Презентация обзор литературы о вов

Презентация по литературе на тему «Литература периода Великой Отечественной войны»(11 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература периода Великой Отечественной войны
М Б О У МАЛО-ВЯЗЁМСКАЯ С О Ш
Учитель русского языка и литературы
Шаповалова Наталья Михайловна

Почему необходимо вспоминать о войне, о нашей Победе?

Ответить на этот вопрос – сложная задача. Особенно если учесть, что в нынешнее время переписывается история Войны и вырываются целые страницы с описанием подвигов и жертв советский воинов.

Другие думают о «подлинном» герое войны: разве это не человек, который счастлив, что не смог убить? Какие же тогда произведения выше: «Убей его!» В.И. Лебедева-Кумача или произведения С. Алексеевича с изображением христианской «всепрощающей» души солдата?

Одни считают: «Сколько раз можно реконструировать то, что происходило так давно? Это против законов памяти, которой положено всё тяжёлое забыть, успокоиться, улечься. Литература – одно из вечных напоминаний об этой глубокой ране, которая не даёт пожить в покое, мире».

Публицистика времён войны: И. Эренбург, А. Толстой,
С. Наровчатов, В. Гроссман, О.Берггольц
Литература о Великой Отечественной Войне началась с публицистических выступлений писателе, и их очерков, репортажей с полей сражений.

Публицистика – жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью.

Облик публицистической статьи складывался в спешке, поэтому писатели не соблюдали верности жанру.
Центральные идеи: идея спасения Родины, идея мобилизации всех сил для достижения единой цели.
Необходимо было немедленно вводить «науку ненависти».
Слово – полководец человечьей силы, а не резонатор слабостей.

Илья Григорьевич Эренбург – открыл глаза на мир

создал нескольких публикаций под общим названием «Война»;
первым раскрыл облик «обыкновенного фашизма» и ввёл кличку «фриц»;
дал понять: «против нас шли изверги..»;
развеял миф о непобедимости фашистской армии;
показал убогий мирок фашиствующей «немчуры»;
первым расслышал и донёс до сражавшегося народа цель, что ставил перед собой гитлеризм.

Алексей Николаевич Толстой – восхвалял величие истории

создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Пётр Первый»;
статьи Толстого были возвышенной «лирикой в прозе», обращениями к памяти;
заставил иначе смотреть на великие фигуры русских царей, офицеров и солдат Первой Мировой Войны.
великое прошлое России стало прямым участником борьбы со смертельным для Родины врагом;

Сергей Сергеевич Наровчатов

автор исторических поэм: «Боевая молодость», «Берега времени»;
в 1941 году говорил о власти исторической патриотической памяти в душе бойцов: « — Россия, мати! Свете мой Безмерный, какою мастью мстить мне за тебя?».

Василий Семёнович Гроссман

автор «За правое дело» и «Жизнь и судьба»;
все его репортажи из Сталинграда стали достоянием истории;
фрагмент из очерка «Южнее главного удара» — эпиграф ко всей судьбе воинов-сталинградцев;
рассказал об ужасах конвейеров уничтожения людей;
в очерке «Треблинский ад» показал веру в мощь и справедливость грядущего отмщения, в неизбежность победы над злом.

Ольга Фёдоровна Берггольц

разработала радио публицистику, сделала её принципом всей жизни в блокадном Ленинграде;
её публицистика – это «ленинградский опыт» сострадания и боли, ответственности за слово;
«изобразила» величие мук города;
автор слов «Сто двадцать пять Блокадных грамм. С огнём и кровью пополам» и «Никто не забыт и ничто не забыто»;
воскресила эпоху радостей и трагедий целого поколения.

В жанре публицистики в годы войны активно работали:

Л. Леонов — «Взятие Великошумска»
А. Фадеев – «Молодая гвардия»
К. Симонов — «Последнее лето»
А. Первенцев — «Кочубей»
Б. Горбатов – «Непокорённые»

Влияние публицистики на жизнь

Многие патриотические мотивы публицистики отразились и в тексте нового гимна СССР, и в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви, и в возрождении традиции салютов в честь побед, и в возвращении Красной армии знаков различия былой русской армии.

Основные мотивы лирики военных лет

Поэты быстро отреагировали на начало войны:
24 июня 1941 года – В.И. Лебедева-Кумача «Священная война» – положенное на музыку А. Александровым;
в 30-е годы звучала песня Д. Шостаковича на слова Б. Корнилова: «Страна встаёт со славою/ На встречу дня»;
25 июня 1941 года – «Песня смелых» А.А. Суркова.

Мотивы военной лирики:
Родина
Война
Смерть и бессмертие
Ненависть к врагу
Раздумья о судьбе народа
Боевое братство и тема народного единства
Мечта о победе
Любовь и верность

Лирика военных лет жила темой единения народа.

Никогда не поздно сказать о своём времени, но важно сказать для времени, найти для стиха место в рядах сражающегося народа.

Эту объединяющую роль играли такие стихи, как «Мужество» (1942) А.А. Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

«Моабитские тетради» Мусы Джалиля – признанное великое достояние татарской и русской поэзии, разорвавшее цепь фашистской неволи.

Муса Джалиль:
участник первого съезда союза писателей СССР;
в Моабитской тюрьме написал письмо «Моим товарищам-писателям в Москву».
мотивировал узников к восстанию;
первый среди поэтов стал лауреатом Ленинской премии;
был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза

Горе, гнев, призыв
Никого не смущал откровенно призывной характер («Убей его!» К. Симонова. Даже когда прямых слов не было, всегда ощущалось, что душа поэта переполнена гневом, жаждой мести, почти криком.

Сергей Наровчатов в 1941 году написал стихотворение с подобным названием. В нём «крик» растворён в ритме. Поэт передаёт страшную перегрузку души, рождающую немоту. В нём таится боль, жажда возмездия.

Поддержание духа образом любимой, ждущей солдата с войны

В лирике получила углублённое развитие тема спасительного для воина ожидания любимой и мысли о сохранности домашнего далёкого очага, семьи.

К примеру, Павел Шубин – выражал слова великой благодарности любимой. Слова, полные изумления перед той самой.

Мир в свете подвига: проза о войне 1941-1945 годов
Константин Михайлович Симонов:
один из самых оперативных писателей военного времени;
автор пьесы «Русские люди», и знаменитого стихотворения «Жди меня»;
создал первую повесть о Сталинградской битве — «Дни и ночи».

М. В. Исаковский: «Враги сожгли родную хату»
произведение остается величайшим шедевром лирики военных лет;
«Враги» — бесчеловечные люди;
«сгубили» — истинная подлость!
«Праздник возвращения» спустя четыре года нёс домой солдат, однако его никто не дождался. Его дар некому принять. Он ждал благодарности от родных, которым нёс свободу от фашизма, только вот получать её уже не от кого.

М. Шолохов: «Судьба человека»
Рассказ повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны — Андрее Соколове. Война отняла у мужчины всё, но волевой характер и твёрдость духа не позволили герою сломиться. «Василий Тёркин» Александра Твардовского — произведение, ставшее вершиной поэзии эпохи Великой Отечественной войны.

А. Твардовский:«Василий Тёркин»
Василий Тёркин — собирательный образ полуфальклорного, неунывающего солдата. Персонаж — крестьянин в солдатской шинели,который «. в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе. », и общенародный герой одновременно. Он совершает множество подвигов, будучи при этом простым мальчишкой, в речи которого живёт дух просторечного,шуточного русского языка.

Огромную роль играла в те годы песня или стихи, становившиеся песнями.
Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворённым человеком.

Объясняя состояние своего лирического героя, знающего, что до любимой «дойти нелегко», Сурков скажет: «Герой не будет разрывать кольцо смертей, сдавшись и улизнув из царства смерти. Он, силён иным решением: «дорога к ней идёт через войну»…».

А.И. Фатьянов «Соловьи»
А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь. »

Поэт, отстраняясь от своих героев, просит природу не пробуждать слишком сильной тоски в солдатах. Просьба нерешительная. На самом деле поэт скорее предлагает природе именно тревожить солдат, вторгаться в их сны, приближать к ним Родину и всё, что с ней связано.

«Мотивация здорового образа жизни. Организация секций»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для всех учеников 1-11 классов
    и дошкольников
  • Интересные задания
    по 16 предметам

«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 849 672 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Чалмаев В.А.

Литература периода Великой Отечественной Войны (1941-1945)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Другие материалы

  • 01.02.2021
  • 125
  • 0

  • 01.02.2021
  • 178
  • 2
  • 01.02.2021
  • 214
  • 3

  • 01.02.2021
  • 689
  • 23

  • 01.02.2021
  • 3200
  • 1
  • 01.02.2021
  • 460
  • 6
  • 01.02.2021
  • 139
  • 0

  • 01.02.2021
  • 962
  • 86

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 01.02.2021 3817
  • PPTX 33.5 мбайт
  • 1344 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шаповалова Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 4 года и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 8720
  • Всего материалов: 8

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ФИПИ опубликовал открытые варианты заданий ЕГЭ 2022 года

Время чтения: 1 минута

В каждом округе Москвы появятся школьные службы примирения

Время чтения: 3 минуты

25% школ выбрали компьютерный формат проведения ВПР

Время чтения: 1 минута

В России выросло число детей с ОВЗ, поступающих в колледжи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения предлагает изменить форму для проведения ВОШ

Время чтения: 1 минута

В Госдуму внесли законопроект о возможности повторной сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация на тему: Великая Отечественная Война в Художественной Литературе

Великая Отечественная Война в Художественной ЛитературеКасабуцкой Маргариты, 11 «Б»

Война – тяжёлое испытание как физической стойкости, так и силы духа. Трудно среди бед, лишений, смертей выстоять и не потерять человеческое достоинство, не сломаться, сохранить чуткое сердце и веру в будущее, в победу. Война научила многих острее чувствовать боль и страдания окружающих. Каждый писатель по-своему, но осторожно и мудро раскрывает боль человеческой души, обожжённой войной.

М. Шолохов «Судьба Человека»Произведение напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная Война. В рассказе звучат два голоса: Андрея Соколова (исповедь главного героя) и автора (слушателя, случайного собеседника). Соколову нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. Приехав домой, герой узнаёт, что его семья погибла, а на месте дома – яма, поросшая бурьяном.

Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванюша. Только Андрей пожалел и усыновил сироту, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Сколько всего вытерпел в жизни Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей. Остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества – эти качества не только остались неизменными в характере героя, но и преумножились.

А. Твардовский «Василий Теркин» Автору удалось изобразить картину реальной действительности, передать образы русских солдат, готовых отдать жизнь ради свободы своего народа и страны. Идея победы над фашизмом стала для Василия Тёркина основным стремлением. Своеобразным новаторством стало введение сказочных эпизодов, например, беседы Тёркина со Смертью. Подвиг героя символизирует великую мощь русских солдат вцелом, их способность жертвовать собой ради победы. Рассказ пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Известные цитаты:«Мне – конец, войне – конец»«Не ради славы – ради жизни на земле»«Смерть есть смерть. Её прихода все мы ждём по старине»«Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу И хотя бы плюнь ей в морду, Если все пришло к концу»Памятник А.Т.Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда» В центре повести — Сталинград, черный полуразрушенный город, красное от пламени небо и Волга — красная, как кровь. Это книга о солдатах и их командире, лейтенанте Кереженцеве, о страшных днях, проведенных в призрачном городе, о нелепости и ужасе войны: «Мы терялись, путались, путали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке», «А где фронт?», «А где немцы?», «Не нравится мне эта тишина», «Немцы летят прямо на нас», «Танки идут прямо на нас».

Неразбериха, смятение, страх — это та правда о войне, которая была нежелательна для официальной литературы, но которая нашла свое отражение в книге Некрасова. «Окопная» правда, правда простого солдата и офицера, испытавшего весь ужас войны — вот что становится центром изображения в книге. В ней В. Некрасов рисует образы простых солдат и офицеров. Именно их правда и интересует писателя.

Муса Джалиль ВарварствоНет, этого я не забуду дня,Я не забуду никогда, вовеки!Я видел: плакали, как дети, реки,И в ярости рыдала мать-земля.

Ольга БерггольцМаленькую ласточку из жестия носила на груди сама.Это было знаком доброй вести,это означало: «Жду письма».Этот знак придумала блокада.Знали мы, что только самолет,только птица к нам, до Ленинграда,с милой-милой родины дойдет.

«А зори здесь тихие» «А зори здесь тихие» — художественный фильм, снятый по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким. В фильме рассказывается о старшине Федоте Васкове и подчинённых ему девушках-зенитчицах. Пятерым из них во главе с Васковым поручили задержать вражеских диверсантов. В бою все девушки погибают. Ненависть к врагам, желание отомстить за своих боевых подруг, ощущение себя «последним защитником» России помогают Васкову выстоять и победить.

У Васкова болит сердце за то, что «положил» пятерых девчат. «а за что?» за десяток фрицев?» В скорби этого простого солдата – самый высший человеческий гуманизм.Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину, видя в каждой из них невесту, будущую мать, у которой могли бы быть дети и внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества».

«В бой идут одни старики» «В бой идут одни старики» — советский художественный фильм, снятый актёром и режиссёром Леонидом Быковым в 1973 году. Фильм и Леонид Быков за исполнение главной роли были удостоены первой премии на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку. Эта эскадрилья стала «поющей» — так гвардии капитан Титаренко подбирал себе пополнение. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков» из лётных училищ ускоренного выпуска в бой всё равно по возможности не пускали.

Им ещё многое предстояло испытать: и жар воздушных поединков, и радость первой победы над врагом, и силу братства, скреплённого кровью, и первую любовь, и горечь утраты. И настанет день, когда по команде в бой идут одни «старики» бывшие новички бросятся к своим истребителям… В фильме, как сказано в титрах, «использованы воспоминания советских военных лётчиков — участников Великой Отечественной войны, кинохроника и песни военных лет».

«Небесный тихоход» «Небесный тихоход» — советский музыкальный художественный фильм, поставленный в 1945 году режиссёром Семёном Тимошенко. Три друга-летчика поклялись не влюбляться до конца войны, но военная служба познакомила их с неотразимыми летчицами женской эскадрильи. И друзья один за другим начали сдавать свои позиции.

«Они сражались за Родину» «Они сражались за Родину» — фильм Сергея Бондарчука по одноименному роману Михаила Шолохова. Это отличный образец советского военного кино. Действие фильма происходит летом 1942 года на юге России в преддверии Сталинградской битвы и рассказывает зрителю о фронтовой жизни небольшого стрелкового отряда. В фильме не столько показана сама война, сколь жизнь простых солдат на войне и все эмоции, сопутствующие такому положению людей.

Презентация к уроку по литературе. Тема: » Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»

Презентация к уроку по литературе. Тема: » Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе. Тема: » Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия Великой Отечественной войны»»

Великая Отечественная война

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Грянул год, пришёл черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Никто не забыт, ничто не забыто.

  • 22 июня 1941 года началась война.
  • Советский народ отстоял свою независимость.
  • Война унесла почти 27 млн. жизней советских людей.
  • 1215 писателей ушли воевать с врагом.
  • Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.

Тема: «Поэзия Великой Отечественной войны»

Мотивы военной лирики:

  • Родина,
  • война,
  • смерть и бессмертие,
  • ненависть к врагу,
  • боевое братство и товарищество,
  • любовь и верность,
  • мечта о победе,
  • раздумья о судьбе народа.

Поэты военной поры:

  • образ Родины (К.Симонов)
  • стихи о Москве (А.Сурков)
  • о Ленинграде (О.Бергольц)
  • о Смоленском крае о других уголках России (М.Исаковский)
  • деревенские просёлки
  • кресты русских могил
  • три берёзки (А.Прокофьев, К.Симонов)
  • подвиг народа

Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

  • земной человек
  • близкий читателю
  • терпит лишения
  • ненависть к врагу
  • умеет любить

Сатирические (эпиграмма, басня)

(ода, элегия, песня)

Из фронтовой газеты:

Гоним фрицев дни и ночки,

Настигаем их огнем.

Это- только лишь цветочки,

Будут ягодки потом.

  • П.Антокольский «Сын»
  • М.Светлов «Двадцать восемь»
  • М.Алигер «Зоя»
  • О.Берггольц «Февральский дневник»
  • А.Твардовский «Василий Тёркин»

В.Лебедев-Кумач «Священная война»

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

На позиции девушка

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке на девичьем

Все горел огонёк.

Языковые средства в стихотворении А.Суркова «Землянка»

Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует.

В белоснежных полях, голос живой, холодная земля, негасимая любовь

Далеко-далеко, снега и снега

Смола, как слеза.

В холодной землянке – негасимой любви

Поэты, не вернувшиеся с войны

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том что они- кто старше, кто моложе-

Коган Павел Давыдович

Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать!

Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.

Кульчицкий Михаил Валентинович

Война ж совсем не фейерверк, А просто – трудная работа, Когда – Черна от пота- Вверх Скользит по пахоте пехота.

Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г

Пусть помнят те, которых мы не знаем: Нам страх и подлость были не к лицу. Мы пили жизнь до дна И умирали За эту жизнь. Не кланяясь свинцу.

Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине

Сердце с последним дыханием жизни, Выполнит твердую клятву свою: Песни всегда посвящал я Отчизне, Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Уткин Иосиф Павлович

На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет.

Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г.

У войны не женское лицо.

Ахматова Анна Андреевна

Берггольц Ольга Федоровна

Поэзия в годы войны:

  • оперативность
  • эмоциональность
  • доходчивость
  • патриотизм
  • лиризм


источники:

http://ppt4web.ru/literatura/velikaja-otechestvennaja-vojjna-v-khudozhestvennojj-literature.html

http://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-po-litieraturie-tiema-liti.html

Оцените статью