Примус сич пт 3 обзор

Туристический примус: описание, виды и выбор

Туристические примусы — современные бензиновые и газовые приборы, позволяющие готовить пищу в походных условиях. Они абсолютно незаменимы в путешествиях и на отдыхе «дикарями». Большинство таких приборов обеспечивает довольно быстрый нагрев посуды, дает возможность легко приготовить пищу в котелке или кастрюле, не требует сложного обслуживания. Приобрести подходящее топливо тоже не составляет труда. Рассмотрим в статье, как выбрать оптимальную модель туристического примуса, чтобы не оказаться в сложных условиях без доступа к горячему питанию.

Что это такое и зачем он нужен?

Туристический примус — портативный прибор, обеспечивающий возможности для использования источника огня, вне доступа к стационарным плитам. С самого начала к этой категории горелок относились исключительно модели на жидком топливе — керосине, бензине. Среди современных вариантов можно найти и газовые решения, обладающие довольно хорошим КПД, к тому же более удобные в транспортировке.

Все примусы отличаются бесфитильным типом конструкции и, по сути, напоминают паяльную лампу. При подаче под давлением топливо обеспечивает необходимую интенсивность горения. Входящая в состав конструкции конфорка обеспечивает возможности для распределения тепла при нагреве по днищу посуды.

На одной заправке изделие может работать до 50-60 минут. В отдельных случаях применяются модели, в которых в качестве топлива выступает газовый баллон.

Первые примусы не являлись походным снаряжением, использовались в стационарных условиях. В дальнейшем их высоко оценили путешественники, туристы, любители походов, участники экспедиций. В России примусами оснащались домовладения, до которых еще не дошла всеобщая газификация. Собственное производство было налажено в стране с 1922 года, сегодня сфера использования прибора ограничена преимущественно областями, не связанными с домашним хозяйством.

Преимущества и недостатки

У примусов, имеющих богатую историю использования во многих странах мира, есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ этих нагревательных приборов можно отметить:

  • максимально высокий КПД — гораздо выше, чем у других видов нагревательных приборов автономного типа;
  • компактные габариты, удобные для перевозки и переноски;
  • невысокие потребности в топливе;
  • адаптированность для работы практически в любых условиях;
  • возможность оперативного решения проблем с топливом — приобрести бензин или газовый баллон можно в любой стране мира.

Недостатков также хватает. Не имея опыта, довольно сложно разобраться с процессом розжига. Бензиновые модели склонны к засорению форсунок из-за особенностей топлива. Работающие на керосине варианты техники более надежны. А также трубки горелок могут скапливать внутри налет, образующийся в результате сгорания топлива.

В некоторых моделях при горении наблюдается сильный шум. Кроме того, примусы в целом сложно отнести к разряду экологичных и безопасных видов нагревательных приборов.

При неправильной эксплуатации техника может взорваться.

Разновидности

Среди существующих разновидностей примусов можно отметить несколько вариантов конструкции.

  • Керосиновый. Считается устаревшим, такие модели можно отнести к родоначальникам походного оборудования для приготовления пищи. В связи со сложностью получения доступа к качественному топливу, керосиновые примусы сегодня оказываются практически невостребованными. В продаже их найти довольно сложно, но при должном уходе и обслуживании вполне можно использовать модели, выпущенные несколько десятилетий назад.

  • Бензиновый. Универсальный прибор, обеспечивающий возможность для эксплуатации в самых сложных условиях. Техника работает при температурном режиме до −50 градусов по Цельсию. Приборы пригодны для применения исключительно на открытом воздухе. Их нельзя располагать внутри палатки, следует соблюдать определенные меры предосторожности.

  • Газовые. Современные модели с баллонами по 5 л или компактными сменными картриджами отличаются высоким уровнем безопасности. Расход топлива здесь гораздо ниже, найти заправку тоже не составляет труда. При сгорании газа не образуется опасных соединений, нагара, скапливающегося на стенках трубки, подающей топливо. Современные туристы все чаще выбирают именно этот вариант для использования в походных условиях.

Сравнив керосиновые, бензиновые и газовые приборы, можно без лишних затруднений сделать окончательный выбор, обеспечив себе приобретение современного примуса для туризма и походов.

Популярные модели

Современные производители выпускают целый ряд моделей походных примусов. Среди них можно обнаружить как классические жидкотопливные, так и газовые варианты с разной продолжительностью автономной работы.

Primus MFS 3288

Мультитопливные горелки, отличающиеся универсальностью применения. Модель может работать на керосине и бензине, поддерживает подключение газовых баллонов. Конструкция горелки предусматривает наличие складных ножек, соединение с топливным баком осуществляется при помощи гибкого шланга в оплетке из металла. Расчетная мощность 2800 Вт. Популярность модели многократно подтверждена туристами и походниками с разным уровнем опыта.

Классическая модель примуса, в комплектацию которой входит сама горелка, воронка для залива топлива, универсальный ключ, запасные элементы (сальники) и ручка. В качестве горючего выступает автомобильный бензин с небольшим октановым числом. Бачок для топлива вмещает 120 мл – этого достаточно для работы на протяжении 35 минут при максимальной мощности. Литр воды закипает за 8 минут, на одной заправке можно вскипятить чайник, сварить суп.

Отсутствие насоса делает работу с этим жидкотопливным примусом более простой и понятной. Изделие требует предварительного прогревания чаши сухим или жидким горючим. Сформированное внутри давление позволяет вытеснять горючее, при попадании к горелке оно становится парообразным, быстро сгорает. Модель стоит менее 2000 рублей, имеет продолжительный срок службы.

«Мотор Сич ПТ-2» и «Мотор Сич ПТ-3»

Примусы украинского производства, давление в системе которых нагнетается при помощи насоса. Разница между модификациями заключается в расходе топлива — 0,25 или 0,3 л в час, расчетная мощность 3 кВт. Примусы среди опытных туристов считаются недоработанными, практически всегда купленное изделие приходится дорабатывать напильником, менять комплектующие. При прогреве на горелке рекомендуется применять сухое топливо.

Изделия характеризуются тихой работой, высокой скоростью нагрева воды. В наличии удобный кейс для переноски и хранения.

«Шмель»

Примусы «Шмель» выпускались в 4 модификациях, отличавшихся объемом топливного бака. Сегодня этот вид продукции производится в Казахстане и носит название «Дастан». Стандартный расход топлива в день — около 35 мл на человека. В качестве горючего применяется гептан или чистый бензин для автомобилей. В модели предусмотрен насос, применяемый для нагнетания давления.

Среди отличительных характеристик современной версии «Шмеля» можно отметить значительную емкость бака — 0,8 л, этого достаточно для непрерывного горения на протяжении 3,5-5 часов. Примус поддерживает использование посуды с диаметром дна до 210 мм. Изучив обзор походных моделей «ПТ-1», «Мотор Сич ПТ-2» и «ПТ-3», «Шмель», можно определиться с их техническими характеристиками и принять окончательное решение.

Как выбрать?

Приобретая необходимый походный инвентарь, нужно обязательно уделить внимание правильному подбору примуса. Сделать выбор в пользу газовых или жидкотопливных моделей бывает довольно сложно. Но первое, что стоит учесть: сезонность применения оборудования. Газовые версии имеют ограничение по температурному режиму применения — по достижении порога в −30 градусов Цельсия он плохо горит. Для экстремального туризма наиболее предпочтительным вариантом станет именно жидкотопливный примус.

Опыт использования тоже важен. Газовые версии не требуют сложной заправки — в большинстве случаев используются одноразовые сменные баллоны или штатные емкости по 5 л. Компактные модели пригодны даже для использования внутри просторной палатки. С жидкотопливными вариантами может справиться не каждый опытный походник. Если примус покупается для восхождения в горы или длительной экспедиции, оптимальным решением станут именно варианты на жидком топливе.

Для особенно сложных условий можно приобрести комбинированный мультитопливный вариант. В этом случае горелка будет иметь сменные форсунки для перехода между разными версиями горючего.

А также для комфортной эксплуатации следует учесть ряд других важных характеристик.

  • Скорость закипания 1 л воды. Замер должен производиться при комнатной температуре. Производитель обычно указывает этот параметр, или его можно обнаружить в обзорах пользователей примусов.
  • Максимальный расход топлива. Если учесть, что горючее приходится нести или везти с собой, этот фактор будет иметь важное значение.
  • Масса и размеры горелки. При путешествии с рюкзаком лучше выбирать наиболее компактные решения.
  • Наличие различных опций. Наиболее полезными в условиях похода являются пъезоподжиг и возможность регулировки пламени.

Учитывая все эти моменты, можно обеспечить правильный подбор примуса для похода, поездки или использования на даче.

Тонкости эксплуатации

При использовании примусов очень важно соблюдать определенные правила. Среди общих рекомендаций можно выделить запрет на эксплуатацию в плохо вентилируемых помещениях. При эксплуатации в условиях палатки или автоприцепа бывает довольно сложно обеспечить достаточные меры безопасности. Примусы — техника с повышенным уровнем пожарной опасности, их горелка всегда должна оставаться открытой. При перегреве нагревательный прибор может просто взорваться.

В ходе эксплуатации примуса на базе жидкого топлива порядок розжига будет следующим:

  • залив топлива в специальный резервуар в пределах 2/3 от его полного объема;
  • при наличии насоса — накачивание давление воздуха в баке;
  • прогревание горелки путем наливания в ее чашу топлива с его практически полным сгоранием;
  • открывание подачи топлива, при возгорании оно должно давать синее пламя.

Если в примусе нет чашки, можно обойтись без предварительного прогрева. Первоначально при розжиге пламя здесь имеет желтый оттенок, после прогрева приобретает синий цвет. Погасить примус можно при помощи специального регулировочного винта. Им перекрывается подача топлива, далее нужно дождаться, пока примус остынет. В дальнейшем необходимо воспользоваться воздушным винтом, и сбросить давление.

В примусе на жидком топливе должен находиться специальный предохранительный клапан, предотвращающий перегрев. Но не стоит забывать, что при сбросе давления происходит выплеск топлива, и он может стать причиной пожара.

Заправка горючим и его долив происходит только в остывший примус. Нельзя производить эти манипуляции с горячим прибором.

В следующем видео вас ждут запуск, тест и впечатления от туристического примуса ПТ-3.

Примус ПТ-1: инструкция и отзывы

Пикники и короткие стационарные походы приятны своими посиделками у костра. Живой огонь чарует, настраивает на философский лад, помогает забыть суету мегаполисов. Но для любителей экстремального туризма, альпинистов, азартных рыбаков и охотников, поклонников речных сплавов, длинных пеших или велосипедных туров огонь – это прежде всего источник горячей пищи.

Для них на первый план выходит не романтика и красота пламени, а прагматичность. Поэтому походные горелки различных типов стали привычными спутниками туриста. Они помогают быстро и автономно приготовить пищу в мороз, во время проливных дождей, в условиях высокогорья и полного отсутствия дров. Компактные и легкие горелки экономят путешественникам время и силы.

Виды горелок

Горелки на дровах. По сути, это походная печка, работающая на дровах. Она отличается от костра лишь тем, что экономичнее расходует топливо, на нее можно поставить посуду, а огонь защищен от осадков и ветра. Но при этом очевидны и минусы: печь громоздка, не решает проблему отсутствия дров, ее сложно разжечь зимой или в дождь.

Горелки на сухом спирте. Простые в эксплуатации, дешевые, очень легкие. Но дают слишком слабое пламя, которое практически нельзя регулировать. На нем можно подогреть банку консервов или кружку воды, но приготовить что-то серьезнее сложно.

Газовые горелки. На данный момент переживают пик популярности, их с удовольствием приобретают туристы, дачники, рыбаки. Ими разжигают костры и угли на пикниках, на них готовят чай и еду. Существует множество типов газовых горелок: от миниатюрных ручных до полноценных плит с объемным баллоном, которые приобретают автомобилисты для длительных автономных туров. К их достоинствам относят: удобство в работе, простоту конструкции, возможность регулировать интенсивность пламени.

Бензиновые горелки (примусы) – главные конкуренты газовых аналогов за потребительские симпатии. Одно время казалось, что удобные газовые горелки окончательно вытесняют бензиновые туристические примусы с рынка, но путешественники и альпинисты продолжают пользоваться ими, опираясь на здравый смысл и многолетний опыт предшественников.

Исторический экскурс

Первый примус был создан в конце девятнадцатого века шведом Францем Линдквистом, который назвал свое изобретение латинским словом Primus (переводится как «первый»). Имя закрепилось и со временем стало нарицательным для всех подобных горелок. Поначалу топливом для примуса служил керосин, но в 1927 шведская фирма Svea запатентовала бензиновую горелку, которая стала прародительницей несметного числа моделей бензиновых горелок.

Достоинства примусов быстро оценили не только домохозяйки, но и путешественники. Бензиновые горелки стали обязательными участниками многих великих экспедициях двадцатого века: с примусом Линдквиста норвежец Амудсен прорывался на Южный полюс, горелка Svea помогала первым покорителям Эвереста готовить еду, греться, и отогревать заледенелую обувь на восьмитысячной высоте.

Примус туристический ПТ-1: комплектация и характеристики

Мир стремительно развивается, технологические скачки опережают возможности осознать их, но есть вещи, которые словно застыли во времени. Например, бензиновый примус ПТ-1, практически не меняясь конструктивно, служит уже нескольким поколениям путешественников.

Комплектация его удивительно проста. Это: горелка, воронка для бензина, универсальный ключ, ручка, запасные сальники.

  • Размер — ширина и длина по 132 мм, высота 82 мм.
  • Вес — 750 г (минимальный 305 г).
  • Мощность — 1,8-2 кВт.
  • Максимальная тепловая нагрузка — 1650 ккал/час.
  • Тип топлива – бензин «Галоша», автомобильный бензин, желательно с низким октановым числом.
  • Объем бачка для топлива – 120 мл.
  • Время работы горелки — 35 минут на максимальной мощности, 55 минут — на средней.
  • Время закипания одного литра воды — 8 минут (при температуре воздуха 20°С).

Конструкция

Хотя примус ПТ-1 завоевал довольно зловещее прозвище «смерть туриста», в действительности при правильной эксплуатации он безопасен и надежен. Прибор состоит из горелки и топливного бачка, которые установлены в стальной коробке. Горелка крепится ко дну на резьбовое соединение. Бачок смонтирован на кронштейн сбоку от горелки, его защищает от открытого пламени подвижный стальной экран. На крышке коробки закреплен универсальный ключ, с помощью которого можно подтянуть штуцера.

Примус типа ПТ-1 снабжен устройством для быстрой чистки форсунки поворотом регулировочной ручки в положение «Прочистить». Топливный бачок сделан из качественной латуни (толщина стенок полтора миллиметра) и имеет форму цилиндра, поэтому отличается равномерной теплопроводностью и высокой прочностью. На запирающей крышке имеется клапан, который срабатывает при избыточном давлении в бачке, исключая его конструктивное повреждение, в частности взрыв.

Принцип действия

Примус ПТ-1 не имеет насосов и работает на избыточном давлении, которое создается в топливном бачке при его нагревании. Чтобы создать избыточное давление в бачке, примус нужно прогреть, для этого горелка оборудована чашей, в которой разжигается жидкое или сухое горючее.

Под давлением бензин вытесняется из бачка и подается по тонким трубкам в горелку, где превращается в пар и загорается. Характерный шум, возникающий при работе примуса, вызван интенсивным горением бензиновых паров, если пламя большое и колышущееся, значит — горят не пары, а сам бензин, то есть давление недостаточное. Такое часто случается на морозе, когда для разогрева бачка требуется больше тепла, чем летом.

Примус ПТ-1: инструкция

Алгоритм работы с примусом прост, требуется лишь последовательно выполнять все этапы, тогда проблем не возникает. Порой с первого раза нормально зажечь горелку не получается, но не стоит волноваться, тут дело навыка. Достаточно пары раз спокойно зажечь горелку, и примус турист ПТ-1 станет безотказным помощником в любых условиях.

1. Налить в бачок топливо. Конструкцией бака не предусмотрено полное заполнение, поэтому не надо пытаться заливать бензин до краев.

2. Разогреть горелку: для этого в чаше нужно разжечь спирт, бензин или твердое топливо.

3. Для прогрева достаточно нескольких минут, все это время кран примуса должен быть закрыт, чтобы в бачке создалось необходимое для работы давление паров.

4. Открыть кран и зажечь горелку, из которой с шипением начнут выходить бензиновые пары.

5. Чтобы погасить примус, достаточно прекратить подачу топлива, закрыв регулировочный кран.

Нюансы эксплуатации

Работа с бензиновой горелкой будет комфортнее и безопаснее, если учитывать следующие нюансы:

• перед перевозкой примуса нужно полностью слить топливо из бачка, особенно это важно сделать перед транспортировкой на самолете;

• в примусе крайне лучше не использовать бензин с высоким октановым числом, существуют отзывы: примус ПТ-1 эффективней всего работает на бензине «Галоша»;

• нельзя заливать керосин, он не обеспечивает нормального горения и сильно засоряет горелку, которую приходится кропотливо чистить;

• перед работой примуса надо открыть бачок, чтобы выровнять отрицательное давление, оставшееся от предыдущего розжига;

• бензин удобно перевозить в пластиковых бутылках: они надежны, легки и занимают мало места;

• желательно всегда иметь набор запасных запчастей и сальников;

• чтобы примус прослужил дольше, о нем нужно заботиться: периодически прочищать форсунку, чистить после каждого использования, хранить в сухом месте.

Достоинства

Примус ПТ-1 уже более полувека остается актуальным и востребованным источником огня для туристов. Если его популярность во временя Союза можно объяснить дефицитом и скудным выбором подобных приспособлений, то в наш сытый и изобильный век потребитель выбирает прежде всего исходя из соотношения достоинств и недостатков продукции. В этом плане примус туристический бензиновый ПТ-1 дает фору многим новомодным горелкам, ведь он обладает целым букетом достоинств:

• доступная цена в районе 2000 рублей, а с рук можно приобрести значительно дешевле;

• долговечность: при аккуратном и правильном использовании примус будет работать десятки лет, его легко чинить и чистить;

• безотказность и работа в экстремальных условиях: примус ПТ-1 надежно работает при сверхнизких температурах, на больших высотах, в дожди и метели, чем выгодно отличается от отказывающихся гореть на морозе и ветру газовых горелок;

• компактный и легкий;

• доступное и дешевое топливо: бензин легко носить с собой, при необходимости его найти значительно проще, чем газ в баллонах;

• мощность примуса в полтора-два раза выше, чем у газовых горелок;

• бензиновый примус можно перевозить в самолете, газовые баллоны – запрещено.

Недостатки

Есть, конечно, у примуса и некоторые недостатки:

• у новичков порой возникают проблемы с розжигом, но они обычно носят временный характер;

• при ошибках в эксплуатации или выборе неправильного топлива случается засорение трубчатой системы горелки или прилипанию регулировочной иглы к форсунке;

• долгая подготовка к работе;

• бензин опаснее, чем твердое топливо или газ.

Техника безопасности

Даже в опытных руках устройство, наполненное бензином и работающее под давлением, представляет опасность. Поэтому нельзя халатно относиться к эксплуатации примуса ПТ -1. Нужно приучить себя к порядку работы с горелкой, быть бдительным и не забывать о простых правилах:

1. Следовать инструкции.

2. Проверять плотность соединений.

3. Надежно закручивать крышку бачка.

4. Не разжигать примус в тесном и непроветриваемом помещении (в палатке, машине).

5. Не работать с горелкой рядом с материалами, склонными к воспламенению.

6. Не ставить на легко воспламеняющиеся поверхности: дно короба сильно разогревается.

7. Следить, чтобы бачок не перегревался. Не пользоваться посудой с большим дном, так как велика вероятность соприкосновение пламени с бачком.

8. Если все-таки он перегрелся, и сработал защитный клапан, не надо паниковать. Конечно, язык пламени, вырывающийся из бензинового бака, выглядит устрашающе, но его можно накрыть плотной тканью или, стравив давление, подождать, когда он погаснет сам.