Произведения о великой отечественной войне обзор

Обзор литературы о Великой Отечественной войне

9 мая 2020 года наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. 1418 дней и ночей длилась страшная война, ставшая всенародной. Сколько бы лет ни прошло со дня Победы, время никогда не изгладит из памяти народа события Великой Отечественной войны и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Тема войны была и остается одной из ведущих в художественной литературе. Чем дальше уходят от нас те трагические события, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Память о той страшной войне должна сохраниться, передаваясь от поколения к поколению.

Предлагаем вашему вниманию обзор литературы о Великой Отечественной войне «Дорогая сердцу книга о войне». Эти книги — о подвигах наших дедов и прадедов, о смерти, любви и надежде, о горе и радости, о желании жить и самопожертвовании ради других — словом, о том, какой была эта война и чем пришлось за нее заплатить. Возьмите рекомендованные книги в библиотеке, прочтите их! Вспомните о том, что сделали наши деды и прадеды, чтобы подарить нам счастье ЖИТЬ!

Алексеев, С.П. От Москвы до Берлина : рассказы о Великой Отечественной войне для детей / Сергей Алексеев ; худож. Н.В. Беланов. — М. : Астрель : АСТ, 2005. — 190 с. : ил.

Автор этой книги — известный писатель, лауреат Государственных премий СССР и России, Сергей Петрович Алексеев — участник Великой Отечественной войны, и каждый его рассказ — еще один штрих войны, еще одна боль о погибших друзьях, еще один поклон победителям.

Алексиевич, С.А. У войны не женское лицо. : документальная проза / Светлана Алексиевич. — М. : Правда, 1988. — 464 с. — Библиотека журнала «Знамя».

Светлана Алексиевич — белорусская писательница, разрабатывающая в своих книгах жанр документальной прозы. Герои ее книги — более двухсот женщин-фронтовиков, подпольщиц. партизанок, чьи рассказы-исповеди о пережитом и легли в основу повествования. Книга отражает душевный мир, духовную наполненность женщины, которой нужно выжить в страшных военных условиях.

Ананьев, А.А. Танки идут ромбом : роман, повесть / Анатолий Ананьев. — М. : Сов. Россия, 1986. — 320 с. — (Подвиг).

В книгу водят роман «Танки идут ромбом», удостоенный Государственной премии РСФСР им. М. Горького, и повесть «Малый заслон», связанные темой патриотизма, героизма советских людей. В романе рассказано об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны — Курской битве; в повести — о героизме солдат, выдержавших неравный бой близ города Калинковичи и отбивших танковые атаки врага.

Астафьев, В.П. Прокляты и убиты : роман / Виктор Астафьев. – М. : Эксмо, 2009. – 800 с.

Роман «Прокляты и убиты» вынашивался автором более полувека и, несмотря на обилие литературы о Великой Отечественной войне, все же явился воистину откровением о России, о взаимоотношениях русских людей с людьми других национальностей. Роман В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» – одно из самых драматичных и правдивых произведений о солдатах Великой Отечественной войны. Роман » Прокляты и убиты » Астафьев наполнил невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом автор подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Бакланов, Г.Я. Навеки — девятнадцатилетние. Пядь земли : повести / Г.Я.Бакланов. — М. : Издательство РАГС, 2003. — 400 с.

Григорий Яковлевич Бакланов, писатель военного поколения и автор книг о военном поколении. Писатель рассказывает о молодости своего поколения, о тех, кто прошел тяжкое испытание Великой Отечественной войной.

Повесть «Навеки девятнадцатилетние» посвящена судьбам молодых офицеров-лейтенантов, вчерашних школьников, была отмечена Государственной премией СССР. В центре — история лейтенанта Третьякова: фронт, ранение, уральский госпиталь, встреча с Сашей и любовь, опять фронт и бой. Короткая жизнь Володи Третьякова, мужественная, полная надежд, естественное и трагически вписана в историю великой Родины.

В повести «Пядь земли» война представляется как цепочка событий, в которой сосуществуют боевые действия, смерть и обыденная бытовая жизнь человека. Книга повествует о героизме и человечности небольшой группы бойцов под командованием молодого лейтенанта, оборонявших крохотный плацдарм на берегу Днестра в годы второй мировой войны.

Балтер, Б. До свидания, мальчики! : повесть / Б. Балтер. – М. : Советский писатель, 1965. – 324 с.

Борис Балтер (1919-1974) — талантливый писатель и настоящий человек с большим сердцем, чутким, нежным и чрезвычайно ранимым. Боевой офицер, прошедший две войны, в 23 года командовавший полком, выводивший солдат из окружения, он и в литературном творчестве проявил себя незаурядно: повести и рассказы писателя выразительны, искренни и лиричны.

Повесть «До свидания, мальчики!» – самое известное произведение писателя. Это лирический рассказ о трех мальчишках, в середине тридцатых годов окончивших школу. На светлую, казалось бы, ничем не омраченную юность героев повести надвигалась война. Но объективно – это рассказ о поколении, вступающем в жизнь накануне второй мировой войны. Мужество, гражданственность, чистота и благородство идеалов – характерные черты этого поколения. И лучшие представители его пронесли свои идеалы незапятнанными через всю жизнь.

Бек, А. Волоколамское шоссе / Александр Бек. — М. : Республика, 1995. — 527 с.

Александр Бек с октября 1941 года в качестве военкора находился в войсках, оборонявших Москву на Волоколамском направлении. Здесь в январе 1942 года под впечатлением от пребывания в дивизии генерала И. Панфилова родился замысел главной книги А. Бека о войне – тетралогии «Волоколамское шоссе», состоящей из взаимосвязанных, но имеющих самостоятельное значение повестей. Герои его — легендарный генерал И.В.Панфилов и бойцы-панфиловцы, показавшие всему миру подлинные чудеса героизма.

Бондарев, Ю.В. Батальоны просят огня. Последние залпы : повести / Юрий Бондарев. – М. : Современник, 1984. – 336 с.

Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» рассказывает о боях в первые дни форсирования Днепра, об офицерах и солдатах, оказавшихся в сложной обстановке на небольшом захваченном ими плацдарме. В штабе армии отменен приказ о прорыве. Оказавшиеся в окружении противника батальоны остаются без огневой поддержки. Солдаты стоят насмерть. Прорваться к своим удается немногим. Писатель с предельной достоверностью рисует суровый быт и детали войны, батальные сцены, воссоздает захватывающий и вместе с тем естественный драматизм ситуации.

Повесть «Последние залпы» — о тяжелых сражениях, которые вели наши войска с фашистскими захватчиками на польской земле.

Бондарев, Ю.В. Горячий снег : роман / Юрий Бондарев ; вступ. статья И. Богатко. — М. : Худож. лит., 1988. — 368 с. — (Б-ка советского романа).

«Горячий снег» – книга о Великой Отечественной войне, написанная ее непосредственным участником. Действие романа происходит на Сталинградском фронте – там, где принял свой первый бой и сам Юрий Бондарев, тогда лейтенант, впоследствии знаменитый писатель и классик военной прозы. Под Сталинградом насмерть встала артиллерийская батарея, преграждая путь танковым дивизиям генерала Манштейна. Здесь и сейчас молодые артиллеристы творят историю: от итога операции зависит успех Сталинградской битвы и, может быть, даже исход войны. Морозные стылые зори, круговорот крови и ужаса, стремление выжить, невозможность отступить. И среди всего этого теплится в душах героев простое желание любить и быть любимыми, которое сильнее страха смерти и приближающихся немецких танков.

Быков, В.В. Альпийская баллада : повесть / Василь Быков. – М. : Молодая гвардия, 1979. – 288 с.

История любви, невозможной казалось бы на войне, бежавших из концлагеря русского Ивана и итальянки Джулии в пронзительной повести » Альпийская баллада » не оставят равнодушными никого. 60 километров за одну ночь в глубоком немецком тылу должна пройти группа Ивановского, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу уничтожения базы противника, но вероятно ее выполнение, возможной только ценой собственной жизни.

Быков, В.В. Дожить до рассвета : повесть / Василь Быков. – М. : Детская литература, 1985. – 127 с., ил.

Автор, сам прошедший полями сражений, на протяжении всего творческого пути оставался верен главной теме своего творчества — испытаниям в годы Великой Отечественной войны, ведь именно в этих жесточайших условиях необходимости выбора определяется сущность человека. Как в бесчеловечных обстоятельствах сохранить человечность? Что спасать среди ужасов войны – тело или душу? Ради чего страдает человек, только ли для себя живет? На эти и другие вопросы ищут ответы герои Василя Быкова, выдающегося мастера военной прозы XX века.

Быков, В.В. Знак беды : повести : пер. с бел. / Василь Быков. — М. : Известия, 1986. — 624 с. : ил.

Немолодые уже люди, Степанида и её муж Петрок, живут в советской деревне Выселки, когда приходят немецкие оккупанты. Попытка как-то ужиться с чужаками, не то чтобы особенно злыми, но просто не считающими местных жителей людьми, имеющими хоть какие-то права у себя дома, заканчивается гибелью.

Быков, В.В. Обелиск ; Сотников : повести : пер. с бел. / Василь Быков ; худож. П.Пинкисевич. — М. : Дет. лит., [2019]. — 269 с. : ил. — (Школьная библиотека).

«Обелиск», повесть Василя Быкова, рассказывает о судьбе самоотверженного школьного учителя и его учениках – идеалистичных, отчаянных мальчишках, решившихся на борьбу с фашистами во время немецкой оккупации.

«Сотников» — потрясающая воображение в своей почти документальной простоте история двух попавших в плен партизан. Это рассуждение о героизме и предательстве, смерти и жизни, история о мужестве, чести и верности долгу.

Васильев, Б. А зори здесь тихие : повесть / Борис Васильев ; худож. П. Пинкисевич. – М. : Детская литература, 1987. – 141 с.

А зори здесь тихие» — самая известная книга Бориса Васильева (р. 1924). История девушек-зенитчиц, вступивших во главе со своим командиром старшиной Васковым в смертельную схватку с немецкими диверсантами в мае 1942 года, читается на одном дыхании.Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле, но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг.

Васильев, Б.Л. Аты-баты, шли солдаты : повести, киносценарий / Борис Васильев. – М. : Вагриус, 2007. – 400 с.

Они не планировали боевых операций. Они в них участвовали. Они не были архитекторами Победы. Они были ее рабочими. Их руки сжимали оружие. Их ноги шли бесконечными дорогами войны. Их глаза высматривали врага сквозь прицел. Из их ртов вырывалось могучее «ура» или предсмертный стон. Им было больно. Страшно. Холодно. Но они выстояли и победили.

Васильев, Б.Л. В списках не значился : роман / Борис Васильев ; рис. Л. Дурасова . – Москва : Детская литература, 1976 . – 224 с. : ил.

Вниманию читателей предлагается роман известного российского писателя Бориса Львовича Васильева «В списках не значился», вошедший в золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне. Главный герой, лейтенант Плужников, – последний защитник легендарной Брестской крепости. Но не только о сопротивлении фашистам рассказывает книга – перед нами история о преданности, любви и смерти и, конечно, о настоящем подвиге.

Васильев Б.Л. Завтра была война : повести и рассказы / Борис Васильев. — М. : Советский писатель, 1986. — 512 с.

Действие повести Бориса Васильева происходит накануне войны. Она рассказывает об учениках 9-го «Б», их взрослении и становлении, дружбе и любви, первом серьезном нравственном выборе и противостоянии. Их молодости, которая категорична, безоглядна и стремительна. И очень коротка, потому что «завтра была война».

Воробьев, К.Д. Крик : повесть / Константин Воробьев. — М. : Современник, 1984. — 48 с.

Константин Воробьев — участник Великой Отечественной войны. Повесть Константина Воробьёва «Крик» о младшем лейтенанте Алексее Воронове известна тем, что у неё было две разные концовки: в одном варианте главный герой, которого отправили на разведку, попадает под миномётный обстрел, а затем в немецкий плен, в другом – его ранят, и он приходит в себя уже в Москве, в больнице. Книга была экранизирована в виде фильма «Экзамен на бессмертие» (1983).

Воробьев, К.Д. Убиты под Москвой : повесть / Константин Воробьев ; сост. и вступ. ст. В. Чалмаева ; худож. А. Тамбовкин. – М. : Детская литература, 2003. – 286 с. , ил.

Книга писателя-фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева повествует о событиях первых месяцев Великой Отечественной войны. Повесть поражает воображение читателя жестокой «окопной» правдой, рассказывая о героизме и мужестве простых солдат и офицеров – вчерашних студентов и школьников.

Герман. Ю.П. Дорогой мой человек : роман / Юрий Герман. — М. : Правда, 1990. — 624 с.

Юрий Павлович Герман (1910-1967) — известный писатель, блестящий стилист, автор множества, повестей, рассказов, романов, сценариев к популярным фильмам («Семеро смелых», «Дело Румянцева»), но сердце читателя вот уже много лет отдано его трилогии о враче Владимире Устименко: «Дело, которому ты служишь», » Дорогой мой человек «, «Я отвечаю за все».

Действие в книге происходит в годы Великой Отечественной войны. Партизанский отряд, потом фронтовой госпиталь, где хирург Устименко оперирует целыми сутками, теряет друзей, встречает старую любовь… Что бы ни происходило вокруг, герой романа по-прежнему ставит превыше всего «дело, которому он служит».Вот уже много лет, особенно после выхода фильма «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в главной роли, Владимир Устименко стал самым, как сейчас сказали бы, харизматичным персонажем для читателей и зрителей (особенно зрительниц!) огромной страны.

Гранин, Д. Мой лейтенант : роман / Даниил Гранин. – М. : Эксмо, 2013. – 288 с.

В новом романе Даниила Гранина «Мой лейтенант» запечатлена память самих участников трагических событий обороны Ленинграда, восстанавливающая многие неожиданные факты военных действий, увиденных глазами простого лейтенанта, восстанавливающая бытовые детали фронтовой жизни, это взгляд на Великую Отечественную из траншей и окопов, это новое видение событий, неоднократно описанных историками.

Закруткин. В.А. Матерь человеческая : повести, рассказы / Виталий Закруткин ; предисл. Ал. Дымшица. — М. : Сов. Россия, 1983. — 320 с.

В основе повести «Матерь человеческая» лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины Марии. Оставшись на сожженном гитлеровцами хуторе совершенно одна, Мария твердо верила в победу и постепенно сумела возродить жизнь на пепелище. Мария – и живой человеческий характер, и одновременно символическое воплощение той матери человеческой, в образе которой и наша вера, и наша надежда, и наша любовь. Это – гимн женщине как прекрасному символу жизни и бессмертия рода человеческого. Повесть удостоена Государственной премии имени А. М. Горького.

Ильина, Е.Я. Четвертая высота : повесть / Елена Ильина. — М. : Дет. литература, 1989. — 335с. : ил.

Эта книга, основанная на реальных событиях, посвящена Гуле Королёвой, девочке, которая снималась в кино, ездила в «Артек», изучала жизнь медвежат в зоопарке, прыгала с вышки — брала высоту за высотой, воспитывая характер. Гуля не умела скучать, была весёлой и бесстрашной, и когда пришла война, не смогла остаться в стороне. На фронте она взяла ещё одну свою высоту, самую последнюю. Жизнь Гули Королёвой, такая яркая и насыщенная, была очень короткой. Всего двадцать лет.

Казакевич, Э.Г. Звезда : повесть / Эммануил Казакевич. — Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1986. — 80 с.

Эммануил Генрихович Казакевич пишет о самых трудных и драматичных эпизодах Великой Отечественной войны. «Звезда» – позывные группы войсковых разведчиков, ушедших в рейд по вражеским тылам, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС. Эта повесть, рассказывающая о самоотверженном подвиге группы разведчиков, всколыхнула советскую литературу и принесла автору широкую известность. По словам К. Симонова, «Звезда» была и осталась одной из лучших книг о великой грозной войне. Она была трагична, потому что трагична была война; она была полна любви к людям войны и глубокой веры в них.

Катаев, В.П. Сын полка : повесть / Валентин Катаев. — М. : Дет. литература, 1978.

Валентин Петрович Катаев – известный писатель, драматург, поэт. Его произведения неоднократно переводились на многие языки. Повесть «Сын полка», которую он написал в 1944 году, и по сей день является одной из любимых книг о войне.

В книге рассказывается о деревенском мальчике Ване Солнцеве, потерявшем в начале войны всех близких и родной дом. Сироту подобрали солдаты артиллерийского полка, но двенадцатилетний Ваня отказался ехать в тыл, стал разведчиком и обрел в полковой батарее новую семью. Эта горькая, трогательная и правдивая история об отважном маленьком солдате, который вместе с бывалыми артиллеристами защищает Родину от фашистских захватчиков, наравне со всеми преодолевая опасности и тяготы боевых будней, до сих пор остается одной из самых ярких и любимых читателями книг о войне.

Кондратьев, В.Л. Отпуск по ранению : повести / Вячеслав Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет. литература, 2010. – 285 с. : ил.

Военная проза Вячеслава Леонидовича Кондратьева пропитана воспоминаниями о пережитом и воссоздает мир, в котором его героям приходиться сражаться, жить и умирать. В книгу вошли две повести о войне «Сашка» и «Отпуск по ранению», главный герой которых молодой солдат, вчерашний школьник, принявший на себя все бремя ответственности за судьбу Родины.

Кузнецов, А. Бабий яр : роман-документ / Анатолий Кузнецов. — . — М. : Астрель : CORPUS, 2010. — 704 с.

«Бабий яр» — документальный роман Анатолия Кузнецова, основанный на воспоминаниях детства автора. В книге рассказывается о захвате Украины фашистами и жизни под немецкой оккупацией. Анатолий Кузнецов, тогда подросток, сам был свидетелем расстрелов киевских евреев, много общался с людьми, пережившими катастрофу, собирал воспоминания других современников и очевидцев. Впервые роман был опубликован в журнале «Юность» в 1966 году, и даже тогда, несмотря на многочисленные и грубые цензурные сокращения, произвел эффект разорвавшейся бомбы — так до кузнецова про Холокост не осмеливался писать никто.

Курочкин, В. На войне как на войне ; Железный дождь : повести / Виктор Курочкин : [вступ. ст. И. Бояшова]. — СПб. : ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. — 287 с. — (Серия «Великая Победа»).

В книгу замечательного ленинградского прозаика Виктора Курочкина (1923-1976) вошли самые известные его военные повести: «На войне как на войне — произведение, которое принесло автору славу и признание, поставив в один ряд с лучшими писателями-фронтовиками, а также «Железный дождь» — первая часть задуманной трилогии «Двенадцать подвигов солдата», оставшейся, к сожалению, незавершенной.

Некрасов, В. В окопах Сталинграда : повесть / Виктор Некрасов : [вступ. ст. И. Бояшова]. — СПб. : ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. — 350 с. — (Серия «Великая Победа»).

Повесть «В окопах Сталинграда», уже ставшая классикой отечественной военной прозы, – одно из самых ярких произведений известного российского писателя Виктора Некрасова. Книга автобиографичная, по форме и манере изложения напоминает дневник и одновременно кадры черно-белой документальной кинохроники о войне. И персонажи В. Некрасова не придуманные – живые. Едва ли не впервые прозвучала здесь та неприглядная правда о войне, которую позже назовут «окопной». Рубленой фразой, просто и лаконично рассказывается на этих страницах о фронтовых буднях, о том, что война — это тяжелая работа, грязь, неустроенность, неприкаянный быт. Героем же повести становится у Некрасова, как и у Льва Толстого, народ, на совесть сработавший свое дело и добившийся победы.

Пикуль, В.С. Мальчики с бантиками : повесть / Валентин Пикуль ; рис. Ф. Махонина. – Л. : Детская литература, 1974. – 207 с. : ил.

«Мальчики с бантиками» – автобиографическая повесть о жизни обитателей Соловецких островов в стенах Школы юнг, где автор выступает в роли главного героя под именем Савки Огурцова. Мальчишки из Школы юнг с Соловецких островов. Их юность пришлась на «сороковые роковые» – годы Великой Отечественной войны. Многие из них прямо со школьной скамьи ступили на палубы боевых кораблей, – а мечтали об этом все. Они связали свою судьбу с морем еще в том возрасте, когда их сверстники только-только подумывают о выборе будущей профессии. Какими они были? Как жили? Как сбылись их надежды? Юнгам с Соловецких островов посвящена знаменитая, увлекательная повесть Валентина Пикуля.

Полевой, Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Борис Полевой. — М. : Худож. литература, 1983. — 319 с.

«В жизни всегда найдется место подвигу» — эти горьковские строчки могли бы стать эпиграфом к легендарной книге Полевого, рассказывающей об удивительной судьбе советского летчика-аса Алексея Маресьева, жизнь которого является примером мужества, несгибаемой воли и стойкости.

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая : повесть / Анатолий Приставкин. — Москва : Издательство АСТ, 2019. — 286 с.

Повесть «Ночевала тучка золотая» получила мировое признание — в течение нескольких лег после выхода она была переведена более чем на 30 языков, а Анатолий Приставкин стал лауреатом Госпремии СССР. Детдом Анатолий Приставкина отнюдь не благостное заведение, какими сейчас представляют военные детские дома. В основе книги лежит история беспризорников, двух братьев Сашки и Кольки Кузьминых, которые во время войны отправляются из Подмосковья на Северный Кавказ и оказываются втянутыми в драматические события депортации северокавказских народов в 1943-1944 годах.

Семенов, Ю.С. Семнадцать мгновений весны : роман / Юлиан Семенов. – М. : АСТ : Олимп, 2008. – 284 с.

Юлиан Семенович Семенов — русский писатель, историк, поэт, журналист, автор культового романа о Штирлице, легендарном советском разведчике. Герой романа, легендарный разведчик Исаев-Штирлиц стал настоящим народным кумиром. Роман » Семнадцать мгновений весны » был опубликован в 1970 году, и уже через три года состоялась его экранизация, сценарий также был написан Юлианом Семеновым. Телефильм имел оглушительный успех и по сей день остается хитом российского кинематографа.

Симонов, К.М. Живые и мертвые : роман в трех книгах. Книга 1. / Константин Симонов. — М. : Художественная литература, 1989. — 479 с.

Константин Симонов – известный русский писатель, всю войну прослуживший военным корреспондентом, поэт, обессмертивший себя пронзительным стихотворением «Жди меня, и я вернусь. » и романом «Живые и мертвые», ставшим художественно-эпическим повествованием о пути советского народа к победе в Великой Отечественной войне. Автор стремился соединить два плана – достоверную «летопись» основных событий войны, увиденных глазами главных героев, и анализ этих событий с точки зрения их современного писателю понимания и оценки. Роман «Живые и мертвые» впоследствии был продолжен еще двумя романами, разросшись в трилогию.

Смирнов, С.С. Брестская крепость : роман / Сергей Смирнов. — М. : Сов. Россия, 1990. — 400 с. — (Подвиг).

В книге восстановлен полный драматизма эпизод Великой Отечественной войны – защита Брестской крепости, рассказано о подвиге людей, которые, оказавшись отрезанными от внешнего мира, продолжали героическое сопротивление врагу. С. С. Смирнов воссоздал их биографию, восстановил честное имя защитников крепости, побывавших в фашистском плену, а также вернул стране имена погибших героев. В 1965 году книга удостоена Ленинской премии.

Стаднюк, И.Ф. Война : роман / Иван Стаднюк. — М. : Патриот, 1991. — 717 с.

В книгу вошли две первые части романа-эпопеи «Война», воссоздающие трагические события накануне Великой Отечественной войны и в ее начальный период.

Твардовский, А. Василий Тёркин : поэма ; Теркин на том свете : поэма ; Стихи разных лет / Александр Твардовский. — М. : Вече, 1995. — 480 с.

Это одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Василий Тёркин – собирательный герой, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату. Произведение имело большой успех у читателей. Каждая глава – небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Отдельные новеллы были созданы по мотивам реальных событий войны: начальный период отступления 1941–1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. В четырёх авторских главах-отступлениях – рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле. Поэма построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к Победе.

Фадеев, А. Молодая гвардия : роман / Александр Фадеев. — М. : Издательство «Правда», 1978. — 659 с.

Александру Фадееву удалось написать яркую книгу о жизни, первой любви и подвиге вчерашних школьников. Много смелых сердец зажег переизданный невероятное количество раз роман о подпольной организации Краснодонцев «Молодая гвардия». События, ставшие основой романа не выдумка, а правдивая иллюстрация к событиям ВОВ, которая закончилась почти 70 лет назад. Борьба юношей и девушек оккупированного немецкими захватчиками Краснодона, стала примером стойкости для каждого советского человека. Многие поколения, с содроганием читали сцены пыток, которым подвергались юные герои и их старшие товарищи. Мысленно сравнивали себя с ними и решали, достойны ли они, принять в дар то, что им подарили, пожертвовавшие собой герои.

Чаковский, А.Б. Блокада : роман / Александр Чаковский. – М. : Советский писатель, 1971. – 624 с.

Роман А. Чаковского БЛОКАДА посвящен подвигу советских людей в Великой Отечественной войне. Роман-эпопея повествует о событиях, предшествовавших началу войны, и о первых месяцах героического сопротивления на подступах к Ленинграду, и о наиболее напряженном периоде в войне — осени 1941 года, когда враг блокировал город Ленина и стоял на подступах к Москве. Заключительная книга романа-эпопеи БЛОКАДА, охватывающая период с конца ноября 1941 года по январь 1943 года, рассказывает о создании Ладожской ледовой Дороги жизни, о беспримерном героизме и мужестве ленинградцев, отстоявших свой город, о прорыве блокады зимой 1943 года. Роман лег в основу сценария одноименного фильма.

Шолохов, М.А. Они сражались за Родину. Наука ненависти. Судьба человека. Главы из романа, рассказы / Михаил Шолохов. — М. : Воениздат, 1989. — 256 с. (Школьная библиотека).

«Они сражались за Родину» посвящена героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. По этому роману Сергей Бондарчук в 1975 году снял одноименный художественный фильм, ставший безусловным шедевром на все времена.

«Судьба человека » — одно из самых известных произведений Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), крупнейшего прозаика ХХ века, автора знаменитого романа «Тихий Дон», принесшего писателю Нобелевскую премию по литературе (1955) и мировую известность. Рассказ, повествующий о судьбе русского солдата, которого Великая Отечественная война заставили пройти через страшные испытания, лишив дома и семьи и бросив в концлагерь, стал не только известнейшим произведением на военную тему, но и основой замечательного одноименного фильма с Сергеем Бондарчуком в главной роли.

Это далеко не полный перечень литературы о Великой Отечественной войне. История войны от событий 1941 года до последних ударов Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне.

ПРОЧИТАННАЯ КНИГА О ВОЙНЕ — ТВОЙ ПОДАРОК КО ДНЮ ПОБЕДЫ!

Составитель: гл. библиотекарь районной библиотеки Утемова Е.В.

lib.bspu.ru

Добро пожаловать на сайт Информационно-консультационного центра им Р. Г. Кузеева Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Основные сведения

Информационные ресурсы ИКЦ

Информационные ресурсы сети Интернет

Услуги

ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Люди!

0cm;background:white»>Покуда сердца стучатся, —

0cm;background:white»>Какой ценой завоевано счастье, —

0cm;background:white»>Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)

margin-left:15.0pt;text-align:center;background:white»>

22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в нашей истории, дата начала Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти народа она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, и патриотизма. Тема Великой Отечественной войны была и оста е тся одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Предлагаем вашему вниманию произведения авторов, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, а также произведения, созданные современниками. Прочтение книг известных авторов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы.

margin-left:15.0pt;background:white» >

Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». Пережитое на войне, война, какой видел ее Виктор Астафьев на передовой, стали центральной темой творчества писателя.

Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей…
К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею.
Я был на совершенно другой войне…
В. Астафьев
.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» — это «взгляд в прошлое»: о событиях Великой Отечественной войны писатель рассказывает в произведении 1990-ых годов. Однако «давность» романа почти незаметна – настолько яркие и детализированные картины создает здесь автор. Кажется, будто сам присутствуешь там, в Сибири 1942-43 годов, вместе с мальчишками 21 запасного пехотного полка, вырванными из дома для подготовки к «смертельной» операции – форсированию Днепра. Многие из этих ребят больны и долго в казарменных условиях они просуществовать не смогут. Все критики отмечают, что самым подходящим эпитетом для романа «Прокляты и убиты» является слово «немилосердный». И действительно, в произведении жизнь описана «немилосердно» — автор погружает нас в атмосферу голода, холода, страшных болезней, грязи и вони бараков, нужников, обовшивевших в коросте тел, отрепьев одежды, заскорузлой обуви, истлевших портянок. Параллельно развернуты ужасающие «деяния» офицеров: тупого политотдельца капитана Медведева; «дубаря», «оболдуя» лейтенанта Пшенного, из-за которого раньше времени погиб несчастный «доходяга» Попцов; «очкастого майора», зачитавшего приказ о расстреле «двух пацанов», братьев Снегиревых; «мерзавца»-лейтенанта, спокойно приведшего в исполнение этот приговор; полковника, «домашним» голосом приговорившего «к высшей мере» солдата за дружескую потасовку. Роман «Прокляты и убиты» он наполнил невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Герои Б.Горбатова в повести «Непокоренные» просто списаны с натуры. Писатель их знал. После освобождения Сталинграда он освобождал свой родной Донбасс. Начинается повесть с того, как наши войска отступают, и заканчивается их наступлением, а между этими событиями год жизни заводского поселка, оккупированного фашистами. Данная повесть — это первая попытка описать, что происходило на оккупированной территории, как люди бедствовали и боялись.

В повести три главных персонажа. Отец — Тарас Яценко и сыновья Степан и Андрей (как у Тараса Бульбы Гоголя). Сам глава семейства отказывается для немцев восстанавливать завод, занимается саботажем. Старший сын Степан — организует подпольную организацию. Подпольщицей становится дочь Тараса Настя, только что закончившая школу. Попавший в плен младший сын Андрей пересекает линию фронта и возвращается в свой город с освободителями. Отец его винит и считает изменником, явно поддавшись призывам Сталина.

Несомненно, автору было непросто открывать всю правду о войне, мешали идеологические шоры, касаться такого материала было немного охотников.

Например, описание работы подпольной группы под руководством Степана. Создав подпольную группу, Степан приходит к выводу, что среди тех, кто в мирное время пользовался официальным доверием, оказались и трусы и предатели, а среди неприметных и строптивых немало до конца верных Родине, подлинных героев.

«Волоколамское шоссе» — книга А.Бека состоящая из четырех повестей, объединенных общим названием о батальоне дивизии генерала Панфилова, которые окружены и прорывают вражеское кольцо и воссоединяются с нашими частями. Очень интересен образ самого генерала Панфилова, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскую скромность, умевшего управлять, воздействовать не криком, а умом. Повесть достоверна даже в мелочах. Это своеобразная хроника кровопролитных боев под Москвой, помогающая понять, почему немецкая армия не могла взять Москву.

Первые произведения К.Д. Воробьева имели странную, неожиданную судьбу. Известность пришла к нему в 1963 году, когда его повесть «Убиты под Москвой» (1961), отвергнутая многими журналами и издательствами, была напечатана А. Твардовским в «Новом мире». Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника. Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине. Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения. А еще лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей. Воробьев был одним из первых наших писателей, кто нашел в себе мужество замолвить слово за незаслуженно выпавших из списка героев войны, людей в условиях куда более трудных, нежели самые сложные условия жизни на фронте – во вражеском плену, сохранивших верность Отчизне.

О творческом писательском таланте К.Симонова говорили, что у него острота зрения и повадка прозаика. Книгу «Разные дни войны» составили военные дневники К. М. Симонова, в то время корреспондента «Красной звезды», охватывающие события 1941 года. Подзаголовок этой книги «Дневник писателя» во многом определяет ее характер. В предисловии к книге К. Симонов писал: «Что касается писателей, то, по моему мнению, сразу же, как кончится война, им нужно привести в порядок свои дневники. Что бы они ни писали во время войны и как бы их за это ни хвалили читатели, все равно на первый же день после окончания войны самым существенным, что они сделали на войне за войну, окажутся именно их дневники».Константин Симонов за войну, в промежутках между поездками на фронт в качестве военного корреспондента, написал две книги стихов, три пьесы и повесть «Дни и ночи», но как говорил он сам, «успевая одно – не успевал другого». Книга «Разные дни войны» была написана писателем через тридцать лет после окончания войны. Она вобрала в себя не только военные записки, корреспонденции, фронтовые блокноты и дневники, но и личные воспоминания писателя, его размышления о войне, навеянные работой с архивными материалами. «Разные дни войны» – это в первую очередь портрет «без прикрас» и самого Константина Симонова, это трезвый, а порой до жесткости правдивый взгляд на самого себя и на то время, в которое он жил.

Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины много сделали для победы.

В годы Великой Отечественной войны они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Об этих женщинах-солдатах идет речь в документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания более двухсот рассказов — исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок, «обыкновенных военных девушек», как они сами себя называли, в которых они рассказали о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Читая эту книгу, поражаешься, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны.

Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера:

«Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. ». И не единственная она была такая. Не женское это дело — убивать.

А Вера Данильцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война и она ушла на фронт, где стала снайпером, Кавалером двух орденов Славы.

Конечно, война — это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое армия и что такое война.

Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого даже к бабушке, а через два месяца эта девочка стала санинструктором и ушла на фронт.

Именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы для нас состоялось будущее, те девушки много лет назад воевали.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» (1942 г.).

Действие повести происходит на Синюхиной горе. В расположение зенитно-пулеметной батареи заброшены шестнадцать диверсантов и старшине Васкову с пятью девушками- зенитчицами необходимо их уничтожить.

Девушки Комелькова, Осянина, Четвертак, Гурвич и Бричкина — очень разные, у каждой из них до войны была своя жизнь, свои интересы.

Галя Четвертак была из детского дома. Она была подкидышем. Это ей в детском доме дали фамилию Четвертак, потому что меньше всех в четверть ростом вышла. Соня Гурвич — из большой дружной семьи участкового врача, училась в университете, донашивала перешитые платья сестер и бегала вместо танцев в читалку и театр, Рита Осянина — вдова героя — пограничника, погибшего во второй день войны в утренней контратаке. Ее пытались отправить в тыл, но она настояла, чтоб ее взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу, а затем отправили на тот — же участок, где погиб ее супруг. Лиза Бричкина — все свои девятнадцать лет прожила в ожидании завтрашнего дня. Подружки ее уже давно окончили школу: кто уехал учиться, кто вышел замуж, а Лиза ухаживала за больной матерью, помогала отцу по хозяйству и ждала завтрашнего дня. Евгения Комелькова — несмотря на все свои жизненные трагедии, осталась чрезвычайно общительной, веселой и озорной.

Защищая Родину, спасая друг друга, девушки все погибают.

В конце произведения, когда старшина Васков поймал немцев, в отчаянии, ругаясь черными словами, трясясь в ознобе, он кричал:

«Что, взяли. Взяли, да. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете. Он рычал и плакал: обессилел, видно, вконец».

Одной из первых повестей В. Некрасова была повесть «В окопах Сталинграда» (1946). Ей суждено было стать этапной для литературы, открывающей войну, а таким образом в определенном смысле и мир, в котором люди жили до войны, и будут жить после нее. Действительно, автор описал войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942-го года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления, но, несмотря на все трудности фронтовых будней, отношения между героями повести простые и сердечные. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво: «На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она — как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валера вот читает по складам, в делении путает, не знает, сколько будет семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину — за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае — он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела — покажет себя». Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде.

Повесть «Звезда» была задумана Э. Казакевичем в 1944 году под Ковелем, где готовилась крупная наступательная операция советских войск, приобрела всемирную известность, переиздавалась более пятидесяти раз.

События в повести сгущены до предела. Она поэтична и лирична, насколько может быть лирично произведение, повествующее о гибели отряда разведчиков.

Молчаливый, весь отдающийся делу разведчик лейтенант Травкин уводит самых лучших своих разведчиков — веселого сибиряка Аниканова и крымчанина Мамочкина, старых разведчиков Бражникова и Быкова, семнадцатилетнего Юру Голуба, который сам себя называл Голубем, высокого красавца Феоктистова на выполнение особо важного задания. Они уходят в глубокий тыл к немцам и оказываются в самой гуще отборных немецких дивизий, с предельной осторожностью сосредоточившихся для нанесения неожиданного удара под Ковелем, чтобы сорвать наступление на Польшу. Разведчики проявляют смелость, решительность, берут нескольких «языков» и, выяснив секретнейшие замыслы немецкого командования, успевают передать их по рации своему командованию. Но уже брошены группировки прочесывания группенфюрером СС дивизии «Викинг», в схватке с одним из таких отрядов все разведчики гибнут.

«Звезда, Звезда!- громко закричала Катя.- Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя . но Звезда молчала. Молчала Звезда и на следующий день и позднее. »

Есть произведения, которые, как бы вырывают из истории судьбу одного или нескольких людей и рассказывают об их жизни на фоне военных событий. Это повесть «Сашка» Вячеслава Кондратьева, писателя — фронтовика, имя которого стало известно после публикации повести. Повесть посвящена нескольким дням солдатской жизни, связанных в памяти с Ржевом, где автор начинал войну. Главный герой повести деревенский паренек Сашка подобно тысячам и тысячам своих сверстников стоит насмерть под Ржевом. Эта повесть — суровый, правдивый рассказ из жизни солдата. Сашка по-юношески любопытен (любопытствует, сколько табаку и рому выдают немецким солдатам в день), ему знаком страх, знакомо ему и сострадание. Со всем народом он готов громить фашистов «. и уничтожать безжалостно! Но, когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым. »

Рассказ Шолохова «Судьба человека» — о нелегкой жизни солдата, который страдая и погибая прошел войну, он шел к победе не щадя жизни и в итоге оказалось, что он потерял всю семью. У него изранена душа, но он хочет быть кому-то нужным, полезным и любить. Он берет себе в сыновья мальчишку-сироту и заботится о нем. А мальчик счастлив! Он думает, что это его настоящий отец нашелся.

«Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?»- В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось», — говорю я ему».

«Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. »

Лирическая поэзия самый яркий и объективный показатель душевного состояния общества в годы войны. Замечательные стихи Константина Симонова, Алексея Фатьянова, Иосифа Уткина, Ольги Бергольц, ставшей душой сопротивления блокадного Ленинграда, молодого поэта Семена Гудзенко, Алексея Суркова, Дмитрия Кедрина, Павла Шубина, Михаила Львова, Семена Кирсанова, Юлии Друниной, Михаила Светлова, сложивших свои головы боях Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Ильи Лапшина, Всеволода Багрицкого, Бориса Смоленского и др. Все они писали проникновенные стихи о войне, о героизме, о смелости, о дружбе, о любви. и о Родине и Победе.

Живое, глубоко личное восприятие Родины и ее истории, чувство преемственности героических, нравственных и культурных национальных традиций, святая ненависть к врагу – вот основные мотивы поэзии военных лет.

Сборник стихов о войне «Идет война народная…» состоит из двух разделов. Первый – «Нам дороги эти позабыть нельзя…» – открывается стихами Анны Ахматовой и включает стихи всех известных поэтов-фронтовиков и тех, кто работал в тылу (Алексея Суркова, Александра Твардовского, Константина Симонова, Давида Самойлова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы и др.). Во втором разделе – «Война вошла в мальчишество мое…» – собраны стихи поэтов, чье детство совпало с военным временем (Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.), а также родившихся после войны (Николая Дмитриева, Юрия Полякова, Олега Хлебникова). В конце книги приведены краткие биографические справки обо всех поэтах, чьи стихи включены в сборник.

Особая и важная часть творчества поэта и писателя Булата Окуджавы — поэзия и проза о войне. Эта территория священна для поэта и осваивает ее он с чувствами мальчика-добровольца, солдата из повести «Будь здоров, школяр» (1960-1961). Обнажены израненные души все видевших и переживших лирических героев его стихов: «Проводы у военкомата», «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ах, война, что ты, подлая, сделала?», «От войны войны не ищут», «До свидания, мальчики», «Воспоминание о Дне Победы», «Земля изрыта вкривь и вкось», «Дерзость, или Разговор перед боем», «Мое поколение», «Ах, оркестры духовые», «Послевоенное танго». В текстах песен – горечь и боль утрат, отрицание войны, живая память об ушедших и не вернувшихся с полей сражений…

А. Твардовский писал поэму «Василий Теркин» будучи фронтовым корреспондентом. Герой поэмы А. Твардовского Василий Теркин стал символом русского солдата, его образ предельно обобщенный, собирательный народный характер в лучших его проявлениях. Это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый лукавый собеседник. В его образе соединены богатейшие фольклорные и литературные традиции и современность. Теркин — боец, который совершает фантастические подвиги, человек необычайной стойкости (переплывает ледяную реку), он умелец на все руки (помогает старику починить старую пилу), шутник, за словом в карман не полезет. Произведение насыщено пословицами и поговорками, которые усиливают художественный эффект произведения. Однако не все весело во фронтовой жизни героя. Ему известна тоска по родным, оставшимся в смоленской стороне, он горевал, когда было отступление и прятал глаза от хозяек, заходя в крестьянские хаты при отступлении, как будто он виноват в поражении в первые месяцы войны. Судьба Теркина — судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, олицетворение силы духа и воли к жизни. Произведение имеет большую жизнеутверждающую силу.

Уже после войны в 1945-46 годах Твардовский создает свое самое сильное произведение о войне «Я убит подо Ржевом. ». Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны. Все стихотворение — страстный монолог мертвого к живым, монолог-обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый.

… И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали.
Но она – спасена.

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам – все это, живые.
Нам – отрада одна:

Что недаром боролись
Мы за Родину-мать .

Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать…

Родина, война, смерть, любовь, ненависть к врагу, боевое братство, мечта о победе, раздумья о судьбе народа — основные мотивы литературы о войне. Многие из них — подлинные шедевры и, несомненно, не утратят своего значения в будущем, будут правдивыми свидетельствами подвигов нашего народа и замечательным примером для поколений, не знающих войны.

Со всеми книгами, представленными в обзоре, вы можете ознакомиться в библиотеке ИФОМК, где проходит выставка художественных произведений о Великой Отечественной войне: корпус № 3, каб. 214.

Список литературы, использованной при подготовке обзора:

Алексиевич, С. А. У войны-не женское лицо / Светлана Александровна ; С.Алексиевич. — М. : Пальмира, 2004. — 314 с.

Астафьев, В. П. Прокляты и убиты: [роман] / Виктор Петрович ; В. П. Астафьев. — М. : Эксмо, 2007. — 800 с. — (Русская классика ХХ века).

Бек, А. А. Волоколамское шоссе / А. А. Бек ; А. А. Бек. — Москва : Государственное издательство художественной литературы , 1960.

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие. : Повесть / Борис Львович ; Б.Васильев. — М. : Детская литература, 1972. — 191 с. : ил.

Воробьев, К. Д. Убиты под Москвой : Повести и рассказы / Константин Дмитриевич ; Сост.В.Чалмаева. — М. : Детская литература, 2002. — 286 с. : ил. — (Школьная библиотека).

Горбатов, Б. Л. Непокоренные : повести / Б. Л. Горбатов, Э. Казакевич ; Б. Горбатов. Звезда : повесть / Э.Казакевич ; послесл. А. Г. Когана. — М. : Просвещение, 1988.

«Идет война народная. « : Стихи о Великой Отечественной войне / Сост.Н.И.Горбачева. — М. : Детская литература, 2002. — 329 с. : ил. — (Школьная библиотека).

Казакевич, Э. Г. Звезда: избранное / Эммануил Генрихович ; Э. Г. Казакевич . — М. : Эксмо, 2003. — 736 с. — (Красная книга русской прозы).

Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению: повести / Вячеслав Леонидович ; В. Л. Кондратьев. — М. : Детская литература, 2002. — 285 с. : ил. — (Школьная библиотека).

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда [Текст] / Виктор Платонович ; В. П. Некрасов. — М. : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011. — 360 с. — (Библиотека школьника).

Окуджава, Б. Ш. Стихи. Рассказы. Повести [Текст] / Булат Шалвович ; Б. Ш. Окуджава. — Екатеринбург : У-Фактория, 1999. — 573 с.

Симонов, К. М. Разные лица войны: дневники, стихи, проза / Константин Михайлович ; Константин Симонов ; [авт. вступ. ст. А. Симонов]. — М. : Эксмо, 2004. — 639 с.

Твардовский, А. Т. Василий Теркин; Теркин на том свете : [Поэмы]; Стихотворения / Александр Трифонович ; Александр Твардовский. — М. : ЭКСМО, 2003. — 351 с. : портр.

Шолохов, М .А. Судьба человека: рассказ /М. Шолохов. — М.: Детская литература, 1985 .

Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа

Великая Отечественная война в литературе широко освещалась, особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами. Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы предлагаем вашему вниманию список лучших книг, посвященных Великой Отечественной войне, которые стоит читать и перечитывать.

Василь Быков

Василь Быков (книги представлены ниже) – выдающийся советский писатель, общественный деятель и участник ВОВ. Наверное, один из самых известных авторов военных романов. Быков писал преимущественно о нравственном выборе человека во время самых суровых испытаний, выпадающих на его долю, и о героизме простых солдат. Василь Владимирович воспевал в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Ниже мы рассмотрим самые известные романы этого автора: «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета».

«Сотников»

Повесть была написана в 1968 году. Это еще один пример того, как описывалась Великая Отечественная война в художественной литературе. Изначально произволение носило название «Ликвидация», а основой сюжета стала встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».

Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они немного отдыхают и получают тушку овцы. Теперь можно возвращаться обратно. Но на обратном пути они натыкают на отряд полицаев. Сотников оказывается серьезно ранен. Теперь Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев.

«Обелиск»

Множество произведений о войне написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.

Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.

«Дожить до рассвета»

Повесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.

Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта – на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача – взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.

В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.

«А зори здесь тихие…»

Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».

«А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) – книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.

Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.

В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев – девушки вызвались сами.

«Завтра была война»

Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.

«Завтра была война» — произведение о предвоенном времени. Главные его герои – совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.

«Горячий снег»

Роман писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Великая Отечественная война в литературе этого писателя представлена особенно широко и стала основным мотивом всего его творчества. Но самым известным произведением Бондарева является именно роман «Горячий снег», написанный в 1970 году. Действие произведения разворачивается в декабре 1942 года под Сталинградом. Основан роман на реальных событиях – попытке немецкой армии деблокировать шестую армию Паулюса, окруженную под Сталинградом. Это сражение стало решающим в битве за Сталинград. Книга была экранизирована Г. Егиазаровым.

Роман начинается с того, что двум артиллерийским взводам под командованием Давлатяна и Кузнецова предстоит закрепиться на реке Мышкова, а затем сдержать наступление немецких танков, спешащих на выручку армии Паулюса.

После первой волны наступления от взвода лейтенанта Кузнецова остается одно орудие и три бойца. Тем не менее солдаты еще в течении суток продолжают отражать натиск врагов.

«Судьба человека»

«Судьба человека» — школьное произведение, которое изучается в рамках темы «Великая Отечественная война в литературе». Рассказ написал знаменитый советский писатель Михаил Шолохов в 1957 году.

В произведении описывается жизнь простого шофера Андрея Соколова, которому пришлось покинуть семью и родной дом с началом Великой Отечественной войны. Однако не успел герой попасть на фронт, как он тут же получает ранение и оказывается в нацистском плену, а затем и в концлагерь. Благодаря своему мужеству Соколову удается пережить плен, а уже в конце войны удается бежать. Попав к своим, он получает отпуск и отправляется на малую родину, где узнает, что семья его погибла, в живых остался только сын, который ушел на войну. Андрей возвращается на фронт и узнает, что его сын был застрелен снайпером в последний день войны. Однако это еще не конец истории героя, Шолохов показывает, что, даже потеряв все, можно найти новую надежду и обрести силы для того, чтобы жить дальше.

«Брестская крепость»

Книга известного советского писателя и журналиста Сергея Смирнова была написана в 1954 году. За это произведение автор был удостоен в 1964 году Ленинской премии. И это неудивительно, ведь книга представляет собой результат десятилетней работы Смирнова над историей обороны Брестской крепости.

Произведение «Брестская крепость» (Сергей Смирнов) – сама часть истории. Писать буквально по крупицам собирал сведения о защитниках, желая, чтобы их добрые имена и честь не были забыты. Многие из героев оказались в плену, за что после окончания войны они были осуждены. И их желал защитить Смирнов. В книге множество воспоминаний и свидетельств участников сражений, что наполняет книгу истинным трагизмом, полным мужественных и решительных поступков.

«Живые и мертвые»

Великая Отечественная война в литературе 20 века описывает жизнь простых людей, которые по воле судьбы оказались героями и предателями. Это жестокое время многих перемололо, и лишь единицам удалось проскользнуть между жерновами истории.

«Живые и мертвые» — первая книга знаменитой одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Вторые две части эпопеи называются «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Первая часть трилогии была опубликована в 1959 году.

Многие критики считают произведение одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великая Отечественная война в литературе 20 века. При этом роман-эпопея не является историографическим произведением или хроникой войны. Персонажи книги – вымышленные люди, хотя и обладающие определенными прототипами.

«У войны – не женское лицо»

Литература, посвященная Великой Отечественной войне, обычно описывает подвиги мужчин, подчас забывая о том, что и женщины внесли свой вклад в общую победу. Но книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, можно сказать, восстанавливает историческую справедливость. Писательница собрала в своем произведении рассказы тех женщин, что принимали участие в Великой Отечественной. Названием книги стали первые строки романа «Война под крышами» А. Адамовича.

Впервые книга была опубликована в 1983 году, но на тот момент многие главы были вычеркнуты цензурой. И только через два года читатели смогли ознакомиться с произведением в полном объеме.

«В списках не значится»

Еще одна повесть, темой которой стала Великая Отечественная война. В советской литературе Борис Васильев, о котором мы уже упоминали выше, был довольно известен. Но известность эту он получил как раз благодаря своим военным произведением, одним из которых и является повесть «В списках не значится».

Книга была написана в 1974 году. Действие ее происходит в самом начале ВОВ в Брестской крепости, осаждаемой фашистскими захватчиками. Лейтенант Николай Плужников, главный герой произведения, перед началом войны попадает в эту крепость – он прибывал в ночь с 21 на 22 июня. И на рассвете уже начинается бой. У Николая есть возможность уйти отсюда, так как его имени нет ни в одном воинском списке, однако решается остаться и защищать свою родину до конца.

«Бабий яр»

Документальный роман «Бабий яр» Анатолий Кузнецов опубликовал в 1965 году. Произведение основано на детских воспоминаниях автора, который во время войны оказался на оккупированной немцами территории.

Роман начинается с небольшого авторского предисловия, краткой вступительной главы и нескольких глав, которые объединены в три части. В первой части рассказывается о выводе из Киева отступающих советских войск, крахе Юго-Западного фронта и начале оккупации. Также сюда были включены сцены расстрела евреев, взрывов Киево-Печерской Лавры и Крещатика.

Вторая часть полностью посвящена оккупационной жизни 1941-1943 годов, угонам русских и украинцев в качестве рабочих в Германию, о голоде, о подпольном производстве, об украинских националистах. Заключительная часть романа повествует об освобождении украинской земли от немецких оккупантов, бегстве полицаев, сражении за город, о восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра.

«Повесть о настоящем человеке»

Литература про Великую Отечественную войну включает и произведение еще одного русского писателя, прошедшего войну в качестве военного журналиста, Бориса Полевого. Повесть написана в 1946 году, то есть практически сразу после окончания военных действий.

В основе сюжета – событие из жизни военного летчика СССР Алексея Мересьева. Его прототипом стал реальный персонаж, герой Советского Союза Алексей Маресьев, который, как и его герой, был летчиком. История рассказывает о том, как он был сбит в бою с немцами и тяжело ранен. В результате аварии он потерял обе ноги. Однако сила воли его была настолько велика, что ему удалось вернуться в ряды советских летчиков.

Произведение было удостоено Сталинской премии. Повесть проникнута гуманистическими и патриотическими идеями.

«Мадонна с пайковым хлебом»

Мария Глушко – крымская советская писательница, ушедшая на фронт в начале ВОВ. Ее книга «Мадонна с пайковым хлебом» — о подвиге всех матерей, на чью долю выпало пережить Великую Отечественную войну. Героиня произведения – совсем юная девушка Нина, чей муж отправляется на войну, а она по настоянию отца едет в эвакуацию в Ташкент, где ее ждут мачеха и брат. Героиня находится на последних сроках беременности, но это не защитит ее от потока бед человеческих. И за небольшое время Нине предстоит узнать то, что до этого от нее было скрыто за благополучием и спокойствием довоенного существования: настолько по-разному живут в стране люди, какие у них жизненные принципы, ценности, установки, чем они отличаются от нее, выросшей в неведении и достатке. Но главное, что предстоит сделать героине, – родить ребенка и спасти его от всех напастей войны.

«Василий Теркин»

Таких персонажей, как герои Великой Отечественной войны, литература рисовала читателю по-разному, однако самым запоминающимся, неунывающим и харизматичным, несомненно, был Василий Теркин.

Эта поэма Александра Твардовского, начавшая издаваться в 1942 году, сразу же получила всенародную любовь и признание. Произведение писалось и публиковалось на протяжении всей ВОВ, последняя часть была издана в 1945 году. Основной задачей поэмы было поддержать боевой дух солдат, и Твардовскому с успехом удалось выполнить эту задачу, во многом благодаря образу главного героя. Удалой и веселый Теркин, который при этом всегда готов к бою, покорил сердца многих простых солдат. Он душа подразделения, весельчак и балагур, а в бою – пример для подражания, находчивый и всегда добивающийся своей цели воин. Даже будучи на волосок от гибели, он продолжает бороться и уже вступает в схватку с самой Смертью.

Произведение включает пролог, 30 глав основного содержания, разделенных на три части, и эпилог. Каждая глава представляет собой небольшую фронтовую историю из жизни главного героя.

Таким образом, мы видим, что подвиги Великой Отечественной войны литература советского периода широко освещала. Можно сказать, что это одна из основных тем середины и второй половины 20 века для русских и советских писателей. Обусловлено это тем, что вся страна была вовлечена в бой с немецкими захватчиками. Даже те, кто не был на фронте, безустанно трудились в тылу, обеспечивая солдат боеприпасами и провизией.


источники:

http://lib.bspu.ru/node/556

http://fb.ru/article/247795/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-literature-luchshie-proizvedeniya-o-podvige-sovetskogo-naroda

Оцените статью