Batman the enemy within обзор

Batman: The Enemy Within

Рецензия на игру

Из моих последних рецензий и осторожных комментариев может сложиться впечатление, будто я так сильно ненавижу супергеройские комиксы, что даже кушать не могу.

На самом деле это не так.

Даже для супергероического жанра есть вполне определенное место – такие комиксы хорошо ложатся в нишу, прежде занятую различными легендами и мифами о героях. Именно оттуда произрастают все архетипы супергероики – как сюжетные, так и персонажные. Протагонистами таких историй выступают зачастую всякие там дети богов, сами боги или просто любимцы сверхъестественных сил, которые ввязываются в самые разнообразные приключения и формируются, как личности. И главная функция и задача подобных мифов – поучительная. Но не в смысле чистого морализаторства, а в плане постановки моральных и этических вопросов. Как можно поступать, а как нельзя? Что хорошо, а что плохо? Это всегда основа для дискуссии.

К сожалению, в современном понимании супергеройский комикс выродился во что-то очень и очень странное. Компания Марвел опустила этот жанр до чисто животного, и чуть ли не физиологического удовольствия, лежащего примерно на одном уровне с поеданием нямки и занятием сексом. О чем вообще можно дискутировать после просмотра каких-нибудь «Мстителей» – большая загадка. Большую часть хронометража занимают приколы и экшен, и вся дискуссия по фильму сводится к пересказу шутеечек, или обсуждения кто и как кому вмазал.

Значительной части зрителей всё это страшно нравится, но лично я считаю такой подход к супергеройским комиксам печальным отуплением самого жанра.

А вот о правильном подходе к супергероям я и хочу сегодня поговорить. И поводом для этого стала игра Batman: The Enemy within.

Враг внутри

Постоянные читатели блога знают, что я очень люблю интерактивные фильмы от студии Telltale и никогда их не пропускаю. Но на первый сезон «Бэтмена» я даже обзор в своё время писать не стал – игра вышла предельно слабой. Геймплей и сценарий иногда проседали настолько, что играть становилось невыносимо скучно. Поэтому ко второму сезону я подходил уже с огромной опаской и скепсисом.

Но Enemy within буквально с первых же сцен развеивает любые сомнения. И вот, спустя полноценных пять эпизодов, я могу с уверенностью сказать, что это не только одна из самых выдающихся игр Telltale, но и одна из лучших комиксовых историй вообще.

Причем это именно супергероический комикс – такой, каким он и должен быть. С неоднозначными героями, которые совершают неоднозначные поступки. Сценарий крутит такие петли, что порой ставит всё с ног на голову, и игрок, взявший на себя задачу отыгрыша, оказывается в одной неловкой ситуации за другой. И причиной тому является как раз моральная неоднозначность всех героев и их поступков. Попытки натянуть черно-белую мораль на серый глобус обречены на поражение, и при игре в Enemy within не обойтись без маленьких договорняков с собственной совестью.

Взять хотя бы убийства, которые Бэтмен по канону не выносит. Казалось бы – убийца должен сидеть в тюрьме, да? Никаких сомнений. Но ближе к финалу игры тебе предстоит решить судьбу одной девочки, которая грохнула не самого приятного типа. Её тоже засадить в тюрьму? Так ведь не хочется же… В конце концов убитый был редким подонком, и всем на него плевать.

Может девочку того… простить? Типа, с кем не бывает? Подумаешь – хладнокровного грохнула какого-то урода. Но чего тогда стоят рассуждения о справедливости, которыми Бэтмен кормил всех встречных и поперечных пять эпизодов до этого?

И так практически с каждой моральной дилеммой в игре. Сперва ты убеждаешь себя что бывает ложь во благо, но вскоре ситуация обостряется, и ты вдруг понимаешь, что бывают и предательства во благо, и взятки во благо, и избиения свидетелей во благо, и под конец – пытки во благо. Следующий шаг, надо понимать – геноцид во благо.

В общем, принимать решения в Enemy within – истинное удовольствие, потому что Telltale наконец-то оформили полноценную реакцию на твои выборы. Не то, чтобы твои решения прямо каждый раз сильно разветвляли сюжет, однако последствия выбора всё равно ощутимы – и действия, предпринятые в начале первого эпизода, могут всплыть даже под занавес – это весьма круто.

Да и сама история просто отличная – насыщенная, небанальная, антигеройская. Помнится, в рецензии на «Отряд самоубийц» я стенал, что вместо истории об антигероях получился обычный прилизанный говноблокбастер, с нулевой степенью неоднозначности.

Так вот Enemy within как раз и дарит редкостное удовольствие от погружения в реально мрачную, антигеройскую историю. Если уж самого Бэтмена можно отыгрывать полной мразью, способной избить даже раненную девушку, которая пришла к нему за помощью (а потом ещё и свалить на неё вину за собственные грешки), то что уж говорить о его противниках? Загадочник, Харли Куинн, Джокер, Бэйн, Фриз – ублюдок на ублюдке, причем они тут вовсе не опереточные злодеи, а натуральные психопаты, от которых мороз по коже. Та же Харли, которая бродит с кувалдой и разбивает ей головы честных полицейских, может вызвать разрыв шаблона – на фоне «Отряда самоубийц»-то, где она была милашкой-обаяшкой.

При этом у каждого злодея – железобетонная мотивация и четко прописанный характер, под который придется подстраиваться. Сам же Бэтмен появляется не так часто – прямо как в фильмах Нолана. Большую часть времени мы играем за Брюса Уэйна, причем в некоторых эпизодах он не надевает костюм вообще. Очень круто.

Короче, история получилась просто первоклассная – не сомневаюсь, что со временем захочу её перепройти, пробуя иные варианты отыгрыша. Тем более, что Telltale в кои-то веки завезла в игру определенную нелинейность – пятый эпизод вообще имеет два различных варианта развития событий, в зависимости от того, кем станет Джокер под вашим чутким руководством. В предыдущих эпизодах тоже множество ситуаций, которые могут развиваться диаметрально противоположными путями.

А в чисто техническом плане Telltale демонстрирует уверенный рост. Картинка стала более плавной, а волосы героев больше не представляют из себя приклеенный к башке полигональный мэш – теперь это полноценные и красиво анимированные пряди. К тому же, судя по всему, Telltale сменили студию motion-capture, поскольку уровень постановки и хореографии возрос просто на порядок. Анимации плавные и естественные, операторская работа шикарная, и даже мимика у героев явно улучшилась – отныне у них не просто пять-шесть стандартных эмоций, которые включаются в зависимости от ситуации. Всё гораздо богаче и приятнее.

В целом же Batman: The Enemy within – наглядное доказательство того, что студия Telltale умеет удивлять, умеет работать над ошибками, и конечно же умеет создавать потрясающие истории, над которыми ты волей-неволей задумываешься. И пускай новый «Бэтмен» не перевернёт ваше мировосприятие, но это именно тот супергеройский комикс, с которым не стыдно водить знакомство. Пишу рецензию и чувствую, что хочу пройти игру снова. Отличная работа.

Обзор Batman: The Enemy Within — Episode 1: Enigma

Важно! В обзоре содержатся спойлеры, связанные с первым сезоном Batman: The Telltale Series.

Любые действия, какими бы они не были, имеют свои последствия. Этому важному уроку научился Брюс Уэйн в первом сезоне Batman: The Telltale Series. Стоит заметить, что студия решила переосмыслить некоторые каноны, связанные с персонажем. Томас Уэйн, отец Брюса, во вселенной игры был одним из самых влиятельных преступников в истории Готэма.

Его теневой бизнес и странные эксперименты в лечебнице Аркхэм породили террористическую группировку, получившую название «Дети Аркхэма». Их лидер, Леди Аркхэм, объединила свои силы с жаждущим мести и власти Освальдом Кобблпотом. Вместе злодеи перевернули жизнь Брюса Уэйна с ног на голову. Благодаря хитрым манипуляциям, они смогли лишить Брюса близкого друга, компании, поддержки со стороны влиятельных людей. Весь первый сезон ему в облике Бэтмена приходилось расследовать дело своей семьи, в котором перегрелись грехи прошлого и настоящего.

В финале первого сезона основные сюжетные линии героев и злодеев были закрыты. Почти все получили заслуженное наказание или прощение. Одним из занимательных моментов игры было пребывание Брюса Уэйна в лечебнице Архэма, в которой он впервые встретил пациента, зовущего себя Джон Доу. Безумная улыбка, странное чувство юмора, бледная кожа и неестественный зеленый цвет волос. Думаю, вы уже догадались, о ком идёт речь. Брюс сильно заинтересовал Джона, который смог увидеть в нем «скрытый потенциал».

Batman: The Enemy Within — трейлер

Второй сезон открывается с эпизода The Enigma. Сценаристы пока отодвигают Джона Доу на второй план, смещая внимание игроков на новых героев и злодеев. Очень хорошо в мир игры вписался Риддлер, которого озвучил Робин Аткин Даунс (Robin Atkin Downes). Telltale по-прежнему уделяет много времени раскрытию персонажей и их месту в общей истории.

Как и в случае с Освальдом Кобблпотом в первом сезоне, студия решила сделать несколько небольших изменений в характере Эдварда Нигмы и хронологии событий, в которых он принимал участие. В этой вселенной Риддлер был ещё до появления Бэтмена. Он терроризировал Готэма в те дни, когда Кармайн Фальконе, мэр Гамильтон Хилл и Томас Уэйн держали город железной хваткой. Нигма был настоящей звездой преступного мира, занимая положенное ему место.

Его возвращение в Готэм — это лишь начало погружения города в хаос и новый вызов для Бэтмена и Брюса Уэйна. Да. Это все ещё один человек, но Telltale старается создать два независимых образа, помогающих друг другу в сложных ситуациях.
В свойственной персонажу манере Риддлер немедленно начинает подвергать сомнению умственные способности окружающих «спасителей Готэма». В ходе драки в казино Бэтмен получает странную шкатулка-загадку. Её секрет должен быть раскрыт, чтобы никто не пострадал в будущем.

Основная часть эпизода отведена раскрытию тайны шкатулки и разбору последствий выборов, сделанных игроками по ходу сюжета. Проблемы, которые притягивает к себе Брюс, влияют и на его окружение. В этот раз Telltale не тратит время зря. Сюжет держит в напряжении. Постоянно что-то важное происходит на протяжении всего эпизода. А в финале игроков будет ждать обязательный клиффхэнгер.

Повествование во втором сезоне не претерпело существенных изменений по сравнению с предыдущим. Игра делится условно на три больших сегмента: диалоги, драки, исследования мест происшествия. Расследования включают в себя поиск подсказок, взаимодействие с объектами, восстановление цепочки событий и комментарии Бэтмена. Решение головоломок очень простое. Студия явно не хочет нагружать игроков, отрывая их от сюжета. Это сказывается на отыгрыше роли величайшего детектива Готэме, но понять такое решение Telltale можно.

Как и во всех играх Telltale, выбор в диалогах влияет на отношения между главным героем и другими персонажами, привнося в историю небольшие изменения. Диалоги неплохо написаны, персонажи чувствуются живыми, а в их взаимоотношения охотно веришь. Сюжет сталкивает Бэтмена и Риддлера, подвергая проверке принципы темного рыцаря. Во время решений жутких головоломок, похожих на ловушки из «Пилы», авторы пытаются раскрыть характер Брюса. Так ли он хорош в роли защитника города? Сможет ли он спасти всех?

Batman: The Enemy Within — дневник разработчиков

Параллельно этому развиваются и второстепенные сюжетные линии. В городе появилась государственная организация «Агентство», которая занимается отслеживанием злодеев. Руководит ей Аманда Уоллер. Поклонники DC оценят её появление. Многие могут знать её по фильму «Отряд самоубийц», в котором она собирала группу из самых опасных преступников для выполнения теневых операций. Уоллер регулярно плетет интриги, чтобы держать героев и злодеев в узде.

В игре она начинает подрывать дружеские отношения между Гордоном и Бэтменом, создавая раскол между ними. В будущем игроки увидят, к чему это приведет. Скорее всего, Уоллер будет на протяжении всего сезона поддерживать напряженную атмосферу в городе, преследуя свои цели. Эпизод заканчивается на неожиданном для Бэтмена повороте, который подчеркивает роль Уоллер в сюжете.

Конечно, много вопросов к появлению Джона Доу. Как он смог выбраться из лечебницы, кто ему помогает, как он повлияет на судьбу Брюса. Доу встречается с ним в самый неподходящий и неприятный для главного героя момент, чтобы напомнить о себе и об уговоре. Поведение Джона нестабильно, пусть он и старается сдерживаться. Он всячески хочет показать Брюсу, что они лучшие друзья, просто последний об этом не знает. Пока Джокер не раскрывает своих истинных мотивов, давая различные подсказки главному герою. Интересно узнать, к чему это все приведет.

Второй сезон Batman: The Telltale Series начался с очень сильного эпизода, который развивает сюжетную линию Джокера и вводит новых персонажей. На The Enemy Within определенно стоит обратить внимание сейчас или подождав выхода всех эпизодов. Все зависит от ваших предпочтений.

  • Telltale анонсировала новых Batman, The Walking Dead и The Wolf Among Us
  • Для Nintendo Switch будет выходить все больше игр от Telltale
  • Обзор Batman: The Telltale Series — Ep. 1-5

Обзор Batman: The Enemy Within — такого Бэтмена вы ещё не знали

Быть Бэтменом — круто. Рассекать по улицам ночного Готэма в бронированном бэт-мобиле, тенью скользить меж небоскребов, оказываться умнее противников и быстрее полиции. Быть Бэтменом — опасно. Сражаться со злом в одиночку, зная, что тебя поджидает смерть — от токсина Джокера, от челюстей Убийцы Крока или просто от кулаков какого-нибудь бугая. Впрочем, всё это мы и так знаем, спасибо серии Batman: Arkham. Второй сезон Batman: The Telltale Series о другом. О том, что быть Бэтменом — очень тяжко.

Больше, чем просто маска

Вечная проблема многих произведений о Тёмном Рыцаре Готэма — Брюс Уэйн, человек под маской, без супергеройского костюма получается невероятно скучным. Интересны разве что его трагическое прошлое, побуждающее бороться с преступностью, да куча унаследованных денег. Всё остальное — постольку-поскольку. Но только не у Telltale.

Здесь Уэйн — не бестолковый придаток к Бэтмену, который нужен только для того, чтобы периодически страдать. Он — местный аналог Джеймса Бонда, с арсеналом, которому позавидовал бы даже Агент 007 (вплоть до «умных» контактных линз). Там, где прочие проводили грань, разделяя Героя и Человека, Telltale заставляет их работать вместе. Но сотрудничество не оказывается взаимовыгодным — Тёмный Рыцарь постоянно впутывает наследника семьи Уэйнов в неприятности, заставляя его терять коллег и портить отношения с друзьями.

А ведь здесь Бэтмен не успел обзавестись целым выводком Робинов, и полагаться может только на себя и Альфреда. «Ты семья, Ал», — говорит Брюс дворецкому. И тут же печально умолкает, понимая, что больше никому не может этого сказать. Прежние союзники мертвы, а новых найти будет нелегко — кто захочет подвергать себя постоянному риску? А Уэйн заводить друзей попросту боится — слишком велик риск, что они узнают о его ночных похождениях. Бэтмен должен быть один — и Telltale мастерски передаёт его одиночество.

С такими врагами друзья не нужны

Но какой Бэтмен без целой толпы колоритных злодеев? И здесь авторы мастерски работают с устоявшимся каноном DC, представляя новых героев и показывая знакомые всем образы с неожиданной стороны. Ещё в первом эпизоде покойного Томаса Уэйна превратили в мафиози с хорошей репутацией. Из недобитого буржуя Пингвина сделали революционера в маске Чумного доктора. Наконец (спойлер!) из репортёра Вики Вейл сотворили суперзлодейку Леди Аркхем. The Enemy Within продолжает обходиться с населением Готэма по-своему — Джокер теперь дружит с Брюсом Уэйном, шлёт ему СМС-ки и делает весёлые селфи на похоронах. Загадочник из психа в идиотском котелке превратился в опасного и жестокого маньяка, а из его фирменной трости смастерили смертоносное оружие. Харли Квинн отныне — не подружка Джокера, и спокойно занимается злодействами самостоятельно.

Зато Аманда Уоллер — по-прежнему суровая бескомпромиссная руководительница, способная даже на Тёмного Рыцаря найти управу. Джим Гордон — комиссар в самом расцвете сил, и ни одна сцена с его участием не обойдётся без дыма от «Мальборо». Альфред — по-прежнему наш верный друг и советник, и есть нечто очень трогательное в том, как Брюс Уэйн называет его «Ал».

И Бэтмен здесь — привычный и хорошо знакомый. Он уже не новичок на улицах Готэма, а закалённый боец, который чувствует себя куда увереннее. И это отлично подчёркивают нововведения: теперь перед решающим ударом можно выбрать приём, которым вы отправите очередного злодея в нокаут. Вроде бы мелкая деталь — но она придаёт процессу нужной динамики. Да и в целом бои стали куда напряжённее — это, конечно, не Arkham, но поволноваться заставляет.

И на этом изменения не заканчиваются. Кто скучал по «Х это запомнит» — фразе, призванной создавать иллюзию выбора, мол, ваше решение на что-то влияет? Надпись, конечно, никуда не делась, но она теперь не одна — теперь во время диалогов появляется ещё и «Ваши отношения изменились». О том, что именно произошло, к чему привели ваши слова и поступки, можно узнать по завершении эпизода. Итог непредсказуем — честность, как выясняется, далеко не всегда оказывается лучшей политикой.

Загадка с известным ответом

Cерьёзные претензии можно предъявить лишь к «головоломкам» (кавычки не случайны). Telltale отлично удается показать, каких немалых душевных сил стоит ночная борьба с преступностью. Зато мозги напрягать вообще не нужно: уровень сложности в соответствующих сегментах падает до неприлично низкого. Понятно, что игры Telltale рассчитаны на самую широкую публику и его не стали повышать вполне сознательно. Но когда решение головоломок хитроумного Загадочника очевидно даже ребёнку, его репутация несколько меркнет. А заодно и образ величайшего детектива Бэтмена.

Но это, пожалуй, единственный серьёзный недостаток дебютного эпизода The Enemy Within. Со всем остальным явно проделана значительная работа. В том числе и на техническом уровне: первый сезон тормозил при каждом удобном случае, зависал на неопределённое время, а то и вовсе вырубался без какого-либо предупреждения. Во втором сезоне эти проблемы, к счастью, решили — всё запускается и работает почти без нареканий.

«Бэтмен знает, что он куда больше, чем просто человек в маске. Он стал легендой, символом, стихией» — говорит о своём воспитаннике Альфред в комиксе «Рыцари Готэма». Тот Бэтмен, которого нам показывает Telltale, пока ещё не достиг таких высот — но это и не нужно. Наблюдать за его развитием, его взлетами и падениями, невероятно интересно — сюжет, диалоги и постановка в The Enemy Within на высоте. А для тех, кому хочется почувствовать себя ожившей легендой, всегда есть серия Arkham.

Достоинства:

  • сохранён дух вселенной комикса, несмотря на все изменения;
  • драки стали динамичнее и бодрее;
  • в кои-то веки от управления не воротит;
  • Наши действия наконец-то хоть на что-то влияют;
  • в отличие от первой части, игра не тормозит, не зависает, и не загружается по пять минут;
  • отлично прописанные персонажи;
  • можно переброситься с Джокером парой весёлых СМС-ок (признайтесь, вы всегда мечтали).

Недостатки:

  • загадки сможет решить даже младенец;
  • следующего эпизода придётся ждать ещё пару месяцев.

Выходные данные

  • Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, OS X, iOS, Android (в октябре)
  • Разработчик: Telltale Games
  • Издатель: Telltale Games
  • Дата выхода в России: 8 августа 2017 года
  • Локализация: русскоязычные интерфейс и субтитры
  • Похожие игры: Batman: The Telltale Series, Marvel’s Guardians of the Galaxy, The Wolf Among Us, Tales from the Borderlands
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, особенно фанатам Бэтмена и игр Telltale

Batman: The Enemy Within

Batman: The Enemy Within – продолжение цикла интерактивного кино, рассказывающего о герое в маске и черном плаще. На этот раз геймерам предоставляется возможность повлиять на будущее не только Бэтмена, но и всего Готэма. Работайте под прикрытием, станьте личным другом Джокера, превратите его в чудовище или же неплохого парня – наконец-то в интерактивном кино появилась настоящая свобода, а не её иллюзия. Вышла игра в 2017 году, получив от восторженных игроков лучшие оценки, чем первый сезон – в среднем 7-8 баллов. Закрепляя успех, разработчики выпустили игру для большинства платформ: ПК, Xbox One, PS4, Mac, iOS, Android. Так что насладиться прохождением смогут поклонники компьютеров, приставок и мобильных платформ.

Особенности игры

  • Брюс Уэйн погружается в самую гущу преступного мира Готэма, работая под прикрытием.
  • Джокер ещё не стал злодеем и только от действий игрока зависит его дальнейшая судьба.
  • Решения геймера действительно влияют на сюжет, а не создают иллюзию этого.
  • Множество колоритных персонажей – как широко известных, так и совершенно новых.

Настоящая свобода выбора

Удивительно, но «Batman: The Enemy Within» стала первой игрой в жанре интерактивного кино, где у игрока действительно появляется свобода выбора. Конечно, это обещают многие. Но в большинстве случаев разные варианты выбора все равно приводят к одинаковому результату. Однако разработчики решили изменить это. Принимая решения, игрок точно знает, что оно повлияет на дальнейший игровой процесс. Это делает геймплей особенно интересным, реалистичным.

Особенно если учесть, что теперь есть возможность пообщаться с Джоном Доу – от того, какие поступки будет совершать герой, какие слова говорить, зависит и дальнейшая судьба Джона. Он может стать самым опасным преступником Готэма, так и остаться неплохим парнем, доверяющим Брюсу Уэйну и боготворящим Бэтмена. Разумеется, столь значимый персонаж повлияет на ход всей игры. Он чутко реагирует на поведение Бэтмена, радуется совместному селфи, постепенно становясь лучше или же хуже. Более того, у игрока есть возможность практически поработать его психотерапевтом. Давайте ему советы, как лучше поступать в жизни и в отношениях с Харли Квин. Создайте угрозу для всего Готэма или отведите её от города – все в ваших руках!

Двуличный Бэтмен

Сюжет в целом довольно хорош. С одной стороны Бэтмен старается спасти город от банды преступников, которую возглавляет Загадочник. С другой, сняв маску, Брюс Уэйн пытается влиться в эту банду, доказывая всем её членам, что он один из них, мечтает преумножить свое состояние, получить максимум власти над городом. Решение довольно опасное – после событий первой игры репутация Брюса и так серьезно покачнулась. К чему же приведет его попытка вывести злодеев на чистую воду? Вообще приятно, что игра получила множество новых особенностей, делающих прохождение особенно захватывающим.


источники:

http://vgtimes.ru/articles/41071-obzor-batman-the-enemy-within-episode-1-enigma.html

http://4pda.to/2017/08/19/346152/

http://playmap.ru/pc/action/7324-batman-the-enemy-within.html