Пример библиографического обзора для библиотекарей

СЕКРЕТЫ ОТЛИЧНОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА

Если вы хотите придумать отличные идеи, знайте:
лучшие из них вы можете позаимствовать.
Томас Эдисон

Возникнув в 20-е годы прошлого века, как устная форма информирования под названием «вечера живой библиографии», библиографический обзор до настоящего времени остаётся одной из наиболее распространённых и эффективных форм информационно-библиографического обслуживания в библиотеках всех типов.

«Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме, представляющее собой связное повествование» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»).

Данная форма отличается оперативностью, доходчивостью, эмоциональностью, читатели имеют возможность визуально ознакомиться с изданиями.

В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг. Существует несколько видов библиографических обзоров. Виды выделяются по разным признакам классификации:

  1. По общественному назначению:

— информационный обзор, основная задача которого, – дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке, например, о новых поступлениях. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идёт о тематике документов без оценок содержания;

— рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нём, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.

  1. По содержанию обзоры бывают:

— универсальные, в которых представлены документы из разных областей знания, например, обзор новых поступлений в библиотеку;

— тематические, где представлены документы по одной теме, проблеме;

— персональные, рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нём и/или его произведений.

— обзор периодических изданий (нескольких или одного);

— обзор непериодических изданий;

— обзор методических и библиографических пособий. Проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т.д.);

— смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, CD-ROM).

— устный: непосредственно в аудитории, запись на магнитофоне, видеозапись (устные обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно);

— письменный (печатный): библиотечный плакат, напечатанный на страницах периодического издания, размещенный на сайте библиотеки; дайджест (фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определённой теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала);

Рассказывать о книгах, не ограничивая себя, как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным. Чтобы этого не произошло, и рассказ был действительно связным, необходимо воспользоваться планом, который состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Во вступлении обосновывается тема, отмечаются её особенности. Вступление должно быть коротким, интересным, привлекающим внимание слушателей, можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Начать рассказ можно с неожиданной фразы, например, цитаты из книги. Всё, что планируется сказать, должно быть написано. Кратко даётся оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.

В основной части даётся характеристика самих документов. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении? Рассказывая о книге, не надо её пересказывать. Обязательно нужно выразить своё отношение к героям и их судьбам, отметить особенности книги: возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слёз, – все это нужно отметить. В обзоре следует чередовать разные приёмы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьёзными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги. Нет ничего хуже, чем пересказывать аннотации к книге. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать?

Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из того, чего требует методика обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…». В заключение называются выходные данные (место и год издания) всех перечисленных в обзоре документов.

Общие требования к проведению обзора:

— Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.

— Страницы с цитатами отмечаются закладками.

— В конце обзора (для руководителей детского чтения) даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли их записать.

— Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны, если вы всё же решитесь их озвучить перед аудиторией, выясните их значение.

— Необходимо следить за культурой речи и поведения.

— Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей и будет трудно удержать их внимание.

— Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом, музыкой, слайдами.

Традиционные классические обзоры по содержанию подразделяются на обзоры новой литературы, тематические, персональные. В настоящее время к ним можно добавить обзоры документов на электронных носителях, дайджест-обзоры и др.

Обзоры новых поступлений даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей.

В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор.

Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя.

Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений.

Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутствии автора, издателя и других лиц, которые заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д.

К обзорам новых поступлений можно отнести и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются. Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п.

Целью тематического обзора является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме. При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса.

Методика подготовки тематического обзора требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детально просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.

Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя её план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки, можно ограничиться несколькими, основными по теме.

Обзор библиотечной выставки выступает в качестве средства пропаганды выставки, своеобразной её рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, её значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика литературы, представленной на выставке, даётся по разделам и обращается внимание на самые интересные материалы, а также на иллюстрации, фото, цитаты. В конце обзора вы можете рекомендовать читателю обратиться к соответствующим разделам каталога, к библиографическим указателям. Любому обзору должны быть присущи особенности: актуальность, тщательный отбор литературы с учётом интересов и потребностей аудитории, для которой готовится обзор. При этом желательно, чтобы выбирались те издания и публикации, которые интересны и самому библиотекарю, ведь увлечь аудиторию материалом, к которому рассказчик равнодушен, невозможно.

Персональные обзоры проводятся в связи с юбилейными или памятными датами деятелей культуры, искусства, науки, политики. Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется характеристике самих произведений какого-либо автора-писателя, публициста. В других обзорах, в первую очередь, рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и отдельных его произведениях. В-третьих – одновременно рекомендуются как произведения автора, так и литература о нём. Материалы для обзоров выявляют не только в конкретных разделах каталогов, но и путём просмотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий.

Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно- библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы. Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.

Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включённых в обзор. Обзор это своего рода театр одного актёра, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.

Библиографический обзор, как метод массовой работы, может быть самостоятельным мероприятием, но он же является частью практически всех массовых мероприятий в библиотеке (как правило, они завершаются обзорами).

Работа над обзорами трудоёмка, но при соблюдении всех правил подготовки и проведения польза их несомненна. Обзоры в библиотеке в любой форме способствуют повышению квалификации, совершенствуют культуру письменной и устной речи, развивают информационную деятельность библиотекарей.

Предлагаем интересные формы библиографических обзоров, которые можно проводить с читателями в детской библиотеке:

— библиоэкспресс (быстрый, краткий обзор);

— библиоретро (обзор старых, редких книг): «Книги – старожилы нашего фонда», «Книжные раритеты нашей библиотеки», «Запечатлённая память столетий»: раритеты нашей библиотеки», «Сокровища нашей библиотеки» и др.

— библио-константа (книги, пользующиеся постоянным спросом читателей); примерные названия: «Этот нестареющий детектив…», «Страницы этих книг – история сама»: Исторический роман», «Взрослые родители, о детях не хотите ли послушать и узнать?» (тема воспитания детей) и др.

— библио-пресс (обзор периодических изданий). Примерные названия: «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг», «Газета – окно в мир, где живёт твой кумир», «Что лист печатный нам готовит?» и др. (пример обзора современных детских журналов).

— библиофреш (от англ. «fresh» – «свежий») – библиографический обзор новинок (например, методический библиофреш).

— библиомикс (от англ. «mix» – смешивать) – это может быть библиографический обзор по отдельной теме, в который можно включить библиотечные документы по различным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.).

— библиогид «Тысяча мудрых страниц» – информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.

— библиообзор контрастный (обзор, в который включены книги разные и контрастные по стилю, жанру, теме: драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.).

— обзор-путешествие (по новинкам детских литературных произведений, книгам одного автора разных изданий и т.д.).

— обзор театрализованный – обзор книг с театрализованными элементами или включающий в себя небольшие инсценировки.

— обзор-игра – в ход обзора включаются игровые моменты, информация о книгах перемежается с фрагментами игр.

— обзор-шоу – яркое представление книг, рассчитанное на шумный внешний эффект, с музыкальным и визуальным сопровождением.

— библиографическое ревю (в переводе с французского – «обозрение»), например, «Познавая тайны книжного мира». Страницы ревю:

  • «Учись! Узнавай! Удивляйся!» (обозрение словарей, энциклопедий, справочников).
  • «Студенту и не только…» (обзор книг в помощь учебному процессу).
  • «Суперновинка!» (обозрение новых книг).

— Караван книг – мероприятие, посвящённое обзору нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например, караван новинок, караван забытых книг.

— Флешбук – знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

— Пресс-весы (например, провести в конце библиографического обзора периодических изданий). Играющие делятся на две команды. Каждой команде выдаётся по изданию, которое нужно «взвесить». Одна команда ищет положительные качества журнала, другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявляет аргумент.

— Библиографический брифинг – короткие информационные сообщения на библиографические темы (начиная от библиографических минуток до веб-обзоров сайтов, блогов и т.п.)

— Буктьюбы – видео с обзором новинок книжного рынка, любимых произведений, рекламой писателей на видеохостинге Youtube (движение буктьюберов зародилось в 2009 году за рубежом, а в России оно получило развитие начиная с 2011-го года). Формат повествований о книгах данного обзора может быть разным: от лекций с глубоким погружением в литературный материал до очень эмоциональных и даже шуточных обзоров (буктьюб от Марины Книжной «Что почитать на Новый год и Рождество»)

— Падлет (рadlet) – универсальная цифровая стена с вашими документами и мультимедийными файлами – для он-лайн обзоров книжных новинок, книг одной тематики или одной книги (сайт сервиса Padlet).

Кроме того, на сайте Российской государственной детской библиотеки, в разделе «Библиогид: книги и дети» – рубрика «Круг чтения», предложены обзоры книг для детского чтения.

Одноимённая страничка так же есть в социальной сети «ВКонтакте» и «Facebook».

  1. Комолова, Е. Обзор: как много в этом слове…: Особенности подготовки и

проведения / Е. Комолова // Библиополе. – 2008. – № 3. – С. 30-35.

  1. Как подготовить биографический обзор [Электронный ресурс] // МБУК «ГЦБ» г.Солнечногорск. – Режим доступа : http://sgcb.muzkult.ru/img/upload/2414/documents/Kak_podgotovit_bibliograficheskij_obzor_2016.pdf / Дата обращения: 06.10.2017.

Источник: сайт Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасская республиканская детская библиотека»

Пример библиографического обзора для библиотекарей

Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина

государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области

Памятные даты. Воронежский край

Электронные ресурсы и услуги

Тематический обзор «Великое крещение Алании» (к празднованию 1100-летия крещения Алании)

Цикл обзоров «Мастера бестселлеров. Популярные писатели современности»»
Виртуальный обзор «Терри Пратчетт – дух фэнтези»
Виртуальный обзор «Патрик Зюскинд и его загадочная жизнь»
Виртуальный обзор «Людмила Улицкая»
Виртуальный обзор «Джеймс Боуэн: друг кота и автор бестселлера»
* * *
Виртуальный обзор «И на подвиг поднимала песня»

Виртуальный обзор «Основоположник практической космонавтики». К 115-летию со дня рождения Сергея Павловича Королева (1907–1966)

Виртуальный обзор «Гюстав Флобер – мастер точного слова» к 200-летию со дня рождения писателя-реалиста Гюстава Флобера (12.12.1821-08.05.1880)

Беседа в формате слайд-презентации «Но велика награды той цена»

Виртуальный обзор «Михаил Ломоносов: учёный и человек». К 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (8 [19] ноября 1711 – 4 [15] апреля 1765)

Тематический обзор «Из истории создания бессмертных романов Ф. М. Достоевского» (к 200-летию Ф. М. Достоевского – 11.11.1821–09.02.1881)

«Вспомним всех поимённо…» (обзор новых поступлений из фондов ВОУНБ им. И.С. Никитина)

Виртуальный обзор «Бизнесмен с душой художника». К 180-летию Саввы Ивановича Мамонтова (14.10.1841–06.04.1918)

Лекция-беседа «Сознание моё наполнено музыкой». К 115-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича (25.09.1906 – 09.08.1975)

Обзор фильмов из фонда видеозала «Рок» (К 70-летию со дня рождения А.Е. Учителя)

Обзор фильмов из фонда видеозала «»Золотые» вы наши. » (К 50-летию выхода фильмов на экраны)

Тематический обзор «Целитель солдатских ран» (к 115-летию со дня рождения советского хирурга А. А. Вишневского 23.08.1874 – 13.11.1948 гг.)

Виртуальный обзор «Как жили люди русские». К 325-летию «Домостроя» Кариона Истомина (1696)

Беседа в формате слайд-презентации «Жить на земле без любви невозможно». К 100-летию со дня рождения российского композитора Л.В. Афанасьева (20.08.1921 – 05.10.1995)

Обзор фильмов из фонда видеозала «Не казался, а был…» (Памяти Владимира Меньшова – великого режиссёра и великолепного актёра)

Беседа в формате слайд-презентации «Ты слышишь – это музыка…». К 90-летию со дня рождения М.Л. Таривердиева (15.08.1931 – 25.07.1996)

Обзор творчества «Высота Елены Ильиной». (К 120-летию со дня рождения Елены Яковлевны Ильиной (Маршак), 29.06.1901–02.11.1964)

Тематический обзор «Великий учёный России» (к 100-летию со дня рождения А. Д. Сахарова, 21.05.1921–14.12.1989)

Лекция-беседа «Душой возвыситься до Бога». К 800-летию со дня рождения Александра Невского (13.05.1221 – 14.11.1263)

Виртуальный обзор «Честь и гордость – города-герои». Ко Дню Победы

Виртуальный обзор «Поиск истины»: к 110-летию со дня первого присуждения Нобелевской премии

Слайд-презентация «Ради нашей любви весь этот мир придуман» (К 90-летию поэта-песенника Л.П. Дербенёва)

Обзор «Замрите, ангелы, смотрите: я играю…» (К 80-летию народного артиста РСФСР А. А. Миронова)

Виртуальный обзор «И раб судьбу благословил». К 160-летию отмены крепостного права в России (19 февраля (3 марта) 1861)

Слайд-презентация «Люди, изменившие мир»: к 100-летию со дня рождения академика А. Д. Сахарова

Виртуальный обзор «Джек Лондон. Американская Одиссея» к 145-летию со дня рождения писателя (12.01.1876 – 1916)

Тематический обзор «Не разнять меня с жизнью…» (к 130-летию со дня рождения Осипа Мандельштама)

Обзор «Зрячее сердце» (4 января – Всемирный день азбуки Брайля)

Виртуальный обзор «Джейн Остин и викторианский роман»: к 245-летию со дня рождения английской писательницы

Виртуальный обзор «Светоч, зажжённый Микеланджело»: к 545-летию со дня рождения итальянского скульптора, художника, поэта и мыслителя

Виртуальная экскурсия с художниками 18-20 вв. по городам России «Где это видано… Кем это сделано…»

Виртуальный обзор «Линии судьбы, или Русский писатель Иван Бунин» к 150-летию со дня рождения классика русской литературы (22.10.1870-08.11.1953)

Виртуальный обзор «Франция от Реймса до Русийона» в рамках проекта «Календарь французской культуры»

Виртуальный обзор «Певец страны «берёзового ситца» к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина

Виртуальный обзор «Редкие и исчезающие языки» в рамках проекта «Языки мира – мир языков»

Виртуальный обзор «Терроризму – НЕТ»: к Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)

Виртуальный обзор «Ги де Мопассан и французская новеллистика XIX века» (к 170-летию со дня рождения французского писателя и журналиста)

Тематический обзор «Любовь и семья в зеркале кинематографа» к Дню семьи, любви и верности

Слайд-презентация «Не только силою оружия…»: художники, писатели, актёры – участники Великой Отечественной войны
Виртуальная презентация «Известные писатели-врачи в мировой литературе»
Виртуальная презентация «Мастер слова: писатели России»
Виртуальный обзор «Мое нескучное лето»

Виртуальный обзор «Жизнь, судьба и небо – сказание о поэте и пилоте»
Виртуальный обзор «Народные промыслы России» ко Дню России
Виртуальная презентация «Правители России» ко Дню России
Презентация «Паровая фабрика конфектъ и шоколада»: рамонские сладости принцессы Ольденбургской
Виртуальная презентация «Удивительные водоёмы мира»
Виртуальная презентация «Мир книги – в мир детства»

Цикл тематических обзоров «Великие художники: мастера и эпохи»
Виртуальный обзор «Ян ван Эйк – алтарный дел мастер»

© Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина

Подписаться на новости

Вы подписаны на рассылку.

situs idn poker terbesar di Indonesia.

List website idn poker terbaik.

Situs mpo slot online terpercaya

Daftar judi slot mpo play terbaik 2022.

Situs slot terbaru terpercaya

situs idn poker terbesar di Indonesia.

List website idn poker terbaik.

Situs mpo slot online terpercaya

Daftar judi slot mpo play terbaik 2022.

Situs slot terbaru terpercaya

Библиографический обзор как источник информации. Виды обзоров, основные этапы работы над обзором, особенности подготовки обзоров отдельных видов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАТАРИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Б и б л и о г р а ф и ч е с к и й обзор как источник информации.

Виды обзоров, основные этапы работы над обзором,

особенности подготовки обзоров отдельных видов.

Распространенной формой предоставления информации является библиографический обзор.

Библиографический обзор это связный, последовательный, непосредственный рассказ о произведениях печати в письменной или устной форме, который является наиболее доходчивым способом их пропаганды.

Библиографические обзоры стали практиковаться в массовых библиотеках с 20-х гг. ХХ века. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы.

В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.

Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в школьных библиотеках. Их тематика определяется или событиями, происходящими в школе, местности, стране, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.

В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть и заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».

Во вступительной (вводной) части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать её особенность, актуальность и привлекательность. Здесь можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Иногда эта часть включает знакомство с детской аудиторией и выяснение: какого возраста присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному вопросу. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о документах.

Основная (центральная) часть обзора может строиться по-разному. Это зависит от тематики и возраста аудитории. В этой части обзора даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы это был связный рассказ, это очень привлекает читателей. Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, можно лишний раз произнести термины, обозначающие элементы книги, приёмы оформления, типы издания («форзац», «суперобложка», «гравюра»…).

В центральной части обзора следует чередовать разные приемы: они должны

быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некая разрядка для детей. Если библиотекарь замечает, что содержание разговора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят аудиторию: задать интригующие вопросы, показать интересные фотографии, иллюстрации, выразительно прочесть текст из книги, прибегнуть к помощи музыкальных записей, загадок, поговорок, пословиц на нужную тему. Очень важно уметь постоянно поддерживать внимание слушателей.

Для этого существует приемы, воздействующие на слуховое восприятие — повышение или понижение тона повествования, жестикуляция, использование приемов выразительного чтения, обращение к слушателям, создание атмосферы непринужденного общения, доверительного диалога. Непрофессионально просто пересказать аннотации.

Очень ярким получается обзор с элементами театрализации или даже с самой простой сюжетной линией. В работе с младшими школьниками это может стать настоящей находкой. Если обзор проводится на младшую детскую аудиторию, будет оправданным и привлекательным использование таких приёмов:

 начать рассказ с самого интересного;

 рассказать об авторе, напомнить о других его произведениях;

 предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;

 дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим;

 озвучить отзывы других читателей на книгу;

 использовать игровые приёмы (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д. ).

 показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;

 рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги;

Но прочитать всё нет возможности и необходимости. Тогда о непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации или предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей, в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать? Раскрывая по задуманному плану содержание книг, библиотекарь широко пользуется их оформлением, внутрикнижным справочным аппаратом.

В заключительной части (или концовке) называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов, и, самое главное, содержится обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое главное из того, что требует методика обзора — в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…».

Существует несколько видов библиографических обзоров. Виды выделяются по разным признакам классификации:

по читательскому назначению:

а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок их содержания.
б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нем кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.

обзоры классифицируются по видам включенных изданий:

а) обзор периодических изданий (обзоры одного – двух типов изданий: журналов, газет, электронных изданий;

б) обзор непериодических изданий;
в) обзор методических и библиографических пособий. Проводится в специальной аудитории перед библиотекарями, учителями, родителями и т. д.;
г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, электронные носители информации).

3. обзоры классифицируются по форме передачи:

а) устный: непосредственно в аудитории, запись на магнитофоне, видео-запись,
б) письменный: библиотечный плакат, информация, размещенная на сайте библиотеки, информационный стенд; в) смешанного характера.

4. обзоры классифицируются по хронологическому охвату;

а) новых поступлений; б) ретроспективные; в) смешанные.

5. обзоры классифицируются по содержанию:

а) универсальные, в которых представлены документы из разных областей знаний;
б) тематические, представляющие документы по одной теме или проблеме;
в) персональные, рассказывающие о выдающейся личности и построенные на основании имеющихся документов о нем или его произведениях;

г) обзоры новых поступлений.

Цель тематического обзора познакомить слушателей с литературой, посвященной определенной проблеме, теме или событию. Понятие, «тема» имеет в данном случае широкий смысл. Под ним может подразумеваться и отрасль знания, и раздел науки или техники, и определенная проблема, и конкретный вопрос. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный, и, в зависимости от этого, включить лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.

Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства.

В библиотеках очень часто проводятся и персональные обзоры, посвященные выдающимся деятелям литературы, искусства, живописи, науки. Персональные обзоры составляются обычно в связи с юбилеями и памятными датами. Сюда включены обзоры важнейших или новых произведений какого-либо лица; обзор литературы о жизни и творчестве деятеля или об отдельных периодах его биографии; обзоры, в которых одновременно характеризуются и труды автора, и материалы, рассказывающие о его жизни и деятельности.

Обзоры новых поступлений неотъемлемая часть работы школьной библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах. За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая книга и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то он носит выборочный характер.

К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. В обзоре говорится об основном направлении журнала, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.

Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:

1.Выбор объекта обзора.

2.Определение целевого и читательского назначения.

3.Просмотр, отбор и группировка документов.

4.Составление и литературная обработка текста обзора.

6.Озвучивание составленного текста обзора.

7.Рекомендация дополнительных изданий соответствующей тематики.

8.Оценка эффективности обзора.

Общие требования к проведению обзора:

1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей и будет трудно удержать их внимание.
7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами). 8. Любой обзор не должен длиться более 30 минут.

Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку.

Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутствие автора, которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому, о жизни и творчестве автора и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа. (не в нашем случае).

Так в нашей школе проходили встречи с нашими местными писателями: Грошевой Ольгой Николаевной («Славкины истории: в шутку и всерьёз»), Шабановым Виктором (сборник стихов «Мысли в рифму»), Галиной Латышевой ( сборник стихов «Я родилась в Сибири» и «Сибирская рапсодия» — стихи, поэмы, сказки.) Так же у нас не раз проходили встречи с писателями Ступинского объединения «Родники» Надеждой Сазыкиной (сборник стихов «Хочу поделиться счастьем»), Александрой Зубковой, Оксаной Галдановой (сборник стихов «Заметки на полях»).

Александр Григорьевич Хитрич (Княжинский – псевдоним).

Вариантами обзоров могут быть беседы и рассказы о книгах, цель которых – заинтересовать определенные группы читателей, помочь в выборе наиболее интересной и доступной литературы по актуальным темам и вопросам.

Обзор это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразия личностных и профессиональных качеств.


источники:

http://vrnlib.ru/tematicheskie-obzory/

http://pandia.ru/text/80/624/50411.php

Оцените статью