Clive barker s jericho обзор

Clive Barker’s Jericho

Во время очередного запланированного откровения Клайв Баркер однажды сообщил, что он, мол, с самого начала задумал Jericho как компьютерную игру, но при случае она легко могла бы обернуться кинофильмом. Так вот, во время общения с этой шестичасовой одой гниющей человеческой плоти неоднократно желаешь господину Баркеру вернуться в большой кинематограф.

Не надо, однако, думать, что Clive Barker’s Jericho — плохая игра. Прекрасное прилагательное «специфическая» тут как нельзя кстати. Это очень специальное, очень особое, с позволения сказать, удовольствие.

Рваные раны

Это один из немногих персонажей, с кем в Jericho себя можно ассоциировать.

С визуальной точки зрения Jericho — идеальное переложение баркеровского творчества на интерактивный лад. Тут есть все, за что многие из нас (включая автора этих букв) любят, например, «Восставшего из ада». Эстетика безупречная — с первых же кадров вы оказываетесь по колено в крови, человеческих внутренностях и костях и не вылезаете оттуда аккурат до финальных титров. Тут же, однако, кроется, первая проблема Jericho — эстетическая. На протяжении двух часов зрелище, скажем, человека, у которого по всему лысому черепу равномерно вбиты гвозди, удивляет и где-то даже завораживает. Но Jericho — это примерно шесть часов непрерывного забега через фекалии, гной, цепи, внутренности, какие-то секреционные выделения и черт знает что еще. Тут в принципе нет ни одного персонажа, с которым можно было бы себя ассоциировать. Все, у кого кожа не содрана, либо оказываются летающими демонами, либо затянуты в экстравагантные кожаные наряды. Поначалу все это действительно завораживает, но уже через час вы, устав от бесконечного потока крови и ободранной кожи, начнете оглядываться по сторонам. И здесь выяснится, что кроме декалитров крови в Jericho мало что работает.

Благодаря беспрецедентной плотности спецэффектов все Jericho-скриншоты выглядят приветом из будущего. В действии все несколько прозаичней, но все равно красиво.

Сюжет — это абсолютно традиционная баркеровская притча про соблазны и возмездие. Пока вы трясетесь в вертолете к месту высадки, правительство на ходу проводит следующий брифинг. Еще до человека бог создал Перворожденного — жутковатого вида дитя, лишенное первичных половых признаков, зато наделенное голосом Дарта Вейдера. Эксперимент не удался — Перворожденный возжелал власти и вообще как-то не вышел характером, за что бог запер его в городе Аль-Кали и спрятал то ли в параллельное измерение, то ли вообще в пространственно-временном континууме. Перворожденный, однако, изыскал способ периодически возвращаться, отъедая по небольшому куску нашей реальности. И вот в наше время Аль-Кали неожиданно материализовался в пустыне, а божье дитя, кажется, планирует вернуться всерьез. Затолкать Перворожденного обратно приглашают отряд Jericho, составленный из группы фривольно одетых мужчин и женщин. И те, и другие наделены различными спецспособностями, а при виде летающего крылатого демона пожимают плечами и открывают огонь.

Баркер описывал Аль-Кали как уникальный пространственный лабиринт, где заперты и обречены на вечные страдания представители различных эпох. Чудесная идея — мы сразу представили себе что-то вроде Prey, только без индейцев и инопланетян. На деле Аль-Кали оказывается набором линейных и абсолютно неинтерактивных коридоров, которые пролегают через четыре пространственных промежутка: Вторая мировая, средневековье, Древний Рим и Месопотамия.

Потенциал, конечно, был огромный, но на деле Jericho не использует и половины визуальных возможностей собственного движка (а он держится молодцом). И Рим, и средневековье мало чем отличаются друг от друга — архитектуры самый минимум, и вы почти не обратите на нее внимания. Зато отрезанные пятки Баркер сует в кадр при любом удобном случае.

Внутреннее устройство

Игра уже заимела проблемы в Германии (видимо, из-за таких вот кадров), но Codemasters отказались редактировать Jericho для немецкого рынка.

Jericho — это шутер с серьезными тактическими амбициями. У вас в подчинении находятся шесть участников отряда, каждый из которых наделен двумя спецспособностями — открываются они до того неспешно, что становятся доступны чуть ли не перед финальной схваткой. С руководителем этой паранормальной службы безопасности в первые же десять минут происходит страшно сказать что, так что всю оставшуюся игру он святым духом летает между остальными участниками мероприятия, прыгая от одного к другому.

Переключаться можно двумя способами: либо с помощью чудовищного интерфейса (пока вы выберете нужного героя, вам гарантированно кто-нибудь откусит ногу), либо нажав на «пробел», когда подходящий кандидат на переселение окажется в прицеле.

Когда на экране появляется вот этот персонаж, от обилия внутренностей в кадре начинает потихоньку мутить.

Кроме того, отряд разбит на две тройки, каждой из которых можно отдать приказы двух видов: «стоять» и «атаковать». Наконец, все герои снабжены своим оружием — подбирать чужое нельзя. Зато абсолютно у всех огнестрельных орудий имеются альтернативные режимы стрельбы. И вот еще нюанс — ни здоровья, ни патронов тут нет. Последние пополняются автоматически (!), а ситуация с самочувствием всех подчиненных — повод для отдельного абзаца.

Как только экран начнет пульсировать красным, это значит, что подконтрольный вам солдат скоро упадет на землю. Если это произойдет, автоматически случится переселение в ближайшего коллегу. При этом ваши братья по оружию не умирают — они остаются лежать на земле, пока кто-нибудь из команды не подойдет и не вылечит их (за акт исцеления отвечает отдельная кнопка). Игра обрывается только в том случае, если ранены одновременно все члены отряда.

Ну и наконец, те самые спецспособности. Их действительно очень много, но реально вы будете пользоваться двумя-тремя. Наши фавориты — какой-то огненный змей, вылетающий из руки, локальная черная дыра, заставляющая замереть всех врагов в радиусе действия, аналогичная пространственная аномалия, поджигающая всех, до кого сможет дотянуться, исцеление коллег на расстоянии. Собственно, все.

Не BioShock

Герои постоянно вступают друг с другом в сложные теологические споры. Вот как сейчас.

Главная проблема состоит в том, что описанная выше тяжеловесная конструкция работает с серьезными перебоями. Во-первых (и это самое неприятное), большинство спецспособностей тут придумано геймдизайнерами для самих себя. Управление врагами на расстоянии нужно только для того, чтобы включить запланированный рычаг, а телекинез функционирует крайне избирательно — из всех закрытых дверей и груд камня он сдвигает с места только самые необходимые. После BioShock играть в непродуманный шутер, лишенный к тому же пространства для маневра, почти физически тяжело. Проблема с Jericho усугубляется тем, что ее авторы, очевидно, претендуют на серьезное жанровое высказывание. От этого становится еще грустней, потому что коллеги, например, с трудом убивают одного-единственного монстра (которого вы валите одной меткой очередью). Большинство уровней логически разбиты на зарисовки в духе Serious Sam: игра запирает вас на узком пятачке и насылает монстров в различных комбинациях. После того как отстрел будет завершен, запертая дверь неожиданно откроется. Вдобавок коллеги отказываются слушать запланированные команды — останавливаться они умеют, а вот вперед идут ровно до того места, пока не упрутся в скрипт.

Перворожденный зачем-то являет себя в первые минуты игры, так что финальная встреча несколько подпорчена.

Честно говоря, лучшие моменты Jericho — те, когда она посредством сюжета оставляет вас наедине с самим собой и дает спокойно пострелять по монстрам, которые тут действительно внушают уважение. Какие-то насаженные на пики дети, закрытые щитами центурионы, подвешенный на крюк римский губернатор-гедонист. Но только вы начнете получать от Jericho искренне удовольствие, как опять начнется псевдотактика.

Самое обидное, что шестеренки иногда все-таки цепляются друг за друга и механизм приходит в действие. В основном это случается на открытых пространствах, когда AI в кои-то веки начинает пользоваться вверенными ему возможностями. Тут вдруг просыпается тактика: герои сами активируют упомянутую уже черную дыру, кто-то поджигает стаю надвигающихся демонов, кто-то исцеляет не вовремя упавшего снайпера, ну и так далее.

Еще одна ценная способность игры — умение генерировать сто потрясающих игровых ситуаций в секунду. Баркер все-таки талантливый режиссер, и большинство таких моментов спланировано заранее, но сцена, где главной героине на голову падает подгнивший рыцарь, или ваше первое переселение души — это очень сильные эмоциональные переживания.

То есть потенциал у Jericho, безусловно, есть, и ради него можно забыть про многое. Например, про отсутствие физики — разрушению тут подлежат только бочки, все остальное лежит мертвым грузом. Учитывая, что здесь в принципе нечего сунуть в карман, разлетающиеся ящики и бочки выглядят просто глупо. Или вот отсутствие у всех членов команды умения прыгать. В SWAT 4 подчиненные тоже этого не умели, но там подобное решение было обосновано всем, начиная от дизайна миссий и заканчивая планировкой уровней (по иронии судьбы SWAT 4 создали как раз Irrational Games, авторы BioShock, главного на сегодня конкурента Jericho).

Самым удачным и, безусловно, самым зрелищем нововведением Jericho являются. мини-игры на манер Fahrenheit. Периодически серьезный, как кирзовый сапог, шутер вдруг прерывается на интерактивные зарисовки, в ходе которых вам нужно последовательно исполнить предложенное комбо. На экране в этот момент происходят совершенно разные вещи — от спуска в колодец до пытки полусгнившей фашистской генеральши в латексе.

При всех указанных недостатках Jericho, однако, можно назвать главным релизом этого номера. Во-первых, это, в конце концов, попытка что-то изменить. Неудачная, кособокая, но курс очень даже правильный. Во-вторых, игра отлично выглядит. Глубина резкости, кровь, регулярно заляпывающая объектив, какое-то несусветное количество спецэффектов в кадре — все это действует почти гипнотическим образом. И наконец, в-третьих, Jericho — это явное визионерство. Баркер не просто пускает зомби по коридорам, он работает в своей очень узнаваемой, очень личной эстетике. Это предельно странная и неровная игра, но в определенном шарме ей не откажешь. Так что при всех наших претензиях Баркер-разработчик «Игромании» по-прежнему интересен.

Оправданность ожиданий: 70%

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 6.0

Дождались? Клайв Баркер выступает в уникальном жанре «тактический хоррор про демонов и кишки». Произведение спорное, но не без шарма.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker’s Jericho

Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.

Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.

Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.

Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.

Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.

Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.

Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.

Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.

Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.

Обитатели Пиксиса очень недружелюбные создания. Когда-то они были людьми, но затем их обработали тёмные силы, и они превратились в жутких тварей, которые по своей стилистике очень напоминают фильм Восставший из Ада. Врагов в игре очень много, все они разнообразны и требуют особого подхода. При этом они не глупы и могут расправиться с вами в считанные секунды. Даже верзила Дельгадо долго под их атаками не выстоит. Одни только схватки с боссами чего стоят! Поэтому приходится внимательно следить как за врагами, так и за союзниками и часто переключаться между последними. От этого шутер приобретает черты тактики, хотя до конца её так и не довели.

Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.

Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.

Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.

Для истинных ценителей «эстетики». Обзор игры Clive Barker’s Jericho

Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.

Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.

Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.

Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.

»Пиксис меняет людей… до неузнаваемости. Вот во что превратился давний знакомый Роулингса, Арнольд Лич

Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.

Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.

»Каждый персонаж обладает уникальным оружием и уникальными способностями, другое дело, что не все из них действительно полезны

Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.

Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.

»Несколько раз за игру эти двое в порыве спора наставят друг на друга стволы

Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.

Обитатели Пиксиса очень недружелюбные создания. Когда-то они были людьми, но затем их обработали тёмные силы, и они превратились в жутких тварей, которые по своей стилистике очень напоминают фильм Восставший из Ада. Врагов в игре очень много, все они разнообразны и требуют особого подхода. При этом они не глупы и могут расправиться с вами в считанные секунды. Даже верзила Дельгадо долго под их атаками не выстоит. Одни только схватки с боссами чего стоят! Поэтому приходится внимательно следить как за врагами, так и за союзниками и часто переключаться между последними. От этого шутер приобретает черты тактики, хотя до конца её так и не довели.

»Игра хорошо сдобрена qte-вставками: они происходят не только в строго заскриптованных сценах, но и во время рукопашных схваток

Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.

Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.

Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.

»Баркер не был бы Баркером, если бы не выливал литры кровищи на лицо игрока

Я не считаю, что игра слишком коротка или излишне затянута, она длится ровно столько, сколько необходимо, чтобы понравиться и не успеть надоесть. При всех перечисленных недостатках Иерихон Клайва Баркера всё же заслуживает внимания. Плюсы с лихвой компенсируют минусы, и лично я от игры получал одно только удовольствие. Да она местами корявая, местами в ней чего-то не хватает и впервые запустив игру, как и я, вы, возможно, подумаете, «ну что за шлак», однако дав игре немного времени, позволив ей охватить себя щупальцами этой кровавой и неповторимой атмосферы, вы увидите и вкусите её положительные стороны. Я говорю так не на волне ностальгии, как это бывает у меня со старыми играми, а с совсем недавнего опыта. А это что-нибудь, да значит. Напоследок стоит сказать, что это игра не для всех. Если кто-то из вас питает отвращение к подобному «искусству», то скорее всего таким людям эта игра не понравится. Всем остальным я бы очень посоветовал пройти Иерихон Клайва Баркера, впервые или же снова.

Обзор от Gameland.ru

Некоторым играм не везет. Вроде бы, все у них есть, все сделано правильно, по надежным формулам и согласно маркетинговым исследованиям. На этом прочном фундаменте появляются свежие уникальные особенности, призванные придать детищу статус Нового-Слова-в-Жанре. И даже стиль и атмосфера есть. Своеобразные, но есть. И приглашенная звезда в наличии имеется, и на хороший графический движок не поскупились, и выходит на всех платформах одновременно. Формула прямо из учебника «Самые успешные компьютерные игры в истории», но в случае с Clive Barker’s Jericho она не сработала. Что же пошло не так?

Чертик из коробочки

Клайв Баркер, чье имя гордо красуется в названии проекта, занимался не только пиаром и привлечением дополнительной аудитории, придумыванием сюжета, но также созданием самой сильной части в игре – атмосферности, стиля и персонажей. Если вам приходилось до этого сталкиваться с творчеством Баркера, то вы представляете, чего ожидать. В умении нагнетать определенную атмосферу ему не откажешь – вопрос только в том, по душе ли вам все это. Какие-нибудь «Восставшие из ада» продолжаются полтора часа, а вот когда на протяжении 10-12 часов в ваше первое лицо тычут вывернутыми кишками, килограммами разложившейся плоти и кучами выделений человеческого организма, начинает казаться, что это перебор. Дизайн монстров, конечно, удался на славу, жаль только, что разглядеть их особо не дают: после смерти враги превращаются в рой мух. Особенно запоминающимися вышли боссы, созданные в любимой Баркером стилистике гиперсадомазохизма: женщина с вывернутым ртом и кожей, натянутой на какие-то безумные колеса, толстяк, подвешенный на крюках.

Игровой зачин выполнен в традиционном апокалипсическом русле: уже в который раз миру грозит бесславный конец из-за того, что пробудилось очередное Древнее Зло. Еще на заре мироздания Бог по ошибке сотворил некое существо, Перворожденного, которое оказалось не совсем таким, как бы ему хотелось. Однако сил уничтожить собственное детище не хватило, поэтому он и запер его в другом измерении, которое в игре называют The Box (Коробка) или, на латыни, Pixis. Перворожденный оказался типом весьма изобретательным. Он изыскал способ связаться со своими братьями меньшими – людьми, и среди них нашлись те, кто по какой-то причине согласились помочь ему выбраться из заточения. Видимо, Бог проглядел, что ларчик с Перворожденным открывается просто – достаточно принести в жертву несколько тысяч человек.

Но на любое действие всегда находится противодействие. Так и появились те, чья задача: не дать этому чертику из коробочки выбраться, – отряд Jericho. Первыми были семеро шумерских жрецов, которым удалось загнать Древнее Зло обратно. Их дело продолжили верные последователи, эпоху за эпохой сражавшиеся за спасение мира. Но Перворожденный, как в старом анекдоте «сам, не съем, так хоть поднадкусываю», каждый раз забирал с собой кусочек нашего мира, переделывая его по своему вкусу, а герои оказывались на вечные веки заперты в Коробке. Любое добро, как известно, наказуемо.

Страх и отвращение в «Иерихоне»

Четырежды находились смельчаки, которые вольно или невольно открывали портал в мир Перворожденного. Четырежды команда Jericho этот портал закрывала. Так и появились четыре основных уровня игры Clive Barker’s Jericho: годы Второй мировой, Средневековье, Римская империя и отдаленные времена шумеров. Нашим героям, чтобы остановить конец света, предстоит пройти через эти эпохи, убить четверых боссов и повстречаться со своими предшественниками.

Команда Jericho в нашем веке – это секретный дивизион магической безопасности армии США. Что-то вроде Ночного дозора или людей Икс. В любой момент мы вправе сменить игрового персонажа и взять одного из шестерых. Так можно почувствовать себя в шкуре любого члена команды, испытать его спецспособности и попробовать на вкус шесть вариантов прохождения. В конечном счете, все равно придется выбрать одного или двух любимчиков, так как возможности некоторых совершенно бесполезны или ограниченно полезны. Личный выбор автора – Дельгадо с его пулеметом, не требующим перезарядки, и огненным демоном, которым не надо целиться, а также Коул с ее невероятно эффективными гранатами и замедлением времени. Иногда игра насильно ограничивает наш выбор, заставляя осваивать новую тактику боя другими, нелюбимыми, членами группы.

Тактическая часть Jericho примитивна. Всем рядовым членам отряда мы можем отдавать только две команды: стоять и вперед. Ни о каких сложных схемах ведения боя не стоит даже мечтать. Напарники движутся по четко проложенным маршрутам: от скрипта до скрипта. Отряд «Иерихон» разбит на две группы – альфа и омега, но тактического простора это не добавляет, так как разделение на группы происходит строго по сюжету, и никак иначе. Искусственным интеллектом напарники, к сожалению, очень обижены. Без нас они постоянно забывают о спецспособностях, упрямо лезут на врага, пренебрегая укрытиями, а в итоге мрут как мухи. Часто в пылу боя, вне зависимости от выбранного персонажа, приходится, бросив все, оживлять бестолковых подчиненных, которые умудряются тут же умереть снова. К тому же вне нашего контроля эффективность у напарников резко падает: они все вместе не справляются с монстром, которого игрок может убить одной очередью. В общем, пользы никакой – одна суета, хлопоты и повторяющиеся отбойники.

Ни шагу вперед!

Но не в этом главная беда Jericho. Игра получилась невероятно однообразной и, что называется, монорельсовой. Существует единственный фарватер, по которому мы движемся вперед. После свободы и вседозволенности Bioshock, так и до клаустрофобии недалеко. Свернул за угол, набил пачку монстров, дошел до чекпойнта и так далее, пока не доберешься до босса. Враги появляются по скрипту, который срабатывает в строго установленном месте, и показывают полное отсутствие интеллекта – просто идут вперед, пока их не убьют.

Многие способности наших подчиненных доступны и полезны лишь в специально отведенных местах. Так, например, телепат Джонс может вселяться во врагов и использовать телекинез с пирокинезом только там, где скажут. Умение Блэк разрушать препятствия срабатывает в местах, указанных геймдизайнером. Наша доб-лестная леди не в силах проломить даже заграждения из колючей сетки, которые стоят накрепко, как будто сделаны из камня. Из декораций сломать можно только бочки и ящики, хотя непонятно, зачем их вообще разложили на уровнях, если в них нет полезных предметов. Прибавим к этому, что прыгать наши герои категорически отказываются, и получим чистой воды коридорный шутер безо всяких гвоздей и развилок.

Дизайн уровней – одно из самых слабых мест игры. При том тщании, с которым выполнены монстры, удивительно видеть столь однообразные и бледные уровни, к тому же утопающие во мраке. Действие игры разворачивается в одних и тех же руинах города Аль-Хали, но от эпохи к эпохе антураж почти не меняется.

Некоторое разнообразие вносят мини-игры, в которых нужно быстро нажимать соответствующую кнопку. В случае провала нам дают новую попытку и потчуют предыдущим роликом. Скажем, вашему покорному слуге пришлось раз шесть прослушать обещания полуразложившейся старой эсэсовки сделать с ним кое-что противоестественное.

Незлым тихим словом

Clive Barker’s Jericho очень не повезло. Выйти в тени Bioshock, Crysis, Quake Wars, Call of Duty 4, Unreal Tournament 3 и прочих именитых собратьев по жанру не пожелаешь и врагу. Тем не менее в смелости игре не откажешь – попытка сказать свое негромкое, но веское слово была, хотя и потонула в унылом дизайне уровней и неубедительном AI. Играть просто скучно, несмотря на разнообразие боевых техник и отличный движок. Возможно, единственным стимулом пройти игру станет желание дослушать жутковатую историю Клайва Баркера до конца и полюбоваться плодами его мрачной фантазии.

Великолепная шестерка и вратарь

Каждый боец отряда Jericho обладает двумя спецспособностями, которые открываются по ходу игры. Священник Роулингз в силах воскрешать мертвых и высасывать жизненные силы из врагов. Быкоподобный Дельгадо вооружен пулеметом и с помощью карманного демона ловко поджигает врагов. Снайпер Блэк не только метко стреляет, силой мысли он способен направлять пули, а также поражать три цели одновременно. Девушка по имени Черч освоила магию крови и, распоров себе руку, может парализовать всех врагов в округе. Хакерша Коул умеет взламывать реальность и замедлять время, а ясновидящий Джонс, надо сказать, самый бесполезный член команды, предсказывает будущее и вселяется во врагов. Еще в наличии имеется командир – Росс, роль которого мы формально исполняем, но он умирает на десятой минуте, чем удобно оправдывает одну из главных особенностей этого полукомандного шутера – возможность напрямую контролировать одного из подчиненных.


источники:

http://dtf.ru/games/32775-dlya-istinnyh-ceniteley-estetiki-obzor-igry-clive-barker-s-jericho

http://www.playground.ru/clive_barkers_jericho/opinion/dlya_istinnyh_tsenitelej_estetiki_obzor_igry_clive_barkers_jericho-548478

http://www.gamer.ru/clive-barker-s-jericho/obzor-ot-gameland-ru

Удачный ход