Company of heroes игромания обзор

Company of Heroes

Честно сказать, шутки на тему неувядающей Второй Мировой закончились у нас около полугода назад. Но, оказывается, после того как индустрия сработала собственные интерпретации голливудских блокбастеров и наигралась в реализм, наступил следующий этап, а вовсе не конец, как мы тут было подумали. Теперь каждый популярный жанр должен получить свое персональное «Спасение рядового Райана». Шутеры дождались первыми, а теперь вот настала очередь стратегий.

Рядовой Relic

На этот раз роль индустриального Спилберга от мира компьютерных игр исполняет глубокоуважаемая нами Relic Entertainment, авторы двух крайне внушительных RTS-высказываний. Их Company of Heroes — это на сегодняшний день высшая точка развития современных стратегий. Здесь каждый миллиметр буквально пропитан деньгами. Придраться почти не к чему. Уровень исполнения и шлифовки — потрясающий. Это очевидный и, видимо, единственный претендент на звание RTS’2006.

Но вот какое дело. Relic действительно придумали ряд внушительных геймплей-инъекций, которые оживляют знакомую с младых когтей схему. Но ничего по-настоящему нового в Company of Heroes нет. Условные рефлексы, выработанные за десять лет, здесь успешно применяются с поправкой на особенности местного управления и менеджмента. Не то чтобы нам кто-то обещал новое RTS-откровение, но от людей, придумавших Homeworld , ожидалось, признаться, хоть какого-то прорыва. Журналисты земшара взасос полюбили Company of Heroes, обвешали ее всеми мыслимыми регалиями и в итоге сформировали игре колоссальный средний бал — 95,5% на момент написания этих строк. Автор этих строк раз пять бил себя по рукам, чтобы не припечатать игру чем-нибудь вроде «квинтэссенция жанра». Проблема в том, что Company of Heroes — это и вправду венец творения, потолок, сбывшаяся мечта любого RTS-гика. Здесь можно делать все, о чем вы мечтали: крушить здания, вращать камеру, заглядывать подчиненным в глаза и снимать в среднем по пятьдесят умопомрачительных скриншотов в минуту. Куда дальше — решительно непонятно.

Хлеба и зрелищ

Открывающий игру D-Day выглядит здесь на удивление уныло.

Подобный уровень исполнения достигается тут за счет невообразимых производственных затрат. Конечный бюджет Company of Heroes даже представить страшно — здесь абсолютно все выполнено на каком-то запредельном уровне. Вот, скажем, такая банальная вещь, как брифинги, обставлена с невероятным разнообразием. Нам то демонстрируются какие-то слайды с пометками, то вводят в курс дела исторической справкой, а то и вовсе показывают в качестве вводного брифинга кат-сцену. Стоит вам выполнить какое-то ключевое задание, как игра тут же прерывается, чтобы продемонстрировать стратегические изменения на карте и пояснить дальнейшую стратегию. Это, вообще, главная особенность Company of Heroes — вас тут крайне редко оставляют один на один с геймплеем. Расслабиться и детально вникнуть в игровой процесс можно исключительно в skirmish-схватках. Single-кампания осторожно, за ручку, ведет вас от одного mission objective к другому. Тяжелое дыхание гейм- и левел-дизайнеров постоянно чувствуется за спиной. Только вы уже было подумали, что можно расслабиться и принять какое-то самостоятельное решение, как игра тут же включает очередную заставку, в которой доходчиво поясняет, куда идти, кого захватывать и с какого фланга наступать.

Во все это, разумеется, вложены столь безумные деньги, что сопротивляться такому заказному театру нет никакой возможности. По сути, Company of Heroes — это Call of Duty 2 от жанра RTS. Вся игра проходится с непреодолимым ощущением того, что вокруг разворачивается какой-то дорогостоящий театр. Происходящее действие (при видимой свободе) никакого вольнодумства на самом деле не позволяет — у Relic все взрывы и перемещения просчитаны на много уровней вперед.

Отдельный разговор — местные кат-сцены. Когда пререндеренная анимация ловко сменяется картинкой на движке, разницы, честно говоря, особенно не замечаешь. Местный уровень графики позволяет местным режиссерам творить уникальные вещи. То есть на экране регулярно демонстрируется натуральный Голливуд — со взрывами, эффектными ракурсами и героической смертью сослуживцев. В нужный момент камера просто отъезжает наверх, вверяя управление вам в руки. При желании можно сделать zoom обратно, и там, под курсором, окажется тот же самый Голливуд, который только что демонстрировали в кат-сцене.

При максимальном приближении Company of Heroes удивительным образом напоминает Brothers in Arms.

Company of Heroes c легкостью тормозит на компьютере, который без видимого напряжения крутил Prey на максимальных настройках. Высший уровень детализации пригоден исключительно для снятия скриншотов — играть при этом практически невозможно. Наши коллеги с сайта GameSpot очень метко назвали игру benchmark-RTS. При должном увеличении и ракурсе можно разглядеть чуть ли не маркировку на солдатских касках. Положа руку на сердце, вся эта высокополигональная гонка за фотореализмом в случае с Company of Heroes вызывает труднообъяснимое раздражение. Ну, правда, сколько уже можно? Неужели Relic всерьез полагают, что кто-то будет выкручивать камеру, чтобы разглядеть фаланги на пальцах подчиненных? Автор этих строк занимался подобным исключительно по производственной нужде — чтобы снять скриншотов.

Лучшее, чем может порадовать Company of Heroes в визуальном смысле, так это фирменными роликами Relic, о которых они в последнее время как-то подзабыли. Конечно, до черно-белой скетчевой техники Homeworld тут дело не доходит, но когда в кадре крупно моргает нарисованный глаз, ностальгия дает о себе знать.

Наконец, чтобы покончить уже с рассказом о местных высокобюджетных достопримечательностях, пара слов о местном звуке. Он, как нетрудно догадаться, умопомрачительный. Если у вас дома имеется пятиканальная система, приготовьтесь к тому, что соседи будут регулярно звонить в дверь и интересоваться, кого это тут уже два часа подряд давят танком. Company of Heroes звучит так, что обзавидуется любой Medal of Honor. Пули свистят из-за спины, где-то справа глухо бабахает взрыв, кто-то прямо под ухом строчит из автомата. Плюс мелочи, возможные только при надлежащем бюджете: если вы отдаете приказ юниту, который находится за пределами экрана, ответ от него поступает с соответствующими радиопомехами. Местный саундтрек — традиционное оркестровое «тра-да-да-да» на тему Второй Мировой. Отличить музсопровождение Company of Heroes от прочих аналогичных мотивов можно лишь по тем же производственным затратам.

Перемена слагаемых

Режиссура местных кат-сцен периодически поражает в самое сердце.

Ну и, наконец, геймплей. Как нетрудно догадаться, Company of Heroes больше всего напоминает (с некоторыми принципиальными ремарками) предыдущий опус Relic — Warhammer 40 000: Dawn of War. Здесь точно так же имеются критические позиции, которые надлежит захватывать и укреплять. Точки бывают двух типов — стратегического значения и ресурсы. Последних имеется два типа — топливо и амуниция. Если вы вдруг подумали, что в Company of Heroes на манер «В тылу врага» у танка может закончиться топливо или там патроны, спешим вас разубедить. Ресурсы тратятся на производство новых юнитов и строительство зданий. Да-да, есть и такое.

Надо, однако, отдать Relic должное — используя все классические RTS-приемы, они сделали в первую очередь позиционную стратегию. Несмотря на строительство зданий и дозаказ подчиненных, вам вряд ли удастся провести много времени, обстоятельно обставляя периметр собственной базы защитными турелями.

В оставшиеся после подрыва устоев рытвины можно, кстати, спрятаться.

Вся местная карта разбита на сектора, которые контролируете или вы, или противник. Расширяются собственные позиции за счет захвата стратегических точек. И вот здесь Relic вводят очень грамотный нюанс. Область, не соединенная с базой (то есть отрезанная ото всей контролируемой вами территории), не имеет ровно никакой пользы — ресурсы с нее не поступают в казну. Благодаря этому обстоятельству игра заставляет вас мыслить территориально и планировать свои действия. Героические вылазки с целью отбора у врага какого-нибудь топливного сектора ничего не дадут. Company of Heroes настоятельно рекомендует вести грамотную, спланированную экспансию. Захват и укрепление новых позиций — это несущая конструкция всего геймплея.

В итоге местные схватки (особенно на крупных картах) больше всего напоминают. Z, позиционный шедевр Bitmap Brothers десятилетней давности. Здесь точно так же идет грубое противостояние за каждый отдельно взятый сантиметр полезного пространства. Соперники впиваются друг другу в гланды, пытаясь контролировать как можно больше территории. Потому что каждая стратегическая точка в вашем арсенале — это дополнительные юниты и ресурсы. Позиционное преимущество не просто открывает новые пространства для маневра, оно дает вам больше возможностей. Разумеется, строить здания и укрепительные сооружения позволяется только на своей территории. Все прочие геймплей-особенности, которые воспевают западные журналисты и о которых мы поговорим ниже, не более чем декоративные элементы, ловко насаженные на основополагающий позиционный принцип войны.

Любой разговор о Company of Heroes неизбежно скатывается к обсуждению таких вот ракурсов.

Вот, скажем, юниты. Так же, как и в Dawn of War, Company of Heroes предлагает концепцию сквадов. То есть отдельно взятым солдатом поруководить не дадут — сослуживцы упакованы в связки по пять человек. И точно так же, как и в Dawn of War, сквады можно пополнять прямо на поле боя — достаточно нажать на соответствующую кнопку. Но есть, опять же, нюанс — подкрепление для отрядов возможно только если они находятся на контролируемой вами территории. Логически это вполне обосновано — новобранцы прилетают на парашютах, а десантироваться на вражеском пространстве — сомнительное с точки зрения командира решение.

Кстати, о командовании. Company of Heroes содержит крайне продуманную систему укрытий, которые автоматически занимают ваши подчиненные. Завидев, например, забор, юниты не просто упираются в него носом — они припадают спиной, высовываются из-за угла, чтобы дать очередь, и картинно залегают, находясь под подавляющим огнем. Это решение, во-первых, сильно помогает в бою, а во-вторых — заметно добавляет происходящему осмысленности. Отправленные в атаку юниты ловко перебегают от укрытия к укрытию, занимают наиболее удачные позиции и вообще ведут себя крайне адекватно. Укрытия бывают трех типов — плохие, нормальные и хорошие. Отдавая приказ, вы сразу же видите, каким образом расположатся ваши солдаты, и, соответственно, сможете оценить, не снесет ли кому-нибудь из них ногу вражеским залпом.

В лучших традициях Red Alert здесь можно наслать на вражеские головы авиаудар.

А снести еще как может. Залпы дают танки, которые способны в считанные минуты разнести всю вашу пехоту, не получив при этом сколько-нибудь ощутимых повреждений. Кроме очевидного контраргумента — своих собственных танков — вам есть что противопоставить немецким «тиграм». Некоторые разновидности пехоты обладают счастливой возможностью лепить взрывчатку и бросать гранаты. При должной сноровке вы быстро научитесь обходить гусеничные угрозы сбоку и подрывать им двигатель. И вот тут важно подметить — Company of Heroes буквально кишит подобными мелочами. Автоматчики умеют захватывать станковые пулеметы и переносить их с места на место. Можно отвоевать противотанковую пушку и укатить ее на свою сторону. Пехота умеет строить песочные укрепления, которые действительно помогают. Практически каждый юнит обладает набором функций, которыми можно и нужно пользоваться. Закладывать мины, чинить танки, крутить колючую проволоку, бросаться гранатами и даже, представьте себе, выставлять дымовую завесу для танков — все это чуть ли не впервые в истории современных стратегий.

На первой же миссии игра настоятельно склоняет вас к изучению собственных горячих клавиш — без них тут приходится елозить мышью примерно в два раза больше. Company of Heroes удивительным образом заставляет вас принимать в среднем по сто решений в минуту, регулярно изворачиваясь каким-то непостижимым образом. Автор этих строк, будучи зажат со всех сторон немецкими силами, удумал выстроить песочные укрепления по всем фронтам, после чего забросать оторопевших немцев при помощи миномета. И таких вот неочевидных возможностей в Company of Heroes заложено несчетное количество.

Отдельной строкой хочется отметить пресловутую разрушаемость, о которой трубят наши западные коллеги. Все их восторги надо, конечно, делить ровно пополам — товарищи просто не оценили в свое время «В тылу врага». Здесь, как в каком-нибудь Red Faction, разрушаемость изящно ограничена грамотным левел-дизайном. То есть проломить забор и создать новый проход — это пожалуйста. Но вот проделать себе путь через здание уже невозможно. Дальше рассказывать, наверное, не имеет смысла. Само собой, здания расставлены таким образом, чтобы вы все-таки прошли все ключевые точки карты и активировали все заложенные дизайнерами скрипты. То есть пресловутая тактическая свобода является мистификацией — Relic железной хваткой ведут игрока по уровню, позволяя забавляться с крушением заборов, укреплений и прочей мелкой утвари.

Так уж вышло, что данный текст пишется мною спустя буквально пару дней после официальной пресс-конференции Nintendo в России, где вдохновенно вещал европейский президент Nintendo Сатору Сибата. Милейшего вида японец в дорогом костюме говорил о том, что индустрия не видит очевидного: погоня за фотореализмом и количеством полигонов это тупиковая ветвь эволюции. Он предсказывал уменьшение рынка, пугал снижением продаж и говорил о том, что индустрии уже давно нужен не количественный, а качественный скачок. Что новые полигоны и корректная физика сами по себе ничего не изменят.

Так вот, Company of Heroes олицетворяет собой ночной кошмар Сатору Сибата. Не предлагая ни одной свежей идеи, она развлекает нас путем невообразимых производственных затрат и неслыханного количества полигонов в кадре. Играть в это все еще интересно, но новый продукт Relic напоминает скорее римский гедонизм. Пока отдельно взятые разработчики позволяют себе тратить годовые бюджеты небольших стран на разработку глубоко вторичных проектов, за воротами уже собрались новые варвары — приставка Wii, гении из Introversion и прочие поборники геймплейных прорывов. Company of Heroes, безусловно, очень, очень красивая и, чего уж там, хорошая игра. Но хочется надеяться, что это лебединая песнь традиционного подхода к игростроению. Перемен, как пел Виктор Цой, требуют наши сердца.

Классный сюжетнет

Оправданность ожиданий: 80%

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Company of Heroes не содержит ни одной по-настоящему свежей идеи, но все старые отрабатывает с потрясающим вниманием к деталям.

Company of Heroes

Company of Heroes виртуозно аккумулирует весь текущий RTS-опыт. Здесь нет ни одной революционной идеи, но все прочие отработаны с потрясающим тщанием. Несмотря на бутафорскую по большей части разрушаемость, игра все-таки дает вам некоторую свободу — в основном за счет несчетного количества различных возможностей и особенностей юнитов, которые чуть ли не впервые в истории жанра действительно полезны.

ПЕРЕВОД: Российское издание Company of Heroes, очевидно, готовилось в спешке. Тут можно лицезреть надпись «Havoc» в аннотации на обложке (хотя рядом стоит логотип, на котором написано правильное «Havok») или, скажем, фразу «пожалуйста, проверите его [CD-ключ] и попробуйте снова». Кстати, о CD-ключе. Первая часть тиража игры ушла в печать с недостающей последней цифрой, так что если игра отказывается устанавливаться, проверьте, сколько знаков указано на вашей коробке (должно быть 20).

Те, кому все-таки удастся запустить российскую версию, обнаружат внутри не меньше странностей: предельно неэмоциональные голоса на озвучке, несоответствие субтитров и сказанного за кадром, рассинхронизацию изображения и звука в брифингах и сомнительный, прямо скажем, перевод.

Company of Heroes 2

Доступ к бета-версии Company of Heroes 2 мы получили еще этой весной, и увиденное нас обнадежило. Та же отчаянная борьба за контрольные точки, что и в первой части, те же правила и требования к игроку, множество приятных мелочей, вроде погодных эффектов или дизайна строений. Играбельная Красная Армия, наконец!

Мы наивно полагали, что Relic готовы рассказать западному миру о настоящей роли СССР во Второй мировой. Наверное, зря.

Утомленные солнцем

Канадская студия Relic набила руку на стратегиях, и мало кто беспокоился о механике и балансе в будущей игре. Куда большие треволнения вызывала странная инициатива — переселить игру с запада на восток. Маршрут армий союзников изучен вдоль и поперек, от атлантических пляжей до германских земель, не один десяток игр посвящен этим операциям. Во многих боевиках про Вторую мировую имелись кампании с советскими бойцами в главных ролях, но отдать на откуп коммунистам целую игру — такое случалось редко.

Relic выкопали творчество советского писателя и военного корреспондента Василия Гроссмана, чтобы продемонстрировать историческую, прости господи, достоверность. В чем же она заключается? Офицеры НКВД, которые расстреливают без суда и следствия всех, кто ослушался приказа или проявил инициативу. Приказ 227 и пули в спину от своих. Поджог родных земель вместе с солдатами, которые не успели отступить. Казнь польских союзников лишь за то, что после войны они могут выступить против СССР. Долгие годы в лагерях для тех, кто не хочет мириться с этими ужасами. Главный герой кампании, с типично советским именем Лев Абрамович Исакович, именно так и поступил — «утратил веру в Курс Партии» и отправился в места не столь отдаленные. Его разрозненные воспоминания на допросе складываются в сюжет кампании.

► Старый полковник явился к своему протеже не просто так, не только для допросов. Но это уже — страшно сказать! — спойлер.

Нельзя сказать, что Relic огульно оклеветала советский строй, что подобных злодейств никогда не было (хотя приказ «Ни шагу назад», возможно, спас страну от гибели). Проблема в том, что показанная история почти целиком состоит из зверств и предательств. Словно Красная Армия воевала не столько с немцами, сколько с собственным руководством. Вся фабула подчинена одной идее — победа вопреки, а не благодаря. Да что там! Кампания открывается наступлением безоружных новобранцев на пулеметный расчет, а титры ползут на фоне освещенной прожекторами «зоны»! Лишь единожды мы увидим настоящий подвиг, все прочее экранное время занято битвами, расстрелами, допросами и бессмысленными жертвами.

► Мы тут капитана из лап фрицев вытащили, а этот изверг — «Не по приказу! Расстрелять!». И ведь за бугром решат, что так было всегда.

Даже оправдать эти кошмары Relic не потрудились. Мы-то с вами знаем, какой ценой был взят Берлин, а в странах просвещенного запада роль СССР в войне принижают и порой пытаются обвинить Советский Союз в каких-то абсурдных грехах. Сюжет никак не покажет американцу, британцу или французу, что вклад Страны Советов был значительно больше, чем принято считать. Битва за Сталинград выглядит жалкой возней в окопах, о блокаде Ленинграда упомянуто лишь намеком. Зато в изобилии и в ассортименте — заградотряды, штрафные батальоны и прочие преступления. Не летопись победы, а папка с уголовным делом.

Кто к нам с чем зачем, тот от того и того!

Несмотря на цветущую антисоветщину, кампания в Company of Heroes 2 по-своему хороша. Не раз и не два приходится завершать задание из последних сил, без подкрепления и, что называется, без штанов. Сами по себе сценарии несложные и не оставляют простора для тактической мысли, но грамотная постановка помогает пощекотать нервы.

На протяжении четырнадцати глав нам устраивают экскурсию по местам воинской славы (а порой и бесчестья). Подступы к Москве, руины Сталинграда, «Дорога жизни», польские крепости — и, наконец, рейхстаг. Каждый раз боевые задачи рознятся, условия постоянно меняются: отступление с применением тактики выжженной земли, охота за «Тигром» (в институт его сдать, для опытов!), диверсии и самоубийственные контратаки, штурм Познаньской цитадели. Так и будем скакать от счастья до самого Берлина — если, конечно, вам по душе линейные задания с обучающим уклоном.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: бои в Европе продолжались и после взятии Берлина. На юге Германии, где по-прежнему сопротивлялись силы вермахта, в лесах Прибалтики, в Дании и Норвегии. Окончательно Рейх умер лишь после ареста остатков немецкого правительства 23 мая. Однако последние бойцы нацизма сдались лишь в ноябре 1945 года — то были несколько солдат на острове Шпицберген, отправленные для налаживания метеостанции еще в 1944 году.

Однако вместе с кампанией исторический ликбез не заканчивается. В игру встроили «Театр военных действий», вдохновленный, очевидно, историческими сражениями в серии Total War. Здесь нас выпускают на карту Европы и выдают на руки список сценариев, основанных на реальных операциях. В отличие от сюжетных побоищ, «театральные» сражения куда менее линейны, содержат соревновательный элемент и достаточно сложны. Дело не сводится к обычной борьбе за контрольные точки: то вас заставят истреблять «Катюшами» ключевые объекты (отступление из Киева), то попросят четверо суток отбивать танковые клинья врага (битва за Броды).

Кроме того, в «Театре» нашлось место кооперативу — некоторые задания позволят позвать друзей с собой в битву. Сражения один на один с компьютером от этого, надо сказать, хуже не стали. Тем более сражения с ботами или в мультиплеере, которые были и остаются самой задиристой частью игры, кладбищем разбитых надежд для тех, кому не хватило воли, и триумфом стратегических замыслов для тех, кто оказался крепче.

Сам ты «имба»!

Со времен бета-тестирования здесь изменилось многое, но суть та же — это по-прежнему динамичная битва за контрольные точки, ресурсы и территорию, причем гораздо более яростная, чем в первой Company of Heroes. Пехота штурмует высоты, танки оставляют воронки, инженеры роют траншеи и тянут колючую проволоку.

Если не замерзнут насмерть.

Потому что многие карты засыпаны снегом по самые уши, а время от времени налетают зимние бури. Не успеют пехотинцы прибежать к костру или укрыться на стенами здания — и останутся лежать до весны. Кроме того, метель замедляет отряды, ухудшает видимость и вообще путает все карты — новация преотличная, хотя и не столь масштабная. Косвенное ее следствие — замороженные водоемы: врагов можно топить, словно шведов, обстреливая ледяную толщу из минометов.

ЭТО ВАЖНО: во время закрытого бета-теста минометы были кошмаром похуже концлагерей. ИИ строил их в немереном количестве, а их эффективность поражала. Сейчас гаубицы присмирели, и компьютер перестал ими злоупотреблять.

Другое важное изменение — система True Sight. Говоря по-простому, туман войны рассеивается только там, куда может смотреть ваш отряд. Снайпера зорки, как орлы, но им не судьба увидеть, что происходит за соседним домом, пока они не подойдут хотя бы к его углу. Номинально это свойство можно использовать для засад, но темп игры просто не позволяет сосредоточиться на обустройстве подобных ловушек. Нас теснят в трех секторах, а в тылу кто-то сжигает лес. Какие уж засады!

Наконец, в ходе битвы вам предложат выбрать одного из трех командиров, которые дадут вам различные бонусы в зависимости от своих стратегических предпочтений. Например, танки особого назначения, авиаудар или доступ к каким-нибудь войскам. Выбор «подручных» генералов можно изменить в меню бюллетеней, только сначала командиров придется открыть. или купить. Кроме того, в меню есть вкладки внешнего вида и бонусов. Прибавки открываются по выполнении условий: убил 600 солдат пулеметным огнем — и отряд пулеметчиков станет на 5% быстрее стрелять.

Что касается новой стороны конфликта — Красной Армии, — то здесь все и хорошо, и спорно. Про ее колорит можно и не говорить, штаб в землянке говорит сам за себя. Вот баланс сил. тут уже сломана тысяча копий и предстоит сломать еще немало.

Советский Союз гораздо разнообразнее и универсальнее Третьего рейха по пехотной части. Есть дешевые новобранцы, есть бывалые штрафники, есть штурмовики и гвардейцы, которым палец в рот не клади. И в каждом отряде по шесть человек против четырех в формированиях немцев. Это касается и орудийных расчетов: там, где у нацистов три пулеметчика, у коммунистов их шесть.

Мало того, для пополнения пехотных отделений не нужно отступать на базу. Во-первых, новобранцы умеют пополнять другие отряды своими бойцами: было три гвардейца и шесть призывников, а стало шесть гвардейцев и три призывника. Во-вторых, есть дешевые и быстрые американские грузовики (лендлиз!), играющие роль полевого штаба, — то есть у отрядов поблизости активна кнопка пополнения.

ЭТО ВАЖНО: саперные бригады остались жалкой тенью своих немецких коллег. Строить бункеры их так и не научили, только расставлять противотанковые мины, обматывать тротуары колючей проволокой да собирать орудия из подручного хлама.

Пехоту попытались сделать универсальной. Советские новобранцы умеют кидать коктейли Молотова — очень полезно против пулеметных расчетов; их же можно вооружить противотанковыми гранатами. В теории толпа пушечного мяса должна разгонять панцерваффе, как ОМОН — несанкционированный митинг, но на практике бронемашины почти всегда остаются вне зоны броска гранаты. Хотите гоняться за танком? Даже если не хотите — он убегать хочет.

А с танками у Советского Союза, как ни странно, туго. Очень многие жалуются, что на поздних этапах игры Германия зажёвывает «Тиграми» любую оборону. Доказать чью-либо вину здесь крайне сложно, потому что ни урон, ни прочность, ни другие характеристики нигде не обозначены. Подбили с одного выстрела? Вот и гадай — почему. Шесть фугасов в гусеницу, и всё нипочем? Радуйся — и тоже гадай. Одно можно сказать точно: даже если немецкие танки крепче, быстрее и кусаются больнее, в целом баланс сохранен. Это показали исследования самой Relic — 51% побед остался за нацистами, 49% — за Советами.

В любом случае, без умения играть в Company of Heroes 2 живется трудно. После десятка поражений неизбежно начнешь совершенствоваться. Отрицательный опыт — тоже опыт.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в сообществе многие уверены, что немцы несбалансированны и по всем статьям круче русских. Некоторые форумные эксперты объясняют дисбаланс тем, что в рунете игроки из патриотизма сражаются только за Советский Союз. Больше играющих — больше проигравших — больше жалоб. Хорошая шутка с оттенком правды: Красная Армия на самом деле труднее дается, и микроконтроль тут почти необходим, а к этому готов не каждый.

Несмотря на трагическую гибель THQ, Relic удалось довести Company of Heroes 2 до ума. Нельзя сказать, что это прорыв, — оригинал и так был хорош, а продолжение, что называется, «развивает идеи». Притом удачно и не разрушая хрупкую экосистему (тут, правда, найдутся несогласные). А вот благое намерение — показать истинное лицо Советской Армии — пошло прахом. Вместо великих деяний и подвигов нам четырнадцать миссий кряду показывают тоталитарное безумие, достойное Никиты Михалкова с его «Утомленными солнцем-2». И даже музыка, отличная музыка, сплетение классических мотивов в духе композиторов начала века с народной музыкой и военными маршами, — нагоняет больше трагизма, чем пафоса. Вот уж не думали, что будем жалеть об отсутствии пафоса.

Впечатления от пре-альфы Company of Heroes 3. Одна из лучших стратегий возвращается — но что её ждёт: успех или провал?

Предыстория: Анонсирована стратегия Company of Heroes 3 про Вторую мировую. Трейлеры, скриншоты, первые детали На днях студия Relic анонсировала Company of Heroes 3, продолжение известной стратегической серии. Также разработчики открыли доступ к пре-альфе. Мы успели оценить проект — и спешим поделиться впечатлениями.

Как Company of Heroes вызвала скандал в России?

Студия Relic подарила геймерам немало отличных стратегических тайтлов. В 1999 году они создали космическую Homeworld, в 2004-м — технофентезийную Warhammer 40,000: Dawn of War, а в 2006-м — Company of Heroes про Вторую Мировую. Каждая серия нашла свою аудиторию и заслужила высокие оценки. Увы, однажды что-то пошло не так.

В 2013-м вышла Company of Heroes 2. В игре была технологичная графика, выверенный тактический геймплей и увлекательный мультиплеер — всё было хорошо, но с Восточного фронта пришла беда.

Во время разработки канадцы часто говорили, что продолжение будет исторически достоверным и покажет всю правду войны. Одну из сюжетных кампаний посвятили СССР: в ней советскую армию показали бездушной машиной, которая убивает безоружных немцев, мирных жителей и не ценит жизнь своих солдат. Встречались и хорошие ребята вроде главного героя, но подонков было больше.

Российские геймеры с гневом набросились на сюжетку. Шумиха была знатная: BadComedian снял видео, в котором захейтил игру, ситуацию освещали непрофильные СМИ вроде «Ленты», а петицию о запрете проекта в России подписали 30 тысяч человек. В итоге «1С-СофтКлаб» сняла вторую часть с продажи.

К счастью, Relic оправилась от удара и готова напомнить о себе. В следующем году компания выпустит Company of Heroes 3. Получится ли игра годной или повторит участь Dawn of War 3? Что ж, пре-альфа полна проблем, но перспективы у третьей части огромные.

Где предстоит воевать в Company of Heroes 3?

Company of Heroes 3 вышла в пре-альфу, которая продлится до 3 августа. Игре далеко до полноценных альфа или бета-теста — о раннем доступе и говорить нечего. Пока в ней недостаточно контента, а техническое состояние ужасает: баги и вылеты происходят регулярно, анимации солдат кривые, тени такие острые, что можно порезаться. Также Company of Heroes 3 легко ставит на колени PC с GTX 1070 и 16 Гб оперативной памяти на борту. Разработчикам предстоит много работы, чтобы оптимизировать третью часть и привести её в приемлемое состояние. Вот только за всеми огрехами уже чувствуется отличный проект.

Relic учла ошибки и обошла вниманием Восточный фронт. Третья часть сконцентрируется на боях за Италию. Бенито Муссолини (Benito Mussolini) установил в государстве фашистский режим и теперь поддерживает Германию. Союзным силам это не по душе — американцы и британцы вторгаются в страну и готовятся дать врагам бой. Именно за них мы и будем играть.

Наверняка появится и вторая местность. В конце трейлера на фоне танков и песчаных пейзажей произносят имя Эрвина Роммеля (Erwin Rommel) — это нацистский генерал-фельдмаршал. Он прославился во многих боях, но лучше всего его знают по командованию войсками в Северной Африке. Велик шанс, что геймерам предстоит взять роль знаменитого генерала и сразиться на стороне Германии. Учитывая, что в реальности его вынудили совершить самоубийство после покушения на Гитлера, в ходе кампании он, скорее всего, осознает свои грехи.

Геймплей Company of Heroes 3

Третья часть начинает удивлять сразу. В ней есть глобальная карта, которая по геймплею чем-то напоминает… серию Total War. В начале вы выбираете за кого играть: за британцев, американцев или смешанные войска. В будущем это должно повлиять на место высадки на карте и развитие кампании. Пока что начать игру удастся только в Неаполе. Город постоянно бомбардируют, и долго он не продержится — вам предстоит спасти его, остановив атаки.

Ваши войска попадают на большую красивую карту. Там вы можете нанимать юниты, прокачиваться, модернизировать снаряжение и заниматься прочим менеджментов. Но главное, бойцам нужно сделать ход. Неподалёку от них виднеется отряд неприятеля: набрасываемся на него пехотой с танком и добиваем залпом с корабля. Бой проходит проходит прямо на глобальной карте и не требует прямого участия. Когда все юниты сходили, нажимаете на «конец хода» и ждёте ответ неприятеля.

Сначала подобный геймплей кажется странным для серии Company of Heroes, но у него большой потенциал. Так как враги на глобальной карте тоже вас атакуют, вам приходится правильно подбирать войска, укрепляться в городах, использовать корабли, артиллерию и авиацию. Размышлять придётся много. Справитесь ли вы с юнитами врага или лучше отступить? Удастся ли взять город или дождаться подкрепление? Пока к глобальной карте много вопросов, но выглядит она интересно.

Пока что главная проблема режима — это обучение. Работает оно некорректно. Туториал ведёт вас за ручку и требует занять конкретную клетку — вот только стоит навести на неё мышь, как выясняется, что путь заблокирован. Кажется, что ты чего-то не понял и делаешь глупости, но вскоре выясняется: игра просто забаговалась.

Добравшись до вражеского города, из которого ведётся бомбардировка, можно начать штурм. В этот момент игра сразу же превратится в старую добрую тактическую Company of Heroes. На поле боя у вас есть лагерь, в котором происходит найм бойцов и вызов транспорта. Где-то вдалеке виднеется цель — между вами десяток контрольных точек и множество врагов.

Выделить всех солдат и бросить их в бой — плохая идея. Противники сидят за укрытиями, укрепляются в домах и ведут себя неглупо. Если у вас и получится их зарашить, то лишь ценой больших потерь. А ведь атаковать вас может и бронетранспортер, который быстро выкосит весь отряд.

Чтобы победить, нужно действовать с умом: обходить врага с флангов, прятаться за укрытиями, пользоваться тактической паузой и выбирать подходящие юниты. Например, огнемётчик поможет выкурить цель из любого укрытия. Без использования техники тоже не обойтись: порой танк или пушка могут решить исход сражения.

Впрочем, какой бы гениальной не была ваша тактика, а понервничать придётся — игра регулярно генерирует напряжённые ситуации. Вы можете отправить солдат к важной контрольной точке, а на месте выяснится, что за ней следит БТР. У вас есть танк, который легко расшатает вражескую технику, но он только закончил бой за другой клочок земли. Успеет ли он приехать, пока бойцов не перебьют? Может наплевать на эту точку и бежать? Или же держать оборону до последнего? В итоге смотришь, как бронетранспортёр выкашивает солдат, а затем вовремя подоспевший танк разносит его метким выстрелом.

В другой раз я через всю карту тащил пушку, чтобы спасти союзников от вражеского огня. Как раз в этот момент вражеские самолёты решили нанести авиаудар — я сгрыз все ногти, пока пушка медленно выезжала из зоны поражения. Подобные моменты приносят яркие эмоции.

При этом некоторые возможности пока недоступны. Например, нельзя использовать генеральскую способность и разведать клочок карты, к которому вы направляетесь. Это позволило бы узнать, какие неприятности там ждут — переоценить такое знание невозможно.

Впечатления порой портит непослушность бойцов. Иногда они багуются и не могут отлипнуть от укрытия, не слушаются приказов и отказываются стрелять по врагам. Это может привести к фатальным последствиям. Надеемся, это вскоре исправят — на то ведь и нужна пре-альфа, верно?

По завершению геймплейной сессии разработчики предлагают заполнить подробную анкету, вопросы в которой очень дотошные. Они интересуются понравились ли вам конкретные юниты, их способности, функции в бою и многое другое. Очевидно, обратная связь пригодится для доработки проекта.

Пре-альфа не даёт затестить мультиплеерный режим, ради которого большинство геймеров и купят игру, но даже небольшой кусочек сюжетной кампании оставляет приятные впечатления. Сыро, полно багов, плохо оптимизировано, но всё равно отлично.

Студия Relic сейчас занята подготовкой к релизу Age of Empires 4, которая выйдет 28 октября. А уже в 2022 году геймерам удастся оценить Company of Heroes 3. Крутые RTS стали редкостью, поэтому возвращение студии в игру — отличная новость.

А вы ждёте Company of Heroes 3? Пишите в комментариях!


источники:

http://www.igromania.ru/article/8450/Company_of_Heroes.html

http://www.igromania.ru/article/23429/Company_of_Heroes_2.html

http://vgtimes.ru/articles/79265-vpechatleniya-ot-pre-alfy-company-of-heroes-3.-odna-iz-luchshih-strategiy-vozvraschaetsya-no-chto-ee-zhdet-uspeh-ili-proval.html