно смешной, ведь если источник категории до $500 является дорогим, то что же из себя представляют усилитель и колонки? Другой момент, альтернативой акустическим системам сейчас часто служат наушники, в которых качество источника так же можно уловить.

При использовании электростатических KOSS ESP 950 (начальный уровень электростатических наушников – комплект $1000) отдать однозначное предпочтение какому либо из цап оказалось очень сложно.

Выход для наушников

Усилитель для наушников у STU можно охарактеризовать как хороший. При сравнении с STX повторяется то же характерное звучание. Уровень максимальной громкости при использовании источника в виде ЦАП чуть ниже в сравнении с STX.

Если делать сравнение с Dr.Dac2 Muses, то Dr.Dac2 лучше справляется с низкоомной нагрузкой, однако говорить о принципиально другом уровне не приходится. Стоит сравнить звучание усилителей Dr.Dac2 и STU с внешними усилителями от SPL, Burson Audio и т.п., то разницу можно охарактеризовать как существенную а сторону последних. Встроенный усилитель у M-DAC превосходит Dr.Dac2 и STU, но уступает усилителю от One Muses. В качестве комбайна ЦАП + усилитель лучше всех показал себя One Muses.

При сравнении с устройствами не только более высокого класса, но и наоборот начального, был взят микшер Behringer UB502 — он по качеству существенно уступил усилителю STU. По большому счету разницу можно выстроить следующим образом: UB502 – мутное кашеобразное звучание с резким звучанием, STU – отсутствие мутности, M-DAC- добавление детальности и уменьшение резкости, One — отсутствие признаков резкости.

Таким образом, для своего класса у STU адекватный усилитель для наушников, а для перехода на новый уровень потребуется отдельный усилитель.

Общий вывод

STU в первую очередь представляет собой высококачественный ЦАП, способный тягаться с более дорогими устройствами и во вторую очередь как усилитель для наушников. STU будет удачным вариантом апгрейда системы, будь то компьютер без звуковой карты, компьютер с профессиональной или игровой картой с цифровым выходом или внешний ЦАП для Hi-Fi системы.

Владельцам студийных мониторов стоит учесть, что STU оснащен только небалансными выходами. Проблема это или нет – зависит в первую очередь от реализации небалансного входа мониторов и длины проводов. На коротких проводах в 2-3 метра наводки наловить сложно.

Тут для Hi-Fi системы STU выглядит привлекательно еще из-за того, что есть возможность использовать устройство как предусилитель, либо ЦАП без регулировки громкости и при этом из-за отсутствия балансных выходов (как правило не использующихся в Hi-Fi) можно наблюдать отсутствие высокой цены на устройство.

Технические измерения ASUS Essence STU

Лишний раз хочется отметить, что результаты измерений относятся к прототипным образцам, поэтому результаты могут отличаться у серийных образцов.

Уровень сигнал/шум с помощью E-MU1616m зафиксирован как 117.5 дБ, что является очень высоким показателем при разрешающей способности E-MU фиксировать до 118 дБ.

Уровень искажений наблюдался от 0.0008% до 0.0003% в зависимости от модели прототипа при уровне первой гармоники -3 дБ.

Уровень сигнал/шум не зависит от режимов как в ST и STX (где режим 44.1 обладает худшими характеристиками), в этом плане все ОК. Режим 44.1 работает полноценно.
Нет никакого низкочастотного джиттера при подключении через USB, как у One.

В целом, если делать дотошный анализ джиттера, то шумовая полка немного поднимается при наличии сигнала, однако подъем становится заметным лишь при высокочастотном сигнале и это норма для большинства устройств, независимо от стоимости.

Если сравнить результаты STX и STU в тесте J-Test (используется специальный сигнал, наиболее поверженный влиянию джиттера), то STX демонстрирует всплески узкополосного джиттера на отдельных частотах до -115 дБ, а у STU лишь небольшой подъем равномерного шума (широкополосный джиттер). По данному параметру M-Dac выглядит лучше, так как нет подъема ни шума (широкопослосного джиттера), ни всплесков.

Разумеется, нельзя не сделать сравнение с Dr.DAC2 DX Muses. Здесь DX Muses демонстрирует больший уровень низкочастотного джиттера, видно как юбку вокруг основного тона, так и отдельные всплески.

Некоторый вопрос возникает только при тесте интермодуляционных искажений при выходном уровне 0 dBFS, при таком сигнале можно видеть искажения, вызванные вероятно цифровым фильтром самого ЦАП, снижение уровня уже на 0,1 дБ полностью убирает все искажения. Для точной оценки нужны данные других устройств, выполненные на 1792a с известными настройками примененного цифрового фильтра. Те устройства, что были на измерениях с применением PCM1792a показали точно такую же картину. Такое поведение ЦАП не является широко известным, т.к. измерения часто проводятся при уровнях -1 или -3 дБ для интермодуляционных искажений и соответственно мало данных для анализа резальтатов именно с 0 дБ.

Технически STU – это одно из грамотно сделанных устройств, в противовес которому можно привести только очень ограниченное количество устройств. Отдельно для фанатов Dr.Dac2 – тракт ЦАП у STU реализован лучше. Dr.Dac 2 долгое время был примером того, как должен выглядеть недорогой цап и на текущий момент первенство можно смело передать STU.

Разница в выпуске Dr.Dac2 и STU – пять лет и было бы здорово увидеть аналогичное устройство хотя бы через год, а не очередные 5 лет. Может ответный удар нанесет Creative? Или Teac с CambrigeAudio подвинут свои продукты в более бюджетный сектор?

Полное выходное сопротивление не нулевое (9 Ом) и аналогичное моделям ST и STX. График представляет собой прямую, соответственно изменения в АЧХ будут зависеть лишь от формы кривой импеданса.

Усилитель для наушников предлагает два режима, один оптимален для вставных наушников (в зависимости от нагрузки, выходное напряжение от 0.25 до 0.5 В), другой для полноразмерных с выходным напряжением от 2,5 до 5 В.

В информации от STU есть упоминание, что усилитель выдает до 7 В, однако такое справедливо будет только для выбора аналогового входа.

Итоги

Устройство получилось очень хорошим, если бы его выпустил именитый аудио производитель с размещением блока питания внутри корпуса, то цена под $1000 не являлась бы высокой, при позиционировании устройства как ЦАП. Отрадно видеть, что ASUS выходит на новые для себя рынки благодаря качественной реализации продуктов, с каждым разом все меньше привлекая маркетинг и рекламные уловки. Как ЦАП, устройство получилось наверно самым лучшим на сегодняшний день в данной ценовой категории. С позиции комбайна – найти конкурирующие решения вполне возможно, где применен более качественный усилитель и более простой тракт ЦАП, но при наличии высококачественных наушников лучшим решением станет STU с внешним усилителем.

Когда-то Dr.DAC 2 показал пример, что за доступную стоимость возможно делать качественные с инженерной точки зрения устройства. STU же демонстрирует еще более высокий уровень качества и в качестве высокого соотношения качество/цена теперь вполне можно приводить именно STU. Субъективные тесты показали высокое качество звучания, а в объективных тестах не обнаружилось никаких проблем.

Владельцам дорогих высококачественных трактов вполне можно порекомендовать STU для использования, но вряд ли кто-то такой рекомендацией воспользуется, т.к. когда бюджет позволяет купить цап дороже $1000, то экономия часто не является решающим фактором, а при выборе учитывается внешний вид (ЦАП должен вписаться в основную систему), наличие пульта ДУ, красивый дисплей, балансные выходы, престиж марки, используемые фичи и т.п. STU тут просто напросто слишком дешево стоит невзирая на качество звучания. Однако, когда при очередном апгрейде ЦАП, текущий будет продан, а новый еще не куплен, можно спокойно переждать паузу используя STU.

Просторность платы вероятно сделает очень популярным различный моддинг, внутри полно свободного места. И, кажется, еще не началась мода на «золотые прецизионные» резисторы?

Предварительная стоимость озвучена как $400, что несколько выше ожиданий видеть подобный ЦАП в пределах $250-300, но при этом полноценных альтернатив практически нет и в более дорогом секторе. Таким образом, цена более чем адекватна, хотя и кажется высоковатой с позиции позиционирования ЦАП для домашнего компьютера. Когда-то Infrasonic анонсировал подобный ЦАП на PCM1792a, и стоимость была в пределах $800-900. Таким образом цена неоднозначна, для начинающих аудиофилов она может показаться высокой, а для обеспеченных — излишне низкой.

Отдельно стоит отметить, что STU поддерживает потоки до 192 кГц и 24 бит с полноценной поддержкой ASIO.

У STU есть все шансы стать хитом на довольно продолжительное время, главное чтобы был доступен в свободной продаже, а конкуренты продолжали спать.


источники:

http://gagadget.com/home_av/15182-obzor-vneshnego-tsap-s-usilitelem-dlya-naushnikov-asus-xonar-essence-stu/

http://itc.ua/articles/asus-xonar-essence-stu-vneshniy-tsap-s-bolshimi-vozmozhnostyami/

http://personalaudio.ru/detail/asus_essence_stu_usb_dac/

Оцените статью