Сломанная игра. Обзор Broken Age
Десять лет назад, никто и подумать не мог о том, что разработку игр можно профинансировать «в обход» кармана издателя и его желаний. Broken Age явился первой ласточкой, показавшей жизнеспособность модели краудфандинга.
Историческая часть
Восьмое консольное поколение, помимо деградации ААА-проектов до уровня условно-бесплатных гриндилок в открытом мире, впихивания различных повесток и нытья разработчиков о постоянных переработках, запомнится и расцветом инди-сегмента. Произошло это благодаря повышению доступности средств разработки, а также благодаря появлению механизма раннего доступа и краудфандинга.
Последний представляет собой добровольный сбор пожертвований от обычных людей. Разработчикам не нужно бегать за инвесторами и издателями, и убеждать их в том, что их проект будет кому-нибудь нужен. Можно напрямую спросить у аудитории: «Интересно ли вам это?».
Благодаря краудфандингу, вышли в свет очень интересные проекты, получившие очень тёплый приём у игровой аудитории, а парочку студий, краудфандинг спас от закрытия. Также, благодаря краудфандингу, вновь на слуху оказались имена, создававшие культовые игры, на заре расцвета игровой индустрии.
Одним из таких имён было Тим Шейфер – разработчик Full Throttle, Grim Fandango и Psychonauts. В феврале 2012 года им была объявлена компания по сбору средств на его новый проект, завершившаяся феноменальным успехом. Количество денежных знаков, полученных от «вложенцев», превысило требуемую сумму в восемь раз. Благодаря этому, получилось расширить список платформ, на которых игра будет выпущена, расширить языковую поддержку, и другие различные плюшки.
Но команда подошла к делу чересчур амбициозно, и в результате – собранных денег не хватило на полноценный проект. Было решено разделить игру на две части и выпустить их с небольшим перерывом.
В январе 2014 года свет увидела первая часть, а в апреле 2015 – вторая часть проекта Broken Age.
Гемплей
Перед нами — обычный квест, без каких-либо откровений в механике. Мир игры разделён на небольшие локации, между которыми игрок перемещается отдавая указания главному герою при помощи интерактивного курсора. На этих локациях мы общаемся с различными персонажами, слушаем комментарии героев игры по поводу того или иного предмета (*этих комментариев в игре очень много), находим различные предметы и заполняем ими свой инвентарь и решаем различные загадки.
Поскольку Broken Age изначально был небольшим проектом, и команда Тима Шейфера всё же адекватно оценивает текущую действительность, то игра вышла дружелюбной по отношению к «не-фанатам» квестов. Вылилось всё это в отсутствие в игре пиксель-хантинга, не особо большом количестве предметов в инвентаре (*по сравнению с квестами старой школы, инвентарь здесь мизерный), и наличие не особо сложных загадок.
Механика для квестов не является их краеугольным камнем (*но всё зависит исключительно от игры), она является подспорьем для рассказа истории в своеобразном мире, и для погружения игрока в этот мир. С этим игра успешно справляется до определённого момента.
JAAACK BLAACK. Справа
Сломанная игра
Проекты Тима Шейфера всегда выделялись своим визуальным стилем и юмором. Что касается первого – тут художники постарались на славу. По визуальному стилю, игра напоминает старые нарисованные мультфильмы, каждый кадр которых, так и просится на страницу какой-нибудь детской книжки. Что касается второго аспекта игр Тима Шейфера – юмора в игре очень много. Как в диалогах, так и ситуативного. Следует отметить — в Broken Age юмор сменился, он стал добрым. Никакой сатиры или чернухи в игре нет, максимум – лёгкое подтрунивание над некоторыми персонажами в некоторых ситуациях.
Игра рассказывает нам истории двух персонажей, различающихся по темпу и настроению, однако имеющие общие элементы. С одной стороны – нам рассказывают историю Веллы – храброй девушки из поселения Мёдоваров, решившейся пойти наперекор традициям собственного мира, и дать бой чудовищу – которому её хотели пожертвовать. Действие этой истории несётся вперёд – знакомя нас с новыми персонажами, представляя нам различные локации и головоломки, но спустя некоторое время — скорость сюжетного паровоза несколько замедляется.
С другой стороны – нам рассказывают историю Шая – юноши, путешествующего на космическом корабле, и день за днём выполняющего миссии по спасению плюшевых существ, надоевшие ему уже давным-давно. Всякая попытка к самостоятельности пресекается местным, заботливым, искусственным интеллектом. Действие этой части истории наоборот – еле тянется в начале, и набирает свой ход как раз перед моментом пересечения сюжетных веток двух героев.
После этого момента – игра ломается. Юмора и детской наивности становится меньше, появляется пустая беготня через несколько локаций, задачки становятся сложнее, а под конец – механика их решения начинает повторяться (*несчастный гексоня). Игра начинает раскрывать подноготную всех персонажей и увеличивать масштаб всего действия. После чего — резко обрывается.
Первая часть Broken Age рассказывает о взрослении, желании подростков выйти из-под опёки родителей и пойти наперекор устоявшимся традициям. Вторая часть говорит о том, что взрослая жизнь может очень сильно отличаться от изначальных представлений. Мир главных героев рушится, и они сталкиваются с проблемами, которые не могли себе представить. Если первая часть игры ощущается как короткометражка с хорошим заделом на продолжение, то вторая часть – наспех сделанным и кое-как законченным фильмом.
Игра показывает нам тёмную сторону мира Broken Age, вскрывает определенные проблемы – серьёзные проблемы, требующие серьёзных решений. Но вместо последнего – игра натягивает наивное детское лицо и говорит: «Вот! Проблема решена!». Такой подход сбивает с толку, и оставляет после себя значительное количество вопросов к миру игры. После созерцания финальной сцены хочется спросить: «И что это вот было?». Что авторы хотели продемонстрировать ей – понятно. Два разных мира нашли точки соприкосновения. Проблема только в том, что точки соприкосновения нашли одни люди с другими людьми, конфликт между которыми не является главной проблемой. Что первые, что вторые — были обмануты генетически модифицированной расой. Ожидаешь, что будет решён вопрос именно с данными существами – с корнем всех проблем, но по факту — об этом корне будто забывают.
Миссия по спасению вязанных существ в самом разгаре
По итогу – проект Broken Age не является чем-то невероятным и раздвигающем рамки жанра, сознания, или чего-то подобного. Это простой квест, в котором разработчики подняли несколько серьёзных тем, но не сумели толком высказаться по некоторым из них. Несмотря на это — игра оставляет после себя кучу положительных впечатлений. Визуальный стиль, юмор, история, мир — создали проекту по-детски наивное и очень доброе лицо, которым, в современной игровой индустрии мало какой проект обладает.
На этом всё. Спасибо за внимание.
Broken Age
Близкие по духу
В Double Fine работают весьма прогрессивные люди. Слава выходцев из LucasArts позволяла бы промышлять переизданиями, продолжениями, ремейками. Что же делали Тим Шафер и его студия? Они с головой окунулись в эксперименты: Psychonauts, Brutal Legend, Stacking. Короче, пытались не топтаться на месте, а найти свой путь, хотя и отклонились от классических приключенческих игр. Собирались с мыслями, видимо. И теперь, когда на сцену выходит Broken Age, становится ясно — путь найден.
Параллельные прямые пересекаются
В Broken Age параллельно развиваются две истории — и обе оборвутся в кульминационный момент, потому что вторая половина игры еще не готова. Но точки пересечения не видно почти до самой фразы «To be continued», потому что главные герои, Шэй и Вэлла, — обитатели двух разных миров.
Шэй — пилот исследовательского звездолета, жертва гиперопеки корабельного ИИ, который прикидывается его мамой и папой. GlaDOS наоборот, если грубо. Шэй, как и всякий уважающий себя подросток старшего школьного возраста, отчаянно стремится сбросить гнет заботы: ему надоел парад надуманных карамельных приключений (и — откроем секрет — он с лихвой хлебнет полноценных).
Вэлла — тоже жертва, но в буквальном смысле. Ее должны скормить местному чудищу Мог-Чотре, приземленной версии Йог-Сотота с недюжинным аппетитом. У Вэллы свой бунт: она не желает мириться с устоявшейся традицией ежегодно угощать монстра свежими девственницами и искренне радоваться этому. Ясное дело, Вэлла соскочит с вилки жадного бесформенного душегуба и умчится строить план мести.
Слезы клоуна
Broken Age простодушен, что совсем не характерно для Тима Шафера, чьи игры, как правило, удивительно циничны. Нет, без юмора здесь обойтись не смогли, и он почти того же качества, что и в лучшие годы. Однако теперь в шутках нет ядовитой сатиры, как, например, в Full Throttle. В Broken Age не высмеивают, а по-доброму хихикают. Даже обманщик-сектант не нарисован злодеем, он всего лишь плут. Смысловая разница невелика, а вот эмоциональная — огромна.
Что гораздо важнее, это не шутки ради шутки. Уже в The Cave виртуозы бинарного пера научились маскировать слезы за смехом, и Broken Age с успехом продолжает это делать. Ха-ха! Доходягу Шэя снова задушили в объятьях плюшевые недоумки! А Шэй между тем готов рискнуть миссией и собственной жизнью, лишь бы выбраться из замкнутого круга. Это не трагедия личности в полной мере, а скорее внутренняя грусть, без которой клоун — не клоун. Внешняя трогательность от этого только делается ярче и избавляется от слащавости, неизбежно преследующей игры подобной стилистики.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: свойственна игре и некая неопределенность бытия. Затисканный космонавт однажды дорвется до настоящего дела и будет чертовски этому рад, но зрителя-игрока не может не смущать то, сколь игрушечным выглядит это «настоящее дело». Проверить бы с помощью волчка, но это совсем другое сновидение.
Broken Age словно нарисовали цветными карандашами, а персонажи напоминают героев из детских книжек-сказок с выдвижными картинками. И анимированы славно. Вэлла вышагивает деловито, словно пестрая птичка (ее наряд и перышки на голове не оставляют места для других аналогий), усы ее дедушки-бунтаря словно живут своей жизнью — тоже, наверное, бунтуют. Кое-кто, однако, не дозвонился до доброй феи и шевелится не так ловко — например, волк-подпольщик Марек. Ему мы простим неуклюжесть: в ростовом костюме не очень-то удобно.
Но все же стиль и сценарий прочно припаяны друг к другу, условности не вызывают вопросов, а мотивы персонажей предельно ясны. Единственная уязвимость, которая могла бы раздуться до зияющей пробоины, — это геймплей.
Каждый винтик, каждый ноготок
Здесь положено устроить истерику и, задыхаясь от слез, жаловаться на «оказуаливание». Прикинуться косным ретроградом и жалеть о былых временах, когда головоломки решали всем подъездом.
Но стоит отринуть агрессивно-наступательную ностальгию по зеленой траве, как Broken Age кажется именно таким квестом, которого хочет коллективное бессознательное. Осторожный компромисс между сложностью эпохи VHS и современным феноменом интерактивного кино.
В Broken Age есть и проблемы, и головоломки, и инвентарь, который время от времени даже забивается хламом. Среди задач есть и такие, которые могут ненадолго поставить в тупик. Препятствием для игрока вместо странной и неочевидной логики становится большой размер и запутанность уровней, обилие персонажей и предметов в инвентаре. В остальном сложность прохождения минимальна и не требует экстраординарных умственных усилий. Подумать придется, но без отчаянного перебора предметов и поиска решений в интернете обойдемся. Во второй половине Broken Age, кстати, обещают более мудреные загадки, но насколько они действительно будут сложнее?
В любом случае, подход Double Fine не рубит повествование на короткие фрагменты между «затыками» — с одной стороны, и не превращает геймплей в череду QTE, которые иногда и провалить-то нельзя, — с другой. В Broken Age сохраняются и целостность повествования, и ценность геймплея.
Несомненно, этот расклад многих не устроит. Например, игроков старой закалки, которых разгадка особенно упорной головоломки где-нибудь в The Secret of Monkey Island приводила в феноменальный восторг. Но когда ты два часа кряду соображаешь, что сделать с самым большим в мире мотком шпагата в Sam & Max: Hit the Road, забываешь, какого черта Сэм и Макс вообще потеряли в этом месте и что их волнует в долгосрочном порядке. Потому щадящая сложность в Broken Age — не столько «оказуаливание» и катастрофа вселенского масштаба, сколько жертва сценарию. Вполне сносная жертва, если посмотреть на некоторых.
Broken Age — это комплекс удачных сочетаний и компромиссов. Только так и можно было избавиться от долгоживущего штампа «юморной квест как у Lucas Arts». Трава зеленее и все такое. Broken Age — произведение другого рода, близкое к классике Lucas Arts, но — с другими ценностями.
Broken age ps vita обзор
Три года назад началась длинная эпопея с релизом последнего творения Тима Шейфера и студии Double Fine — Broken Age. Собрав нужную сумму денег на небезызвестном сайте Kickstarter, команде разработчиков удалось выпустить к концу второго года только первый акт из двух запланированных. Прошел еще один год и вот на полках магазинов появилось долгожданное продолжение, а вместе с ним и полноценная версия для консолей PlayStation 4 и PS Vita. Стоило ли оно того? Однозначно да, ведь только Double Fine удается сохранить заданную ей же планку качества и остаться тем самым островком свободы и креатива, которого так не хватает в современной игровой индустрии.
С первого же кадра основная сюжетная линия делится между двумя главными героями — простоватым пареньком Шеем Вольтом и молодой красавицей Веллой Тартин. Первый живет довольно скучной жизнью на огромном космическом корабле, за которым присматривают надоедливые «Мамочка» и «Папочка», а второй придется стать еще одной случайной жертвой, принесенной в качестве подарка огромному чудовищу Мога Чотра, терроризирующему её родную деревню. На первый взгляд у двух этих персонажей нет ничего общего и каждый из них неровня другому, но это абсолютно не так, ведь их объединяет одна жгучая страсть — во что бы то ни стало изменить собственную судьбу и пойти наперекор всем правилам вселенной. И в один прекрасный момент им удается это сделать, а их миры неожиданно сталкиваются друг с другом, соединяясь в одно прекрасное целое. Талантливые сценаристы вместе с самим Шейфером ставят перед игроками довольно сложные философские вопросы о воспитании детей, религиозном фанатизме и неумении людей в нашем современном мире думать разносторонне, выбирать альтернативные пути развития.
Каждый из эпизодов за героев можно пройти по отдельности или параллельно, переключаясь между ними в специальном отдельном меню. Игра в буквальном смысле переполнена необычными, запоминающимися второстепенными персонажами и такими же в хорошем смысле абсурдными диалогами. Чего стоит только одна словесная перепалка с говорящим деревом, слишком сильно любящим «пошутить» или радостные вопли одной «умной» ложки. Каждая линия по-своему интересна, предлагая целый ворох красочных локаций и интересных событий. Общая динамика и накал страстей не утихает ни на минуту, а общая концовка в первом акте умудряется перевернуть истории с ног на голову, чтобы потом аккуратно вывести к единственно верному финалу. Хотя стоит сразу же честно признаться, что и после просмотра финальных титров остается множество вопросов к сюжету и в особенности, мотивам главных злодеев, но к счастью, о них быстро забываешь, а в вашей голове остаются только приятные воспоминания о восьмичасовом приключении.
Что касается игрового процесса, то перед нами вырисовывается классический представитель своего жанра с шикарным юмором, уморительными диалогами и типичными-нетипичными для таких игр головоломками. Правда, сама сложность проекта немного непропорциональна, вначале предлагая вам нетрудный забег по первому акту, а затем сменяя его более сложными загадками с использованием двух героев одновременно. Но это ни в коем случае нельзя записывать в минусы проекта, тем более, если вы считаете себя старым поклонником жанра. Частенько вам придется даже записывать ваши дальнейшие действия, чтобы не перепутать их впоследствии не повторить некоторые действия с самого начала. Далеко не все загадки можно решить только за счет обычной логики. У вас должно быть богатое воображение, а также отличная память, ведь многие моменты связаны друг с другом, а некоторые решения даже зависят от событий, произошедших в предыдущем акте. Конечно, никто не станет отрицать, что в любой момент можно спокойно открыть интернет, найти нужное руководство и в два счета пройти всю игру, но какой тогда в этом интерес? К тому же, сам господин Шейфер честно предупредил всех своих поклонников, что оба акта нужно проходить вместе, запоем, иначе вся таинственная магия проекта может легко испариться.
Впрочем, еще одной «звездой» нашего сегодняшнего шоу является визуальная составляющая игры, за которую отвечали художники Ли Петти и Натан Стэпли (успел поработать над всей серией Monkey Island). После первых же минут знакомства с проектами складывается такое прекрасное ощущение, будто бы перед вами вовсе не игра, а детская книжка с красивыми иллюстрациями. Все детали и объекты вырисованы с особой тщательностью и любовью, а каждый персонаж обладает не только собственным типажом и характером, но и прекрасно анимирован. Смешные выражения лиц, космический корабль, выполненный в духе большого парка развлечений, маленькая деревня в облаках, неповторимые декорации, да и каждый отдельно взятый мазок краски — все это делает Broken Age одной из тех игр, которую собственно и стоит проходить ради только одной графики.
Добавьте к этому изумительные звуковые эффекты и бодрое музыкальное сопровождение, ловко жонглирующее вашими эмоциями. Эпичные партии медленно перетекают в красивые, слегка меланхоличные мелодии, напоминающие о безвозвратно ушедшем от нас золотом веке жанра приключений. Они идеально передают чувства героев и наполняют окружающих их мир новыми красками, создавая тем самым неповторимую атмосферу сказки. И за это стоит отдельно поблагодарить Мельбурнский симфонический оркестр и известного американского композитора Питера Макконнелла, успевшего поработать над всеми известными играми Double Fine (Grim Fandango, Psychonauts, Brutal Legend, Costume Quest). Настоятельно советуем проходить Broken Age в наушниках, а если не жалко 99 рублей, то приобрести весь саундтрек в российском отделении iTunes.
Голливудскому же актёрскому составу удается не просто дополнить предыдущий пункт нашего обзора, но и поставить красивую жирную точку, завершив тем самым блестящее полотно, собрав всего его части воедино. В главных ролях выступают Элайджа Вуд («Властелин Колец», «Факультет») и Масаса Мойо («Американский папаша», Jade Empire), а на подхвате у них целая плеяда знаменитостей — Уил Уитон, Дженнифер Хейл, Джек Блэк и даже создатель популярного мультсериала Adventure Time Пендлтон Уорд. Именно их талант и великолепная актерская игра скрашивают некоторые грубые углы сюжета, фразы их персонажей звучат очень убедительно, а смешные сцены хочется пересматривать по нескольку раз.
PlayStation 4 | PS Vita |
И хотя студии Double Fine на этот раз удалось избежать множества проблем, связанных с загрузкой сохранений с облачного сервиса и просадкой частоты кадров, которыми страдало недавнее переиздание Grim Fandango, версия для карманной консоли PS Vita все равно проигрывает своему «старшему брату» по нескольким параметрам. Во-первых, она слишком долго думает при загрузке любых сцен (от 10 до 15 секунд), постоянно демонстрируя черный экран и маленькую надпись «Loading. ». Кому-то это может показаться ерундой, но поверьте на слово, в такой игре как Broken Age, все эти подзагрузки со временем превращаются в самое настоящее мучение для ваших нервов. Во-вторых, железо PS Vita почему-то снова не может воспроизвести достойный уровень графического исполнения, демонстрируя низкое разрешение и смазанные фоны. С другой стороны можно только порадоваться, что за одну цену вы получите сразу две версии, которые без каких-либо нареканий работают с системой cross-save (перемещение сохранений). То есть, в любой момент вы можете начать играть на одной платформе, а продолжить свое приключение по красочному миру проекта уже на другой.
Что касается управления, то обе версии предлагают наиболее удобные схемы, подстроенные под эргономику самих систем, но если выбирать между ними, то наше предпочтение, конечно же, отойдет карманной консоли. И все, потому что она предлагает оптимальное сенсорное управление, возвращающее вас во времена, когда point-and-click-приключения были в моде, в отличие от той же PlayStation 4 с её долгим вождением курсора по экрану и классическими тремя основными кнопками, отвечающими за все действия в игре. Правда, стоит отметить и маленький, но все-таки приятный бонус у последней: цветовой индикатор DualShock 4 меняет цвет в зависимости от того, кого из двух главных вы контролируете в тот или иной момент.
Напоследок стоит упомянуть и о трофеях, которые так любят наши некоторые читатели. Всего в Broken Age представлено 45 трофеев, разделённых на 26 бронзовых, 16 серебряных, 2 золотых и один платиновый. Для того, чтобы получить их всех нужно будет попотеть, ведь вам мало того, что придётся сначала пройти всю игру, стараясь не пропустить ни одного достижения, которые очень-то и просто не заметить с первого раза. Кроме того, придется еще раз пройти всю игру меньше чем за час, а это согласитесь трудно, если вы не можете удержать в своей голове всех вариантов решения головоломок. В общем, платиновый кубок достанется только самым сильным и закалённым в этом деле мастерам, не боящимся трудности и предстоящие испытания.
Broken Age
Broken Age — увлекательное «point and click» приключение с видом сбоку от автора Full Throttle и Grim Fandango. Игра расскажет две параллельно развивающиеся. Подробнее
- Об игре
- Скриншоты
- Купить 9 руб
- Отзывы
- Требования
- Достижения
- Форум
- Новости
- Похожие
- Даты
- Статьи
Об игре Broken Age
Broken Age — увлекательное «point and click» приключение с видом сбоку от автора Full Throttle и Grim Fandango. Игра расскажет две параллельно развивающиеся истории парня и девушки. Девушку собираются принести в жертву монстру её собственные соплеменники. Парень обитает на космическом корабле под опекой материнского компьютера и желает стать свободным.
Видео
Broken Age — дебютный трейлер:
Скриншоты
Несколько лучших скриншотов из Broken Age:
Последние и новые скриншоты смотрите в галерее.
Системные требования
Минимальные системки для игры:
- Windows XP SP3
- Процессор: 1.7 Ghz Dual Core
- 2 Gb ОЗУ
- 1500 Mb HDD
- GeForce GTX 260 Видеопамять: 512 Mb
Подробные и рекомендуемые требования к PC ищите на странице системных требований для Broken Age.
Даты выхода
Broken Age уже вышла на PC, PlayStation 4, iOS, Android, PS Vita, Mac, Ouya.
Полный список дат выхода и платформ смотрите на странице релизов.
Где купить игру со скидкой?
VGTimes ищет и сравнивает цены на Broken Age в разных магазинах, чтобы вы могли купить игру дешевле, чем в Steam, PS Store и других официальных сервисах дистрибуции.
Сейчас Broken Age продается в таких магазинах, как Steam, Gama-Gama, Playo и других. Самая низкая цена, которую нам удалось найти — 9 рублей. Игру можно активировать в Steam.
Вот некоторые актуальные предложения:
Еще больше скидок и вкусных цен ищите здесь.
Похожие игры
Вот несколько игр, которые больше всего похожи на Broken Age:
Смотрите весь список похожих игр здесь и выбирайте, какая из представленных игр больше всех напоминает Broken Age. Там же вы сможете добавить новую игру в список похожих.
Прошёл Broken age
3 миллиона? Реально за это просили 3 миллиона? Даже если возьмём за основу то, что всю игру рисовали оооочень талантливые люди(хотя анимация там лишь движение картинок и замен некоторых областей рисунков) ВСЕ бабосы ушли на озвучку. Хороша ли она? Вполне себе. Мне запомнился практически каждый голос и было приятно слушать диалоги
Но мы говорим об игре! Игре, которая во 2-й главе дала те же локации и то же время на прохождение. Да бля, в игре есть ачивка «пройди за час»! Чем не показатель того, что Шаффер попросту не знал или не мог сделать идеальную 2-ю главу (привет МГС 5), посему чуть сменил локации, изменил ситуации с персонажами и вуаля.
Признаю. Игра мне понравилась и юмор радовал. Да и идея сюжета хорошая. Вот только даже как игра она не очень ровная. Сложно конечно вспомнить идеальный квест, но во 2-й главе я честно лез в прохождения по двум причинам: за Шея тебе даётся сходу 8-10 локаций где ты вынужден не запутаться с чем надо повзаимодействовать; некоторые вещи банально не замечаешь, а игра не даёт тебе намёка что не так. Да, это старая школа. Грех сейчас на такое жаловаться. И всё же хороший квест должен заставлять думать, а не дожидаться, пока ты случайно не наткнёшься на какую то важную вещь или информацию. В одном диалоге правильный вариант ответа может появиться совершенно случайно, а пропустив его, ты попросту не понимаешь должен ли ты где-то искать ответ!
Игра хорошая. Во многом за счёт юмора и немного сюжета. Просто интересно следить за людьми и тем что происходит. И всё же повтор локации и оборванный финал с логической дырой не оставляет послевкусия «игры великого Шафера».