Asus xonar essence stx обзор

ASUS Xonar Essence STX

Xonar Essence STX позиционируется производителем как звуковая карта высшей категории для аудиофильского прослушивания музыки. Карту отличает высококачественная электронная начинка, рекордно высокие паспортные характеристики (124 дБ сигнал/шум).

Карту ASUS можно смело назвать переемником идей Audiotrak Prodigy HD2 Gold. Их объединяет идеология стерео карты (отсутствие «лишних» многоканальных выходов), отдельный мощный выход на наушники, лучший на сегодняшний день ЦАП TI Burr-Brown и высококачественная аудиофильская обвязка с возможностью замены ОУ без пайки.

В качестве ЦАП используется PCM1792A, так что среди массовых бытовых карт у STX аналогов пока просто нет. Цена $200 является высокой, но не заоблачной. В России в продаже эту карту найти очень сложно, но пара предложений в price.ru находятся.

Интересно, что для массового пользователя компьютера потратить $200-300 за видеокарту является обычным делом, а вот на звуковую карту обычно выделяется $50-100 максимум. Дальше возникает психологический барьер. С другой стороны, настоящие аудиофилы не признают дешевые изделия, так как всегда связывают цену с качеством. Так что делать цену низкой — это терять целевую аудиторию. В этом свете $200 — разумный компромисс. В карте действительно применена хорошая начинка, но цена не сильно накручена за элитарность, что делает карту доступной довольно большой аудитории.

Вместе с тем, к сожалению, в работе драйверов линейки Asus Xonar не все гладко. Странная работа DSP в самом важном режиме 44.1 кГц по итогам тестов карт DX/D2 рождает сомнения о превосходстве данной карты над уже имеющимися решениями других производителей. Посмотрим, что получилось у производителя в итоге.

Комплектация

Карта поставляется в большой нарядной коробке. Внутри помимо карты есть необходимые переходники.

  • Большой джек-малый джек (для выхода наушников)
  • 2 RCА — малый джек мама (для возможности подключения активной акустики у которой с кабель с разъемом миниджека)
  • переходник оптический

Диск с драйверами, краткий мануал, плакаты и нарядно оформленный отчет результатов тестирования Audio Precision SYS-2722. В отчете собраны наиболее удачные результаты, по этому с одной стороны отчет дает понять, что результаты высокие, а с другой, не видно, в чем могут быть слабые стороны.

Внешний вид

Т.к. карта стерео и не является низкопрофильной, то можно видеть отсутствие миниджековых разъемов, вместо них для линейного выхода используются RCA, выход для наушников через большой джек (соответствующий штекеру среднего и верхнего класса наушников). Цифровой выход RCA комбинированный, совмещенный с оптическим.

Для подключения микрофона и аналогового выхода к корпусу компьютера есть дополнительные выходы. Рядом расположен дополнительный аналоговый вход.

Карта требует дополнительного питания в обязательном порядке через разъем молекс.

Главный контроллер AV100 — это перемаркированный С-Media Oxygen 8787. Таким образом можно ожидать функционал именно этого контроллера. Этот контроллер приходит на смену контроллерам от VIA ENVY24XX за счет уже готовых более функциональных драйверов. Производителю остается лишь сделать косметические изменения. Подробнее об этом можно прочитать в статье Razer Barracuda.

Характеристики тракта

Паспортные характеристики PCM1792a:

  • 9 V rms, Моно, 44.1 кГц
    • КГИ+Шум: 0.0004 %
    • Динамический диапазон, Сигнал/шум: 132 дБ
  • 4.5 V rms, Стерео, 44.1 кГц
    • КГИ+Шум: 0.0004 %
    • Динамический диапазон, Сигнал/шум: 129 дБ
  • 2 V rms, Стерео, 44.1 кГц (используется в Xonar Essence STX)
    • КГИ+Шум: 0.0004 %
    • Динамический диапазон, Сигнал/шум: 127 дБ
  • Stop-Band Attenuation: –130 дБ

Из паспортных характеристик видно, что параметры очень высокие, причем не только низким уровнем искажений и уровнем шума, но и отличным подавлением альязинга. Для сравнения, CS4398 (использующийся в E-MU1212m, X-Fi Elite Pro, Asus Xonar DX) имеет характеристики: Динамический диапазон, Сигнал/шум: 120 дБ, КГИ+Шум: 0.0006 %, Stop-Band Attenuation: 102 дБ. Т.е. с точки зрения качества по техническим параметрам Essence STX лидирует. Другой интересный момент, это разные варианты включения PCM1792a позволяют получить разные характеристики. При использовании двух PCM1792a в моно режимах можно получить рекордные характеристики, однако 9 В rms на выходе сможет переварить не каждый усилитель, и требования к обвязке ЦАП так же возрастут, что скажется в конечной стоимости такого решения. Однако даже в самом простом варианте для 2 В rms, использующимся в STX у PCM1792a характеристики выше, чем у других ЦАП-ов.

Только одного высококачественного ЦАП недостаточно, чтоб получить выдающиеся характеристики, качество так же зависит и от обвязки. Здесь Asus дает сильный козырь в виде возможности замены ОУ.

При измерениях Dr.Dac2 с различными конфигурациями ОУ отчетливо было видно, что ОУ заметно влияют на спектр. Так же у большинства поклонников всего самого лучшего всегда свербит что-то улучшить, и здесь есть возможность делать различные эксперименты.

По умолчанию для линейного выхода используются NJM2114 и LM4562. В качестве усилителя для наушников используется TPA6120A2 производства Texas Instruments.

За запись отвечает АЦП CS5381 и ОУ NJM5532.

Паспортные характеристики CS5381:

  • КГИ+Шум: 0.0003%
  • Динамический диапазон, Сигнал/шум: 120 дБ

По характеристикам он немного уступает по динамическому диапазону использующемуся AK5394A в E-MU картах серии m, 120 дБ против 123 дБ. Для тех, кто рассматривает Asus Essence STX как инструмент для различных объективных тестов, следует отметить небольшой уровень ноизшейпинга в режиме 192 кГц. В отличии от карт на X-Fi, STX позволяет делать запись в 192 кГц, в то время как у топовых карт на базе X-Fi в драйверах стоит ограничение на 96 кГц, как у Creative Elite Pro, так и у Auzen Prelude.

Панель управления

На сегодняшний день по настоящему удобные и эффективные в использовании панели управления встречаются лишь у профессиональных карт, где производители задумываются об удобстве управлении картой. Для бытовых карт производители задумываются в первую очередь о красивом дизайне и всяческой анимации. Исключение из правила наблюдается только у Audiotrak, где можно делать сохранение/загрузку настроек панели, есть пикметры каналов, по которым легче понять, играет ли в данный момент карта или нет, а также достаточно простые в управлении панели. У X-Fi и Xonar же надо побегать в глубинах вкладок.

Глядя на продукты основанные на С-Media семейства CMI8787/8, Razer Barracuda и Xonar можно видеть, что у Razer панель управления более удобная. Так как на Razer Barracuda можно было поставить референсный драйвер, то не исключено, что при желании можно прикрутить на Essence STX драйвер от Barracuda. Но при этом следует учесть, что STX далека от референсного дизайна, и в референсных драйверах нет управления переключения линейного и выхода на наушники выходов.

Для удобства пользователя есть пять заводских пресетов (DSP Mode), которые представляют собой комбинации пресетов от Dolby и GX.

Для выхода на наушники можно выбирать разный уровень усиления. Рекомендации по сопротивлению указаны лишь для ориентира, нужный уровень усиления стоит выбирать для каждых наушников индивидуально, в зависимости от их чувствительности.

В целом, серьезных недостатков нет, а некоторые недочеты производитель возможно исправит в будущем. Сейчас в панели управления не запоминаются индивидуальные громкости для режимов АС и наушники, а так же постоянно вылетает панель с предупреждением об опасности при изменении уровня громкости выхода для наушников. Если бы это предупреждение вылетало лишь при изменении в большую сторону, это можно было бы понять, но оно вылетает и при изменении в меньшую сторону. Если пользователь будет оглушен, то ему проще будет сорвать с себя наушники, а не быстро переключить громкость обратно.

При записи wave источника на уровень записи влияет уровень master, это досадно при записи интренет радио и прочих внутренних источников звука, т.к. не дает отельно регулировать общую громкость на воспроизведение, не влияя на уровень записи.

С играми без отдельного исследования линейки Xonar против X-Fi и обычных карт сложно сделать четкий вывод. Основная проблема заключается в том, что не все игры рассчитаны на работу со звуковыми картами с игровыми возможностями, многие уже по умолчанию дают конечный звук, не требующий вмешательства звуковой карты. При этом никаких рекомендаций от разработчиков как правило нет, что вынуждает пользователей самостоятельно экспериментировать. К слову, большинство проф. карт имеют доп. мануал для настройки карты с популярным проф. софтом.

Наибольшее количество споров вызывают настройки режимов для 2.0|HP. Если игра не поддерживает HRTF и не дает аппаратно обработать локализацию источников карте, то большую популярность дает способ выбора многоканальной конфигурации в игре, а в звуковой карте — микширование многоканального звучания в стерео из многоканального звука уже картой.

Трехмерное позиционирование реализовано через алгоритмы Dolby. В Oblivion, игре с поддержкой только DirectSound без эффектов EAX хорошо проверяется позиционирование источников, и здесь преимущество у X-Fi как в 2.0 режиме, так и наушниках. Но не всем большая реалистичность у X-Fi в 2.0 понравится, т.к. достигается это лишь за счет более сильного подавления высоких частот для источников сзади. Если в области средних частот позиционирование уверенное у обоих карт, то в области высоких частот у X-Fi они задавлены и не дают привязки к местоположению в пространстве, а у Xonar высокие частот позиционируются спереди. В итоге источник звука в среднечастотной области сзади, а в высокочастотной спереди.

У STX заявлена поддержка GX, специального режима для игр. К сожалению он не всегда работает, и порой при запуске игры звук просто отсутствует. По этому для ответа на вопрос о конкурентности карт серии Xonar против X-Fi потребуется время для доработки драйвера, а после масштабное тестирование в различных играх.

Отчет RMAA

Device: ASUS Xonar Essence STX Audio (cmudaxp.sys) — DirectSound

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available

Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000

Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128

Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129

Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

Device: ASUS Xonar Essence STX Audio — OpenAL 1.1

Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A

Из отчета видно, что поддерживаются все версии EAX, однако большинство игр видят не выше EAX 2.

Автомат частоты

Под DirectSound и MME автомат частот работает исправно. Это видно не только по отсутствию искажений например в RMAA, но и на спетроанализаторе через E-MU1616m при мониторинге сигнала с STX в режиме 192 кГц. В разных режимах можно наблюдать свой характерный спектр шумовой полки. Для ASIO интерфейса автомата частоты нет, частоту нужно выбирать вручную. То же самое относится и для SPDIF выхода, частоту дискретизации нужно выбирать вручную.

Работа с ASIO, пригодность к ProAudio

Говоря о ProAudio следует понимать, что вопрос может рассматриваться с двух сторон, это качество записи/воспроизведения и функционал карты.

Для многих кажется аксиомой «проф.карта == качественный звук» и что ASIO — это панацея от всех бед, вроде обхода страшного «микшера windows». В итоге из-за различных подобных заблуждений некоторые пользователи лишь создают себе различные проблемы.

На сегодняшний день поддержка ASIO не является чем-то особенным. Отсутствие низких задержек есть в основном у внешних карт и встроенного звука. Низкая задержка важна лишь при игре в реальном времени на внешних инструментах, таких как миди клавиатуры или управления миди контроллерами.

Важно понимать, что качество записи и воспроизведения никак не связано с принадлежностью оборудования к какой-либо сфере или позиционированию производителем карты на рынке. Основное различие лишь в функционале. В проф. картах как правило используются балансные входы-выходы в виде TRS или XLR, которые в домашних условиях излишни. Так же фантомное питание для микрофонов у проф. карт равно 48 или 12 В. У бытовых всего 5 В.

Качество конвертеров у STX на высоком уровне, и если сравнивать с внутренними Pro Audio картами, то для домашних условий у проф. карт преимущества нет. Даже популярная E-MU1212m не имеет особых преимуществ в записи и воспроизведении.

В проф. программах проблем не возникло, при запуске нескольких программ с ASIO интерфейсом карта работала стабильно.

Реальные минимальные задержки более высоки, чем у проф. карт.

При тестировании внутреннего loop сигнала задержка должна составлять удвоенное значение выбранного буфера. Для E-MU1616m это так и есть, а для STX задержка существенно выше.

Размер буфера в мсЗадержка у Asus Essences STX, мсЗадержка у E-MU1616m, мс
2264
3276
103020
2015040

При игре задержка для минимального буфера в 2 мс у Asus к сожалению ощущается, но при этом не является критичной. При этом, для DirectSound и MME задержки значительно ниже, до 1 мс. Разработчик драйверов в курсе об этой особенности и возможно с очередным выпуском нового драйвера эта особенность исчезнет.

Немного жаль, что цифровой вход у карты отсутствует, было бы заманчиво использовать карту как расширение к существующей профессиональной, что сняло бы вопрос с задержками.

Диагностика ASIO возможностей в RMAA PRO

Device: ASUS Xonar Essence STX ASIO

Features:
Input channels: 2
Output channels: 8
Input latency: 352
Output latency: 704
Min buffer size: 4
Max buffer size: 57600
Preferred buffer size: 352
Granularity: 64
ASIOOutputReady — supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported

88200 Hz — not supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — not supported
192000 Hz — supported
Input channels:
channel: 0 (IN-00) — Int24LSB
channel: 1 (IN-01) — Int24LSB
Output channels:
channel: 0 (L) — Int24LSB
channel: 1 (R) — Int24LSB
channel: 2 (Ls) — Int24LSB
channel: 3 (Rs) — Int24LSB
channel: 4 (C) — Int24LSB
channel: 5 (Sub) — Int24LSB
channel: 6 (Lb) — Int24LSB
channel: 7 (Rb) — Int24LSB

На выходе можно видеть 8 каналов вместо положенных двух.

Все стерео пары направляют сигнал на единственный двухканальный выход.

Резюмируя особенности работы с ASIO, можно сказать, что отдельную проф. карту Essenes STX с точки зрения функционала заменить пока не может. Для аудиофилов на заметку нужно взять то, что под ASIO нет автомата частоты и всяческие манипуляции с воспроизведением из под ASIO кроме головной боли ничего не дадут. С точки зрения качества записи и воспроизведения, STX поспорить с проф.картами может.

Важная информация о совместимости с Hi-End оборудованием

Очень часто встречаются отзывы о том, что звуковые карты зачастую всегда плохо играют. Есть несколько причин, по которой современные звуковые карты могут быть просто несовместимы бытовыми усилителями.

Последние модели ЦАП-ов отличаются высокими техническими характеристиками, при этом для увеличения к примеру параметра сигнал шум разработчики не уменьшают уровень шума в абсолютных величинах, а вместо этого увеличивают уровень полезного сигнала. В итоге для получения рекордных 132 дБ ЦАП выдает 9 В RMS. Сегодня почти все современные звуковые карты выдают сигнал около 2 В RMS. Это более высокий уровень, нежели принятый в стандартах Hi-Fi. Производители Hi-End оборудования далеко не всегда это предусматривают и велика вероятность, что при подключении такого оборудования к звуковой карте, вход усилителя будет перегружаться, что соответственно скажется на качестве звучания в худшую сторону.

Второй момент, это жалобы на «грязное питание». Без правильного заземления от системного блока может легко образоваться земляная петля и пресловутый «Hi-End» может повести себя по разному. Рекомендации собирать компоненты исключительно от одного производителя зачастую продиктованы именно подгонкой всех компонентов без проработки на универсальность и отлов порой очевидных косяков.

Субъективное прослушивание

Тракт для теста аналогового выхода

Переключение между звуковыми картами осуществлялось через роутер на пассивных элементах — галетных переключателях.

В качестве усилителей использовались: лабораторный усилитель на базе LM3886. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твитер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на качество = цену стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Импеданс АС составляет 6 Ом. Дополнительно задействовались Microlab Pure 1 (стоимость на момент активных продаж — $700).

При сравнении устройств топ класса наибольшую сложность представляет поиск возможной разницы в звучании. С одной стороны сам факт различной начинки карт обязывает эксперта эту разницу уловить, а с другой стороны разница в качестве звучания может быть выше восприятия человека. Как показывает практика, разница, которую слышат многие аудиофилы часто исчезает при грамотной постановке тестирования, а именно: тестирование должно быть слепым, все источники должны быть точно выверены по громкости.

При сравнении STX с E-MU1616m следует отметить, что уровень сигнала незначительно различается, всего на 0.45 дБ (по показаниям SPL метра, а не просто уровней на выходе звуковой карты без учета взаимодействия с усилителем), что делает иллюзию более детального звучания Xonar. После выравнивания громкостей карт уверенно определить, какая карта играет в данный момент очень сложно. При предварительном не слепом прослушивании иногда возникало ощущение, что через STX «что-то прозвучало иначе», но при прослушивании этих же музыкальных участков в прямом сравнении с E-MU1616m разница исчезала.

Дает ли это основание считать, что разницы нет и стремление к топовым ЦАП и прочей качественной начинке не имеет смысла? Это должен решить каждый сам для себя. С учетом относительно невысоких цен в массовом секторе ничто не мешает выбирать продукты с возможно излишним качеством для уверенности, что на любом музыкальном материале звуковая карта не будет узким местом в тракте.

Тракт для теста выхода на наушники

Для теста использовались популярные высокоомные аудиофильские Sennheiser HD650 и низкоомные изодинамические профессиональные Fostex T50RP. Дополнительно в качестве низкоомных использовались Technics RP-F880, так как специфика T50RP как изодинамических наушников с малым отклонением импеданса может дать несколько иной результат, нежели с другими динамическими наушниками с малым сопротивлением.

Усилитель для наушников обеспечивает высокое качество, как с высокоомными наушниками, так и с низкоомными. Так например E-MU1616m ощутимо уступает по качеству и запасу по громкости с Fostex T50RP. С высокоомными наушниками качество на уровне усилителя E-MU1616m. Если делать сравнение с Dr.Dac2, то качество у STX сопоставимое для обоих типов нагрузок.

Объективные замеры

Для продуктов топ класса объективные замеры и поиск багов представляет скорее теоретический интерес. Когда основные характеристики уже overkill, то большая ли разница, какой уровень сигнал/шума, 110, 115, 120 или 125 дБ? Однако продукт топ класса и на эти характеристики обращают внимание. Зачастую не столько с позиции качества звучания, а больше для определения, насколько раскрыт потенциал продукта и является ли продукт действительно топовым в своем классе. Так же высокие технические характеристики — это зачастую гарантия избыточного качества.

В комплекте с картой приложен отчет от AP, проверить эти данные через loop STX или E-MU1616m невозможно из-за ограничений их АЦП. Однако это не мешает сделать замеры и посмотреть на качество выхода, если карта действительно способна выдать заявленные 124 дБ, то в отчетах для собственного loop и STX->E-MU1616m должны получится цифры не ниже 118 дБ.

Несмотря на заявления о хорошей фильтрации питания, и эффективном экранировани все не так радужно. В собственном loop параметр сигнал шум колеблется от 112 до 118 дБ, в зависимости от конфигурации системы с множеством земляных петель внутри системного блока, а так же качества питания. При оптимизации во время тестов системы, с отключением лишних вентиляторов и винчестеров с DVD приводом в собственном loop в режиме 48 кГц 24 бит параметр сигнал/шум оказался около 119 дБ. Не исключено, что можно получить и больше, ведь узким местом в тесте был АЦП.

Во время тестов с помощью E-MU1616m на выходе для наушников удалось зафиксировать сигнал/шум 117 дБ (максимальное усиление), а вот с линейного выхода высоких параметров зафиксировать не удалось, возникла небольшая земляная петля, для устранения которой необходимо искать отдельную точку на плате для отдельного провода, соединяющего земли STX и 1616m. В любом случае, полученные характеристики действительно высокие и отчет полученный на AP сомнений не вызывает.

Сам по себе параметр сигнал/шум не говорит о качестве ровным счетом ничего, однако, чем он ниже, тем лучше видно другие параметры, а именно, искажение полезного сигнала.

В 44.1 параметры хуже, по косвенным признакам, это следствие более высокого джиттера для 44.1 против 48/96/192. К STX по spdif был подключен Dr.Dac2, чувствительный к джиттеру. По уровню шума можно сделать вывод, что в 44.1 джиттер выше, чем у E-MU1616m и при этом для 48 наоборот джиттер меньше, чем у E-MU1616m. У E-MU1616m различия между 44.1 и 48 незначительные.

Так ли важен уровень джиттера? По исследованиям, джиттер мало влияет на субъективное восприятие и данном случае на него можно просто не обращать внимание. Так же заявлено, что в следующей многоканальной модификации ST это исправлено. У Версии ST разъем PCI и есть возможность подключения дочерней платы, такой же как в комплекте HDAV 1.3 Deluxe. Изменения коснутся только выхода на наушники (заявлен хуже сигнал/шум) и АЦП ниже классом.

Наиболее полезная информация, это спектры искажений, и чем выше будет параметр сигнал/шум, тем яснее и понятнее будет спектр.

Спектры каналов немного различаются. В разное время при измерениях уровни второй и третьей гармоник несколько различаются. Визуально низкий уровень шумовой полки может дать обманчивое впечатление, что искажений много, однако на деле для других карт, где в измерениях шумовая полка визуально на уровне -130 дБ, аналогичных искажений может быть уже и не видно.

Если сравнивать спектр от E-MU1616m, то можно отметить, что спектр у E-MU чище, а уровни гармоник немного выше.

Уровень выхода на наушники до роста искажений от перегрузки около 6 В rms на нагрузке выше 100 Ом.

Уровень выходной мощности достаточен для большинства наушников. Т.к. все познается в сравнении, то рекомендуется сравнить график с результатами теста Сравнительный тест усилителей для наушников.

Искажения для 1 В RMS на выходе очень низки, гармоник высших порядков практически нет. Таким образом, внешний усилитель имеет смысл использовать только для получения другого оттенка звучания.

Уровень искажений на максимальной громкости достаточно низкий, гармоники высших порядков наблюдаются только на 33 и 56 Ом. При этом гармоники высших порядков незначительных амплитуд.

Часто можно услышать опасения, что измерения на резистивной нагрузке не являются информативными, т.к. наушники такой нагрузкой не являются. При сравнении спектра искажений близких по характеристикам «50 Ом» нагрузок получаются спектры с минимальными расхождениями.

Спектры искажений для 1 В, резистор против наушников Fostex T50RP (импеданс 50 Ом) и Technics F880 (импеданс 56 Ом).

STX против других аудиофильских карт

Аудиофильских карт в проивовес STX не много, из бытовых стерео карт, это семейство карт ProdigyHD2 на топовом AKM, из профессиональных — E-MU1212m.

E-MU1212m PCI ($200) vs STX ($200)

Карты находятся в одной ценовой категории. Из преимуществ E-MU1212m — это профессиональные возможности, низкая задержка в ASIO, балансные входы и выходы. Профессиональные разъемы ADAT, вход и выход SPDIF. Из недостатков — сложные в управлении драйвера, отсутствие усилителя для наушников, отсутствие поддержки игр. Для бытового использования у E-MU1212m каких-то преимущество нет. Популярность карты как «самой лучшей с топовыми ЦАП/АЦП» для домашнегоиспользования проходит и сейчас есть более удачне для этих целей продукты и тут STX предпочтительнее. Дать полное преимущество STX перед E-MU из-за более качественно ЦАП пока нельзя из-за худших итоговых результатов для режима 44.1 кГц. Отдельный бонус STX получает за возможность замены ОУ без пайки.

HD2 ($150) vs STX ($200)

Карты очень схожи по функционалу. С точки зрения удобства драйверов преимущество у HD2, все настройки доступнее, полный автомат частоты для всех интерфейсов. У STX удобнее реализовано изменение коэф. усиления, оно управляется из панели упраления картой, а у HD2 нужно вынимать карту и переставлять перемычки на плате. У HD2 тракт записи уровнем ниже, чем у STX. Цены у обоих карт вполне соответствуют своим возможностям, и то что STX немного дороже, вполне оправдано.

Карта является довольно сильным решением и по праву может считаться одной из лучших звуковых карт для аудиофилов. Отличное звучание, возможность смены ОУ, отдельных выход на наушники с качественным усилителем. Недочеты в драйверах есть, но они не критичны.

Плюсы

  • высококачественная начинка на PCM1792+CS5381
  • возможность смены ОУ
  • качественный усилитель для наушников
  • автомат опорной частоты для MME/DirectSound

Минусы

  • несколько худшие технические характеристики в режиме 44.1 против 48 кГц
  • высокие задержки в ASIO

Обзор и тестирование звуковой платы ASUS Essence STX II 7.1 с интерфейсом PCI Express

На сегодняшний день динамика развития рынка дискретных звуковых плат существенно уступает темпам внедрения инноваций, например, в области видеокарт, твердотельных накопителей или центральных процессоров. А все от того, что новые стандарты воспроизведения, требующие соответствующей поддержки со стороны аппаратного обеспечения, появляются крайне редко, а качество звучания в моделях профессионального уровня давно достигло своего теоретического предела. Что касается устройств пользовательского класса, то в этом сегменте доминируют аудиокарты, встроенные в системные платы, возможности которых удовлетворяют подавляющее большинство покупателей. Тем более, многие производители «материнок» стали оснащать свои продукты продвинутыми звуковыми адаптерами, преподнося этот факт как одно из конкурентных преимуществ. В то же время, для немногочисленной группы пользователей, которых не устраивает качество воспроизведения интегрированных решений, предлагается достаточное количество дискретных моделей, среди которых нельзя не отметить продукцию компании Creative Technology — пионера индустрии с их легендарными платами Sound Blaster, долгое время бывших де-факто стандартом компьютерных звуковых адаптеров, а также разнообразные устройства от ASUSTeK. Последние хоть и не могут похвастаться столь впечатляющей родословной, но выделяются хорошим сочетанием потребительских характеристик. В линейке аудиокарт ASUS присутствуют модели начального и среднего уровней из семейства Xonar, а также продвинутые решения Essence, причем, в обеих сериях есть как платы расширения, предназначенные как для установки в разъемы PCI и PCI-E, так и продукты с интерфейсом USB 2.0, которые в силу своей конструкции более универсальны и могут работать вместе с ноутбуками. Тем не менее, модели, выполненные в виде плат расширения, пользуются устойчивым спросом и обладают рядом преимуществ, поэтому, сегодняшней гостьей нашей тестовой лаборатории стала звуковая карта ASUS Essence STX II 7.1, оснащенная интерфейсом PCI Express.

Новинка позиционируется как решение для самых требовательных любителей качественного звука и по своей сути является эволюционным развитием достаточно успешной модели ASUS Xonar Essence STX, представленной в далеком 2008 году. В продукте второго поколения вендор учел пожелания многочисленных энтузиастов, которые самостоятельно модернизировали и улучшали и без того неплохое устройство. Насколько производителю это удалось — мы с вами узнаем совсем скоро, а прямо сейчас предлагаю взглянуть на технические характеристики ASUS Essence STX II 7.1.

МодельASUS Essence STX II 7.1
АудиопроцессорASUS AV100
ШинаPCI Express
Соотношение сигнал/шум выхода (A-взвешенное), дБ124 (линейный выход)
120 (выход на наушники)
Соотношение сигнал/шум входа (A-взвешенное), дБ118
Коэффициент гармоник + шум на выходе (1 кГц, –3 дБ)0,0003 % (–110 дБ) (линейный выход)
0,001% (–100 дБ) (выход на наушники)
Коэффициент гармоник + шум на входе (1 кГц, –3 дБ)0,0003 % (–110 дБ) (линейный выход)
Частотный диапазон (–3 дБ, 16 бит 44,1 кГц), Гц10–90000
Частота дискретизации и разрядность аналогового сигнала, кГц@бит44,1/48/88,2*/96/176,4*/192@16/24
Частота дискретизации и разрядность цифрового сигнала, кГц@бит44,1/48/96/192@16/24
Аналоговые аудиовыходы1 х 1/4″ (выход на наушники), 8 x RCA
Аналоговые входы1 х 1/4″
S/PDIFКоаксиальный/Оптический (Toslink)
Дополнительные возможностиКомплект Op-amp swap kit, дочерняя карта ASUS Xonar H6, поддержка ASIO, Dolby Home Theater

*— при использовании драйвера ASIO

Комплект поставки

Устройство поставляется в крупной картонной коробке, на лицевой поверхности которой нанесено изображение звуковой карты вместе с дочерней платой ASUS Xonar H6.

С обратной стороны упаковки приведены сведения об основных преимуществах ASUS Essence STX II 7.1, указаны ее технические характеристики и конфигурация интерфейсных разъемов.

Коробка снабжена откидывающейся фальш-крышкой и окошком, в котором можно рассмотреть звуковую карту. С обратной стороны фальш-крышки нанесено изображение устройства с указанием его конструктивных особенностей, о которых мы с вами поговорим в процессе сегодняшнего обзора.

Аксессуарами, вызывающими наибольший интерес, без сомнения, является дочерняя плата ASUS Xonar H6, которая обеспечивает вывод звука в формате 7.1, а также комплект Op-amp swap kit для замены операционных усилителей в тракте линейного выхода. В набор входят три сменных ОУ (пара LME49720 и один MUSES8820), а также инструмент, похожий на миниатюрные плоскогубцы, который предназначен для извлечения и установки микросхем. Это дает возможность энтузиастам поэкспериментировать с заменой электронных компонентов, подобрав именно те, которые обеспечивают оптимальную окраску и наилучшее качество звука.

Дизайн

ASUS Essence STX II 7.1 выполнена в виде платы расширения с интерфейсом PCI Express, ее размеры составляют 168×107 мм, так что про установку в тонкие корпуса, популярные среди сборщиков HTPC, придется забыть. Добрую половину поверхности устройства занимает металлический кожух, защищающий аналоговые цепи от воздействия электромагнитных помех, которых отнюдь немало внутри системного блока. В левой части находится панель, на которую выведены интерфейсные разъемы, в правом верхнем углу платы распложен порт дополнительного питания типа «молекс», а под ним установлен игольчатый разъем, предназначенный для подключения дочерней карты ASUS Xonar H6 с помощью специального кабеля.

В основе Essence STX II 7.1 лежит звуковой процессор AV100, широко использующийся в звуковых картах ASUS. Под именем AV100 скрывается продукт компании C-Media Oxygen HD CMI8787, выпущенный в 2005 году. Несмотря на солидный возраст звуковой процессор поддерживает четыре синхронных I2S входа и выхода, обработку сигналов разрядностью 32 бит с частотой дискретизации до 192 кГц включительно, а также возможность ввода и вывода цифрового потока S/PDIF в режиме 24 бит/192 кГц. В то же время, DSP не несовместим с большинством аппаратных технологий обработки звука — эта роль отведена драйверам, а для подключения к материнской плате используется устаревший интерфейс PCI 2.2, что заставило конструкторов установить на звуковую карту микросхему ASMedia ASM1083, которая наделяет ASUS Essence STX II 7.1 поддержкой шины PCI Express.

С обратной стороны РСВ распложено некоторое количество радиоэлектронных компонентов, а в самом центре находятся четыре миниатюрных реле, которые отвечают за регулировку режима работы усилителя для наушников.

На задней панели звуковой карты находятся пара RCA-разъемов линейного выхода, ¼″ аудиовыход на наушники и вход микрофона, а также коаксиальный выход S/PDIF. На дочерней плате ASUS Xonar H6 находятся еще три пары RCA-разъемов, предназначенные для подключения акустических систем формата 7.1. Таким образом, если не планируется использовать ASUS Essence STX II 7.1 для вывода многоканального звука в аналоговом формате, то от установки дополнительной карты можно вовсе отказаться.

Демонтаж защитного кожуха позволяет ближе ознакомиться со строением печатной платы Essence STX II 7.1, поверхность которой разделена на четыре функциональных области. Правый верхний край отвечает за формирование напряжений, под ним размещен блок цифровой обработки сигнала, слева от него распложены низкочастотные цепи линейного и микрофонного аудиовходов, и, наконец, под экраном находятся электронные компоненты, составляющие звуковой тракт линейного выхода и выхода на наушники. Прежде всего, следует отметить использование в силовой подсистеме пары продвинутых регуляторов напряжений от Texas Instruments: TPS7A47 и TPS7A33, которые обеспечивают минимальный уровень собственных шумов и подавление помех по питанию на 52 дБ в полосе от 10 Гц до 10 МГц. Для формирования тактового сигнала DSP используется высококачественный термокомпенсируемый кварцевый генератор, настроенный на частоту 24,576 МГц, что гарантирует точность обрабатываемого сигнала за счет уменьшения джиттера. И, конечно, самых лестных отзывов заслуживает реализация аналоговой части выходного тракта.

Для цифро-аналогового преобразования применено флагманское решение производства Texas Instruments — Burr-Brown PCM1792, обладающее соотношением сигнал/шум 127 дБ и коэффициентом нелинейных искажений не более 0,0004%. В качестве преобразователей ток/напряжение на выходе ЦАП установлена пара продвинутых операционных усилителей от компании New Japan Radio MUSES8920, которые обеспечивают КНИ 0,0004%, минимальный уровень шума и скорость нарастания сигнала 25 В/мс, в фильтре нижних частот используется не менее качественный ОУ MUSES8820 c коэффициентом усиления по напряжению 110 дБ и низким уровнем собственных шумов, а в обвязке применены профессиональные пленочные полипропиленовые конденсаторы WIMA FKP2. Изюминкой Essence STX II 7.1 является возможность быстрой замены операционных усилителей, которые не припаяны, а смонтированы в специальные разъемы, допускающие установку любых других микросхем в исполнении DIP8 с близкими электрическими параметрами. За обслуживание аудиовыхода на наушники отвечает усилитель TPA6120A2 от Texas Instruments, использование которого гарантирует стабильную работу гарнитур с внутренним сопротивлением до 600 Ом включительно. И, наконец, для аналогово-цифрового преобразования используется двухканальный АЦП Cirrus-Logic CS5381, обеспечивающий средневзвешенное соотношение сигнал/шум 120 дБ, а для обработки и микширования сигнала от микрофона установлен АС’97-кодек ASUS DJ100.

Дочерняя плата ASUS Xonar H6 выполнена в виде карты расширения PCI Express x1, но разъем ей нужен исключительно для механической инсталляции, тогда как электропитание и сигналы передаются по кабелю, соединяющему устройство со звуковым адаптером. На плате находятся три DAC Burr-Brown PCM1796, формирующих низкочастотных сигнал для трех пар RCA-аудиовыходов, и электронные компоненты НЧ-цепей, правда, элементная база здесь несколько проще, чем на основной РСВ. Для преобразования ток/напряжение используются ОУ NMJ2114D, а в фильтрах нижних частот применены микросхемы LM4562NA. Паспортные характеристики установленных операционных усилителей весьма неплохие, а при желании можно установить микросхемы более высокого класса в конструктиве DIP8, благо, все ОУ допускают быструю замену.

Таким образом, у ASUS Essence STX II 7.1 есть все предпосылки, чтобы обеспечивать отличное качество воспроизведения: компоненты подобраны грамотно, а схемотехнические решения апробированы в продуктах первого поколения, что позволило провести работу над ошибками и внести улучшения по результатам их эксплуатации. Остается надеяться, чтобы не подвела реализация со стороны программного обеспечения, к рассмотрению которого я предлагаю перейти незамедлительно.

Комплектное ПО

Для управления функциями звуковой платы Essence STX II 7.1 служит программное обеспечение Audio Center, которое хорошо знакомое владельцам аудиокарт ASUS на базе чипа AV100 (C-Media Oxygen HD CMI8787). После инсталляции ПО в области уведомления появляется значок, кликнув на который вызывается панель управления, где находится 10-полосный анализатор спектра, регулируется громкость, включается функция SVM (Smart Volume Mode), приглушается звук (кнопка Mute), а также выбирается один из предустановленных программных режимов обработки.

После нажатия на копку под индикатором уровня сигнала открывается панель с дополнительными настройками, где на вкладке Main выбирается количество каналов для вывода звука, калибруется сигнал в зависимости от расположения акустических систем, задается частота дискретизации, а также настраивается режим работы выхода SPDI/F. В том случае, если в качестве источника звука используются стереонаушники, пользователи могут отрегулировать коэффициент усиления в зависимости от внутреннего импеданса гарнитуры.

На вкладке Mixer сосредоточены органы регулировки уровней воспроизведения и записи аналоговых сигналов, а в подменю Effects можно настроить параметрический эквалайзер или задать эффекты обработки вывода звука.

Вкладка Karaoke, как следует из названия, отвечает за управления одноименной функцией, FlexBass предназначен для настройки фильтра нижних частот, который формирует сигнал для сабвуфера, и, наконец, подменю VocalFX позволяет применить к сигналу, который поступает с микрофонного входа, различные эффекты, изменяющие голос до неузнаваемости.

Несмотря на неказистый внешний вид и не самый удобный по современным меркам интерфейс утилита Audio Center показала себя с наилучшей стороны в плане стабильности работы, а большего от нее и не требуется. Помимо того новинка комплектуется программным продуктом Dolby Home Theater 4, который служит для оптимизации параметров воспроизведения в зависимости от сценария использования. Программа предлагает три основных режима работы: «Фильмы», «Музыка» и «Игры», причем, в последнем случае есть ряд подрежимов в зависимости от жанра видеоигры.

Тестовый стенд

Изначально вопрос подбора комплектующих для тестирования звуковой карты ASUS Essence STX II 7.1 не стоял на повестке дня, из-за чего планировалось использование тестового стенда, соответствующего высокоуровневой конфигурации в составе восьмиядерного процессора Intel Core i7-5960X, продвинутой системной платы на базе чипсета Intel X99 и графического ускорителя GeForce GTX770. Однако в этом случае никак не удавалось получить высоких показателей от аудиокарт в программе RightMark Audio Analizer, очевидно, из-за наводок, создаваемых каким-то из компонентов. В итоге, было принято решение использовать тестовый стенд на базе AMD APU A-Series, в состав которого вошли:

  • процессор: AMD A10-7850K (3,7 ГГц);
  • материнская плата: ASUS Crossblade Ranger (Soket FM2+, AMD A88X, UEFI Setup 0603 от 10.09.2014);
  • кулер: Noctua NH-U14S (вентилятор NF-A15 PWM, 140 мм, 1300 об/мин);
  • термопаста: Noctua NT-H1;
  • оперативная память: G.Skill TridentX F3-2400C10D-8GTX (2×4 ГБ, DDR3-2400, CL10-12-12-31);
  • накопитель: GoodRAM C100 Series (120 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • блок питания: Seasonic X-650 (650 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Enterprise 64 bit SP1;
  • драйвер чипсета: AMD Catalyst 14.4;
  • драйвер аудиокарты: 7.0.11.5 от 22.04.2014.

В качестве соперницы для Essence STX II 7.1 в сегодняшних тестах выступила аудиоплата ASUS ROG Xonar Phoebus — редкий представитель класса игровых звуковых карт, обладающий, между тем, отличным потенциалом благодаря использованию продвинутых схемотехнических решений и качественной элементной базы. Методология тестирования звуковых карт заметно отличается от других комплектующих, поскольку наряду с измерением характеристик в программе Right Mark Audio Analyzer проводилось субъективное оценивание качества воспроизведения при проигрывании набора эталонных музыкальных композиций. Так как линейные входы обоих звуковых плат реализованы на базе ADC Cirrus-Logic CS5381, то во время тестирования в RMAA 6.4.1 линейные выходы аудиокарт соединялись с их линейными входами, а сами измерения выполнялись в двух режимах: 44,1 кГц/16 бит и 48 кГц/24 бит. В качестве субъективной оценки выполнялось прослушивание композиций в формате FLAC из альбома Pink Floyd — The Wall, концерта AC/DC — Live at Donington (1991), джазовых произведений в исполнении Louise Armstrong & Duke Ellington, а также классической музыки Антонио Вивальди «Времена года». Для воспроизведения использовалась программа AIMP V3.60 1479 с выводом через драйвер ASIO, а функцию источника звука выполняли наушники закрытой конструкции Sennheiser PC 350 c внутренним сопротивлением 150 Ом.

Результаты тестирования

Прежде чем поделиться впечатлением от субъективного прослушивания музыки позвольте поделиться результатами измерения параметров аудиокарт в программе Right Mark Audio Analyzer для частоты дискретизации 44,1 кГц при разрядности сигнала 16 бит.

ASUS Essence STX II 7.1
44,1 кГц/16 бит
ASUS ROG Xonar Phoebus
44,1 кГц/16 бит
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ–0,13, –0,28Очень хорошо+0,04, –0,06Отлично
Уровень шума, дБ (А)–95,8Отлично–91,8Очень хорошо
Динамические диапазон, дБ (А)95,8Отлично91,7Очень хорошо
Гармонические искажения, %0,0006Отлично0,0009Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)–89,6Хорошо–84,7Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %0,0045Отлично0,0075Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ–97,9Отлично–91,3Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %0,0048Отлично0,0075Отлично
Общая оценкаОтличноОчень хорошо

Согласно данным, полученным в программе Right Mark Audio Analyzer, новинка удостоилась общей оценки «Отлично», тогда как ASUS ROG Xonar Phoebus — лишь «Очень хорошо». В этой связи предлагаю взглянуть на графики, полученные в процессе измерения.

Характер АЧХ ASUS Essence STX II 7.1 демонстрирует некоторый спад в области высоких частот, тогда как соперница демонстрирует несколько лучшую стабильность. Но во всем остальном ASUS ROG Xonar Phoebus уступает героине сегодняшнего обзора, которая, впрочем, в режиме 44,1 кГц/16 бит и близко не достигла паспортных показателей по уровню шума и гармонических искажений. А как обстоят дела при разрядности сигнала 24 бит и частоте дискретизации 48 кГц? Ответ на этот вопрос дают результаты измерений, приведенные в следующей таблице.

ASUS Essence STX II 7.1
48 кГц/24 бит
ASUS ROG Xonar Phoebus
48 кГц/24 бит
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ–0,13, –0,28Отлично+0,04, –0,06Отлично
Уровень шума, дБ (А)–115,4Отлично–112,1Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)115,4Отлично112,2Отлично
Гармонические искажения, %0,0003Отлично0,0004Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)–104,3Отлично–89,7Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %0,0008Отлично0,0026Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ–111,6Отлично–111,4Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %0,0007Отлично0,0013Отлично
Общая оценкаОтличноОтлично

В режиме 48 кГц/24 бит обе звуковые карты заметно улучшили показатели и заслужили оценки «Отлично», однако параметры старшей модели явно превосходят ASUS ROG Xonar Phoebus, особенно, по части интермодуляционных искажений и параметру, характеризующих суммарный уровень гармонических искажений и шума. Ниже можно ознакомиться с графиками, иллюстрирующими результаты измерения.

Радует то, что ASUS Essence STX II 7.1 вплотную приблизился к паспортным показателям по коэффициенту гармоник, однако, уровень шума оказался заметно выше, чем гарантирует производитель. Впрочем, в домашних условиях лучших результатов достичь практически невозможно, так как требуется специальная прецизионная измерительная аппаратура, а пользователям разница между уровнями шума –115,4 дБ и –124 дБ будет совершенно не различима.

Наконец пришло время поговорить про субъективную оценку качества воспроизведения, которое обеспечивают аудиокарты. Прежде всего, следует отметить колоссальный запас громкости выхода на наушники, который обеспечивает ASUS Essence STX II 7.1 не зависимо от внутреннего сопротивления наушников. Что касается качества звучания, то новинка отлично справилась с музыкой всех жанров, звучание было естественным и не имело ярко выраженной окраски ни в одной из области частот. Порадовала отличная стереопанорама, благодаря которой даже в стереофоническом режиме было несложно позиционировать источник звука. Но больше всего понравилось воспроизведение рок-музыки, динамичные сцены звучали упруго, что является свидетельством качественной реализации выходного каскада линейного выхода и грамотного подбора операционных усилителей. Если же говорить про звучание ASUS ROG Xonar Phoebus, то при прослушивании классической музыки и джазовых композиций разница с ASUS Essence STX II 7.1 практически не наблюдалась, разве что, ощущалась небольшая нехватка в области низких частот. А вот в при проигрывании рок-музыки игровая аудиокарта проявила себя несколько неуверенно, в насыщенных моментах звук казался вязким и не четким. Впрочем, большинство пользователей, привыкших к интегрированным решениям, не найдут к чему придраться… до тех пор, пока не послушают, как звучит ASUS Essence STX II 7.1.

Выводы

В идеале ASUS Essence STX II 7.1 следовало бы сравнить с моделью первого поколения, чтобы однозначно оценить преимущества новинки, но, увы, такой возможности не представилось. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что разработчики постарались на славу. Как для устройства потребительского класса Essence STX II 7.1 обладает отличной элементной базой, а функция быстрой замены ОУ дает возможность энтузиастам экспериментировать с подбором электронных компонентов с лучшими характеристиками, или, как минимум, испробовать те, что поставляются в комплекте Op-amp swap kit. Кроме того, порадовал продуманный набор интерфейсов, в особенности наличие ¼″ выхода на наушники и микрофонного входа, тогда как отсутствие балансных разъемов вполне обосновано: все-таки перед нами не модель для профессионального применения. Совершенно оправданным выглядит решение разместить разъемы для подключения многоканальных акустических систем на дочерней плате ASUS Xonar H6, которая также построена на высококлассной элементной базе, чем не могут похвастаться большинство конкурентов, у которых только линейный выход использует премиальные компоненты, а остальные оснащаются по остаточному принципу.

Что касается тестирования ASUS Essence STX II 7.1, то сухие цифры результатов измерений не в состоянии отразить субъективного восприятия, например, та же ASUS ROG Xonar Phoebus демонстрирует не намного худшие результаты, но звучит совсем по-другому. Между тем, новинка обрадовала отличным качеством воспроизведения вне зависимости от музыкального жанра, а при использовании более высококлассных источников звука результаты были бы еще лучше! Конечно, Essence STX II 7.1 не лишена недостатков, например, комплектное ПО не отличается приятным дизайном или продвинутыми возможностями. Но главный недостаток новинки — это ее высокая стоимость, которая в украинских интернет-магазинах на момент написания обзора составляла не менее 300 долларов. Кроме того, сопоставимую (если не большую!) сумму придется потратить на приобретение профессиональных стереонаушников или студийной акустической системы, в противном случае, покупка столь дорогой звуковой платы себя не оправдает. Тем не менее, ASUS Essence STX II 7.1 заслуживает самого пристального внимания среди ценителей качественного звука, главное научиться правильно использовать заложенный в ней потенциал.

ASUS Xonar Essence STX

  • Тип внутренняя
  • Тип подключения PCI-E
  • Возможность вывода многоканального звука Нет
  • Звуковая схема 2
  • Встроенная панель контроллеров Нет
  • Фантомное питание Нет
  • Внешняя синхронизация Нет
  • Пульт дистанционного управления Нет
  • Необходимость дополнительного питания Есть
  • ЦАП 24 бит
  • Показать все

Перед приобретением ASUS Xonar Essence STX по самой низкой цене, изучите характеристики, видео обзоры, плюсы и минусы модели, отзывы покупателей.

Видео обзоры ASUS Xonar Essence STX

  • Все 42
  • Обзоры 5
  • Распаковка 17

Характеристики ASUS Xonar Essence STX

Общие характеристики *

Типвнутренняя
Тип подключенияPCI-E
Возможность вывода многоканального звукаНет
Звуковая схема2
Встроенная панель контроллеровНет
Фантомное питаниеНет
Внешняя синхронизацияНет
Пульт дистанционного управленияНет
Необходимость дополнительного питанияЕсть

Звуковые характеристики *

ЦАП24 бит
АЦП24 бит

Максимальная частота *

ЦАП (стерео)192 кГц
АЦП192 кГц

Отношение сигнал/шум *

ЦАП124 дБ
АЦП118 дБ

THD *

АЦП0.0002 %
ЦАП0.0003 %

Поддержка стандартов *

OpenALЕсть
Версия EAX2
ASIO2.0

Подключение *

Встроенный фонокорректорНет
ADATНет
AES/EBUНет
Разъем InsertНет

Входы *

Количество входных разъемов jack 3.5 мм1
Цифровой коаксиальный вход S/PDIFНет
Цифровой оптический вход S/PDIFНет
Количество входных разъемов jack 6.3 мм1
Количество микрофонных входов1
Инструментальный вход (Hi-Z)Нет
Количество входных аналоговых каналов2

Выходы *

HDMIНет
Цифровой коаксиальный выход S/PDIFЕсть
Разъем для подключения к передней панели ПКЕсть
Количество выходных аналоговых каналов2
Количество выходов на наушники1
Цифровой оптический выход S/PDIFНет
Количество выходных аналоговых разъемов2

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Пишу этот отзыв, воткнув карту спустя 3 месячного перерыва, тк слоты были заняты видюхами. как же я соскучился по нормальному звуку.

Если не слушать дорогие ЦАПы и винил, то вполне сойдет. Послушал на материал ксонаре — купил (или записал )диск, вставил во внешний CD плеер. Послушал. 16/44 в хорошем внешнем CD-плеере звучит много лучше. То же самое с хайрезами 24/192 И 24/96. Мылит сильно. Выделяет голос, остальное мылит. Джиттер. Послушал нечто на ксонаре, купил пластинку. Наслаждаешься.

Отличная карта, недостатков нет никаких. Купил сразу после выхода ST, сначала думал взять ST, но решил все таки купить STX, Причин выбора STX было в общем-то две: 1. Питание через молекс, это гораздо лучше, чем по матери напрямую, ибо на некоторых старых или дешевых матерях возможны просадки и сильные помехи по PCI, на молексе же таких проблем нет и куда как меньшая нагрузка на ATX шлейф, что тоже очень хорошо. 2. PCI-E сегодня почти в любой матери есть, а PCI в топовые материнские платы уже и не ставят. Слишком древний разъем. Вот недавно я стал обладетелем такой матери, думал сначала и аудио обновить, но раз официальные драйвера под Windows 10 есть, встала аудио и работает отлично, то и менять вроде бы смысла нет. Да и было бы на что менять, STX 2 тоже самое — вид с боку. В общем, очень хорошая вещь, вот даже не могу никакие минусы найти, одни плюсы. А самый главный плюс в том, что даже сегодня, в 2016 году, карта остается не только востребованной, но и конкурентоспособной, что делает ее покупку вполне разумной даже сегодня, спустя 7 лет с момента ее выхода.

качество звука в Баерах 990 про неплохое (зависит от качества исходника но в целом даже мп3 на уровне достойном) . мне нравится , единственное неудобство выход карты сзади системника , провод получается на изгибе наушником еще выход на переднюю панель придумали была бы вообще бомба .

Под предлогом доллара цена искусственно раздута в десятки раз, настоящая стоимость этой железки не более 700 рублей, а я её покупал год назад по цене 7000 рублей, переплатил впустую в десять раз больше. Сейчас цена совсем смешная, нас обманывают!

Акустика M-audio bx8a, до этого была звуковая карта e-mu 0404, с отвратными драйверами вообще не обновляющимися производителем. После неё ASUS просто няшки.

Как буд-то затычки из ушей вытащил. Главное настройте ASIO и Latency (объяснять что это — долго, почитайте в инете, но качество звука прыгает в разы). Карта изготовлена качественно. Давно не испытывал от покупки только хороших впечатлений! Испытал проблему только в связи со своей материнкой: видюха перекрывала слот. Нашел решение, предварительно позвонил в ASUS, вставил во второй слот PCIE x 16 (длинный, обычно используют для видеокарты). Сначала беспокоился о снижении частоты видеокарты, при таком монтаже, зря, протестировал, все работает отлично.

звук действительно неестественный, долго слушать даже через foobar с ресэмплингом файлы flac через ASIO неприятно. Как будто робот поет, а не человек. Мой советский магнитофон Яуза 221 после капремонта и настройки звучит на хороших кассетах с винила записанных гораздо приятнее, чем это изделие. Наушники Sennh HD280pro. Драйвера последние. После очередного обновления лицензионной Win 7 64 и установки фильтра на шнур доп. питания звук чуть улучшился, простой голос (рэп, Высоцкий) звучит почти естественно. Но скрипки, Эния, Нетребко, опера — по-прежнему неестественны, как на синтезаторе. Любой катушечник даст 100 очков вперед этой карте.

Огромной разницы не заметил (прошлая Creative Audigy 2 box с позолоченными разъёмами и кучей кондёров, в отличии от обычных), намного лучше стали басы, в целом меньше шумов, не шипит. Но она не басит постоянно, очень не привычно после креативовского забасованного звучания. Всё чисто сбалансировано, в меру. Брал под наушники, конкурентов по сути нет, все остальные либо дороже сильно, либо требуют усилитель для наушников что тоже сильно дорого. Наушники Beyerdynamic DT 770 Edition 2005 250Ом. При выборе звуковухи боялся что не раскачают мои 250Ом, а зря их качает даже Creative Live, встроенные звуковухи конечно нет. Если вы не заядлый геймер, то изделия от Creative/E-Mu брать не советую. Главная фишка STX это наушники. И если у вас топовые компоненты то проблем с шумами и прочим у вас не будет (видимо чтобы обеспечить нормальный экран по шине питания надо брать компоненты дороже 200$ (корпус, материнку, БП). Брал практически как только она появилась, пережила 4 материнки и 2 корпуса.

купил за 6500рублей немного дороговато но она того стоит, звук стал намного лучше и чище брал с запасом на будущее хочу купить 300 омные наушники а эта звуковая вытянет и 600 омные. в комплекте с картой шли драва на ХР и висту смог поставить только от висты мой комп чуть не загнулся все висело и глючило. короче снес эти кривые драва и скачал свежие с инета и все заработало как надо. карта работает в паре с Sennheiser HD 598 звук просто шикарный.

ASUS Xonar Essence STX: бальзам на душу

Линейка звуковых плат Xonar компании ASUS изначально позиционировалась из расчета на ценителей качественного звучания, и входящие в нее модели не отличались дешевизной. Однако новая представительница этой серии, получившая название Essence STX, выделяется однозначной ориентацией на аудиофилов, причем особенно на любителей прослушивания музыки с помощью головных телефонов, в просторечье наушников.

ASUS Xonar Essence STX

Тип мультимедийная звуковая плата формата 2.0

Интерфейс подключения PCI Express x1

ЦАП, АЦП TI Burr-Brown PCM1792A, Cirrus Logic CS5381-KZ

Сигнальный процессор (DSP) ASUS AV200 (C-Media Oxygen HD CMI8788)

Усилитель для наушников TI TPA6120

Частоты сэмплирования 44,1, 48, 96, 192 кГц

Разрешение 24 бит (32 бит – внутренняя обработка)

Аналоговые входы джек 1/4″ (микрофонный/линейный), AUX In, FP

Аналоговые выходы RCA (линейный), джек 1/4″ (для наушников), FP

Цифровые интерфейсы S/PDIF выход (2)

Обработка и декодирование звука Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro-Logic IIx, Dolby Digital Live, DTS Connect (DTS Interactive Encoder и DTS Neo:PC), Xear 3D Virtual Speaker Shifter, Magic Voice, Karaoke Functions, FlexBass, 10-полосный эквалайзер

Поддержка 3D API EAX 1.0&2.0, A3D 1.0, DirectSound , DS3D GX 2.0, Open AL (128 потоков)

Ориентировочная цена $180

ЦАП; электролитические конденсаторы и комплектующие топ-класса; выделенный Hi-Fi усилитель для наушников 32–600 Ом; высокое качество воспроизведения

Продукт для аудиофилов, выполненный согласно «канонам жанра» и демонстрирующий отличное качество

Надпись на коробке с платой недвусмысленно гласит: «124 dB SNR/Headphone Amp Card for Audiophiles». Что ж, аудиофилы – народ требовательный, поэтому после долгих раздумий о том, с чего бы начать наш рассказ о Xonar Essence STX, решено было сразу приступить к технической стороне дела.

Итак, внутренняя звуковая плата с интерфейсом PCI Express х1. На колодке установлена пара нетипичных для компьютерных решений разъемов RCA (линейный выход), пара больших 6,35-миллиметровых «джеков» (выход на наушники и совмещенный линейный/ микрофонный вход), еще один RCA для цифрового выхода S/PDIF. На самой плате предусмотрены компьютерные колодки контактов для разъемов на передней панели корпуса, AUX-входа и выхода SPDIF, также обращает на себя внимание четырехконтактный Molex-разъем для подачи дополнительного питания непосредственно от БП – иначе, по утверждению руководства пользователя, работать карта не будет.

Примерно 60% поверхности платы закрывает металлический экран, который призван служить для уменьшения уровня наводок на аналоговые цепи, что действительно актуально при таких параметрах сигнала (динамический диапазон более 120 дБ приближается к пределу возможностей человеческого уха). Сняв его, можно детально исследовать цифровые и аналоговые цепи карты.

Сигнальный процессор ASUS AV100 («в девичестве» C-Media Oxygen HD CMI8787) работает в паре с мостом PLX ExpressLane PEX 8112 (PCI-E на PCI). Оцифровка звука является вторичной функцией для данной платы, и за ее реализацию отвечает пара из АЦП Cirrus Logic CS5381 и AC’97-кодека ASUS DJ100. А вот тракт воспроизведения, ставший предметом особой гордости компании, стоит изучить более тщательно.

Примененный здесь ЦАП TI Burr-Brown PCM1792A обладает действительно выдающимися характеристиками – по спецификациям, он демонстрирует соотношение сигнал/шум не хуже 127 дБ (а в некоторых режимах – до 132 дБ!). Маленький штрих – оптовая стоимость таких чипов составляет более $13, что достаточно много по меркам подобных интегральных схем. Однако чтобы реализовать высокий потенциал данного ЦАП и донести до слушателя аналоговый сигнал с него без «попутной» деградации, стоит применить неординарные меры и решения – как в аналоговой части платы, так и в обеспечении качественного питания. Видимо, именно из-за последнего требования Xonar Essence STX необходимо дополнительное питание непосредственно от БП, так как ее потребление очень далеко от предела в 70–75 Вт для питания по шине PCI-E.

Любому аудиофилу, независимо от уровня его технической грамотности, известно, что главными «китами», на которых зиждется блок питания аудиоустройства, являются электролитические конденсаторы, предназначенные для уменьшения пульсаций выпрямленного напряжения и понижения выходного сопротивления БП по переменному току. Для аудиоприменений оптимальными будут их разновидности с минимальными утечками, паразитными сопротивлением (ESR) и индуктивностью (ESL) и потому успешно справляющиеся с апериодичным (в чем-то даже близким к импульсному) характером потребления тока усилительными элементами. Неудивительно, что на данной плате в изобилии применены фильтрующие «электролиты» известных производителей и серий: Sanyo Os-Con и Nichicon Fine Gold различной емкости общим количеством более 30 штук!

Для подключения линейного выхода, входа и наушников используются нетрадиционные для компьютерного аудио разъемы RCA и 6,35-миллиметровые «джеки»

Блок импульсных преобразователей и стабилизаторов питания и цифровая часть платы «отгорожены» от аналоговых усилительных элементов дополнительным медным экраном. По его левую сторону выделяется троица операционных усилителей: пара JRC 2114D занимается I-V преобразованием (так как ЦАП PCM1792A оснащен дифференциальным токовым выходом), а LM4562NA – фильтрацией. Разработчики сознательно облегчили жизнь тем, кто привык заниматься «твикингом» звуковых плат путем подбора «на слух» выходных ОУ: они установлены в 8-контактных DIP-гнездах и не требуют пайки при замене, в этом формате выпускается огромное количество «операционников» всех разновидностей.

Также к аналоговой части относится усилитель для наушников TI TPA6120 – он выполнен по архитектуре с токовой обратной связью, и, работая на нагрузку от 16 до 600 Ом, обеспечивает соотношение сигнал/шум не хуже 120 дБ, коэффициент гармоник+шум не хуже 0,00014% (для нагрузки 600 Ом; для 32-омной – не хуже 0,00060%), высокую скорость нарастания (900 В/мкс) и широкую полосу пропускания. Как известно, номинальный импеданс различных наушников может отличаться более чем на порядок – от 32 Ом для бытовых моделей и до 300–600 Ом – для профессиональных, используемых в сфере звукозаписи. Для обеспечения оптимального режима работы этого интегрального усилителя на любую нагрузку (что также оказывается непростой задачей, если внимательно изучить рекомендации разработчика по его применению) в панели управления платой, в остальном повторяющей таковую для всего семейства Xonar, предусмотрен выбор номинального сопротивления используемых наушников: 32–100 Ом; 100–300 Ом; 300–600 Ом. Коммутация сигналов и компонентов производится с помощью релейных переключателей NEC.

Аналоговые цепи платы отделены от импульсного БП медным экраном, а операционные усилители преобразователя «ток-напряжение» и фильтра выполнены в гнездах DIP-8, благодаря чему их при желании легко заменить

Как видим, ASUS действительно подошла к разработке «аудиофильской» модели со всей серьезностью. Далее, естественно, надо сказать несколько слов и о том, как проявила себя плата в реальной работе. Но это, как ни странно, более сложная задача, чем может показаться на первый взгляд.

Для того чтобы субъективно оценить качество звучания подобных устройств, требуется акустическая система либо высококачественные наушники высшей ценовой категории. В роли образца для сравнения в нашем распоряжении оказалось профессиональное решение для звукозаписи E-MU 1820 (стоимостью более $400), внешний блок которого также оснащен специальным выходом для наушников. Даже на имеющемся у нас оборудовании (увы, далеко не «аудиофильского» класса) ощущалось некоторое превосходство Xonar Essence STX, особенно в области передачи НЧ-диапазона. Интересно, что характер звучания в наушниках ощутимо меняется в зависимости от выбранного в панели управления режима работы с нагрузкой. Например, для 64-омных телефонов также можно выставить пункт «300–600 Ом», и кому-то такой вариант понравится даже больше. Главное – не забыть при этом сделать потише, так как уровень сигнала возрастет сразу на 18 дБ.

Выбор номинального импеданса подключенных наушников производится в панели управления. Главное – не забыть предварительно сделать тише, так как после переключения режима работы усилителя для наушников уровень сигнала может значительно вырасти

Что касается объективной оценки, то для того чтобы она была действительно таковой, необходимо располагать комплектом измерительной аппаратуры, класс которой дает возможность работать с широкополосными сигналами с динамическим диапазоном порядка 130 дБ. Но такие инструменты могут себе позволить лишь немногие разработчики, поэтому нам остается удовлетвориться прилагаемым к плате отчетом о ее тестировании с помощью измерительного комплекса Audio Precision SYS-2722: отношение сигнал/шум около 124 дБ, полоса частот 10–90 кГц (верхний предел по уровню –3,5 дБ), КНИ+шум на уровне –110 дБ (20–20 000 Гц), динамический диапазон порядка 124 дБ, взаимопроникновение каналов не хуже –120 дБ (20–20 000 Гц).

Распространенные же в Интернете результаты измерений Xonar Essence STX с помощью RightMark Audio Analyzer, как правило, несут в себе серьезную методологическую ошибку – чаще всего применяется «кольцевой» тест, т. е. подача сигнала с выхода платы на линейный вход. При этом не учитывается то, что основное предназначение данной карты – высококачественное воспроизведение, и качество АЦП здесь заведомо хуже, чем ЦАП. Таким образом, исследовать только выходную часть аудиотракта без использования референсной звуковой платы более высокого класса невозможно в принципе. Поэтому от приведения таких результатов толку мало.

А нам остается лишь в очередной раз поздравить ASUS с удачной разработкой (и надеяться, что все продукты линейки Xonar будут доступны украинским пользователям уже в скором будущем). Несмотря на нишевое позиционирование этого устройства, разработчикам компании, похоже, отнюдь не безразлична проблема высококачественного звуковоспроизведения на ПК, и они относятся к ее решению чрезвычайно ответственно, создавая продукты не в последнюю очередь и «для себя», что в наших широтах обычно является неопровержимым свидетельством тщательного подхода к делу. Ну а для более массового потребителя предназначены многоканальные звуковые платы высшей категории Xonar HDAV 1.3 (Deluxe), представляющие собой полноценное решение для «серьезных» систем домашнего кинотеатра на базе ПК, в том числе с возможностью обработки… видеопотока! Но об этом – в следующий раз.


источники:

http://www.overclockers.ua/peripheral/asus-essence-stx-II-71/all/

http://naobzorah.ru/zvukovaya_karta/asus_xonar_essence_stx

http://itc.ua/articles/asus_xonar_essence_stx_balzam_na_dushu_36625/

Оцените статью