Company of heroes обзор от игромании

Company of Heroes 2

Company of Heroes 2 — игра провокационная, особенно для жителей стран СНГ. На русскоязычных сайтах любое обсуждение этой стратегии заканчивается одинаково: люди начинают грызться меж собой и разжигать межнациональные конфликты. Звучат обвинения в излишнем или же, наоборот, полном отсутствии патриотизма, слепой любви к Сталину и Советскому Союзу, фашизме. Без грязи не обходятся даже те, кто в принципе далек от политических вопросов. Не обходится и без взятых с потолка фактов, призванных подкрепить высказанную точку зрения. О предмете спора — самой Company of Heroes — очень быстро забывают.

Приведем один из самых безобидных комментариев, оставленных под статьей Евгения Баранова, автора «Игромании.ру» (пунктуация и орфография слегка изменены): «Внеси лепту в развитие нацизма — купи игру! Особенное спасибо сайту и автору без семьи, без роду, без племени, которые выставили нацистской игре восемь баллов с двумя крайне положительными ачивками. Одним читателем-унтерменшем стало меньше. Счастливо оставаться!» Как видите, писать рецензию на Company of Heroes 2 — занятие само по себе компрометирующее. Проигнорируем игру — «не имеют собственного мнения», захвалим — обвинят в невежестве и потакании вранью, начнем ругать — упрекнут в предвзятости.

Поэтому сразу оговоримся. Да, в журнал пишут или когда-то писали люди самых разных национальностей, но наши собственные мысли или задетые чувства не повлияли на оценку геймплея и сценария игры. Мы критикуем недоработки, которые останутся недоработками вне зависимости от ваших политических убеждений или страны рождения. Мы не идеализируем СССР и допускаем, что командиры Красной армии подчас и вправду совершали ужасные преступления. Мы осознаем, что некоторые приказы Сталина были направлены в первую очередь на защиту государства, и только потом — народа. В памяти еще свежи рассказы о лагерях, расстрелах, репрессиях. Это часть истории нашей страны, мы все помним, и обвинять редакцию в зашоренности не стоит.

Но все-таки какой простор открывается для создания военной драмы! Можно было показать лишения советского народа, личные трагедии солдат, продемонстрировать суровые реалии режима. Задокументированных прецедентов — тьма. Дневников, рассекреченных протоколов еще больше — твори не хочу! Но Relic Entertainment этого показалось недостаточно, и они вместо того, чтобы поднять архивы и нанять нормальных консультантов, просто переписали историю так, как им того захотелось.

Зачем нужно было все перевирать, превращать в сборник аляповатых, приевшихся, а главное — граничащих с бредом штампов? При чем тут Василий Гроссман, на чьи книги канадцы все время ссылались и о ком они благополучно забыли аккурат после банкротства THQ? Для чего канадцы твердили о своих поездках в Санкт-Петербург и о том, что «видели, как из-подо льда Невы доставали немецкие танки»? Рекламный ход, якобы подчеркивающий историческую достоверность игры, не более. Правда в том, что как таковой правды в Company of Heroes 2 — ни на грош.

Агитмашина

А ведь Relic Entertainment собаку съели на стратегиях — в частности, военных. Начинали они с Homeworld, космической RTS про жителей планеты Кхарак, отправившихся на поиски своего настоящего дома. Между прочим, это была первая полностью трехмерная стратегия в истории. Дела канадцев быстро пошли в гору, и вскоре свет увидели Impossible Creatures, а следом — Homeworld 2.

Но широкую известность Relic принесла выпущенная в 2004 году Dawn of War, основанная на вселенной Warhammer 40 000. Первая часть серии получилась на редкость зрелищной и кинематографичной. Канадцы отлично передали дух кровопролитного, безжалостного сражения между войсками Императора и закованными в броню орками. Приближенная к земле камера придавала происходящему личный оттенок, персонифицировала каждого бойца. Из компьютерных болванчиков, до которых в стратегиях никому и дела-то не было, юниты превратились в важных членов отряда.

На атмосферу работало и отсутствие необходимости подолгу возиться с отстройкой базы. Главной целью был захват стратегических точек. Этим канадцы подчеркивали: штаб штабом, а главное — бой. Не смущал даже присущий Warhammer 40K гротеск: сервоброня и огромных размеров мечи не вызывали смеха, а только усиливали эпичность баталий. Не подкачал и сюжет, следить за которым было интересно не только гикам, назубок знающим историю любимой вселенной, но и простым смертным. Многим одиночная кампания запомнилась именно благодаря незаурядному сценарию и хорошо поставленным роликам.

Dawn of War определил ключевые элементы последующих игр Relic: захват ресурсов, акцент на сражениях, упрощенная застройка базы, обилие сюжетных сцен и — гвоздь программы — мультиплеер. По этому пути канадцы и стали развивать серию в дополнениях.

Со временем космодесантники и зеленокожие орки студии надоели, и она решила переключиться на что-нибудь более серьезное. Еще до выхода Company of Heroes окрестили «Dawn of War про Вторую мировую», что было, в общем-то, недалеко от истины. Механика изменилась лишь чуть-чуть. Вы по-прежнему завоевывали контрольные точки при помощи горстки смельчаков (управлять приходилось не отдельными бойцами, а целыми отрядами) да немногочисленной бронетехники. «Моральная привязка» к юнитам сделалась еще сильнее: со временем солдаты росли в уровнях, вместе с чем повышались их боевые характеристики. Многие откатывались на предыдущее сохранение лишь для того, чтобы спасти ценные кадры.

У игры была еще одна интересная особенность — система укрытий, отсутствовавшая в Dawn of War. Бойцы старались лишний раз не высовываться и выбирали наиболее удобные для атаки позиции: прятались в окопах, хоронились за останками вражеской техники, пользовались естественными препятствиями. Словом, вели себя как нормальные, живые люди. Долг, конечно, дело правое, но ведь и умирать не хочется. Relic подошли к проработке деталей с удивительным вниманием. Пехотинцы, попавшие под артобстрел, кидались на землю и, если бомбежка долгое время не прекращалась, там же и оставались, игнорируя приказы начальства.

Кинематографичность возросла до беспрецедентного для стратегий уровня (напомним, стоял 2006 год). Примерно раз в десять-пятнадцать минут нам показывали зрелищные ролики, в которых американские солдаты проявляли настоящие чудеса мужества.

Вот нацистские пулеметы рядами выкашивают отважных воинов на Омаха-бич: пули пробивают каски, брызжут фонтаны крови, и живыми до суши добираются с полдесятка бойцов. Картина, прямо скажем, страшная.

Или вот: герои маленьким отрядом продвигаются вглубь оккупированного немцами Шербура. На улицах ни души. Гробовая тишина, нарушаемая лишь потрескиванием горящих автомобилей. Декорации как из фильма-катастрофы. И тут — бах! Один из пехотинцев рухнул с простреленной головой. Бах! Второй, едва успев предупредить остальных, упал вслед за ним. Страх, паника — снайпер на крыше! Как же его проморгали, почему не заметили? Рядовая сцена, а в контексте игры — задевает.

Да, вполне бытовые для войны зарисовки. Да, ура-патриотизм. Да, бравада. Но канадцы умело соединяли кат-сцены с геймплейными задачами, и потому все работало. Пускай сюжет в целом был наивен, это все же была история о людях, готовых пойти на невозможное ради спасения Родины. Оригинальная Company of Heroes цепляла атмосферой братства, члены которого связаны единой целью — прорваться, отбить, подарить свободу.

Лев в клетке

Поначалу Company of Heroes 2 выглядела идеальной стратегией про Великую Отечественную. Казалось бы, что может пойти не так? Авторы — те же, временные рамки — чуть шире. Да и Relic, в придачу, набили руку на аддонах. От первого трейлера по коже натурально ползли мурашки. Канадцы не жалели пафосных слов и подкрепляли их фронтовыми фотографиями: «их жертва», «их храбрость», «их история»… Умеют же! В январском превью мы, вдохновившись, писали: «Это не клюква и не китч — это настоящая игра про ужасы зимней войны, и смущает нас только то, что первую хоть сколь-нибудь правдивую битву за Советский Союз в RTS отобразили канадские, а не отечественные разработчики».

Перефразируя популярный интернет-мем, мы еще никогда так не ошибались. Налепленный с ходу ярлык «стратегии с человеческим лицом» пришлось в спешке отдирать. Драма тут, безусловно, есть, но совсем не человеческая. Company of Heroes 2 — не история о подвиге, это фарс, занятная байка об ублюдках, подлецах и трусах. И где здесь, спрашивается, герои?

Подача сюжета напоминает Call of Duty: Black Ops и Medal of Honor: Warfighter. Лев Исакович томится в военно-трудовом лагере, где его допрашивает полковник НКВД Чуркин — его бывший командир. Наш герой — полевой журналист, прошедший войну от и до (на этом отсылки к биографии Василия Гроссмана заканчиваются). Он повидал на фронте такие ужасы, что одни его дневниковые записи потянули на, цитируем, «десять смертельных приговоров». Что тут и говорить, Лев Абрамович — жертва режима, плененная за попытку противостоять коммунистической машине. В ходе допроса герой повествует о разных эпизодах своей жизни и припоминает преступления, совершенные солдатами Красной армии.

Эффект бабочки

О вредной привычке, которая ломает судьбы

В Company of Heroes 2 есть довольно редкая для современных игр возможность сохраниться в любой момент времени. И это удивительным образом пробуждает в вас навязчивый перфекционизм. Допустив ошибку, пусть даже незначительную, возникает искушение загрузиться с последнего удачного сейва и проделать все как следует. Company of Heroes 2 не то чтобы очень сложная игра, но из-за того, что юниты набирают опыт, расставаться с бывалыми бойцами ой как не хочется. А потому на ум раз за разом приходит одна и та же мысль: раз я могу избежать ошибки, то почему бы этого не сделать?

Из-за постоянных save/load игровая сессия выходит несколько скомканной. Казалось бы, ответ на поверхности — не перезагружаться так часто, не злоупотреблять излишне полезной функцией. Но сказать куда проще, чем сделать. Раз попробовав, уже трудно отказаться от этой своеобразной панацеи. Логика проста и непоколебима: если разработчики добавили такую возможность, значит подразумевали, что ей будут пользоваться. Тактическое преимущество, как ни крути. Вот и получается — замкнутый круг.

Здесь птицы не поют, деревья не растут

Начинается игра с обороны Сталинграда, где мы видим лейтенанта Исаковича и новичков, которых отправляют на фронт чуть ли не с голыми руками. Солдаты продираются сквозь окопы и дымящиеся руины — все, что осталось после отутюженного снарядами города.

Надо отдать должное — в динамике Company of Heroes 2 выглядит замечательно. Даже в сравнении с предыдущей частью игра сильно прибавила в натуралистичности, в основном благодаря отличным спецэффектам. Симуляция боевых действий стала еще достовернее, а баталии — еще зрелищнее. Стрекочут пулеметы, раздаются взрывы, рядом сослуживцы попадают под артобстрел, слышны крики наступающих — настоящая война.

В таком кромешном аду приходится постоянно что-то решать и анализировать, и поначалу это кажется не самой простой задачей. Фрицы не жалеют ни вас, ни патронов. Замешкаетесь, вовремя не займете укрытие — придется тратить ценные ресурсы на вызов подкрепления. Порой и не знаешь, куда сразу кинуться, особенно когда враги наступают сразу с нескольких сторон. Да и звуки рвущихся снарядов не способствуют взвешенной отдаче приказов.

К слову, физика — чуть ли не самая сильная сторона Company of Heroes 2. Танки, например, в секунду разносят импровизированные укрытия, оставляя на их месте выжженные воронки. При желании весь уровень можно разобрать по камушкам. Один из самых эффективных приемов — заманить противника на лед, а затем жахнуть по нему из тяжелой артиллерии. Лед треснет, расколется, и враги пойдут на дно вместе с техникой.

Враг у ворот

Маска «человеческой драмы» спадает с Company of Heroes 2 еще в самой первой миссии. Несмотря на предупреждения, русские исправно лезут под пулеметный обстрел, даже не попытавшись уйти с линии огня, хотя правее, буквально в десятке метров, располагается безопасный проход. «Продолжайте, товарищи, всех не положат!»

Канадцы рисуют русских бездумными вояками, которые способны лишь подчиняться и выполнять приказы, пусть и самоубийственные. Личные зомби товарища Сталина. Слава Красной армии, ура! По мнению Relic, СССР выиграла войну не благодаря тактическим хитростям, а просто завалив противника пушечным мясом, взяв числом. Разработчики говорят об этом открытым текстом: «Немцам не устоять перед советской доблестью и численным превосходством!» Цитата неточная, но суть та же.

Если героям оригинальной Company of Heroes хотелось сопереживать, в продолжении об этом нет и речи. Персонажи словно соревнуются, кто из них большая сволочь. Яркий пример — Чуркин. Именно он отвечал за вывоз припасов из-под окрестностей Москвы. План был таков: советские солдаты должны сдерживать врага до тех пор, пока грузовики с продовольствием не покинут опасную территорию. В финале миссии Чуркин, убедившись, что все машины пересекли реку, картинно взрывает за собой мост, причем взрывает вместе со ступившими на него советскими бойцами. Бойцами, обеспечившими успех операции, его сослуживцами. В чем логика? Не лучше ли, когда на твоей стороне сражается на десяток больше солдат? Объективных причин взрывать переправу вместе с ними просто не было. Враг все равно не успел бы ничего сделать, так почему нельзя было подождать пару секунд?

Между прочим, именно в этой миссии вам придется сжигать жилые дома вместе с их обитателями. Да, в эти помещения можно заманить и фрицев, но как минимум одну хату с гражданскими испепелить придется, наблюдая, как невинные люди кричат от боли, объятые пламенем.

Родину продать — мы за ценой не постоим

Еще больше негативных эмоций вызывает эпизод со спасением Исаковича, погребенным под бетонными обломками. Несколько рядовых возвращаются за своим командиром и на своих плечах доставляют обратно в лагерь. Казалось бы, солдат должны наградить — спасли ценного кадра, как-никак. Но вместо этого одного из них на месте убивает майор Поливанов, а остальных его милостью приговаривают к публичному расстрелу. И все это в наказание за то, что они ослушались приказа и оставили пост. Где такое видано? Сталин был прежде всего прагматиком, он понимал, что Красной армии нужны талантливые руководители. Он, переступив через гордость, вызволил из тюрьмы Рокоссовского, а после даже назначил его командующим Первого Белорусского фронта (чуть позже на эту должность вступил Жуков). Так с чего бы Чуркину и Поливанову так разбрасываться офицерами?

Relic вообще любят, когда русские стреляют в русских. Не обошлось без заградотрядов и пулеметных очередей по своим. Струсив, советские солдаты предпочли не бежать в атаку, а развернуться и умереть от рук товарищей. Герои, говорите? Неудивительно, что и советское знамя здесь водружают на Рейхстаг ради какой-то фотографии. О чести, долге и защите Родины в Красной армии не знают. Впрочем, в финале полковник Чуркин все же решается на доблестный поступок (какой именно, не скажем), но выглядит он так нелепо и нелогично, что остается только разводить руками.

Канадцы пытаются компенсировать обилие бессердечных подонков излишне правильным Исаковичем, но и это скорее отталкивает. Он — белая ворона. Персонаж, который, по идее, должен вызывать симпатию, раздражает своей наивностью и непоследовательностью в действиях. Исакович то и дело удивляется самым обыденным вещам. «Наши» убили беззащитного нациста, который, возможно, только что положил с десяток советских солдат? Как можно! Это же против чести! Хочется взять его за шкирку и встряхнуть. Какая, к черту, честь: лишь жажда отомстить за погибших товарищей, стресс, постоянное напряжение. На фронте всякое бывает. Однако Исакович страшно пучит глаза и смешно, словно рыба, открывает рот.

Еще один пример. Лев Абрамович, как полевой журналист, пытается донести до людей всю правду о войне, но командование отказывается отсылать его статьи из-за того, что в них Красная армия предстает в неприглядном свете. Дескать, подразумевалось, что написанные Исаковичем материалы будут вдохновлять, а не ужасать людей. Начинается ссора, и журналист сгоряча толкает старшего по званию. Приговор звучит немедленно — штрафбат. И снова на лице у главного героя возникает все то же нелепое выражение: выпученные глаза, открытый рот. Как?! В штрафбат, за нападение на непосредственного начальника?! Беспредел!

Winter is coming

Если же отстраниться от сюжета, Company of Heroes 2 — интересная, умная стратегия, одна из лучших в жанре. Смущает только одно — большого качественного скачка в сравнении с первой частью так и не произошло. Продолжение тянет скорее на масштабный аддон, чем на полноценный сиквел. Правила все те же: управляете отрядами, захватываете контрольные точки и высасываете ресурсы, которые идут на бензин и боеприпасы. Бойцов теперь можно лечить, а поврежденную технику — чинить.

Из более интересных нововведений — технология ColdTech и система True Sight. ColdTech отвечает за симуляцию погодных условий. Выражается это в том, что бойцы (как ваши, так и вражеские) могут умереть от холода. Чтобы не замерзнуть, придется прятаться в зданиях или отогреваться у костра, иначе Генерал Мороз и их приберет к себе.

В свою очередь, True Sight не позволяет игрокам хитрить. Ваше поле зрения ограничивается полем зрения выбранного отряда. То есть просто двинуть мышкой и узнать, чем там занимается враг и с какой стороны он наступает, нельзя. Противника вы увидите в тот же момент, что и ваши подчиненные.

War never changes

Временами Company of Heroes 2 вызывает приступы ностальгии. Несмотря на все улучшения, внутри это все та же Dawn of War, с предельно линейными миссиями и жесткой привязкой к скриптам. Сколько ни перезагружайся, враг всегда заходит с одних и тех же сторон — непозволительная оплошность для военной стратегии.

Заскриптованность особенно бросается в глаза во время второй миссии. Ваша задача — сдерживать силы немцев и не подпускать их к станции. В какой-то момент потребуется заминировать две дороги сразу. Бронемашин вермахта идет не одна и не две, а потому нужно совершить несколько саперных вылазок. Так вот, техника всегда едет по одной траектории и появляется с тех же направлений. Вам остается только запомнить паттерн и установить взрывчатку на той дороге, по которой двинет колонна.

Миссии «Театра военных действий» (всего их десять, сюжетных — четырнадцать) намного интереснее. Там никакие скрипты ИИ не указ, поэтому бои получаются куда яростнее и злее. В Relic действительно постарались: компьютерные противники не дают спуску и честно отрабатывают свой хлеб. Но все же в полной мере Company of Heroes 2 раскрывает себя лишь в сетевых матчах. Онлайновые сражения напоминают шахматы. Чем оригинальнее, чем неожиданнее ваш ход, тем выше шансы застать соперника врасплох. Но самое главное, что в мультиплеере RTS с несуразной клюквой вместо сюжета преображается в роскошную стратегию с крепкой механикой.

Company of Heroes 2 — это сборник самых заезженных штампов про злых русских, которому не хватает только медведей и юнитов-матрешек. Еще грустнее, что канадцы подают свое творение как исторически достоверную игру и на любую критику огрызаются, мол, им лучше знать.

Обидно даже не за старшее поколение, которое купит игру (в России стратегии про Вторую мировую очень любят люди за 40-50). Его представители знают, как все происходило на самом деле. Обидно за молодежь, готовую принять показанное в игре за чистую монету. Хорошо, если у детей хватит ума осознать, что все это не более чем голливудский попкорн, но если нет? Никакие рейтинги (а на обложке Company of Heroes 2 гордо красуется ярлык 18+) тут не помогут.

Давайте не будем притворяться — возрастные ограничения в России не работают, хотя бы потому, что к играм все еще относятся не слишком серьезно. Если ребенок захочет, он получит игру, причем не важно как — украв с торрентов или купив в Steam. Ведь у нас как: спиртное и сигареты — это одно, а компьютерная стратегия — совсем другое. Ну какой вред может причинить безобидная игра? Сомневаемся, что хоть кто-нибудь спросит паспорт у подростка, схватившего с полки диск с Company of Heroes.

Понятно, что образованием должны заниматься родители и школа, но игры давно стали важной частью досуга подростков, а значит, оказывают на них влияние, частично формируют видение и восприятие внешнего мира. Согласны, это звучит слегка натянуто, но если мы хвалим Assassin’s Creed за энциклопедические справки, показываемые при обнаружении исторических реликвий, то почему не можем упрекнуть Relic в слишком вольном переложении школьных учебников? Холодная война закончилась, ау!

Впрочем, было бы глупо не упомянуть и об обратном эффекте. Возможно, Company of Heroes 2 пробудит у младшей аудитории интерес к истории родной страны. На форумах, где за мат и оскорбления оперативно банят, идут жаркие обсуждения; пользователи чуть ли не соревнуются в выискивании фактических и логических ляпов, вычитывают архивные материалы, узнают что-то новое. Кто знал, что игра вызовет куда больший резонанс, чем знаменитая миссия в аэропорту из Call of Duty?

У Relic еще есть шанс исправиться. Учитывая политику студии, нас ждут как минимум два-три дополнения, в которых канадцы, будем надеяться, снизят градус бреда и покажут другую сторону медали. Возможно, не по своей воле, а по указке издателя, обеспокоенного реакцией сообщества, но это уже детали.

Тоталитаризм канадского розлива

Скандалы, интриги, расследования

У скандала вокруг Company of Heroes 2 и выходки бас-гитариста Bloodhound Gang много общего. События разделили интернет-сообщество минимум на два лагеря — тех, кто выступает за свободу слова, и тех, кому эта свобода встала поперек горла. Характерно, что в обоих случаях участники инцидентов проявили неуважение к России и ее культурному наследию. Правда, одни оформили это в стратегическую игру, а другие вскочили на сцену и подтерлись национальным флагом. Обе стороны тут же нашли себе оправдание. Дескать, Relic представили собственное видение истории, а Bloodhound Gang пропустили флаг через, извините, задницу просто потому, что он оказался на сцене, — концертная традиция, и все тут.

Стоит ли говорить, что к России ни те, ни другие отношения не имеют, а потому их поступки вызвали немало вопросов. Примечательно и другое — продажи Company of Heroes 2 приостановили, а выступление Bloodhound Gang на фестивале KUBANA отменили. Подобные карательные меры безмерно удивили членов рок-группы. Те даже прилетели в Москву, но вскоре покинули территорию РФ, видимо, не выдержав натиска кубанских казаков. «Единая Россия» предложила завести дело на горе-музыкантов, а заодно заинтересовалась подноготной остальных участников фестиваля. И тут понеслось: запреты, законы, петиции.

По Сети поползли слухи, мол, ну все, депутаты добрались и до видеоигр. Уж если Следственный комитет собирается судить американцев за поступок, совершенный ими в другой стране, то игры точно запретят к чертовой матери. Тем более поводов полно: а вдруг кому-нибудь из чиновников попадется диск с Mass Effect или Dragon Age? Русский YouTube побоялся обновлять шапку в честь поддержки ЛГБТ, а тут BioWare с возможностью устроить свою «Горбатую гору». Вот уж где гей-пропаганда! Но пронесло. Депутатам по-прежнему плевать на видеоигры.

На самом деле в Company of Heroes 2 как раз нет ничего предосудительного. У нас детей насильно выгоняли на премьеру «Утомленных солнцем 2» — фильма, где немцы в буквальном смысле, пардон, срали на русских. И Михалкову на подобный «подарок ветеранам» выделили деньги из госбюджета. Говорите, Relic в своей новой игре шлют русских на пулеметы и рисуют их сущими ублюдками? Да ну и черт бы с ним. Непонятна лишь реакция самих канадцев. Чего они ожидали, выпуская игру с таким подтекстом в СНГ? Свобода свободой, но в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не лезут. И почему в «1С» спохватились так поздно? Понадеялись, что пронесет?

Еще и [BadComedian] своим роликом подлил масла в огонь (его колонку вы можете прочитать по соседству), фактически запустив полномасштабную кампанию против Relic. Видео зацепило многих — и патриотов, и приверженцев СССР, и рядовых игроков, и даже просто проходивших мимо. Начался сбор подписей (списков было целых два, причем один набрал 23 000, а другой — 18 000 голосов), пользователи ринулись на официальный форум и Metacritic. Как итог — куча угроз в сторону разработчика и катастрофически низкая средняя оценка. При сдаче номера в печать пользовательский рейтинг игры составлял всего 1,5 балла из 100.

Канадцев подобное поведение сильно обидело. Ответы представителей студии становились все злее и жестче, пока, наконец, комьюнити-менеджеры не сорвались на прямые оскорбления. Relic жаловались на зашоренность русского сообщества, упорно твердили, что их игра «исторически достоверна» и что им вперемешку с угрозами присылают благодарственные письма, причем все те же русские.

Дошло до того, что все темы о наболевшем стали удалять без выяснения обстоятельств, а пользователей, их поднявших, — банить за флейм. И этим, напомним, занимались люди, нанятые специально для общения с игровым сообществом.

SEGA пришла в ужас от вала негативных откликов. Японский издатель пообещал взять дело в свои руки и не соврал: сначала русским и украинским пользователям запретили оставлять комментарии на Facebook (вот вам и хваленая свобода слова), а затем почистили темы в Steam. За сообщения об огороженной официальной страничке мгновенно выдавали бан, как и за любые вопросы об изображении русских в игре. Прояснять ситуацию что Relic, что SEGA до сих пор отказываются.

В итоге в выигрыше остались почти все. За первые дни Company of Heroes 2 разошлась невероятным для PC-эксклюзива тиражом в 380 тысяч, скандал лишь подогрел интерес как западной, так и отечественной публики. Поборники запрета тоже своего добились: игру оперативно изъяли с прилавков. В свою очередь, для российского издателя отказ от Company of Heroes 2 стал грамотным имиджевым ходом, усилившим его репутацию.

За бортом остались лишь те, кто был против всяческих запретов. Но и это едва ли можно назвать крупным провалом. Пусть уж лучше «1С-СофтКлаб» изымают игры из продажи по собственному усмотрению, чем по указанию свыше.

Company of Heroes

Честно сказать, шутки на тему неувядающей Второй Мировой закончились у нас около полугода назад. Но, оказывается, после того как индустрия сработала собственные интерпретации голливудских блокбастеров и наигралась в реализм, наступил следующий этап, а вовсе не конец, как мы тут было подумали. Теперь каждый популярный жанр должен получить свое персональное «Спасение рядового Райана». Шутеры дождались первыми, а теперь вот настала очередь стратегий.

Рядовой Relic

На этот раз роль индустриального Спилберга от мира компьютерных игр исполняет глубокоуважаемая нами Relic Entertainment, авторы двух крайне внушительных RTS-высказываний. Их Company of Heroes — это на сегодняшний день высшая точка развития современных стратегий. Здесь каждый миллиметр буквально пропитан деньгами. Придраться почти не к чему. Уровень исполнения и шлифовки — потрясающий. Это очевидный и, видимо, единственный претендент на звание RTS’2006.

Но вот какое дело. Relic действительно придумали ряд внушительных геймплей-инъекций, которые оживляют знакомую с младых когтей схему. Но ничего по-настоящему нового в Company of Heroes нет. Условные рефлексы, выработанные за десять лет, здесь успешно применяются с поправкой на особенности местного управления и менеджмента. Не то чтобы нам кто-то обещал новое RTS-откровение, но от людей, придумавших Homeworld , ожидалось, признаться, хоть какого-то прорыва. Журналисты земшара взасос полюбили Company of Heroes, обвешали ее всеми мыслимыми регалиями и в итоге сформировали игре колоссальный средний бал — 95,5% на момент написания этих строк. Автор этих строк раз пять бил себя по рукам, чтобы не припечатать игру чем-нибудь вроде «квинтэссенция жанра». Проблема в том, что Company of Heroes — это и вправду венец творения, потолок, сбывшаяся мечта любого RTS-гика. Здесь можно делать все, о чем вы мечтали: крушить здания, вращать камеру, заглядывать подчиненным в глаза и снимать в среднем по пятьдесят умопомрачительных скриншотов в минуту. Куда дальше — решительно непонятно.

Хлеба и зрелищ

Открывающий игру D-Day выглядит здесь на удивление уныло.

Подобный уровень исполнения достигается тут за счет невообразимых производственных затрат. Конечный бюджет Company of Heroes даже представить страшно — здесь абсолютно все выполнено на каком-то запредельном уровне. Вот, скажем, такая банальная вещь, как брифинги, обставлена с невероятным разнообразием. Нам то демонстрируются какие-то слайды с пометками, то вводят в курс дела исторической справкой, а то и вовсе показывают в качестве вводного брифинга кат-сцену. Стоит вам выполнить какое-то ключевое задание, как игра тут же прерывается, чтобы продемонстрировать стратегические изменения на карте и пояснить дальнейшую стратегию. Это, вообще, главная особенность Company of Heroes — вас тут крайне редко оставляют один на один с геймплеем. Расслабиться и детально вникнуть в игровой процесс можно исключительно в skirmish-схватках. Single-кампания осторожно, за ручку, ведет вас от одного mission objective к другому. Тяжелое дыхание гейм- и левел-дизайнеров постоянно чувствуется за спиной. Только вы уже было подумали, что можно расслабиться и принять какое-то самостоятельное решение, как игра тут же включает очередную заставку, в которой доходчиво поясняет, куда идти, кого захватывать и с какого фланга наступать.

Во все это, разумеется, вложены столь безумные деньги, что сопротивляться такому заказному театру нет никакой возможности. По сути, Company of Heroes — это Call of Duty 2 от жанра RTS. Вся игра проходится с непреодолимым ощущением того, что вокруг разворачивается какой-то дорогостоящий театр. Происходящее действие (при видимой свободе) никакого вольнодумства на самом деле не позволяет — у Relic все взрывы и перемещения просчитаны на много уровней вперед.

Отдельный разговор — местные кат-сцены. Когда пререндеренная анимация ловко сменяется картинкой на движке, разницы, честно говоря, особенно не замечаешь. Местный уровень графики позволяет местным режиссерам творить уникальные вещи. То есть на экране регулярно демонстрируется натуральный Голливуд — со взрывами, эффектными ракурсами и героической смертью сослуживцев. В нужный момент камера просто отъезжает наверх, вверяя управление вам в руки. При желании можно сделать zoom обратно, и там, под курсором, окажется тот же самый Голливуд, который только что демонстрировали в кат-сцене.

При максимальном приближении Company of Heroes удивительным образом напоминает Brothers in Arms.

Company of Heroes c легкостью тормозит на компьютере, который без видимого напряжения крутил Prey на максимальных настройках. Высший уровень детализации пригоден исключительно для снятия скриншотов — играть при этом практически невозможно. Наши коллеги с сайта GameSpot очень метко назвали игру benchmark-RTS. При должном увеличении и ракурсе можно разглядеть чуть ли не маркировку на солдатских касках. Положа руку на сердце, вся эта высокополигональная гонка за фотореализмом в случае с Company of Heroes вызывает труднообъяснимое раздражение. Ну, правда, сколько уже можно? Неужели Relic всерьез полагают, что кто-то будет выкручивать камеру, чтобы разглядеть фаланги на пальцах подчиненных? Автор этих строк занимался подобным исключительно по производственной нужде — чтобы снять скриншотов.

Лучшее, чем может порадовать Company of Heroes в визуальном смысле, так это фирменными роликами Relic, о которых они в последнее время как-то подзабыли. Конечно, до черно-белой скетчевой техники Homeworld тут дело не доходит, но когда в кадре крупно моргает нарисованный глаз, ностальгия дает о себе знать.

Наконец, чтобы покончить уже с рассказом о местных высокобюджетных достопримечательностях, пара слов о местном звуке. Он, как нетрудно догадаться, умопомрачительный. Если у вас дома имеется пятиканальная система, приготовьтесь к тому, что соседи будут регулярно звонить в дверь и интересоваться, кого это тут уже два часа подряд давят танком. Company of Heroes звучит так, что обзавидуется любой Medal of Honor. Пули свистят из-за спины, где-то справа глухо бабахает взрыв, кто-то прямо под ухом строчит из автомата. Плюс мелочи, возможные только при надлежащем бюджете: если вы отдаете приказ юниту, который находится за пределами экрана, ответ от него поступает с соответствующими радиопомехами. Местный саундтрек — традиционное оркестровое «тра-да-да-да» на тему Второй Мировой. Отличить музсопровождение Company of Heroes от прочих аналогичных мотивов можно лишь по тем же производственным затратам.

Перемена слагаемых

Режиссура местных кат-сцен периодически поражает в самое сердце.

Ну и, наконец, геймплей. Как нетрудно догадаться, Company of Heroes больше всего напоминает (с некоторыми принципиальными ремарками) предыдущий опус Relic — Warhammer 40 000: Dawn of War. Здесь точно так же имеются критические позиции, которые надлежит захватывать и укреплять. Точки бывают двух типов — стратегического значения и ресурсы. Последних имеется два типа — топливо и амуниция. Если вы вдруг подумали, что в Company of Heroes на манер «В тылу врага» у танка может закончиться топливо или там патроны, спешим вас разубедить. Ресурсы тратятся на производство новых юнитов и строительство зданий. Да-да, есть и такое.

Надо, однако, отдать Relic должное — используя все классические RTS-приемы, они сделали в первую очередь позиционную стратегию. Несмотря на строительство зданий и дозаказ подчиненных, вам вряд ли удастся провести много времени, обстоятельно обставляя периметр собственной базы защитными турелями.

В оставшиеся после подрыва устоев рытвины можно, кстати, спрятаться.

Вся местная карта разбита на сектора, которые контролируете или вы, или противник. Расширяются собственные позиции за счет захвата стратегических точек. И вот здесь Relic вводят очень грамотный нюанс. Область, не соединенная с базой (то есть отрезанная ото всей контролируемой вами территории), не имеет ровно никакой пользы — ресурсы с нее не поступают в казну. Благодаря этому обстоятельству игра заставляет вас мыслить территориально и планировать свои действия. Героические вылазки с целью отбора у врага какого-нибудь топливного сектора ничего не дадут. Company of Heroes настоятельно рекомендует вести грамотную, спланированную экспансию. Захват и укрепление новых позиций — это несущая конструкция всего геймплея.

В итоге местные схватки (особенно на крупных картах) больше всего напоминают. Z, позиционный шедевр Bitmap Brothers десятилетней давности. Здесь точно так же идет грубое противостояние за каждый отдельно взятый сантиметр полезного пространства. Соперники впиваются друг другу в гланды, пытаясь контролировать как можно больше территории. Потому что каждая стратегическая точка в вашем арсенале — это дополнительные юниты и ресурсы. Позиционное преимущество не просто открывает новые пространства для маневра, оно дает вам больше возможностей. Разумеется, строить здания и укрепительные сооружения позволяется только на своей территории. Все прочие геймплей-особенности, которые воспевают западные журналисты и о которых мы поговорим ниже, не более чем декоративные элементы, ловко насаженные на основополагающий позиционный принцип войны.

Любой разговор о Company of Heroes неизбежно скатывается к обсуждению таких вот ракурсов.

Вот, скажем, юниты. Так же, как и в Dawn of War, Company of Heroes предлагает концепцию сквадов. То есть отдельно взятым солдатом поруководить не дадут — сослуживцы упакованы в связки по пять человек. И точно так же, как и в Dawn of War, сквады можно пополнять прямо на поле боя — достаточно нажать на соответствующую кнопку. Но есть, опять же, нюанс — подкрепление для отрядов возможно только если они находятся на контролируемой вами территории. Логически это вполне обосновано — новобранцы прилетают на парашютах, а десантироваться на вражеском пространстве — сомнительное с точки зрения командира решение.

Кстати, о командовании. Company of Heroes содержит крайне продуманную систему укрытий, которые автоматически занимают ваши подчиненные. Завидев, например, забор, юниты не просто упираются в него носом — они припадают спиной, высовываются из-за угла, чтобы дать очередь, и картинно залегают, находясь под подавляющим огнем. Это решение, во-первых, сильно помогает в бою, а во-вторых — заметно добавляет происходящему осмысленности. Отправленные в атаку юниты ловко перебегают от укрытия к укрытию, занимают наиболее удачные позиции и вообще ведут себя крайне адекватно. Укрытия бывают трех типов — плохие, нормальные и хорошие. Отдавая приказ, вы сразу же видите, каким образом расположатся ваши солдаты, и, соответственно, сможете оценить, не снесет ли кому-нибудь из них ногу вражеским залпом.

В лучших традициях Red Alert здесь можно наслать на вражеские головы авиаудар.

А снести еще как может. Залпы дают танки, которые способны в считанные минуты разнести всю вашу пехоту, не получив при этом сколько-нибудь ощутимых повреждений. Кроме очевидного контраргумента — своих собственных танков — вам есть что противопоставить немецким «тиграм». Некоторые разновидности пехоты обладают счастливой возможностью лепить взрывчатку и бросать гранаты. При должной сноровке вы быстро научитесь обходить гусеничные угрозы сбоку и подрывать им двигатель. И вот тут важно подметить — Company of Heroes буквально кишит подобными мелочами. Автоматчики умеют захватывать станковые пулеметы и переносить их с места на место. Можно отвоевать противотанковую пушку и укатить ее на свою сторону. Пехота умеет строить песочные укрепления, которые действительно помогают. Практически каждый юнит обладает набором функций, которыми можно и нужно пользоваться. Закладывать мины, чинить танки, крутить колючую проволоку, бросаться гранатами и даже, представьте себе, выставлять дымовую завесу для танков — все это чуть ли не впервые в истории современных стратегий.

На первой же миссии игра настоятельно склоняет вас к изучению собственных горячих клавиш — без них тут приходится елозить мышью примерно в два раза больше. Company of Heroes удивительным образом заставляет вас принимать в среднем по сто решений в минуту, регулярно изворачиваясь каким-то непостижимым образом. Автор этих строк, будучи зажат со всех сторон немецкими силами, удумал выстроить песочные укрепления по всем фронтам, после чего забросать оторопевших немцев при помощи миномета. И таких вот неочевидных возможностей в Company of Heroes заложено несчетное количество.

Отдельной строкой хочется отметить пресловутую разрушаемость, о которой трубят наши западные коллеги. Все их восторги надо, конечно, делить ровно пополам — товарищи просто не оценили в свое время «В тылу врага». Здесь, как в каком-нибудь Red Faction, разрушаемость изящно ограничена грамотным левел-дизайном. То есть проломить забор и создать новый проход — это пожалуйста. Но вот проделать себе путь через здание уже невозможно. Дальше рассказывать, наверное, не имеет смысла. Само собой, здания расставлены таким образом, чтобы вы все-таки прошли все ключевые точки карты и активировали все заложенные дизайнерами скрипты. То есть пресловутая тактическая свобода является мистификацией — Relic железной хваткой ведут игрока по уровню, позволяя забавляться с крушением заборов, укреплений и прочей мелкой утвари.

Так уж вышло, что данный текст пишется мною спустя буквально пару дней после официальной пресс-конференции Nintendo в России, где вдохновенно вещал европейский президент Nintendo Сатору Сибата. Милейшего вида японец в дорогом костюме говорил о том, что индустрия не видит очевидного: погоня за фотореализмом и количеством полигонов это тупиковая ветвь эволюции. Он предсказывал уменьшение рынка, пугал снижением продаж и говорил о том, что индустрии уже давно нужен не количественный, а качественный скачок. Что новые полигоны и корректная физика сами по себе ничего не изменят.

Так вот, Company of Heroes олицетворяет собой ночной кошмар Сатору Сибата. Не предлагая ни одной свежей идеи, она развлекает нас путем невообразимых производственных затрат и неслыханного количества полигонов в кадре. Играть в это все еще интересно, но новый продукт Relic напоминает скорее римский гедонизм. Пока отдельно взятые разработчики позволяют себе тратить годовые бюджеты небольших стран на разработку глубоко вторичных проектов, за воротами уже собрались новые варвары — приставка Wii, гении из Introversion и прочие поборники геймплейных прорывов. Company of Heroes, безусловно, очень, очень красивая и, чего уж там, хорошая игра. Но хочется надеяться, что это лебединая песнь традиционного подхода к игростроению. Перемен, как пел Виктор Цой, требуют наши сердца.

Классный сюжетнет

Оправданность ожиданий: 80%

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Company of Heroes не содержит ни одной по-настоящему свежей идеи, но все старые отрабатывает с потрясающим вниманием к деталям.

Company of Heroes

Наверное, все мы впали в коллективную бессонницу: вокруг только копии, снятые с копий, которые, в свою очередь, сняты с копий. Наглотавшись в кинотеатре зрелищных эпиков про Вторую Мировую войну (упоминать их всуе в последнее время считается уже признаком дурного тона) по самые гланды, мы покорно бредем домой и в неумеренных дозах поглощаем экшены, один в один скопированные с этих фильмов. Затем наступает очередь стратегий, отксерокопированных уже с этих экшенов. Для полного счастья игроделам оставалось только научиться конвертировать стратегии обратно в фильмы, чтобы, так сказать, цикл замкнулся и получилось безотходное производство. Упс, а они, оказывается, это уже сделали.

Company of Brothers in Arms

Пехотинцы стараются спрятаться за танком без всякой подсказки со стороны игрока.

Company of Heroes заслуживает звания “копии копии копий” как никакая другая WW2-игра. С первых же кадров очевидно — она вдохновлена экшенами Call of Duty и Medal of Honor , а те сами в хвост и в гриву цитировали хорошо знакомые всем голливудские фильмы. Название тоже попахивает тухлятинкой: “Company of Heroes”, по сути, то же самое, что Band of Brothers и Brothers in Arms , только другими словами. С какой же тогда радости мы уделили этой игре целых две полновесных страницы, вместо того чтобы прилюдно растоптать ее и демонстративно слить в унитаз в “Первом взгляде”?

А вот с какой: разработчиком Company of Heroes значатся не какие-нибудь лиловые негры с Алеутских островов, а Relic Entertainment , на счету которой два Homeworld ‘а и сумасшедший Warhammer 40 000: Dawn of War (про Impossible Creatures тактично забудем). Эти товарищи лучше всех знают, как делать зрелищные игры. Зачем, в конце концов, мы ходим в кино на крупнобюджетные блокбастеры, даже если вместо сюжета там идиотская коллекция штампов? Чтобы насладиться размахом и масштабностью действа — только и всего.

Чего-чего, а зрелищности в Company of Heroes столько, что ее хватит на батальон стратегий и целый взвод “кол оф дьюти” — короче, хоть на розлив продавай. Единственный имеющийся на сегодняшний день ролик хочется разрезать покадрово, распечатать получившиеся фрагменты и повесить на стену. Джип, несущийся на полной скорости по узкой улочке прямо навстречу фашистам. Танк, который тормозит на повороте, как заправский гоночный болид. Неистово стреляющие солдатики, едва различимые в сполохах огня, клубах дыма и росчерках выстрелов. Смертельно раненый боец, из глаз которого (и это в стратегии!) мы наблюдаем за происходящим, бессильно падает на землю. Даже после всей той обоймы WW2-игр, что свалились на наши головы в последние годы, видеоряд Company of Heroes пробирает до мозга костей.

Движок чудовищной мощности (в игре используется форсированная версия моторчика Dawn of War) выдает картинку уровня Call of Duty 2 (хотя там экшен, а здесь стратегия!). Не забыли и про лицевую анимацию и синхронизацию движений губ с произносимыми фразами. Очень, кстати, удобно, если солдаты в горячке боя переходят на особо забористый мат: во избежание проблем с цензурой ругательства можно заглушить в грохоте выстрелов и посоветовать игрокам читать по губам.

Новый уровень

Пока Call of Duty и Medal of Honor топтались на одном месте, стратегии незаметно догнали их в плане графики.

Разработчики игры с таким запредельным уровнем голливудщины имели полное право махнуть на все остальное рукой — им бы никто и слова не сказал. Но поди ж ты — не махнули.

Для Company of Heroes уже заготовлено свыше 700 анимаций (чтобы вы могли почувствовать разницу — в Dawn of War их было 150). Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с The Sims 2 , где этих анимаций было десятки тысяч, но цифра все равно внушительная. Здешние солдатики могут передвигаться не только обычным шагом и бегом, но и на корточках, на брюхе, в состоянии боевой готовности (при этом они держат наготове автомат, настороженно озираются и вообще ведут себя очень осторожно, готовые в любую секунду задать стрекача), прижавшись к стене и еще несколькими десятками способов. И это, заметьте, только анимация движения — а ведь есть еще анимации смерти, ранений, стрельбы, метания гранат, вождения автомобиля и так далее. Так выкаблучиваться не умеют даже герои большинства экшенов. Но к чему, спросите вы, все эти буржуазные излишества?

Несмотря на военно-исторический фасад, под маской Company of Heroes прячется наш старый знакомый Dawn of War — та же энергетика, тот же размах.

А дело в том, что в отличие от всех остальных стратегий по Второй Мировой (да и не только по Второй Мировой) юниты в Company of Heroes по уровню интеллекта близки к сообразительным компьютерным ботам из мультиплеерных экшенов. Вам не нужно опекать их — они сами о себе позаботятся. “ Мы хотим, чтобы игрок был не нянькой, озабоченно кудахтающей над каждым бойцом, а командиром, чтобы его задачей было именно руководство, а не опека желторотиков, заблудившихся в трех соснах и не способных перешагнуть через бордюр ”, — говорят разработчики.

О том, как сообразительны солдатики, видно уже по ролику. Группа бойцов расслабленно бредет по дороге. Неожиданно они попадают под обстрел немцев. Мгновенно сориентировавшись, юниты разбегаются под укрытия — кто к забору, кто за дерево, а кто просто падает на брюхо (если поблизости некуда спрятаться). Определив, откуда стреляют, они сразу перегруппировываются, чтобы открыть ответный огонь.

По заверениям разработчиков, юниты ведут себя подобным образом вовсе не по велению скриптов, а по своему собственному разумению. Приблизившись к линии фронта, солдаты перестанут перебрасываться шутками и начнут напряженно следить за каждым местом, где может прятаться враг (густая растительность, здания). Под обстрелом пулемета они дружно залягут и поищут обходные пути. Увидев танк, стремглав бросятся в какое-нибудь надежное убежище, способное выдержать взрыв снаряда.

Во время боя танки и одежда солдатиков покрываются грязью и копотью. То же самое происходит и со всеми остальными объектами, оказавшимися в районе боевых действий.

Впрочем, абсолютно неуязвимых укрытий в игре Company of Heroes просто не существует — разрушить можно все . Кирпичная кладка, конечно, намного устойчивее, чем хлипкий деревянный забор, но и она выдержит недолго. Дома исправно рушатся под огнем пушек и бомбами самолетов (а еще их можно таранить танками), деревянные сараи быстро сгорают, а на идеально гладкой автостраде после попадания нескольких снарядов остаются глубокие воронки (в них, кстати, можно прятать юнитов), которые мешают передвижению техники.

Разрушения не проскриптованы — все они обсчитываются в реальном времени новейшим физическим движком Havok 3.0 . Его же следует благодарить за тряпочную физику трупов (главный шик сезона — тела, вначале подбрасываемые взрывами на крыши домов, а потом кубарем катящиеся на землю), правильно разлетающиеся обломки и корректную реализацию ветра (!).

Что интересно, у юнитов, судя по всему, нет строки “жизни”, вместо него используется зональная система повреждений (попали в голову — сразу труп, в ноги — не сможет передвигаться и т.п.). В пользу этой версии говорит то, что в ролике солдаты падали даже при попадании одной-единственной пули.

Крупных баталий “стенка на стенку” и высадок в Нормандии (хотя действие Company of Heroes происходит исключительно на Западном фронте) не будет — в распоряжении игрока здесь небольшое подразделение, несколько единиц артиллерии, бронетехники (и то, наверное, не с первой миссии) да авиация, которую можно вызвать лишь по большим праздникам. В состав отряда обязательно входят саперы — по упомянутым выше причинам, они тут на вес золота. Базостроительство и сбор ресурсов, слава богу, выкорчеваны под корень, а для получения подкрепления необходимо захватывать специальные точки на картах (как в Ground Control 2 : Operation Exodus ). Такая система не только избавляет игрока от лишней головной боли, но и не дает ему сидеть на одном месте: чуть замешкаешься — и все стратегически важные позиции достанутся врагу

В немалой степени тот шокирующий эффект, который оказала Company of Heroes на всю игровую общественность, объясняется сногсшибательной режиссурой роликов. Над ними работало аж семь человек. Они же, видимо, добились и включения в игру редактора. для создания собственных роликов (т.н. машинимы). Замедление, съемка из самых невероятных ракурсов, возможность прикрепить камеру к любым объектам (в том числе — к юнитам) — начинающие игрооператоры найдут здесь весь необходимый инструментарий. Не исключено, что через какое-то время после выхода игры разработчики организуют конкурс на лучшие ролики.

Отрадно еще вот что: после нечеловечески красивых, но непопулярной в массах Homeworld и просто непопулярной (да и не особенно красивой, если на то пошло) Impossible Creatures в Relic наконец-то взялись за ум. Warhammer 40 000: Dawn of War чуть было не сдвинул Warcraft III с трона мультиплеерных стратегий. Company of Heroes замахнулась уже на первое место не только среди собратьев по жанру, но и среди всех WW2-игр вообще. И знаете, после того как мы воочию увидели кадры из Call of Duty 2 (в топку!) и Medal of Honor: European Assault (выходит только на консолях, поэтому — тоже в топку!), мы в этом уже почти не сомневаемся.

Будем ждать? Кинематографичная стратегия, покусившаяся на первое место среди всех игр по Второй Мировой. Опять. Электорат уже предвкушает.

Впечатления от пре-альфы Company of Heroes 3. Одна из лучших стратегий возвращается — но что её ждёт: успех или провал?

Предыстория: Анонсирована стратегия Company of Heroes 3 про Вторую мировую. Трейлеры, скриншоты, первые детали На днях студия Relic анонсировала Company of Heroes 3, продолжение известной стратегической серии. Также разработчики открыли доступ к пре-альфе. Мы успели оценить проект — и спешим поделиться впечатлениями.

Как Company of Heroes вызвала скандал в России?

Студия Relic подарила геймерам немало отличных стратегических тайтлов. В 1999 году они создали космическую Homeworld, в 2004-м — технофентезийную Warhammer 40,000: Dawn of War, а в 2006-м — Company of Heroes про Вторую Мировую. Каждая серия нашла свою аудиторию и заслужила высокие оценки. Увы, однажды что-то пошло не так.

В 2013-м вышла Company of Heroes 2. В игре была технологичная графика, выверенный тактический геймплей и увлекательный мультиплеер — всё было хорошо, но с Восточного фронта пришла беда.

Во время разработки канадцы часто говорили, что продолжение будет исторически достоверным и покажет всю правду войны. Одну из сюжетных кампаний посвятили СССР: в ней советскую армию показали бездушной машиной, которая убивает безоружных немцев, мирных жителей и не ценит жизнь своих солдат. Встречались и хорошие ребята вроде главного героя, но подонков было больше.

Российские геймеры с гневом набросились на сюжетку. Шумиха была знатная: BadComedian снял видео, в котором захейтил игру, ситуацию освещали непрофильные СМИ вроде «Ленты», а петицию о запрете проекта в России подписали 30 тысяч человек. В итоге «1С-СофтКлаб» сняла вторую часть с продажи.

К счастью, Relic оправилась от удара и готова напомнить о себе. В следующем году компания выпустит Company of Heroes 3. Получится ли игра годной или повторит участь Dawn of War 3? Что ж, пре-альфа полна проблем, но перспективы у третьей части огромные.

Где предстоит воевать в Company of Heroes 3?

Company of Heroes 3 вышла в пре-альфу, которая продлится до 3 августа. Игре далеко до полноценных альфа или бета-теста — о раннем доступе и говорить нечего. Пока в ней недостаточно контента, а техническое состояние ужасает: баги и вылеты происходят регулярно, анимации солдат кривые, тени такие острые, что можно порезаться. Также Company of Heroes 3 легко ставит на колени PC с GTX 1070 и 16 Гб оперативной памяти на борту. Разработчикам предстоит много работы, чтобы оптимизировать третью часть и привести её в приемлемое состояние. Вот только за всеми огрехами уже чувствуется отличный проект.

Relic учла ошибки и обошла вниманием Восточный фронт. Третья часть сконцентрируется на боях за Италию. Бенито Муссолини (Benito Mussolini) установил в государстве фашистский режим и теперь поддерживает Германию. Союзным силам это не по душе — американцы и британцы вторгаются в страну и готовятся дать врагам бой. Именно за них мы и будем играть.

Наверняка появится и вторая местность. В конце трейлера на фоне танков и песчаных пейзажей произносят имя Эрвина Роммеля (Erwin Rommel) — это нацистский генерал-фельдмаршал. Он прославился во многих боях, но лучше всего его знают по командованию войсками в Северной Африке. Велик шанс, что геймерам предстоит взять роль знаменитого генерала и сразиться на стороне Германии. Учитывая, что в реальности его вынудили совершить самоубийство после покушения на Гитлера, в ходе кампании он, скорее всего, осознает свои грехи.

Геймплей Company of Heroes 3

Третья часть начинает удивлять сразу. В ней есть глобальная карта, которая по геймплею чем-то напоминает… серию Total War. В начале вы выбираете за кого играть: за британцев, американцев или смешанные войска. В будущем это должно повлиять на место высадки на карте и развитие кампании. Пока что начать игру удастся только в Неаполе. Город постоянно бомбардируют, и долго он не продержится — вам предстоит спасти его, остановив атаки.

Ваши войска попадают на большую красивую карту. Там вы можете нанимать юниты, прокачиваться, модернизировать снаряжение и заниматься прочим менеджментов. Но главное, бойцам нужно сделать ход. Неподалёку от них виднеется отряд неприятеля: набрасываемся на него пехотой с танком и добиваем залпом с корабля. Бой проходит проходит прямо на глобальной карте и не требует прямого участия. Когда все юниты сходили, нажимаете на «конец хода» и ждёте ответ неприятеля.

Сначала подобный геймплей кажется странным для серии Company of Heroes, но у него большой потенциал. Так как враги на глобальной карте тоже вас атакуют, вам приходится правильно подбирать войска, укрепляться в городах, использовать корабли, артиллерию и авиацию. Размышлять придётся много. Справитесь ли вы с юнитами врага или лучше отступить? Удастся ли взять город или дождаться подкрепление? Пока к глобальной карте много вопросов, но выглядит она интересно.

Пока что главная проблема режима — это обучение. Работает оно некорректно. Туториал ведёт вас за ручку и требует занять конкретную клетку — вот только стоит навести на неё мышь, как выясняется, что путь заблокирован. Кажется, что ты чего-то не понял и делаешь глупости, но вскоре выясняется: игра просто забаговалась.

Добравшись до вражеского города, из которого ведётся бомбардировка, можно начать штурм. В этот момент игра сразу же превратится в старую добрую тактическую Company of Heroes. На поле боя у вас есть лагерь, в котором происходит найм бойцов и вызов транспорта. Где-то вдалеке виднеется цель — между вами десяток контрольных точек и множество врагов.

Выделить всех солдат и бросить их в бой — плохая идея. Противники сидят за укрытиями, укрепляются в домах и ведут себя неглупо. Если у вас и получится их зарашить, то лишь ценой больших потерь. А ведь атаковать вас может и бронетранспортер, который быстро выкосит весь отряд.

Чтобы победить, нужно действовать с умом: обходить врага с флангов, прятаться за укрытиями, пользоваться тактической паузой и выбирать подходящие юниты. Например, огнемётчик поможет выкурить цель из любого укрытия. Без использования техники тоже не обойтись: порой танк или пушка могут решить исход сражения.

Впрочем, какой бы гениальной не была ваша тактика, а понервничать придётся — игра регулярно генерирует напряжённые ситуации. Вы можете отправить солдат к важной контрольной точке, а на месте выяснится, что за ней следит БТР. У вас есть танк, который легко расшатает вражескую технику, но он только закончил бой за другой клочок земли. Успеет ли он приехать, пока бойцов не перебьют? Может наплевать на эту точку и бежать? Или же держать оборону до последнего? В итоге смотришь, как бронетранспортёр выкашивает солдат, а затем вовремя подоспевший танк разносит его метким выстрелом.

В другой раз я через всю карту тащил пушку, чтобы спасти союзников от вражеского огня. Как раз в этот момент вражеские самолёты решили нанести авиаудар — я сгрыз все ногти, пока пушка медленно выезжала из зоны поражения. Подобные моменты приносят яркие эмоции.

При этом некоторые возможности пока недоступны. Например, нельзя использовать генеральскую способность и разведать клочок карты, к которому вы направляетесь. Это позволило бы узнать, какие неприятности там ждут — переоценить такое знание невозможно.

Впечатления порой портит непослушность бойцов. Иногда они багуются и не могут отлипнуть от укрытия, не слушаются приказов и отказываются стрелять по врагам. Это может привести к фатальным последствиям. Надеемся, это вскоре исправят — на то ведь и нужна пре-альфа, верно?

По завершению геймплейной сессии разработчики предлагают заполнить подробную анкету, вопросы в которой очень дотошные. Они интересуются понравились ли вам конкретные юниты, их способности, функции в бою и многое другое. Очевидно, обратная связь пригодится для доработки проекта.

Пре-альфа не даёт затестить мультиплеерный режим, ради которого большинство геймеров и купят игру, но даже небольшой кусочек сюжетной кампании оставляет приятные впечатления. Сыро, полно багов, плохо оптимизировано, но всё равно отлично.

Студия Relic сейчас занята подготовкой к релизу Age of Empires 4, которая выйдет 28 октября. А уже в 2022 году геймерам удастся оценить Company of Heroes 3. Крутые RTS стали редкостью, поэтому возвращение студии в игру — отличная новость.

А вы ждёте Company of Heroes 3? Пишите в комментариях!


Голливуд в изометрии