Пример обзора литературы для курсовой работы

Содержание
  1. Обзор литературы в дипломе
  2. Зачем писать обзор литературы
  3. Поиск соответствующей литературы
  4. Поиск литературы по ключевым словам и цитатам
  5. Оцените и выберите источники для обзора литературы
  6. Делайте заметки и цитируйте свои источники
  7. Определите темы и проблемы
  8. Опишите структуру вашего обзора литературы
  9. Хронологическая структура обзора
  10. Тематическая структура обзора
  11. Теоретическая структура обзора
  12. Напишите свой обзор литературы
  13. Вступление
  14. Основная часть
  15. Пример обзора литературы
  16. Вывод
  17. Часто задаваемые вопросы об обзорах литературы
  18. Что такое обзор литературы?
  19. Какова цель обзора литературы?
  20. Куда идет обзор литературы в дипломе?
  21. Образец литературного обзора
  22. Скачать образец литературного обзора
  23. Учебник по написанию и оформлению дипломной работы
  24. Обзор литературы
  25. Как оформлять список литературы в курсовой работе
  26. Источники для курсовой работы
  27. Подбор литературы для курсовой работы
  28. Как оформить список литературы в курсовой работе
  29. Обзор литературы в курсовой работе с примерами

Обзор литературы в дипломе

Содержание:

Обзор литературы в дипломной работе — это обзор научных источников по определенной теме. Он предоставляет обзор текущих знаний, позволяя определить соответствующие теории, методы и пробелы в существующих исследованиях.

Проведение обзора литературы включает сбор, оценку и анализ публикаций (таких как книги и журнальные статьи), которые относятся к вашему вопросу исследования.

Есть пять основных шагов в процессе написания обзора литературы:

  1. Поиск соответствующей литературы
  2. Оценка источников
  3. Определение темы и проблемы
  4. Обрисовка структуры
  5. Написание обзора литературы

Хороший обзор литературы не просто обобщает источники — он анализирует, обобщает и критически оценивает, чтобы дать четкую картину состояния знаний по предмету.

Зачем писать обзор литературы

Когда вы пишете дипломную работу, вам придется провести обзор литературы, чтобы сопоставить свои исследования с существующими знаниями.

Обзор литературы дает вам возможность:

  • Продемонстрировать свое знакомство с темой и научным контекстом
  • Разработать теоретическую основу и методологию для вашего исследования
  • Позиционирует вас по отношению к другим исследователям и теоретикам
  • Показывает, как ваше исследование устраняет пробел или способствует дискуссии

Возможно, вам также придется написать обзор литературы в качестве самостоятельного задания. В этом случае цель состоит в том, чтобы оценить текущее состояние исследований и продемонстрировать свои знания в научных дискуссиях по данной теме.

Содержание будет немного отличаться в каждом конкретном случае, но процесс проведения обзора литературы следует тем же шагам.

Поиск соответствующей литературы

Прежде чем начать поиск литературы, вам нужна четко определенная тема.

Если вы пишете раздел обзора литературы в дипломной работе, вы будете искать литературу, связанную с вашей исследовательской проблемой и вопросами.

Если вы пишете обзор литературы как отдельное задание, вам нужно будет выбрать направление и разработать центральный вопрос для направления поиска.

В отличие от вопроса исследования, этот вопрос должен отвечать без сбора исходных данных. Вы должны быть в состоянии ответить на него, основываясь только на обзоре существующих публикаций.

Поиск литературы по ключевым словам и цитатам

Начните с создания списка ключевых слов, связанных с вашей темой исследования и вопросом.

Прочитайте текст книги, чтобы узнать, относится ли статья к вашему вопросу. Когда вы найдете полезную книгу или статью, вы можете проверить библиографию, чтобы найти другие соответствующие источники.

Чтобы определить наиболее важные публикации по вашей теме, обратите внимание на повторяющиеся цитаты. Если в вашем чтении продолжают появляться одни и те же авторы, книги или статьи, обязательно поищите их.

Оцените и выберите источники для обзора литературы

Вы, вероятно, не сможете прочитать абсолютно все, что было написано по этой теме — вам придется оценить, какие источники наиболее актуальны для ваших вопросов.

Для каждой публикации спросите себя:

  • К какому вопросу или проблеме обращается автор?
  • Каковы ключевые понятия и как они определены?
  • Каковы основные теории, модели и методы? Использует ли исследование установленные рамки или использует инновационный подход?
  • Каковы результаты и выводы исследования?
  • Как публикация относится к другой литературе в этой области? Это подтверждает, дополняет или оспаривает устоявшиеся знания?
  • Как публикация способствует пониманию темы? Каковы его основные идеи и аргументы?
  • Каковы сильные и слабые стороны исследования?

Убедитесь, что источники, которые вы используете, заслуживают доверия , и убедитесь, что вы читаете любые знаковые исследования и основные теории в своей области исследований.

Объем вашего обзора будет зависеть от вашей темы и дисциплины: в науках вы обычно просматриваете только недавнюю литературу, но в гуманитарных науках вы можете использовать долгую историческую перспективу (например, чтобы проследить, как концепция изменилась в значении с течением времени).

Делайте заметки и цитируйте свои источники

Как вы читаете, вы также должны начать процесс написания. Делайте заметки, которые вы можете позже включить в текст вашего обзора литературы.

Важно следить за своими источниками с цитатами, чтобы избежать плагиата. Может быть полезно составить аннотированную библиографию , в которой вы соберете полную информацию о цитировании и напишите абзац резюме и анализа для каждого источника. Это поможет вам запомнить то, что вы прочитали, и сэкономит время в процессе.

Определите темы и проблемы

Чтобы начать организацию аргументации и структуры вашего обзора литературы, вам необходимо понять связи и связи между источниками, которые вы прочитали. Основываясь на ваших чтениях и заметках, вы можете искать:

  • Тенденции и закономерности (в теории, методе или результатах): становятся ли определенные подходы более или менее популярными с течением времени?
  • Темы: какие вопросы или концепции повторяются в литературе?
  • Дискуссии, конфликты и противоречия: где источники не согласны?
  • Основные публикации: есть ли влиятельные теории или исследования, которые изменили направление поля?
  • Пробелы: чего не хватает в литературе? Есть ли недостатки, которые необходимо устранить?

Этот шаг поможет вам разработать структуру обзора литературы и (если применимо) показать, как ваши собственные исследования будут способствовать существующим знаниям.

Опишите структуру вашего обзора литературы

Существуют различные подходы к организации основного обзора литературы. Вы должны иметь приблизительное представление о своей стратегии, прежде чем начать писать.

В зависимости от продолжительности вашего обзора литературы, вы можете комбинировать несколько из этих стратегий (например, ваша общая структура может быть тематической, но каждая тема обсуждается в хронологическом порядке).

Хронологическая структура обзора

Самый простой подход — проследить развитие темы с течением времени. Однако, если вы выберете эту стратегию, будьте осторожны, чтобы не перечислять и не суммировать источники по порядку.

Попробуйте проанализировать закономерности, поворотные моменты и ключевые дебаты, которые сформировали направление поля. Дайте свою интерпретацию того, как и почему произошли определенные события.

Тематическая структура обзора

Если вы обнаружили несколько повторяющихся центральных тем, вы можете организовать обзор литературы по подразделам, которые касаются различных аспектов этой темы.

Например, если вы просматриваете литературу о неравенстве в показателях здоровья мигрантов, ключевыми темами могут быть политика здравоохранения, языковые барьеры, культурные отношения, правовой статус и экономический доступ.

методологический Если вы черпаете свои источники из разных дисциплин или областей, в которых используются различные методы исследования , вы можете сравнить результаты и выводы, полученные из разных подходов. Например:

  • Посмотрите, какие результаты появились в качественных и количественных исследованиях
  • Обсудите, как к теме подошли эмпирические и теоретические исследования
  • Разделите литературу на социологические, исторические и культурные источники.

Теоретическая структура обзора

Обзор литературы часто является основой теоретической основы. Вы можете использовать его для обсуждения различных теорий, моделей и определений ключевых понятий.

Вы можете спорить об актуальности определенного теоретического подхода или комбинировать различные теоретические концепции, чтобы создать основу для вашего исследования.

Напишите свой обзор литературы

Как и любой другой академический текст, ваш обзор литературы должен содержать введение, основную часть и заключение. То, что вы включаете в каждый из них, зависит от цели вашего обзора литературы.

Вступление

Во введении должны быть четко определены цель и цель обзора литературы.

Обзор научной литературы: Если вы пишете обзор литературы как часть своей дипломной, повторите вашу центральную проблему или исследовательский вопрос и дайте краткое резюме научного контекста. Вы можете подчеркнуть актуальность темы («многие недавние исследования были сосредоточены на проблеме x») или выделить пробел в литературе («хотя было много исследований по x, мало исследователей приняли y во внимание»).

Автономный обзор литературы: Если вы пишете отдельную статью, дайте некоторое представление о теме и ее важности, обсудите объем литературы, которую вы будете рассматривать (например, период времени ваших источников), и укажите свою цель. Какое новое понимание вы извлечете из литературы?

Основная часть

В зависимости от продолжительности вашего обзора литературы, вы можете разделить основную часть на подразделы. Вы можете использовать подзаголовок для каждой темы, периода времени или методологического подхода.

Когда вы пишете, вы можете следовать этим советам:

  • Резюмируйте и обобщайте: дайте обзор основных моментов каждого источника и объедините их в единое целое
  • Анализируйте и интерпретируйте: не просто перефразируйте других исследователей — добавьте свои собственные интерпретации, где это возможно, обсуждая важность результатов по отношению к литературе в целом
  • Критически оцените: укажите сильные и слабые стороны ваших источников
  • Пишите в хорошо структурированных параграфах: используйте переходы и тематические предложения, чтобы нарисовать связи, сравнения и контрасты

Пример обзора литературы

Приведенный ниже пример взят из основного обзора литературы о взаимосвязи между национальной идентичностью и сохранением природы. В этом параграфе обсуждается, как ученые-гуманитарии подошли к понятию дикой природы.

Ранние работы в области экологических гуманитарных наук имели тенденцию принимать резко критический подход к дикой природе, сосредоточив внимание на культурном построении предположительно «естественных» ландшафтов. Повышение осведомленности об изменении климата в 2000-х годах было озвучено повествованиями о «конце природы», в котором некогда нетронутая дикая местность человека деградирует до исчезновения. В ответ на этот популярный историк окружающей среды Наталья подвергла критике концепцию чистой, первозданной природы, которую следует сохранить от человеческого влияния, утверждая, что такие идеи, как «дикая природа», сами по себе являются продуктами определенных человеческих культур и историй. В своей влиятельной статье «Проблема дикой природой» (2000) Наталья прослеживает, утрату идеала нетронутой дикой природы, и исчезновение политической воли к ее сохранению для Российской идентичности, переплетенной с религиозными мотивами и колониальной границей. После Натальи, расовая и классовая политика сохранения дикой природы была темой, поднятой несколькими учеными в конце 1995-х и начале 2020-х годов, которые исследовали материальное влияние политики сохранения на коренных и сельских жителей. Система национальных парков России стала доминирующей парадигмой для анализа отношений между сохранением, государственностью и национализмом. Тем не менее, этот подход иногда приводил к узко ориентированной перспективе, которая не в состоянии тесно взаимодействовать со значениями и материальностью «дикой природы» в различных контекстах. Недавняя работа стала оспаривать эту парадигму и требовать более разнообразных подходов к пониманию социально-политических отношений между нацией и природой.

Тема предложения Обобщает общий подход литературы, которая будет обсуждаться в этом пункте.

Фон Обсуждает культурный контекст, из которого возникла литература.

Ключевое издание Обобщает важный текст, который сформировал направление поля.

Разработка темы Обобщает несколько публикаций, чтобы проиллюстрировать общую тенденцию.

Критическая оценка Указывает на общую слабость в этой литературе.

Обсуждение Выдвигает на первый план дискуссию в литературе, ведущую к обсуждению различных подходов в следующем абзаце.

Этот пример объединяет тематический и хронологический подходы. Этот раздел обзора литературы посвящен теме дикой природы, а сам абзац организован в хронологическом порядке.

Вывод

В заключении вы должны обобщить основные выводы, которые вы взяли из литературы, и подчеркнуть их значимость.

Обзор научной литературы: Если обзор литературы является частью вашего тезиса, покажите, как ваше исследование устраняет пробелы и вносит новые знания, или обсудите, как вы использовали существующие теории и методы для создания основы для вашего исследования.

Автономный обзор литературы: Если вы пишете отдельную статью, вы можете обсудить общие последствия литературы или сделать предложения для будущих исследований на основе выявленных пробелов.

Когда вы закончите писать и пересматривать свой литературный обзор, не забудьте тщательно вычитать его перед отправкой.

Часто задаваемые вопросы об обзорах литературы

Что такое обзор литературы?

Обзор литературы — это обзор научных источников (таких как книги, журнальные статьи и тезисы), связанных с определенной темой или вопросом исследования.

Он часто пишется как часть дипломной работы, чтобы расположить вашу работу по отношению к существующим знаниям.

Какова цель обзора литературы?

Существует несколько причин для проведения обзора литературы в начале исследовательского проекта:

  • Ознакомиться с текущим состоянием знаний по вашей теме
  • Чтобы вы не просто повторяли то, что уже сделали другие
  • Выявить пробелы в знаниях и нерешенные проблемы, которые может решить ваше исследование
  • Разработать свои теоретические основы и методологию
  • Предоставить обзор основных результатов и дебатов по теме
  • Написание обзора литературы покажет вашему читателю, как ваша работа связана с существующими исследованиями и какие новые идеи они внесут.

Куда идет обзор литературы в дипломе?

Обзор литературы обычно начинается в начале вашей дипломной работы. После введения это обосновывает ваши исследования в научной области и ведет непосредственно к вашей теоретической структуре или методологии.

Образец литературного обзора

Скачать образец литературного обзора

  • Скачать образец литературного обзора

Учебник по написанию и оформлению дипломной работы

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Обзор литературы

Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.

Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».

Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.

“В целом, позиции исследователей можно разделить на две условные группы. В первую группу входят исследования, в которых внимание авторов сфокусировано на прагматике отказа от политики «коренизации». Во вторую группу — исследования, в которых анализируются последствия отказа от политики «коренизации» для школ национальных меньшинств. Авторы данных работ склонны отрицательно оценивать действия советской власти относительно советской образовательной политики периода отказа от «коренизации». Ниже опишем два наиболее показательных примера из каждой группы.

1. Тимофей Дмитриев (2013) «Это не армия: национальное военное строительство в СССР в контексте советской культурно-национальной политики (1920–1930-е годы)». В статье анализируется прагматика отказа от политики «коренизации», которая была связана с тем, что советская армия не могла эффективно функционировать без единого языка: призывники из разных регионов СССР, оказавшись в одной армии, не только не понимали друг друга из-за того, что в их школах преподавали только языки титульных наций, но и не могли выполнять приказы военного начальства.

2. М. М. Гибатдинов (2003) «Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность». Автор подробно описывает, как изменялся статус истории в татарской школе, а также разбирает последствия отказа от политики «коренизации» и то, какое влияние это оказало на положение татарского языка и истории Татарстана в образовательной программе”.

Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.

  1. Найдите важную фундаментальную работу. Именно она может стать теоретической рамкой вашего исследования. Например, если вы пишете про венецианский карнавал, то литературный обзор стоит начать с описания книги исследователя культуры Михаила Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья”. Если вы пишете про мобильности в современном городе, то в вашем литобзоре должен появиться социолог Джон Урри с его работой “Мобильности”. Если в своём исследовании вы хотите проанализировать какой-то диалект, то литературный обзор может начаться со статей лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка, у которого вы возьмете какие-то методологические аспекты.
  2. Используйте только релевантную литературу. В вашем литобзоре не должны появляться сомнительные источники с сайтов типа реферат.ру. Всегда проверяйте, есть ли в источнике, который вы хотите включить в своё исследование: 1) аффилиация автора; 2) ссылки; 3) библиография. Используйте для поиска источников ресурсы ВШЭ, сервисы Google Академия, JStor и другие. Не забывайте советоваться со своим научным консультантом.
  3. Убедитесь, что работы, которые вы хотите рассмотреть в литобзоре, подходят к теме вашего исследования. Не стоит включать то, что очень слабо связано с вашим исследованием, только ради того, чтобы набрать больший объём, или потому что вы хорошо знакомы с этими работами. Когда вы описываете какую-то работу, обязательно объясните, почему именно она необходима для вашего исследования.
  4. Литобзор — это не реферат. Не надо полностью переписывать своими словами фрагменты текстов, которые вы включаете в литобзор. Выделите основные тезисы и опишите (но подробно) только их.
  5. Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литобзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.
  6. Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением поможет это видео. О том, что считается плагиатом в исследовательской работе, можно почитать тут.

Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:

— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;

— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;

— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.

В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила 🙂

Как оформлять список литературы в курсовой работе

Список литературы в курсовой завершает объемный материал. Большинство преподавателей обращает на него пристальное внимание, поскольку именно библиография свидетельствует о глубине изученности вопроса, его актуальности и новизне. Также важным является и грамотное оформление списка литературы в курсовой работе, без этого защитить исследование с первого раза вряд ли получится.

Чтобы избежать ошибок, следует заранее ознакомиться с полезной информацией по данной теме и изучить образцы, которые помогут наглядно уяснить, как написать список литературы и особенности его составления в курсовой. Также некоторые моменты можно прояснить, обратившись к ГОСТ 7 под различными редакциями.

Источники для курсовой работы

Правильный способ работы над библиографическим списком – параллельно оформлять его с написанием основного текста. Приводя цитату, следует сразу же вносить ее в перечень источников. Так вы сможете упростить работу и сэкономить время.

Несмотря на то что по ГОСТу не регулируется количество изданий в списке литературы, общепринятым для курсовой считается не менее 25 источников различных видов:

методические и учебные пособия;

Заявка на курсовую

диссертации и авторефераты;

Вся литература для написания должна полностью соответствовать теме курсовой работы. Согласно госстандартам, по тексту обязательны ссылки на библиографию.

При выборе источников важно обращать внимание в первую очередь на наиболее современные исследования, не старше 4 лет. Если данного материала недостаточно, можно обратиться к изданиям последнего десятилетия. Их должно быть не более 30 % от всего перечня.

При их включении в список литературы для курсовой работы нужно учесть несколько моментов:

более давние источники используются наравне с новейшими при условии, что содержание соответствует теме проекта;

главную ценность для любой курсовой составляют специализированные исследования, как монографии, статьи, статистика. Учебникам отводится вторая роль;

нормативные акты и государственные законы используются только в последней редакции с указанием даты и источником первой публикации.

Подбор литературы для курсовой работы

Ни одна учебная работа подобного характера не обходится без изучения литературы по выбранной теме. Существуют даже курсовые без практической части, заданием для которых является только разбор конкретного вопроса.

Подбирая материал, следует использовать издания:

указанные в методичках;

рекомендованные научным руководителем;

размещенные на интернет-ресурсах.

Обязательным является обращение к другим источникам: книгам, статьям, эссе и рецензиям, словарям и энциклопедическим изданиям, ГОСТам. Можно обратиться не только к материалам известных авторов, но и вашего преподавателя, что станет дополнительным плюсом на защите. Все они должны соответствовать теме исследования и дисциплине.

Студенты-юристы обращаются к законодательным актам и нормативным документам, судебной практике. Для экономических факультетов приоритетными являются статистика, отчеты о финансовых потоках в рамках определенной организации.

Чем больше будет задействовано библиографии при написании, тем лучше. Однако стоит понимать, что базу проекта составляет до 5 источников. Остальные являются вспомогательными.

Как оформить список литературы в курсовой работе

Для библиографической записи отводится новая страница, вверху которой пишется заголовок. Есть несколько вариантов:

список использованной литературы;

литература и источники;

В любом случае перечень должен располагаться в следующем порядке:

По алфавиту. Сначала идут издания на букву А и далее в алфавитном порядке. В конце отводится место для иностранных материалов.

По категории. Первыми идут нормативные акты, затем книги, в том числе учебники, монографии, диссертации и др., далее статьи и электронные ресурсы. Также обязательно упорядочивание по алфавиту.

По использованию. Источники размещаются в перечне в том порядке, как они упоминаются в тексте курсовой.

Каждый источник в списке литературы в курсовой должен быть оформлен должен образом. Форма зависит от того, является ли он книгой, статьей или законодательным документом.

Книги. Указывается автор, далее название, год выпуска и объем.

Статьи. Прописывается автор, название, затем название журнала, где размещена статья, потом год и номер выпуска, страницы, на которых напечатана использованная информация.

Сайты. Пишется автор, название статьи, URL страницы и дата обращения.

Особое внимание стоит уделить и пунктуации.

После фамилии и перед инициалами ставится запятая.

Название источника пишется без кавычек.

Далее ставится косая наклонная линия, и прописываются данные об авторстве.

В случае нескольких авторов у одного издания вначале упоминается первый из них, а остальные размещаются после косой черты согласно алфавиту.

Следом ставится двойная косая черта и прописываются издательство, место и год издания. К примеру, Волгоград, «Наука», 1985.

Указываются страницы, где приведена взятая информация (С. 194-201).

Помимо общих требований и правил, коррективы может вносить и сама кафедра, самостоятельно определяя вид библиографического перечня. Все примеры такого списка литературы для курсовой прописываются в методичке.

Обзор литературы в курсовой работе с примерами

Даже если у вас не сложилось общего впечатления о том, как должен выглядеть список используемых источников для курсовой, и остались вопросы, приведенные ниже примеры оформления помогут разобраться со всеми тонкостями такой работы.

Пример 1.

Пример 2.


источники:

http://school.hse.ru/nis/litobzor

http://tebestudent.ru/polezno-znat/kursovye-raboty/spisok-literatury-v-kursovoy-rabote/

Оцените статью