Company of Heroes 2: Спасибо деду за победу. Как СССР превратился в Империю Зла
От редакции: Евгений Баженов — русский видеоблогер, более известный под псевдонимом [BadComedian]. В своих роликах Евгений, как правило, в пух и прах разносит «шедевры» российского кинематографа, но иногда высказывается и на другие темы. Его видео в сумме набрали более сорока миллионов просмотров, а на YouTube-канал уже подписались более трехсот тысяч человек.
Именно после его разгромного обзора публика обратила внимание на Company of Heroes 2, — ролик за считанные часы разлетелся по Сети, о блогере заговорили Polygon и другие западные ресурсы, а Relic так и вовсе развернули полномасштабную войну против, цитируем, «парня, похожего на Джастина Бибера».
Как огромный фанат творчества Relic и оригинальной Company of Heroes, я с нетерпением ждал продолжения. В том, что вторая часть будет посвящена Восточному фронту, усматривалась определенная логика — не Омаха-Бич же в который раз штурмовать! До знаменитого сражения было почти три года войны, и в этот период Советскому Союзу, мягко говоря, приходилось несладко. Казалось бы, ну хоть в этот раз наше прошлое изобразят достойно. Можно было показать и неразбериху, и котлы 1941-го, и Сталинград, и штурм Берлина… Показали.
Матрешка, водка, балалайка
Складывается ощущение, будто Relic взяли за основу агитационные плакаты Геббельса и уже по ним ваяли историю о типичном советском солдате с типичным советским именем — Льве Абрамовиче Исаковиче. Историю, которую герой рассказывает прямо из ГУЛАГа.
Не стоит заикаться о такой мелочи, как «одна винтовка на двоих», — в сюжете используются почти все мифы, которые агитмашина тщательно вплетала в страницы истории, и недостаток «мосиных» не самый страшный из них.
Вот на экране появляется заградотряд. Он как ружье на стенке — обязательно расстреляет своих при отступлении. И не важно, что в реальности заградотряды условно делились на три вида, и что основная их часть стерегла перекрестки и дороги далеко от мест боевых действий, и что в критических ситуациях заградотряды выступали в роли пополнения. Relic мешают все в одно.
Даже после знаменитого приказа №227 солдаты вряд ли бы увидели пулеметы за своими спинами. Читаем приказ: «Сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отряда (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной». Приведенные цифры — капля в море. Что есть пять отрядов в сравнении с многотысячной армией?
Впрочем, какая разница: если не убьют свои, то расстреляет немецкий пулемет, на который нужно в обязательном порядке слепо бежать. Неуправляемые компьютерные болванчики в ходе первой миссии безропотно рвутся к огневым точкам, чтобы пасть жертвой бессмысленных приказов. Приказов сотрудников Relic, которые и расставляли скрипты.
Сжигание-разжигание
Про сжигание домов и говорить нечего. В реальности Красная армия едва успевала минировать мосты, так могуч и быстр был блицкриг. Сталин считал недопустимым уничтожение имущества населения, ведь это могло настроить жителей против родной страны или, что еще хуже, привести к локальным бунтам. Уже на этом уровне «правда» Relic противоречит истории. К тому же заводы и электростанции не взрывали и уж ни в коем случае не сжигали. Зачем? Достаточно было демонтировать необходимые для их работы детали.
Ко всему прочему, в октябре 1941-го выпал снег, и солдаты бы насмерть замерзли без крыши над головой. А где бы им еще прятаться, как не в хатах гражданских?
Вообще, смешно, что холод — одна из главных, по мнению Relic, причин поражения нацисткой Германии. Ну а как иначе? Русский человек всегда славился своей невосприимчивостью к минусовой температуре, а вот немец — он другой. Органы и строение у него иное.
Красная звезда смерти
Когда речь заходит о Польше, предугадать дальнейшее развитие сюжета становится еще проще. Нет, нам не расскажут о шестистах тысячах советских солдат, которые положили свои жизни на освобождение этой страны. На повестке дня — расстрелы польских партизан. Партизаны, несмотря на оказанную Красной армии помощь, становятся жертвами злых русских, не щадящих никого, даже симпатичных девушек. А все почему? По версии Relic, Сталин боялся войны с Польшей! Представьте себе.
Из предваряющих миссии «исторических» справок выясняется, что, несмотря на бесчисленные расстрелы по поводу и без, Красная армия умудрялась оставлять после себя разграбленные и разоренные немецкие деревни. Удивительно одно: почему канадцы обошли стороной мифы Геббельса о «миллионе изнасилованных немок»? Впрочем, приказ Сталина «О поведении на территории Германии», запрещавший любые связи с женским полом, в Relic в любом случае не читали. Вы думали, что Красная армия что-то где-то освобождала? Нет, друзья. Красная армия истребляла и разоряла, и разработчики, подобно Исаковичу, решили донести до людей правду.
Интересно получается: если американцы, бегущие на пулеметы ради освобождения Франции, — это пример храбрости и доблести, то сталинградские эпизоды — пример трусости, атак под страхом расстрела. Советский солдат ведь сам воевать не хотел, освободить Родину не желал. Зачем? Нацист убил его жену, детей, братьев, сестер и сослуживцев? Ну и что. Только страх гнал наших предков. Страх и ничего более.
Создатели Company of Heroes 2 подменяют факты, вырывают цитаты из контекста, переиначивая их смысл, и, самое ужасное, манипулируют чувствами игроков.
Главный герой в течение всей игры выкрикивает фразы в духе «Победа? Но какой ценой?!», «Жизни дешевы!» и т.д. Хочется спросить канадцев: а как иначе? Рейх пришел, чтобы уничтожить советское государство, а вместе с тем провести зачистку населявших его народов. Потери среди гражданских (примерно четырнадцать миллионов) наглядно демонстрируют, что план по истреблению работал на ура. О каком выборе тут вообще идет речь?
Нацисты же остались за кадром. Из контекста игры не очень-то и понятно, а чего они пришли на чужую землю? В отдельных эпизодах фашисты вообще выставляются жертвами безжалостных коммунистов. Третий рейх в игре не противник. Противник в игре — Советский Союз, который производит безжалостный расстрел фрица, прятавшегося в фонтане, и открывает огонь по убегающим солдатам вермахта. Ну а описания перед некоторыми миссиями так и вовсе переворачивают все с ног на голову, и вот уже Советский Союз, а не Германия, истребляет народы.
Вот такой гадкой получилась игра про гадкую страну, гадкое правительство и гадкий народ. А главное — на душе после нее гадко.
BadComedian ошибся: в России ЛЮБЯТ Company of Heroes 2.
  |   |
  |   |
  |   |
Company of Hero.
Company of Hero.
Company of Hero.
Company of Hero.
5 комментариев к «BadComedian ошибся: в России ЛЮБЯТ Company of Heroes 2.»
Ведьмак 3: Дикая Охота
Team Fortress 2
World of Warcraft
Pillars of Eternity
Pillars of Eternity
King’s Bounty II
Использование материалов gamer.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Badcomedian company of heroes обзор
Прошел ровно месяц с официального выхода игры. Евгений публикует свое видео-обращение, в котором указывает на все, по его мнению, недостатки Company of Heroes 2. Видео вызвало весьма большой резонанс.
Мы взяли по этому поводу комментарии у Евгения и вот что он пишет:
Если бы они не писали, что игра исторически верная, я бы даже не обратил на нее внимания. Даже представители Relic говорят, что она достоверна. Это меня бесит. После второй миссии я выключил игру. Это выше моих сил. Мне очень нравятся предыдущие игры, а Company of Heroes 2 сделали “вот таким вот”. Отбросим сюжетную кампанию, мультиплеер тоже дисбалансный. Баланса нет, я потерплю. Но когда я посылаю своих солдат вперед и один из них гибнет под вражеским огнем, я слышу фразу “Ваню, Ваню убили! Он должен был мне денег…”. Знаете, я люблю атмосферу в играх, а тут ее нет. Даже Штрафбат называет себя “пушечным мясом”! Мне неприятно в это играть. Я прошел все задания без сюжета, а в мультиплеер и сингл не хочу играть. Графика хорошая, мультиплеер хорош, но сама атмосфера все рушит. Сделали бы Ваху и ничего не изменилось. Я один из самых преданных фанатов кампании Relic, я обожаю Warhamer больше, чем Warcraft. И первый Company of Heroes меня тоже впечатлил. Но второй меня разочаровал. Лучше бы они выпустили новый Warhamer. Relic придерживается мысли, что они правы. Они считают, что русские “Иваны” в школу не ходят, их ничему не учат. Все что я озвучил в видео, это даже не ложь, это **. Ни одного примера никто не сможет привести: сжигать дома с людьми. Да в чем тут логика? В миф про пулемет я могу поверить, да и то с натяжкой. В Сталинграде была именно у нас плохая позиция, государство не хотело терять ресурсов. Это тоже логика. Ты не можешь опровергнуть то, что на войне у кого то из солдатов был звездный меч. Это не доказать. Если мне скинут — я порадуюсь. Но пока что это не доказано. Смысл танки посылать на таран? У т-34 есть кнопка “Идти на таран”. Окей, это прикольная фишечка. Но почему большинство управляющих танками — женщины? Это странно. Танкистки — все женщины. 1% вроде был в танковых войсках. Это не смешно. Многие считают меня патриотом. Нет, я просто заморачиваюсь на темах войн. Я не коммунист, нет. Я просто не люблю ложь. В той же Modern Warfare 2 ты должен был расстреливать людей в аэропорту. Я не захотел и выключил. Но ведь разработчики говорят, что игра происходит в вымышленной вселенной. Как Тарантино говорил, Бесславные Ублюдки тоже вымышлены. Никита Михалков такого не делал. Со мной общался представитель компании. Они в комьюнити-менеджеры наняли какого то неадекватного парня, который заявлял, что игра исторически достоверна. Он искренне верил в свои слова. В своем фейсбуке Релики заблокировали Украинцев и Русских, и при клике меня кидало на мою страницу. После моего вопроса о бане тут же разбанили Украину и РФ, а пост удалили. Многие пытаются защищать CoH 2 фактом про возрастной рейтинг. Давайте серьезно. Это вранье, в нашей стране все покупают что хотят. Я считаю, что публика этой игры… мне хочется верить, что она моего возраста, но я сомневаюсь. Не забудьте упомянуть украинского блоггера, который написал в полигон. Как мне объяснил один знакомый игрожур, полигон — очень влиятельный сайт. Огромное спасибо Сергею Галенкину. Relic исказили историю. Непонятно для каких целей они выгораживают игру, заявляя, что Company of Heroes 2 исторически достоверна. Я не особо играю. Я из олдфагов. Последнее что я брал — Metro Last Light. Я ее прошел, но удивительно, что в кампании красные оказываются хуже бандитов. Это про будущее, я не могу цепляться. Игра не имеет отношение к прошлому. Еще я играю в Bioshock Infinite, Red Orchestra 2, Civilization V, Battlefield 3 и Age of Empires 3.
— Евгений «Bad Comedian» Баженов, видеоблоггер
Дальнейшие события стали нарастать как снежный ком. Сразу же после появления видео студент из Ярославля по имени Антон Брежнев, возмущенный подобным поведением Relic Entertainment, начал сбор подписей для своей петиции о снятии с продаж игры Company of Heroes 2 в цифровом магазине Steam. Всего петиций было 2: одна адресована директору компании 1С-СофтКлаб, другая — Steam. Стоит отметить тот факт, что толчком для сбора подписей, по словам Антона, стало именно то самое видео Евгения. Мы связались с Антоном и он в своем комментарии рассказал следующее:
_»Я — студент-педагог, учусь на историческом факультете специализированного педвуза. В ходе обучения мы рассматривали достаточно подробно очень многие вопросы как на семинарских занятиях с лучшими преподавателями Южного Урала, так и в научной работе (спектр оных для конференций у нас широк, от Древнего Мира до современности). __И нас приучили к двум вещам — (1) верить нельзя никому до тех пор, пока не будет представлен источник (в случае исторического исследования источником может быть только документ, остальное — в лучшем случае литература и поддержка) и (2) мыслить надо самостоятельно, привлекая данные из смежных наук в том числе — но работать исключительно методами исторической науки. _Т.е. все “воспоминания ветеранов”, “мемуары диссидентов” — как свидетельствующие “за” спорный сюжет CoH 2, так и против него — пустой звук до тех пор, пока не будут представлены источники по вопросу.
Я — фанат оригинальной CoH, и пусть я не могу сказать что я в ней особенно хорош (да что там сказать, я слабый игрок, менее половины игр выиграл) — мне нравится механика игрового процесса. Тем более, что в оригинальной CoH геймплей связан с классической историей про героев — тем более американцев, милый, почти ванильный стереотип. Посмотрев на цену коллекционки, понял — не потяну. Ибо студент. Взял обычную копию игры. Довольно долго не лез в сингл хотя бы потому, что оптимизация игры оставляет желать лучшего (у меня для игр ноут ASUS K53SV(m), который на i7). Сыграл под двадцать боев в мультиплеере, где меня раскатали в ноль немцефилы на огнеметных тачанках, и забросил вопрос. Сессия ко всему же.
Тут выходит обзор от Евгения, которого я очень ценю на щадящие наши нервы рецензии фильмов от МинКульта и МинОбрНауки — например, “Сказка есть”. Смотрю и, мягко говоря, офигеваю. Не верю — ибо те, с кем судьба сталкивала из англоговорящего коммьюнити, весьма лояльно относились как ко мне, так и к России и русским в целом. Сажусь и прохожу сам. Что я вижу. Евген ни разу не соврал, и пару откровенно интересных мест пропустил. Из-за ограничений по времени, надо полагать.
_Описать ощущения от игры в одиночку трудно без мата, и в целом мне, как человеку, знающему достаточно много о периоде, хотелось душ принять — чтобы смыть негатив. В курсах методики преподавания истории и использования компьютерных технологий в образовании (ИКТ) вынес для себя важный момент — интерактивность учебного процесса повышает усвоение знаний кратно. _
Пройдя две практики в школах и собираясь на третью, отмечу — знания у школьников практически на нуле, даже у отличников. И они этого не понимают — у них нет целостной точки зрения на исторический процесс, не говоря уже об отдельных периодах. Именно поэтому я считаю, что на пустое место такая вот, мягко говоря, некорректная информация ляжет на ура. И усвоится хорошо.
Почему я подумал о школьниках, ведь на игре стоит ценз 18+? Потому, что эта проблема не решена окончательно ни в одной стране мира. Отфильтровать контент невозможно, и очень важную роль играет осознание самим ребенком ответственности за просмотр материалов 18+. А этого понимания нет, более того — сейчас это считается “крутым” (престижным). Говорю как человек, наигравший под 500 часов в Доту 2 и участвующий в работе коммуночки, плюс как репортер игрового журнала “СТВОЛ” от WG.
Родители, говорят, должны осознавать опасность. Да, это, разумеется, здорово. В теории. Только на практике у них даже педкурсов времен СССР нет. Они не понимают и не поймут опасность происходящего без разъяснения извне хотя бы потому, что у них нет нужных знаний и умения их применять. И желания учиться тоже нет.
Я трижды обратился к Relic Entertinment (через тикет в саппорт, через форум и через FB) с просьбой поставить дисклеймер перед началом игры для пользователей из СНГ с указанием того, что «история и персонажи вымышлены и не имеют отношения к реальности + история может быть оскорбительной). Ответа получено не было, хотя в соседних тредах Noun (коммьюнити-менеджер Relic) так жестко проехался по русским и российскому образованию, что у меня в горле комок встал.
Тогда в ходе обсуждения ситуации в паблике Bad Comedian я создал эту петицию, предварительно изучив как сам процесс работы с ней, так и примеры сработавших ранее вариантов.
Ее цель, как видно из названия — сделать невозможным факт расширения игровой библиотеки пользователей Steam из СНГ этой игрой. Т.е. чтобы ее невозможно было присоединить к учетной записи, и таким образом предотвратить дальнейшее ее распространение. Это очень большой запрос.
Разумеется, что тогда, что сейчас я считаю, что вне зависимости от количества набранных голосов заявленная цель петиции достигнута не будет. Ее предназначение — в первую очередь собрать людей, которым небезразлично будущее, собственно, их детей, в одну коммуночку и привлечь внимание к вопросу. Сделать его обсуждаемым. И эта цель уже достигнута. К слову, петиция к 1С требовала гораздо меньшее, и направлена была как раз на достижение заявленного. И своей цели она тоже уже достигла.
_Уже после создания петиции к Valve я лично (не буду говорить за других) не раз обращался к разработчикам с конкретными мерами по урегулированию вопроса. В частности, кроме дисклеймера предлагалось запилить урезанное издание (без сингла) для СНГ, которое распространялось бы по сниженной цене (все-таки неполный продукт). За этот топик я был забанен Науном, сам топик — сразу же закрыт и по истечении некоторого времени потерт (хотя скрины у меня остались). Собственно еще тогда петиция воспринималась как последнее средство, вытянутое из рукава исключительно из-за молчания разработчиков и отсутствия контакта. _
Я и Петр безмерно благодарны руководству 1C за их человечную реакцию и отклик на просьбы покупателей. Поверьте, благодарные люди своим кошельком не раз проголосуют после этого за 1С. Примерно тогда же у наиболее радикальных товарищей возникла идея набежать на Метакритик, Геймстоп и группу в Стиме. Я ее изначально не очень одобрил, т.к. всегда старался придерживаться конвенционных и цивилизованных способов взаимодействия с людьми, но, как говорится, свой вклад в развитие ситуации эти набеги сделали.
Мой отзыв с нулем на Метакритике, впрочем, есть — где указано в недостатках не только наличие убогого сюжета одиночной кампании, но и вторичность контента (и его ограниченность), но и перекошенный в сторону немцев баланс.
Теперь, когда петиция к 1С достигла успеха, мы постараемся использовать ее в качестве прецедента и еще раз обратимся к СЕГЕ и Релик.
_Что же до нераскрытых в рассказе вопросов, то дам по ним отдельный ответ. __Никто не “решает судьбу игр” через петиции. Это крайнее средство, к которому имеет смысл прибегать только при отсутствии контакта с разработчиками/издателем игры. К тому же, разработчики, также как и издатели, могут и не предпринимать действий по этим петициям. Это их право в условиях рыночной экономики, просто кто-то ценит свою репутацию и пытается ее спасти (1С), а кто-то нет. _Петиция в любом случае есть обращение к совести людей. Если у них совесть есть — хотя бы рудиментарная — то петиция сработает. Для других случаев есть обращения в прокуратуру и в суд.
Стоит ли и дальше практиковать подобного рода “петиции” к разным играм, каким критерием должны обладать проекты, чтобы попасть под запрет?
Стоит для начала обратиться с конструктивными предложениями к разработчикам. Прежде, чем выражать протест, надо:
1. Организовать самих себя
2. Выработать более-менее общую линию поведения
3. Выдвинуть замечания и предложения от коммьюнити
_4. Получить ответ. _
В случае с Relic все указанные шаги были сделаны, ответ был получен крайне оскорбительный, и петиция — закономерное продолжение конфликта.
Критерии? Разумеется, первый и самый главный — игра не должна позиционироваться создателями как аутентичная. Если они изначально заявляют, что делают клюкву — RA тот же, или CoD, то к ним нет и не может быть особенных претензий. При этом не надо идти на поводу у сторонников CoH 2 и искать “глубинный смысл” в словах разработчиков. Надо язык знать, а не тыкать пальцем в гуглоперевод. Второй критерий — это воспитательная опасность, связанная с интерактивом. Т.е., грубо говоря, если игроку предлагается самому осуществить предосудительные действия — то да, это опасно. Если предлагается просмотреть ролик — то намного менее опасно. Первые перерабатывать или запрещать действительно нужно, вторые — зависит от ситуации. Третий критерий — это сбалансированность повествования. Образно говоря, игры, которые одинаково поливают дерьмом всех участников процесса, могут остаться на совести разработчиков. Тут зависит от конкретного случая. Игры, где только одна сторона демонизируется — как в CoH 2, однозначно относятся к пропаганде и должны запрещаться. Последний критерий, относящийся по большей части к исторически аутентичным играм — это вопрос исторической справедливости. Да, я умышленно использую ненаучный, даже можно сказать — антинаучный термин. Нет в истории справедливости. Но в контексте ситуации люди принимают решения, и трактовка событий должна идти с позиции непосредственных участников, с тех, кто жил в тех системах морально-нравственных ценностей.
Поэтому если речь идет о WWII — обратитесь к мнению Запада о России в тот момент. Посмотрите на их агитпроп — солдат РККА — брат, советский человек — герой, СССР — оплот борьбы против нацизма. Нацистская Германия там — однозначное зло, великое, но ЗЛО. Которому нет и не может быть оправдания. Посмотрите на агитпроп того времени в СССР — та же картина. Союзники — братья, товарищи, помощники. Если уходить от понимания принадлежности событий к периоду, то можно, как разработчики CoH 2, удариться в ревизионизм. В пресловутое “переписывание” истории, в пропаганду.»
**Вывод номер три:**необходимо четко понимать, что любое творческое произведение, основанное на реальных исторических событиях, всегда будет сталкиваться с битвой между вымыслом и правдой. Причем у каждого трактующего правда будет своя.
Уже через сутки началась лихорадка. Украинский блоггер и директор по маркетингу компании Nival Сергей Галенкин написал свои впечатления о Company of Heroes 2. Его статья впоследствии послужила основой для материала на игровом сайте Polygon.com.
В тот же день игровой журналист и редактор Канобу.ру Виктор Зуев выступил на телевидении “Комсомольская Правда” в ток-шоу «Особый Случай», где главной темой выпуска стала эта стратегия.
**Вывод номер четыре:**Если событие выскочило за пределы индустрии нужно как можно более четко обозначать свою позицию в этом вопросе.
Комьюнити-менеджер Company of Heroes 2, Бобби Миллер (Bobby “Lynx” Miller), увольняется из компании. Несмотря на хорошие продажи игры, его контракт 31 июля якобы “истекал”.
Тем временем на игровых порталах вовсю появляются низкие оценки пользователей и гневные комментарии в адрес разработчиков.
Оценка пользователей Канобу: 4.5.
Вывод номер пять: Если с горы покатился снежный ком, то он обязательно превратится в лавину.
Компания «1С-СофтКлаб» сообщила на своем официальном сайте о том, что сняла с продажи игру Company of Heroes 2. Как нам стало известно, компания 1С-СофтКлаб обратила внимание на сложившуюся вокруг игры ситуацию, и посчитала необходимым снять игру с продажи в виду не совсем корректной трактовки эпизодов Великой Отечественной войны. Решение было принято на основании собственной внутренней цензуры и носит, скорее, упреждающий характер, дабы не раздувать историю в более сложные формы.
“В связи с обращениями пользователей, считающих недопустимыми ряд эпизодов игры, компания «1С-СофтКлаб» приняла решение c 26 июля 2013 г. остановить продажи компьютерной игры Company of Heroes 2 (разработчик – Relic Entertainment, издатель – SEGA) на территории Российской Федерации и СНГ. В данный момент мы анализируем ситуацию и проинформировали об этом разработчика и издателя Company of Heroes 2.”
Мы попросили прокомментировать все произошедшее известных игровых экспертов: Сергея Галенкина и Сергея Климова.
Про Полигон — не было особой истории. Обсуждали с другом с западного игрового сайта (точнее я ему плакался в жилетку) изображение русских в играх и то, что русской игровой прессе на это наплевать. Он предложил написать статью для их сайта про то, что не так в COH2. По итогам он статью не стал публиковать, но переслал ее в Polygon, где уже заинтересовались темой. Про запрет — нет, я считаю, что запрет на игры — это неправильно. Потому что у игр есть право на свободу слова точно так же, как и у фильмов. Никто же не запрещает “Утомленные Солнцем 2”. Петиции — не дубина для издателей. Петиции показывают разработчикам, что игроки не хотят лапшу в исторических играх, они хотят более-менее правдободобного изображения событий. Никто не писал петиций про Red Alert или Singularity, потому что от игр в фантастическом сеттинге игроки не ждут правдоподобности. А от игр про WW2 — ждут. Петиции писали и будут писать. Я вообще считаю, что петиции, как способ выражения мнения — это хорошо. Запрет — не хорошо.
— Сергей Галенкин, директор по маркетингу компании Nival
Победа над клюквой произойдёт не тогда, когда все американские и канадские игры запретят, а тогда, когда в Америке и в Канаде снова начнут играть в российские и украинские игры.
Это очень здорово, что Polygon для своей статьи смог предоставить слово не только канадским разработчикам, но и польским, украинским и американским комментаторам. Статья довольно взвешенная и по прочтению каждый может сделать собственные выводы. «1С-СофтКлаб» — частная компания, и она имеет право поступать так, как сама считает нужным, взвешивая вопросы как прибыли, так и личной позиции собственников. Допустим, лично я выступаю против дискриминации LGBT сообщества и если бы моя компания занималась дистрибуцией игры, которая бы показывала LGBT-персонажей в негативном свете, то я бы без вопросов снял такой проект просто потому, что я не поддерживаю подобную пропаганду в принципе – в играх, в кино или где-либо ещё. Так что с моей точки зрения, компания «1С-СофтКлаб» в данном случае продемонстрировала собственную позицию, причём насколько я понимаю – ещё задолго до того, как петиция успела набрать свои тысячи подписей, к чему стоит относиться, как мне кажется, исключительно с уважением: у людей есть определённая позиция и они не стесняются её высказывать. «Дубинкой» можно считать законодательные ограничения, публичные же проекты вроде петиций я считаю позитивным движением: не важно, по поводу чего эта петиция, важнее то, что игроки учатся коллективным действиям. Сегодня собрано 21,000 голосов против продажи Company of Heroes 2, а завтра, быть может, будет собрано 210,000 голосов против цензуры в играх, почему бы и нет? Жалко, кстати, что уже не получится проверить действенность подобных инструментов против низкокачественных проектов вроде Lada Racing Club: вот где пришлась бы к месту петиция о прекращении продаж в связи с ужасным качеством и введением потребителей в заблуждение. Лично мне очень не нравится отредактированная версия как Второй мировой войны, которую нам скармливают российские государственные информационные каналы и популярная литература. У меня в этой войне погибли оба деда… Один в 1941, другой в 1945. И мне стыдно смотреть, как в последнее время быдло, не пропускающее ни детей, ни старушек через пешеходный переход, вешает себе на внедорожники, дёрнув пива, наклейки «Спасибо деду за победу», превращая многогранную трагедию в лёгкий PR-фарс. Победа во Второй мировой войне далась ценой невероятных потерь, и достигнута была не благодаря стратегии высших чинов армии, а вопреки многим сотням и сотням грубых ошибок, которые в те годы совершило руководство страны, не ставившее ни во что ни жизни простых солдат, ни жизни населения республик. О какой гордости за советский флаг и за СССР можно говорить, если под этим флагом и именем этой страны советских солдат, попавших в немецкий плен, но сумевших оттуда сбежать и вернуться на Родину, судили как предателей и отправляли в лагеря? О какой «великой стране» можно говорить, однажды посетив музей ГУЛАГа? И как можно называть Московский университет памятником замечательного времени, зная, что во время строительства этого здания на нескольких этажах содержались заключённые, которых угрозами заставляли работать? Я бы очень хотел увидеть игровой проект по Великой отечественной войне, где главными действующими лицами были бы советские люди, защищающие свои деревни и свои города как от фашистов, так и от гэбистов и политруков в тылу; проект, в котором акцент был бы дан на героизме и жертвах простых людей и на невероятном ужасе охватившего в те годы мир кровавого сумасшествия (что на фронте, что в тылу) – а не на прославлении очередного «великого кормчего», будь то «великая американская армия» или «великая Красная Армия». Настоящими героями были партизаны, лётчики, разведчики, связисты… А командование у всех сторон было настолько измазано в политике, что даже нет смысла пытаться это отмывать, и это касается не только Второй мировой, это касается и Вьетнама, и Кореи, и Афганистана, война – это ужас, это ад на земле, и лично я выступаю категорически против прославления подобного сумасшествия, будь то патриотические проекты из США, Великобритании или России. Что касается непосредственно Company of Heroes 2, то для меня это клюква, но клюква, я считаю, очень полезная для сегодняшнего момента. Я бы очень хотел, чтобы все эти тысячи критиков и авторов истеричных «запретительных» комментариев подумали над такой простой вещью: Правительство Канады уже много лет активно поддерживает игровую индустрию, помогая студиям вроде Relic создавать игры и издавать их по всему миру, и как результат – разработанная ими игра Company of Heroes 2 сейчас в международном списке бестселлеров, с продажами, которые превысят (если ещё не превысили) миллион копий. Параллельно с этим в эти же годы правительства России и Украины уже много лет активно разваливают отечественный малый и средний бизнес, разворовывая деньги на проектах вроде «Сапёра» для Министерства Обороны (на котором было «освоено» 36 миллионов рублей), и как результат – на сегодня многие из лучших программистов, дизайнеров и художников из российской и украинской игровой индустрии были вынуждены уехать в Калифорнию, Канаду и Германию. Кричать «так нельзя!» и «да как вы смеете!» глупо — точно так же можно пойти покричать про вред американского кинематографа, с таким же нулевым результатом. В данном случае мы имеем дело с борьбой культурных программ целых стран, и побеждает та страна, чьи студии более конкурентоспособны. Будут хорошие отечественные игры про Вторую мировую – будет услышана и наша с вами точка зрения на эти события. Только для этого надо игры хорошие делать, а не кулаком по столу стучать. Несколько лет назад весь мир, включая США, играл в разработанную в Москве игру «Блицкриг», в разработанную в Киеве игру «Казаки», в разработанную в Северодонецке игру «В тылу врага» — проекты, созданные независимыми отечественными студиями без всякой поддержки государств. Но сейчас уже и этого нет, так как независимым студиям как среднему бизнесу и в России, и на Украине крайне плохо. Вместо того, чтобы направить упомянутые выше 36 миллионов рублей Минобороны на поддержку подобных студий, наши чиновники просто их разворовали, им не до образа советского народа в мировой культуре — им проще и дешевле напечатать и раздать «георгиевские ленточки», выведя под это дело сотни миллионов рублей. И вот что я бы хотел сказать всем тем, кого так возмутила клюква Company of Heroes 2: так будет продолжаться ровно до тех пор, пока на рынке снова не появятся качественные игры про войну, разработанные отечественными студиями. А студии, способные такие игры разработать, смогут вернуться в индустрию только тогда, когда в этой стране чиновники перестанут так нагло и так много воровать и прижимать любой негосударственный бизнес. Проблема выхода Company of Heroes 2 не в том, что канадцы облажались и дали в игре совсем уж дурацкий стереотип СССР – это было и будет, это часть рынка, Канада не обязана думать о чувствах российских игроков. Проблема в том, что ни России, ни Украине этому проекту банально нечего сейчас противопоставить, ибо деньги, которыми можно было бы поддержать схожие проекты, из государственных бюджетов уже украдены, а независимые студии в большинстве своём просто развалились на фоне давления на частный бизнес. И вот за это вы скажите спасибо руководителям своих стран. Вы просто подумайте, сколько рабочих мест для наших студентов и сколько новых игровых проектов можно было бы успешно запустить вместо строительства мало кому нужного моста на остров Русский стоимостью в $1 миллиард. Да что там, даже на 1/10 этих денег можно было бы разработать несколько супер-блокбастеров уровня Call of Duty с бюджетами по $100-200 миллионов. Но, увы, создавать хорошие игры, которые бы продвигали нашу культуру по всему миру, гораздо сложнее, чем просто тупо воровать бюджет и покупать на сворованное квартиры в Майами. Победа над клюквой произойдёт не тогда, когда все американские и канадские игры запретят, а тогда, когда в Америке и в Канаде снова начнут играть в российские и украинские игры.
— Сергей Климов, директор компании Charlie Oscar
Для полноты картины мы попросили юриста дать комментарий касательно запрета и скандала вокруг исторической достоверности игры.
“В Российском законодательстве существует Федеральный Закон Об Объектах Культурного Наследия Народов Российской Федерации, но закон защищает только памятники истории и культуры. Наша история не защищена. Но даже при существовании закона о защите истории и культурного достояния, мы не смогли бы привлечь к ответственности ни компанию-разработчика Relic Entertainment ни компанию-издателя SEGA – российское законодательство не действует за пределами Российской Федерации. А вот компанию 1С-СофтКлаб привлечь к ответственности можно. Петиция по своей сути — коллективное заявление, и вполне может привлечь внимание государства в том случае, если было нарушено законодательство. Чтобы не допустить передачи петиции в следственные органы, компания объявила об остановке продаж игры Company of Heroes 2, в связи с обращением пользователей. Зная как легко найти причину предъявить иск и начать судебное разбирательство, действия 1С-СофтКлаб вполне логичны, к тому же, демонстрируют лояльность своим покупателям.” — сообщает юрист.
Вывод номер шесть: В принципе вся ситуация показательна. С одной стороны прецедент создан. Простые геймеры понимают, что в их руках существуют инструменты влияния на издателей. С другой стороны издатели должны научиться жить в реалиях современной России, уделяя больше внимания тем вопросам, над которыми ранее вообще не задумывались. Кроме того пора осознать, что видеоигры уже стоят в одном ряду с кино, телевидением и другими творческими средствами самовыражения, за которыми присматривает не только государство, но и простые граждане. Индустрия уже не может, как прежде, верить в то, что ей удастся отсидеться в “тихом окопчике”, пока снаружи бушуют страсти. История с Company of Heroes 2 привлечет к играм еще больше внимания государственных мужей. И вот тут игры (в лице представителей индустрии) должны выработать свой собственный механизм формирования положительного общественного мнения при любых возникших форс-мажорных ситуациях. И если сменить “политику страуса” на “политику носорога”, то можно будет заложить фундамент для более далекого горизонта временного планирования, чем имеется в настоящее время.