Canon ef 50mm 1 8 обзор

Canon EF 50mm f/1.8 STM: Обзор профессионального фотографа

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм всегда был одним из самых простых, но необходимых…

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм всегда был одним из самых простых, но необходимых элементов в арсенале фотографа. Canon EF 50mm f/1.8 STM появился в 2015 году. Это 3-е поколение бюджетных автофокусных 50mm f/1.8-объективов Canon.

Объектив унаследовал оптическую схему от своего предшественника – Canon 50mm f/1.8 II. Но качество сборки, привод автофокуса и покрытие линз объектива заметно улучшилось.

Популярности этому объективу добавляет его универсальность – он отлично работает как на полном кадре, так и на камерах с кропнутым сенсором. Canon EF 50mm f/1.8 STM обеспечивает отличное оптическое качество для объектива его ценовой категории.

Объектив поставляется без бленды. При покупке в коробке вы найдёте только объектив и инструкцию по эксплуатации.

За последние 4-5 лет мне в руки попадало несколько экземпляров Canon EF 50mm f/1.8 STM, и не всегда впечатления от работы с ними было положительным. У двух объективов наблюдались проблемы с автофокусом – он частенько мазал.

Кому подойдёт Canon EF 50mm f/1.8 STM?

Этот объектив настолько дешёвый, что практически любой может купить и опробовать его. А если он не понравится (что маловероятно) – его всегда можно перепродать лишь незначительно потеряв в цене. Canon EF 50mm f/1.8 STM создавался для очень широкой аудитории фотолюбителей. Тем не менее, его нередко используют и профи.

Canon EF 50mm f/1.8 STM

На неполнокадровых камерах этот объектив отлично подойдёт для съёмки в условиях низкой освещённости, портретной, предметной и фуд-фотографии, а также для документальной съёмки и съёмки мероприятий и концертов.

На полном кадре Canon EF 50mm f/1.8 STM становится ещё более универсален. Потенциально он может занять место основного объектива. Он хорошо подойдёт для всех ранее перечисленных ситуаций, а также для путешествий, уличной, семейной, детской и многих других жанров фотографии.

Ключевая особенность

Байонет и совместимость.

Canon EF 50mm f/1.8 STM будет отлично работать со всеми зеркалками Canon.

С полнокадровыми беззеркалками Canon R через адаптер объектив работает без потери скорости автофокусировки.

На неполнокадровых беззеркалках формата EF-M Canon EF 50mm f/1.8 STM также работает, но с незначительным падением скорости автофокусировки.

Скорость и точность автофокуса на камерах сторонних производителей зависит от качества используемого адаптера.

Качество изображения

Canon EF 50mm f/1.8 STM известен тем, что предлагает отличное качество изображения по сравнению с китовыми объективами. Но как он выглядит в сравнении с другими фиксами? На самом деле, на удивление хорошо. Но, если бы мне понадобилась максимальная резкость, я бы выбрал 40 мм f/2.8.

На открытой диафрагме Canon EF 50mm f/1.8 STM резкий по центру кадра с заметным падением резкости по краям. Особенно это заметно на полном кадре. Но уже на f/2.2 края становятся приемлемо резкими, а резкость в центре возрастает ещё сильнее.

Максимальная резкость изображения в центре достигается на диафрагме f/2.8, а по краям – на диафрагме от f/4 и уже.

На полном кадре заметны бочкообразные искажения, на неполном кадре они заметны в меньшей степени. Хроматические аберрации также присутствуют, но выражены они не сильно.

Если источник яркого света находится прямо в кадре или где-то рядом, на изображении будут заметны блики, поэтому я всегда использую этот объектив с блендой. Контраст Canon EF 50mm f/1.8 STM передаёт хорошо.

В целом качество изображения отличное, но не выдающееся. Для любых повседневных нужд оно вполне подойдёт.

Фокусировка

Автофокус в Canon EF 50mm f/1.8 STM работает хорошо, ручная фокусировка – немного хуже.

Система автофокусировки точная и быстрая, хотя STM – не самый быстрый привод из тех, что я видел. Тем не менее, благодаря широкой диафрагме он хорошо работает при слабом освещении.

Реакция кольца ручной фокусировки нелинейна – чем быстрее его поворачиваешь, тем больше оно смещается. Автофокус можно отключить, повернув кольцо фокусировки при наполовину нажатой кнопке спуска затвора.

На корпусе объектива нет шкалы расстояний, а при фокусировке передний элемент выступает из корпуса, но не вращается.

Минимальное расстояние фокусировки Canon EF 50mm f/1.8 STM – самое маленькое среди всех 50-мм объективов Canon и составляет 0,35 м.

Материал и качество сборки

Предыдущая версия бюджетного полтинника была полностью пластиковой, очень хрупкой и смотрелась дёшево.

У Canon EF 50mm f/1.8 STM байонет выполнен из металла, а корпус – из матового пластика.

Объектив не имеет защиты от неблагоприятных погодных условий, а подвижные передние секции гарантируют попадание воды и влаги внутрь, если вы решите снимать с ним под дождём.

Диаметр резьбы фильтра составляет 49 мм, найти фильтры такого диаметра немного сложнее, чем более распространённые фильтры на 52 мм.

Диаметр корпуса объектива – 69 мм, длина –39 мм, а вес –159 г.

Какие есть альтернативы?

У Canon EF 50mm f/1.8 STM есть несколько альтернатив.

Прежде всего, «блинчик» Canon 40mm f/2.8 – у него лучше качество изображения, он прочнее и компактнее. Но помните, что он темнее на один стоп. Поэтому, если у вас нет другого светосильного объектива, однозначно берите 50mm f/1.8 STM.

Canon 50mm f/1.4 USM – светлее на 2/3 стопа, но примерно в 2 раза дороже. Оптические характеристики объективов очень похожи, но у f/1.4 лучше конструктив, есть механическое кольцо фокусировки и шкала расстояний.

Sigma 50mm f/1.4 Art – фантастический объектив, находящийся совершенно на другом уровне, в сравнении с первыми двумя Он дороже, но если вам нравится, как выглядят фото на 50 мм, я бы задумался о его покупке.

Tamron 45mm f/1.8 VC – объектив с немного более широким полем зрения. Его основные преимущества – отличное оптическое качество и встроенная стабилизация.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».

Обзор Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Навигация

В обзоре я буду называть Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM сокращенно – Canon 50/1.8 STM. В разных источниках, каталогах или магазинах имя объектива может быть указано немного иначе.

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Вкратце

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM – классический объектив-полтинник.

Между фотографами и фотолюбителями ‘полтинником‘ или ‘полтиной‘ принято называть объективы с фокусным расстоянием, равным 50 мм, проводя аналогию с монетой в 50 копеек, которая также называется ‘полтинник‘ или ‘полтина’.

Canon 50/1.8 STM является сбалансированным объективом, его показатели цена/качество находятся на высоком уровне. Это один из самых продаваемых фикс-объективов для зеркальных камер Canon EOS (на момент написания обзора, 2018 год). Canon 50/1.8 STM можно применять в очень широком спектре фотозадач. Его используют как профессионалы так и любители.

Canon 50/1.8 STM в первую очередь привлекает к себе ценой, светосилой, качеством изображения и шаговым мотором фокусировки. Canon 50/1.8 STM можно смело покупать для любой камеры Canon EOS, будь-то камера начального уровня, такая как Canon EOS 1300D, или ТОПовая Canon EOS-1D X Mark II.

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Про светосилу

Максимально открытая диафрагма F/1.8, которая используется у Canon 50/1.8 STM и у любых других объективов с F/1.8, на три с лишней ступени шире диафрагмы F/5.6, которая используется в ‘темных’ (с малой светосилой) китовых объективах на крайнем положении своего фокусного расстояния. Это означает, что Canon 50/1.8 STM приблизительно в 10 раз светлей (пропускает больше света), чем, например, универсальный китовый объектив Canon EF-S 18-55/3.5-5.6 IS STM, который на 50 мм фокусного расстояния использует максимальное относительное отверстие, равное всего 1:5.6.

Подсчет в разнице относительного отверстия (считай светосилы) выполняется элементарно: (5.6*5.6)/(1.8*1.8)=9.679, что округляется до значения ’10’. Подсчет верен для любых объективов, которые используют F/5.6 на своем длинном конце. Чистая разница в экспозиции, выраженная в T-ступенях, скорее всего также близка к десяти.

Широкая диафрагма F/1.8 позволяет в ряде ситуаций обойти стороной повышение уровня ISO, понижение выдержки или применение вспышки. Также, с помощью F/1.8 можно получить очень узкую глубину резкости и сильно размытые передний и задний план. Многие фотолюбители покупают Canon 50/1.8 STM как раз ради хваленого размытия дальнего плана, которое еще называют боке.

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Основные технические характеристики Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Название экземпляра из обзораВозле передней линзы ‘Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM ø49mm’. На корпусе Canon 50mm 0.35m/1.1ft-∞. Со стороны байонета Canon INC. Made In Malaysia. На коробоке Canon EF 50mm f/1.8 STM
Основные свойства
  • EF (Electro-Focus) – объектив разработан для полнокадровых камер Canon EOS. Подходит для фотоаппаратов Canon с байонетом EF и EF-S.
  • STM (STepper Motor) – шаговый мотор фокусировки для плавной, тихой и быстрой фокусировки
  • AF-MF (Auto Focus-Manual Focus) – объектив оснащен переключателем режима фокусировки
  • электромеханическая ручная фокусировка
  • FTM (Full Time Manual Focusing) – возможность постоянной ручной фокусировки
  • SSC (Super Spectra Coating) – специальное ‘супер спектральное’ просветление оптики
  • небольшой вес и размеры
Диаметр переднего фильтра49 мм, резьба под светофильтры пластиковая
Фокусное расстояние50 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-C и Kf=1.6x составляет 80 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-H и Kf=1.3x составляет 65 мм
Кратность зума1 Х (это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, он не имеет зума)Разработандля полнокадровых цифровых зеркальных камер. Объектив подходит для всех зеркальных камер Canon EOSКоличество лепестков диафрагмы7 скругленных лепестковМеткиметка байонетного крепления и крепления бленды, маркер с указанием МДФ в метрах и футахДиафрагмаот F/1.8 до F/22МДФ0.35 м, максимальный коэффициент увеличения 1:4.8 (чем меньше второе число, тем лучше для макросъемки)Вес160 гОптическая схема6 элементов в 5 группах. Объектив не использует специальные оптические элементы в своей оптической схеме. Линзы имеют специальное просветление, оптимизированное для работы с цифровыми фотоаппаратами.

Изображение схемы кликабельно. Эту же оптическую схему используют объективы:

  • Canon Lens EF 50mm 1:1.8
  • Canon Lens EF 50mm 1:1.8 II
  • YONGNUO LENS EF 50mm 1:1.8
  • Yongnuo Lens 50mm 1:1.8 II
  • и много других, так как это оптическая схема типа двойного объектива Гаусса, которая очень сильно распространена. Наглядная GIF-анимация на эту тему доступна по этой ссылке.
БлендаБленда Canon ES-68 (аналоги здесь). Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки или хранения.Страна изготовительMade In Malaysia (сделано в Малайзии)ПериодС 13 мая 2015 по наши дниИнструкцияПосмотреть –>3D-видПосмотреть –>Цена
  • E-katalog
  • Magazilla
  • Розетка
  • Связной
  • М.Видео
  • Яндек.Маркет

Canon 50/1.8 STM – это уже третья реинкарнация подобного объектива от Canon, потому, априори, объектив не может быть плохим.

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Сборка

Canon 50/1.8 STM, как для бюджетного объектива, собран неплохо. На ощупь он достаточно крепкий, с металлическим байонетом.

Небольшое недоверие к прочности вызывает выезжающий хобот объектива, а также отсутствие какой-либо пыле- и влагозащиты.

Кольцо фокусировки, к сожалению, не прорезинено, но все же достаточно приятное на ощупь.

Canon 50/1.8 STM может использовать пластиковую байонетную бленду Canon ES-68 (аналоги от китайцев здесь), которая устанавливается в пазы на корпусе объектива. Очень хорошо, что бленда устанавливается именно на корпус, а не на выезжающий хобот объектива. Бленду можно установить в обратном направлении для удобства во время транспортировки, в таком состоянии напрочь теряется доступ к кольцу фокусировки.

Резьба под светофильтры пластиковая. С объективом я без проблем использовал поляризационные фильтры. Хобот объектива выдержал частое и беспощадное вращение колец полярика в течении длительного периода.

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Фокусировка

Для фокусировки объектив использует технологию STM (STepper Motor) c шаговым мотором фокусировки, который позволяет выполнять плавную, тихую и быструю фокусировку.

Технология STM очень важна при съемке видео, где требуется скорость, плавность и малый уровень создаваемого шума. Потенциал технологии STM можно максимально раскрыть в режиме Live View с помощью камер, которые поддерживают технологии фокусировки Hybrid CMOS AF, Hybrid CMOS AF II, Hybrid CMOS AF III и Dual Pixel CMOS AF. Камеры, которые умеют это делать, указаны здесь.

Несмотря на заявления о тихой фокусировке, присутствует ощутимый шум от работы мотора фокусировки, который может очень сильно мешать тем, кто будет снимать видео и писать звук с помощью встроенного в фотоаппарат микрофона.

При использовании на фотоаппарате Canon EOS D30 (Serious? с самой простенькой системой фокусировки среди всех ЦЗК Canon), а также на Canon EOS 550D и Canon EOS 5D Mark III, объектив показал себя хорошо. С точностью и цепкостью фокусировки у меня не было особых проблем — объектив редко проводил повторную перефокусировку и достаточно цепко держал объекты съемки в фокусе. Только на Canon EOS D30 в режиме следящей фокусировки Servo AI объектив частенько рыскал туда-сюда.

На камере Canon EOS 550D я проверил наличие бек и фронт фокуса на разных дистанциях фокусировки (бесконечность и МДФ в том числе). В качестве меры выступали снимки полученные с помощью режима Live View (который фактически не страдает бек/фронт фокусом). Точность фокусировки с использованием центрального фазового датчика фокусировки крестообразного типа полностью совпадала с режимом Live View.

Скорость автоматической фокусировки средняя (не высокая, но и не низкая). К сожалению время фокусировки от бесконечности до МДФ и обратно примерно вдвое больше, чем у Canon Lens EF 50mm 1:1.8 II. В общем случае скорости фокусировки Canon 50/1.8 STM достаточно для комфортной работы.

Canon 50/1.8 STM использует электронное (электромеханическое) кольцо фокусировки.

На корпусе есть переключатель ‘AF/MF’ (автоматическая фокусировка/ручная фокусировка) для выбора режима фокусировки.

Canon 50/1.8 STM поддерживает режим FTM (Full Time Manual Focus) — постоянный ручной контроль фокусировки, который позволяет в режиме ‘AF’ выполнять ручную фокусировку без перехода в режим ‘MF’. К сожалению, на самом деле, по инструкции ручная фокусировка в режиме переключателя ‘AF’ доступна только после наведения фокуса на объект съемки и только с помощью метода покадровой автофокусриовки ‘ONE SHOT AF’. Фактически, из-за того, что ручную поправку фокусировки можно вносить только когда наполовину нажата кнопка спуска затвора, говорить про постоянную возможность ручной поправки фокуса попросту нельзя. Для ручной фокусировки все же куда проще просто перевести объектив в режим фокусировки ‘MF’, нежели пытаться использовать FTM. Некоторые особенности работы с FTM у меня детально описаны в обзоре объектива Canon 24-105/4 L IS USM, который также обладает FTM.

Во время фокусировки передняя линза не вращается, но вместе с оправой корпуса (хоботом) выезжает вперед. Таким образом можно без особых проблем использовать любые светофильтры, например поляризационные или градиентные. Но все же хотелось бы, чтобы фокусировка была внутреннего или виртуально внутреннего типа, например, как у недорого китайского YONGNUO 50mm 1:1.8 (YN50mm F1.8N).

Во время автоматической фокусировки кольцо фокусировки остается неподвижным. В ручном режиме фокусировки кольцо фокусировки вращается приблизительно на 180 градусов. При достижении крайних положений кольцо фокусировки не упирается, а продолжает скользить, не влияя на фокусировку. Наводиться на резкость вручную достаточно комфортно.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 35 сантиметров, что лучше большинства современных подобных объективов. Максимальный коэффициент увеличения для макросъемки составляет 1:4.8 (увеличение 0.21 Х).

Особенности фокусировки:

  1. У Canon 50/1.8 STM нет шкалы ГРИП, шкалы дистанций фокусировки и метки для работы в инфракрасном спектре. Зато все это было еще у первой подобной модели – Canon Lens EF 50mm 1:1.8.
  2. Фокусировка осуществляется перемещением всего линзоблока в середине корпуса объектива. Есть ли поддержка системы плавающих элементов – неизвестно.
  3. Canon 50/1.8 STM не имеет хард-стопа (hard infinity mechanical stop) который позволяет точно и быстро сфокусировать объектив на бесконечность при любых внешних температурных условиях. Для точной наводки на бесконечность нельзя просто так довести кольцо фокусировки до крайнего положения со стороны бесконечности.
  4. Canon 50/1.8 STM имеет небольшой эффект ‘Focus Breathing’ (изменения угла обзора во время фокусировки). Во время фокусировки на МДФ эффективное фокусное расстояние увеличивается и, как следствие, угол обзора уменьшается.
  5. Фокус-шифт (shift-focus) во время работы и тестирования замечен не был.
  6. У Canon 50/1.8 STM удлиняется хобот при фокусировке в сторону МДФ. Когда на камере выключен замер экспозиции, или камера выключена, или объектив отсоединен от камеры, то убрать/спрятать хобот объектива невозможно, так как в таком положении электронное кольцо фокусировки не работает. Хобот можно задвинуть насильно рукой – но это крайне не рекомендуется.
  7. Существует микроскопический лаг кольца фокусировки (задержка реакции) при вращении кольца в одну и другую сторону. Это нормальное поведение, описанное инструкцией. Сильней всего задержка проявляется при внезапном вращении кольца фокусировки.
  8. Скорость ручной фокусировки напрямую зависит от системы STM, а не от быстроты движений рук фотографа.
  9. В режиме ручной фокусировки система STM гудит ощутимо громче, нежели в режиме AF. Также шум имеет другой характер, когда вращаешь кольцо фокусировки у Canon 50/1.8 STM, то шум похож на гул трансформатора. Такое поведение я наблюдал и у некоторых других объективов с технологией STM. Такое поведение электронного кольца и STM мотора можно считать недостатком, так как во время ручной фокусировки объективов с классическим механическим кольцом фокусировки можно добиться практически бесшумной работы.
  10. В ручном режиме объектив потребляет энергию камеры, так как механически кольцо фокусировки не связанно с линзоблоком, и для его перемещения все равно используется электропривод.
  11. Canon 50/1.8 STM хорошо фокусируется в режиме Live View, в том числе и во время съемки видео. Точность и реакция объектива очень сильно зависит от метода фокусировки, который камера использует в режиме Live View.
  12. Важно: в ручном режиме фокусировки ‘MF’ электронное кольцо фокусировки работает только когда работает экспозамер (в редких и непонятных случаях – немного дольше). В противоположном состоянии, даже если камера будет включена, вращение кольца фокусировки никакого эффекта не даст. Например, на моей камере Canon EOS D30 работа экспозамера прекращается всего после 4 секунд бездействия или простоя, после чего электронное кольцо фокусировки перестает реагировать на вращение. При этом на Canon EOS D30 нельзя задать другое время активности экспозамера, что создает дополнительное неудобство во время длительного использования Canon 50/1.8 STM в режиме ручной фокусировки. Обычно на всех камерах Canon EOS по-умолчанию экспозамер включается с полунажатием на кнопку спуска затвора или с нажатием на кнопку ‘*’. С той же Canon EOS D30 (и с другими камерами) и Canon 50/1.8 STM для комфортной работы в ручном режиме фокусировки ‘MF’ следует частенько нажимать или вовсе постоянно держать нажатой кнопочку ‘*’ или полунажатой кнопку спуска затвора.
  13. Важно: в автоматическом режиме фокусировки ‘AF’ электронное кольцо фокусировки также работает только при активном экспозамере.
  14. Важно: в автоматическом режиме фокусировки ‘AF’ электронное кольцо фокусировки работает только при нажатой кнопке активации фокусировки (обычно это полунажатие на кнопку спуска затвора, иногда это другая кнопка, например AF-ON).
  15. Ручная фокусировка недоступна во время предварительного просмотра глубины резкости
  16. Электронное кольцо реагирует на вращение не линейно – чем быстрее вращаешь, тем более сильный эффект получаешь. К этому можно очень быстро привыкнуть.
  17. На беззеркальных камерах Canon EOS объектив можно использовать с переходником Canon mount adapter EF-EOS M
  18. Canon 50/1.8 STM может использоваться с удлинительными кольцами для макросъемки.

Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM

Диафрагма

Устройство диафрагмы состоит из семи лепестков. Лепестки скруглены, но, к сожалению достаточно круглое и ровное отверстие доступно только не на сильно прикрытых диафрагмах

  • на значениях F/2-F/5.6 кружочки нерезкости достаточно ровные
  • на значениях F/5.6-F/22 кружочки нерезкости являются правильными семиугольниками

Семь лепестков – это гораздо лучше, чем пять лепестков у предыдущих моделей Canon Lens EF 50mm 1:1.8 и Canon Lens EF 50mm 1:1.8 II.

Canon EF 50/1.8 II

Это будет краткий обзор, в котором много лирики.

Объективы к фотоаппаратам схожи с картриджами для принтеров, которые обеспечивают львиную долю прибыли производителям принтеров. Аналогия не совсем корректна лишь по причине того, что объектив – вещь «долгоиграющая» и фотолюбитель на определенном этапе, собрав парк оптики, перестает быть активным покупателем.

Отсюда и задача маркетологов фирмы: «заставить» фотографов покупать объективы. Посмотрите на линейки съемных объективов для зеркальных фотоаппаратов фирм Canon и Nikon: все очень последовательно, логично и подчинено этой цели. За примерами далеко ходить не надо. Canon недавно исправил свой китовый «тихий ужас» — EF-S 18-55/3.5-5.6, добавив стабилизатор и очень серьезно улучшив качество изображения. Я думаю, что вынужденно: отсутствие нормального «китового» объектива просто отпугивало потенциальных новых клиентов – фотолюбителей, выбирающих первый зеркальный фотоаппарат, а значит и систему на будущее, которые выбирали Nikon просто по причине того, что кит от Nikon – полноценный объектив.

Canon EF 50/1.8 II – «первая морковка», которую предлагают новоиспеченному пользователю. Я не думаю, что Canon «дотирует» продажи этого объектива. На его примере можно представить себе то, сколько в реальности должны стоить объективы. Да, я понимаю, что «полтинник» — самая отработанная оптическая схема, но что, диапазон 50 мм – 135 мм сложнее? Не особо… А металлический байонет в условиях массового производства вряд ли сильно влияет на себестоимость объектива.

Вернемся к «морковке», которая призвана показать пользователю, насколько качественнее может быть картинка со светосильного фикса в сравнении с унылым «китом». Canon EF 50/1.8 II – самый недорогой объектив у Canon; да и у сторонних производителей вряд ли можно найти автофокусный объектив в этом ценовом диапазоне. Естественно, в объективе отсутствует USM мотор, естественно, байонет сделан из пластика – это издержки цены. Но крайне неудобная бленда (схожая с блендой Canon EF 85/1.8 USM на защелках, только еще и с необходимостью накручивать на объектив специальный адаптер) – явно специальный маркетинговый ход.

Блендой можно пожертвовать. Тем более, ее приходится покупать отдельно от объектива. Стоит ли платить дополнительные деньги за крайне неудобную в использовании вещь: передний элемент объектива утоплен в оправу, Canon EF 50/1.8 II позволяет без проблем снимать без бленды, если не фотографировать практически «прямо в Солнце». Хотя и в этом случае, Canon EF 50/1.8 II «держит удар» на все потраченные деньги.

Объектив вышел на рынок в декабре 1990 года. Он пришел на смену первому варианту — Canon 50/1.8, который выпускался всего 3 года, но был «полноценнее»: с металлическим байонетом, шкалой дистанции и в целом менее пластмассовой конструкцией. Однако, оптическая схема первой и второй версий абсолютно одинаковы, изменения коснулись только внешней конструкции объектива. Абсолютно одинаковы и графики MTF обеих версий. Первый вариант Canon EF 50/1.8 до сих пор пользуется популярностью у многих фотолюбителей и носит гордое название «granddad» — «дедушка».

Технические характеристики Canon EF 50/1.8 II:

  • Оптическая конструкция: 6 элементов в пяти группах
  • Угол поля зрения (диагональ): 46 градусов
  • Минимальная дистанция фокусировки: 45 см
  • Максимальное увеличение: 0,15х
  • Диапазон диафрагм: f /1.8 — f /22
  • Количество лепестков диафрагмы: 5, нескругленные
  • Диаметр светофильтра: 52 мм
  • Размеры: 68*41 мм
  • Вес: 130 грамм

Геометрические искажения практически отсутствуют. На полностью открытой диафрагме объектив сильно виньетирует. Виньетирование заметно до значения диафрагмы f/4. Автофокус «жужжащий» из-за отсутствия USM, но к скорости нареканий у меня нет.

Резкость и контрастность никак не соответствуют цене: никаких нареканий, объектив резок по центру уже на f/1.8, причем без эффекта монокля, который неимоверно раздражал меня на Canon EF 50/1.4 USM. Изображение не вызывает нареканий уже с диафрагмы f2.8, даже на полноформатной матрице. Однако, для получения снимков, резких «от края и до края» и без заметного виньетирования, стоит использовать значения диафрагмы f/4 — f/5.6.

Явным минусом, кроме виньетирования и бленды, я бы назвал качество «боке» — 5-ти лепестковая диафрагма дает отчетливые гайки, но — согласитесь — и это компенсируется ценой.

Недавно купленный экземпляр Canon EF 50/1.8 II — четвертый у меня. Первый был продан вместе с Canon EOS 30 D, второй отдан сыну, третий лежал некоторое время на полке и был также продан за ненадобностью. Покупка очередного вызвана в первую очередь переходом на Canon EF 24-105/4 L IS в качестве штатного зума: нужно, чтобы в сумке на всякий случай было что-то «светлое». А «полтинник» как раз подходящий кандидат: мал, легок, светосилен и не вызывает никаких нареканий по качеству картинки.

Мои отношения с фокусному 50 мм – тема отдельного разговора. Как оказалось, это самое бесполезное для меня фокусное расстояние, практически не снимаю на нем, такой вот надлом… Пытался перебороть себя: пробовал неавтофокусную оптику через переходник, купил Canon EF 50/1.4 USM – продал.

Canon EF 50/1.8 II постоянно живет у меня в сумке. Я сунул его в мешочек из-под телеконвертера и накрутил на него защитный фильтр Kenko, хотя полезность его применения невелика: передняя линза Canon EF 50/1.8 утоплена внутрь и вряд ли ей нужна дополнительная защита.

Рекомендую ли я Canon EF 50/1.8 II? Безусловно и настоятельно. Только тщательнее проверяйте его при покупке – разброс по качеству присутствует. Я выбирал из трех новых экземпляров в Плеере – отказался от всех и купил подержанный. На всех трех предложенных присутствовал либо бэк, либо фронт-фокус. И ни в коем случае не слушайте замечаний продавцов: «А что Вы хотели за такие деньги?!». Canon EF 50/1.8 II — неплохой объектив, с отличным качеством изображения. Такой и должна быть «морковка»: отличное качество изображения, но конструктив, сделанный так, чтобы «заставить» клиента задуматься о покупке следующего — в длинной череде — объектива.

Обновление по результатам тестирования Imatest (и еще немного лирики) — май 2012 года.

«Старый» обзор оставлен полностью без изменений, добавлена лишь оптическая схема объектива.

Если составить рейтинг «упоминаемости» и распространенности объективов Canon , то EF 50/1.8 II определенно войдет в тройку победителей. Объектив «мал, да удал»: по цене он доступен подавляющему большинству фотолюбителей и отрабатывает каждый вложенный в него рубль.

За свое «теплое отношение» к тестируемой модели я неоднократно был подвергнут остракизму со стороны фотофорумных жителей, но не изменил своего мнения о том, что по соотношению «качество на вложенный рубль» у Canon альтернатив нет; Imatest не привел к переоценке.

Геометрические искажения

Присутствует небольшая бочкообразная дисторсия в 1,2% На реальных снимках разглядеть будет затруднительно — досаждать не будет.

Разрешение и резкость

Поведение привычно — на открытых диафрагмах края и углы кадра значительно отличаются от центра, на прикрытых — подтягиваются и не вызывают нареканий. Canon EF 50/1.8 II приемлем уже на полностью открытой диафрагме. Разрешение на f /1.8 не выдающееся, но хорошему центру сопутствуют приемлемые края, а главное — нет особого падения контрастности, что делает картинку визуально привлекательнее. На прикрытых диафрагмах объектив резок «от края и до края».

Объектив Canon EF 50mm/1.8

© Артем Кашканов, 2006

Статья обновлена 5 апреля 2013 года

Долгое время эта статья называлась «Экспресс-сравнение объективов Canon 50/1.8 и китового Canon 18-55/3.5-5.6» и отражала результаты довольно старых тестов, сделанных мной в 2006 году при помощи фотоаппарата Canon EOS 300D. В связи с этим я решил статью освежить, добавив несколько новых тестовых снимков, ссылок на сопутствующие материалы, ну и разумеется, текста — ведь за 7 лет использования мне есть что сказать об этом объективе!

Объектив Canon EF 50mm f/1.8 II можно без преувеличения назвать самым популярным объективом Canon с фиксированным фокусным расстоянием. Причиной такой популярности является целый ряд сильных сторон объектива, а именно:

  • Светосила, дающая реальную возможность снимать в помещении без вспышки на приемлемой чувствительности ISO400-800.
  • Хорошая четкость картинки (намного лучше, чем у «кита»)
  • Низкая цена

Разумеется, есть и недостатки:

  • Излишняя мягкость картинки при открытой диафрагме. Приемлемо резкой картинка становится от f/2.8.
  • Довольно хлипкая конструкция, от которой так и веет дешевизной
  • Автофокус не всегда бывает точен
  • Объектив медленно, но набирает внутрь себя пыль
  • Специфическое боке

Все это общие слова, которые вы наверняка уже читали миллион раз на сайтах с отзывами об объективах. Позвольте мне рассказать вам про «полтинник 1.8» более подробно.

Внешний вид

На ощупь объектив не производит впечатления особо надежного и крепкого, однако, это не помешало ему прожить больше 7 лет и сохраниться в первозданном виде (за исключением нескольких пылинок, попавших вовнутрь).

У объектива нет никаких органов управления, кроме тоненького пластмассового кольца фокусировки с насечками, в которых копится грязь, и выключателя автофокуса. При фокусировке кольцо крутится в пределах 90 градусов, передняя линза ездит вперед-назад, ладно хоть не поворачивается вокруг своей оси. Чтобы воспользоваться ручной фокусировкой, автофокус нужно обязательно отключать, иначе есть риск поломать механизм — кольцо соединено с моторчиком напрямую, без всяких FTM.

Автофокус не блещет точностью. Даже при отсутствии фронт- бэкфокуса объектив иногда чуть промахивается. Зная эту особенность я никогда не делаю снимок после первой наводки, а повторяю ее еще 1-2 раза. В этом случае можно быть уверенным, что объектив навелся туда, куда надо.

Объектив имеет 5-лепестковую диафрагму, из-за чего при F2.8-4 наблюдается характерное боке «с пятиугольниками». Объектив имеет резьбу под светофильтр диаметром 52 мм. Собственно, это все, что можно рассказать о внешнем виде.

Область применения Canon 50mm f/1.8

На кропе

Среди начинающих фотографов есть заблуждение, что с «полтинником» на кропе можно сфотографировать все что угодно, главное, чтобы был простор для выбора точки съемки. Иными словами, если объект в кадр не влезает, от него нужно просто подальше отойти. И вот мы отходим, отходим, отходим до тех пор, пока объект (например, здание) не уместится в кадр. Но при этом те объекты, что когда-то были на переднем плане сейчас переместились на задний. Таким образом, у нас есть возможность снимать, в основном, пейзажи, на которых нет переднего плана, что само по себе не очень хорошо. Я всегда утверждал и буду утверждать, что для многих видов съемок китовый объектив намного предпочтительнее, чем полтинник — об этом читайте отдельную статью Стоит ли покупать полтинник вместо китового объектива? (на кропе).

Когда у меня были кропнутые аппараты, «полтинник» использовался преимущественно для одиночных портретов — как на улице, так и дома.

Когда у нас с Натальей родился сын Максим, я оценил возможности этого объектива по съемке дома без вспышки с размытием всякого бытового беспорядка на заднем плане. «Полтинник» дал возможность делать фотографии, доводящие новоиспеченных бабушек и дедушек до состояния восторга 🙂

А вот групповые портреты фотографировать получалось не всегда, учитывая, что комната не самая просторная.

На первый взгляд, на этой фотографии, вроде бы все в порядке, но мой друг Михаил (справа) под 2 метра ростом был вынужден согнуть коленки, чтобы влезть в кадр 🙂

Естественно, фотографий было сделано очень много, но все они относятся к «семейному альбому», поэтому продолжать их сюда выкладывать смысла не вижу.

На полном кадре

На полном кадре «полтинник» подходит для съемки большого количества сюжетов. Приведу несколько примеров фотографий.

Городской пейзаж возможен на относительно просторных улицах и других открытых пространствах. Для съемки крупных объектов с близкого расстояния объектив не пригоден.

Благодаря хорошей светосиле, объектив позволяет фотографировать при плохом освещении без штатива и получать при этом резкие снимки даже при наличии в кадре движущихся объектов (в данном случае — отражения света от волн).

Объектив позволяет хорошо акцентировать внимание на нужных объектах и деталях благодаря малой ГРИП на открытой диафрагме:

Съемка в плохо освещенном помещении — тоже не проблема:

Для портретов крупным планом объектив не очень подходит, поскольку заставляет снимать со слишком близкого расстояния, в следствие чего перспектива искажает пропорции лица. Хотя, для семейного альбома пойдет.

Сравнение с объективом Canon EF-S 18-55mm f3.5-5.6 (на кропе)

Исходные данные:

Фотоаппарат: Canon EOS 300D

Освещенность: пасмурный день

Съемка в JPG, Sharpness по умолчанию

Исходное изображение:

Результаты (100%-кропы 400*400)

Canon 18-55 mm/F3.5-5.6 ( ФР=48мм)

Canon 50mm/F1.8F1.8

не доступноF2.8

не доступноF 4

F 5.6F 8.0F1 1F1 6F 22

Помимо ощутимо лучшей четкости «полтинник» дает более контрастную картинку, чем 18-55 (китовый). Замеченная особенность — снимки, полученные при помощи «полтинника» чуть светлее, то есть можно сделать вывод, что при использовании автоматического замера экспозиции в некоторых случаях придется вводить экспокоррекцию ( -1/3 EV). Снимки приемлемого качества у «полтинника» начинаются при диафрагме F2.8. При более открытых диафрагмах картинка слишком «мягкая». Наилучшая четкость изображения достигается при диафрагме от F4 до F11 . Для китового объектива оптимальный диапазон при съемке на длинном конце — от F8 до F11.

Сравнение с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM (на полном кадре)

Исходные данные взяты из тестов разрешающей способности Canon 24-105L и Canon 50/1.8, измеренной на фотоаппарате Canon EOS 5D Mark II. Сразу хочу сказать, что есть небольшая погрешность в измерениях — для 24-105L измерения производились для фокусного расстояния 40 мм (я не могу на это повлиять, исходные тесты взяты с photozone.de), тем не менее, график разрешающей способности на перекрывающемся диапазоне диафрагм многих заставит задуматься.

По таблице и графику видно, что дешевский «полтинник» показал себя ощутимо лучше, чем популярный зум 24-105/4L!

Выводы

Объектив дает оптимальную по резкости картинку на диафрагмах от 2.8 до 8. При более открытой диафрагме картинка становится излишне мягкой, кто-то это называет «мылом».

На полном кадре объектив гораздо универсальнее и позволит снимать гораздо больше разных сюжетов, которые на кропе были недоступны — пейзаж, «уличное фото», репортаж, групповые портреты. Однако, на полном кадре сильнее проявляются такие недостатки как виньетирование (затемнение углов) и снижение четкости по углам картинки на открытой диафрагме. Если уж вы накопили на полнокадровый аппарат, добавьте 7-8 тысяч рублей и возьмите более светосильный Canon EF 50 f/1.4 — получите хорошую детализацию уже от диафрагмы 2 и более художественный рисунок размытия.


источники:

http://radojuva.com/2018/05/canon-ef-50-mm-1-8-stm-test/

http://www.vlador.com/lens/canon-ef-50-1-8-ii/

http://www.artem-kashkanov.ru/article6.html