Call of cthulhu 2018 обзор

Лучшая игра о Ктулху? Обзор Call of Cthulhu (2018)

Рассказ Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» был впервые опубликован в 1926 году. И хотя сам автор отзывался о нём довольно нейтрально, его произведение позднее было высоко оценено критиками, у него появились свои фанаты и даже сложился самый настоящий околорелигиозный культ. Конечно же не обошлось и без компьютерных игр по мотивам. В 2005 году Headfirst Productions явили миру Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, затем настало затишье и лишь в нынешнем 2018 году, спустя 13 лет выходит новая игра, посвящённая спящему в глубинах Тихого океана Древнему…

Новой Call of Cthulhu было не избежать сравнения с Dark Corners of the Earth, ведь это тоже Зов Ктулху, и многие игроки ожидали что-то в духе той самой игры 2005-го года. Однако спешу вас заверить: это два совершенно разных продукта, пусть и имеющие ряд схожих черт, но и те скорее лишь внешние. В отличие от того сурового и беспощадного к казуальщикам survival-horror шутера, который мы видели 13 лет назад, Call of Cthulhu 2018 года это уже смесь хоррора, ролевой игры и квеста, что обуславливается стремлением разработчиков частично или полностью перенести на экраны мониторов настольную игру 1981 года с одноимённым названием. Но в подробности я углубляться не буду.

Строго говоря Dark Corners of the Earth с Ктулху связана вообще никоим образом не была. Сюжет игры основывался на рассказах «Тень над Инсмутом», «Вне времени», а также других произведениях писателя в большей или меньшей степени, и, надо отдать игре должное, она строго следовала первоисточнику, местами практически полностью копируя события, изложенные в рассказах. Но всё-таки каким образом имя старшего Древнего попало тогда в заголовок игры – не ясно.

В то время как новый Зов Ктулху своё название вполне оправдывает и соответствует сочинению Лавкрафта как по духу и, не побоюсь того слова, почти идеально воссозданной атмосфере, так и соотносится с первоисточником множеством сюжетных параллелей, о которых мне хотелось бы поведать, но… спойлеры…

Call of Cthulhu — это не игровая интерпретация «того самого» рассказа (и уж тем более не продолжение, ремейк, перезапуск и т.д. игры 2005-го года, так что просто глупо писать «оригинал был лучше». ). Тем не менее можно проследить много параллелей между сюжетом игры и «Зовом Ктулху» Лавкрафта

Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему почти в каждой игре по Лавкрафту мы играем за детектива? Я ни в коем случае не собираюсь ругать за это новую Call of Cthulhu, но просто вспомните: Зов Ктулху 2005-го – детектив Джек Уолтерс, Darkness Within – следователь Говард Лорейд. Так же и в новой игре главным героем является детектив Эдвард Пирс.

После того как закончилась Первая мировая война, в которой Пирс принимал непосредственное участие, вернувшись на гражданку, он становится частным сыщиком. На дворе двадцатые годы. Пошатнувшаяся во время войны психика героя подарила ему депрессию, бессонницу и жуткие кошмары, мучающие Эдварда по ночам. Всё это ему помогали заглушать лишь две вещи – снотворные таблетки и стаканчик крепкого скотча.

Ещё один детектив… ещё один алкоголик.

Пробудившись от очередного кошмарного сна, в котором творилось что-то вовсе невообразимое, герой впускает игрока в свой «офис». Пока мы изучаем рабочее место детектива, а затем треплемся по телефону с секретаршей, за дверью кабинета появляется новый клиент. Пирс открывает перед ним дверь, однако браться за очередное банально-скучное дело он вовсе не спешит. Но, как оказалось, дело было необычным. Клиентом являлся отец погибшей некоторое время назад знаменитой молодой художницы по имени Сара Хокинс. Вместе со своим мужем и сыном она погибла во время пожара в их поместье в городке Даркуотер, что находится на уединённом островке недалеко от побережья Штатов. Ходили слухи, что Сара была одержима, и принёсшие ей такую популярность жуткие картины были плодами её психического расстройства. Полиция закрыла это дело, заявив, что то был несчастный случай. Но отец Сары, так не считал, как и не считал свою дочь сумасшедшей, и единственный на кого он мог теперь рассчитывать, единственный, кто мог выяснить истину это детектив Эдвард Пирс.

Сюжет игры оказался настолько захватывающим, что ты втягиваешься уже буквально в самом начале, едва только начинаешь опрашивать свидетелей, собирать улики, в общем проводить натуральное расследование. Call of Cthulhu овивает тебя своими липкими щупальцами и удерживает до самой развязки. История получилась очень закрученной и полной неожиданных поворотов. На протяжении всей игры ты пытаешься собрать, казалось бы, несовместимые фрагменты головоломки и под конец, когда всё складывается в одну ровную линию ты испытываешь неописуемые удовольствие и восторг и… хочется ещё.

В подобных местах табличка с надписью «Добро пожаловать» всегда навевает жути.

Основным местом действия Call of Cthulhu является тот самый городок Даркуотер, куда наш герой незамедлительно отправляется для расследования таинственного дела. Когда-то этот город процветал благодаря рыбацкому и китобойному промыслам. Но со временем ловить в окрестных водах стало некого. Все киты вымерли, с рыбой дела были тоже не ахти. Даркуотер пришёл в запустение и постепенно начал превращаться в город призрак. Несмотря на то, что в США в это время «свирепствует» сухой закон, местные только и делают что бухают, выставляя пустые бутылки прямо под прокламацией о запрете на спиртное… И кроме того, теперь в городе всем заправляет банда бутлегеров.

Изучение истории Даркуотера занятие не менее интересное, чем расследование дела Хокинсов, и я советую вам этим моментом не пренебрегать, ведь он делает немалый вклад в копилку атмосферы. Вообще, как только ты оказываешься на острове, она начинает постепенно сдавливать тебя со всех сторон. Всё вокруг выглядит так, будто недавно случился апокалипсис, смёл с лица земли человеческую цивилизацию, и вот мы оказались среди её руин и бесцельно пытающихся выжить обитателей острова. Визуал отлично передаёт игроку необходимое настроение, так что ты проникаешься тоской, депрессией и безысходностью, а рука невольно начинает тянуться к бутылке, припрятанной на чёрный день. И выбраться из этого мирка – та ещё задача.

Первым делом мы, разумеется, идём в корчму пивную

Главным нашим занятием здесь является, как я уже говорил, поиск улик и опрос местных жителей. Я бы разделил весь игровой процесс на два режима. В первом мы, как обычно, просто бродим по локациям, собираем интересные предметы и заметки и общаемся с NPC. Второй – уже интереснее. Попадая в специальные зоны, обычно это какая-то определённая комната или иное помещение, игра требует активации режима расследования. Герой отрывается от реальности и начинает реконструировать события прошлого. Что интересно – без излишков. Обнаружив одну-две улики, Пирс не спешит разложить по полочкам всю ситуацию, как она была. Он сообщает лишь то, что видит и исходящие из этого логические выводы.

В диалогах с персонажами у нас всегда имеется несколько вариантов ответов. Если вы обнаружили какой-то занятный факт или узнали какой-то секрет, диалоговое кольцо пополнится новыми вариантами. Имеются здесь также и специальные фразы, которые можно выбирать при достаточно развитых навыках. Всего их 7: Психология, Поиск, Расследование, Красноречие, Сила, Медицина и Оккультизм. И все они могут быть улучшены. Причём если первые 5 улучшаются за специальные очки, которые Пирс получает по ходу расследования, то вот Медицину и Оккультизм можно улучшить только путём чтения соответствующих книг, которые мы можем обнаружить, исследуя локации. Некоторые навыки полезнее других, так как связанные с ними цепочки диалогов и действий встречаются чаще, нежели другие, но чтобы прям совсем бесполезные – таких в игре нет. Выбор способностей для улучшения следует тщательно обдумывать, хотя предугадать, какие вам пригодятся больше здесь никак нельзя. Раскачать на максимум все скиллы не получится – герой просто не успевает набрать такое количество очков за всю игру.

Система умений в Call of Cthulhu довольно интересная: одни навыки прокачиваются очками, получаемыми за расследование, другие — при помощи книг, но, кроме того, улучшая навык, вы лишь повышаете свой шанс на успех там, где скилл необходим, будь то диалог, запертая на замок дверь или труп кита, выброшенного на берег

Не нужно думать, что, выведя, к примеру, Красноречие на новый уровень, вас будет ожидать успех всякий раз, когда соответствующая опция будет появляться в диалогах. Шанс на успех указан в виде процента, и каким бы высоким он ни казался, всегда остаётся и шанс на провал.

Эдвард Пирс – не смотря на свою изначальную уверенность и стойкость человека, повидавшего ужасы войны всё же подвержен психическим испытаниям. А сюрпризы, способные пошатнуть рассудок героя могут скрываться за чем угодно. Вот вы копаетесь в лавке местного книжного антиквара и находите такой неприметный старый ящик, в котором лежит книга, и вам предлагается эту книгу оставить в покое или всё же заглянуть. Выбрав второе, вы рискуете нанести Эдварду психологическую травму, так как этот древний фолиант может оказаться Некрономиконом, написанным безумным арабом Абдулом Альхазредом… я думаю вы понимаете, что это означает… Также, наблюдая что-то воистину страшное, нереальное и необъяснимое, Пирс также получает очко негативного эффекта. В меню есть специальная шкала, ответственная за уровень рассудка персонажа, и от вас зависит, дойдёт ли герой до конца с ещё способным здраво мыслить сознанием или же закончит как Говард Лорейд.

Молот тварей — страшная по своему содержанию книга, способная повредить рассудок Эдварда

Ни раз при том или ином вашем решении в углу экрана будет высвечиваться надпись «это повлияет на вашу судьбу». Иногда тот или иной выбор позволит вам узнать лишнюю крупицу информации, но все решения обязательно окажут влияние на концовку. Всего исходов 4, и то какие будут вам доступны зависит именно от выбора игрока в особых ситуациях.

Игровой процесс не ограничивается только лишь вышеперечисленными элементами. Иногда его разбавляют стелс-уровнями, когда герой не в силах противостоять противникам, вынужден от них скрываться и совершать диверсии, чтобы отвлекать их внимание и пробегать в это время в нужный коридор. «Стелс-прятки» — это тема уже не в меру заезженная, и у некоторых игроков может вызвать приступы скуки или даже раздражения. Но как по мне, всё не так уж и критично. Эти эпизоды встречаются не так часто и сами по себе довольно короткие. К тому же и особо сложными их не назовёшь. Напрягал разве что только уровень с демогоргоном из «Очень странных дел», который внезапно вылезает из картины и заставляет бедного Пирса, а вместе с ним и вашего покорного слугу раскладывать пасьянсы из кирпичей. Но как позднее выясняется, даже с этим ублюдком управиться довольно легко.

Та самая зловещая картина Сары Хокинс под названием «Бродяга». Местный богатенький коллекционер подолгу всматривался в этот «шедевр» и в итоге сам себе выколол глаза

В таких эпизодах по уже сложившейся традиции, можно прятаться в шкафах или в вентиляционных шахтах, но, при этом, спокойно отсидеться в них нам не дадут опять же психологические особенности героя. От накатывающих волн страха у Эдварда начинает ехать крыша и возникают галлюцинации.

В Call of Cthulhu также несколько раз за игру будут происходить погони, это как раз то, что нам показывали в трейлере. В одних ситуациях – преследуем мы, в других – убегает сам Эдвард. Выполнены эти эпизоды на мой взгляд достаточно динамично и красиво, но местами неуклюже, и поэтому оставляют двоякое впечатление.

И все эти игровые ситуации, — исследование, расследование, стелс, погони, разгадка головоломок, — грамотно перемежаются друг с другом и ни на секунду не дают заскучать или отложить игру на потом. Каждый уровень, каждая локация содержат в себе что-то уникальное, благодаря чему у тебя не складывается впечатление, что ты всю игру раз за разом повторяешь одно и то же.

Буквально в каждом уголке чувствуется Лавкрафт – тягучая атмосфера, пронизанная мистикой, сюрреалистические приходы, безумные сны и видения… отдельно хочется похвалить создателей игры за то, что они великолепно показали смешивание реальности и бреда, так что не только Пирс, но и я, сидя за монитором, не мог толком понять, что в игре сейчас было реальным, а что иллюзией. Но главное – Cyanid’ам удалось перенести в игру тот самый лавкрафтовский саспенс и страх перед неизведанным.

Всё это дополняет отлично подобранная стилизация и звуковое сопровождение, от которых я также остался в восторге. Конечно, вы уже давно поняли, что графика в игре далеко не современная, но это игре ни разу не мешает, как не мешало и мне получать от Call of Cthulhu истинное удовольствие.

Да, никаких новых идей Call of Cthulhu не продемонстрировала, её можно сколь угодно ругать за её графику и все прочие мелкие недочёты, но со своей главной задачей она справилась: Call of Cthulhu подарила нам ещё одну невероятно захватывающую, атмосферную историю, заставляющую почти мгновенно погрузиться в неё и пройти на одном дыхании.

В игре очень реалистично показано постепенное погружение Пирса в безумие… вы только посмотрите в его глаза.

Я очень давно ждал выхода Call of Cthulhu, но одновременно и питал некоторые опасения, и всё же игра меня нисколько не разочаровала. Я признаюсь, у меня не было денег на то чтобы купить её, потому я обратился к торрентам и… мне безумно стыдно, потому как игра поистине стоящая и я обязательно, всенепременнейше её куплю, чего и вам советую сделать, чтобы пройти игру снова, чтобы открыть последнюю четвёртую концовку, которая не открылась мне с первого прохождения, да хотя бы просто, чтобы она была в моей коллекции в Steam. Call of Cthulhu этого заслуживает!

Лучшая игра о Ктулху? Обзор Call of Cthulhu 2018

Рассказ Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» был впервые опубликован в 1926 году. И хотя сам автор отзывался о нём довольно нейтрально, его произведение позднее было высоко оценено критиками, у него появились свои фанаты и даже сложился самый настоящий околорелигиозный культ. Конечно же не обошлось и без компьютерных игр по мотивам. В 2005 году Headfirst Productions явили миру Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, затем настало затишье и лишь в нынешнем 2018 году, спустя 13 лет выходит новая игра, посвящённая спящему в глубинах Тихого океана Древнему…

Новой Call of Cthulhu было не избежать сравнения с Dark Corners of the Earth, ведь это тоже Зов Ктулху, и многие игроки ожидали что-то в духе той самой игры 2005-го года. Однако спешу вас заверить: это два совершенно разных продукта, пусть и имеющие ряд схожих черт, но и те скорее лишь внешние. В отличие от того сурового и беспощадного к казуальщикам survival-horror шутера, который мы видели 13 лет назад, Call of Cthulhu 2018 года это уже смесь хоррора, ролевой игры и квеста, что обуславливается стремлением разработчиков частично или полностью перенести на экраны мониторов настольную игру 1981 года с одноимённым названием. Но в подробности я углубляться не буду.

Строго говоря Dark Corners of the Earth с Ктулху связана вообще никоим образом не была. Сюжет игры основывался на рассказах «Тень над Инсмутом», «Вне времени», а также других произведениях писателя в большей или меньшей степени, и, надо отдать игре должное, она строго следовала первоисточнику, местами практически полностью копируя события, изложенные в рассказах. Но всё-таки каким образом имя старшего Древнего попало тогда в заголовок игры – не ясно.

В то время как новый Зов Ктулху своё название вполне оправдывает и соответствует сочинению Лавкрафта как по духу и, не побоюсь того слова, почти идеально воссозданной атмосфере, так и соотносится с первоисточником множеством сюжетных параллелей, о которых мне хотелось бы поведать, но… спойлеры…

Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему почти в каждой игре по Лавкрафту мы играем за детектива? Я ни в коем случае не собираюсь ругать за это новую Call of Cthulhu, но просто вспомните: Зов Ктулху 2005-го – детектив Джек Уолтерс, Darkness Within – следователь Говард Лорейд. Так же и в новой игре главным героем является детектив Эдвард Пирс.

После того как закончилась Первая мировая война, в которой Пирс принимал непосредственное участие, вернувшись на гражданку, он становится частным сыщиком. На дворе двадцатые годы. Пошатнувшаяся во время войны психика героя подарила ему депрессию, бессонницу и жуткие кошмары, мучающие Эдварда по ночам. Всё это ему помогали заглушать лишь две вещи – снотворные таблетки и стаканчик крепкого скотча.

Пробудившись от очередного кошмарного сна, в котором творилось что-то вовсе невообразимое, герой впускает игрока в свой «офис». Пока мы изучаем рабочее место детектива, а затем треплемся по телефону с секретаршей, за дверью кабинета появляется новый клиент. Пирс открывает перед ним дверь, однако браться за очередное банально-скучное дело он вовсе не спешит. Но, как оказалось, дело было необычным. Клиентом являлся отец погибшей некоторое время назад знаменитой молодой художницы по имени Сара Хокинс. Вместе со своим мужем и сыном она погибла во время пожара в их поместье в городке Даркуотер, что находится на уединённом островке недалеко от побережья Штатов. Ходили слухи, что Сара была одержима, и принёсшие ей такую популярность жуткие картины были плодами её психического расстройства. Полиция закрыла это дело, заявив, что то был несчастный случай. Но отец Сары, так не считал, как и не считал свою дочь сумасшедшей, и единственный на кого он мог теперь рассчитывать, единственный, кто мог выяснить истину это детектив Эдвард Пирс.

Сюжет игры оказался настолько захватывающим, что ты втягиваешься уже буквально в самом начале, едва только начинаешь опрашивать свидетелей, собирать улики, в общем проводить натуральное расследование. Call of Cthulhu овивает тебя своими липкими щупальцами и удерживает до самой развязки. История получилась очень закрученной и полной неожиданных поворотов. На протяжении всей игры ты пытаешься собрать, казалось бы, несовместимые фрагменты головоломки и под конец, когда всё складывается в одну ровную линию ты испытываешь неописуемые удовольствие и восторг и… хочется ещё.

Обзор Call of Cthulhu — настоящий лавкрафтовский ужас

Загульный частный детектив по имени Эдвард Пирс даже и не думал, что расследование гибели женщины из богатой семьи приведет его прямиком в мрачную вселенную мифов Говарда Лавкрафта, столь же пугающую, сколь и манящую.

Таинственный остров ждет!

Если вы уже читали наш превью-материал, то наверняка знаете, что сюжет в Call of Cthulhu посвящен поездке на остров под названием Даркуотер (Darkwater), который находится неподалеку от Бостона. Главный герой — частный детектив Эдвард Пирс (Edward Pierce), такой стереотипный мужчина с кризисом среднего возраста и хроническим алкоголизмом.

Впрочем, в творчестве Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft) персоналия условного рассказчика редко имеет большое значение, потому что здесь много гораздо более интересных вещей.

Что характерно, проект от Cyanide Studio не базируется на каком-то одном произведении автора. Наоборот, разработчики сделали «солянку» из различных мифов вселенной Лавкрафта.

И как бы не хотелось заметить, что такой подход чреват целым рядом проблем, ведь можно перестараться и выдать не игру, а Франкенштейна, но ругать «Зов Ктулху» за сюжет просто невозможно. У Cyanide вышла очень размеренная и атмосферная история, которая неспешно раскрывает сложный сюжетно-психологический пазл и подлинный лавкрафтовский ужас.

В игре есть такие моменты, которых нет ни в одном современном хорроре. Cyanide отлично поняли суть первоисточника и смогли перенести наиболее пугающие темы на экран монитора. Например, вот вполне рядовая сцена в игре:

Каждая локация, будь то пропахшая рыбой рыбацкая деревушка, подземные застенки древнего культа или психиатрическая лечебница, рассказывает сразу несколько небольших историй, которые могут напугать до чертиков. Но не так, как это делают многие другие хорроры, потому что в Call of Cthulhu практически нет классических «скримеров» и даже монстры здесь встречаются далеко не на каждом шагу.

Вместо этого разработчики щеголяют глубокими познаниями в творчестве Лавкрафта. Кажется, они использовали вообще все самые лучшие стороны первоисточника. На месте даже метафизическая концепция управления живыми существами через сон, которую вовсю практикуют некоторые Древние, описанные Лавкрафтом. Поклонники его книг будут в восторге, услышав подобный монолог:

Как и любой по-настоящему хороший хоррор, игра от студии Cyanide пугает не столько образами, сколько своей историей целиком.

Персонажей в ней немного, но все продуманы и на своем месте, а тяга к расследованию причин всего происходящего не отпускает до самого финала. И поверьте, культисты и их кровавые ритуалы — это лишь вершина айсберга.

Будни частного детектива

Для большинства геймеров игра покажется самым настоящим симулятором ходьбы: Эдвард Пирс бродит по самым злачным местам острова Даркуотер, периодически перемежая этот процесс диалогами и решением несложных головоломок. Главная прелесть игры заключается прежде всего в созерцании окружающего мира и участию в жутких событиях, разворачивающихся вокруг незадачливого детектива.

Многие из этих событий на момент прибытия Эдварда уже произошли, но это не преграда для настоящего сыщика. Главный герой обладает способностью восстанавливать картину произошедшего в своей голове и путем нехитрого поиска «кликабельных» предметов узнавать много интересного о мире игры и населяющих его персонажах.

Например, в психиатрической лечебнице можно найти жуткую палату, полностью исписанную сумасшедшим пациентом. На первый взгляд, ничего особенного, но если приглядеться, то можно найти множество любопытных деталей:

Несмотря на то, что большую часть времени главный герой занимается по сути исследованием локаций и чтением всевозможных дневников, заметок и книг, в Call of Cthulhu есть и другие игровые механики. Они вводятся постепенно, чтобы не повредить темп повествования, и полный «арсенал» возможностей становится доступен только через 2-3 часа игры.

Наиболее важной среди игровых механик является RPG-составляющая. Эдвард может совершенствовать 7 различных навыков, среди которых есть такая экзотика, как психология и оккультизм. Очки развития выдаются после каждого пройденного этапа, но их не так уж и много, поэтому к «прокачке» персонажа следует подходить ответственно.

К тому же в Call of Cthulhu имеются довольно ветвистые диалоги, как будто это самая настоящая ролевая игра. Интересно, что навыки персонажа тоже оказывают влияние на эффективность разговора, позволяя время от времени вызнать какую-нибудь ценную информацию от неразговорчивого NPC. Иногда это может сильно упростить жизнь главного героя.

Конечно, непроходимых уровней в Call of Cthulhu нет, даже если вообще не тратить очки навыков, однако получить доступ в некоторые места не получится. Равно как и развязать язык некоторым персонажам или разобраться в устройстве очередного оккультного устройства. Особенно здорово видеть в игре ситуации, которые можно пройти двумя или даже тремя способами.

Например, в старом особняке есть довольно запутанная головоломка с глобусом и потайной дверью. Если внимательно изучить ее, то можно открыть дверь без лишнего шума и пыли, но сильный персонаж может просто выломать дверь, не вникая в перипетии очередной загадки. Способ прохождения, конечно, мало на что влияет в конечном итоге, но все равно приятно, что разработчики не «схалтурили».

А еще в Call of Cthulhu можно натурально сойти с ума. По мере прохождения у главного героя потихоньку начинает «протекать» крыша. И вот уже рассудительный и здравомыслящий человек больше напоминает истеричного шизофреника, который не может отличить сон от яви. Хотя в игре все настолько запутано, что и здоровый человек сразу не разберется.

Всего и побольше

В «Зове» же стелс смотрится крайне спорно из-за того, что эта игра больше похожа на прогулку по кошмару, нежели на сумбурный забег по хоррор-аттракциону. Безусловно, разнообразие в видеоигре — это всегда здорово, но иногда разработчики стараются добавить игру всего и побольше. Такой подход идет на пользу далеко не всем проектам.

Также старание команды Cyanide добавить в Call of Cthulhu всего и побольше не могло не повлиять на уровень исполнения отдельных частей проекта. Большая часть локаций выглядит отлично и прямо-таки просится на скриншот, в то время как иногда окружение заметно теряет в детализации, начиная напоминать какой-нибудь бюджетный инди-ужастик.

К счастью, системные требования у игры довольно низкие, так что жаловаться не приходится.

Больше всего эта бюджетность ощущается в середине игры, хотя начало и конец не вызывают никаких нареканий. Также отдают дешевизной некоторые видеозаставки. Особенно те, на которых крупным планом показывают главного героя:

По какой-то причине Эдвард Пирс слабовато анимирован, что особенно заметно по его лицу. Впрочем, таких моментов в игре немного, поэтому на общее впечатление от игры они почти не влияют, да и великолепная атмосфера вкупе с хорошей постановкой тоже играет на руку разработчикам, благодаря чему Call of Cthulhu проходится буквально на одном дыхании.

Интересно, что похожие проблемы были и у старенькой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. В ней тоже были механики, которые явно были добавлены «до кучи», а также бюджетная графика. Однако проект от Cyanide вышел более удачным благодаря лучшему попаданию в атмосферу оригинала.

Настоящий лавкрафтовский ужас

Call of Cthulhu — одна из лучших сюжетных игр последних лет, которая наверняка придется по вкусу тем, кому надоели стандартные «пугалки» с одними и теми же сюжетами. Cyanide Studios создали безумно атмосферный хоррор и с большой любовью отнеслись к творчеству Говарда Лавкрафта, воплотив в свое проекте все то, за что его любят любители фантастики по всему миру.

Конечно, игра не обошлась без шероховатостей. Стелс в этой игре может показаться лишним, пусть даже однозначно записать его в недостатки нельзя. Также тут и там можно заметить недостаток финансирования, но сильно снижать оценку за это не хочется, потому что проект действительно большой, со множеством хороших механик и интересных решений.

Древнее зло и отвратная графика. Первые впечатления от Call of Cthulhu

Говарду Лавкрафту при жизни не слишком везло: несмотря на писательскую плодовитость, умер он в нищете. Признание пришло после смерти. Увы, с экранизациями и играми дело по-прежнему тухло. Но вот французская студия Cyanide выпустила превью грядущей Call of Cthulhu. Неужели кошмары Лавкрафта наконец получили достойное воплощение?

Не ходите, дети, в Провиденс гулять

Эта чёртова война поломала Эдварду Пирсу всю жизнь. Он мог стать врачом, художником или музыкантом. А попал в мясорубку Первой мировой. Оказался в печально известном Потерянном батальоне, оплакивал товарищей, сгинувших в окопах или немецком плену. Вместо медали за храбрость получил лишь жуткие ночные кошмары и тягу к спиртному, которым заглушает страшные сны. Теперь Пирс трудится в детективном агентстве, еле сводя концы с концами. Поэтому, когда к нему приходит богач Стивен Вебстер и просит расследовать гибель дочери, — приходится согласиться.

Дело явно мутное: художница Сара Вебстер, в замужестве Хокинс, страдала от неких видений, наблюдалась у врача-психиатра. Полиция считает, что она в психическом припадке подожгла фамильный особняк, погубив себя, мужа и сына. Не верит в это заключение лишь отец Сары. Правда, доказательств у него нет, кроме загадочной картины, написанной дочерью перед смертью. Чтобы расследовать трагедию, Пирс отправляется на остров с говорящим названием Даркуотер (букв. «Тёмные воды»).

Даркуотер — местечко по-лавкрафтовски колоритное. Даже чересчур. Когда-то здесь процветало китобойное дело, но сейчас оно пришло в упадок. О былом величии напоминают лишь кабак «Кит на мели» да статуя местного святого, покрытая загадочными письменами. Островитяне все до одури похожи — то ли результат кровосмешения, то ли просто авторы игры схалтурили — и коротают дни кто в кабаке, кто просто слоняясь по улицам. Ведь с работой беда: рыболовство не приносит былого дохода. И над всем этим возвышается мрачный остов дома Хокинсов, где Сара с ребёнком и мужем встретили свои последние дни.

Но сперва до особняка надо добраться, и коренное население не спешит делиться с Пирсом своими догадками. Приходится пускать в дело детективные навыки. Именно здесь Call of Cthulhu показывает себя с лучшей стороны.

Одинокий сыщик желает познакомиться

У Пирса, конечно, есть своя предыстория, но навыки ему выбираете вы, распределяя полученные очки. Чем выше цифра, тем больше вероятность, что умение сработает в нужный момент. Захотите — сыскарь станет красноречивым психологом. Такой легко вытянет из собеседников нужные сведения. С другой стороны, никто не запрещает сделать героя малообщительным, зато проницательным: он не упустит даже мельчайшую деталь.

Добраться до цели можно несколькими способами, в зависимости от имеющихся талантов. Это, конечно, не сравнится с Fallout 2. Однако на фоне современных хитов, где всё обычно сводится к паре вариантов — мирному или боевому решению проблемы, — подобное уже можно считать за счастье.

В Call of Cthulhu хочется со всеми разговаривать и всё осматривать — вдруг подвернётся что-то интересное? Например, дневник, который прольёт свет на события и послужит зацепкой в беседе с подозреваемым. Или загадочная фотография. Или старинный медицинский справочник — с его помощью легко подтянуть соответствующий навык. Не получится только одно: с боем прокладывать дорогу к особняку. Пирс хоть и умеет стрелять из револьвера, достаёт его крайне редко, полагаясь на дедуктивные навыки.

Оказавшись на месте преступления, герой реконструирует картину происшествия по уликам. Для этого предусмотрен специальный режим: нашли нужную подсказку — восстановили кусочек события. Чем больше деталей собрано, тем полнее понимание произошедшего.

Правда, обставлена реконструкция до обидного примитивно: бродите по локации, ищете значки — как-то взаимодействуете с предметом. Необходимые выводы Пирс сделает сам, без какого-либо участия геймера. А ведь можно было добавить простецкую механику в духе Batman: The Telltale Series. Там приходилось в нужной последовательности соединять разные элементы на месте преступления, прослеживая путь жертвы. Сложностью те головоломки не отличались, но заставляли хоть немного думать, а не просто обшаривать комнату в поисках зацепки.

Радость безумия

Call of Cthulhu радует нелинейностью и фокусом на расследовании. Но выглядит она при этом так скверно, что сердце кровью обливается. С заставками авторы постарались, спору нет. Вот только стоит им закончиться, как начинается сплошное «веселье». Анимация лиц в игре 2018 года такая, что Vampire: The Masquerade — Bloodlines звонит и просит свой 2004-й обратно.

Да и в целом смотрится произведение французской студии Cyanide плохонько — и это ещё мягко говоря. Второстепенные персонажи кажутся почти одинаковыми: на одного надели шапку, другому приклеили бороду, третьего нарядили в дождевик яркого цвета. На фоне детализированных лиц ключевых героев — контраст разительный. Впрочем, столь же противоречивые эмоции вызывает и сюжет.

Кажется, будто сценаристы просто раскрыли томики Лавкрафта, кропотливо выписали нужные эпитеты и приёмы, собрали их воедино — вот и получился Даркуотер. И вроде бы всё по канону, но уж больно предсказуемо. Нужен маленький городок с большой и страшной тайной? Значит, заливаем экран серо-зелёной мутью, прямо на берег выкидываем растерзанный труп касатки, а островитян превращаем в мрачных суеверных уродцев. Сыщик, который вечно на дне и потому нуждается в деньгах, тоже заглянул прямиком из бульварного чтива лавкрафтовских времён. Не хватает лишь огромной таблички с яркой надписью «Здесь поклоняются Ктулху». А то бы мы не догадались!

Скорее всего, французам из Cyanide просто не хватило фантазии, чтобы переосмыслить наследие классика ужасов. А может, заказчик не хотел отступать от буквы книги. Ведь Call of Cthulhu выпускается совместно с издательством Chaosium, которому принадлежат права на одноимённую ролевую настолку. Так или иначе, превью-версия хоррора о безумии и поклонении Древним богам — не пугает. И не удивляет. А ведь это самое плохое, что может случиться с произведением ужасов.

Впрочем, судя по первым часам, Call of Cthulhu стоит дать шанс. Это, разумеется, далеко не главный хит осени. Но посмотреть на него как минимум любопытно — детективных игр нынче мало. Ещё одна точно не помешает.