Рецензия на фильм «Чёрная пантера: Ваканда навеки» (2022)

В конце августа 2020 года весь мир потрясла внезапная новость о смерти от рака актера Чедвика Боузмана. Но эта новость поразила многих, и в первую очередь киносообщество и фанатов фильмов Марвел. 43-летний Боузман, в течение четырех лет боровшийся со смертельным недугом, тщательно скрывал диагноз даже от коллег, с которыми работал. Поэтому новость о его смерти была похожа на гром среди ясного неба. И это печальное событие остро ставило вопрос дальнейшего развития фильмов о Черной пантере, потерявших исполнителя главной роли.

Учитывая, что ни режиссер Райан Куглер, ни глава Marvel Studios Кевин Файги не догадывались о болезни Боузмана, у них были свои планы и свое видение развития персонажа. Теперь же они предстали перед дилеммой: как продолжить историю Черной пантеры и одновременно почтить память усопшего актера – и сделать это оптимально с точки зрения этики и бизнеса. Прошел год после внезапной смерти короля и защитника Ваканды Т’Чаллы. Все еще оправляющаяся от потери страна теперь должна прилагать больше усилий для того, чтобы защититься – ведь вибраниум является слишком ценным ресурсом, которым хотят завладеть и другие страны.
Обзор на «Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск» (2022)

Впрочем, оказывается, что доступ к бесценному металлу имеет не только Ваканда, но и Талокан. Это подводное королевство, которое на протяжении веков оставалось тайной для внешнего мира, теперь оказалось на грани разоблачения из-за активного поиска вибраниума. На что можно пойти для того, чтобы защитить свой дом? И должны ли в этом вопросе вообще действовать какие-либо ограничения? Одна из важных особенностей Черной пантеры как серии фильмов даже не беспрецедентная ситуация с репрезентацией чернокожих актеров в супергеройском блокбастере (хотя это, бесспорно, тоже важно). Это история, которая создает нарратив об африканской стране, не подвергшейся колонизации, порабощению и рабству – поэтому ее символическое значение трудно переоценить.

«Черная пантера: Ваканда навеки» эту тему углубляет, а также раскрывает ее с иной перспективы: теперь зритель имеет возможность увидеть Талокан, основанный беглецами – коренными жителями Южной Америки, которые под водой нашли спасение от колонизации, террора конкистадоров и рабства. И увидеть разницу между двумя народами – которая, очевидно, заключается совсем не в цвете кожи. Повелитель подводного царства Нэмор – один из лучших антагонистов Киновселенной Марвел: продуманный персонаж с мощными способностями и, более принципиальной, сильной и понятной мотивацией. Вообще он дебютировал в комиксах еще в 1939 году, и с тех пор чего только с ним не было – выступал он и против, и вместе с иконическими героями – Капитаном Америкой, Железным человеком, Фантастической четверкой, Людьми Икс… словом, его можно было с чистой совестью вводить в практически любой фильм Марвел, но именно в «Черной Пантере» он заиграл новыми красками.

Дело в том, что в оригинале он происходил из Атлантиды, в фильме же является представителем коренных американских народов – и на наземной родине его отождествляют с богом Кукулькааном. Благодаря этому и он, и все его королевство стало полнокровным, получило новое значение, пронзительное и болезненное настолько, насколько пронзительными и болезненными могут быть легенды рабов о далеком недосягаемом месте, где они могли бы получить вожделенную волю.

Вообще «Черная пантера: Ваканда навеки» – один из самых драматических фильмов Марвел, и другим, еще более очевидным, чем антиколониальный мотив, становится мотив переживания горя. Горе из-за смерти Чедвика Боузмана, почти физически ощутимо, и раскрывает тему гораздо лучше и серьезнее, чем, скажем, «Мстители: Финал».

«Черная пантера: Ваканда навеки» не изменяет своей интонации от начала и до конца – и даже сцена после титров (здесь, к слову, одна), которую в других фильмах довольно часто используют как место для тизеров, намекающих на будущие события или анонсирующих новых персонажей, здесь выдержана в том же тоне. И по своему смыслу и эмоциональному посылу является одной из важнейших послетитровых сцен в киновселенной Марвел. Черная Пантера еще вернется – сообщают нам в самом конце фильма. И это одновременно радостно и несколько грустно – как и осознание того, что герои могут меняться, но история продолжается – и эту историю не может прервать даже смерть.